нужен новый крестовый поход

Кому были нужны крестовые походы?

Эта статья посвящена одной из самых любопытных эпох мировой истории – крестовым походам. Зачастую крестоносцев изображают однобоко, исходя из представлений самого автора. Поэтому мнения о них и меняются от настоящих рыцарей Чести и Добра в белых одеждах до безжалостных убийц, чудовищ и грабителей. А что если попытаться представить движение крестоносцев с позиции «того» времени.

нужен новый крестовый поход. Смотреть фото нужен новый крестовый поход. Смотреть картинку нужен новый крестовый поход. Картинка про нужен новый крестовый поход. Фото нужен новый крестовый поход

Конец X-го века подвел черту под эпохой, которую теперь принято называть Великим переселением народов. Безжалостные норманны остепенились, превратившись в вассалов французского престола. Нашествие венгров было остановлено на реке Лех. Заканчивалось время непрерывных сражений и набегов варварских племен готов, гуннов, аваров, мадьяров. Наступление 1000-ного года было объявлено годом конца света и Страшного Суда, причем абсолютное большинство людей верили, что так и будет. Целые толпы шли в монастыри замаливать свои грехи. Развелось бесчисленное количество блаженных и юродивых. Крестьяне бросали обрабатывать землю, что привело к голоду во многих областях. Рождаемость стремительно падала.

Единственным занятием рыцарей являлась война. Когда прекратились набеги, затихли венгры и норманны, защищать стало некого. Воины перестали гибнуть в больших количествах, а поскольку сыновья рыцарей обязаны быть только рыцарями, то это сословие стало быстро разрастаться. Вскоре на всех рыцарей перестало хватать земель и крестьян.

Былое классовое единство начало давать серьезную трещину. К тому же в Европе за неполные сто лет с 1000-го года случился настоящий демографический бум. По разным оценкам население крупных европейских держав выросло от 30 до 40%. Необходим был новый общий враг, новая объединяющая людей идея, оправдывающая само существование рыцарского и феодального класса. Задачу не допустить социального взрыва взяла на свои плечи католическая церковь, могучая сила того времени, занимающая положение между народом и властью.

26 ноября 1095 года возле небольшого французского города Клермон в провинции Овернь, произошло событие, которое сыграло роль того первого камня, с которого начинается лавина. За неделю до этого дня был распространен слух, что после закрытия церковного собора римский папа молвит перед народом речь. Всю неделю сюда стекались толпы людей. Их вела надежда воочию увидеть и услышать главу апостольского престола, так редко покидавшего Рим.

На равнине перед городом собралась огромная масса людей: рыцарей, сеньоров, монахов, священников, простолюдинов. Что точно говорил Урбан II доподлинно неизвестно. Сохранилось несколько вариантов речи, но вряд ли они достоверны. Пожилого папу слышали только первые ряды, а далее во время пауз его слова с комментариями пересказывались стоящим позади. Урбан II говорил о страданиях христиан в Святой Земле, о притеснениях благочестивых пилигримов, об осквернении христианских святынь. Тысячи людей плакали и посылали проклятия. Далее папа призвал взять в руки меч, копье и освободить Гроб Господень. Взамен он милостиво обещал отпустить все грехи, освободить от мук чистилища и взять под церковную охрану семьи паломников. Знаком стал крест из красной материи, нашитый на одежду. Клятвенное обещание отправиться в поход на Иерусалим тут же произнесли тысячи человек.

Почему слова папы вызвали такой отклик среди столь неодинаковых социальных слоев? Во-первых, это все-таки поистине огромная власть католической церкви в те времена. Страх перед гневом Господа, желание замолить грехи и избежать кары за них на том свете явилось сильнейшим стимулом. Но были и другие причины. Стоит только вспомнить о самом страшном бедствии XI века. Им являлся голод. Даже в нормальные годы крестьяне жили впроголодь, с трудом дотягивая до следующего. А если год наступал неурожайный…

Слова римского папы об истекающей молоком и медом Палестинской земле произвели глубокое впечатление. Восток представлялся простонародью местом, где не будет голодных и обиженных, где не будет господ и хозяев. Совсем другие причины расшевелили рыцарство и знать. В наступившие времена простой феодал больше не хотел довольствовался только тем, что могло изготовить его поместье. Он желал носить удобные и красивые одежды из дорогих тканей, пить отменные вина, кушать только из серебряной и золотой посуды. На все это требовались деньги, а выдавить что-нибудь еще из умирающих от голода крестьян было невозможно. В этих условиях призыв Урбана II идти в крестовый поход, означал возможность завоевать несметные сокровища и новые земли. А какой это был прекрасный шанс продемонстрировать свою воинскую доблесть и боевое мастерство. Таким образом, речь папы, выстроенная по всем правилам ораторского искусства, задела струну в душах представителей самых разных социальных слоев и групп.

