оболт оболдуев кому на руси жить хорошо
Оболт-Оболдуев: характеристика, внешность и жизнь героя
Одним из самых ярких героев поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» по праву считается Гаврила Афанасьевич. Характеристика Оболта-Оболдуева и образ персонажа помогут читателю глубже прочувствовать суть произведения и понять, почему рассказ получил именно такое название. Будучи состоятельным человеком, мужчина жалуется на плохую судьбу, несчастную жизнь и неспособен оценить, насколько ему повезло.
Общая характеристика героя
Впервые читатель знакомится с зажиточным помещиком, когда главные герои (семеро мужичков) встречают Гаврилу Афанасьевича на дороге. Его везет тройка лошадей, а он жалуется на плохую жизнь и отмену крепостного права в 1861 году, что выглядит довольно несуразно и звучит абсурдно. Яркому персонажу Николай Алексеевич дает следующую характеристику:
В глазах мужиков герой выглядит как обыкновенный болван. Прожив порядка 40 лет в деревне, он совершенно не разбирается в сельскохозяйственных делах, даже не умеет отличать колос ржи от ячменя — таков образ Оболта-Оболдуева.
Значение имени, внешность
Помещик обладает красноречивой фамилией. Заглянув в толковый словарь Даля, можно увидеть, что оболдуй обозначает «невежа, или неотесанный человек». В таком же значении данный термин употребляется и сейчас. Примечательно, что подобную фамилию действительно можно найти в перечне родословных книг Владимирской губернии.
Писатель показывает Гаврилу Афанасьевича необразованным человеком, поэтому герой подвергает критике школьные учреждения для крестьян. Он считает, что кому точно не нужна грамота, так это народу.
Оболт-Оболдуев, характеристика (внешность, портрет):
Используя уменьшительно-ласкательные слова, автор ярко передает типичный карикатурный образ. Писатель делает это намеренно при описании внешности, повадок действующего лица.
Личность Гаврилы
Оболт-Оболдуев — истинный гордец. Он рад тому, что является дворянином, наделенным деликатными чувствами, а не крестьянином-лапотником. Свою судьбу он принимает как должное и Божию милость. Гаврила действительно происходит из старых дворянских родов. Предок помещика упоминался в старинных русских грамотах. Поэтому герой занял свою веху во дворянстве и гордится древними именитыми корнями. Знатный помещик не приучен к труду, так как сословьям благородным это не нужно.
Заслуги таких уважаемых помещиком предков только вызывают смех у мужиков. Тот самый дворянин по линии отца Афанасия, по словам самого Оболдуева, тешил царицу зверями, за что схлопотал ссадины от медведя. За умение развлечь государыню его удостоили такой милости, как титул и богатство. А предок по материнской линии пытался сжечь Москву, за что поплатился жизнью.
У Гаврилы Афанасьевича есть супруга и дети. Глава семьи любит выпить. Жена любезно своей рукой разливает алкоголь по чаркам. Детвора в основном находится рядом с отцом и матерью, посасывает пряники, резвится около рябины. Звать их Верочкой и Ганичкой.
Счастье помещика
При встрече мужики интересуются у Гаврилы Афанасьевича, что для него есть счастье. Помещик делится трепетной историей о том, что жизнь сейчас стала хуже. После того как князь отменил крепостное право, положение богача ухудшилось. Он уже не мог сорить народной казной. При мыслях об этом герой кручинится, падает лицом в подушку. Он был счастливым, когда мог вдоволь охотиться (раннее увлечение) с гончими псами, кашеварами, провизией.
Раньше Оболт-Оболдуев был строг со своими крестьянами. Если говорить кратко, он карал их и бил любя, миловал, казнил. Желание богача было законом, а кулак мужчины — полицией. У него был полк прислуги: собственные музыканты, кузнецы, обойщики, охотники. На столе всегда у него были жирные индейки и сочные наливки.
Счастье Гаврилы — это роскошная жизнь, которая была до отмены крепостного права. Сразу становится интересно, каково живется ему сейчас. Стоит проследить за «серыми буднями» помещика, оказывается, все не так плохо. Человек, привыкший быть всегда барином, держит у себя лакеев, устраивает пиры, пользуется силой и руками людей низших сословий.
Оболт-Оболдуев символизирует собой вымерший тип крепостника, привыкшего жить за чужой счет. А его «страдания» несравнимы с многовековыми утратами народа, отношение к которому всегда было неуважительным.
Оболт-Оболдуев в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение
Главные герои поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в первую очередь обращаются к высшим слоям населения, чтобы узнать, как им живётся. Одним из опрашиваемых становится помещик Оболт-Облдуев.
Как нетрудно догадаться, фамилия у него говорящая: оболдуй означает человек глупый, невежда. Полное имя героя — Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев. Ему примерно шестьдесят лет, у него кругленькая фигура, седые усы и сигара во рту. Гаврила Афанасьевич очень гордится тем, что он дворянин, что его кровь благородная и уходит далеко в прошлое, где его величественные предки тоже были помещиками и дворяне. У него есть семья: жена и дети. Вся семья живёт в большом достатке, ни в чём не нуждается, у них целая армия прислуги, Оболт-Оболдуев — очень богатый дворянин. И по своему призванию, и природе наш герой не приучен к труду вовсе, он живёт только за счёт трудов своих крепостных.
Правда, отношения с крестьянами у него складываются не лучшим образом: он привык, что крестьяне — это не люди в привычном понимании, это его собственность, которой он волен распоряжаться так, как посчитает нужным.
Основное событие поэмы — отмена крепостного права, которое очень сильно повиляло и на жизнь Гаврилы Афанасьевича, ведь раньше он и на охоту мог сходить, и деньгами сорил из казны, а теперь ничего этого нет, теперь он живёт гораздо скромнее и оттого ему тоскливо: сам-то он не умеет ничегошеньки делать, а потому держит несколько лакеев.
Он сорок лет прожил в деревне, но с сельским хозяйством так и не разобрался — это характеризует его, как человека, не интересующегося тем, как будет протекать его жизнь в дальнейшем, не уважающего себя человека, потому что уважающий себя человек всегда найдёт себе род деятельности в жизни, с помощью которого можно зарабатывать деньги. Оболт-Оболдуев — типичный пример неприспособленного к жизни барина, которому с самого детства всё доставалось на блюдечке, стоило только крикнуть своим крепостным. А теперь он остался у разбитого корыта, теперь его дворянский титул ничего не значит, а деньги скоро закончатся, потому что зарабатывать их он не умеет.
Однако из положительного стоит отметить, что у Гаврила Афанасьевича осталось чувство рефлексии, обдумывания своих недочётов и ошибок, он не безнадёжно слеп в своей жизни. Если бы он с самого детства предпринимал что-то, чтобы быть самостоятельным человеком, то сейчас ему не было бы так горько, но теперь он оставлен на произвол судьбы, оплакивающим ту Русь, которой он гордился и которую он любил — Русь с рабами.
Также читают:
Картинка к сочинению Оболт-Оболдуев в поэме Кому на Руси жить хорошо
Популярные сегодня темы
Однажды второклассник Вова решил заглянуть в школьную библиотеку, чтобы посмотреть, что именно там находится. От своих одноклассников он много слышал, что там есть сотни старых книг
Один из главных героев «Невского проспекта» Гоголя — художник Пискарёв. Только художник этот был характером, не как все итальянские художники, гордые и величественные, он был скромным
А.П. Чехов – один из самых талантливых писателей в истории русской литературы: виртуозно используя слово, он сделал его главным инструментом для того, чтобы обнажать самые тонкие грани души как своих героев
Рассказ К. Паустовского «Телеграмма» написан в 1946 году и относится к наиболее известным и популярным в читательской среде. Внимание он привлекает проблемами, которые писатель поднимает и выносит на обсуждение
Образ Оболта-Оболдуева в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
В поисках счастья герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо» прежде всего обращаются к представителям высшего сословия: дворянству и духовенству. На дороге им встречается помещик из соседнего села, рассказывающий о своей жизни. Так появляется образ Оболта-Оболдуева в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, и образ этот далеко не однозначен.
