общая характеристика культуры языческой руси

23. Культура Древней Руси. Культура языческого периода. Быт Руси

23. Культура Древней Руси. Культура языческого периода. Быт Руси

История Древнерусского государства началась задолго до принятия христианства. Христианская культура Руси основывалась на языческом пласте культуры.

Самые ранние сведения о Древнерусской культуре содержатся в «Повести Временных лет» – первой значимой общерусской летописи. Там зафиксировано, что князь Владимир Святой хотел создать общерусский языческий Пантеон богов. Главный Бог руссов – Перун-громовержец. «Скотий Бог» Велес также занимал важное положение (скот в те времена отождествлялся с деньгами). Погодой управляли Стрибог (бог ветра) и Даждь-бог (Бог солнца).

Постепенно складывался эпос. Его сюжеты сохранились в основном в былинах, записанных много веков спустя («Михайло Поток», «Дунай», «Вольга и Микула», о богатырях Добрыне Никитиче и Илье Муромце).

Важнейшим признаком культуры является, несомненно, искусство строительства, т. е. архитектура. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева.

Языческая Русь знала живопись, скульптуру, музыку, но в исключительно языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ.

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами.

Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь. Здесь располагались дружинники, толпилась бесчисленная челядь. Женщины сидели за столом наравных с мужчинами. Гусляры услаждали слух именитых гостей, пели им; большие чаши, рога с вином ходили по кругу.

Любимыми забавами богатых людей были соколиная и ястребиная охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта являлась баня.

У причалов Днепра теснились сотни больших и малых судов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Календарь и языческие праздники Древней Руси

Календарь и языческие праздники Древней Руси Славянский календарь Наиболее ярко двоеверие отразилось в крестьянском земледельческом календаре, где почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами. Со временем многие важнейшие для

Культура и быт Древней Руси

Культура и быт Древней Руси Уже в отдаленную эпоху, в III–II тысячелетиях до н. э., племена Приднепровья впитывают начатки культуры Средиземноморья и участвуют в его историческом развитии в качестве его далекой северо-восточной окраины. А эти племена приняли участие в

Правление в Древней Руси

Правление в Древней Руси Если следовать историку Н.М. Карамзину, то первый государственный устав в Древней Руси, устав монархический, выразился в словах новгородцев: «хотим князя, да владеет и правит нами по закону».Но варяги, которых привели с собой князья, шли в Русскую

26. Общие особенности культуры эпохи раздробленности. Культура Владимиро-Суздальской Руси

26. Общие особенности культуры эпохи раздробленности. Культура Владимиро-Суздальской Руси Эпоха раздробленности охватывает XII–XV вв. русской истории и начало XVI в. Для русской духовной культуры середины XII–XIII вв. характерно появление в разных регионах Руси самобытных

43. Архитектура Древней Руси

43. Архитектура Древней Руси Большое развитие получило и другое искусство Древней Руси – архитектура. Огромное влияние на архитектуру, как и на литературу, оказывала церковь. Вот почему основными архитектурными памятниками оставались церкви и монастыри.Киево-Печерский

44. Культура Московской Руси

44. Культура Московской Руси В XV–XVI вв. Русь окончательно избавилась от монголо-татарских захватчиков, полностью сформировалось Русское единое государство. Эти явления заметным образом сказались на культуре. Ведь именно борьба русского народа с иноземцами, новые задачи

3. Культура Московской Руси

3. Культура Московской Руси Победа над монголо-татарскими завоевателями знаменует начало подъема русской культуры. Начиная со второй половины XIV в. Москве отдается ведущая роль в русском государстве. Во-первых, это обусловлено тем, что город находится в центре

ТЕМА 16 Культура Древней Руси

ТЕМА 16 Культура Древней Руси Данная тема, несомненно, важна для нас, и было бы не удивительно, если бы она занимала половину объёма курса. Но нет смысла пересказывать историю Древней Руси, все необходимые сведения можно почерпнуть из других книг. Наша цель – изучить

7.1. Формирование русской культуры. Культура допетровской Руси

7.1. Формирование русской культуры. Культура допетровской Руси Первый этап в истории русской культуры – это древнерусская культура. «Древняя Русь» – общее название восточно-славянских княжеств IX–XIII веков. Однако часто под древнерусской культурой мыслится совокупность

Источник

Языческая культура древних славян

общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть фото общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть картинку общая характеристика культуры языческой руси. Картинка про общая характеристика культуры языческой руси. Фото общая характеристика культуры языческой руси

Появление на мировой арене древних славян стало важным событием, которое определило судьбу многих современных государств. Ни для кого не секрет, что все существовавшие тогда взгляды на жизнь, на мир были достаточно примитивны. Это легко объяснить. Ведь древние славяне только начинали свое развитие (примерно на рубеже прошлой и новой эры), у них не было достаточных знаний и опыта. Но, в любом случае, они смогли с течением времени стать цивилизованными и дать начало нескольким десяткам народов.

Основным мировоззрением славян, как и у других древних народов, вплоть до девятого века было язычество. Его, наверное, нельзя назвать религией. Оно нечто большее, оно более глобальное, более всеобъемлющее. Язычество, словно вода или лучик солнца, проникало в каждую сферу жизни людей. Оно нашло свое отражение и в верованиях, и в культуре, и в быту. Оно отвечало людям на их вопросы, полностью определяло их образ жизни. И нам сегодня очень интересно, какой же было языческая культура древних славян?

Начнем с того, что язычество появилось намного раньше, чем сами славяне. Ведь язычниками были и члены индоевропейской общности, откуда и вышли предки славян – праславяне. Поэтому, мы говорим о передаче языческой культуры из поколения в поколение. Почему ее называют примитивной? Потому что люди все природные и другие (например, физиологические) явления объясняли не так, как это общепринято сегодня. Ведь мы живем в такое время, когда наука достигла своего апогея. Мы еще со школьной скамьи получаем простейшие знания по географии, биологии, физике и другим естественным наукам. А наши предки не могли всего этого знать, они видели причины всевозможных явлений в чем-то магическом, божественном.

Языческая культура древних славян в своем развитии прошла несколько этапов:

В основном, у богов просили хорошей погоды, плодородной земли и богатого урожая. Не забывали и о здоровье скотины. Просили и за себя: за свое здоровье, за безопасность. Мы видим, что наиболее важными аспектами являлось то, что давало людям возможность выжить. И это понятно, это неразумно осуждать. Однако не стоит думать, что древним славянам были чужды духовные ценности. Нет, как раз наоборот. Их негласным моральным принципам мы сегодня можем только позавидовать.

А теперь перейдем к тому, как языческая культура отражалась в повседневной и праздничной жизни славян.

Повседневная жизнь

Наверное, все видели славянские костюмы, славянские украшения. Сразу обращает на себя внимание изобилие разных причудливых узоров и орнаментов, вышивки на одежде. Все это славяне делали не просто так. Дело в том, что еще одной важной чертой язычества была вера в магию, в невидимые силы. Последние могли быть не только добрыми, но и злыми. Славяне верили в порчу, сглазы, проклятия. Поэтому от них нужно было как-то защищаться. Для этого и использовалась символика.

Что касается жилища, то и в нем находилось место для защитных символов и знаков. Они были и на кухонной утвари, предметах домашнего обихода, инструментах для земледельческих работ.

общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть фото общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть картинку общая характеристика культуры языческой руси. Картинка про общая характеристика культуры языческой руси. Фото общая характеристика культуры языческой руси

Особый интерес представляет собой народное творчество (фольклор) славян. Ах, сколько у наших предков было обрядов, традиций, заговоров, заклинаний! И все они были плодами языческой культуры. Разного рода обряды сопутствовали человеку, начиная с его рождения: обряд имянаречения, свадебный обряд, погребальный обряд; также были земледельческие обряды, но они по большей своей части были сопряжены с праздниками. Заговоры и заклинания были средством для лечения болезней, для защиты от негативной энергии, для удачи в делах, для благоприятной дороги, для победы на войне и так далее. Они часто были направлены к природе и ее стихиям, а также к богам. В своих обрядах и заклинаниях славяне часто использовали разные травы, ветви деревьев. Во-первых, они считались «божественными», живительными. Во-вторых, мы знаем это и сегодня, некоторые растения обладают целебными свойствами и используются в медицине.

Языческая культура – это еще и воспитание, моральные принципы. У древних славян в семье на первом месте всегда стояло взаимное уважение, почтительное отношение к старшим. Муж с женой делали все, чтобы в семье царили спокойствие и мир. И детей воспитывали согласно традициям предков, традициям Рода.

Досуг и праздники

Говоря о языческой культуре, мы не можем не упомянуть о праздниках, которые существовали у славян. Это поистине очень яркие явления, не все из которых, кстати, полностью ушли в историю. Как уже было сказано, многие из них были связаны с земледельческими работами. А еще одной очень важной причиной и поводом были смены природных сезонов (дни солнцестояний и равноденствий – это самые масштабные праздники у славян). И третья «категория» праздников – это вохсваление и славление богов. У каждого из них существовал свой определенный день или даже несколько дней в году, когда его славили, поклонялись ему, благодарили.

Праздники в славянской традиции никогда не были просто отдыхом. В них был заключен глубокий смысл. В эти дни веселились, шутили, пели песни и играли в игры, пили и ели. Но была и другая сторона праздника – обрядовая. И обряды эти преследовали основную цель – сбор богатого и добротного урожая, а также жизнь без горя и бед.

общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть фото общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть картинку общая характеристика культуры языческой руси. Картинка про общая характеристика культуры языческой руси. Фото общая характеристика культуры языческой руси

На многих празднествах можно было встретить такие действия, как:

Самый яркий языческий праздник, по который знают все, — это Масленица. Она включает в свое все перечисленные действия. Он отмечается по поводу прихода весны – дня весеннего равноденствия.

О языческой культуре и ее проявлениях в жизни славян можно говорить бесконечно. Мы лишь хотели показать, насколько всесторонне это явление охватывало все сферы жизнедеятельности человека, начиная с его рождения и заканчивая «загробной жизнью».

Источник

Культура языческой Руси

общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть фото общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть картинку общая характеристика культуры языческой руси. Картинка про общая характеристика культуры языческой руси. Фото общая характеристика культуры языческой руси общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть фото общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть картинку общая характеристика культуры языческой руси. Картинка про общая характеристика культуры языческой руси. Фото общая характеристика культуры языческой руси общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть фото общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть картинку общая характеристика культуры языческой руси. Картинка про общая характеристика культуры языческой руси. Фото общая характеристика культуры языческой руси общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть фото общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть картинку общая характеристика культуры языческой руси. Картинка про общая характеристика культуры языческой руси. Фото общая характеристика культуры языческой руси

общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть фото общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть картинку общая характеристика культуры языческой руси. Картинка про общая характеристика культуры языческой руси. Фото общая характеристика культуры языческой руси

общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть фото общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть картинку общая характеристика культуры языческой руси. Картинка про общая характеристика культуры языческой руси. Фото общая характеристика культуры языческой руси

В своей эволюции культура Древней Руси прошла несколько этапов. Исторически первый из них — языческий, или дохристианский — начался в период образования древнерусского этноса и закончился в X в. с крещением Киевской Руси. Однако еще до образования Киевского государства славяне уже имели свою историю и заметные достижения как в материальной, так и в духовной культуре. У них довольно рано сложились языческие представления о земном и загробном мирах, сформировались строго соблюдаемые ритуалы.

В VI—IX вв. шел процесс формирования государства древних славян на основе распространения пашенного земледелия, создания ремесла и развития торговли с Византией, Западной Европой и хазарами. В этих условиях уже в VII—VIII вв. начали быстро развиваться города — Киев, Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, ставшие центрами политической и культурной жизни.

В IX в. скандинавские саги называли Древнюю Русь Гардарикой — страной городов. К сожалению, до нас не дошло памятников древнеславянского зодчества, хотя все говорит за то, что расцвет каменного строительства в Киевской Руси был продолжением традиций деревянного зодчества языческой Руси. Сохранилось только описание славянского жилища, которое наполовину.

Особое место в фольклоре занимали былины, создававшиеся всем народом. Передаваясь из уст в уста, они подвергались перетолкованиям. Особенно известны былины киевского цикла, связанные с Киевом, с князем Владимиром Красно Солнышко, тремя богатырями. Они начали складываться в X—XI вв., и в них ярко отразился феномен двоеверия, сочетания старых языческих представлений с новыми христианскими формами. Образы и сюжеты былин продолжали питать русскую словесность на протяжении многих последующих веков.

К концу языческого периода уровень развития древнерусской культуры был настолько высок, что она уже не могла существовать без письменности. До сих пор считалось, что славяне не знали письменности до появления кириллицы. Однако сегодня некоторые историки и лингвисты считают, что, помимо греческой, славяне имели свою оригинальную систему письма: так называемую узелковую письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. Память об этом узелковом письме сохранилась в нашем языке и фольклоре. Мы до сих пор завязываем «узелки на память», говорим о «нити повествования», «хитросплетении сюжета».

В древних культурах других народов узелковая письменность была распространена достаточно широко. Узелковым письмом пользовались древние инки и ирокезы, оно также было известно в Древнем Китае. Финны, угры, карелы, издревле совместно проживавшие со славянами на северных территориях Руси, имели узелковую письменность, упоминание о которой сохранилось в карело-финском эпосе «Калевала». В древнеславянской культуре следы узелковой письменности можно найти на стенах храмов эпохи «двоеверия», когда христианские святилища украшались не только ликами святых, но и орнаментальными узорами.

Если у древних славян существовала узелковая языческая письменность, то она была очень сложна. Доступная лишь избранным — жрецам и высшей знати, она являлась священным письмом. По мере распространения христианства и угасания древней культуры славян вместе с жрецами-волхвами погибло и узелковое письмо. Очевидно, что узелковая письменность не могла соперничать с более простой и логически совершенной системой письма, основанной на кириллице.

Источник

Культура языческой и Киевской Руси

Все статьи сайта → Культурология → Культура РоссииКультура языческой и Киевской Руси

1. Культура языческой и Киевской Руси.

2. Культура периода золотоордынского ига.

3. Культура Московского государства.

4. Культура Петербургской империи.

5. Культура советского и постсоветского периода.

Культура языческой и Киевской Руси

Первым, наиболее древним слоем русской культу­ры является языческая культура восточных славян. Это середина I тысячелетия нашей эры. Академик Б. А. Ры­баков выделяет три периода в развитии язычества Древ­ней Руси:

общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть фото общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть картинку общая характеристика культуры языческой руси. Картинка про общая характеристика культуры языческой руси. Фото общая характеристика культуры языческой руси

Представления об окружающем мире у древних сла­вян было связано с противопоставлением порядка и хаоса, сакрального и мирского. Свой и чужой мир, мир культуры и мир природы — так сопоставлялся окружаю­щий человека того времени мир. Вера в духов, домо­вых, упырей сопровождалась жертвоприношением. В качестве жертв выступали скот, конь, курица, петух. Славяне освящали закладку жилища, причем первона­чально были и человеческие жертвоприношения. Они осмысливались как акт упорядочивания первоначаль­ного хаоса. Так, например, в купальные праздники то­пили девушек. Возможно, этот ритуал древние славяне истолковывали как «свадьбу» с потусторонними сила­ми, когда убивали врагов и отрезали им головы или по­едали какие-то органы с целью присвоения каких-то сил противника.

Восточные славяне были язычниками, т. е. обоже­ствляли силы природы. Каждое племя поклонялось сво­ему богу: Велесу, Хорсу, Стрибогу, Сварогу и другим. Но вместе с тем славяне признавали и главного пле­менного бога. Чаще всего это был Велес — бог скота, или Перун — бог грома и молнии. Объединение восточных славян в единое государство требовало центральной цементирующей идеи, которой не было у язычества. Рост городов требовал подчинения единому центру и единой государственной религии. В 980 г. киевский князь Владимир предпринял попытку превратить язы­чество в государственную религию и объявить бога княжеской дружины Перуна единым и главным для всех восточнославянских племен. Был составлен пан­теон языческих богов, куда вошли Хоре — бог солнца, Даждьбог — бог тепла и плодородия, Стрибог — бог ветра, Симаргл — бог почвы, Мокошь — женское начало приро­ды и женская часть хозяйства. Но эта реформа оказалась неудачной. Каждое племя чтило своего бога и от­казывалось поклоняться другому. Требовалась новая религия, объединяющая всех, и таким стало христиан­ство.

общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть фото общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть картинку общая характеристика культуры языческой руси. Картинка про общая характеристика культуры языческой руси. Фото общая характеристика культуры языческой руси Пантеон Славянский Богов

Культура Киевской Руси охватывает IX — XIII столе­тия. Именно в этот период произошло становление Древнерусского государства и расцвет его культуры. Историки объясняют этот феномен тесными связями Киевской Руси с Византией, странами Центральной и Западной Европы. Влияние византийской и западноев­ропейской культуры было значительным, но не решаю­щим. Огромную роль играли многовековые традиции восточных славян, предшествующие принятию хрис­тианства. Так, например, письменность распространи­лась в восточно-славянском мире значительно раньше официального введения христианства. Об этом свиде­тельствуют памятники Черняховской культуры II — V ст. Ритуальные сосуды этого времени украшены кален­дарными знаками, символизирующими 12 месяцев и 4 солнечных фазы. Подтверждением раннего знакомства славян с письменностью является и договор князя Игоря с греками 944 г., в котором говорится, что полномочия русских купцов определяются письменными грамота­ми. Император Византии Константин Багрянородный (905 — 959 гг.) в своем произведении «О церемониях ви­зантийского двора» извещает, что княгиню Ольгу во время ее пребывания в Константинополе сопровожда­ли 12 переводчиков.

Раскопки в Новгороде и других городах Северной и Северо-Восточной Руси дали замечательные образцы переписки рядовых граждан по поводу разных хозяй­ственных дел. Это так называемые «берестяные грамо­ты».

общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть фото общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть картинку общая характеристика культуры языческой руси. Картинка про общая характеристика культуры языческой руси. Фото общая характеристика культуры языческой руси

Монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий усовершен­ствовали графическую систему древнерусской письмен­ности. Кириллицей написаны такие известные древне-русские произведения, как «Остромирово Евангелие», «Изборник Святослава» 1073 и 1076 гг., «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Повесть времен­ных лет» и др. Заботу о просвещении со времен введе­ния христианства взяли на себя государство и церковь. Так, во времена княжения Владимира Святославовича в Киеве уже была государственная школа, в которой учи­лись дети ближайшего окружения князя.

При князе Ярославе в Новгороде была открыта шко­ла для подготовки образованного духовенства, в кото­рой учились 300 мальчиков из зажиточных семей. А в 1086 г., при Андреевском монастыре дочь Всеволода Ярос­лавовича Анна основала школу для девочек.

Известно, что древнерусские князи были большими любителями книг. Так, Ярослав Мудрый основал биб­лиотеку Софии Киевской, его сын Святослав наполнил книгами свои палаты, князь Николай Святоша потратил на книги свои богатства и подарил их Печерскому мона­стырю. При монастырях и церквях создавались библио­теки, самая большая из них находилась в Софийском соборе.

С принятием христианства на Руси стали появлять­ся переводы работ древнегреческих и византийских ав­торов, богослужебных и христианских книг. Началось становление системы образования при монастырях, воз­никло множество культурных центров. Византийская культура выполняла роль моста между Западом и Восто­ком, она оказала огромное влияние на формирование отечественной культуры. Византия в то время была мо­гущественной империей, богатейшей страной мира. Она опережала в своем развитии Западную Европу и была для Руси примером общественного устройства, идеалом государственного могущества. В тоже время Киевская Русь не пассивно воспринимала византийскую культу­ру, а отбирала естественное и необходимое для себя, трансформируя в соответствии со своими традициями.

Чисто русские черты проявились уже в архитекту­ре: пятикупольные или многокупольные храмы, пирамидальность композиции, башнеобразные формы. Это видно в архитектуре Спасо-Преображенского монасты­ря в Чернигове (1036 г.), Софийского собора в Киеве. Первым храмом Киевской Руси была Десятинная цер­ковь (три купола). В ансамбль Киева входили, кроме Софийского собора, Золотые ворота, Георгиевский и Ирининский монастыри, город имел радиально-упорядоченную застройку. Среди памятников зодчества XI ст. заметное место занимают собор во Владимиро-Волынске, Борисоглебский собор, Успенская церковь в Чернигове, Киево-Печерская Лавра, Михайловский златоверхний собор в Киеве и много других. В 20 — 40-е годы сформировались самобытные архитектурные шко­лы в Киеве, Переяславле, Чернигове, Галичине и дру­гих городах. Для древнерусской архитектуры характер­но соединение византийских элементов и романтичес­кого стиля. В таких городах, как Путивль, Курск, Рыльск, Новгород-Северский возводятся ратуши и церкви.

общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть фото общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть картинку общая характеристика культуры языческой руси. Картинка про общая характеристика культуры языческой руси. Фото общая характеристика культуры языческой руси Золотые ворота в Киеве

Проникновение христианства в Киевскую державу способствовало развитию монументального искусства. В IX — X вв. быстрыми темпами развивается фресковая и мозаичная живопись. Это оформление храмов, порт­реты святых. Фресковая живопись носит также и свет­ский характер, особенно при украшении княжеских палат. Большую популярность в древнерусских фрес­ках приобрел образ Богоматери. Ее типичное изобра­жение — это каноничная поза Богоматери — Оранты, мо­литвенно поднявшей руки на уровень головы. Богома­терь — Оранта в Киевском Соборе Святой Софии (1037) — это наивысшее достижение монументального визан­тийского искусства, созданное киевскими мастерами. Она стоит одна, несокрушимая и спокойная с поднят­ми руками в молитве за Киев и Русскую землю. Часто встречается в храмах также изображение Христа Пантократора, который с образом Богоматери — Оранты га­рантирует безопасность и порядок в государстве, сим­волизирует Божью Премудрость.

Мозаики и фрески в соборах Киевской державы знаменовали триумф христианства. Иконам же покло­нялись и молились. Первые иконы были завезены из Византии. Наиболее известная икона Владимирской богоматери была подарена Византией Великому киевс­кому князю Владимиру Мономаху в конце XII ст. С XI ст. при древнерусских монастырях начинают работать собственные иконописные мастерские. До нас дошли имена таких русских иконописцев как Григорий и Алимпий, которые жили на рубеже XI — XII ст. при Киево-Печерской Лавре. К древнейшим иконам Галичины от­носится икона богоматери Одигитрии конца XIII — XIV ст. (Покровская церковь г. Луцк). Известными памят­никами изобразительного искусства являются иконы «Юрий Змееборец» (Дрогобыч) и «Архангел — Михаил в деяниях».

Следует отметить высокий уровень живописной школы при оформлении рукописей. «Остромирово Евангелие», «Изборник» украшены живописными ми­ниатюрами, орнаментами, заставками. При этом древ­нерусское прикладное искусство наряду с христианс­кой символикой использовало элементы языческой куль­туры. Древнерусские мастера овладели техникой изго­товления стекла, смальты, майоликовой керамики. Брас­леты, перстни, кубки, чаши и другие предметы бытово­го предназначения были украшены затейливой резьбой, красочной росписью. В тоже время русские мастера пытались быть не только похожими в своих произведе­ниях на византийских, но и превзойти их. Киев стал играть роль духовного и сакрального центра. Для древ­них русичей Киев был тем, чем для греков Константи­нополь.

общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть фото общая характеристика культуры языческой руси. Смотреть картинку общая характеристика культуры языческой руси. Картинка про общая характеристика культуры языческой руси. Фото общая характеристика культуры языческой руси Остромирово Евангелие

На Руси сложилась также и собственная литературная традиция. Древнерусская литература отличалась огромным накалом духовных страстей, поисками пра­ведной жизни. По словам Д. С. Лихачева, темой русской литературы была тема мировой истории, а главным сю­жетом — смысл человеческой жизни.

Христианство на русской почве также приобрело национальные черты. Русское православие способство­вало формированию человека нового типа: одухотво­ренного, правдивого, стремящегося к божественному идеалу и социальной справедливости. Большое значе­ние придавалось совести, христианской морали. Русь не восприняла четко разработанную систему Римского права, т. к. православие не вмешивалось в правовые пред­ставления общества. Вместе с тем статьи «Русской прав­ды» показывают, как гибко применялось греческое за­конодательство к условиям Древней Руси. Телесные наказания заменились штрафами, смертная казнь — са­мым большим штрафом.

Две основные ценности власти — князь и вече — оли­цетворяли два способа принятия решений — единолич­ный и коллективный. Особую известность получило Новгородское вече во времена республиканского прав­ления (X — XII). На вече решались наиболее важные воп­росы: избрание должностных лиц, приглашение князя на правление и т. п. У восточных славян в сфере госу­дарственного управления прочно утвердился принцип выборности. Примером могут служить выборы киевс­кого князя Владимира Мономаха, которого с согласия вече дважды приглашали занять киевский престол. Од­нако роль народного собрания не везде была одинако­вой. Выбор князя был не регулярным, место собрания не было постоянным, состав тоже. Это было открытое собрание, компетенция которого не определялась каки­ми-то юридическими нормами. Но само наличие вече говорит о том, что князья в Древней Руси не обладали самодержавной властью.

В период раздробленности, распада Древнерусского государства участие вече в государственном управле­нии существенно сократилось. В большинстве земель князь управлял либо единолично, либо советуясь со сво­ими приближенными. Монгольское нашествие положило конец деятельности вече. Исключения составили лишь северо-западные земли Киевской Руси, в частности Новгород, где после восстания 1136 г. был введен рес­публиканский государственный строй, чем-то напоми­навший западно-европейский.

Подводя итог культуре Киевской Руси, следует под­черкнуть, что ее духовной основой стало христианство, в частности такая его ветвь, как православие. Благода­ря этому сложилось единство языка, веры и власти. Без этих элементов культуры невозможно было бы восста­новление единого государства после золотоордынского ига.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *