новгородское искусство древней руси
Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV века
Произведения XIV — начала XV в.
Вторая половина XIV — начало XV в.
Два течения в новгородской живописи
¦ Если живопись первой половины XIV в. представлена главным образом провинциальными памятниками, то от второй половины столетия сохранилось несколько значительных икон из храмов самого Новгорода, которые позволяют в некоторой мере судить о главных направлениях новгородской иконописи. Основная часть произведений живописи — иконы, фрески, миниатюры — относится к концу века. В том немногом, что дошло до нас от третьей четверти столетия, обнаруживаются разнородные художественные направления. Уже упоминавшаяся первая алтарная роспись церкви Волотова 72 представляет архаизирующую тенденцию. В росписи опознаются элементы стиля гораздо более ранней поры, начала XIV в. и даже едва ли не XIII в. — стиля, видимо, импонировавшего новгородским мастерам крупностью форм, цельностью линий, плоскостным характером композиции.
72 См. Г. И. Вздорнов. О первоначальной росписи волотовской церкви, стр. 281–295.
74 О. С. Попова. Указ. соч., стр. 194–199.
75 В. Н. Лазарев относит ко времени около 1360 г. роспись Сковородского монастыря, погибшую во время Великой Отечественной войны
Согласно другой точке зрения, это памятник конца XIV — начала XV в.
Эта точка зрения представляется справедливой.
Местные легенды
О Тихвинском Успенском монастыре см.:
Икона, считавшаяся тихвинской чудотворной, в настоящее время находится в Чикаго и является, по-видимому, или очень поздним, или сильно поновленным произведением. Об иконе см.:
Д. В. Айналов и В. И. Антонова связывают создание иконы Богоматери в 1383 г. (Тихвинской ли?) с иконописцем Игнатием Греком, выполнявшим заказ московского князя Юрия Дмитриевича
Об иконографическом типе Перивлепты, в том числе о Тихвинской, см.:
Дополнительные сведения и литературу вопроса см.:
О монахе Арсении, который из Новгорода ушел на Афон, вернулся оттуда с иконой в 1393 г., а спустя несколько лет, по благословению архиепископа Иоанна, основал Коневский монастырь на Ладожском озере, см.:
о Коневской иконе (на одной стороне — «Спас Нерукотворный», на другой — «Богоматерь с младенцем») см.:
Коневская икона, хранящаяся сейчае в Финляндии, не сохранила живописи XIV в. Исчерпывающее исследование о ней см.:
Архиепископ и иные заказчики
78 Там же, стр. 372, 375, 378.
79 Там же, стр. 379, 381.
80 Там же, стр. 388, 393–394, 396, 400, 403–404.
Строительство городское, монастырское и др.
81 В 1364 г. в Торжке построена церковь Спаса Преображения «замышлением купцы новгородские, а потягнутием всех правоверных крестиян»; в 1403 г. Борисоглебскую церковь в Русе построили «купце новгородскыя прасоле» (там же, стр. 368–369, 397).
Мастера
Иконописные мастерские должны были работать стабильнее, чем артели стенописцев. Стенописи создавали не только местные, но и бродячие, часто кочующие артели, которые выполняли в Новгороде лишь один или несколько заказов, а может быть, какие-то их мастера оседали, включаясь в работу местных художников. Между тем иконы для строившихся, горевших и обновлявшихся храмов требовались постоянно. Сохранившиеся от последней четверти века иконы позволяют предположить в Новгороде существование по крайней мере нескольких иконописных мастерских, разных по значению, по вариациям местного стиля и по «социальному уровню»: от архиепископской до посадских.
