обыкновенное чудо персонажи описание
Обыкновенное чудо
Персонажи
Поиск персонажей
Фрейлина принцессы. Перестала верить в любовь из-за несчастливого опыта и после этого влюблялась во всех подряд. Вышла замуж за охотника.
Гость волшебника и отец принцессы. Вместе с фамильными драгоценностями унаследовал от родственников все подлые фамильные черты.
Заколдованный юноша: волшебник превратил его из медведя в человека. Семь лет медведь жил в человеческом облике, затем пришёл к волшебнику, чтобы тот превратил его назад, но в гостях у него встретил принцессу и полюбил её.
Человек с деловой хваткой и без моральных принципов. «Он единственный из всех нас умеет путешествовать. Он умеет достать лошадей на почтовой станции, добыть карету, накормить нас. Правда, все это он делает плохо, но мы и вовсе ничего такого не можем. Не говорите ему, что я жаловался, а то он меня оставит без сладкого».
Фрейлина принцессы. Разучилась говорить о любви правду: «это так страшно и так трудно. Я говорю о любви то, чего от меня ждут». Вышла замуж за ученика охотника.
Сосед трактирщика, живущий в пяти часах езды от него и умеющий общаться с помощью телепатии. Это самый любопытный монах на свете. Он знает все, что творится на сто верст вокруг.
При дворе был величественной особой: «знатоки утверждали, что трудно понять, кто держится важнее и достойнее — я или королевские кошки». По пути из королевства очень изменился.
Дочь короля, очень добрая и славная девушка. С раннего детства была совсем не похожа на королевскую дочь: «придешь в детскую — и вдруг, стыдно сказать, делаешься симпатичным».
Помощник охотника и его «мальчик для битья». Постоянно терпит недовольство охотника: «для того и держу учеников, чтобы моя брань задевала хоть кого-нибудь».
Волшебник, который женился, остепенился и занялся хозяйством, но всё же тянется к чудесам. Бородатый человек, огромного роста, широкоплечий, хозяин усадьбы в Карпатских горах. Горячо влюблён в свою жену.
«Работаю и работаю, как подобает хозяину, всякий глянет и похвалит, все у меня, как у людей. Не пою, не пляшу, не кувыркаюсь, как дикий зверь. Нельзя хозяину отличной усадьбы в горах реветь зубром, нет, нет!» — хотя при этом наколдовывает курице усы, как у солдата, от избытка сил.
Жена волшебника, еще молодая, очень привлекательная женщина. Упрекает мужа за неразумное волшебство, но относится к этому философски.
Первая кавалерственная дама, краса и гордость королевской свиты.
Маленький, быстрый, стройный, изящный в движениях человек. Хозяин горного трактира «Эмилия». В молодости был влюблён в придворную даму Эмилию, но покинул её; встретился с ней, когда она в составе королевской свиты приехала к нему в поисках сбежавшей принцессы.
«В молодости я ненавидел людей, но это так скучно! Ведь тогда ничего не хочется делать и тебя одолевают бесплодные, печальные мысли. И вот я стал служить людям и понемножку привязался к ним.»
Краткое содержание пьесы Шварца «Обыкновенное чудо»
В 1954 году Евгений Шварц написал пьесу, которую впоследствии назвали сказкой для взрослых. Это чудесная история о любви, преодолевающей любые преграды. Чтобы хорошо подготовиться к уроку литературы, рекомендуется сначала прочитать «Обыкновенное чудо» в кратком содержании, а потом в оригинале. Пересказ поможет заполнить читательский дневник, а полный текст — погрузиться в волшебный мир.
Главные и второстепенные герои
Основные действующие лица пьесы Шварца «Обыкновенного чуда» — волшебник, его жена, Медведь и Принцесса.
Краткие характеристики героев:
Первая постановка пьесы состоялась в Театре-студии киноактёра в 1956 году. Сценарий написала жена режиссёра Эраста Гарина — Хеся Локшина. Над постановкой супруги работали вдвоём.
