общий лозунг и принцип культурного строительства в советский период истории народов ссср
Развитие культуры в 1920–1930-е гг. рассматривается через призму понятия «культурная революция» (его впервые употребил В. И. Ленин в работе «О кооперации»). Огромная важность задач культурного строительства определялась двумя факторами: культурной отсталостью России (80 % неграмотных) и необходимостью воспитания «нового человека».
Придя в 1917 г. к власти, большевики решили в сжатые сроки осуществить «культурную революцию», используя всю силу государства для целенаправленного и планомерного культурного строительства. Центральным государственным органом по руководству процессом преобразований в сфере культуры стал Наркомпрос РСФСР (нарком А. В. Луначарский).
Борьба с неграмотностью. Важнейшей задачей культурной революции стала ликвидация неграмотности, охватывавшей 75% населения страны. Бороться с неграмотностью начали во время гражданской войны, прежде всего в рядах Красной армии.
Образование: изменение идеологической направленности школьного обучения, воспитание в духе пролетарского мировоззрения.
Наука. Ученые внесли большой вклад в развитие фундаментальных наук, изучение естественных производительных сил России и СССР, в разработку и осуществление плана ГОЭЛРО. В сфере точных и естественных наук ситуация выдающиеся открытия были сделаны В. И. Вернадским (биолог, геолог), А. Ф. Иоффе (физик), П. Л. Капицей (физик), Н. И. Вавиловым (биолог) и др.
Литература и искусство. В двадцатых годах было много творческих союзов и групп: всероссийские союзы поэтов, крестьянских писателей, русских художников, литературные группы «Серапионовы братья», Левый фронт (ЛЕФ). В двадцатые годы были созданы новые пролетарские творческие организации: Российская ассоциация пролетарских писателей, Ассоциация художников революционной России, Российская ассоциация пролетарских музыкантов
«Важнейшим из искусств» большевики считали кино. Экран стал орудием коммунистической пропаганды и агитации. При демонстрации фильмов использовали метод «ленинской пропорции» — сочетание развлекательных фильмов с политическими и научно-документальными. Агитфильмы и кинохроника. «Броненосец Потемкин». «Александр Невский», «Путевка в жизнь», «Семеро смелых», «Цирк», «Волга-Волга» (Александров).
В то же время многие произведения деятелей культуры запрещались или замалчивались. В первую очередь это касалось работ, чьи авторы не признали советскую власть, эмигрировали или были высланы из страны.
30-е годы — самый противоречивый период не только политико-экономического, но и культурного развития Советского государства. Огромные массы народа приобщились к сокровищам культуры, талантливые представители трудящихся классов внесли свой посильный вклад в ее преобразование и развитие. Но: культурная революция не привела к росту критического отношения к действительности, к всестороннему и глубокому пониманию процессов жизни страны и мира.
Образование. В области образования была завершена борьба с массовой неграмотностью и малограмотностью. По переписи 1939 г. грамотное население в возрасте старше 9 лет составляло 81%. Это было главным индикатором свершения культурной революции в СССР. Однако итоги переписи не точно отражали реальное положение вещей. В погоне за высокими показателями к категории грамотных относили тех, кто с трудом мог читать и писать, а порой едва мог написать свою фамилию. Поэтому обучение неграмотных и малограмотных продолжалось и в дальнейшем.
Наука. В 1930-е годы главной особенностью развития науки стал крутой поворот к нуждам экономического и общественно-политического развития. Особенно значительными были научные разработки физиков — Д. С. Рождественского, П. Л. Капицы, И. Е. Тамма, И. В. Курчатова, Л. Д. Ландау и многих других, работавших на оборону. Во второй половине 30-х годов резко усилился процесс политизации и идеологизации советской науки, что беспокоило многих ученых. В научных дискуссиях стали активно использоваться политические ярлыки.
Живопись—метод соцреализма. Высшим достижением считались картины Иогансона («Допрос коммуниста»), Грекова и его школы, посвященные военной тематике, портреты Нестерова, работы Дейнеки.
Литературно-художественные журналы. “Новый мир”, “Молодая гвардия”, “Октябрь”, “Звезда”, “Печать и революция”. напечатаны выдающиеся произведения советской литературы (Булгакова (Мастер и Маргарита), Горького, Маяковского, Шолохова (Тихий Дон), Ильф и Петров (12 стульев).
В 1936-1937 гг. развернулась борьба с формализмом в литературе и искусстве, в процессе которой социалистический реализм вылился в стандартизированный героический оптимизм.