Новые идеи и веяния
Освоение северных окраин
Уместно вспомнить, что к XIV в. и больше всего ко второй его половине относятся сведения (правда, легендарные и не всегда достаточно
¦ подтвержденные сохранившимися древними письменными источниками) об основании многочисленных монастырей как в Новгороде и его окрестностях, так и на далеких окраинах Новгородской земли. На Севере это монастыри Челмогорский под Каргополем (с 1316 г.; его основатель Кирилл вышел из новгородского Антониева монастыря), Валаамский на Ладожском озере (известия о валаамских святых Сергии и Германе имеются под 1329 и 1393 гг.), Коневский (с 1393 г.; основан Арсением, иноком Лисицкого монастыря под Новгородом, побывавшим на Афоне и создавшим монастырь на Коневецком острове Ладожского озера по благословению архиепископа Иоанна), Палеостровский на Онежском озере (основан, видимо, до 1391 г. и уже несомненно существовал в первой половине XV в.; из этого монастыря Зосима Соловецкий, согласно житию, отправился на Белое море), Муромский, также на Онежском озере (основан афонскими монахами Лазарем и Феодосием приблизительно во второй половине XIV в.). Эти легенды (важен уже сам факт их возникновения) говорят о богатстве и могуществе Новгорода в XIV в., когда новгородцы оказались способными шире, чем прежде, развернуть деятельность по освоению глухих, отдаленных и труднодоступных северных окраин. Здесь проявилась решительность и смелость того новгородца, который, по выражению В. Н. Лазарева, «в постоянной борьбе с природой шлифует свой характер, укрепляет свою волю, закаляет свое мужество. Предприимчивый и решительный, практичный и деловой, новгородец всюду вносит тот дух личной инициативы, который особенно ярко проявился в его государственном устройстве».
О перечисленных монастырях новгородского Севера см.:
О Лазаре и Феодосии Муромских см. также стр. 62, об Арсении Коневском — прим. 76.
Ереси
89 Н. А. Казакова, Я. С. Лурье. Указ. соч., стр. 39, 234–243.
90 В. Н. Лазарев. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв., стр. 66.
91 Б. А. Рыбаков склонен усматривать в новгородском искусстве и прямые отголоски еретических идей. См. Б. А. Рыбаков. Языческое мировоззрение русского средневековья. — «Вопросы истории», 1974, № 1, стр. 30. Ср. также доклад Б. А. Рыбакова «Антицерковное движение стригольников XIV в.», прочитанный на общем собрании Отделения истории АН СССР 22 ноября 1974 г.
Новгородское искусство древней руси
Искусство Новгорода и Пскова в 13-15 веках
Изменилось политическое и культурное значение отдельных городов. Разрушенный Батыем до основания Киев возрождался с трудом, роль центра общерусского государства он потерял окончательно и лишь впоследствии стал центром политической и культурной жизни украинского народа. Утратили свою былую славу Ростов и Суздаль, города Волыни и Галицкого княжества.
Однако татарское иго не сломило творческий дух русского народа, наоборот, происходил рост русского национального самосознания. Интенсивное развитие искусства в Москве, Твери, Новгороде и других городах в 14-15 вв. явилось своеобразным протестом против стремления татар утвердить свое политическое господство над русскими землями.
Замершая в Новгороде на некоторое время строительная деятельность возобновилась. В 1292 г. была возведена монастырская церковь Николы на Липне, ставшая исходной точкой развития новгородской храмовой архитектуры 14-15 столетий.
Это квадратная в плане, четырехстолпная, почти кубическая одноглавая постройка. Ее стены не членятся лопатками; эти последние имеются лишь на углах здания. Покрытие не позакомарное, как было раньше, а трехлопастное. На стенах нет никаких украшений, кроме арочного пояса под трехлопастной аркой и такого же пояса в верхней части барабана.
Церковь Федора Стратилата на Ручье в Новгороде. 1361 г. План.
117. Церковь Федора Стратилата на Ручье в Новгороде. 1361 г. Вид с юго-востока.
112. Церковь Успения на Волотовом поле близ Новгорода. 1352 г. Вид с юго-востока.
Решение внутреннего пространства Спасо-Преображенского собора не представляет чего-либо принципиально нового по сравнению с предшествующим временем, хотя и чувствуется определенное стремление сделать его легко обозримым.
Церковь Федора Стратилата и Спасо-Преображенский собор явились образцом для многих новгородских сооружений конца 14 и 15 в.