Сжатый пересказ
Пьеса «Обыкновенное чудо» состоит из трёх действий. В основе сюжета — сильная любовь, которая так изменила юношу, что он не превратился в медведя, хотя это должно было произойти, согласно заклятью. Устами героев автор книги утверждает, что сильное чувство способно сотворить волшебство. Это и обыкновенно, и удивительно, поэтому произведение имеет такое противоречивое название. Драматург рекомендовал не искать тайного смысла в пьесе, а воспринять её в качестве доброй сказки для взрослых. Об этом читатели узнают из пролога. Всего в пьесе 3 действия.
Встреча Медведя и Принцессы
В Карпатских горах располагалась красивая усадьба. Её владельцами были Хозяин и Хозяйка. Супружеская пара жила дружно. Хозяин страстно любил жену — привлекательную молодую даму. Мужчина был волшебником, но когда он женился на Хозяйке, она взяла с него обещание больше не заниматься колдовством. Супруг не нарушал слово, но всё же иногда позволял себе небольшие шалости.
Однажды Хозяин предупредил жену, что скоро в усадьбу пожалуют не совсем обычные гости. Вскоре так и случилось. Сначала появился красивый юноша. Когда-то Хозяин превратил его в человека, а до этого парень был Медведем.
Встретившись с супругой волшебника, юноша посетовал, что быть человеком довольно сложно. Также он рассказал, что есть возможность снова стать зверем. Для этого нужно, чтобы прекрасная Принцесса полюбила его и поцеловала. Это должна быть именно первая попавшаяся наследница престола.
Скоро появился и король, с которым пришли ещё несколько человек:
Правитель оказался весьма добродушным. Он признавал, что имеет недостатки, но объяснял их так: «подлые фамильные черты» достались по наследству вместе с драгоценностями.
Судьба распорядилась так, что Принцесса и Медведь увидели друг друга. Хозяйка поняла: девушка влюбится в парня, поцелует его, а потом будет страдать, ведь человек станет Медведем. Действительно, молодой человек так понравился девушке, что она тут же познакомила его с отцом. Король пожаловал возлюбленному дочери титул принца.
Юноша знал, что стоит девушке поцеловать его, как он снова примет обличье зверя. Когда Принцесса уже была готова это сделать, новоиспечённый принц вскочил на коня и ускакал. Он так торопился, что уехал, не выбирая дороги, прямо в Карпатские горы. Девушка очень огорчилась. Она переоделась в мужской наряд, оседлала коня и попрощалась с отцом. Принцесса сказала королю, что теперь у неё будет своя жизнь.
Ссора влюблённых
Король в сопровождении свиты и министров отправился в трактир «Эмилия». Когда они добрались до заведения, был поздний вечер. Хозяин встретил посетителей, занесённых снегом, очень любезно и предложил им погреться перед камином. В этот вечер трактирщик грустил. Когда-то он любил девушку, в честь которой назвал заведение, и до сих пор мечтал увидеться с ней.
В качестве угощения трактирщик предложил посетителям вино. Пока гости наслаждались напитком, король рассказал, какая печаль с ним приключилась. Единственная дочь влюбилась в юношу, а потом поссорилась с отцом, переоделась в мальчишеский наряд и ускакала в неизвестном направлении.
В это же время трактир посетили Охотник и его ученики. Одним из подопечных мужчины была переодетая Принцесса. Немного позже появился и Медведь. Из беседы Охотника с учениками он узнал, что тому нужно подстрелить ещё одного бурого зверя, чтобы получился полный счёт. Юноша заметил, что один из учеников очень напоминает Принцессу. Во время дальнейшей беседы, в которой он поведал девушке о своих переживаниях, выяснилось, что это она и есть.
Молодой влюблённый поведал, что ему понравилась красивая Принцесса, но если она поцелует его, превращение в Медведя неизбежно. Но девушка не посочувствовала, а лишь посмеялась над незадачливым кавалером. Она по-прежнему притворялась мальчишкой. Между молодыми людьми завязалась ссора, они достали шпаги. Недолгое сражение закончилось тем, что с девушки спали искусственные косы, она была разоблачена.
Влюблённые страшно обиделись друг на друга. Принцесса решила доказать, что юноша ей безразличен, и дала клятву: она станет женой первого встречного. Когда Король увидел, что дочь нашлась, он очень обрадовался. Но девушка была чем-то опечалена, и отец потребовал, чтобы её утешил кто-то из придворных. Эта честь выпала Министру-администратору. Принцесса, не раздумывая, согласилась выйти за него замуж. Парень не остался в долгу, предложив руку и сердце сразу двум фрейлинам.
Тем временем трактирщик признал в Первой кавалерственной Даме свою любимую, и пара помирилась. Через час должна была состояться свадьба королевской дочери с Администратором.
Юноше всё же удалось рассказать Принцессе, почему он сбежал и что могло бы случиться после поцелуя. Девушка в отчаянии ушла.
Счастливая развязка
Когда дочь Короля отменила свадьбу с Министром-администратором, этот человек показал себя как жестокий и жадный чиновник. Королевская казна начала опустошаться, и это происходило при прямом участии придворного. В стране начались беспорядки, люди проявляли недовольство, а Министр, захвативший власть, вовсю пользовался своим положением. Принцесса в это время чувствовала себя плохо. Она была бледной и худой, и никто не знал, как помочь.
Доктор сообщил Королю, что если случится чудо, девушка будет спасена. Медведь долго не появлялся: встретиться с принцессой ему мешали чары, наложенные волшебником. Но молодой человек не оставлял попыток, и однажды ему удалось добраться до дворца. В это время принцесса уже чувствовала, что умирает. Перед смертью девушке захотелось попрощаться со всеми, кто был дорог.
У постели Принцессы собрались Хозяин, Хозяйка, фрейлины и другие придворные. Администратора не было: обозлившись, что свадьба не состоялась, он сделался ещё наглее, чем раньше, и никак не хотел верить, будто девушка умирает от несчастной любви.
Вдруг появился Медведь. Принцесса сразу захотела его поцеловать, и ей было всё равно, что юноша потом превратится в зверя. Королевская дочь простила его, поэтому была согласна на всё, только бы её возлюбленный больше не уходил. Пусть он будет рядом хотя бы в обличье животного. Волшебник проговорил: «Слава храбрецам, которые не боятся любить, даже если знают, что их чувствам придёт конец». Почти в ту же минуту девушка и Медведь поцеловались.
Как это часто бывает в сказках, загремел гром и погас свет. Но юноша, ко всеобщему удивлению, не стал медведем. Любовь была такой сильной, что заклятье перестало действовать, и бывший зверь навсегда остался человеком. Волшебник был в восторге.
Ему хотелось ещё кого-нибудь порадовать, и он превратил Администратора в крысу, потому что тот уже надоел всем людям. Так закончилась эта добрая сказка.
Основная мысль произведения
По мнению некоторых критиков, за основу сюжета «Обыкновенного чуда» Евгений Шварц взял свои отношения с супругой. Он очень любил её, к тому же до преклонных лет мужчина сохранял юношеский задор. В образе Художника драматург изобразил себя, и не скрывал этого. Как писал литературовед Калмановский, лирический ключ к сказке — сентиментальные нотки в сценах, где участвует Хозяйка.
Автор использует разнообразные стилистические приёмы, что делает пьесу трагикомичной. Образы персонажей выписаны контрастно, без полутонов.
Вот как можно кратко охарактеризовать героев:
В произведении можно выделить несколько сюжетных линий, что делает его полицентричным и многоплановым.
Персонажи книги
Пьесу «Обыкновенное чудо» можно назвать сказкой для взрослых. В ней присутствует описание царских особ, волшебников и магии. Несмотря на это, произведение нельзя считать детским, написать автору ее было непросто. На создание сочинения он потратил примерно полгода.
Сюжет истории заключается в любовных чувствах, а также автор описывает запретное чувство юной принцессы и «оборотня». В пьесе автор немного перевернул обычный ход детских сказок. Дело в том, что после поцелуя прекрасной девушки по правилам чудовище должно превратиться в прекрасного принца. В этой же повести произошло наоборот — когда принцесса подарила поцелуй парню, он стал медведем.
Автор книги «Обыкновенное чудо» описывал иронические сцены и философские рассуждения.
В тексте присутствуют как главные, так и второстепенные герои. Писатель знакомит своих читателей со следующими персонажами:
Характеристика каждого кратко дополняет их образы. Главным сюжетом «Обыкновенного чуда» является истинная любовь, которая может преодолеть любые преграды, главное — в нее поверить.
Сюжетная линия
Пьеса начинается с описания светлых чувств, которые дошли до наивысшей точки. В результате всех эмоций начинают происходить чудеса. Герои «Обыкновенного чуда» встретились в доме гостеприимного хозяина, который насмехался над ними. В этом произведении не стоит искать скрытый смысл, нужно воспринимать его как обычную сказку. Шварц разделил свое творение на части, и в каждой из них происходят определенные действия, а именно:
Это произведение Шварца полностью подтверждает давние поверья, что истинная и искренняя любовь творит чудеса и не нужно проходить специальное обучение для того, чтобы это понять.
Читать пьесу очень легко, так как она написана простым языком.
Анализ сказки «Обыкновенное чудо» Шварца
Сказки — это часть нашей повседневной жизни, они сопровождают нас с самого детства и помогают ребёнку познать жизнь. Но не менее интересными и познавательными могут стать и сказки для взрослых, особенно сказочные пьесы. В основной школе, к сожалению, мало внимания уделяется драматургии, поэтому учащимся сложно анализировать пьесы.
Особого внимания на уроках внеклассного чтения в 10 классе заслуживает творчество Е. Шварца. Многие дети с удивлением узнают, что знакомы с произведениями драматурга ещё с раннего детства.
Несмотря на то что драматург часто использовал готовые сказочные сюжеты, его герои оригинальны и неповторимы. Погружаясь в мир сказочных пьес, по-новому узнаёшь знакомых с детства героев. Все персонажи Шварца, несмотря на своё сказочное происхождение, имеют реальную основу в современном ему обществе, ведь подлинный художник всегда изображает реальность, даже в сказке.
Сказки Шварца написаны для взрослых, которые в глубине души не перестали быть детьми и по-прежнему верят в чудо, которое у писателя часто становится рукотворным. Аннунцианта, героиня пьесы «Тень», говорит учёному, что «взрослые — осторожный народ. Они прекрасно знают, что многие сказки кончаются печально».
Творчество драматурга заставляет задуматься о том, что больше всего несчастий себе
приносит сам человек, поступая неправильно. Счастье нужно завоёвывать и создавать самому — вот основная идея каждой сказочной пьесы Шварца.
Для постижения смысла пьес-сказок важно предложить ученикам обратить внимание на то, что Шварц редко использует последовательное течение сюжета. Если в сказках сюжет построен по следующей схеме: задание (цель) — исполнение – предупреждение (запрет) — нарушение — расплата — преодоление, то в пьесах Шварца действие начинается именно с предупреждения и нарушения запрета. Тем самым драматизм событий сразу доведён до высшей точки. Определённую сложность вызывает и прочтение пьес, ученикам непросто работать с текстами, в которых отсутствует описание и авторская оценка. Поэтому важно составить определённый алгоритм работы с пьесой:
1. Работа с афишей (в сказках Шварца, как правило, мало имён, его основные герои
именуются по сфере их деятельности, многие характеры типичны).
2. Работа с эпиграфом (к сказкам драматурга, как правило, предпослан эпиграф из эпического источника, но не всегда события развиваются в соответствии с эпиграфом).
З. Работа с прологом, в котором рассказчик или герой, исполняющий роль рассказчика, может выступить с небольшим рассуждением о смысле пьесы перед развитием основного действия; таким образом, пролог является завязкой сказочной пьесы.
4. Подборка цитат по ходу чтения, которые характеризуют героев пьесы.
5. Составление плана сказки.
6. Анализ сказки. Постижение образов героев.
Итак, путешествие в сказочный мир Е.Шварца лучше всего начать с изучения его замечательной сказки «Обыкновенное чудо», в которой автор охарактеризовал обычных
людей, используя сказочные маски.
Эпиграф к уроку — фраза Хозяина: «Мне захотелось поговорить с тобой о любви». Для раскрытия основной идеи пьесы важен пролог, в котором выступает рассуждающий человек. Он рассказывает своего рода сказку о сказке: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь», — это перифраз традиционной присказки: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам — урок». Таким образом, автор подчёркивает преемстввнность своего сказочного замысла. Герои современны, но истины, которые они несут, незыблемы.
Пролог — своего рода предложение войти в сказку и не только самостоятельно оценить каждого персонажа, но и узнать, чем закончится история любви медведя и принцессы. Далее снова перифраз фольклорного мотива: «Это ещё не сказка, сказка будет впереди».
Таким образом, перед нами сказка, призванная воспитанию наших чувств. В конце урока необходимо дать определение слову «чудо». Предварительно можно предложить ученикам дома подобрать сказки, в которых встречаются образы героев пьесы, заполнить схему и попытаться определить основной конфликт пьесы.
Перед нами сказочная реальность, которая, кажется, ничем не отличается от обыкновенной жизни. Где же человек попадает в сказку, что стало с Лукоморьем и зелёным дубом в пьесе Шварца? С детства мы представляем необыкновенный остров, где раскинул ветви могучий дуб, а кот рассказывает сказки всем желающим.
Как правило, сказка рассказывается от третьего лица, которое всё же каким-то образом участвовало в событиях. Но иная пьеса-сказка получилась у Шварца: вовсе не Лукоморье правит сказочной реальностью, всем в мире заправляет загадочный волшебник, уставший искать в людях хорошее, потому он всячески чинит препятствия истинной любви, которая, по его мнению, обязательно должна победить, а если нет, значит, люди стали хуже, потому и недостойны счастья.
У Шварца реальный мир соприкасается со сказкой, ведь волшебник живёт не в сказочном тридевятом царстве, а где-то в Карпатских горах. Хотя свита короля и прибыла к нему из-за тридевяти земель, все-таки сказочное пространство отсутствует, пред нами реальные декорации. Образ рассказчика в фольклорных сказках обычно отсутствует, как и оценочность событий, в отличие от сказок Шварца, где чётко расставлены герои, которые отлично говорят сами за себя. Но все-таки все «современные» герои по-прежнему ищут счастья, дружбы и любви.
Первые герои, с которыми знакомятся читатели, — это Хозяин и Хозяйка, которые являются хранителями определённых знаний, традиций, именно они становятся катализатором действий остальных героев.
Как правило, ученики сравнивают Хозяина с волшебником Мерлином, который не только программирует судьбы своих подопечных, но и сам находится во власти рока из-за нежных чувств к жене, хотя ему известно (ведь он волшебник), что подопечные в будущем обязательно при несут ему печаль.
Характеризующее его высказывание: «Но просит душа чего-нибудь этакого «волшебного». Хозяин распоряжается не только своим домом, но и судьбами других людей, словно в его руках марионетки. Он не ждёт от других хорошего, но в глубине души рассчитывает на это.
Хозяин верит в силу чуда и поступка, но при этом человек должен обязательно принять решение, совершить поступок, только в этом случае он может раскрыться полностью. Волшебник тоже испытывает страх — он боится потерять любимую жену, которая не бессмертна, как он: «Мне предстоит пережить тебя и затосковать навеки».
Микроконфликт образа Хозяина проявляет себя в словах: «Иногда пошалишь, а потом всё исправишь. А иной раз щёлк – и нет пути назад». Этот образ олицетворяет неумолимость рока и силу провидения, которая, впрочем, часто склоняется перед силой поступка отважного человека.
Образ Хозяйки пришёл из бытовых сказок, ведь у неё нет волшебных способностей, наоборот, подчёркивается, что она обыкновенная женщина, но у неё необыкновенный муж. Её можно назвать Хозяйкой Медной горы, неслучайно она вместе с мужем живёт где-то в Карпатских горах, которые овеяны чудесами.
Хозяйка любит мужа, но боится его волшебной силы. Возможности жить обычной жизнью у Хозяйки нет, потому что необычны обстоятельства, предлагаемые заскучавшим волшебником. Микроконфликтом становится нежелание Хозяйки видеть, что её муж волшебник: «Кто обещал исправиться? Кто обещал жить как все?»
«Быть настоящим человеком очень нелегко», — говорит он о себе. Медведь много учился, путешествовал, но пока не полюбил и не поставил другого человека выше себя, он не может говорить о том, что он человек.
Юноша очень боится утратить свою человечность, нарушив запрет, который наложил на него волшебник, — поцелуй принцессы. Снова перевёрнутая сказка: принц разбудил спящую красавицу поцелуем, Иван-царевич превратил лягушку в царевну, — таким образом, герои стали собой, потому и Медведю суждено стать собой — зверем.
«Когда какая-нибудь первая попавшаяся принцесса меня полюбит и поцелует — я разом превращусь в зверя и убегу в мои родные горы». Итак, Медведь оторван от привычных
условий жизни, он презирает принцесс, которые, по его мнению, заносчивы и капризны, потому не способны любить по-настоящему, поэтому юноша не верит в любовь. Медведь изо всех сил хочет стать лучше: «Мне казалось, что человеку жить очень трудно, и я совсем загрустил. И тогда я стал учиться». Ведь узнать о жизни больше — значит при близится к людям, стать частью общества. Но Медведь одинок, потому что нет рядом любящего человека. Принцесса стала для Медведя олицетворением красоты, нежности и беззащитности: «Я влюбился и был счастлив. Недолго, но зато как никогда в жизни», — говорит медведь о встрече с ней.
Медведю нелегко, ведь страх утратить себя и навредить любимой не оставляет его, потому он убегает: «Увидев, что я медведь, она меня сразу разлюбит».
Медведь готов на самопожертвование ради исполнения мечты, целый год он пытается найти принцессу, дорогу к которой заколдовал волшебник. Медведь поставил возлюбленную выше собственных страхов, потому побеждает заклятье. «Любовь так переплавила его, что не стать ему больше медведем».
Только благодаря любви человек становится лучше, даже если он когда-то был зверем.
Микроконфликт образа выражен в словах: «Что Я делаю! Я погублю её и себя! Король — образ, который встречается практически во всех сказках и чаще всего наделён отрицательными чертами.
Король — обыкновенный деспот, который объясняет все свои недостатки дурной наследственностью: «Я вместе с фамильными драгоценностями унаследовал все подлые фамильные черты». Но самая главная черта короля — любовь к дочери, она его делает лучше, ведь принцесса «совсем не похожа на королевскую дочь», потому что деспотичный монарх постоянно оберегал её от жестокой истины, создав иллюзию с помощью лучших людей королевства.
Но всему приходит конец, именно в тот момент, когда Принцесса начала догадываться, что в жизни есть и тёмная сторона, король отправился в путешествие, чтобы отвлечь дочь. Но, несмотря на желание спасти Принцессу от правды, король не отправился в путешествие без палача, «доказавшего свою практичность, знание жизни, распорядительность», палач стал для тирана необходимым, чтобы постоянно доказывать свою власть.
Отравление инакомыслящих, интриги, подлость, безучастность ко всему, что не касается собственных капризов и дочери, делает образ короля неприятным, но типичным. «Я потерял сознание, остались одни чувства … Тонкие … Едва определимые … То ли мне хочется музыки и цветов, то ли зарезать кого-нибудь. Чувствую, чувствую смутно-смутно – случилось что-то неладное, а взглянуть в лицо действительности — нечем … » Сила короля была в его любви к дочери, как только Принцесса стала несчастной, король струсил, он не смог ей помочь, ведь сам так мало любил.
Король ушёл от действительности, отказался от власти, ведь он не смог сделать счастливой дочь, потому и отдал государство на разграбление Министру-администратору.
Микроконфликт образа: «Я не гений какой-нибудь. Просто король, каких пруд пруди». Принцесса — настоящая героиня волшебной сказки, чем-то напоминает принцессу на горошине, которая долго жила безмятежно, но из-за небольшого зёрнышка истины проснулась и взглянула на мир иначе.
Она единственная полностью положительная героиня сказки, ведь у неё нет недостатков, именно поэтому её полюбил такой необычный юноша, как Медведь. «Я только немного растерялась. Видите ли, меня до сих пор никто не называл просто: милая девушка» — эта фраза отлично характеризует Принцессу, которой так не хватало нежности и любви.
Принцесса отважна в борьбе за своё счастье, она сбегает от отца и мчится за возлюбленным: «Три дня я гналась за вами … чтобы сказать, как вы мне безразличны».
Принцесса хочет завоевать того кого она любит. Девушка боится причинить боль Медведю: «Вы, вы, молча будете бродить взад-вперёд по комнатам, как по клетке? Никогда не поговорите со мною по-человечески? А если я уж очень надоем вам своими разговорами — вы зарычите на меня, как зверь? Неужели так уныло кончатся все безумные радости и горести последних дней?»
Принцесса боится потерять нежно любимого человека, который может измениться из-за поцелуя, она осознаёт, что запрет волшебника ПО губит их счастье. «Я его слишком люблю», потому она отказывается от Медведя и от самой себя. Принцесса согласна умереть от тоски, но не причинить боли любимому. Ради любви она готова на всё: «Вам всё можно. Вы хотите превратиться в медведя — хорошо. Пусть. Только не уходите … Пусть будет так, как ты хочешь».
Принцесса тоже отказал ась от себя ради другого, она любит Медведя, и её любовь охраняет его. Микроконфликт образа обнаруживается в признании Принцессы: «А я так беззащитна с этой своей волшебной покорностью. Вы не обидите меня?»
Министр-администратор… В каждом, даже самом приличном, обществе обязательно найдётся тот, кто ищет только собственную выгоду, и тем более в свите деспотичного короля. Такого героя может предоставить только хх век. Администратор — настоящий делец, который не остановится ни перед чем, лишь бы получить больше денег и укрепить свою власть. Все самые неприятные черты присутствуют в образе администратора: он жаден, бескомпромиссен, бестактен и поразительно труслив. «Кто хорош? Весь мир таков, что стеснятся нечего», «чем больше я на них наживаюсь, тем больше ненавижу», «я крайне подлый человек» — вот мысли, которые характеризуют этого неприятного человека.
Администратор не верит в людей, не верит, что есть душевное благородство, способность к самопожертвованию: «Все люди свиньи, только одни в этом признаются, а другие ломаются». Микроконфликт образа: «я так нормален, что даже сам удивляюсь».
Дама Эмилия … Её образ настолько реален, что может встретиться только в социально-бытовых сказках. Дама – воспитательница Принцессы, она грубовата, потому что за грубостью скрывает своё разбитое сердце и природную доброту. «Мы были взяты в свиту, как женщины деликатные, чувствительные, милые. Я готова страдать. Не спать ночами». Из-за этого и все беды, которые произошли с ней.
Эмилии нравится страдать, она привыкла к этому. Когда-то она не смогла удержать человека, которого любила: «Я стояла у окна, а юноша на чёрном коне мчался прочь от меня по горной дороге». Образ дамы наиболее близок образу Принцессы, от которой умчался на коне Медведь, только Принцесса поспешила следом, чтобы понять, почему возлюбленный уехал. «Я вышла замуж за другого — и вот жива, спокойна и верно служу вашему величеству».
Принцесса также хотела выйти замуж за другого, но не стала, ведь невыносимо жить без любви, потому она выбрала тоску по Медведю, а не иллюзию спокойной жизни. Микроконфликт образа: «Ни одной минуты за всю мою жизнь».
Трактирщик Эмиль — отнюдь не сказочный герой, зто обычный человек, который оказался настолько трусливым, что не стал бороться за своё счастье, прожил вдали от любимой много лет и стал провинциальным философом. Стоя за стойкой бара с говорящим названием «Эмилия», он слушает истории жизни разных людей, которые «зайдут отдохнуть, поговорить, посмеяться, пожаловаться». Но сам трактирщик не испытал и сотой доли того, на что был бы способен, если бы остался с Эмилией. Образ Эмиля предрекает судьбу, которая ожидает Медведя, тоже не решившегося про верить силу чувств.
Трактирщик нашёл свою миссию в служении людям: «В молодости Я ненавидел людей, но это так скучно! Ведь тогда ничего не хочется делать и тебя одолевают бесплодные, печальные мысли. И вот я стал служить людям и понемножку при вязался к ним». Как и Медведь, Трактирщик стремится стать лучше, но по-прежнему не находит себя, ведь он одинок. Медведь тоже избегает своего счастья в страхе быть отвергнутым, стать чудовищем, если счастье вдруг придёт к нему.
Смятение чувств и бегство – вот путь, по которому прошли все нерешительные люди: «Нигде не найти тебе покоя», ведь мысли о любимой никуда не уйдут. Микроконфликт образа: «И каждый раз я, как дурак, надеюсь, что каким-то чудом она вдруг войдёт сюда».
Охотник — обыкновенный человек из социально-бытовых сказок, иногда его «приглашают» и в другие сказки. Человек, который «борется за свою славу. Он добыл уже пятьдесят дипломов, подтверждающих, что он знаменит, и подстрелил шестьдесят хулителей своего таланта». «Бороться за свою славу, что может быть утомительнее?»
Охотник одинок и несчастен, ведь он ищет радости в личных достижениях, он не хочет ни с кем делиться славой, а это грустно — жить эгоистом. Присутствие Ученика не спасает Охотника от тоски, ведь он учит его ради очередного диплома. Ученик жаждет действия, а не борьбы за славу учителя, но не может повлиять на упрямого гордеца. Охотник боится жить полной жизнью, боится стать слабым: «А если, чего доброго, промахнёшься! Я, который до сих пор бил без промаха-. Охотнику сложно, потому что он мечтает о чуде, но очень боится, что оно к нему придёт. Микроконфликт образа: «Охотники — это самые достойные люди на земле!»
Любовь Медведя и Принцессы соединяет Эмиля и Эмилию, Охотник и его Ученик нашли своё счастье рядом с фрейлинами принцессы и продолжили борьбу за славу. Но некоторые чувства должны быть проверены страданиями, чтобы ценились ещё выше, ведь риск потерять любовь делает чувства ценнее и прочнее.
Король и администратор не смогли измениться, потому им нет места в счастливом королевстве. Охотник полюбил свою жену и ребёнка, хотя он не перестал бороться за славу (теперь писательскую), но всё же смог найти своё счастье в любви. Герои, которые смогли рискнуть и открыть свои чувства, обрели счастье друг в друге.
ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ пьесы выражен в признании Медведя Принцессе: «Куда вы пойдёте — туда и я пойду, когда вы умрёте-тогда и я умру». Именно истинная любовь,
бескорыстная и способная на жертвы во имя близкого человека, — источник и радости, и горя, ведь очень сложно не сломать хрупкое счастье, став Медведем. Страх мешает счастью, нельзя бояться любить, нужно бояться навредить любимому человеку — вот основная идея пьесы Шварца.
Сказка никогда не потеряет связи с реальной жизнью, ведь в иносказательной форме писатель выражает не только своё отношение к жизни, но и характеры реальных людей.
Самое сложное — понять другого человека, оценить его верно. Такая возможность представляется лишь тогда, когда приходит любовь. Только полюбив, можно понять человека, в этом Шварц и видел «обыкновенное чудо».