Итоги культурной революции:
1. Повысился уровень грамотности.
2. Создана система общеобразовательных школ и высших учебных заведений.
3. Значительное развитие науки и искусства.
4. Была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, массовости культуры и образования, что было необходимо для подготовки большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции».
5. Тоталитарный строй последовательно и методично уничтожал свободу творчества, духовного поиска, художественного самовыражения.
Культурное строительство в СССР (1921–1941 гг.)
Крайней противоречивостью отличался процесс культурного развития, когда пришлось преодолевать форсированными методами относительную отсталость России от развитых капиталистических стран, разрыв в уровне культуры между социальными слоями населения, между различными народами страны.
Впечатляют количественные показатели в области просвещения. Если до революции более 70 % взрослого населения страны было неграмотным, то уже к 1927/28 учебному году грамотное население городов составляло около 80 %, села — более 43,3 %. В годы первых пятилеток решались задачи перехода к обязательному начальному и семилетнему обучению детей школьного возраст. К 1937 г. Советский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся, по темпам и объему подготовки специалистов.
Но издержки форсированных темпов культурного строительства во многом обесценивали массовость школьного образования, успехи в формировании новой интеллигенции, достижения в области литературы и искусства. Главным качеством интеллигенции считалась не образованность, а то, что “она готова служить народам СССР верой и правдой”. Не была достигнута главная цель культурных преобразований — подлинная цивилизованность общества. Видимо, оказалась недостижимой и утилитарная задача — формирование новой социалистической личности, человека нового типа.
Сложной и важной проблемой в послереволюционной истории отечества являлась национальная политика Советского государства. Основы ее были заложены еще до Октябрьской революции, когда в работах теоретиков марксизма и в программных документах РСДРП были намечены пути решения национального вопроса, предполагавшие равенство наций и языков, право на самоопределение, широкую областную автономию.
С первых дней советской власти складывалось многонациональное государство, которое строилось как федерация республик:
РСФСР, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана. В состав РСФСР входили 8 автономных республик и 11 автономных областей. В марте 1922 г. Грузия, Армения, Азербайджан заключили договор об образовании Закавказской Социалистической Федерации Советских Республик (ЗСФСР).
В ходе дискуссий по вопросам национально-государственного строительства возобладала точка зрения В.И. Ленина, считавшего что необходимо объединить независимые советские республики в единый государственный союз. Это помогло бы укрепить обороноспособность, восстановить экономику и создать единый плановый народнохозяйственный комплекс, ускорить социальное и культурное развитие всех народов. Формой такого объединения должна была стать федерация, построенная на принципах добровольного согласия республик. Федерация могла лучше учесть интересы и национальные различия республик и наладить сотрудничество народов, преодолев тяжелое национальное наследие.
Имелись и другие точки зрения на будущее многонациональное государство: конфедерация (форма государственного устройства, когда образующие конфедерацию государства полностью сохраняют свою независимость и создают некоторые объединенные органы для координации определенных действий), унитарное государство (территория подразделяется только на административно-территориальные единицы — губернии, области, районы и т. д.). Комиссия под председательством И. В. Сталина подготовила проект, в основе которого лежала идея “автономизации”, то есть вхождения республик в состав РСФСР на правах автономии. После острых дискуссий в основу проекта Союзного договора легли ленинские идеи о федерации.
30 декабря 1922 г. был созван I съезд Советов СССР, который утвердил Декларацию об образовании СССР и Союзный договор, избрал союзный ЦИК и СНК. И съезд Советов СССР в 1924 г. принял первую Конституцию СССР.
В процессе продолжающегося национально-государственного строительства происходит национальное размежевание и образование новых республик. В 1925 г. в состав СССР вошли Узбекская ССР и Туркменская ССР, входившие до этого в состав Туркестанской АССР (апрель 1918 г. – октябрь 1924 г.). В 1929 г. была образована Таджикская ССР (с октября 1924 г. до октября 1929 г. входила в состав Узбекской ССР на правах автономии), вступившая в состав СССР. К 1941 г. союзных республик стало 16, автономных республик — 20, автономных областей — 9, национальных округов — 10.
В решении национального вопроса в последующие десятилетия имелись значительные достижения: преодолевались национальное недоверие и вражда, ускорились развитие национальных экономик и социальный прогресс, развивались национальные культуры и шло их взаимообогащение, стала формироваться интернационалистская психология.