После Клермонского собора папа Урбан II отправился в путешествие по Франции, останавливаясь в каждом городе и замке, повторяя свой призыв освободить Святую Землю. По дорогам Европы, словно круги по воде, разошлись тысячи проповедников. Их слова нашли отклик. Тысячи и тысячи крестьян, рыцарей, даже разбойников приняли крест и поклялись освободить Иерусалим. Рыцари потянулись к своим владыкам, давшим согласие на участие в походе. Крестьяне бросили поля и дома, собираясь в громадные орды вместе с безземельными рыцарями и обычными бандитами. Уже к весне 1096 года вся Европа кипела, подобно гигантскому котлу. Так начался первый Крестовый поход…

Тут необходимо отметить, что в XI веке мусульманский мир простирался от Атлантического океана до верховьев Ганга, от земель Африки до половецких степей. На этой территории жили сотни народов, тысячи городов и сел, миллионы людей, последователей пророка Мухаммеда. Их священный фолиант, Коран, замечателен во всех отношениях. Однако цельное по существу произведение, в результате наложения на экономическое, географическое и культурное различие мусульманских народов, привело к тому, что идеологическое толкование книги в разных уголках Востока отличается редкостным разнообразием и даже экстравагантностью форм.

нужен новый крестовый поход. Смотреть фото нужен новый крестовый поход. Смотреть картинку нужен новый крестовый поход. Картинка про нужен новый крестовый поход. Фото нужен новый крестовый поход

Всего на Восток было совершено восемь Крестовых походов. Все они закончились неудачно, не достигнув своей цели (или достигнув, но временно) и не решив ни одной из главных проблем, стоявших перед Европой в средние века, позволив лишь ослабить общую напряженность, что способствовало упрочению королевской власти. Война принесла огромные беды и страдания народам Ближнего Востока, сопровождаясь уничтожением культурных и материальных ценностей. Зато католическая церковь значительно укрепила свое финансовое положение и создала новые институты – ордена, сыгравшие в дальнейшем важную роль. Но неудачи и крах стремлений и надежд европейцев подорвали авторитет церкви. Участники походов близко познакомились с культурой Востока, с мусульманскими нравами и обычаями, религией. Крестоносцы увидели людей, подобных себе. Своей храбростью и военным искусством противник вызвал у них уважение и признание. Крестовые походы познакомили запад с арабской и греческой наукой. Получили значительное развитие математика, медицина, астрономия, языкознание. Духовная жизнь, культура и искусства стали вырываться из тисков, в которых их держала католическая церковь. Таким образом, крестовые походы подготовили почву для наступления эпохи Возрождения. Итальянские купцы из Генуи, Венеции и других городов начали вести активные торговые отношения с Востоком, привозя много различных вещей и продуктов, вовсе не известных в Европе или очень редких. Можно сказать, что крестовые походы способствовали повышению мобильности европейцев. Ведь ранее для большинства из них самым крупным путешествием являлась поездка в соседний город. Преодоление страха перед неизвестным стало основой для наступающего периода Великих географических открытий.

К сожалению, у Крестовых походов были и отрицательные последствия. Длительная конфронтация Востока и Запада привела к появлению джихада – ответной агрессивно-враждебной реакции всему западному миру со стороны восточных стран. После жуткого террористического акта 11 сентября бывший американский президент Джордж Буш, случайно или намеренно употребил в своем выступлении слово «Крестовый поход». Было высказано соображение, что мусульманский мир имеет все поводы обижаться на Запад и сегодняшние террористические нападения уходят своими корнями в безжалостные и кровопролитные Крестовые походы, обратившие в руины многие восточные страны, отличавшиеся среди прочего высокой культурой и терпимостью к чужакам. Другими словами, в сегодняшних террористических угрозах виноваты исключительно крестоносцы. Усама бен Ладен в своих записанных на пленку выступлениях постоянно называл войну западных стран с терроризмом новым Крестовым походом против ислама.