Уже сам смысл фамилии Оболта-Оболдуева подсказывает читателю о том, каков этот человек. «Оболдуй – невежа, неотесанный человек, болван» – такое толкование этого слова предоставляет в своем словаре Даль. Использованное в качестве имени собственного, оно отлично передает отношение крестьян в пореформенной Руси к помещикам. Сам Оболт-Оболдуев своим вопросом «Чему учился я?» косвенно подтверждает правильность своей фамилии. Любопытно, что Некрасов не выдумывает ее, а берет из родословных книг Владимирской губернии.
Помещик Оболт-Оболдуев вызывает смешанные впечатления. «Румяненький и кругленький», с «молодецкими ухватками», любящий посмеяться, он не похож на злого человека. Его наивная гордость своим происхождением от татарина Оболдуева способна вызвать разве что добродушную усмешку. Сам же он предпочитал обращаться с крестьянами, как отец: «больше ласкою я привлекал сердца». Он с горечью вспоминает ушедшие времена, когда на праздники он христосовался с крестьянами, воспринимая их как одну большую семью, «по-братски» беседовал с вернувшимися с заработков мужиками и с невинным любопытством ждал их подарков: вина, варенья и рыбы. Не лишен Оболдуев и некой поэтической черты в характере. Его описание времен, когда помещик был единовластным хозяином на своей земле, наполнено искренним восхищением красоты русской земли. Озера, пашни, заповедные луга, дремучие леса, размеренный быт помещичьих усадьб и разнузданная удаль псовой охоты, «рыцарской, исконно-русской потехи» – вот что проносится перед глазами читателя во время рассказа Оболта-Оболдуева. Горечь его вполне искренняя: он отлично понимает, что былые времена уже не вернутся, и сожалеет не столько о своей потерянной власти, сколько о ушедшем величии Руси.
По жизни по помещичьей
Звонят. Ой жизнь широкая!
Прости-прощай навек!
Так восклицает помещик, заслышав далекий звон. Можно сказать, что в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Оболт-Оболдуев выступает как трагический герой.
Но в то же время Некрасов не дает забыть о другой стороне помещичьей жизни: их счастье оплачивалось непосильным крестьянским трудом. Недаром мужики выслушивают излияния помещика с усмешкой, переглядываясь. И правда, достаточно вспомнить описание изможденного Якима Нагого, чтобы «пузатенький» барин перестал вызывать сочувствие. И тут образ конкретного Оболдуева переходит в сатирический, собирательный образ помещика вообще. Этот помещик привык жить за счет других: «сорил казну народную». Он презирает «черную кость», т.е. крестьян, и искренне считает, что волен делать с ними все, что ему заблагорассудится: «кулак – моя полиция!». В его образе воплощено русское рабство, и можно только порадоваться, что оно – вместе с Оболт-Оболдуевым – уходит в прошлое.
Оболт-Оболдуев («Кому на Руси жить хорошо»)
Происхождение, внешность
По происхождению Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев дворчнин. Он гордится своим происхождением, которое, по его словам, идёт от татарина по фамилии Оболдуев. Фамилия помещика не выдуманная. Н. А. Некрасов взял её из родословной книги Владимирской губернии.
Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев — «румяненький, осанистый», «толстенький» шестидесятилетний помещик с седыми длинными усами. Одет он в широкие штаны и в венгерку с бранденбурами (куртку для охоты и верховой езды). Ухватки у помещика молодецкие. Гаврила Афанасьевич не похож на злого человека, у него есть чувство юмора, он любит посмеяться.
Отношение к крестьянам
Гаврила Афанасьевич рассказывает странникам, которые ищут счастливого человека, что к своим крепостным он всегда относился по-отечески: «Да, был я строг по времени, //А в прочем, больше ласкою //Я привлекал сердца».
С горькими чувствами он вспоминает о прошлом, о том, как в праздники он христосовался со своими крестьянами, сидя с ними за одним столом, и разрешал им приходить в его дом и молиться. Он подолгу беседовал с возвратившимися с заработков мужиками и всегда ждал от них подношений в виде вина, рыбы и сладостей.
Встретившись с искателями счастья, Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев сокрушается и негодует о том, что в 1861 году отменили крепостное право, вследствие чего жизнь стала, по его мнению, плохой. Некрасов в своей поэме вводит этого персонажа в число тех, кто довёл обездоленных крестьян до нищеты. Хоть Оболт-Оболдуев и пытается предстать перед странниками как отец для своих бывших крепостных крестьян, на самом деле он — узурпатор, который видел в них только рабочую силу. На самом деле он больше любил псовую охоту, чем своих крестьян.
Помещик, будучи человеком необразованным, откровенно критикует создание крестьянских школ, считая, что крестьяне должны работать, но не учиться, что народ «Сажают, учат грамоте — //Нужна ему она».
Образ самодура-помещика Оболта-Оболдуева Н. А. Некрасов списал со своего отца, для которого дворянское происхождение было предметом гордости. Он также любил охоту с борзыми и предпочитал награждать своих крестьян не целковым, а кулаком.
Счастье Оболта-Оболдуева
Встретившись с помещиком Оболтом-Оболдуевым, мужики спрашивают, что для него есть счастье. Помещик начинает рассказывать о том, что жизнь его плоха по сравнению с прежними временами. Отмена крепостного права вызвала необратимые последствия, и положение богатого помещика пошатнулось.
Если раньше ему вольготно жилось на народную казну, то отныне это право он утратил. Мысли о прежней сытой жизни приводят Гаврилу Афанасьевича в горестное состояние. От переизбытка чувств он падает лицом на подушечку. Счастьем для него была прежняя беззаботная жизнь, когда он вместе с собаками и слугами отправлялся на охоту.
Оболт-Оболдуев относился к своим крестьянам довольно строго. Он рассказывает собеседникам о том, что любил их и миловал, но, в то же время, бил их и казнил. Каждая прихоть богача была законом для крестьян. Раньше на него трудилось много прислуги: повара, охотники, музыканты, обойщики и кузнецы. А столы его ломились от всякой вкусной снеди и хмельных напитков. Эту жизнь он называет счастливой.
Он с вожделением вспоминал, как крестьяне «в ноги валятся», раболепствуя перед ним. Вспоминая свою прежнюю жизнь, помещик мысленно возвращается в прошлое: «Кого хочу — помилую, //Кого хочу — казню». Из этих слов ясно, что со своими крестьянами он обходился довольно жестоко.
Счастье для Гаврилы Афанасьевича, заключается в сытой жизни, полной роскоши и всех помещичьих благ. На самом деле ему живётся не так уж и плохо. Он по-прежнему пользуется силой низших сословий. В его доме прислуживают лакеи. Оболт-Оболдуев устраивает пиры, приглашая на них соседей. Однако он считает, что его нынешнее положение не сравнить с той жизнью, которая у него была до 1861 года.
Гаврила Афанасьевич говорит, что не выезжал из своей деревни на протяжении последних сорока лет, но не знает, как обрабатывать землю и ничего не понимает в деревенской жизни. Он не умеет трудиться, да и не желает. Его тревожит, что мужики не так почтительно к нему относятся, как раньше. Они смело ходят по его владениям, бунтуют и выказывают своё недовольство. Оболт-Оболдуев уверен, что все произошедшие в последнее время перемены в государстве ведут к разрушению помещичьей системы.
Заключение
Образ Оболта-Оболдуева в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является нарицательным. Это типичный образ богачей-помещиков, привыкших жить за чужой счёт. Рассказывая о своих бедах, он говорит, что искренне радеет об Отчизне, но на самом деле помещик беспокоится только лишь о себе.
Оболт-Оболдуев — образ и характеристика героя поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Личность
Гаврилу Афанасьевичу примерно 60 лет. С виду он был круглого телосложения, его лицо выглядело полным, а украшением служили длинные седые усы, из которых торчала дорогая сигара. Из одежды предпочитал одевать венгерку с бранденбурами и широкие штаны.
Происхождение его дворянского рода брало начало аж 2,5 века назад. И это было главным предметом гордости Оболта-Оболдуева. Ведь иметь столь древние корни мог не каждый. Помимо своего древнего происхождения, был Гаврило Афанасьевич ещё очень богат и известен своими растратами.
Роль в поэме
Всю жизнь он веселился, праздновал и ничего не делал. О чём сам неоднократно признаётся мужикам, с которыми повстречался. Вместо работы Оболт-Оболдуев предпочитал пышную охоту, на которую съезжалась вся богатая знать. И брали они с собой поваров, сотни собак и проводили за этим увеселением много времени и тратили на это много денег.
Своих крестьян Оболт-Оболдуев предпочитал в строгости держать, если и накажет, то по-отцовски. А как лишился их, так и осознал, что управлять-то ему теперь некем. Из всех крестьян оставил при себе лакеев, для прислуживания. Если что понадобится, сразу их зовёт и приказы отдаёт.
А до отмены крепостного права жил помещик богато. Ни в чём не было у него меры. Предпочитал он отдыхать на коврах персидских, а вокруг подушки уложены. Слуги спешат ему налить рюмочку хересу, да угодить всячески. А теперь нет возможности плясать и веселиться всласть, остаётся только за ум браться и хозяйство осваивать. Но времена настали сложные, ведь Гаврило Афанасьевич не умеет ничего. Положение высокое, дворянское у него, в семье никто никогда не работал и не учился.
Остаётся только на себе хозяйство тянуть. От этого становится ему ещё грустнее, ведь жизнь теперь не так прекрасна, как была. Не может он теперь на охоту отправляться, пиры устраивать, когда захочет. Рассказывает он о том, как ещё предки его жили в роскоши, принимали гостей знатных и веселились вместе, всей толпой в особняке его.
40 лет прожил Оболт-Оболдуев в посёлке своём. Каждый день видел, как работают крестьяне, вот только ничего не умеет князь по хозяйству. Только и делает, что смотрит да приказывает побыстрей работать в поле. Своих крестьян рабами считал он, наказывать при малейшем проступке всегда велел, а как отменили крепостное право, так и стал он говорить, что не наказывает их теперь он, но и словом добрым не обмолвится.
Есть у Оболта-Оболдуева жена и две маленькие дочки. Одну зовут Ганичка, а вторую Верочка. Любит жена мужу угодить и когда он желает, выпивку ему наливает, да приёмы устраивает с гостями знатными.
Вывод
Образ Оболта-Оболдуева ясно показывает, что не стоит всё время бездельничать. Если бы князь взялся за ум и начал заниматься хозяйством, то жилось бы ему куда счастливее и спокойнее. Самое главное, что он осознаёт, какие ошибки он совершил за свою жизнь. Знает он, что хозяйством нужно заниматься, учиться и работать самому, а рабочих теперь за деньги нужно нанимать, а не в рабах иметь. Это значит, что для него ещё не всё потеряно. Его жизнь ещё может наладиться, и всё это будет зависеть только от приложенных им усилий.
Характеристика образа Оболта-Оболдуева может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.