Однако, формально придерживаясь прежней линии в национальном вопросе, Сталин и его окружение на деле все дальше стали отходить от намоченного курса. В результате в национальных отношениях возникли серьезные проблемы: под предлогом борьбы с буржуазной идеологией имело место избиение национальной интеллигенции, борьба с религией перерастала в борьбу с национальной культурой, насильственно изменялась национальная графика, что создавало трудности в образовании, оживлялись великодержавный шовинизм и национализм. В годы Великой Отечественной войны и позже репрессии обрушились на целые народы. Политика тоталитаризма пагубно сказалась на судьбе не только нерусских народов, но и самого русского народа, на его культуре.
В СССР к концу 30-х гг. сложилась целостная общественная система которую можно определить как “государственный социализм”. Социализм, т.к. произошло обобществление производства, упразднение частной собственности. Государственный, т. к. обобществление было не реальным, а иллюзорным: функции по распоряжению собственностью и политическая власть оказались отчужденными от большинства народа и осуществлялись партийно-государственным аппаратом и лично Сталиным.
Главной исторической задачей, которая была объективно решена в этот период, был форсированный завершающий рывок от “аграрного общества к индустриальному”.
На выбор Россией наиболее жесткого варианта социально-политического развития повлияли не только конкретная обстановка в стране и в мире в 20-х—30-х гг., но также революционные (особенно военно-коммунистические) и многовековые российские традиции, связанные с гипертрофированной ролью государства, несформированностью гражданского общества, сложившимся “антилиберализмом” массового общественного сознания и преобладанием в нем уравнительно-коллективистких начал.
Вопрос № 38. Культурное строительство в СССР 1917-1940 гг
Советский период — это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. XX век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные школы, направления, течения, стили.Отличительной особенностью советского периода истории культуры является огромная роль в ее развитии партии и государства. Государство взяло на себя финансирование всех отраслей культуры: образование, материально-техническое обеспечение, все виды искусства, установив строжайшую цензуру над литературой, театром, кинематографом, учебными заведениями и т.п. Была создана стройная система идеологической обработки населения. Средства массовой информации, оказавшись под жесточайшим контролем партии и государства, наряду с достоверной информацией использовали прием манипулирования сознанием населения. Внушалась народу мысль о том, что страна представляет осажденную крепость, и право находиться в этой крепости имеет лишь тот, кто ее защищает. Постоянный поиск врагов становился отличительной чертой деятельности партии и государства.Из культурного процесса исключались многие ценности. В спецхранилищах оказались произведения писателей, художников и других представителей культуры, не угодных коммунистам. Разрушались дворянские имения, разрушались храмы, церкви и монастыри, разрушалась связь времен.
В апреле 1932 года ЦК ВКПб принял постановление О перестройке литературно-художественных организаций, которое предусматривало их роспуск и создание единых творческих союзов. В августе 1934 года был образован Союз писателей СССР. Первый же съезд предписал деятелям советского искусства пользоваться исключительно методом социалистического реализма, принципами которого являются партийность, коммунистическая идейность, народность, изображение действительности в ее революционном развитии. Наряду с Союзом писателей позднее возникли Союз художников, Союз композиторов и т.д.
Участь не подчинившихся коммунистическому диктату была, как правило, трагической. В концентрационных лагерях, застенках НКВД погибли талантливейшие представители советской культуры: Мандельштам, Бабель, Мейерхольд и др.
К середине 20-х годов относится появление советской драматургии, оказавшей огромное влияние на развитие театрального искусства. Прочное место в репертуаре театров занимала классика.
Советские скульпторы основное внимание уделяли созданию монументов, изображающих В.И. Ленина, И. В. Сталина, других руководителей партии и государства. В каждом городе стояло несколько памятников вождям. Шедевром монументального искусства того времени считалась созданная В. Мухиной скульптурная группа Рабочий и колхозница, изображающая двух стальных гигантов.
Огромная работа была проведена по ликвидации неграмотности. 26 декабря 1919 г СНК принял декрет О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР, по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза, строительство новых школ. В 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до 1930 года при Наркомпросе РСФСР. К концу 30-х годов массовая безграмотность была преодолена.
Культура СССР шла по своему, особому пути, во многом определенному Коммунистической партией.
Одной из основных черт этого периода является всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью формирования человека коммунистического типа, внедрения в массовое сознание единственной унифицированной идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния режима.
Культурное строительство в 1920-30-е годы. Идеологизация духовной жизни в СССР.
Среди ключевых факторов, которые позволили Союзу ССР в небывало короткие исторические сроки – к исходу 30–х годов – стать второй индустриальной державой мира (после США), был качественный поворот в сфере культурного развития народной массы. Этот социальный процесс вошел в историю страны как культурная революция. Ее основные задачи заключались в создании всеохватывающей системы народного образования и просвещения, развитии науки и подготовки кадров народной интеллигенции, воспитании человека, способного плодотворно участвовать в строительстве нового общества, приобщении людей труда к духовным богатствам, выработанным человечеством. Упор в становлении советской культуры был сделан на то, чтобы обогатить народы страны «знанием всех богатств, которые выработало человечество».
Это была чрезвычайно сложная задача – наверстать в короткий срок то, что было упущено в течение столетий. До Великой Октябрьской социалистической революции три четверти населения России были неграмотными. Большинство народностей и этнические группы, в том числе малые народности Севера, Дальнего Востока, отчасти Северного Кавказа, не имели даже своей письменности, находились на крайне низком уровне культурной жизни. Положение осложнялось острой нехваткой подготовленных или просто грамотных кадров, материальных и финансовых средств, разрушительными последствиями империалистической и гражданской войн, иностранной военной интервенции.
Государственные, партийные и общественные организации, преодолевая трудности, противоречия и ошибки, настойчиво решали многочисленные проблемы коренной перестройки всего дела народного образования и просвещения, развития высшей школы, науки и творчества, культуры и быта рабочих, крестьян, всех слоев населения.
Уже в первые дни и месяцы после революции Советы в центре и на местах приняли энергичные меры по сохранению культурного наследия прошлого. Так, 25 октября (7 ноября) 1917 г. Петроградский Военно–революционный комитет назначил комиссаров по охране музеев и дворцов; а 27 октября (9 ноября) Наркомпрос организовал учет библиотек, создал комиссию по учету и контролю сокровищ Зимнего дворца.
В первые месяцы Советской власти Совнарком принял ряд декретов об учете и регистрации памятников искусств и старины, о запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения, о сохранности библиотек и книгохранилищ, о национализации Третьяковской галереи и других художественных коллекций, о взятии под охрану усадьбы Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне, об увеличении средств (и это при крайнем дефиците финансов) на развертывание культурно–просветительской и издательской деятельности.
В разгар гражданской войны местные Советы, партийные и общественные органы помогли Наркомпросу РСФСР взять на учет и сохранить более 550 старинных усадеб, около тысячи частных коллекций, 200 тысяч произведений искусства.
Владельцам этих усадеб, ценных коллекций выдавались специальные охранные грамоты. «Мы ходим без сапог, – писал видный историк, заместитель наркома просвещения М.Н. Покровский (1888–1932), – а Эрмитаж во время революции и благодаря ей становится первым собранием мира после Лувра и Ватикана. Когда–нибудь русскому пролетарию поставят памятник именно за то, что он, далеко отброшенный всем своим тяжелым прошлым от науки и искусства, им, казалось, совсем чужой, в критические минуты не дал загубить эти редкие у нас тепличные растения, и, голодая и холодая сам, отогрел и выходил их для будущих поколений».
Значительно возросла сеть начальных, неполных средних и средних школ: со 124 тысяч в 1914/15 уч.г. – до199 тыс. в 1940/41 уч. г. Соответственно, число учащихся в школах возросло с 9,7 млн. до 34,8 млн. В 1940/41 учебном году численность учителей превысила 1,2 млн. против 280 тыс. в 1914/15 уч. г.
Огромную работу проделали созданное в 1923 г. Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность», добровольцы-культармейцы и комсомол. За 1920–1940 гг. грамоте обучили 60 млн. человек. Общая грамотность граждан в возрасте от 9 до 49 лет достигла в 1939 г. 87,4%. Советская власть помогла впервые обрести национальную письменность 48 нациям и народностям СССР, в том числе 13 малым народам Крайнего Севера. Добровольно принятым народами СССР средством общения более чем для 120 этносов страны стал русский язык, который открыл всем им широкий доступ к духовным богатствам отечественной и мировой культуры. Русский народ оказал огромную по объему бескорыстную помощь нациям и народностям СССР в развитии культуры, организации книгопечатания, издания газет и журналов на 60 языках, в возрождении разнообразных видов национальных искусств.
В 30–е годы в стране стало обязательным всеобщее начальное образование, завершился переход к обязательному семилетнему образованию. Интенсивно развивалось среднее, общее и специальное профессиональное образование молодежи. Это заметно сказалось на повышении уровня развития производства, росте производительности труда и рационализаторского движения. Все расходы на образование, включая высшее, взяло на себя государство.
Качественные сдвиги произошли в развитии сети высших учебных заведений, подготовке кадров специалистов различного профиля. Государство, несмотря на напряженный бюджет, связанный с форсированием индустриализации, изыскало средства для финансирования вузов, численность которых выросла со 105 в 1915 г. до 817 в 1940. Соответственно, численность студентов в них выросла со 127 тыс. до 812 тыс., или в 6,4 раза. В 1937 году в СССР на тысячу жителей студентов вузов стало приходиться почти вдвое больше, чем в Англии и Италии, втрое больше, чем в Германии. Важную роль в подготовке кадров из числа рабочих и крестьян сыграли рабочие факультеты. Успешно окончившие рабфак имели право поступать в вузы без экзаменов.
В итоге за годы военных пятилеток численность специалистов с высшим образованием, занятых в народном хозяйстве, выросла с 233 тысяч в 1928 г. до 909 тыс. в 1940, то есть почти вчетверо. При общем росте кадров с высшим образованием приоритет отдавался подготовке инженеров (1928 г. – 48 тыс., 1940 г. – 295 тыс.).
Созданная в СССР система народного образования обеспечила реальное право и бесплатный доступ к знаниям всем гражданам, способствовала социально–экономическому прогрессу общества, бурному развитию науки, литературы и искусства.
Ведущим научным центром стала Академия наук СССР. Плодотворно работали созданные в 20–30–е годы Академии наук союзных республик, многочисленные отраслевые научно–исследовательские институты и лаборатории. Мировое признание получили труды Н.Е. Жуковского, К.Э. Циолковского, И.П. Бардина, В.И. Вернадского, Г.О. Графтий, П.Л. Капицы, С.И. Вавилова, А.Ф. Иоффе, Н.Ф. Гамалея, И.М. Губкина, Л.Д. Ландау, С.В. Лебедева, А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, В.М. Петлякова, А.Н. Несмеянова, И.П. Павлова, Д.В. Скобельцына, Б.В., И.В. Курчатовых, Ф.А. Цандлера, С.П. Королева и многих других. Численность научных работников в 1940 г. достигла в СССР 98,3 тыс. против 11,6 тыс. человек в 1914 г. Советские ученые внесли громадный вклад в решение задач технико–экономической независимости, укрепления оборонной мощи СССР, развития научно–технического и социального прогресса нашей Родины.
Глубокий след в общественной жизни, сознании и духовной жизни людей оставляла молодая советская литература. Преодолевая трудности роста, негативные нигилистические тенденции, идеологическое давление политического руководства, писатели, поэты, драматурги создавали многие произведения, ценность которых не снижается с минувшими десятилетиями. Ядро советской литературы тех лет составили М. Горький, Д. Бедный, В.Я. Брюсов, А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, М.А. Шолохов, А.А. Фадеев, Ф.И. Парфенов, А.С. Серафимович, А.Н. Толстой. Вместе с тем замалчивалось творчество А.П. Платонова, М.А. Булгакова, О.Э. Мандельштама, Б.А. Пильняка.
Громко заявило о себе советское музыкальное и театральное искусство. Именно в 30–е годы С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Д.Б. Кабалевский, Т.Н. Хренников, Ю.А. Шапорин, Б.В. Астафьев, И.О. Дунаевский и др. написали произведения, которые вошли в золотой фонд отечественной и мировой культуры. Быстро росла сеть театров, клубов, дворцов культуры, домов пионеров, библиотек, различных культурно–просветительских обществ и учреждений. Практически заново созданное советское кино уже к началу 30–х годов показало на экранах около тысячи «немых», а затем до 500 звуковых фильмов.
Реализация программы культурной революции превратила ранее полуграмотную страну в одну из самых образованных в мире, вывело советское общество на высоты культурного прогресса того времени, стала предпосылкой укрепления экономической и оборонной мощи СССР, социального прогресса общества. Важнейшим итогом первых пятилеток явилось формирование многонациональной интеллигенции, вышедшей из народа. На службу народу перешло большинство старой интеллигенции. И хотя во второй половине 30–х годов интеллигенция понесла ощутимые потери из–за сталинского произвола и массовых репрессий, процесс ее формирования нарастал.
Благодаря созданным интеллектом и трудовыми усилиями народа мощной индустрии, эффективной системе подготовки кадров специалистов во всех отраслях народного хозяйства, культурному развитию народа, СССР одержал историческую победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.