Источник

Крестовые походы: причины, история и последствия

нужен новый крестовый поход. Смотреть фото нужен новый крестовый поход. Смотреть картинку нужен новый крестовый поход. Картинка про нужен новый крестовый поход. Фото нужен новый крестовый поход

Крестовые походы: причины

Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман.

В 677 году Иерусалим оказался под властью арабов. Город был священным местом не только для христиан, но и для иудеев и мусульман. И, если сначала арабы не препятствовали тому, чтобы христианские паломники посещали Святой город, то с приходом к власти турков-сельджуков ситуация изменилась коренным образом. В 1071 году они закрыли доступ в Иерсуалим «неверным», то есть христианам.

В то время Европа переживала глубокий кризис. Засуха и неурожай на протяжении нескольких лет привели к тому, что феодалы не могли платить рыцарям за их службу. Кроме того, в конце XI века в Европе остро стояла проблема перенаселения. Неудивительно, что появилось огромное количество рыцарей, объединившихся в настоящие банды. Эти банды занимались грабежом, обкладывали поборами деревни. Назрела необходимость направить их воинственную энергию в нужное русло. Тем более, Римско-католическая Церковь стремилась распространить свое влияние на восточное Средиземноморье.

В 1095 году византийский император Алексей I Комнин обратился к странам Западной Европы с просьбой о помощи. Он опасался, что турки-сельджуки могут захватить Константинополь. В ноябре 1095 года на Клермонском соборе Папа Урбан II произнес свою знаменитую речь, призвав всех королей, сеньоров, рыцарей и простых людей отправиться в Святую землю, освободить ее от «ненавистных бусурман» и отвоевать Гроб Господень. Речь Папы Урбана II вызвала большое воодушевление. Тем более, что паломники, которые возвращались из Иерусалима, рассказывали о сказочно богатом Востоке.

Люди, пожелавшие отправиться в поход нашивали на свою одежду Кресты. Их стали называть «крестоносцами», а походы, в которые они отправлялись — «Крестовыми походами».

Крестовые походы были вызваны:

Крестовый поход «бедноты»

Первому Крестовому походу предшествовал так называемый «Крестовый поход бедноты», так как в него отправились в основном бедные крестьяне и рыцари. Папа Римский обещал участникам похода отпущение всех прошлых и будущих грехов, вероятно, поэтому на пути в Святую землю крестоносцы занимались грабежами и разбоем. Тем более, что обеспечить продовольствием и всем необходимым 80-тысячную армию не представлялось возможным.

До Константинополя дошло лишь около 40 тысяч человек. Византийский император Алексей I Комнин остался не в восторге от неорганизованной толпы, понимая, что она не сможет противостоять туркам-сельджукам. Видя, как крестоносцы занимаются грабежами в городе, он переправила их через Босфор. Вскоре крестоносцы были разгромлены напавшими на них турками-сельджуками. По некоторым данным спаслось только около тысячи человек, в том числе и французский священник Петр Пустынник, чьи проповеди перед Крестовым походом воодушевили многих людей.

Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)

Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше.

Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим.

В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись:

Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход. нужен новый крестовый поход. Смотреть фото нужен новый крестовый поход. Смотреть картинку нужен новый крестовый поход. Картинка про нужен новый крестовый поход. Фото нужен новый крестовый поход

Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)

Второй Крестовый поход возглавили:

Еще по пути к Иерсуалимскому королевству воинство сильно поредело. Этому способствовали:

Поход оказался на редкость неудачным. Крестоносцы потерпели ряд поражений от арабов и были вынуждены вернуться домой.

В 1173 году на территории Египта появилось новое государство, правителем которого стал талантливый полководец и дипломат султан Салах ад-Дин (Саладин). Он начал войну против Иерсуалимского королевства и в битве при Хаттине разбил войско крестоносцев. После этого армия Саладина взяла в осаду Иерусалим, который вскоре капитулировал. Иерсуалимское королевство перестало существовать.

Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)

В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли.

Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой.

Английские и французские рыцари добрались до территории, где еще недавно было Иерусалимское королевство, но не пошли сразу освобождать Иерусалим, а решили осадить крепость Акру. Осада продолжалась два года. Французский король не дождался окончания осады и отбыл домой со своими рыцарями. Ричард «Львиное сердце» остался под Акрой в окружении войск Саладина.

Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке.

Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев.

Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)

В 1202 году начался Четвертый Крестовый поход. Он очень отличался от предыдущих. На этот раз крестоносцы решили предпринять морской поход. Однако не смогли расплатиться с венецианскими торговцами за корабли. Купцы уговорили рыцарей вместо Святой земли отправиться в столицу Византии.

Крестоносцы осадили Константинополь и выдвинули требование заплатить деньги за «защиту от неверных». Получив отказ, рыцари захватили город и жестоко разграбили его.

Четвертый Крестовый поход показал, что главной целью крестоносцев было не освобождение Иерусалима, а обогащение. На захваченной территории создали Латинскую империю. Ее жителям пришлось платить непосильные налоги.

нужен новый крестовый поход. Смотреть фото нужен новый крестовый поход. Смотреть картинку нужен новый крестовый поход. Картинка про нужен новый крестовый поход. Фото нужен новый крестовый поход

Другие Крестовые походы

В 1212 году состоялся так называемый «Детский крестовый поход. Так как люди объясняли неудачные попытки освободить Иерусалим многочисленными грехами крестоносцев, решено было отправить в Святую землю детей из Франции и Германии. Дети были вооружены одной лишь молитвой. Участь малолетних крестоносцев оказалась печальной. Вместо того, чтобы доставить их в Палестину, купцы продали детей в египетское рабство.

Остальные четыре Крестовых похода прошли неудачно. Лишь в ходе Шестого похода (1228-1229 гг.) в результате мирных переговоров удалось вернуть христианам Иерусалим и часть земель, захваченных ранее Саладином.

Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки.

Седьмой Крестовый поход (1248-1254 гг.) и Восьмой Крестовый поход (1270 г.) под предводительством французского короля Людовика IX Святого закончились неудачно, а для самого короля трагично — он погиб.

Последствия Крестовых походов

Европейцы так и не отвоевали Святую землю. Несмотря на то, что Керстовые походы принесли много бедствий, они позволили Европе ознакомиться с достижениями Востока во многих областях:

В Средиземном море по итогам Крестовых походов господствующее положение заняли итальянские купцы. Это привело к росту европейской торговли. В целом можно сказать, что привнесение достижений Востока в области медицины, математики, географии подготовили благодатную почву для начала европейской эпохи Возрождения.

Читайте также:

Источник

Немного о крестовых походах

нужен новый крестовый поход. Смотреть фото нужен новый крестовый поход. Смотреть картинку нужен новый крестовый поход. Картинка про нужен новый крестовый поход. Фото нужен новый крестовый поход

Введение

Крестовые походы XI–XV веков стали одним из определяющих событий Cредневековья, как в Европе, так и на Ближнем Востоке. Кампании крестоносцев принесли значительные последствия, где бы они ни происходили, но также подтолкнули к изменениям внутри тех государств, которые организовали их и боролись с ними. Даже когда крестовые походы закончились, их влияние продолжалось через литературу и другие культурные средства.

Влияние крестовых походов в общих чертах можно охарактеризовать следующим образом:

– увеличение присутствия христиан в Леванте в Средние века;

– разработка военных заказов;

– поляризация Востока и Запада, основанная на религиозных различиях;

– особое применение религиозных целей к ведению войны в Леванте, на Пиренейском полуострове и в Прибалтике;

– возросший престиж пап и активизация роли католической церкви в светских делах;

– ухудшение отношений между Западом и Византией привело, в конечном счете, к ее разрушению;

– усиление могущества королевских домов Европы;

– появление более сильной коллективной культурной идентичности в Европе;

– всплеск ксенофобии и нетерпимости между христианами и мусульманами, между христианами и иудеями, еретиками и язычниками;

– рост международной торговли и обмена идеями и технологиями;

– повышение могущества таких итальянских государств, как Венеция, Генуя и Пиза;

– использование религиозного исторического прецедента для оправдания колониализма, войны и терроризма.

Ближний Восток и мусульманский мир

Непосредственным геополитическим результатом крестовых походов стало возвращение Иерусалима 15 июля 1099 года, но для того, чтобы город оставался в руках христиан, необходимо было основать в Леванте различные поселения (все вместе известные как Латинский Восток, государства крестоносцев или Утремер).

Для их защиты потребуются постоянные поставки новых крестоносцев и создания военных орденов профессиональных рыцарей, таких как рыцари-тамплиеры и рыцари-госпитальеры. Это вдохновило формирование рыцарских орденов, таких как Орден Подвязки в Англии (основан в 1348 году), который пропагандировал преимущества крестовых походов для своих членов.

Несмотря на милитаризованное присутствие на Святой Земле, продолжающуюся вербовку в Европе и растущее участие королей и императоров, оказалось невозможным удержать завоевания Первого крестового похода и потребовалось больше кампаний, чтобы вернуть такие города, как Эдесса и сам Иерусалим после его падения в 1187 году.

В XII и XIII веках было восемь официальных Крестовых походов и еще несколько неофициальных, но все они закончились скорее неудачей, чем успехом.

Расширение крестовых походов

Движение крестоносцев распространилось на Испанию, где в XI–XIII веках была начата так называемая реконкиста – возвращение земель Испании от мусульман.

Пруссия и Прибалтика (Северные крестовые походы), Северная Африка и Польша среди многих других мест также стали местами появления крестоносных армий с XII по XV век, так как идеалы крестоносцев, несмотря на сомнительные военные успехи, продолжали привлекать королей, солдат и простых людей на Западе.

Византийская империя

Крестовые походы вызвали разрыв западно-византийских отношений.

Во-первых, византийцы испытывали ужас перед неуправляемыми группами воинов, сеющими хаос на их территории. Вспышки боевых действий между крестоносцами и византийскими войсками были обычным делом.

Это вскоре только ухудшилось, когда посыпались обвинения в том, что ни одна из сторон не пытается изо всех сил защищать интересы другой.

Кульминацией ситуации стало шокирующее разграбление Константинополя в 1204 году н. э. во время Четвертого крестового похода.

Европа

Завоевание мусульманских территорий в Южной Италии, Сицилии и на Пиренейском полуострове открыло доступ к новым знаниям, так называемой «Новой логике». Возникло более сильное ощущение того, что они «европейцы», что, несмотря на различия между государствами, народы Европы имеют общую идентичность и культурное наследие.

Другой стороной монеты был рост ксенофобии. Религиозная нетерпимость проявлялась во многих отношениях, но наиболее жестоко – в погромах против евреев (особенно в Северной Франции и Рейнской Области в 1096–1097 годах н. э.) и жестоких нападениях на язычников, раскольников и еретиков по всей Европе.

Значительно возросла торговля между Востоком и Западом. В Европу поступало больше экзотических товаров, чем когда-либо прежде, таких как: специи (особенно перец и корица), сахар, финики, фисташки, арбузы и лимоны, хлопчатобумажная ткань, персидские ковры и восточная одежда.

Итальянские государства Венеция, Генуя и Пиза разбогатели, благодаря своему контролю над ближневосточными и византийскими торговыми путями, что было дополнением к деньгам, которые они зарабатывали на транспортировке армий крестоносцев. Крестовые походы, вероятно, ускорили процесс международной торговли через Средиземное море.

Источник

Несостоявшийся крестовый поход Пия II

нужен новый крестовый поход. Смотреть фото нужен новый крестовый поход. Смотреть картинку нужен новый крестовый поход. Картинка про нужен новый крестовый поход. Фото нужен новый крестовый поход

В 1453 году турецкий султан Мехмед II захватил Константинополь. После этого крестоносное движение в Европе обрело новый стимул. На протяжении следующей половины столетия папы и монархи не раз провозглашали благую цель освобождения земель бывшей Византии от мусульманского владычества. Как правило, эти призывы оставались не более чем риторическими оборотами, но иногда дело доходило и до организационных мероприятий. Например, папа римский Пий II от всей души желал отправить рыцарей против османского султана и даже выражал готовность сопровождать их в походе. Посмотрим, почему же затея понтифика так и не воплотилась в жизнь.

Военные успехи Мехмеда II

Взятие византийской столицы было не вершиной, а лишь началом длинной череды воинских успехов Мехмеда II. На протяжении почти 30 лет султан продолжал давление на христианский мир, раз за разом подчиняя своей власти новые провинции и города. Фокус сопротивления туркам сместился в Центральную и Восточную Европу. Например, организованный за десять лет до падения Константинополя Варненский крестовый поход возглавляли правители Венгрии и Польши. Всё бо́льшую озабоченность турецкими успехами выказывали правившие в австрийских землях императоры.

В Западной Европе ближайшей целью турок могла стать Италия, для соприкосновения с которой им нужно было завершить подчинение Балкан. Постепенно эта цель становилась реальностью. В 1458–1459 годах османы покорили Сербию, в 1463 году — Боснию. Как реакция на неповиновение морейского деспота Фомы Палеолога в 1458–1460 годах был завоёван полуостров Пелопоннес, а несколько лет спустя покорились албанские земли.

Серьёзной попыткой остановить турецкое продвижение стала оборона Белграда в 1456 году, идейным вдохновителем которой был францисканец Джованни Капистрано. Не касаясь этой интересной военной кампании, отметим, что её успех повлиял на рост оптимистичных настроений в папской курии и пробудил надежды на возвращение завоёванных турками земель.

нужен новый крестовый поход. Смотреть фото нужен новый крестовый поход. Смотреть картинку нужен новый крестовый поход. Картинка про нужен новый крестовый поход. Фото нужен новый крестовый поход

Мантуанский конгресс

Избранный в августе 1458 года папой римским Пий II немедленно приступил к реализации витавшей в воздухе идеи крестового похода против Османов. Прежде всего понтифик анонсировал общеевропейский конгресс, созыв которого он запланировал на 1 июня 1459 года в Мантуе. Было объявлено, что европейские государи и их представители соберутся, чтобы договориться о плане совместных боевых действий против турок.

К сожалению Пия, европейские монархи не так уж сильно вдохновились идеей нового крестового похода (sancta expeditio contra Turcum). Некоторые делегации пришлось ждать ещё четыре месяца спустя намеченной даты начала конгресса. В открывшей общую сессию 3-часовой речи Пий II обратил внимание на угрозу со стороны турок-мусульман и призвал христиан подчинить свою волю защите веры. Понтифик пообещал лично сопровождать крестоносцев на полях сражений. Правитель Римини Сиджизмондо Малатеста, порочный и блистательный кондотьер, пояснил присутствующим, что основные тяготы войны лягут на итальянцев, тогда как от жителей других стран ожидается прежде всего денежный вклад. Между тем понтифик большие надежды возлагал на императора Фридриха III и французского короля Людовика XI. Задача обеспечить участие в крестовом походе немцев и французов легла на папских легатов.

Практическая работа по любой военной операции должна была начаться с решения финансовых вопросов. Немедленно после завершения работы в Мантуе в январе 1460 года Пий II издал буллу Execrabilis, а затем ряд других документов, предусматривавших сбор на нужды похода 1/13 от дохода мирян и 1/10 от дохода клириков. В целом папа рассчитывал на армию численностью в 80 000 солдат. От Германии легат Виссарион Никейский ожидал 42 000 вооружённых человек. Тем, кто отправится в поход на восьмимесячный срок, а также тем, кто окажет помощь, даровалась 3-летняя индульгенция.

Насколько Пий II был очарован идеей крестового похода, демонстрирует его секретное письмо венецианскому дожу в 1461 году и выступление перед рабочей группой из нескольких кардиналов в марте 1462 года. Пий II объяснил шести «князьям церкви», что надеется на непосредственное участие в предприятии герцога Бургундского Филиппа Доброго. Осенью следующего года понтифик публично озвучил проект похода.

Морейское восстание

Большие надежды в реализации своего замысла Пий II возлагал на морейского деспота Фому Палеолога. Отказав султану в выплате дани и напав на брата-соперника Деметрия, который признавал верховенство Османа, Фома «вызвал огонь на себя». Султан Мехмед II лично во главе армии отправился на Балканы, чтобы усмирить непокорного вассала. Терпя поражения и теряя города один за другим, Фома обратился за помощью к папе.

Одновременно с подготовкой к всеобщему крестовому походу Пий II призвал итальянцев оказать помощь братьям по другую сторону пролива Отранто. В своём письме восставшим грекам и албанцам Пий ободрял их, превознося деспота Фому. К сожалению, собранное понтификом войско насчитывало всего 300 солдат. Сто из них были наняты супругой миланского герцога, а оставшиеся содержались за счёт папы. К осени 1460 года эти силы под командованием Джанноне де Кремона и Дота де Сиена высадились на Пелопоннесе.

Приободрившийся Фома на какое-то время перешёл от обороны к наступлению. Его воины вместе с прибывшими итальянцами атаковали Патры, сумели захватить нижний город и приступили к осаде турецкого гарнизона цитадели. Однако вскоре между греками и итальянцами начались ссоры, соперничество и зависть. Пробыв на Пелопоннесе какое-то время, итальянские солдаты осознали, насколько многочисленны турки и сколь трудную задачу представляет собой война с ними. В конце концов Фома был вынужден отступить от стен Патрской крепости в Леондари.

Вскоре против войск брата выступил Деметрий. Перед лицом совместных боевых действий турецких военачальников и Деметрия Фоме пришлось обратиться к султану с просьбой о мире.

Начало венецианско-османской войны

В ситуации краха Морейского деспотата Венеция была не прочь расширить свои греческие владения, включив в них весь Пелопоннес. Очевидно, что эти мечтания должны были столкнуться с суровой реальностью турецкой агрессии в том же направлении. Результатом совпадения интересов двух великих держав стала Вторая венецианско-османская война.

В 1462 году один принадлежавший турецкому субаши албанский раб сумел бежать из Афин в Корон — венецианский оплот на юге Пелопоннеса. С собой беглец прихватил 100 000 асперов, украденных у хозяина. Албанец получил убежище в доме венецианского проведитора Джироламо Валарессо, который отказался вернуть беглеца под предлогом его христианского вероисповедания. В ответ турецкий паша в Греции Омар-бей напал на венецианское Лепанто, а затем захватил Аргос. Так незначительное происшествие стало поводом для начала войны между Венецианской республикой и Портой, которая была объявлена 28 июля 1463 года.

Помимо возможных выгод война несла и риски. Далеко не все представители элиты республики её поддерживали. Активным апологетом войны стал папский легат в Венеции кардинал Виссарион. В своих публичных выступлениях он указывал на непомерные амбиции Великого Турка (султана), на его стремление захватить сначала Италию, а затем весь мир. Похожие темы затрагивались в так называемом Письме султану Мехмеду, написанном Пием II в 1461 году. В этом неотправленном послании он разъяснял султану преимущества христианской веры, в которую ему предлагалось обратиться.

Первым командующим венецианской армией в Морее стал Бертольдо д’Эсте. При защите Гексамилиона он был смертельно ранен камнем в голову, и его место занял Сиджизмондо Малатеста.

Сначала действия венецианцев были достаточно успешными. Им удалось вернуть Аргос и отстоять от войск Омар-бея стену Гексамилион. Турецкий гарнизон в коринфской крепости подвергся осаде. Однако после гибели д’Эсте венецианцы оставили стену и отступили в южную часть Пелопоннеса.

Столкнувшись с трудностями, власти Венеции вернулись к идее общего крестового похода, ведущую роль в котором они отводили венгерскому королю Матьяшу Хуньяди. Действительно, его поход под крестоносными лозунгами осенью 1463 года во главе 4-тысячного войска помог отстоять призрачное Боснийское королевство. Вместе с тем Босния почти полностью лишилась населения.

Ещё одним центром сопротивления турецкой агрессии должна была стать Албания, где венецианцы и папа поддерживали христианского вождя Скандербега. Кроме того, венецианский флот в составе 42 галер действовал в Эгеиде и предпринял безуспешную попытку захватить остров Лесбос.

Постепенно становилось очевидно, что успехов в Морее не добиться. Высадившись в Короне во главе 400 конных арбалетчиков и 300 пехотинцев, Малатеста занял ряд ключевых пунктов. В его войско стали активно вступать юноши из греческих и албанских семей. Однако после неудачной попытки захватить крепость прежней столицы деспотата Мистры в январе 1466 года кондотьер вернулся в Италию.

По реляциям венецианского проведитора Барбариго можно составить грустную картину пребывания войск в Морее. Его письма в Венецию полны жалоб на нехватку сил и денежных средств, недостаточных для расширения венецианского владычества в Морее и сопротивления туркам. В июне 1465 года Барбариго сообщал о мятеже пехотинцев, требовавших полагавшуюся им плату. Кеннет Сеттон заключает, что вины Малатесты в неуспехах венецианских войск нет.

Сбор крестоносцев в Анконе

Столкнувшись с тем, что западноевропейские монархи фактически игнорировали свои обещания, Пий II летом 1463 года созвал ещё один конгресс — на этот раз для итальянцев. В его работе приняли участие представители почти всех государств Апеннинского полуострова, а также герцога Бургундского. Зимой 1463–1464 годов Италию охватила небывалая дипломатическая активность. Правительства различных государств решали вопросы, связанные с долей их участия в предстоящем походе, одновременно пытаясь не упустить свои интересы. Каждый опасался, что неверно рассчитанные усилия приведут к нарушению баланса сил в Италии и, как следствие, краху его государства.

Созвав 6 октября 1463 года кардиналов и иностранных послов, папа объявил им условия победы в предстоящей войне с турками. По мнению Пия II, помимо общей воли к крестовому походу войску необходимы единое командование, должное финансирование, транспорт и линии снабжения. Также следовало договориться об условиях обмена валют.

К сожалению понтифика, власти итальянских государств тоже были подвержены, по едкому замечанию К. Сеттона, «общему цинизму»: они не верили не только в свои возможности, но и в искренность папы. Как пишет Нэнси Бисаха, «Пий был хорош в public relations», но для успеха такого грандиозного мероприятия его персональных усилий и способностей было недостаточно. Понтифику не удалось в достаточной мере сплотить разобщённые христианские монархии и республики даже перед явной угрозой со стороны мусульман-турок. В лучшем случае итальянцы «доброжелательно» предупреждали папу о трудностях задуманного им предприятия. Например, кондотьер и герцог Миланский Франческо Сфорца сообщал о 300 000 воинов, которых способен выставить султан.

Тем не менее на Адриатическом побережье шли приготовления к масштабной экспедиции на территорию Балкан. Для организации похода Пий II образовал новый военно-монашеский орден вифлеемитов, созданный по модели госпитальеров для борьбы против турок в Северной Эгеиде.

Местом сбора войск и флота была назначена Анкона. Папа явился туда после того, как 18 июня 1464 года торжественно принял крест в Риме. Из Северной Европы в Анкону по своей инициативе стали прибывать крестоносцы. Некоторые государи прислали воинские контингенты. В результате цены на продукты поднялись, а питьевой воды было не найти. Более того, в Анконе начался мор, который унёс немало жизней.

Пий осознавал, сколь многое зависит от поддержки венецианцев, и ожидал прибытия их флота во главе с самим дожем Кристофоро Моро. Моро также понимал, насколько символичным будет его личное участие в задуманном понтификом походе. В конце июля он погрузился на галеру и отправился в путь. К этому времени физически слабый и измученный неимоверными заботами Пий II уже слёг от болезни. Спустя три дня после прибытия венецианских галер в Анкону понтифик скончался.

Итоги проекта Пия II

Основной причиной неудачи проекта Пия II Кеннет Сеттон видел консерватизм взглядов понтифика. Он мыслил средневековыми категориями imperium et sacerdotium — единого иерархически организованного христианского мира, в то время как для правителей западноевропейских государств приоритет составляли их интересы. Королей заботили не странные геополитические проекты, а внутренние вопросы и проблемы выгоды для себя и своих подданных.

Тем не менее после неудавшегося предприятия Пия II крестоносная идея продолжала будоражить умы жителей Апеннинского полуострова и европейских государств. Своё практическое воплощение она нашла в призывах папы Сикста IV к возвращению порта Отранто, который в 1480 году захватили турки. Совместными усилиями нескольких христианских государств Отранто удалось вернуть. Возможно, его захват следует считать последним крестовым походом.

После отвоевания Отранто крестоносная идеология всё более превращалась в набор ритуальных фраз и оборотов речи. Сеттон с иронией писал, что «крестовый поход всегда являлся безопасной темой для очерка, проповеди или публичной речи». Действительно, тема спасения Константинополя от турок не раз возникала как в литературной форме, так и в виде нескольких проектов той или иной степени реализуемости. Активными апологетами и «подстрекателями» военных операций против турок были греческие изгнанники из бывшей Византии. Их усилия по раздуванию войны на Востоке заслуживают отдельного рассказа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *