О чем текст мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком

Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учебник №1, упр. 5, с. 6

Янв 20

О чем текст мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком. Смотреть фото О чем текст мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком. Смотреть картинку О чем текст мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком. Картинка про О чем текст мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком. Фото О чем текст мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком

Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учебник №1, упр. 5, с. 6

5. Прочитайте текст. О чём он? Напишите о том, что могло бы произойти, если бы наш язык исчез и люди лишились общения. Какое ещё значение слова «язык» вы знаете?

Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врождённым свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. От того мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. Между тем, постоянно приходится разговаривать с кем-то, думать, читать, слушать, писать. И во всех случаях используется язык.

Представим себе невероятную ситуацию: язык исчез, и люди потеряли способность общаться друг с другом. Пусть не навсегда, а только на день – два. Что ожидает нас?

Представим себе невероятную ситуацию: язык исчез, и люди потеряли способность общаться друг с другом. Пусть не навсегда, а только на день – два. Что ожидает нас? Мгновенно мы потеряем возможность мыслить, способность обдумывать, планировать свои поступки, осуществлять их. Моментально прекратится совместная работа людей: остановятся фабрики, заводы, станет невозможной, да и совсем ненужной работа транспорта – всё равно без языка не сделать ни одного общего дела. Мы не сможем совершить сами и добиться от других элементарных, казалось бы, действий: купить хлеб, выбрать одежду, найти нужный дом. И уж, конечно, полностью лишим себя удовольствия прочесть интересную книгу, посмотреть фильм, встретиться и поговорить с друзьями.

Язык — это средство общения, государственный язык и средство межнационального общения.

Если мы заглянем в словарь, то увидим, что у слова «язык» множество значений. Мы будем говорить о языке как средстве передачи мыслей, знаний, чувств, как средстве общения между людьми с помощью слов, речи. Речь — это язык в действии, конкретное применение, использование языка.

Есть и другие языки, созданные для передачи мыслей, знаний, чувств. Свой язык имеет математика. Язык математики передает информацию с помощью специальных математических знаков. Язык формул позволяет выразить мысль сжато, кратко, точно.

Цветовая палитра — тоже своеобразный язык. Красный — цвет любви, радости; розовый — нежности; желтый — измены; черный — печали и т. д.

Есть также язык жестов. Его можно считать международным, хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии кивок означает отрицание — “нет”, а если человек поворачивает голову налево-направо, значит, он с вами согласен — “да”.

Имеются и другие “бессловесные языки” — язык музыки, язык танца, язык мимики и т. д.

Язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например по телефону, с помощью письменных сообщений, с помощью книг.

Итак, язык — важнейшее средство общения между людьми.

Источник

Внеклассное занятие по русскому языку на тему: «Язык в речевом общении»

Ход занятия

Учитель. Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врожденным свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. От того мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. Между тем, постоянно приходится разговаривать с кем-то, думать, читать, слушать, писать. И во всех случаях используется язык.

Представим себе невероятную ситуацию: язык исчез, и люди потеряли способность общаться друг с другом. Пусть не навсегда, а только на день – два. Что ожидает нас?

Мгновенно мы потеряем возможность мыслить, способность обдумывать, планировать свои поступки, осуществлять их. Моментально прекратится совместная работа людей: остановятся фабрики, заводы, станет невозможной, да и совсем ненужной работа транспорта – все равно без языка не сделать ни одного общего дела. Мы не сможем совершить сами и добиться от других элементарных, казалось бы, действий: купить хлеб, выбрать одежду, найти нужный дом.… И уж, конечно, полностью лишим себя удовольствия прочесть интересную книгу, посмотреть фильм, встретиться и поговорить с друзьями.

Не станем дальше рисовать эту фантастическую картину: невозможно даже предугадать все последствия, которые ожидали бы человеческое общество, если бы вдруг исчез язык, если бы общение стало невозможным.

Для работы на сегодняшнем занятии мы разделились на теоретиков и практиков. И первая часть нашего занятия поможет вам лучше понять, что такое общение, познакомит с видами общения, а также мы выясним, что необходимо для речевого общения. (Выступления учащихся [1])

I. Общение. Виды общения.

Условия речевого общения.

Теоретик. Общение – это контакты людей друг с другом: обмен информацией, вопросы собеседнику, желание получить от него ответ.

Основная цель общения – воздействовать на собеседника.

Общение может быть контактным и дистантным.

При контактном общении собеседники находятся поблизости, так что они могут видеть и слышать друг друга. Такие ситуации возникают в диалогах при встречах, сообщении какой-то информации, поручениях собеседнику, при речевых контактах учителя и учеников, врачей и пациентов, а также в типичных монологических ситуациях: выступлениях артистов перед зрителями, лекторов перед аудиторией.

В таких ситуациях все наглядно, все на виду. Многое понятно с полуслова. Здесь немало можно сказать собеседнику мимикой, жестами, выражением глаз, интонацией. (Иллюстрирование эпизода).

При дистантном общении собеседники разделены временем, расстоянием или и временем, и пространством. (Иллюстрирование эпизода).

Что нужно, чтобы возникло речевое общение? Прежде всего – хотя бы два собеседника. Также необходимо, чтобы собеседники хотели общаться.

Препятствовать общению может незнание языка. Об этом говорит широко известное библейское сказание о Вавилонской башне, которую в глубокой древности решили построить люди, чтобы добраться до самого неба.

Строилась эта башня много лет. И постепенно вокруг горы строился и разрастался город Вавилон. Но когда башня была уже почти совсем готова, Богу не понравилось, что люди хотели вблизи от небес познать их тайны. И послал он на землю великую бурю. Когда она затихла, люди обнаружили вдруг, что говорят на разных языках и не понимают друг друга. Все побрели в разные концы, бросив работу. А башня стала разрушаться.

Собеседники, не знающие языка друг друга, могут общаться только через переводчика.

Задания для практиков. Записать всевозможные формы приветствия и прощания, используемые в контактном речевом общении. Предполагаемые ответы:

Здравствуй! Здравствуйте! Привет! Чао! Салют! Здравия желаю! Рад вас приветствовать!

До свидания! Пока! Разрешите откланяться! Прощай! До скорого свидания!

Теоретик. С понятием “общение” тесно связано понятие “коммуникабельность”.

Что значит быть коммуникабельным? (Работа со словарной статьей толкового словаря С.И.Ожегова)

Это значит быть склонным к общению, проявлять в речевых контактах инициативу, уметь и хотеть с кем-то общаться. А некоммуникабельный человек старается избежать общения, быть в нем чрезмерно лаконичным, любит уединение.

Послушайте придание о финском мальчике.

Учитель. Вторая часть занятия посвящается речевому этикету.

II. Речевой этикет.

Теоретик. Речевой этикет – это правила речевого поведения. Цель его – установить контакт с собеседником.

Этикетные слова вроде бы не передают никакой информации, но тем не менее они обладают особой значимостью. Ведь люди небезразличны к тому, кто их приветствует, обращаются к ним с просьбой или приказывает, благодарит за услугу, просит прощения.

Речевой этикет и народные обычаи.

Теоретик. Русские спрашивают: “Как здоровье?” А древние египтяне при встрече интересовались: “Как вы потеете?” Почему? Они полагали, что при мимолетном свидании некогда, да и незачем делать анализ своего здоровья, и спрашивали о конкретном состоянии человека.

В Монголии при встрече выясняют: “Как ваш скот? Как зимуете? Как кочуете?” Эти этикетные выражения используются до сих пор в разговоре людей, даже если они давно не кочуют и не держат скота.

Житель Вены говорит “целую руку”, не задумываясь над прямым смыслом этих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ей руку.

Уход из гостей без прощания оценивается русскими как невежливое поведение. Англичане относятся к этому иначе. Даже существует оборот “уйти по-английски”, то есть незаметно, и поэтому не прощаясь.

III. Устная речь.

Ученица читает стихотворение Ф.Кривина “Песенка об орфоэпии”.

Теоретик. Всем известно, что разнобой в написании мешает чтению, тормозит понимание прочитанного. Но произвол в произношении почти также недопустим, как и анархия в письме. Дело в том, что отклонения от литературного, орфоэпического произношения почти также мешают языковому общению, как и неграмотное письмо.

Задания для практиков.

Учитель. Ребята, я хотела бы, чтобы вы запомнили слова К.С.Станиславского: “Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает …человека с ампутированными ногами”.

И особое беспокойство вызывает речь молодых людей, понять смысл которой бывает очень непросто. Давайте посмотрим инсценировку, и может быть некоторые ребята тут же откажутся от привычных словечек. (Просмотр инсценировки).

IV. Письменная речь.

Учитель. О грамотности в письменной речи мы говорили немало. И стихотворение А.Шибаева “Грустные вести” еще раз напомнит о необходимости знаний орфографических правил.

Задания для практиков.

А вот еще одна история: “ Дима написал своему другу Пете записку: “Приходи с мечом вечером, сыграем”. Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с тем домом, где живет Петя, и передала записку.

— Ну, как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.

— Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.

В шестом часу вечера Дима собрал ребят своей улицы.

— Ребята, пошли на площадку, сыграем в футбол.

— Есть! Сейчас Петька принесет. Я ему написал записку, он обещал.

Задания для практиков.

Карточка №1. Вставьте пропущенные буквы.

Отв..рить дверь – отв..рить свеклу

Скр..пя зубами – скр..пя сердце

Пло.. с дерева – пло.. из дерева

Вып..лить из ружья – вып..лоть грядку

Учитель. В заключении нашего занятия я хотела бы напомнить вам слова Р.Зеленой: “Русский язык нужно охранять и беречь, как русскую природу. Он столь же прекрасен и беззащитен”.

Литература.

1. Материал для выступления теоретиков взят из журналов “Русский язык в школе” за 2001-2003 гг.

Источник

Урок русского языка в 11 классе по теме

Тема: Текст и его структура. 11 класс

Учитель русского языка МБОУ СОШ №13

Цели урока: 1. изучить признаки текста как языковой единицы, структурные средства связи между предложениями в тексте.

2. развивать навыки аналитической работы с текстом, языковое чутьё, грамотную и последовательную речь.

3. воспитывать интерес к родной культуре и родному языку, толерантность и умение слушать собеседника при организации коллективной деятельности.

Оборудование: презентация, раздаточные карточки.

Продолжительность: 90 минут.

Мотивация учащихся и заявка темы учебного занятия.

«Заблудившееся предложение» (задача – восстановить правильный порядок предложений в тексте). Приложение №1.

Вы согласны с утверждением, что это действительно текст? Приведите аргументы.

Дидактическая игра «верю – не верю». Выразите свое согласие или несогласие со следующими утверждениями:

1)Текст – это записанная речь.

2)Текст – это несколько предложений, объединенных одной темой.

3)Текст – это понятие, относящееся как к устной, так и к письменной форме речи.

4)Текст может быть представлен монологом и диалогом.

5)Текст обязательно должен иметь заголовок.

6)Тема текста всегда выражена в его заголовке.

7)Текст может содержать в себе описание, повествование и рассуждение.

8)Текст характеризуется строгим порядком слов.

Оперативная проверка ответов ( на слайде).

Актуализация нового учебного материала.

Итак, мы мобилизовали все имеющиеся у нас на сегодня знания и представления о тексте. Пора узнать больше. Для начала давайте составим определение к понятию «ТЕКСТ». После формулировок, предложенных учащимися, записываем общую:

ТЕКСТ – это записанная речь, состоящая из предложений, которые объединены общей темой и структурными средствами связи.

Что в данной формулировке требует пояснения?

ТЕМА –это предмет (понятие или событие), которому посвящен текст. Другими словами, это основное содержание описания, повествования или рассуждения, изложенного в тексте. Тема может быть выражена в заголовке текста. Общая тема определяет смысловую связь предложений. Каждое из них соответствует ей, раскрывает ее. Тема связана со смысловой структурой текста.

МИКРОТЕМА – наименьшая составная часть общей темы.

АБЗАЦ – предложения, сгруппированные вокруг микротемы.

СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА обычно состоит из трех частей: вступление, основная часть, заключение. Вступление вводит в тему сообщения, основная часть ее раскрывает, заключение – обобщает.

Практическое задание (один работает у доски, остальные в тетрадях).

Записываем под диктовку : Часто слышишь, что молодежь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное? Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества. (Л.Т.)

Проверяем правильность написания и расстановки знаков препинания;

Это текст? Определите его тему.

Определите смысловую структуру текста. Какая мысль выражена в его заключительной части? Поделите текст на абзацы.

Что еще делает текст связным? (добиваемся ответа – порядок предложений).

Практическое задание для класса:

1.Ведь на любую клавишу отзовутся сухие стропила, двери и старушка люстра. 2.Чайковский садился за рояль и усмехался. 3.Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое. 4.Рассохшийся дом запоет от первых звуков рояля.(К.Пауст.)

Укажите последовательность предложений, при которой получится связный текст. (варианты ответов на слайде).

Последовательность предложений очень важна, как мы убедились. Кроме того, текст является связным, потому что содержит в себе структурные средства связи.

Изложение нового материала.

Ниже представлен опорный конспект, который составляется в процессе объяснений преподавателя.

СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

структурные средства связи

повтор ключевого слова (лексический повтор)

замена ключевого слова синонимами

замена ключевого слова местоимением

семантические и ассоциативные связи

предложения не сцепляются, а сопоставляются

одинаковый порядок слов

члены предложения выражены одинаковыми грамм. Формами

иногда повтор первых слов

однотипность синтаксических конструкций

Идеал – это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления – нет жизни. (Л.Т.) С помощью какого средства связаны между собой самостоятельные предложения?

однотипность синтаксических конструкций

лексический повтор и однотипность синтаксических конструкций

употребление личного местоимения

Первичное закрепление учебного материала.

Дидактическая игра «Текст-мозаика». Ученики получают по одному предложению единого текста в хаотичном порядке. Преподаватель сообщает общую тему текста. В процессе беседы выявляются признаки первого предложения. Далее, внимательно слушая друг друга, дети должны по цепочке прочесть текст целиков в нужной последовательности. Приложение №2.

Рефлексивная беседа по итогам дидактической игры. Что вызвало затруднения, что помогало определить место вашего предложения в тексте?

Текст выводится на слайде для аналитической работы:

Назовите общую тему текста.

Охарактеризуйте связь предложений в тексте.

Перечислите структурные средства связи.

Промежуточное подведение итогов работы.

Вторичное закрепление материала (на основе самостоятельной работы).

Учащиеся получают карточки с текстами и выполняют самостоятельно 4 задания предыдущей аналитической работы. Приложение №3.

Подведение итогов самостоятельной работы (выборочная проверка).

Домашнее задание: написать статью учебника «Признаки текста».

Русский язык (10-11 класс), А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, М, Просвещение, 2008, с.155-160;

Русский язык и культура речи, учебное пособие для студентов ССУЗов, Н.Б.Самсонов, М, ОНИКС, 2010, с.29-30.

Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врожденным свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. Между тем постоянно приходится разговаривать с кем-то, думать, читать, слушать, писать. Оттого мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. И во всех этих случаях используется язык.

Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врожденным свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. Оттого мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. Между тем постоянно приходится разговаривать с кем-то, думать, читать, слушать, писать. И во всех этих случаях используется язык.

Я достал лист бумаги и прежде всего хотел приняться за расписание обязанностей и занятий на следующий год. Сначала надо было разлиновать бумагу. Но так как линейки у меня не нашлось, я употребил для этого латинский лексикон. Я провел пером вдоль лексикона и отодвинул его. Оказалось, что вместо черты я сделал на бумаге лужу чернил. Кроме того, лексикона не хватало на всю бумагу, и черта загнулась по его мягкому краю. Я взял другую бумагу и разлиновал кое-как.После разлиновки я начал писать обязанности. Но их оказалось так много, что надо было прежде написать Правила Жизни, а потом уже приниматься за расписание. Я взял шесть листов бумаги, сшил из них тетрадь и написал сверху: «Правила жизни». Эти два слова были написаны криво и неровно. Поэтому я долго думал, не переписать ли. И долго мучился, глядя на это уродливое название. Почему всё так прекрасно и ясно у меня в душе, и так безобразно выходит на бумаге?(Л.Т.)

Я подъезжал уже к Переброду, когда внезапный вихрь закрутил и погнал по дороге столбы пыли.Мануйлиха не ошиблась. Гроза, медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий, нестерпимо душный день, разразилась над Перебродом. Молния блистала почти беспрерывно.Вдруг что-то с треском посыпалось на крышу и на стены нашего дома. Я бросился к окну. Огромный град, с грецкий орех величиной, стремительно падал на землю… Под окном показалась еле заметная в темноте фигура Ярмолы, который, накрывшись с головой свиткой, выбежал из кухни, чтобы притворить ставни. Но он опоздал. В одно из стекол вдруг с такой силой ударил громадный кусок льду, что оно разбилось, и осколки его со звоном разлетелись по полу комнаты.Я почувствовал себя утомленным и прилег, не раздеваясь, на кровать. Я думал, что мне вовсе не удастся заснуть и в эту ночь и что я до утра буду в бессильной тоске ворочаться с боку на бок, поэтому я решил лучше не снимать платья, чтобы потом хоть немного утомить себя однообразной ходьбой по комнате. Но со мной случилась очень странная вещь: мне показалось, что я только на минутку закрыл глаза; когда же я раскрыл их, то сквозь щели ставен уже тянулись длинные яркие лучи солнца, в которых кружились бесчисленные золотые пылинки.(А.Куприн)

Назовите общую тему текста.

Охарактеризуйте связь предложений в тексте.

Источник

ГДЗ по русскому языку 5 класс Ладыженская, Баранов параграф 1

1. Прочитайте текст известного писателя Л. Успенского. Что нового о значении языка в жизни людей вы узнали? Обратите внимание на выделенные в тексте слова. Как вы думаете, с какой целью они выделены? Что их объединяет?

2. «Из всех орудий язык — самое удивительное и сложное», — написал Л. Успенский в своей книге «Слово о словах». Так ли это? Достаточно ли мы знаем свой родной язык? Или необходимо постоянно совершенствовать свои знания? Порассуждайте (устно) на эту тему.

Язык — это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли.

Знать о языке всё просто невозможно.

Знание языка — основа успешного освоения всех наук. Даже с окончанием школы изучение русского языка не завершится. Его можно и нужно учить всю жизнь. Русский язык хранит много тайн, загадок. Русский язык очень красив, мелодичен, выразителен, и мы постараемся ценить его и наслаждаться им. Большую помощь в изучении языка нам оказывают книги: учебники, словари, справочники, научно-популярные издания.

Язык это средство общения, потому что с помощью него мы передаем информацию другим людям. С помощью языка мы можем скоординировать свои действия. С помощью языка мы изучаем мир и расширяем свой кругозор.

4. Прочитайте и озаглавьте текст. Напишите, что помогло и продолжает помогать людям передавать опыт.

Польза слов.
Помогают и продолжают помогать людям: слова, фразы, речь. Ведь без всего этого мы бы не получали опыт и знания, не смогли бы друг с другом общаться.

5. Прочитайте текст. О чём он? Напишите о том, что могло бы произойти, если бы наш язык исчез и люди лишились общения. Какое ещё значение слова «язык» вы знаете?

Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врождённым свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. Оттого мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. Между тем каждый человек постоянно разговаривает с кем-то, читает, слушает, говорит. И во всех случаях используется язык.

Представим себе невероятную ситуацию: язык исчез и люди потеряли способность общаться друг с другом. Пусть не навсегда, а только на день-два. Что ожидает нас?

Если пропадет язык, один человек не сможет объяснить другому, что от него требуется на работе. Учитель не сможет объяснить детям материал в школе. Даже дети на игровой площадке не смогут договориться о правилах игры. Никто не сможет писать друг другу письма и общаться.

Источник

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 3, с. 5

Май 19

О чем текст мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком. Смотреть фото О чем текст мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком. Смотреть картинку О чем текст мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком. Картинка про О чем текст мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком. Фото О чем текст мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 3, с. 5

3. Прочитайте и озаглавьте текст. Напишите, что помогло и продолжает помогать людям передавать опыт.

Слово

Люди научились говорить, потому что они остро нуждались в общении. Им был просто необходим хороший способ хранить знания и передавать их друг другу.

Прошло немало времени, пока люди научились передавать словами, как надежнее всего добывать еду, охотиться на диких животных, договариваться о совместных делах и т.д.

При помощи слов они могли вместе вспоминать о прошлом и строить планы на будущее. Слова помогали людям объединяться, обмениваться разными сведениями.

Ответ:

Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врождённым свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. От того мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. Между тем, постоянно приходится разговаривать с кем-то, думать, читать, слушать, писать. И во всех случаях используется язык.

Представим себе невероятную ситуацию: язык исчез, и люди потеряли способность общаться друг с другом. Пусть не навсегда, а только на день – два. Что ожидает нас? Мгновенно мы потеряем возможность мыслить, способность обдумывать, планировать свои поступки, осуществлять их. Моментально прекратится совместная работа людей: остановятся фабрики, заводы, станет невозможной, да и совсем ненужной работа транспорта – всё равно без языка не сделать ни одного общего дела. Мы не сможем совершить сами и добиться от других элементарных, казалось бы, действий: купить хлеб, выбрать одежду, найти нужный дом. И уж, конечно, полностью лишим себя удовольствия прочесть интересную книгу, посмотреть фильм, встретиться и поговорить с друзьями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *