офицерский корпус в политической истории россии
История становления и традиции офицерского корпуса русской армии. Методическое пособие
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по общественно-государственной подготовке.
«ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ТРАДИЦИИ ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА РУССКОЙ АРМИИ»
( методическое пособие в помощь руководителям групп ОГП)
1 Русский офицерский корпус и история его создания
История свидетельствует, а действительность подтверждает, что костяком, основой армии и флота является офицерский корпус. Это в определяющей мере обусловлено тем, что офицер — ключевая фигура военной организации. От его профессионализма, преданности долгу, от-ветственности за судьбу Отечества во многом зависят целостность и независимость нашего государства.
Слово «офицер» пришло к нам из латинского языка и трактуется как лицо командного, начальствующего состава.
Офицер — это профессиональный военный. Служба в армии для него — постоянное занятие, поэтому офицерство как социально-профессиональный слой появляется не раньше, чем возникают постоянные военные формирования с устойчивой внутренней организацией. Естественно, что и в России появление офицерских чинов связано с развитием организационных форм войска.
Русские вооруженные силы XVII в. состояли из поместной конницы (с городовыми казака-48 ми) и стрельцов, служивших на постоянной основе, но живших вместе с семьями и в мирное время могущих заниматься ремеслом и торговлей. Поместная конница (дворянское ополчение) имела территориальную организацию. Единственной единицей ее была сотня, но численность ее могла быть различной. Постоянного организационного объединения сотен в соединения высшего порядка также не было (так называемые полки были тактическими единицами, создаваемыми на время походов и военных действий). Поэтому единственным офицерским чином, известным по документам того времени, был сотник или сотенный голова. У городовых казаков встречаются есаулы, атаманы. Что касается стрельцов, то при царе Михаиле Федоровиче основной их постоянной единицей был приказ (соответствующий полку), во главе которого стоял голова. Приказ делился на 5 сотен во главе с сотником или сотенным головой. Приказы и сотни именовались по фамилиям своих командиров. Известны также чины пятидесятника и десятника, но первый из них был помощником сотника, а второй назначался из рядовых стрельцов и играл роль унтер-офицера. При Алексее Михайловиче слово «приказ» заменяется на «полк» и соответственно его командира называют полковником. Кроме того, численность полка увеличивается до 10 тысяч и появляется звание полуголовы или пятисотенного головы — помощника командира полка.
Значительным рубежом на пути становления офицерского корпуса стал Смоленский поход 1632 — 1633 гг., когда впервые были сформированы полки «иноземного строя». В 1630 г. были разосланы грамоты о высылке в Москву детей боярских для обучения их немецкими полковниками, в результате чего были сформированы 6 пехотных и 1 рейтарский полк, состоявшие как из иностранцев, так и из русских служилых людей. Большой пользы в походе они, впрочем, не принесли и с окончанием войны были распущены. Оставшиеся в России иноземцы проходили службу на правах русских дворян. В это время впервые в русской армии появился кроме стрелецкого новый тип полка с полной иерархией чинов, отличной от старорусской: полковник большой полковой поручик (подполковник) — майор — капитан (ротмистр) — поручик — прапорщик.
Таким образом, к концу XVII в. в России сложилась социально-профессиональная группа воинских начальников, имеющая европейскую иерархию чинов. Она и послужила прообразом офицерского корпуса русской регулярной армии.
В отличие от иностранных армий, где патенты на офицерские чины продавались за деньги, в России при Петре I кандидат в офицеры должен был сначала отслужить несколько лет солдатом в полку. Затем получить образование в созданных к тому времени инженерной, артиллерийской, военно-морской или военно-медицинской школах.
В конце XIX в. статус офицера несколько снизился, как это произошло и с дворянством в целом. Тем не менее, несмотря ни на что, престиж офицера в русском обществе оставался и тогда достаточно высок. Пусть юридически и фактически офицерство не было, как раньше, самой привилегированной группой общества, но традиционно связанные с этой профессией представления о чести, достоинстве и благородстве навсегда остались принадлежностью ее и ее представителей. В отношении личного достоинства офицер по-прежнему стоял на недосягаемой высоте, и такое положение в моральном плане никогда не оспаривалось. За установленным для офицеров официальным титулованием (формой обращения к обер-офицерам было «ваше благородие», к штаб-офицерам — «ваше высокоблагородие», к генерал-майорам и генерал-лейтенантам — «ваше превосходительство» во многом стояло действительное признание обществом их сущности как носителей определенных ценностей, моральных устоев.
В послереволюционное время на место офицеров пришли красные командиры. Позже они назывались командно-начальствующим составом» или «начальствующим составом». Тяжелые испытания, обрушившиеся на нашу Родину в годы Великой Отечественной войны, вынудили возродить офицерский корпус.
В ходе Курской битвы 24 июля 1943 г. был издан указ о порядке присвоения воинских званий военнослужащим Красной Армии. В нем устанавливалось деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералов. Такая градация воинских званий (с небольшим изменением) существует и в современной Российской армии — преемнице многих традиций Советской Армии.
Достойным преемником высоких боевых и моральных качеств русских и советских офицеров является нынешний офицерский корпус Вооруженных Сил Российской Федерации.
2 Традиции офицеров русской и Российской армии
Традиции русского офицерского корпуса, обладая относительной самостоятельностью, тесно связаны с другими традициями, существующими в обществе. Но они обладают только им присущими признаками.
Одним из существенных признаков традиций офицерского корпуса является их массовость. Эта черта обусловлена тем, что в них отражаются интересы и потребности широких социальных слоев в обеспечении безопасности Родины. Единичный факт не может быть традиционным, один человек не является субъектом традиций. Традиции принадлежат социальной группе, обществу в целом, так как важнейшим механизмом их функционирования является общественное мнение.
Важным признаком офицерских традиций выступает их преемственность (повторяемость), т.е. передача того, что сложилось и утвердилось ранее, последующим поколениям. Традиции выступают как связь прошлого, настоящего и будущего. Этот признак традиций русского офицерского корпуса в большей степени, чем другие, отражает патриотизм образа жизни, действия, мысли, чувства, поступки предыдущих поколений в борьбе с врагами своего Отечества.
Отличительным признаком офицерских традиций от других общественно-психологических явлений выступает их особая эмоциональность. Проявляясь в предметно-ритуальном выражении, многие из них овеяны духом приподнятости, красоты и величия.
Комплекс традиций офицерского корпуса русской армии весьма разнообразен: от сложных нравственных качеств до элементов строевой выучки офицера. В современной историко-военной литературе предложено несколько оснований для классификации традиций.
Традиции в сфере учебно-боевой деятельности: передача передового опыта, обучение на повышенном уровне трудностей; сохранение полковых реликвий и исторических предметов; верность отечественному оружию; отдание почестей местам сражений и захоронений воинов и другие. На этих традициях воспитываются высокие морально-боевые качества, необходимые для победы в современном бою.
Традиции, отражающие повседневный воинский быт: уважение к старшему по чину; неукоснительное соблюдение уставных правил, требований воинского этикета; рыцарское отношение к женщине и другие. Все это служит развитию высоких нравственных качеств у офицеров.
Патриотизм, верность своему Отечеству почитались и почитаются выше всего в офицерской среде. Большинство офицеров русской армии видели смысл своего существования в служении Отечеству. Это подтверждают многочисленные примеры.
Традиция глубокого патриотизма и верности Родине оказалась близкой, естественной и для командиров Красной Армии. В боях с немецкими захватчиками советские офицеры поразили мир героизмом и подвигами, которым нет равных в мировой истории.
Старший лейтенант (впоследствии контр-адмирал) Александр Шабалин, командуя торпедным катером, затем — звеном и отрядом торпедных катеров, потопил 32 боевых корабля и транспорта противника. 30 января 1945 г. советская подводная лодка С-13, которой командовал Александр Маринеско, торпедировала германский лайнер «Вильгельм Густлов». Из 8000 погибших 3700 были немецкими подводниками. Специалисты называют уничтожение лайнера «атакой века». А всего офицер-подводник Александр Маринеско со своим экипажем отправил на дно несколько вражеских кораблей, сумма их водоизмещения — 41 507 тонн. Лейтенант Семен Коновалов на танке КВ в одном бою поджег 16 танков, 2 бронеавтомобиля, 8 автомашин противника. КВ был подбит, три члена экипажа погибли. Пробиваясь к своим, Коновалов вместе с товарищем сумели завладеть немецким танком и угнали его в расположение наших войск. Советский летчик Иван Кожедуб сбил 62 самолета противника, Александр Покрышкин — 59, Николай Гулаев — 57, Лидия Литвяк – 12 вражеских машин. За мужество и героизм, проявленные в боях против немец-ко-фашистских войск, более 6 тыс. офицеров, генералов, адмиралов и маршалов удостоены высшей степени отличия — звания Героя Советского Союза. Дважды это звание присвоено 115 из них, а Г.К. Жуков, А.И. Покрышкин, И.Н. Кожедуб закончили войну трижды Героями Советского Союза (позднее Георгий Константинович Жуков еще раз был удостоен этого высокого звания).
Отечественный офицерский корпус прошел славный исторический путь, отмеченный великими победами, суровыми испытаниями, горечью утрат.
Беспредельная любовь к Родине, верность присяге, Боевому Знамени, высокая дисциплина и общая культура, уважение к подчиненным, понимание долга, глубокое чувство товарищества — лишь небольшая часть того, что передавалось из поколения в поколение в офицерской среде, что всегда защищало и спасало Россию от многочисленных бед и потрясений.
Главным моральным качеством офицера, непреходящей нравственной ценностью всегда считалась его честь. В русской армии существовали даже своеобразные кодексы. У моряков это были «Правила учтивости офицера», у драгун — «Чести напоминание», у улан — «Чести наставление». В этих кодексах предписывалось «беречь честь пуще глаза», превыше личного «ставить честь мундира».
В офицерской среде признавалось хорошим тоном неукоснительное соблюдение субординации. Причем считалось, что офицер от этого нисколько не роняет своего достоинства. Больше того, неоправданная снисходительность начальника претила хорошему офицеру.
У офицеров было высоко развито чувство собственного достоинства, независимо от чинов. Начальнику, скажем, не могло и в голову прийти послать младшего офицера за папиросами или заставить его сделать нечто такое, что несовместимо с офицерской честью.
Лучшая часть российского офицерства придавала большое значение не только своему военному, но и общему образованию. Широкое знание литературы, истории, иностранных языков считалось обязательным. Умением поддержать в обществе разговор на серьезную тему отличался всякий офицер, заботившийся о своей репутации культурного человека.
Российские офицеры свято соблюдали свою честь и достоинство не только на службе, но и вне ее. В 1857 г. в журнале «Военный сборник» были опубликованы «Заметки об общих военных принципах». Там подчеркивалось, что офицер должен воздерживаться от всяких увлечений и от всех действий, могущих бросить хотя бы малейшую тень на его личную честь, а тем более на честь офицерского корпуса. Слово офицера всегда было залогом правды, и потому ложь, хвастовство, неисполнение обязательства считались пороками, позорящими офицерское звание.
Всюду офицер должен был носить мундир русской армии. Однополчане строго взыскивали с сослуживцев за поступок, несовместимый со званием офицера. Он не имел права принимать участие в ссоре на улице, появляться на людях в нетрезвом виде, неряшливо или не по форме одетым. Его непочтительное отношение к женщине влекло за собой самое резкое осуждение. Жить не по средствам и вязнуть в долгах, кляузничать, распускать о ком-либо сплетни — все это вело к потере уважения сослуживцев. В полку кроме суда чести существовало еще иное наказание: провинившемуся офицеру товарищи переставали подавать руку. И если дело доходило до этого, то тот должен был либо перевестись в другой полк, либо подать в отставку.
Установившиеся нормы поведения заставляли офицеров быть подтянутыми, выдержанными, тактичными и принимались ими добровольно, с охотой, как мера, скреплявшая офицерский корпус едиными понятиями о чести и достоинстве.
С понятием офицерской чести неразрывно была связана неприкосновенность личности офицера. На страже неприкосновенности его личности стояли и закон, и моральные нормы. Офицер не мог подвергаться каким бы то ни было наказаниям, затрагивающим его достоинство как человека. Даже в общегражданской сфере.
Таким образом, честь офицера — это прежде всего комплекс первостепенных нравственных качеств: верность присяге, беззаветный патриотизм, готовность отдать жизнь за Родину; высокий профессионализм, стремление к самосовершенствованию, воспитанию воинских доблестей; войсковое товарищество и офицерское братство; высокая культура, чистоплотность в поведении, возвышенное отношение к женщине; осознание своего личного достоинства как человека, как воина.