В Новгороде, а также в Пскове начался и тот подъем древнерусской живописи, который привел к ее расцвету во второй половине 14 и в начале 15 в. Новгородская монументальная живопись 14 столетия характеризуется рядом особенностей, говорящих о важных изменениях в мировосприятии русских людей того времени, о расширении круга идей, которые стали достоянием искусства, о желании выразить живописными средствами новые чувства и переживания. Свободнее и непринужденнее строились композиции известных библейских и евангельских сцен, жизненнее становились образы святых, с гораздо большей решительностью и силой пробивались сквозь религиозную оболочку живые стремления и мысли, волновавшие человека той эпохи. Впрочем, Этот процесс характерен не только для новгородской живописи, но и для искусства Византии, Балкан и других областей восточнохристианского искусства. Только на Руси он приобрел особые формы.
Эти тенденции с особенной яркостью проявились в творчестве Феофана Грека. Он эмигрировал из Византии, искусство которой после победы исихазма вступило к середине столетия в полосу застоя и кризиса. Живописец огромного темперамента, свободно обращавшийся с традиционными схемами и канонами, на Руси он нашел великолепную почву для своих творческих устремлений. Безусловно, Феофан Грек использовал последние достижения византийского искусства, но он сумел сочетать свои творческие искания с исканиями всего древнерусского искусства, отразившего в опосредованной форме трагизм противоречий того времени.
От Феофана осталось немного работ, хотя известно, что он расписал несколько церквей в Новгороде и Москве, в том числе московский Благовещенский собор (в 1405 г.), где он трудился вместе с Прохором из Городца и Андреем Рублевым. До нас дошли роспись Спасо-Преображенского собора в Новгороде (1378; расчищена не полностью), иконостас Благовещенского собора и икона «Донской Богоматери» (композиция «Успения Богоматери» на оборотной стороне иконы, очевидно, также принадлежит Феофану).
124. Успение Богоматери. Оборотная сторона иконы Донской Богоматери. 70-80 гг. 14 в. Москва, Третьяковская галлерея.
Искусство Феофана Грека глубоко индивидуально. Его образам присущи волнение и страстные порывы. Праотец Мельхиседек трактован Феофаном Греком как человек удивительной нравственной силы, беспокойной, ищущей, пытливой мысли. Трагичность, сложная внутренняя борьба угадывается за спокойным обликом Этого длиннобородого старца с суровым взгядом из-под нахмуренных бровей. Вместе с тем образ Мельхиседека исполнен величавой торжественности. В его фигуре, облаченной в широкие одежды, в спокойном жесте руки, держащей свиток, чувствуется сознание великой цели.
114. Феофан Грек. Авель. Фрагмент фрески церкви Спасо-Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378 г.
115. Феофан Грек. Макарий Египетский.Фрагмент фрески церкви Спасо-Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378 г.
Творчество Феофана произвело огромное впечатление на современников. Его искусство было с восторгом принято и в Великом Новгороде, и в Москве, и в других городах. Под воздействием его искусства были созданы многие произведения живописи в последней четверти 14 и в начале 15 столетия. Прежде всего это относится к новгородским фресковым циклам: росписи церкви Федора Стратилата (70-е гг. 14 в.) и церкви Успения Богоматери на Волотовом поле (70-80-е гг. 14 в.).
Фрески Федоровской церкви отличаются бурной динамикой, примером чего может служить композиция «Воскресение Христа». Прекрасное представление о характере образов дает фигура архангела из «Благовещения», расположенная на северном алтарном столбе. Искусство 12 и 13 вв. не знало такого свободного движения. Оно достигнуто позой Гавриила, как бы склоняющегося к ногам Богоматери, жестом его вытянутой вперед правой руки, бурно развевающимся концом плаща. Силуэт архангела с широко распростертыми крыльями очерчен с великолепной свободой. Художник мало обращает внимания на игру складок, стараясь добиться необходимого впечатления обобщенной формой и плавными круглящимися линиями. Сравнивая этого архангела с образами Феофана, убеждаешься, что автор федоровской росписи намеренно избегал повышенной драматичности и напряженности, свойственных греческому мастеру.
Новые тенденции в еще большей степени характерны для росписи церкви Успения на Волотовом поле (которую в годы Великой Отечественной войны постигла трагическая участь храма Нередицы). В центральной абсиде помещена ранее не встречавшаяся в древнерусской живописи композиция «Поклонение жертве», а в нише жертвенника- «Не рыдай мене, мати». Они в наглядной форме представляли то таинство, которое, по учению церкви, совершается во время богослужения, приближая божество к молящимся. Для человека средневековья Это было событием огромной важности. О необходимости непосредственного общения молящегося с богом, минуя церковь и священника, говорили все еретические учения того времени.
Весьма интересная композиция «Слово о некоем игумене» имеет совершенно определенный социальный смысл. В трех сценах повествуется о богатом священнослужителе, который во время пира с боярами прогнал Христа, пришедшего к нему под видом странника за подаянием. Появление этой фрески связано с критическим отношением к богатому духовенству со стороны стригольников и кругов новгородского общества, оппозиционно настроенных к боярству.
Новые композиции в росписях 14 в., в том числе и в Волотовской церкви, характеризуют тесные связи древнерусской живописи с искусством Сербии, которое в то время переживало большой подъем. Русские мастера использовали возникшие в сербской живописи сюжеты, конкретизировавшие многие церковные догматы и вносившие в традиционные композиции подробности, которых не было ранее. Естественно, что этот процесс был сложным и не должен пониматься как простое копирование.
Не следует ограничивать новаторский характер волотовской росписи появлением ярко индивидуализированных изображений новгородских архиепископов Моисея и Алексея и многих жанровых деталей. Гораздо важнее ее общий эмоциональный строй, особая трактовка религиозных сцен, характер образов.
113. Иосиф с пастухом. Фрагмент фрески «Рождество Христово» церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. 70-80-е гг. 14 в.
Волотовский мастер с величайшей свободой изображал движение. Его не пугали сложные ракурсы и трудные жесты. Часто условные с точки зрения анатомии и перспективы движения и жесты ярко выражают чувства, которые характерны для данных персонажей. В этом отношении волотовские фрески оставляют далеко позади все, что было создано древнерусскими художниками в предшествовавшее время. Так, в композиции «Рождество Христово» действиями персонажей художнику удается передать значительность происходящего. Вокруг Богоматери расположились служанки, собирающиеся купать младенца. Узнав о совершившемся, стремительно скачут всадники. По-иному реагирует на происходящее старец, сидящий у ног пастуха. В его согбенной фигуре ощущается глубокая дума. Вся композиция, состоящая из нескольких сцен, дана на фоне условного архитектурного и природного пейзажа, который, однако, не является простым фоном, а своими ритмами и цветовым строем активно участвует в создании определенного эмоционального настроения.
Колорит волотовской росписи отличался удивительным богатством и гармоничностью. Авторы ее не боялись цветовых контрастов, но умели приводить их к колористическому единству. Это позволяло мастерам достигать замечательных художественных эффектов, например в изображении ангела со сферой в руке, в одеждах которого тонко сочетались голубой и розовый цвета.
На протяжении 14 в. новгородскими мастерами было создано еще несколько фресковых циклов, свидетельствующих о серьезных творческих исканиях. К ним принадлежат роспись церкви Спаса на Ковалеве (1380) и фрески церкви Рождества на Кладбище (90-е гг. 14 в.), говорящие о живом интересе новгородских мастеров к современной им монументальной живописи Византии, Грузии и особенно Сербии.
116. Св. Георгий. Икона 1-й половины 15 в.Москва, Третьяковская галлерея.
119. Битва суздальцев с новгородцами. Икона 2-й половины 15 в. Москва, Третьяковская галлерея.
Положение во гроб. Икона, по преданию, происходящая из Каргополя. Конец 15 в. Москва, Третьяковская галлерея.
Центром в иконе является Мария, прижавшаяся щекой к лицу мертвого сына. Ее лицо со скорбно изогнутыми бровями, поникшая фигура выражают беспредельное горе. Тема скорби, постепенно усиливаясь в остальных образах, достигает апогея в образе Марии Магдалины. Облаченная в горящий киноварный плащ, ее фигура являет собой высшую степень отчаяния. Трагизм обретает здесь высокий этический смысл, чувство страшной скорби, невозвратимой утраты глубоко человечно и овеяно подлинным лиризмом. Для русского человека 15 в. эта икона была живым воплощением традиционного «плача», которым сопровождалось последнее прощание с покойным.
Изобразительное искусство новгородцев не ограничивалось фреской и иконописью. До нас дошел «Людогощенский крест» (1359 г., Исторический музей в Москве), свидетельствующий о мастерстве ре-зчиков по дереву. В области миниатюры новгородцы выработали собственный стиль причудливых украшений инициалов рукописей, сочетающих изображения человеческих фигур и фантастических животных.
Высокого совершенства достигли новгородские мастерицы в области художественного шитья, самые ранние памятники которого датируются 12 в. Превосходные произведения, отличающиеся тонкостью цветовых отношений, сохранились от 15 в.: «Пучежская плащаница» (1441, Оружейная палата), «Хутынская плащаница» (Музей в Новгороде) и др.
Новгородское искусство в целом представляет собой замечательное явление в истории русской художественной культуры. Оно активно участвовало в ее сложении и создало ценности, имеющие мировое значение.
101. Собор Спасо-Преображения Мирожского монастыря в Пскове. До 1156 г. Вид с юго-запада.
Помимо Новгорода очень интересны и значительны архитектура и живопись Пскова. Еще в 12 в. псковские зодчие воздвигли храм Спаса в Мирожском монастыре (до 1156 г.), в котором уже можно обнаружить особенности псковской архитектуры. Это одноглавая крестовокупольная церковь, производящая впечатление удивительной компактности, цельности и силы. Ясно выраженный основной объем храма венчает массивный барабан купола; центральная абсида почти равна по высоте стенам и отчетливо выступает на глади восточной стены. Низкие боковые абсиды образуют общий с центральной массив. Как и позднейшие сооружения Пскова, церковь Спаса отличается особенной пластичностью.
Псковские зодчие любили придерживаться традиционных форм: собор Снето-горского монастыря (1311) через полтора века почти в точности повторил храм Спаса.
Развитие псковской архитектуры прослеживается вплоть до 17 в. За этот длительный период было сооружено много церквей, крепостных и гражданских зданий. Замечательным памятником 15 в. является церковь Василия Великого на Горке (1413). Как и многие псковские храмы, она кажется немного приземистой и воспринимается как скульптурный памятник, настолько пластичны, словно «вылеплены» ее объемы. Характерны для псковской архитектуры скромные, не играющие важной роли во внешнем облике церкви орнаментальные пояса из различно поставленных кирпичей вокруг купола и по верхней части стен абсид. Эти узоры напоминают народные вышивки и придают всему сооружению праздничный, светлый характер.
Особенностью псковского зодчества были открытые звонницы, возникшие в очень древнее время,- звонница собора Иоанновского монастыря в Завеличье относится еще к первой половине 13 в.
Роспись церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313) резко отлична от всего, что было создано в предшествовавшие столетия, хотя и имеет точки соприкосновения с росписью церкви Спаса Нередицы. Псковские художники внесли в свои композиции много нового, идущего от апокрифов и свидетельствующего об их «еретическом» свободомыслии. Но особенно замечательны в снетогорской росписи образы апостолов и святых, очень индивидуализированные и наделенные духовной силой. Их повышенная эмоциональная выразительность заставляет вспоминать искусство конца 14 в., в частности Феофана Грека.
100. Богоматерь-одигитрия. Икона конца 13 начала 14 в. Москва, Третьяковская галлерея.
Псковские художники свободно трактовали традиционные иконографические тины, отчего их искусство обретало особую выразительность. Так, образ Богоматери в иконе конца 13- начала 14 в. значительно огрублен по сравнению с византийскими прототипами, но по-своему экспрессивнее благодаря широкому обобщающему силуэту и сочному, насыщенному колориту.
Как и новгородские мастера, псковские иконописцы свободно переосмысляли традиционные сюжеты, стихия сказочности разрывала узкие рамки канонов. Образ пророка Ильи и его бурный взлет в колеснице на небо исполнены подлинно языческой силы («Огненное восхождение Ильи», 14 в., Исторический музей в Москве).
Псковские зодчие и живописцы пользовались большим авторитетом и приняли непосредственное участие в огромной художественной работе, которая развернулась в 15 и 16 столетиях в Москве.
