нижний авзян белорецкого района история

Глава 1. Век 18-й. Так начинался завод

нижний авзян белорецкого района история. Смотреть фото нижний авзян белорецкого района история. Смотреть картинку нижний авзян белорецкого района история. Картинка про нижний авзян белорецкого района история. Фото нижний авзян белорецкого района история

Сергей Анатольевич КУЗНЕЦОВ:

Тогда же в этих краях появился и И.Б. Твердышев. Занимался Иван Борисович поставками провианта для Оренбургского гарнизона (перегоняя сюда скупленный по дешевке у башкир скот) и, как тогда говорили, винным откупом. Стоит отме­тить, что слою долю отцовского наследства Иван по молодости прогулял. Когда он, как говорится, взялся за ум и изрядно поработав, утвердился в числе извест­ных купцов и ближайших приятелей назначенного в 1742 году губернатором Орен­буржья Ивана Неплюева, ему потребовались деньги, чтобы начать заводское депо. За ними он пришел не к двум братьям, а к сестре Татьяне, бывшей замужем за И.С. Мясниковым. Татьяна не отказала, но потребовала, чтобы Иван Борисович делил заводскую прибыль с ее мужем. Так Твердышев обзавелся компаньоном.

Определяющим же для нынешнего места расположения Верхнего Авзяна стало поданное 14 октября 1752 года в Оренбургскую канцелярию, (кстати, пятое по счету) «покорнейшее прошение» Ивана Мясникова: «. А к построению железно­го завода для плавки чугуна отыскана внутри Башкирии речка, впадающая в реку Белую с правой стороны, называется Авзян, на устье которой еще в 1739 году генерал-майор Самсонов, будучи в походе против бунтующих башкирцев, лаге­рем стоял».

В музее авзянской русской национальной школы хранится записанный в 1949 году рассказа жителя деревни Исмакаево Хайретдина Махмутова, праправнука одного из старейшин. А передал его в 1983 году в школьный музей Григорий Никандрович Петров.

События, связанные с продажей земли, в семье Махмутовых передавались из поколения в поколение и дошли до наших времен».

Огнеупорный камень возили с Литовской горы, что близ Табынской крепости (55 верст), белую огнеупорную глину брали в 67 верстах (ныне Белорецк), из­весть добывали в четырех верстах.

Приписанные к заводам шуваловские крестьяне жили в 33 селениях, располо­женных у места впадения Вятки в Каму. Это практически весь нынешний Архан­гельский район, называвшийся прежде «Чистое поле». Приписные приезжали на своих телегах из дома, и по несколько месяцев отрабатывали свою «вахту». Петр Шувалов перевел сюда также часть своих крепостных крестьян из центральных гу­берний, и заселил в заводской поселок, насчитывавший 50 дворов. В частности, ули­ца Кукарка (нынешняя Блюхера) была названа плотниками, привезенными графом из одноименного села Вятской губернии. Так же появилась и улица Калужевская.

Растущие долги вынудили Шувалова продать в 1758 году оба завода К. Матве­еву, который и принял их с долгом в 24 тысяч рублей. Современники отмечали крайне жестокое обращение заводчиков и их помощников с рабочими. За различ­ные провинности людей пороли кнутами, держали в цепях или в рудных ямах, заставляли работать в «железах».

В переходные периоды на заводах непременно происходили волнения и иног­да «заводским» удавалось добиться некоторого облегчения условий труда и быта. В 1760 году К. Матвеев за 90 тысяч рублей продает свои заводы Евдокиму Ники­тичу Демидову. Волновавшаяся толпа в сто человек с луками и дубинами ходила по заводу и прогоняла всех, кто не хотел покидать рабочие места добровольно. Уже в январе 1761 года на предприятиях не осталось приписных. Последние мас­теровые из числа переведенных на завод ушли в феврале. Бунт был, однако, подав­лен, наиболее активных наказали «кошками», а остальных вернули на заводы.

Авзяну 250 лет. тв. коллектив: Л. П. Швец, Л. И. Гришина, Н. М. Панченко. 2004 г.

Источник

«Село Нижний Авзян.»

» Память жива, пока помнят живые….»

Статистика

История :

Нижний Авзян.

Введенская церковь.

нижний авзян белорецкого района история. Смотреть фото нижний авзян белорецкого района история. Смотреть картинку нижний авзян белорецкого района история. Картинка про нижний авзян белорецкого района история. Фото нижний авзян белорецкого района история

нижний авзян белорецкого района история. Смотреть фото нижний авзян белорецкого района история. Смотреть картинку нижний авзян белорецкого района история. Картинка про нижний авзян белорецкого района история. Фото нижний авзян белорецкого района история

Часовня.

Была с давних времен в Нижнем Авзяне и своя часовня. Находилась она за горой Кресты. Построили ее, как гласит предание, после того, как местные жители видели здесь Пресвятую Богородицу. А на самой горе некий Зайцев, житель Нижнего Авзяна, богатый человек, установил навес, под которым висел колокол. Это была своего рода колокольня. Также на горе стоял поклонный крест. По некоторым данным там же находилась келья, где жил старец. Часовня под горой стояла на благодатном Вознесенским источнике, который течет до сих пор. Вода в источнике – без вкуса, но приятная. Это место в народе пользуется большой популярностью. Местные жители издавна ходят сюда за водой.
А в старые времена православные ходили к святому источнику крестным ходом на праздник Вознесения. В этот день в Нижнем Авзяне всегда было очень торжественно, особенно, когда звон колоколов Введенской церкви перекликался со звоном колокола, установленного на горе. Часовня у источником, поклонный крест и колоколенка на горе просуществовали до революции и были снесены и сожжены в первое десятилетие Советской власти.
В 2000 году часовню местные жители отстроили вновь. На праздник Вознесения состоялось ее открытие и освящение. А 3 августа 2012 года сделан еще один важнейший шаг в истории села: на горе Кресты был водружен шестиметровый поклонный крест. Здесь во Славу Божию потрудились казаки белорецкого хутора.
И самое главное: 25 июля 2012 года на Учредительном собрании было принято решение воссоздать Приход Введенского храма и возродить святыню, о которой так горевала Матерь Божия. И чтобы снова колокола возвестили о начале богослужений в Нижнем Авзяне.
22 августа приход был зарегистрирован в Минюсте. А 16 октября 2012 года храм, а также здание бывшей церковно-приходской школы и дом священника были переданы Нижнеавзянскому приходу. 28 декабря 2012 года Митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон благословил придать Введенскому храму села Нижний Авзян статус казачьего храма (2-го отделения Оренбургского казачьего войска).

Список имен Священнослужителей, церковнослужителей, прихожан Введенского храма Нижнего Авзяна.

Иерей Степан Борисович Соболев.
Матушка Екатерина Соболева
Дочь Татиана Борисовна Соболева.
Иерей Нил Алексеевич Пиндюрин.
Диакон Гавриил Нилович Пиндюрин.
Сын диакона Семен Нилович Пиндюрин
Псаломщик Петр Храмцов.
Иерей Александр Иванович Любимов (1897 год).
Матушка Мария Федоровна Любимова.
Их сын Виктор Александрович Любимов.
Иерей Макарий Фролович Лушников (1899 год).
Матушка Татиана Никитовна Лушникова.
Их дочь Васса Макаровна Лушникова
Их сын Георгий Макарович Лушников.
Псаломщик Иоанн Владимирович Житников (1900 год).
Псаломщик Федор Николаевич Зыков (1903 год).
Жена Васса Макаровна Зыкова.
Прихожанин, учитель Николай Гаврилович Рыбаков (1865 год).
Прихожанка, учительница Капиталина Николаевна Рыбакова (1865 год).
Прихожанка Мария Степановна Корнилова.
Прихожанин Петр Матвеев.
Иерей Иоанн Алексеевич Марсов (начал служить в Введенской церкви в 1897 году псаломщиком, затем диаконом и священником).
Жертвователь Степан Степанович Гущинский.
Прихожанин Дмитрий Фролович Хромцов

НА ЗАРЕ

Нижнему Авзяну – 260 лет.

нижний авзян белорецкого района история. Смотреть фото нижний авзян белорецкого района история. Смотреть картинку нижний авзян белорецкого района история. Картинка про нижний авзян белорецкого района история. Фото нижний авзян белорецкого района история

Нижнеавзянская церковь. Июнь 2016 г.

Я не стану рассказывать об истории этого славного русского села, скажу лишь об одном знаменательном факте: в Нижнем Авзяне возрождается храм. Самый старый в Белоречье!
Строили его еще демидовские мастера. Величественные колонны из лиственницы стоят у входов в два церковных придела. Они отшлифованы столетними ветрами!
При советской власти здание храма отдали под клуб. Там плясали, смотрели кино и лузгали семечки. А десять лет назад клуб закрыли. Здание было заброшено. И его тут же стали растаскивать по кусочкам. В храме даже устроили общественный туалет. Как говорят, все это делали заезжие туристы.
В 2010 году в селе была зарегистрирована православная община, которая и решила возродить святыню.
Сразу скажу, что Введенский храм (так он называется исторически) – это государственный памятник архитектуры. Он сохранился каким-то чудом. Его заливало дождями через прохудившуюся крышу, на его стенах царапали похабные надписи, приезжая молодёжь отдирала опалубку и разводила костры на ближайшей полянке. Храм выстоял. Он даже в поруганном виде выглядел величественно.
В Нижнем Авзяне остались одни старики… В первый раз я побывал здесь лет двадцать назад. Впечатление было тягостным. Неужели здесь когда-то бурлила жизнь и зачиналось горнозаводское дело? Неужели был большой завод, пристань, больница, школы?
Убогая деревушка! Идешь по улице, а на тебя чёрными глазницами пустых окон смотрят брошенные дома.
У Нины Зиминой есть пронзительное стихотворение «Под крылом небесной тишины». Не могу утверждать, но, насколько я помню, написала она его после того как я рассказал ей о той командировке в Нижний Авзян. Я рассказал об эпохе, которая на глазах уходит в землю. Мне казалось: все! не будет больше Нижнего Авзяна, пропадет он, как и десятки тысяч русских деревень, зарастет злым бурьяном, и только глупая кукушка будет куковать на старой лиственнице, оглашая немую окрестность и удивляясь: почему никто не спрашивает у неё: «Сколько нам ещё осталось жить. ».
И ведь никто не поверит, когда через сто лет какой-нибудь одинокий краевед начнёт рассказывать о славном Нижнеавзянском заводе, о знатных и суровых мастеровых людях, которые ковали здесь демидовское железо. О трудной колхозной жизни в советские времена, о животноводах, которых награждали орденами, о замечательной и бескорыстной сельской интеллигенции.
Никто не поверит!
…Вот какие строки Нина Зимина написала тогда об этой заброшенной деревушке, которая спит «под крылом небесной тишины»:

Да, старики верят в свой «счастливый кадрик»… Не вянут незабудки в их глазах. Не умирает надежда. Они ждут, что следующая серия этого «кино» будет непременно счастливой!
Будет ли? Сценариев несколько. Вот лишь некоторые.
Местные власти уповают на дачников, которых становится все больше… Дескать, хотя бы они сохранят это село. Здесь будет жариться шашлык по выходным дням и громко звучать музыка… Пусть! Но это будет другой Нижний Авзян. Потому что исчезнет дух самобытности, исчезнут уникальные традиции и говорок (он еще сохраняется в Нижнем!). А сельские бабушки не станут уже радостно распахивать окна, чтобы всласть наговориться с приезжим: «Ты чей, сынок?».
Другие связывают дальнейшую историю Нижнего Авзяна исключительно с храмом. Церковные люди мечтают даже создать здесь монастырь, и чтобы бывшие колхозные земли, ныне заброшенные, стали ухоженными монастырскими угодьями. В конце концов, храм – это единственная историческая данность, которая есть сегодня в Нижнем Авзяне. Всё остальное давно разрушено.
Сегодня храм возрождается с помощью казаков Оренбургского войска. Сделана кровля, вместо сопревшей от сырости стены возвели новую… А в прошлом году в храме впервые за многие-многие годы состоялся торжественный молебен. А еще здесь, в Нижнем Авзяне, стало традицией проводить детские казачьи лагеря, которые заканчиваются праздничным концертом. Прямо на полянке возле храма. Символическая сцена и несколько скамеек, на которые усаживаются местные старики. Выступают фольклорные коллективы из близлежащих русских сел.
Всё это немного оживило сельскую действительность – как камень, брошенный в тихий, заросший омут. Прослышав о храме, в Нижний потянулись люди. Они хотят прикоснуться к старым деревянным стенам Введенской церкви и непременно побывать на крыльце, где, как гласит предание, являлась Богоматерь после закрытия церкви. Она плакала о поруганной святыне.
Впрочем, хватит о грустном! Скоро в Нижнем Авзяне вновь состоится праздник! Селу исполняется двести шестьдесят лет.
25 июня в Нижний Авзян приедут все, кому дорог этот русский уголок земли. Выходцы из села и многочисленные гости. Будут звучать песни, местные старушки сядут на приготовленные лавочки и станут уголками платочков утирать слезы. В последнее время они часто радостно плачут, видя, что их деревенька «под крылом небесной тишины» наконец-то начинает просыпаться.

Введенская церковь, Нижний Авзяно-Петровский завод

нижний авзян белорецкого района история. Смотреть фото нижний авзян белорецкого района история. Смотреть картинку нижний авзян белорецкого района история. Картинка про нижний авзян белорецкого района история. Фото нижний авзян белорецкого района история

Рисунок М. Ф. Чурко. 1920-ые гг.

Старая деревянная церковь Верхнего Авзяна во второй половине прошлого столетия была перенесена в Нижний Авзян. Это было связано с тем, что в Верхнем Авзяне в 1877 году был построен большой каменный храм.
До своего переноса эта небольшая деревянная церковь находилась в Верхнем Авзяне на старой Базарной площади.
Н. Чернавский в своей книге утверждает, что нижнеавзянская церковь была построена в 1882 году, что, конечно же, не соответствует действительности: автор книги, очевидно, дату переноса церкви решил считать датой ее постройки.
А вот когда эта церковь была построена?
Недавно мне в руки попалась «Ведомость о церкви Казанской Божией Матери, Стерлитамакского уезда, Авзяно-Петровского завода за 1858 год». В этой «Ведомости» говорится, что в Верхнем Авзяне «иждивением господина заводосодержателя Василия Евдокимовича Демидова» в 1788 году была построена деревянная церковь Казанской Божией Матери. Церковь была двухпрестольной: помимо основного престола, был еще престол Николая Чудотворца. Священником был некто Павел Алексеевич Монбланов.
Это вторая церковь за всю историю Верхнего Авзяна. Как уже говорилось, первую церковь, построенную еще при основании завода, сожгли пугачевцы, среди которых было много раскольников и иноверцев.
Итак, в 1788 году Василий Демидов построил в Верхнем Авзяне деревянную церковь. Безусловно, это имено та самая церковь, которая когда-то возвышалась на Базарной площади и которую впоследствии перенесли в Нижний Авзян, дав ей новое название. В Верхнем Авзяне, по воспоминаниям старожилов, других деревянных церквей просто не было.
Таким образом, датой постройки здания нижнеавзянской Введенской церкви следует считать 1788 год.
Здание церкви сохранилось до наших дней. Это самая старая постройка на территории Белорецкого района. Сейчас там располагается клуб.
По воспоминаниям старожилов, в Введенской церкви было три престола: помимо главного – Введенского, были еще престолы в честь Вознесения и Михаила Архангела.
Церковь была одноштатной.
Удивительно, но ни в одном справочнике, где говорится о православных церквях Башкирии, этот храм даже не упоминается. А ведь это памятник архитектуры.
Церковь построена в духе классицизма. Примечательно, что каменная верхнеавзянская церковь Казанской Божией Матери является практически точной, только значительно увеличенной ее копией.
Введенская церковь обита железом. Железная обивка сохранилась и до нашего времени, правда, ее теперь скрывает декоративная опалубка. Между прочим, в исторической литературе, в частности, в книге Г. Ф. и З. И. Гудковых «Из истории южноуральских горных заводов XVII-XIX вв.», встречаются упоминания о том, что отдельные представители великого русского рода Демидовых тоже обивали свои дома железом. Напомним, что Верхний и Нижний Авзяно-Петровские заводы в самом начале своей истории находились в руках Демидовых.
У нас нет данных о том, когда Введенская церковь была закрыта. Сейчас, как уже говорилось, там находится клуб. Колокольня и купол полностью разрушены.
Вот имена последних священников Введенской церкви, которых до сих пор помнят старожилы Нижнего Авзяна: Степан Борисович Соболев и Нил Данилович Пиндюрин.
Степан Борисович жил в Нижнем Авзяне в доме недалеко от церкви. Дом этот сохранился до наших дней. В тридцатых годах о. Степан, очевидно, уже после закрытия церкви уехал из села. В доме его потом размещалась школа, которую нижнеавзянцы называли «поповой».
О Ниле Даниловиче Пиндюрине у нас сведений нет. Известно только, что его сын, Гавриил Нилович, в середине двадцатых годов во время приезда в Белорецк Уфимского епископа Григория (Козлова) был рукоположен во дьяконы.
Григорий Нилович служил в Кагинской Никольской церкви.
Псаломщиком нижнеавзянской Введенской церкви был, по воспоминаниям старожилов, Петр Храмцов.
Была в Нижнем Авзяне и своя часовня. Находилась она за горой Кресты. А на самой горе, как вспоминают старожилы, некий Зайцев, житель Нижнего Авзяна, богатый человек, установил навес, под которым висел колокол. Это была своего рода колокольня.
Часовня под горой находилась на благодатном источнике, который течет до сих пор. Православные ходили туда крестным ходом на праздник Вознесения. В этот день в Нижнем Авзяне всегда было очень торжественно, особенно, когда звон колоколов Введенской церкви перекликался со звоном колокола, установленного на горе. Часовня и колокольня были разрушены при Советской власти.
В 2000 году часовню отстроили вновь. На Вознесение состоялось ее открытие.
Сейчас Нижний Авзян – небольшое село, административно подчиняющееся Кагинскому сельсовету. Живут там в основном пожилые люди. Православного прихода нет. Верующие ходят на богослужения в Верхний Авзян, в возрождающуюся Казанско-Богородскую церковь.

Источники:

Тихий и прекрасный уголок.

Хорошо в российской глубинке! Заедешь в далёкую глухую деревеньку – и заворожит она своей стариной, бытом, укладом, говором жителей, тишиной необыкновенной и красотой окрестностей, не тронутых ещё человеком и быстроразвивающимся прогрессом. В таких местах будто время останавливается, дышится по-другому, и смотришь на мир другими глазами. По России-матушке таких деревень тысячи, есть они и в нашем районе. В минувшую субботу свой юбилей – 260-летие – отметил Нижний Авзян.

нижний авзян белорецкого района история. Смотреть фото нижний авзян белорецкого района история. Смотреть картинку нижний авзян белорецкого района история. Картинка про нижний авзян белорецкого района история. Фото нижний авзян белорецкого района история

Появилась деревня вместе со строительством здесь Нижнего Авзяно-Петровского завода, подсобного Верхнему. Менялись времена и хозяева завода, побывал там и сам Емельян Пугачёв, после чего завод был разрушен. Позже его восстановили, реконструировали и усовершенствовали. Крестьяне трудились на заводе, обживались, заводили хозяйство. К примеру, по данным книги «Под крылом небесной тишины», изданной к 260-летию села, в 1866 году в Нижнем Авзяне в 149 домах проживало 894 человека, 1901 году здесь было уже 3043 жителя и 432 двора, а в 1904 году – 3747 человек и 528 дворов. В 1916 в Нижнем Авзяне насчитывалось 4418 жителей и 544 двора. Спустя сто лет, в 2016 году, здесь осталось всего 179 человек.
На юбилей Нижнего Авзяна собрались жители села, его уроженцы и гости. После праздничного молебна в Введенском храме, который сегодня восстанавливают, виновников торжества приветствовали заместитель главы администрации Белорецкого района Иван Пинящук, начальник управления культуры Залифа Аглямова и глава администрации Кагинского сельсовета Виктор Щипков.

– 260 лет – солидный возраст. История села творится вашими руками, – отметили гости. – За последние десятилетия село пришло в упадок, но сегодня мы видим изменения к лучшему: восстанавливается храм, будет построена новая дорога. И мы надеемся, что это вдохнёт новую жизнь в Нижний Авзян, привлечёт инвестиции и молодую энергию. Дорожите своими корнями, традициями, историей своей малой родины.
Свои подарки преподнесли творческие коллективы Верхнего Авзяна, Каги, Ломовки. С показательными выступлениями прибыли казаки Белорецкого хутора.
– Я родилась в 1937 году, выросла здесь, в Нижнем Авзяне, никуда и не уезжала, – тихонько поднимаясь в горку к храму, говорит Евдокия Ивановна Исаева (на снимке внизу).

нижний авзян белорецкого района история. Смотреть фото нижний авзян белорецкого района история. Смотреть картинку нижний авзян белорецкого района история. Картинка про нижний авзян белорецкого района история. Фото нижний авзян белорецкого района история

– Большое было село. А после войны какая-то странная политика была. Например, если жена в колхозе работает, а муж нет, то не давали подворники, не разрешали под двором сажать. Вот народ и разъехался.
Сама я четыре года в колхозе проработала в первом управлении, потом кладовщиком, а после 32-го года – в магазине. Тридцать шесть лет рабочего стажа у меня, всю жизнь тружусь. Здесь все друг друга знали, старые люди были очень доброжелательные, обходительные, а сейчас молодёжь совсем другая. Муж мой тоже авзянский, уж пятнадцать лет как нет его. Раньше и хозяйство у нас было, овечек держали. Правда, без мужа плохо мне. Ребята приедут и уедут, а я одна. Дочка в Татлах живёт, два сына – в Белорецке. Шестеро внуков и один правнук…

Бабушка вдруг задумывается: – Ой, сколько ж у меня их? Двоя, троя, четверо, пятеро… Шестеро внуков! Два внука в Москве живут: один аспирантуру окончил, диссертацию защитил, другой – военный. Ко мне приезжают, помогают по хозяйству. Правда, вот уж несколько дней домашний телефон почему-то не работает, не могу узнать, как они поживают, приедут ли… И они мне то и дело звонють. А мобильного я не имею. Настроение, конечно, праздничное, радостное… Вот только ноги не ходють, – вздыхает бабушка.

– А глава-то приехал? Машин много… Раньше всё у нас тут было: и шерстобитка, и пимокатка, и швейная. Всё производство у нас было, – возвращается к разговору Евдокия Ивановна. – Сейчас ничего не осталось, неее… Вот молодёжь-то и разъезжается. Хорошо, что храм восстанавливают, только людей-то молящихся почти не осталось. Как говорится, без Бога нет порога. Как наши матеря тогда переживали, что его разрушили. Помню, в школе я училась, и все растаскавали оттуда, кто что мог. Хорошо, что восстанавливают. Пойду и я помолюсь, – также тихонько шагая и крестясь бабушка зашла в храм.

нижний авзян белорецкого района история. Смотреть фото нижний авзян белорецкого района история. Смотреть картинку нижний авзян белорецкого района история. Картинка про нижний авзян белорецкого района история. Фото нижний авзян белорецкого района история

Возрождение сёл и храмов в них – дело долгое, проблематичное. И хочется верить, что над Нижним Авзяном поплывёт колокольный звон, созывая всех на очередной праздник.
А юбилейные торжества продолжались целый день; их можно сравнить с общегородскими праздниками, только масштаб меньше и обстановка уютнее.
Пусть же не пропадёт, не сровняется с землей одна из старейших деревень нашего района, а будет процветать, сохранять и приумножать свои вековые традиции.

Источник

Глава 9. Последние Авзяно-Петровские караваны

нижний авзян белорецкого района история. Смотреть фото нижний авзян белорецкого района история. Смотреть картинку нижний авзян белорецкого района история. Картинка про нижний авзян белорецкого района история. Фото нижний авзян белорецкого района история

Григорий Никандрович ПЕТРОВ

Первый сплав каравана с Авзянским железом состоялся в 1759 году. С годами на заводе сформировались целые династии мастеров-строителей и специалистов- сплавщиков. В этих семьях мастерство проводки тяжелых барок по быстрой и сво­енравной реке передавалось из поколения в поколение. В 12 километрах от завода на реке Бедой, (недалеко от старого парома, где в Белую впадает Ашкарка) была построена большая пристань, на которой одновременно строилось от 20 до 25 плос­кодонных речных судов. Здесь имелся запас пиломатериалов, круглого леса, копа- ней для строительства барок, склады для чугуна, слесарная и столярная мастерс­кие, служебные и жилые помещения. От локомобиля действовала лесопилка. Ра­боты здесь шли круглый год.

нижний авзян белорецкого района история. Смотреть фото нижний авзян белорецкого района история. Смотреть картинку нижний авзян белорецкого района история. Картинка про нижний авзян белорецкого района история. Фото нижний авзян белорецкого района история

В 1919-м, как и все предыдущие годы, караван готовился к отплытию, так как нужда в чугуне на Сормовском заводе была еще более острой. Но 3 апреля 1919 года Верхний Авзян вновь заняли белые, командование которых распорядилось продолжать работы, но чугун сплавить для нужд белой армии. Авзянцы, однако, совсем не стремились работать на своих мучителей и отправили караван, когда вода пошла на убыль. В пути у Акбуты, Биккузино-Сыртланово, Юмагузино и в Мелеузе все барки сели на мель, а рабочие с них сбежали. Перед своим командо­ванием белые оправдались, что караван якобы осох. Разбираться было некогда.

В феврале 1920 года из Москвы также пришла телеграмма от В.И. Ленина с просьбой отправлять караванами оставшийся от прошлых лет запас чугуна, кото­рый достигал в Авзяне одного миллиона тонн. Чтобы успеть к середине апреля к строительству барок, кроме авзянских плотников, привлекли специалистов из Каги, Нижнего Авзяна. Но сплав 1920 года постигла неудача. Караван осох.

Рассказывают, что делегация авзянцев-сплавщиков во главе с Д.М. Авдеевым побывала в Москве на приеме у В.И. Ленина и доложила ему о выполнении зада­ния по доставке чугуна в Сормово. А в конце января 1919 года, после освобожде­ния Авзяна Красной Армией от белоказаков на завод поступила телеграма от В.И. Ленина, в которой он благодарил авзянцев за доставленный в Сормово чугун, из которого были изготовлены снаряды для защиты революции. Д.М. Авдеев и сплав­щики, сопровождавшие караван в Сормово, вернулись в Верхний Авзян с насту­пающими частями Красной Армии. Д.М. Авдеев часто выступал на митингах и собраниях, зачитывая ленинскую телеграмму, которая, к сожалению, до наших дней не дожила.

Авзяну 250 лет. тв. коллектив: Л. П. Швец, Л. И. Гришина, Н. М. Панченко. 2004 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *