обложка учебника истории 5 класс ссср
Библиотека старых советских учебников по Истории
Скачать Советский учебник
Назначение: ДЛЯ 5 КЛАССА
Авторство: Фёдор Петрович Коровкин
Формат: DjVu, Размер файла: 23.1 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Глава I. Первобытнообщинный строй 8
§ 1. Первобытное стадо собирателей и охотников
§ 2. Образование родовых общин 11
§ 3. Первобытные скотоводы и земледельцы 14
§ 4. Возникновение религии у первобытных людей 18
§ 5. Счёт лет в истории 21
Глава II. Древний Египет 25
§ 6. Природа и древнейшее население Египта
§ 7. Начало обработки металлов и развитие земледелия в древнем Египте 28
§ 8. Образование классов и государства в Египте 30
§ 9. Древнеегипетское государство 33
§ 10. Религиозные верования древних египтян 37
§ 11. Религия и искусство на службе у рабовладельцев 40
§ 12. Положение трудящихся в древнем Египте и их борьба с угнетателями 45
§ 13. Возникновение науки и письменности в древнем Египте 48
§ 14. Могущество древнеегипетского государства во II тысячелетии до н. э. и его падение 51
Глава III. Междуречье в древности 56
§ 15. Образование древнейших государств в Междуречье
§ 16. Вавилонское царство 59
§ 17. Научные знания и искусство в древнем Междуречье 63
Глава IV. Древняя Индия 66
§ 18. Образование классов и государств в Индии
§ 19 Религиозные верования и культура древних индийцев 70
Глава V. Древний Китай
§ 20. Установление рабовладельческого строя в древнем Китае
§ 21. Объединение Китая в одном государстве 77
§ 22. Народные восстания в Китае 81
§ 23. Культура древнего Китая 85
Глава VI. Греция в древнейшее время 92
§ 24. Природа и население древней Греции
§ 25. Мифы древней Греции 96
§ 26. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» 99
§ 27. Зарождение классов в Греции в гомеровское время (XI — IX века до н. э.) 103
§ 28. Религия древних греков 107
Глава VII. Установление рабовладельческого строя и образование городов-государств в Греции в VIII — VI веках до н. э. 112
§ 29 — 30. Образование Афинского рабовладельческого государства 3
Афины при господстве аристократов в VIII — VII веках до н. э.
Победа демоса и укрепление государства в Афинах 116
§ 31. Спартанское рабовладельческое государство в VIII — VI веках до н. э 118
§ 32. Образование городов-государств в Греции и на берегах Средиземного и Чёрного морей 121
Глава VIII. Греко-персидские войны и развитие рабства в Греции 125
§ 33. Нашествия войск персов на Грецию
§ 34. Победа греков в войне с персами 129
§ 35. Рабство в Греции в V веке до н. э 134
§ 36. Расцвет Афин в середине V века до н. э 137
Глава IX. Расцвет культуры Греции в V — IV веках до н. э. 141
§ 37. Быт свободных греков. Олимпийские игры
§ 38. Театр в Греции 144
§ 39. Архитектура и скульптура древней Греции 147
§ 40. Письменность и наука в древней Греции 150
Глава X. Македонские завоевания и их последствия 153
§ 41. Упадок Греции и подчинение её Македонией —
§ 42. Образование и распад державы Александра Македонского 157
§ 43. Хозяйство и культура Восточного Средиземноморья в III — II веках до н. э 161
Глаза XI. Образование Римского рабовладельческого государства 170
§ 44. Возникновение города Рима
§ 45. Образование аристократической республики в Риме 173
Глава XII. Превращений Римской республики в сильнейшую рабовладельческую державу Средиземноморья 175
§ 46. Начало борьбы между Римом и Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье
§ 47. Вторая Пуническая война 179
§ 48. Римские завоевания во II веке до н. э. 183
§ 49. Рабовладение в Риме во II веке до н. э. 187
§ 50. Разорение крестьян в Италии и их борьба за землю 190
§ 51. Восстание рабов под предводительством Спартака 193
Глава XIII. Падение республики в Риме. Римская империя в период её могущества 197
§ 52. Установление власти Цезаря в Риме
§ 53. Римская империя при Октавиане Августе и его преемниках 201
Глава XIV. Быт и культура Рима в начале империи 204
§ 54. Быт рабовладельцев и бедноты в Риме в I — II веках
§ 55. Техника и искусство в Риме 208
Глава XV. Упадок и гибель Римской империи 216
§ 56. Начало упадка рабовладельческой Римской империи в III веке
§ 57. Возникновение христианства 219
§ 58. Дальнейшее ухудшение положения Римской империи в IV веке 221
§ 59. Германцы в первые века нашей эры 224
§ 60. Падение Западной Римской империи 228
Приложение. Альбом карт.
Изображения на обложке учебника 1962 г.
Охота на оленей. Рисунок людей каменного века на скале в Испании (§ 3).
Пахота в Египте. Рисунок на стене гробницы в древйем Египте. II тысячелетие до н. э. (§ 10).
Кузнечная мастерская. Рисунок на древнегреческой вазе VI века до н. э. (§ 29 — 30).
Римские воины воздвигают столб с захваченными трофеями и тащат за волосы пленников. Вырезанное на камне римское изображение I века, прославлявшее императора Августа (§ 55).
На обратной стороне обложки в начале учебника — огромные фигуры фараона Рамсеса II на берегу Нила, в Нубии. II тысячелетие, до н. э. (§ 11).
На обратной стороне обложки в конце учебника — Парфенон — храм в Афинах V века до н. э. (§ 39).
КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?
СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ
Скачать.
1. Что такое история. В IV классе вы познакомились с историей СССР за последние 1,5 тысячи лет. Вы узнали, как жили и трудились наши предки, как они боролись с захватчиками и угнетателями. Вы помните, что более 1000 лет назад образовалось древнерусское государство и около 500 лет назад Москва собрала вокруг себя русские земли.
Вы слышали и читали рассказы о том, как В. И. Ленин создал Коммунистическую партию, как победила в нашей стране Великая Октябрьская революция и как образовалось могучее социалистическое государство — Союз Советских Социалистических Республик.
Разве можно без волнения читать об истории своей Родины! Разве можно не чувствовать гордости за наш великий советский народ, строящий коммунизм!
В школе вы ещё очень много узнаете о славной истории своей Родины и об истории других стран мира.
История нашей страны и других стран началась сотни тысяч лет назад.
В те далёкие от нас времена не было на Земле ни городов, ни сёл, ни возделанных полей. Среди рощ и зарослей кустарников бродили небольшие группы древнейших людей. В руках у них были палки и камни. Ни одежд, ни жилищ у них не было (цветн. иллюстр. III).
История рассказывает, где и когда жили люди, как их труд преобразил Землю, как и почему постепенно изменялась их жизнь и как она стала такой, какой мы её знаем сейчас.
В истории нет вымыслов. История — наука. В ней рассказывается то, что учёные узнали о жизни народов, населявших раньше и населяющих в настоящее время Землю.
История народов всего мира с древнейших времён до наших дней называется всеобщей или всемирной историей.
В V классе вы будете изучать её первую часть — историю древнего мира.
Рис. 1. Археологические раскопки.
Археологи раскапывают древнюю могилу. Сняв землю, покрывавшую погребённого человека, они очищают ножом и кисточкой найденные в могиле кости и вещи. Археологическая работа требует большой тщательности, умения и знаний. Заниматься ею могут только люди, получившие специальную подготовку и имеющие разрешение на производство раскопок.
2. О чём рассказывает история древнего мира. Много интересного рассказывает история древнего мира.
Упорным трудом древние люди возделывали поля, прокладывали дороги, строили города.
Народы древних стран сделали важные изобретения и открытия. Многими из них мы пользуемся и сейчас. Например, книга создана трудом разных народов: бумагу изобрели китайцы, древние греки придумали буквы, которыми мы пишем, десять цифр — изобретение жителей Индии, переплетать книги стали впервые в Италии.
История древнего мира рассказывает, как жестоко богачи угнетали трудящихся и как те мужественно боролись с угнетателями. Вы узнаете из истории о народных вождях, выдающихся полководцах и знаменитых учёных, о древних сказаниях и о многом-многом другом.
Как же мы узнаём о жизни людей, умерших тысячи, десятки и сотни тысяч лет назад?
3. Что такое вещественные памятники. Древние люди оставили о себе память — сделанные ими вещи. Часть этих вещей сохранилась. Найти их нёлегко. Вы замечали, что вещи покрываются тонким слоем пыли, если её не стирать два-три дня. А за тысячи лет образовался слой пыли и песка в несколько метров толщиной. Поэтому вещи древних людей оказались глубоко в земле. Много вещей древние люди клали в могилы вместе с покойниками.
Учёные, обнаружив места, где жили или где были похоронены древние люди, производят раскопки. По найденным вещам учёные определяют, как жили люди, чем они занимались, что умели делать. Учёные сравнивают более поздние вещи с более ранними и узнают, как постепенно изменялась жизнь древних людей. Вещи древних людей называются вещественными памятниками:.
Наука, изучающая жизнь людей по вещественным памятникам, называется археологией. По-русски это значит «наука о древностях». Учёных, производящих раскопки и изучающих вещественные памятники, называют археологами. Вещественные памятники древних людей хранятся и изучаются в музеях (рис. 2).
4. Письменные памятники. Около пяти с половиной тысяч лет назад люди в некоторых странах изобрели письменность и научились писать. Они описали происходившие при них события, рассказали о выдающихся людях своего времени и записали многое другое. Эти люди оставили о своей жизни более богатую и полную память, чем те, у которых не было письменности. Записи древних людей называются письменными памятниками. (Древние письменные памятники изображены на рис. 37, 48 и др.)
Вопросы.
1. Как учёные узнают о жизни древних людей?
2. Что называют археологией?
Как работать с учебником дома.
Содержание учебника делится на четыре раздела, разделы — на главы, а главы — на параграфы. Открыв «Оглавление» в конце книги, на странице 237, можно увидеть, о чём рассказывается в учебнике и из каких частей он состоит.
Параграф разделён боковыми заголовками на несколько пунктов. Заголовки пунктов составляют его краткий план.
При выполнении домашнего задания по истории положите рядом с учебником приложенный к нему альбом цветных карт и откройте историческую карту, номер которой указан после названия параграфа.
Вспомните, что рассказывал учитель на уроке, на что он обратил ваше внимание.
Если перед параграфом есть вопросы, продумайте на них ответы. Это не только напомнит вам ранее изученное, но и поможет лучше разобраться в новом материале.
Внимательно прочтите заданный параграф целиком. То, на что следует обратить особое внимание, выделено или жирным, или письменным шрифтом. Письменный шрифт называется курсивом. Рассмотрите относящиеся к параграфу рисунки. Названные в учебнике моря, реки, страны, города найдите на карте.
После чтения подготовьте ответы на вопросы, помещённые в учебнике в конце параграфа или продиктованные учителем. Проверьте, понятны ли вам выводы и определения, напечатанные в учебнике курсивом.
Затем приготовьте рассказ по заданному параграфу. Сперва прочтите первый пункт и расскажите его, за ним так же следующие, а затем расскажите весь параграф целиком. Не старайтесь заучивать материал наизусть. Нужно уметь изложить своими словами основное содержание параграфа.
Если вы никому не мешаете громким разговором, то лучше рассказывать вслух. Хорошо также попросить старших проследить, правильно ли вы рассказываете. В своём рассказе называйте имеющиеся в учебнике годы событий, имена, названия. Годы важнейших событий напечатаны жирным шрифтом. Постарайтесь включить в свой рассказ то, что вы узнали из рисунков, а также то, что рассказал учитель на уроке.
Кроме учебника, есть много других книг по истории древнего мира. Наиболее интересные для вас книги указаны в конце некоторых глав.
ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Глава I. Первобытнообщинный строй
§ 1. ПЕРВОБЫТНОЕ СТАДО СОБИРАТЕЛЕЙ И ОХОТНИКОВ.
ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ
Археологи нашли в Азии, Африке и в Европе следы жизни древнейших людей. Очень важная для науки находка была сделана в Китае.
В большой пещере, расположенной среди невысоких холмов, были обнаружены кости, зола, угли; встречались также грубо обработанные камни. Археологи, производившие раскопки в пещере, установили, что около 500 тысяч лет назад она служила убежищем для людей.
По найденным костям людей учёные определили, какими были эти люди. Многие кости были повреждены — люди были ранены или убиты крупными животными.
Изучая найденные кости животных, учёные узнали, на каких зверей охотились первобытные люди. Были обнаружены также косточки плодов, принесённых людьми в пещеру.
В пещере был толстый слой золы и углей. Это показывает, что укрывавшиеся в ней люди пользовались огнём. Так как заострённым камнем было трудно рубить поленья, то на кострах жгли мелкие ветки.
Костры в пещере горели сотни или даже тысячи лет. Люди непрерывно поддерживали здесь огонь. Сменилось за это время много поколений людей. Но за тысячи лет и первобытные люди, и их орудия труда изменились очень незначительно.
Вопросы и задания.
1. Чем древнейшие люди отличались от современных нам людей?
2. В чём было главное отличие древнейших людей от животных?
3. Какие орудия труда были у древнейших людей?
4. Почему первобытные люди не могли жить в одиночку? Как называют древнейшие коллективы первобытных людей?
5. Лёгкой или тяжёлой была жизнь древнейших людей? Почему вы так думаете?
§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ РОДОВЫХ ОБЩИН.
Новое в блогах
Учебники, по которым мы учились…
Это обложки учебников, по которым как и я, учились тысячи и тысячи школьников в разные годы. Эти книги мы приносили стопками в конце учебного года, чтобы сдать в библиотеку и получить следующий комплект. Этими книгами девочки били по голове на перемене мальчиков за то что те их дергали за косы. По этим книгам мы получали свои первые знания.
Только с 1978 года школьные учебники начали выдавать бесплатно. Как раз, в этом году я пошел в первый класс и наверное тоже получал уже первые бесплатные учебники, хотя я этого и не помню, помню, что в классах постарше нам всегда выдавали учебники перед каждым началом учебного года, и мы их сдавали в конце года, только вот букварь оставляли на всегда, наверное, как память.
Первая книга – первый лучший подарок! Букварь еще долго дома попадался мне на глаза, на вопрос, чей это, мама с удивлением говорила, да это же твой! Наверное, я его не очень хорошо заучил в первом классе, что всегда удивленно его рассматривал!
Почти все советские дети учились по этому букварю. Эта книга первая давала детям образование. Помню даже фотографировали в первом классе сидя за партой с открытым букварем. У многих наверное есть такие фотографии.
В СССР учебник был каждой четвертой печатавшейся книгой, это были довольно большие расходы, и поэтому появилась затея, пополнять фонды школьных библиотек раз в четыре года, поэтому, получая учебники в начале года это не всегда, а вернее не часто получали новые учебники.
Иногда, выдача новых учебников использовалась как форма поощрения самых бережливых, по показателям сохранности учебников в прошлом году. На последней странице мы заполняли специальную форму, «сведения о пользовании учебника», с фамилиями временных владельцев и оценками за сохранность.
Учебники того времени были довольно качественные, по оформлению, о содержании я не берусь судить, их выпускали в ГДР (Германская Демократическая Республика), это делалось для того, что бы учебники могли дожить до отведенной государством законной старости – 4 года.
Но и в то время школьные фонды не всегда пополнялись на 100% и учебники, которые были в удовлетворительном состоянии, использовались и по прошествии четырех лет эксплуатации.
Советские учебники (скачать)
Одно время усиленно искала учебники своего детства, поскольку поняла, что по нынешним учебникам можно только развлекаться, проводить досуг, но никак не получать образование, к сожалению. Сделать это было достаточно сложно, но всё-таки возможно, и кое-что я нашла, чему была очень рада и использую по сей день с внучками. Кстати, результат очень виден. И вот однажды на одном из ресурсов обнаружила целый кладез. Это даже заставило меня подзадержаться на том ресурсе. Хотя больше даже близкого по ценности материала я там не встречала. Замечательная подборка учебников, лично мной проверенная, предлагается для ознакомления. Все файлы, которые вызывали сомнение, удалены. Надеюсь, что эта информация ещё кому-то будет полезной.
Вооружаемся тем, что сумеем передать внукам, а некоторые и детям.
Учебники по предметам включая дидактические материалы для преподавателей и прочая дополнительная литература
Алгебра
Астрономия
Биология
Ботаника
Чтение
Физика
География
Геометрия
Химия
Немецкий язык
История
Литература
Логика
Математика
Музыка
Рисование
Русский язык
Уроки труда
Физкультура
Внимание! Если у вас нет программы для просмотра, предлагаем воспользоваться нашими программами.
Не ставьте предлагаемые программы из неизвестных источников, ставьте с официальных сайтов,этим вы обезопасите себя от возможных вирусов!
Программы которые могут понадобиться для просмотра материалов:
* все программы портабельны (не требуют установки и не внедряются в систему) и бесплатны
* для установки выполняем следующие шаги: скачать-запустить-указать папку для распаковки-готово
* папку с программой можно поместить потом куда угодно даже на флэшку
Для распаковки архивов бесплатный архиватор 7-zip с открытым исходным кодом:
Скачать отсюда. Скачать последнюю версию с Portableapps.com
Для просмотра видео бесплатный VLC media player с открытым исходным кодом:
Скачать отсюда. Скачать последнюю версию с Portableapps.com
Для просмотра pdf документов бесплатный просмотрщик Sumatra с открытым исходным кодом:
Скачать отсюда. Скачать последнюю версию с Portableapps.com
Для просмотра djv и djvu бесплатный просмотрщик WinDjView:
Скачать отсюда. Скачать последнюю версию с Portableapps.com
И как дополнение был комментарий, который я в своё время сохранила. Может, тоже кому пригодится.
Формат FB2 читает так же Программа STDU Viewer.
Читать формат PDF и некоторые другие безопаснее и быстрее чем Adobe Reader
http://www.foxitsoftware.com/downloads/
Foxit Reader
http://biblprog.org.ua/ru/pdf/
Просмотр PDF
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Советские учебники
Советские учебники запись закреплена
Советские учебники запись закреплена
Советские учебники запись закреплена
Среди поэтических сокровищ, оставленных нашим великим национальным поэтом А. С. Пушкиным, есть стихотворение, прямо относящееся к физике, точнее — к механике. Называется это стихотворение «Движение». Оно небольшое по объему — в нем всего 8 строк, но очень богатое по содержанию.
В первых четырех строках читаем:
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Показать полностью.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Здесь поэт рассказывает о легендарном споре двух древнегреческих философов. «Мудрец брадатый» — это Зенон Элейский; его противник в споре — Диоген Синопский. Первый утверждал, что движение невозможно; второй стал молча «пред ним ходить», как бы наглядно показывая несуразность такого утверждения.
Но дальше А. С. Пушкин пищет:
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит.
Однако ж прав упрямый Галилей.
Этими словами поэт показывает, что доказательство Диогена вовсе не такое безупречное, как казалось тем, кто хвалил «ответ замысловатый». В самом деле, ведь солнце ежедневно делает то же, что делал Диоген, маршируя перед Зеноном: оно «пред нами ходит». В действительности же, как вслед за Коперником утверждал «упрямый Галилей», Солнце покоится, а движется (вращается вокруг своей оси) Земля. Но никакого другого доказательства Диоген дать не мог, поэтому он и «смолчал».
Сейчас неправоту утверждения Зенона можно доказать, не прибегая к методу Диогена. Попробуем это сделать. Прежде всего, постараемся представить себе, как Зенон пришел к выводу, очевидно несуразному, что «движенья нет».
Зенон, по-видимому, рассуждал следующим образом. Тело, двигаясь по некоторой траектории, в любой момент времени может быть где-то застигнуто. Можно считать, что в этом месте и в это мгновенье тело покоится, то есть что его скорость равна нулю. Следовательно, движение есть лишь название, данное множеству следующих одно за другим состояний покоя. В каждом таком состоянии покоя перемещение тела, естественно, равно нулю. Складывая это непрерывное множество нулей, Зенон, конечно, получал в итоге нуль: «движенья нет»!
Так вот, ошибка Зенона как раз и состоит в том, что скорость тела в каждой точке траектории он считал равной нулю. На самом деле в каждый момент времени движущееся тело обладает скоростью — так называемой мгновенной скоростью υ («Физика 8», § II). А раз оно обладает скоростью, то за любой сколь угодно малый промежуток времени Δt тело совершает малое перемещение Δs = υΔt. Число таких малых перемещений, в пределе — бесконечно малых, за все время движения t бесконечно велико. Но сумма бесконечно большого числа бесконечно малых слагаемых равна не нулю, а вполне определенной величине: s = υt (если скорость υ одинакова во всех точках). Складывать нужно не нули, как это делал Зенон, а малые перемещения υΔt. На это впервые указал, спустя почти 2000 лет после легендарного спора, основоположник классической механики Исаак Ньютои, создавший кроме того еще и замечательный математический аппарат дифференциального и интегрального исчисления.
В заключение сделаем не очень существенное для темы нашей заметки замечание. В действительности очный спор Зенона с Диогеном состояться не мог: Диоген (около 400-325 до н. э.) родился через 30 лет после смерти Зенона (490-430)!
(c) Кикоин А.К. Об одном стихотворении А. С. Пушкина //Квант. — 1984. — № 10. — С. 25-26.