общая педагогика история педагогики и образования аспирантура
Общая педагогика, история педагогики и образования
Основная образовательная программа (ООП)
по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44.06.01 Образование и педагогические науки
направленность:
Общая педагогика, история педагогики и образования
Присваиваемая квалификация:
«Исследователь. Преподаватель-исследователь»
1.1 ООП сформирована в соответствии с:
• Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44.06.01 Образование и педагогические науки (утвержден Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 902),
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре» (утвержден Приказом № 1259 от 19.11.2013г.).
1.2. Объем ООП составляет 180 зачетных единиц.
Сроки обучения:
по очной форме 3 года,
по заочной форме до 4 лет.
1.3 Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает исследование педагогических процессов, образовательных систем и их закономерностей, разработка и использование педагогических технологий для решения задач образования, науки, культуры и социальной сферы.
1.4 Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются образовательные и социокультурные системы, процессы обучения, воспитания, развития, социализации, педагогическая экспертиза и мониторинг.
1.5 Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:
• научно-исследовательская деятельность в области образования и социальной сферы;
• преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.
1.6 Трудовые функции выпускников:
• вести сложные научные исследования в рамках реализуемых проектов
• разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
1.7 Результаты освоения ООП:
В результате освоения ООП выпускник должен обладать:
Универсальными компетенциями:
• способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1),
• способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2),
• готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3),
• готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языке (УК-4),
• способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);
• способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).
Общепрофессиональными компетенциями:
• владением методологией и методами педагогического исследования (ОПК-1);
• владением культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий (ОПК-2);
• способностью интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований (ОПК-3);
• готовностью организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук (ОПК-4);
• способностью моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя (ОПК-5);
• способностью обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося (ОПК-6);
• способностью проводить анализ образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектировать программы их развития (ОПК-7);
• готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-8).
Профессиональными компетенциями:
• готовность к проведению научных исследований по специальности номенклатуры специальностей научных работников 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования (ПК-1).
1.8 Организационно-педагогические условия реализации ООП
• Реализация ООП обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками МПГУ, а также лицами, привлекаемыми к реализации ООП на условиях гражданско-правового договора.
• Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих ООП, должна составлять не менее 60 процентов.
• Научный руководитель, назначенный обучающемуся, должен иметь ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по направленности подготовки, иметь публикации по результатам указанной научно-исследовательской деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществлять апробацию результатов указанной научно-исследовательской деятельности на национальных и международных конференциях.
• Помещения для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы предоставляются учебными и научными подразделениями МПГУ и библиотекой МПГУ. Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети “Интернет” и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
• Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда обеспечивает доступ обучающихся к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).
Общая педагогика, история педагогики и образования
О профессии
Научно-педагогические работники, исследующие образовательные и социокультурные системы, – это кадры высшей квалификации, способные к профессиональному анализу педагогических процессов, образовательных систем и их закономерностей. Специалисты, закончившие аспирантуру профиля «Общая педагогика, история педагогики и образования», одновременно исследуют и осуществляют процессы обучения и воспитания, развития и социализации, проводят педагогическую экспертизу и мониторинг, занимаются разработкой педагогических технологий для решения задач образования, науки, культуры и социальной сферы.
Учебный процесс
Учебный план программы включает такие обязательные дисциплины, как «История и философия науки», «Иностранный язык», «Педагогика высшей школы», а также профильные дисциплины: «Методология научных исследований», «Научно-исследовательский семинар», «Общая педагогика», «История педагогики и образования», «Организация проведения экспериментальных исследований». Кроме того, обязательной частью программы являются научно-исследовательская и педагогическая практики, а также проведение научных исследований.
Практика
В рамках педагогической практики осуществляется подготовка аспирантов к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования. В организации научно-исследовательской практики уделяется внимание развитию навыков самостоятельной деятельности в области планирования, организации научных исследований, обработки и представления результатов педагогического эксперимента. Для молодых ученых проводятся научные семинары с участием ведущих профессоров филологического факультета РУДН и приглашенных ученых, а также международные конференции. Аспиранты участвуют в реализации научных проектов ведущих ученых филологического факультета и активно привлекаются к совместной научно-исследовательской работе с ведущими российскими и зарубежными вузами.
Карьера
Выпускники программы аспирантуры строят академическую карьеру на кафедрах РУДН, вузов-партнеров и в научно-исследовательских институтах. Выпускники работают социальными педагогами, преподают профильные дисциплины в средних профессиональных образовательных учреждениях и в российских, и зарубежных вузах, таких как ВШЭ, МПГУ, МГППУ и др. Выпускники аспирантуры становятся экспертами в сфере образования: организуют мастер-классы, выездные научные и методические семинары в государственных и частных образовательных организациях, участвуют в проектах по исследованию, проектированию, организации и оценке реализации учебного процесса в образовательной среде, занимаются консалтинговой и административной деятельностью.
Институт педагогики, психологии и социальных технологий
Аспирантура. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»
Направление подготовки
Профиль подготовки
Программа аспирантуры реализуется в целях создания аспирантам условий для приобретения необходимого уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности при подготовки к защите научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.
Областью профессиональной деятельности тех, кто освоил направление подготовки аспирантуры являются преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования, а также процессы обучения, воспитания, развития, социализации, педагогической экспертизы и мониторинга.
Обучение по программе аспирантуры осуществляется в очной и заочной формах обучения, а также по индивидуальному учебному плану, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
В результате освоения программы аспирантуры у выпускника должны быть сформированы:
В течение всего периода обучения аспирант обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде организации.
Срок получения образования по программе аспирантуры:
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 3 (4) года.
в заочной форме обучения составляет 4 года (5 лет)
Общая педагогика, история педагогики и образования
Цель ООП – подготовка аспирантов, ориентированных на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, способных с позиции различных научных подходов и соответствующих им принципов решать научно-исследовательские и проектные задачи по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации) направленность «Общая педагогика, история педагогики и образования».
Область профессиональной деятельности выпускников ООП ВО, освоивших программу аспирантуры, включает исследование образовательных систем организаций профессионального образования и закономерностей соответствующих педагогических процессов, разработку и использование педагогических технологий для решения задач профессионального образования, науки, культуры и социальной сферы.
Объекты профессиональной деятельности выпускника ООП ВО: образовательные и социокультурные системы, процессы профессионального обучения, воспитания, развития, социализации, педагогическая экспертиза и мониторинг.
1. Госбюджетные исследования
Тема НИР кафедры методологии образования: Педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве. Научный руководитель: д-р пед. наук, профессор Е.А. Александрова. Исполнители: сотрудники кафедры методологии образования. Сроки выполнения: 12.04.16-31.12.2020.
— представлены результаты теоретико-экспериментального исследования феномена гуманизации образовательной среды в дошкольных образовательных организациях;
— исследован новый для педагогической науки феномен «культурные практики», показано их значение для трансформации воспитательной работы в образовательных организациях;
— систематизированы теоретические представления и практический опыт проведения воспитывающих практик в условиях цифровизации образования.
Тема НИР кафедры методологии образования: Трансформация воспитательной системы в образовательном пространстве. Цель НИР: изучение специфики восприятия субьектами воспитательного процесса ресурсов современного образовательного пространства. Ожидаемые научные в 2021 г.: выявление тенденций трансформации воспитательной системы в образовательном пространстве; научное обоснование вариантов трансформации воспитательной системы образовательной организации.
2. Участие в программах и конкурсах научных проектов, включая научное руководство ими:
— Всероссийский проект «Реализация государственных приоритетов воспитания», сентябрь-декабрь 2019. Научный руководитель проф. Н.Л. Селиванова, Институт развития стратегий воспитания РАО, г. Москва. Исполнитель-эксперт – Е.А. Александрова
— Член Координационного совета психологической службы в системе образования Саратовской области. Исполнитель – Е.А. Александрова
— Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей». Организация и проведение всероссийского мониторинга общественного мнения студентов значении семьи и семейных ценностей (2018 г.). Исполнитель – М.Н. Бурмистрова.
— Научное консультирование муниципального ресурсного центра дополнительного образования на базе МАУДО «Дворец творчества детей и молодёжи им. О.П. Табакова». Исполнитель – М.Н. Бурмистрова.
— Научное руководство региональной инновационной площадкой (проектом) «Профессиональное самоопределение учащихся в условиях сетевого взаимодействия (на материале учреждения дополнительного образования)» на базе МАУДО «Дворец творчества детей и молодёжи им. О.П. Табакова». Исполнитель – М.Н. Бурмистрова.
— Членство в Саратовском отделении Педагогического общества России. Исполнитель – О.А. Козлова.
3. Участие в конкурсах на лучшую научную работу
— V Всероссийский фестиваль инновационных продуктов (г. Санкт-Петербург, Невская образовательная ассамблея, 01-03 февраля 2019) Ерешкина Л.В., аспирант кафедры методологии образования 1 к. Диплом и медаль победителя в номинации «За лучшую организацию дополнительного образования детей в дошкольной образовательной организации»
— Победитель Всероссийского конкурса им. Л.С. Выготского 2019-2020 г.г. (Москва, Рыбаков Фонд, 2019-2020 г.г.). Ерешкина Л.В., аспирант кафедры методологии образования. Модели интеграции дошкольного и дополнительного образования в ДОО (Научный руководитель – доц. Кошкина И.В.)
4. Публикационная активность
Методология педагогики : монография / Е.А. Александрова, Р.М. Асадуллин, Е.В. Бережнова [ и др.] ; под общ. ред. В.Г. Рындак. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 248-269. ISBN 978-5-16-0129471 режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29942061
Александрова Е. А., Бурмистрова М. Н. Организация образовательного процесса в вузе с использованием электронных и цифровых ресурсов. Методические рекомендации – Москва: Издательство «Перо», 2020. – 60 с. ISBN 978-5-00171-709-6 Тираж 300 экз.
Александрова Е.А. Аттия М. Компьютерные адаптивные тесты // сб. материалов X Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании». 2018. С. 446-449.
Александрова Е.А. Воспитательный процесс в высшей школе: учебное пособие для иностранных студентов (учебное пособие). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2020. 50 с. ISBN 978-5-94841-440-9. Тираж 100 экз.
Александрова Е.А. и др. Теория и практика сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в условиях университетского комплекса [Текст] : монография / под ред. С.В. Данилова, Л.П. Шустовой, З.В. Глебовой. – Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2019. – 217 с. 500 экз. ISBN 978-5-6043758-4-6
Александрова Е.А. Научно-методическое сопровождение педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6. С.13-21. ISSN 1813-145X
Александрова Е.А. Субкультуры образовательной системы // Личность и культура. 2018. № 2 (102). С. 53-59. ISSN 2308-9288
Александрова Е.А., Аттиа М.Р., Ахметов С.И. Преимущества и направленность электронного взаимодействия в web-обучении // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2020. № 4. С. 385-392. ISSN 2304-9790
Александрова Е.А., Бурмистрова М.Н., Зиновьева М.П., Фирсова Т.Г. Дневник профессионального роста: материалы для профессионального саморазвития студента. Учебно-методическое пособие. – Москва: Издательство «Перо», 2019. – 84 с. ISBN 978-5-00150-684-3
Александрова Е.А., Григорьева М.В., Селиванова Ю.В., Плешкевич Е.А. Гуманизация образовательной среды. Саратов: ИЦ «Наука», 2019. – 160 с. ISBN 978-5-9999-3160-3 500 экз.
Александрова Е.А., Евокимов Н.В., Евдокимова А.И., Таньчева И.В. К вопросу о современных возможностях инклюзивной образовательной среды // Философия образования. 2020. № 4. (в печати) ISSN 1811-0916
Александрова Е.А., Корчагин В.Н. Культурные практики детства как условие развития образовательного пространства. Саратов: ИЦ «Наука», 2018. 178 с. ISBN 978-5-9999-3134-4 500 экз.
Александрова Е.А., Черевичко Т.В. «Образовательное путешествие», как метод освоения туристского образовательного пространства // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т.11. № 2. С.91-97. ISSN 2079-3499
Бурмистрова М. Н., Гущина И. Н. аспирант 3 года обуч. Педагогическая практика как важнейшее условие и способ профессионального саморазвития будущего педагога// Сб. науч. статей по материалам Международного Форума «Гуманизация образовательного пространства» (г. Саратов, 15-16 марта 2018). / Науч. ред. Е.А. Александрова; ред.-сост. Н.Н. Саяпина. – М.: Издательство «Перо», 2018. С.44-49 [Электронное издание] ISBN 978-5-00122-644-4
Бурмистрова М.Н. Продуктивная практика как способ и форма профессиональной подготовки будущего педагога // Саратов: изд-во СГУ, 2017. 136 с. ISBN: 978-5-292-04444-4
Бурмистрова М.Н. Профессиональное развитие педагогов как условие повышения качества дополнительного образования детей// Перспективы развития современного образования: материалы II Международной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 22 октября 2020г.)/ отв. ред. Д.А.Погонышев. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2020. С. 95-101. РИНЦ (договор № 1131-05/2014К). ISBN 978–5–00047–583–6
Бурмистрова М.Н., Кошкина И.В. Практическая подготовка педагогов дошкольного образования: материалы для организации практик студентов. Учебно-методическое пособие. – Москва: Издательство «Перо», 2020. – 84 с. ISBN 978-5-00150-684-3
Горина Л.В. История дошкольной педагогики и дошкольного образования: учебное пособие. – М.: Издательство «Перо», 2019. – 272 с. ISBN 978-5-00150-746-8
Горина Л.В., Колесниченко Ю.Ю. Дошкольное образование в современном ракурсе: Учебное пособие – М.: Издательство «Перо», 2020. – 256 с. ISBN 978-5-00171-566-5
Никитина Е.А. Обращение к проблеме исторической памяти в контнксте событийного подхода к воспитанию // Не меркнет летопись побед: материалы Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2020. С.92-97. ISBN 978-5-6044689-0-6
Никитина Е.А. Классный руководитель: штрихи к современному портрету //Наука и образование: новое время. 2018. № 6. С. 39-47.
Никитина Е.А., Ларина Е.А. Развивающая речевая среда как источник самореализации обучающегося //Наука и образование: новое время. 2018. № 6. С. 14-25.
Саяпина Н. Н., Саяпин Н. В. Гуманизация образовательного пространства – 2020 (итоги
Саяпина Н.Н. Инновации в образовании как актуальная проблема современной школы // Инновации и рискологическая компетентность педагога: Сборник научных трудов. В 2 ч. Ч. 2. – Саратов: Саратовский источник, 2020. – 312 с. С.203 – 206. ISBN 978-5-6044503-3-8
5. Научные связи с иными образовательными организациями:
— Бурмистрова М.Н. – научный руководитель (консультант) муниципального ресурсного центра дополнительного образования на базе МАУДО «Дворец творчества детей и молодёжи им. О.П. Табакова»
— Бурмистрова М.Н. – научный руководитель региональной инновационной площадки (проекта) «Профессиональное самоопределение учащихся в условиях сетевого взаимодействия (на материале учреждения дополнительного образования)» на базе МАУДО «Дворец творчества детей и молодёжи им. О.П. Табакова»
— Козлова О.А.- научный консультант площадки «Школы молодого специалиста» (Оказание методической помощи молодым педагогам в реализации инновационных принципов обучения и воспитания) на базе МОУ «СОШ №43» г. Саратова.
— МАУДО «Дворец творчества детей и молодёжи им. О.П. Табакова» (форма сотрудничества: организация прохождения студентами практик, сотрудничество по научно-методическим вопросам в области дополнительного образования детей)
— МДОУ «Детский сад №14 «Ёжик» (форма сотрудничества: организация прохождения студентами практик)
— МДОУ «Детский сад комбинированного вида №56» (форма сотрудничества: организация прохождения студентами практик)
— МДОУ «ЦРР – детский сад №44» (форма сотрудничества: организация прохождения студентами практик)
— МОУ «Гимназия № 7 г. Саратова (форма сотрудничества: организация прохождения студентами практик)
— УО «Барановичский государственный университет» Республика Беларусь (форма сотрудничества: организация стажировок, реализация программ академической мобильности преподавателей и студентов).
— ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» г. Москва (форма сотрудничества: организация стажировок, реализация программ академической мобильности преподавателей и студентов)
— ЧВПОУ «Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет» Казахстан (форма сотрудничества: организация стажировок, реализация программ академической мобильности преподавателей и студентов)
— Чешская республика, г. Градец Кралове, университет Градец Кралове (форма сотрудничества: организация стажировок, реализация программ академической мобильности преподавателей и студентов)
6. Академическая экспертиза
Александрова Е.А. Федеральный эксперт по апробации Программы воспитания РФ (2019 – по наст время).
Александрова Е.А. член Координационного совета психологической службы в системе образования Саратовской области (2020).
Сотрудники кафедры: анализ диссертационных исследований и составление отзывов официальных оппонентов, ведущей организации, отзывов на автореферат.
7. Участие в работе диссертационных советов
Александрова Е.А., председатель Диссертационного совета Д. 212.243.14 при ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»
Александрова Е.А., член Диссертационного совета Д. 212.243.14 П при ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»
8. Научное руководство аспирантами, докторантами и соискателями
Численность аспирантов (специальность) __16__
Численность докторантов (специальность)__1__.
Специальность 13.00.01. Максимова Е.А. (научный консультант проф. Е.А. Александрова)
Численность соискателей (специальность)__15__