Широкое пеленание при дисплазии тазобедренных суставов видео тут
Кратко об архитектуре средневекового Новгорода
Гуляя по центру Великого Новгорода, голова идёт кругом от количества древних церквей. Неподготовленному глазу одинокие белокаменные одноглавые церквушки покажутся однообразными и простенькими. Однако каждый храм отличается от остальных если не внешним видом, то своим происхождением, судьбой и интерьером. В этой статье я кратко поведаю об архитектуре Новгорода.
Для начала обратимся к истории Великого Новгорода и сравним местную архитектуру с архитектурными школами других древнерусских княжеств.
Четыре периода архитектуры Великого Новгорода
Итак, историю древнейшего города Руси разделим на следующие периоды:
Рюриково городище
Вид на Рюриково городище с Юрьева монастыря
От построек тех далёких врёмен ничего не сохранилось, так как основным строительным материалом являлась древесина. Однако по более поздним сохранившимся образцам деревянного зодчества, можно судить о высоком строительном мастерстве местных умельцев. Из дерева строилось всё — от крестьянских изб, до княжеских палат, храмов, крепостей и …деревянных мостовых.
Резиденцию для князя построили на территории Городища — развитого поселения с корабельной стоянкой и ремесленническими кварталами.
Для любителей деревянного зодчества открыт музей «Витославлицы». Время работы зависит от времени года. Вход платный.
Начало каменного строительства в середине XI века
При Ярославе Мудром в Новгороде началось каменное строительство. Первой такой постройкой считается Софийский собор (1045–1050 гг.). На сегодняшний день — это самый древний храм на территории России. После установления республиканских порядков в 1136 году, собор стал главным храмом Новгорода и до сих пор является его символом.
Софийский кафедральный собор (1045-1050)
В Новгороде князь Ярослав княжил с 1010 по 1034 гг. За это время он перебрался из Городища поближе к Торгу. Новая резиденция князя получила название Ярославово дворище.
Софийский собор строился уже после воцарения Ярослава Мудрого на Киевский престол и спустя несколько лет после начала строительства Собора Св. Софии в Новгороде.
При дефиците камней для строительства первые каменные постройки возводились с применением смеси ракушечника, камней, волховского известняка, колотого кирпича на цемяночном растворе. По этой технологии возведены стены собора толщиной 1,2 метра, оштукатурили их позднее. Центральный купол впервые позолочен в 1408 году.
«Где святая София, там и Новгород»
Мстислав Великий, княжил в Новгороде с 1088-93 и с
1095-1117 годы
На что обратить внимание: в южной галерее сохранились фрагменты фресковых росписей и граффити XII века, чудотворная икона «Богоматерь Знамение» XII в., «царское место», иконостас, паникадило немецкой работы, западные входные бронзовые двери.
План Софийского собора
Архитектура Софийского собора
Пятинефный крестово-купольный храм с тремя апсидами, с трёх сторон окружён галереями. Подобная архитектура была характерна для XI века. В качестве примера можно вспомнить Софийские соборы в Киеве и Полоцке.
Собор имеет пять глав с завершением в форме шлема. Шестой купол венчает лестничную башню. Большая часть внутренней настенной живописи относится к XIX веку. Однако история оставила нам имена мастеров фресок XII века, ими были некие Стефан, Микула и Радко — греческие живописцы.
Остромирово Евангелие (1056 — 1057 гг.) — древнейший из манускриптов. Книга использовалась в новгородском Софийском Соборе при богослужении. В настоящее время хранится в Национальной библиотеке в Петербурге.
Время работы: 9:00 – 20:00, вход бесплатный. Действующий храм, возможно заказать экскурсию.
Софийский собор находится на территории Детинцата — так в Новгороде называли защитное сооружение, которое в дальнейшем получило название «Новгородский Кремль».
Наше краткое путешествие по архитектуре Великого Новгорода продолжается. Переместимся из середины XI века в век XII. Летописи донесли до нас имя некоего зодчего Петра, который работал при сыне Владимира Мономаха — князе Мстиславе Владимировиче. Он княжил в Новгороде с 1088-1093 и с 1095-1117 гг. и «заложил Новгород “больше первого”.
Архитектура Новгорода в XII веке
К постройкам XII века относятся: Благовещенский Собор на Городище (ныне стоит в руинах, но был вторым после Софии Новгородской), Георгиевский собор (1119 г.) Юрьева монастыря, Собор Рождества Богородицы (1117 г.) Антониева монастыря и Никольский собор на Ярославовом дворище — это самая древняя постройка на Дворище и на Торговой стороне.
Никольский собор, 1113 — 1136
Никольский собор, 1113 — 1136
Николо-Дворищенский собор, как его ещё называют, на 70-80 лет моложе Софийского собора и освящён в честь Николая Чудотворца. Именно перед Никольским собором собиралось вече после изгнания из Новгорода князя Мстислава Владимировича в 1136 году.
По планам всех соборов, построенных при участии зодчего Петра, видно, что это трёхнефные крестово-купольные постройки, отвечающие традициям киевской архитектуры. Никольский собор имел пятиглавое завершение, простой фасад с внешним членением согласно внутренней планировке, и был декорирован полуциркульными нишами. Внешний вид собора наиболее приближен к образцам древней архитектуры.
Планы соборов, построенных в XII веке при князе Мстиславе Владимировиче
Адрес: ул. Никольская, 5, вход платный. Выходные – понедельник, вторник. Санитарный день – последняя пятница месяца. Что смотреть: фрагменты фресок XII века и мультимедийную панораму).
Собор Рождества Богородицы (1117 г.) в Антониевом монастыре
Памятник архитектуры и монументальной живописи XII в. Заслуживает внимания.
Адрес: Антоново, вход платный. Выходные – понедельник, вторник. Санитарный день – первая среда месяца.
Благовещенский собор Антониева монастыря, сер. XII века
Это последние крупные здания культового назначения в городе. При отсутствии княжеских заказов храмы строились на частные средства и были гораздо меньше по размерам.
После смерти киевского князя Мстислава Владимировича начался распад государства на княжества. Все 15 княжеств превратились в маленькие независимые государства, враждовавшие друг с другом.
В то время как в Новгороде княжеское строительство идёт на спад, Владимир Мономах — правитель Ростово-Суздальских земель основал новый княжеский город Владимир (1108). До сих пор во Владимире сохранились величественные белокаменные соборы — Успенский (1185-1189) и Дмитровский (1194—1197). Поверхность стен из белого тёсаного камня украшалась богатым рельефом и резьбой, которые стали главным отличительным элементом Владимиро-Суздальской архитектуры. В Новгороде внешний декор храмов оставался очень аскетичным.
Церковь Спаса Преображения на Нередице, 1198
Храм конца XII века — современник владимирских церквей, взведён по княжескому заказу. Имеет кубическую форму, трёхнефный, одноглавый, славился богатыми настенными росписями, которые реставраторы восстанавливают из мельчайших фрагментов.
Адрес: недалеко от Рюрикова городища, открыт с 11:00 до 14:00, Выходные – четверг, пятница. При выпадении осадков (в дождливую и снежную погоду) памятник закрыт для посещений.
Понятия в архитектуре древнерусских храмов
Архитектура XIV — веков
Пока другие княжества сотрясало нашествие татаро-монгол Новгород жил своей жизнью. Заказчиками храмов в Новгородской республике стали бояре, купцы, жители улицы или района «конца» и архиепископ.
Строили много и быстро, иногда укладывались в два летних месяца, но без размаха. Церкви были проще снаружи и скромнее внутри, но при этом сохранялась узнаваемость новгородской архитектурной школы. Такой тип храма отныне будет доминировать в Новгороде вплоть до утраты независимости в 1478 году.
Церковь Николы на Липне, 1292, реконструкция
Несмотря на то что в конце 30–40-х годов XIII в. татарские орды не дошли до Новгорода всего 200 км, татаро-монгольское нашествие надолго подорвало экономический рост Новгорода. Церковь Николы на Липне (1292 г.) — первый храм, построенный после долгого перерыва (закрыт для посещения).
Церковь Успения на Волотовом поле, 1352
Памятник-музей 1352 г. Монументальная живопись второй половины XIV в. восстанавливается.
Адрес: деревня Волотово, вход платный, 11:00 – 14:00. Выходные — четверг, пятница
Церковь Георгия на Торгу, 1356
Адрес: Ярославово дворище, ул. Ильина, 1, 10:00 – 18:00 — перерыв 14:30 — 15:30, выходные – среда, четверг. Санитарный день – последний понедельник месяца.
Церковь Федора Стратилата на Ручью, 1360-1361
Отличительной чертой этого храма является резной каменный декор на фасаде. Объект входит в список ЮНЕСКО. Фресковая роспись датирована XIV веком. По фрагментам прослеживается стилистическая связь с византийскими фресками XIII-XIV веков и с росписями Феофана Грека.
Адрес: ул. Фёдоровский Ручей, часы работы: с 10:00 до 17:00. Выходные дни — четверг, пятница. Санитарный день — последняя среда месяца
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, 1374
В этой церкви сохранились фрески знаменитого Феофана Грека. Росписи относятся к 1378 году. Церковь закрыта на осенне-зимний период, но при большом желании попасть внутрь возможно.
Адрес: Ильина ул. 26 а. Вход платный.
В общей сложности в городе десятки церквей разной степени реставрации и художественного интереса. Разъезжая по улицам древнего Новгорода, их можно встретить в самых неожиданных местах.
К памятникам архитектуры более позднего периода относятся башни Новгородского Кремля.
Церковь Симеона Богоприимца (1467) Зверина монастыря
Адрес: ул. Звериная (Бредова), 20. Вход платный, выходные – четверг, пятница. Санитарный день – первый понедельник месяца.
После утраты в 1478 году Великим Новгородом независимости, последующая архитектура зданий приобрела московские черты.
Знаменский собор (1682 — 1688)
Памятник архитектуры и монументальной живописи XVII-XVIII вв.
Адрес: Ильина ул., 26, вход платный, выходные – вторник, среда. Санитарный день – первый четверг месяца
Раз уж мы оказались на Торговой стороне, упомяну и Гостиный двор.
Гостиный двор
Пётр Первый повелел построить новый комплекс Гостиного двора в 1690-е годы. На данный момент близ Ярославова дворища можно лицезреть Воротную башню XVII в. и аркаду Гостиного двора второй половины XVIII в.
Аркада Гостиного двора в Новгороде, кон. XVII века
Программа тематической экскурсии в Новгород
Тема экскурсии: Архитектура и фресковая живопись древнего Новгорода, древнерусская иконопись новгородской школы.
Для кого эта экскурсия: для интересующихся древнерусским искусством. Тур полезен студентам, изучающим искусство, дизайн, архитектуру, а также тем, кто готов найти время для саморазвития и расширения кругозора.
Цель: познакомиться с новгородской школой древнерусской архитектуры, фресками XII, XIV веков и более поздними настенными росписями, иконами новгородской школы.
Продолжительность поездки: 12-13 часов
Программа предоставляется по запросу, так как зависит от времени года и погодных условий. Приблизительный маршрут описан выше. Экскурсию проводит сертифицированный экскурсовод — искусствовед.
Хотите лёгкую «классическую» обзорную экскурсию по Новгороду без искусстоведческих подробностей? Интересует Торговая и Софийская стороны, Новгородский Кремль и кое-что ещё? Тогда переходите на эту страницу:
Первое знакомство с Великим Новгородом
Воспользуйтесь аудиогидом по главным достопримечательностям древнего города в режиме «лайт» с помощью мобильного приложения.
Заключение
Совсем кратко об архитектуре Великого Новгорода рассказать сложно. Мы не охватили шедевры монументальной живописи, с которой, впрочем, стоит знакомиться на месте. Рассказ о фресках включён в тематическую экскурсию.
Как бы то ни было, архитектура Новгородской земли начала XII века стала оригинальным направлением в истории древнерусского искусства. Новгородская архитектура домонгольского периода (XI–XII вв.) хронологически соответствует расцвету романского стиля в Западной Европе.
Однако в Западной Европе распространён базиликальный тип здания (Италия, Франция), а в Новгороде крестово-купольный. В обоих вариантах доминирует архитектурная масса здания для достижения эстетического эффекта.
Полезные материалы: