общие речевые навыки это
Формирование общих речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи
Анастасия Пашнина
Формирование общих речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи
Формирование общих речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи.
Формирование общих речевых навыков у детей осуществляется учителем-логопедом, воспитателями и родителями- как в дошкольном учреждении, так и дома. Проводимые занятия помогают предупредить у дошкольников отклонения в речевом развитии, сформировать внимательное отношение к речи, предупредить отклонения функционального характера артикуляционного аппарата. Работа ведется по развитию следующих речевых навыков: слуховое внимание, дыхание, голос, темп речи, интонация, над орфоэпическими нормами, над дикцией и культурой речевого общения.
Слуховое внимание.
Логопедическая работа по данному разделу предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые и речевые звуки через специально подобранную систему игр и упражнений, процессе которых у детей формируются навыки слухового внимания и слуховой памяти.
Дыхание.
Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям.
Голос.
В ходе логопедической работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания.
Темп речи.
Если у детей наблюдается отклонения от нормального темпа речи, то проводятся систематические специальные упражнения, направленные на его нормализацию. Основной прием работы— подражание темпу речи логопеда. Основные задачи логопедической работы по развитию у дошкольников способности использовать в речи различные темповые характеристики:
• Формирование некоторых знаний о темпе речи (нормальный, медленный, быстрый);
• Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа речи;
• Формирование умения использовать различные темповые характеристики в качестве звукового средства выразительности собственной речи.
Интонация.
Интонация – это комплекс сложных компонентов речи, определяется мелодикой (повышением или понижением голоса, ритмом, тембром или звуковой окраской, которая чаще всего отражает эмоциональное состояние.
Дикция.
Развитие умения правильно произносить звуки по подражанию;
Отработка артикуляции гласных и согласных звуков;
Контроль за собственным произношением.
Культура речевого общения.
Необходимо создавать развивающую обстановку, в которой ребенок:
• Усваивает правила речевого поведения (где, как говорить, следовательно, приобретает навыки речевого поведения;
• Смотреть в глаза говорящему и слушающему;
• Иметь доброжелательное выражение лица;
• Соблюдать вежливость в общении;
• Учиться владеть мимикой, пантомимикой, движениями рук;
• Формирует правильную осанку;
• Приобретает умение учитывать коммуникативную ситуацию и менять поведение в соответствии с ней.
Работа над орфоэпией.
Ведется комплексно учителем- логопедом, педагогами, воспитателями и родителями. Взрослые всегда являются образцом.
Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру. В настоящее время общее недоразвитие.
Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Малафеева Лидия.
Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через взаимодействие с семьей За последние 10 лет данные показатели здоровья населения России прогрессивно ухудшаются. Для детей с тяжелыми нарушениями речи проблема.
Формирование речевой активности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с окружающим миром Формирование речевой активности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с окружающим миром. В современных.
Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи Учитель — логопед Дудорова Валентина Дмитриевна Формирование синонимии и антонимии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Анализ.
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством сказок по методике Л. Б. Фесюковой ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК ПО МЕТОДИКЕ Л. Б. ФЕСЮКОВОЙ Проблема изучения связной речи.
Конспект занятия по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи в старшей группе «Дикие животные» Тема занятия: Дикие животные. Цель: систематизация и уточнение знаний детей о диких животных. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании.
Методы и приёмы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Совершенствование графомоторных навыков средствам и комплексного физического воспитания и самомассажа о влиянии физических упражнений на.
Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Дошкольное детство – период,.
Особенности развития воображения у детей с общим недоразвитием речи Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью.
Методика воспитания общих речевых навыков
Анна Янкина
Методика воспитания общих речевых навыков
К общим речевым навыкам, обеспечивающим правильное звучание речи,относятся:
— слуховое внимание и фонематический слух;
— правильное речевое дыхание;
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Слуховое внимание это способность дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов,близких по звучанию: рак – лак – мак; угол – уголь.
Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь,направляя волевые усилия на отдельные ее стороны: громкость, скорость, правильность и др. Дошкольники не всегда обладают достаточно устойчивым вниманием, например, не умеют определять на слух наличие какого-либо звука в слове.
Задача воспитателя заключается в том,чтобы:
— воспитать умение внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, его направление;
— различать звуки речи в словах;
— отличать одни звуки от других, близких по акустическим и артикуляционным признакам;
— улавливать на слух тонкости звукового оформления языка (громкость, скорость произношения и т. д.);
— правильно пользоваться интонационными средствами выразительности;
— сравнивать свою речь с речью окружающих;
— контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.
Для решения этих задач целесообразным является использование специальных игр и упражнений.
1. «Поручения». Цель – развитие слухового внимания.
Ход игры – воспитатель встает на расстояние 5-6 метров от детей и шепотом произносит задание,обращаясь при этом к конкретному ребенку: «Таня, положи куклу в коляску» или «Вова, поставь пирамидку на полку» и т. п. (игрушки, с которыми дети должны производить указанные действия, располагаются на столе рядом с воспитателем).
Действия детей оцениваются с точки зрения умения внимательно слушать.
2. «Солнце и дождик». Цель – учить дифференцировать на слух громкое и тихое звучание бубна.
Ход игры – бубен звучит тихо – дети свободно ходят по группе, бубен звучит громко – дети убегают на стульчики.
3. «Угадай, кто зовет?» Цель – воспитывать умение по голосу различать друг друга.
Ход игры – дети сидят полукругом. Водящий, с мишкой (или с куклой) на коленях располагается спиной ко всем на расстоянии 3-4 метров. Воспитатель, проходя за спинами детей, дотрагивается до плеча одного из них. Этот ребенок, голосом достаточной силы,произносит: «Ау, мишка!» Водящий по голосу определяет, кто из детей произнес фразу.
4. «Где звенит?» Цель – воспитывать умение определять направление звука.
Ход игры – дети делятся на три подгруппы и рассаживаются в разных местах комнаты. Водящий становится спиной к ним. По сигналу воспитателя дети одной из подгрупп звенят погремушками.Водящий должен определить направление звука: слева, справа, сзади.
5. «Что звучит?» Цель – воспитывать умение дифференцировать на слух звучание разных музыкальных и звучащих игрушек.
Ход игры – воспитатель рассматривает с детьми звучащие игрушки, уточняет их название, предлагает послушать и запомнить, как звучит бубен, погремушка, гармошка и т. п. Затем все игрушки убираются за ширму. За ширму поочередно приглашаются дети, которые действуют с той или иной игрушкой. Все остальные по звуку должны узнать, с какой игрушкой играл водящий.
6. «Кто больше услышит?» Цель – воспитывать умение дифференцировать звуки окружающего мира.
Ход игры – воспитатель дает детям задание: в отведенное время внимательно слушать звуки окружающего,а затем назвать их: за окном чирикали птицы, проехал трамвай, кто-то прошел по коридору, хлопнула дверь и т. п.
Игры на развитие фонематического слуха.
1. «Кто внимательный?» Цель – учить выделять в слове указанный воспитателем звук.
Ход игры – воспитатель неторопливо произносит слова. Если дети слышат в произносимом слове указанный звук, то хлопают в ладоши, если указанного звука в слове нет, сидят спокойно. Например, в словах следует выделить звук [ж]: жук, шапка, жираф, ножницы, санки, флажок, ёжик, сумка, велосипед, жакет, художник.
2. «Подскажи звук». Цель – назвать недостающий в слове звук.
Ход игры – воспитатель говорит предложение. В отдельных словах он не договаривает последний звук. Дети должны заметить и сказать какого звука не хватает.Например: Ученик держит в руке каранда… (ш). в зоопарке живут сло (н, жира (ф, медве (ть).
3. «Магазин». Цель – упражнять в назывании слов с указанным звуком.
Ход игры – продавец продает покупателям только те игрушки, в названии которых есть, например, звук [л].
4. «Цепочка слов». Цель – учить выделять в слове первый и последний звуки.
5. «Какими звуками отличаются слова?». Цель – учить дифференцировать слова, близкие по звучанию.
Ход игры – Воспитатель называет пары слов, дети должны сказвть,какими звуками они отличаются: кот – год, сом – дом, коса – коза, ложка – кошка, ветка – сетка, почка – бочка.
6. «Света и Зоя». Цель – упражнять в умении дифференцировать слова со звуками [с] и [з].
Развитие речевого дыхания.
Неправильное речевое дыхание нередко является причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе);позднего или неправильного усвоения некоторых звуков: например, звука [р]; ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз; неправильного использования интонационных средств выразительности, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний).
Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием.Для этого можно проводить следующие упражнения с использованием раздаточного материала:
1. «Понюхай цветок». Цель – учить делать глубокий вдох.
2. «Сдуй снежинку» (бабочку с цветка, листочек с грибочка и т. п.). Цель – учить делать плавный, бесшумный выдох через рот.
3. «Загони шарик в воротики», «Пускаем мыльные пузыри». Цель – развивать силу выдоха.
При проведении этих упражнений необходимо помнить следующее:
— упражнения следует проводить в хорошо проветренном помещении;
— важно соблюдать дозировку выполнения упражнений по времени;
— необходимо следить за правильной позой ребенка во время упражнения.
Развитие голосового аппарата.
Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звукам, которые возникают в результате колебания голосовых связок.
Голос образуется в голосовом отделе периферического речевого аппарата. Он состоит из гортани и расположенных там голосовых связок,в образовании голоса участвуют и воздушные пути: легкие, бронхи, трахеи.
— высотой (повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому и наоборот);
— силой (произнесение звуков в определенной громкости – громко, нормально, тихо);
— тембром (характерная окраска, сообщаемая голосу добавочными тонами, благодаря чему мы узнаем знакомых людей по голосу, не видя их).
Аппарат голосообразования у детей дошкольного возраста имеет анатомические и физиологические особенности: гортань у детей развита менее, чем у взрослых, голосовые связки тоньше и короче, легкие малы по объему. Эти особенности определяют звучание детских голосов. Сила их ограничена, поэтому чаще они тихие, слабые, высокие. Встречаются голоса звонкие, крикливые.
Задачи воспитателей:
1. Развивать в играх и игровых упражнениях основные качества голоса – силу и высоту.
2. Приучать детей говорить без напряжения, умеренным голосом, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями.
Игры на развитие голоса.
1. «Тихо – громко». Цель – учить повторять предложенные воспитателемслова голосом определенной силы: громко, умеренно, тихо.
Ход игры – воспитатель называет группу слов (от 3-х до 5-ти). Дети должны запомнить слова и их последовательность, а затем повторить их голосом указанной силы.
2. «Эхо». Цель – развитие умения регулировать силу голоса.
Ход игры – воспитатель делит детей на две подгруппы. Первая подгруппа выполняет роль заблудившихся в лесу детей. Они громко кричат «ау – ау!». Вторая подгруппа – это эхо. Они тихо, протяжно повторяют звукосочетания «ау».
3. «Гудок». Цель – упражнять детей в умении менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.
Ход игры – дети поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Одновременно они произносят звук [у] от тихого к громкому. Затем они медленно через стороны опускают руки вниз и произносят звук [у] наоборот от громкого к тихому.
4. «Большие и маленькие». Цель – упражнять детей в умении менять высоту голоса.
Ход игры – воспитательпоказывает детям картинки с изображением животных и их детенышей: собака и щенок, кошка и котята, птица и птенчики и т. п. Взрослые объясняет, что взрослые животные «говорят» низкими голосами, а детеныши – высокими. Дети голосом разной высоты подражают голосу разных животных.
5. «Три медведя». Цель – произносить фразы голосом разной высоты.
Ход игры – воспитатель вспоминает с детьми персонажей сказки «Три медведя», просит повторить голосом Михайло Ивановича,Настасьи Петровны и Мишутки фразы: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?», «Кто ел из моей миски?» и т. д.
Воспитание темпа и ритма речи.
Темп – скорость речевого высказывания, измеряемая количеством слогов, произнесенных в течение одной минуты. Средний или умеренный темп речи – 230-270 слогов в минуту. ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.
Отклонение от нормального темпа речи у дошкольников может быть в сторону ускорения, что указывает на преобладание процесса возбуждения над торможением и на еще недостаточный контроль детей за собственной речью.
При ускоренной речи звуки и слова произносятся быстрее, чем это принято в норме, длительность пауз между словами и паузами сокращаются, при этом, как правило, ухудшается артикуляция звуков, страдает произношение, так как нередко выпадают отдельные звуки, не договариваются окончания слов. При ускоренной речи обычно наблюдается и повышение ее громкости.
Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.
Упражнения на отработку темпа и ритма речи.
1. Чтение знакомых стихов под дирижирование рук Петрушки.
2. Чтение знакомых стихов с изменением темпа.
3. Подвижные и хороводные игры с текстом («Карусели», «Лохматый пес» и др.).
4. Повторение цепочек слогов с ударением на конкретном слоге.
5. Проговаривание чистоговорок.
Воспитание интонационной выразительности.
Интонация – это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи.
Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.
Упражнения на воспитаниеинтонационной выразительности речи:
1. Произнесение различных фраз с интонацией радости, печали, досады, нежности и др.
2. Выделение с помощью голоса отдельных слов в предложении.
3. Проведение конкурса чтецов.
4. Пересказ литературных произведений по лицам.
Воспитание дикции.
Дикция – это четкое и ясное произношение слов и словосочетаний при правильном произношении каждого звука в отдельности.
Хорошая дикция вырабатывается в процессе формирования и совершенствования артикуляционного аппарата, развития речевого слуха, овладения правильным звуко- и словопроизношением.
Причины плохой дикции:
— недостаточная подвижность артикуляционного аппарата;
— небрежное отношение к собственному высказыванию;
— чрезмерно ускоренная речь;
— слабый самоконтроль за собственным высказыванием.
Пути работы над дикцией – игры на звукоподражание, проговаривание чистоговорок, разучивание и повторение скороговорок (сначала в умеренном темпе, а затем в ускоренном).
Работа над общими речевыми навыками проводится индивидуально и с подгруппами детей в течение дня, включается в структуру занятий по звуковой культуре речи, в другие занятия.
Вопросы для актуализации опорных знаний.
1.Дайте определение понятиям: слуховое внимание и фонематический слух; правильное речевое дыхание; голос; темп и ритм речи; интонационная выразительность; дикция.
2. Какие приемы воспитания общих речевых навыков используются в образовательном процессе ДОУ?
3. Определите место общих речевых навыков в системе воспитания звуковой культуры речи.
1. Определите, с какой целью проводится игра «Отгадайте Петрушкины загадки».
Ход игры – воспитатель предлагает детям назвать овощи, которые росли у Петрушки в огороде. В их названии есть звук [р]. По аналогии дети отгадывают, какие цветы вырастил Петрушка, какие ягоды собирал в лесу и т. п., предлагая называть слова с разными звуками.
2. Спланируйте проведение игр и игровых упражнений по развитию общих речевых навыков в конкретной возрастной группе на педагогической практике.
Задания для расширения и углубления знаний по теме.
1. Подберите игры и игровые упражнения для использования на педагогической практике в конкретной возрастной группе, с учетом особенностей воспитания общих речевых навыков у детей этого возраста.
Формирование двигательных навыков у дошкольников-необходимое звено в общей системе воспитания детей в ДОУ Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду. Главными формами организации этой жизни в детском.
Формирование речевых навыков у детей 2–3 лет ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ Возраст 2 – 3 года в отечественной психологии называют ранним возрастом. Важнейшими психическими.
Игра для развития мелкой моторики рук и речевых навыков Игры для развития мелкой моторики рук и речевых навыков. Не зря говорят, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Действительно, руки.
Использование здоровьесберегающих технологий для формирования речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду, так как, дошкольный возраст является решающим этапом в формировании.
Кружковая работа «Веселый голосок» в старшей группе» по развитию общих речевых навыков Кружковая работа «Веселый голосок» Задачи: • развитие у детей 5 – 6 лет общих речевых навыков; • формирование физиологических механизмов.
Методика изучения навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Проблема своевременной диагностики речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана.
Памятка для родителей «Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания» Привитие культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Раздевание и одевание: 1. Привлекать детей к внешнему виду: смотреть.
Методика формирования общих речевых навыков у детей дошкольного возраста
Рассмотрим основные методики формирования общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.
К общим речевым навыкам, обеспечивающим правильное звучание речи, относятся:
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Слуховое внимание – способность дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи (фонемы), благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию (угол – уголь)
Задачи воспитателя:
¾ Воспитывать умение внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов и направление звука.
¾ Различать звуки речи в словах.
¾ Отличать одни звуки от других, близких по акустическим и артикуляционным признакам.
¾ Улавливать на слух тонкости звукового оформления языка.
¾ Правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.
¾ Сравнивать свою речь с речью окружающих.
¾ Контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.
Развитие речевого дыхания.
Речевое дыхание – способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной нарушения плавности речи, позднего или неправильного усвоения некоторых звуков; ослабления громкости голоса; непрерывного использования интонационных средств.
Задачи воспитателя – научить правильно пользоваться речевым дыханием.
Развитие голоса.
Голос – совокупность разнообразных по смоим характерам звуков, которые возникают в результате колебания голосовых связок. Голос образуется в периферическом отделе голосового аппарата.
Задачи воспитателя:
¾ развивать в играх и игровых упражнениях основные качества голоса – силу и высоту;
¾ приучать детей говорить без напряжения, умеренным голосом.
Воспитание темпа и ритма речи.
Темп – скорость речевого высказывания. Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов различных по длительности и силе произношения.
Воспитание интонационной выразительности.
Интонация – сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи.
Упражнения:
¾ Произнесение различных фраз с интонациями печали, радости, досады, нежности и др.
¾ Выделение с помощью голоса отдельных слов в предложении.
¾ Проведение конкурса чтецов.
¾ Пересказ литературных произведений по лицам.
Воспитание дикции.
Дикция – четкое и ясное произношение слов и словосочетаний при правильном произношении каждого звука в отдельности.