Облик любой армии во многом зависит от культуры ее офицеров, от их готовности к служению, их достоинства и чести, верности долгу и Отечеству. В России в офицере всегда видели рыцаря. Доблесть, честность, образованность, воспитанность, благородство мыслей и поступков, чистая совесть — вот те черты, которые в нем особенно ценились. Поднять всех без исключения офицеров до этого уровня, добиться, чтобы безупречное выполнение своих обязанностей стало делом чести каждого из нас, — вот задача сегодняшнего дня. Российское офицерство должно всегда помнить девиз офицеров русской армии «Жизнь — Отечеству, честь — никому!»
ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ офицерского корпуса России
ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ офицерского корпуса России
кандидат исторических наук
Офицерский корпус России на протяжении почти трех веков был силой, которая определяла лицо армии, олицетворяла ее дух, честь и достоинство. Понимая ответственность за судьбу Отечества, человек в офицерском мундире беззаветно служил Родине. Недаром практически все руководители Российского государства (даже женщины) являлись офицерами.
История офицерского корпуса России
По Жалованной грамоте дворянству от 21 апреля 1785 г. получение потомственного дворянства связывалось также с награждением любым российским орденом.
Впоследствии «планка» потомственного дворянства была поднята сначала Николаем I, а затем Александром II до VI класса (полковника) на военной службе и до IV класса на гражданской. Право получения личного дворянства давали все остальные военные чины с ХIV по VII и гражданские с IХ класса.
Офицеры, как профессиональная группа, в социальном плане почти всегда стояли выше других групп населения страны. Они обладали наиболее престижным статусом в русском обществе.
В конце ХIХ-начале ХХ вв. статус офицеров снизился. Это произошло в той степени, в какой снизился в это время дворянский статус вообще. В чем же причины? Государство уже не может платить офицерам такие суммы, какие могут платить специалистам на производстве. Поэтому если в начале ХIХ века гражданская служба не пользовалась популярностью, то в конце стала привлекать некоторых молодых людей. Бы-ли офицеры, которые при возможности оставляли военную службу и переходили на гражданскую. Но не на них стояла Армия Российской Империи.
Тем не менее престиж офицера в русском обществе, впрочем как и сегодня, оставался достаточно высок. Пусть юридически и фактически офицерство не было, как раньше, самой привилегированной группой общества, но традиционно связанные с этой профессией представления о чести, достоинстве и благородстве навсегда остались принадлежностью офицерского корпуса.
В послереволюционное время на место офицеров пришли красные командиры. Позже они назывались «командно-начальствующим составом» или «начальствующим составом». Существовало это по историческим меркам недолго. Тяжелые испытания, обрушившиеся на нашу Родину в годы Великой Отечественной войны, вынудили возродить офицерский корпус, обладающий непоколебимой верой в победу, ответственностью за Отечество.
Традиции офицеров Российской Армии
Великая Отечественная война показала, что советский воин обладает храбростью, проявляет подлинный героизм на поле боя. Свидетельством тому: битвы под Москвой, Сталинградом, за Берлин и многие другие. За годы войны за мужество и героизм свыше 11,6 тыс. советских солдат, офицеров, генералов были отмечены званием Героя Советского Союза.
В годы Великой Отечественной войны появились военные асы видов и родов вооруженных сил: артиллеристы, танкисты, летчики, моряки и т.д.
Отличительной особенностью офицера на протяжении веков оставалась офицерская честь. Она всегда считалась главным его моральным качеством, непреходящей нравственной ценностью.
С понятием офицерской чести неразрывно связана неприкосновенность личности офицера. Никто и никогда, несмотря ни на какие заслуги, не мог быть произведен в офицеры, если он когда-либо подвергся телесным наказаниям. Более того, офицер, подвергшийся оскорблению действием, т.е. побоям, должен был уходить со службы.
С самого зарождения офицерского корпуса вопросы чести мундира, как правило, решались на дуэлях. Первые поединки состоялись в конце ХVII в. Однако с введением регулярного войска отношение к поединкам изменилось. «Краткий Артикул» (1706 г.) и «Устав воинский» (1715 г.) Петра I предусматривали смертную казнь и конфискацию имущества не только дуэлянтов, но и секундантов, присутствующих при поединках. Дела об оскорблении призван был решать военный суд. «Манифест о поединках» (1787 г.) Екатерины II предусматривал пожизненную ссылку в Сибирь всякого, обнажившего шпагу, и смертную казнь, если поединок завершился ранениями, увечьями, смертью. Но несмотря на это 1840-1860 гг. стали эпохой расцвета дуэлей в России.
В конце ХIХ в. рассмотрение вопросов чести мундира офицера проводилось в основном судами чести. 20 мая 1894 г. приказом по военному ведомству № 118 были введены в действие «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде», нашедшие затем свое закрепление в 4-й главе Дисциплинарного устава. Судам чести в случае возникновения ссор предоставлялось право признания возможности примирения или необходимости поединка. В случаях, когда судом чести принималось решение о необходимости поединка, а кто-либо из поссорившихся офицеров уклонялся от дуэли и в то же время не подавал прошения об отставке, командир части обязан был по истечении 2-х недельного срока выйти с ходатайством об увольнении данного офицера.
Сегодня наше общество переживает не лучший этап своего развития. Продолжается кризис в экономике. Растет преступность. Девальвируются такие ценности, как патриотизм, долг, честь, служение Отечеству. Нынешний период наследования традиций характеризуется глубоким нравственным кризисом, постепенной утратой вчерашних приоритетов, отсутствием социальных механизмов для возрождения прогрессивных традиций офицерского корпуса. В связи с этим хотелось бы напомнить, что все трагедии России начинались с развала армии, ее офицерского корпуса.
Решение возникающих проблем должно быть направлено на утверждение государственности, материальной и социальной защите офицеров, на реальную законность в обществе, на повышение роли и престижности профессии офицера, на возрождении и развитии прогрессивных традиций, ритуалов в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Анализ истории становления, развития офицерского корпуса Отечества и его традиций позволяет извлечь некоторые исторические уроки.
Первый урок вытекает из исторического решения проблем духовно-нравственного обеспечения национальной безопасности страны. Он заключается в том, что наиболее верным духовным основанием воинской службы выступают идеи служения Родине и защите национальных интересов, национальной идеи, очищенной от всяких националистических извращений. В этом направлении должна строиться вся воспитательная работа и морально-психологическая подготовка личного состава в современных условиях.
Второй урок состоит в том, что во время крутых перемен в политической жизни страны бездумность и неосторожность государственного руководства в отношении традиционных устоев армии может привести к самым печальным последствиям. Невозможно реформирование военной организации страны без опоры на старые, испытанные традиции.
Третий урок заключается в том, что полноценное использование идей развития вооруженных сил иностранных государств возможно только в том случае, если они сообразуются с местными условиями, с характером и национальным духом российских солдат и офицеров.
Есть ли будущее у офицерского корпуса? Несомненно есть. Это подтверждает логика исторического развития общества в целом и российского в частности. Необходимость в офицерах существует, как существует необходимость выживания России, становления ее как мощного, свободного государства.
Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте
История становления и традиции офицерского корпуса Русской армии
Офицерский корпус Русской регулярной армии с его традициями служения царю и Отечеству начал создаваться в ходе государственных реформ Петра I в начале XVIII века. Для привлечения в офицерский корпус лучшего «социального материала», которым обладало российское общество того времени, государство использовало следующие условия:
во-первых, законодательством Российской империи офицерский корпус был отнесен к высшему сословию. Петр I, формируя государственный аппарат, писал: «Всем офицерам дать дворянство и первое место среди дворян». Согласно «Табели о рангах» 1722 года военные чины всегда находились выше гражданских. Все лица любого происхождения, достигшие первого офицерского чина — 14 класса (прапорщика), получали потомственное дворянство (передававшееся детям, жене), на гражданской службе потомственное дворянство достигалось лишь с получением чина 8 класса (коллежского асессора). В России XVIII века офицер являлся прежде всего представителем государственной власти, а не только военным профессионалом. Это закреплялось в практике широкого привлечения офицеров на ответственные гражданские должности государственного управления. Например, в 1796 году на гражданской службе находилось около 1 тысячи офицеров из 3,8 тыс. служивших в армии, причем они составляли до половины всех гражданских чиновников «генеральских» рангов;
во-вторых, принадлежность всего кадрового офицерства к дворянству не делала его замкнуто-сословным. Указом от 16 января 1721 года не происхождение, а личные заслуги перед царем и государством стали определять продвижение по службе и получение дворянства. В начале 1720 года 1/3 офицеров была произведена из простых солдат недворянского происхождения;
в-третьих, была установлена строгая система перемещения по служебной лестнице, которая запрещала производить в офицеры дворян, «которые с фундамента солдатского дела не знают» и не служили солдатами в гвардии, и требовала, «чтобы через чин никого не жаловать» и «выбирать на вакансии баллотированием из двух или трех кандидатов»;
в-четвертых, русский офицерский корпус объединял в себе лучших представителей народов России. Вплоть до 1917 года лояльность трону, профессионализм и знатное происхождение ценились гораздо выше, чем этническая или конфессиональная принадлежность. Понятия «национальности» в справочно-биографических данных русского офицерского корпуса того времени не было, а в анкетных документах указывалось вероисповедание. Так, например, в 60-х годах XIX века примерно 23% офицеров были неправославными, в том числе среди полных генералов на долю протестантов приходилось не менее 27%. В самых престижных военно-учебных заведениях определялась квота на прием кадетов из кавказских мусульманских семей: ежегодно в 1-й, 2-й в г. Петербурге, Павловский кадетские корпуса на казенный счет зачислялось по 6 мальчиков, в Александровский — 12.
На протяжении 200 лет, до 1917 года, идеи, заложенные в основу формирования офицерского корпуса, оставались неизменными. Но разные этапы развития российской государственности оказывали существенные влияние на его облик. Выделяют три периода в истории становления офицерского корпуса Русской императорской армии:
В ходе формирования офицерского корпуса Русской регулярной армии начала складываться и система его традиций.
Традиции офицерского корпуса Русской армии — это устойчивые, повторяющиеся, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи, идеи, духовные ценности и нормы поведения офицеров, сложившиеся в процессе исторического развития вооруженных сил и связанные прежде всего с выполнением обязанностей по защите Родины.
Они составляют основу жизнедеятельности офицерского корпуса как особого социального слоя в государстве и играют в ней исключительно важную роль. Это обусловлено рядом обстоятельств:
во-первых, традиции оказывают идеологическое и эмоционально-психологическое воздействие на офицерский состав, способствуют формированию у него духовного единства и сплоченности, нацеливают его на осознанное выполнение воинского долга перед Отечеством;
во-вторых, традиции выполняют нормативно-регулятивную функцию, заставляют людей, вливающихся в офицерский корпус, подчиняться установленным там правилам и нормам поведения;
в-третьих, традиции обеспечивают преемственность поколений, с их помощью происходит накопление и передача духовных ценностей, которые складывались в процессе всей истории офицерского корпуса;
в-четвертых, традиции выполняют функцию своеобразного «социального фильтра», они способствуют очищению офицерских рядов от тех лиц, которые не соблюдают или нарушают традиции и создают благоприятную почву для воспитания офицеров на положительных примерах.
В основе всех традиций офицерского корпуса Русской армии находился прежде всего нравственный элемент, связанный с осознанным и добровольным выполнением профессионального воинского долга перед Отечеством. Основной политической линией офицеров императорской армии — главной государственно-охранительной силы — являлся приоритет общенациональных интересов и безусловная поддержка законной власти. На встрече с офицерами-слушателями Академии Генерального штаба ее начальник генерал М.И. Драгомиров по поводу политических взглядов офицеров отмечал: «Я с вами говорю, как с людьми, обязанными иметь свои собственные убеждения. Вы можете поступать в какие угодно политические партии. Но прежде, чем поступить, снимите мундир. Нельзя одновременно служить своему царю и его врагам».
Традиции как нравственные установки поддерживаются в первую очередь не силой закона и страхом дисциплинарного наказания, а внутренней потребностью и убежденностью офицерского коллектива в их необходимости. Так, например, первые офицерские собрания возникли в отдельных частях и гарнизонах по инициативе самих офицеров. В 1869 году предложение об устройстве военных (офицерских) собраний заинтересовало Военное министерство, для этого была учреждена комиссия по образованию в войсках «подобных собраний и военных библиотек», в 1874 году они появляются почти во всех дивизиях. В 1884 году приказом по военному ведомству было введено «Положение об офицерских собраниях в отдельных частях войск». Так, традиция, родившаяся в офицерской среде, приобрела форму нормативно-правового акта, закона, обязательного для всего офицерского корпуса, хотя и с сохранением своей традиционной сути.
В Русской армии было также много традиций, не менее значимых для офицерского корпуса, но не подкрепленных силой закона и приказа. Так, например, по воспоминаниям генерала А.И. Деникина, расходы на всякие чествования, приемы гостей, подарки и проводы составляли весьма обременительную статью офицерского бюджета. Статья Свода военных постановлений запрещала всякий сбор с офицеров и вычеты из жалования, не предусмотренные законом и не основанные на высочайшем разрешении. Но на практике «по русской широкой натуре продолжали встречать и провожать, традиция проводов держалась крепко, и отсутствие их вызывало у офицеров горечь и обиду».Традиции офицеров представляют собой сложное многоуровневое явление, в зависимости от характера воинской деятельности они бывают боевые, обучения и воспитания войск, повседневной жизни и поведения вне службы. По степени общности их можно делить на полковые, рода, вида Вооруженных Сил, всего офицерского корпуса. По социальной направленности они могут быть прогрессивными и регрессивными. Основным критерием прогрессивности традиций может служить соответствие их национальным интересам государства, общества, Вооруженных Сил и офицерского корпуса. Так, например, попытки в конце XVIII — начале XIX века навязать Русской армии несвойственные ей традиции прусской системы воспитания и подготовки войск, рассчитанные на внешний эффект, а не подготовку к реальной войне, нанесли ощутимый вред ее боеготовности.
Обладая устойчивостью, то есть действием в течение длительного времени, традиции вместе с тем есть живой организм, под действием изменяющейся социальной обстановки они рождаются, развиваются, часть из них умирает. Поэтому свои особые традиции были у офицерского корпуса Русской императорской и Советской армий, новые традиции появились и у офицерского состава современной Российской армии.
Благодаря традициям, офицерский корпус представляет нравственную среду, в которой зарождаются и развиваются принципы воинской силы: чувство солидарности, сознание долга, готовность жертвовать своей жизнью, самоотречение во имя долга службы.
Центральное место в системе традиций русского офицерства всегда занимало истинное понимание офицерской чести и бережное к ней отношение. Военный писатель и публицист генерал-майор М.С. Галкин писал в 1906 году: «При всех остальных хороших служебных качествах офицер не сможет быть терпим, если он неразборчив в добывании средств к жизни и своим поведением марает мундир. Кто не может возвыситься до истинного понимания чести, тот пусть лучше откажется от звания офицера».
В Русской армии понятие «офицерской чести» включало широкий спектр высоких нравственных требований:
во-первых, понятие «чести» предписывало офицеру вести образ жизни и действий, который бы не бросал даже тень на его репутацию. Офицерская среда имела определенный уровень воспитанности, моральных понятий, правил поведения, и офицеру не разрешалось опускаться ниже установленного предела, посещать общество с низким культурным уровнем. Офицеру следовало вести образ жизни, соответствовавший его достоинству; не ходить в трактиры и рестораны 2-го и 3-го классов, не занимать места в театрах далее 5 ряда, не носить на улице пакетов с покупками, а оплачивать их доставку на дом. Офицер должен был ехать к знакомым с визитом в наемной карете, а не приходить пешком. Офицерам строго запрещалось брать взаймы деньги у подчиненных и вообще у всех нижних чинов;
во-вторых, понятие «чести» предполагало не только личную, но и корпоративную ответственность офицерского корпуса. Корпоративность в офицерской среде требовала: солидарности в отстаивании чести мундира и справедливости в отношении своих членов; признание ответственности за проступки каждого своего товарища; неразглашения фактов, имевших место в офицерской среде; презиралось доносительство и предательство;
в-третьих, для офицера понятие «честь» охватывало не только служебную, но и частную жизнь. Например, в Русской армии офицер не мог жениться на девушке малограмотной, невоспитанной, аморального поведения. 3 декабря 1866 года были утверждены правила, по которым офицерам запрещалось жениться ранее достижения возраста 23 лет. До 28 лет офицер мог жениться с разрешения своего начальства, при представлении свидетельства имущественного обеспечения будущей семьи. Командир полка обязан был решить вопрос о пристойности брака и представлял свое заключение начальнику дивизии, который и давал окончательное разрешение;
в-четвертых, как отмечал военный публицист А.А. Керсновский: «Каждый начальник не просто командует, но имеет честь командовать». Влияние офицера должно быть основано не на одном мундире и должности, а на нравственном превосходстве. От командира требовалось уважать в подчиненных их воинское достоинство и заботиться о чести вверенного ему подразделения, части.
Высокие нравственные качества, вкладываемые в понятие «офицерской чести», не могут автоматически формироваться и передаваться вместе с мундиром и офицерскими погонами. В царской России сложилась целостная система воспитания необходимых моральных качеств у офицерского состава.
Основные нормативные установки этой системы определяла и обеспечивала государственная власть, которая:
во-первых, законодательно обеспечивала высший (дворянский) статус офицера в обществе и неприкосновенность его личности. Офицер не мог подвергаться наказаниям, затрагивающим его достоинство как человека. Не мог быть посажен в долговую тюрьму, подвергнут телесным наказаниям. Офицер, получивший публичное оскорбление действием, должен был уйти со службы, поскольку считалось, что пребывание среди офицерского корпуса публично униженных людей наносит ущерб офицерскому званию. Большое значение имел закон от 20 мая 1894 года «Об офицерских дуэлях». Хотя этот закон плохо вписывался в русское законодательство и в конце XIX — начале XX века рассматривался как анахронизм, но он ставил понятие «офицерской чести» на особую высоту, подчеркивая исключительность положения офицера в обществе. Сама возможность поплатиться жизнью за нанесение офицеру оскорбления играла огромную роль в деле поддержания чувства уважения его среди гражданского населения. На практике число дуэлей было крайне невелико, а дуэли со смертельным исходом единичны. Так, за 16 лет, с 1894 по 1910 годы в Русской армии состоялось 322 поединка, смертью или тяжелым ранением закончилось 30. Ни одно такое дело не было доведено до судебного разбирательства;
во-вторых, царское правительство стремилось поддерживать материальное и социальное обеспечение офицеров, соответствующее их положению в обществе. Хотя и при царе офицерство не было высокооплачиваемой категорией государственных служащих, но, несмотря на весьма напряженное материальное положение, офицер императорской армии никогда не опускался ниже черты бедности;
в-третьих, в Российском государстве действовала стройная система продвижения по службе и награждения, которая обязательно учитывала не только профессиональные, но и моральные качества кандидатов на поощрение.
Нравственные качества нельзя привить приказным порядком, они развиваются и совершенствуются под влиянием окружающей социальной среды, различных коллективов. Огромное значение здесь имеет семейное воспитание и «саморегуляция» офицерского корпуса. В царской России качества, необходимые офицеру, успешно формировались в семье, где человек с детства усваивал соответствующие ценности. Так, например, Л.Г. Корнилов, поступая в Омский кадетский корпус, получил от отца книгу «Собрание писем старого офицера своему сыну», в которой он написал слова Петра I: «Кому деньги дороже Чести — то оставь службу».
Сохранению традиций отцов во многом способствовало «самовоспроизводство» офицерского корпуса. Дети офицеров на рубеже XIX — XX веков составляли 90 % командного состава гвардейских полков, 40 — 70 % армейских полков, в кадетских корпусах и военных училищах их доля никогда не опускалась ниже 70 — 80 %.
После военного училища воспитание и становление офицера продолжалось в полках, которые в Русской армии являлись «не только тактической, но и духовной инстанцией». Деятельность полковых музеев, ознакомление с историей своих частей и соединений, торжества по поводу полковых праздников и юбилеев служили могучим стимулом развития чувства гордости за принадлежность к своей части и вообще к Русской армии.
Офицерство полка через аттестационные комиссии (совещания), Офицерские собрания, Суды чести следило за соблюдением офицерской этики и не позволяло своим сослуживцам опускаться ниже установленного в обществе уровня.
В целом воспитание русского офицера на определенных духовных ценностях, вкладываемых в понятие «офицерской чести», имело сложившуюся систему и было непрерывным процессом, начинавшимся в семье, а затем продолжавшимся в училище и полку.
В традициях офицеров Русской армии кроется большая нравственная сила. Правильный учет их в современной практике военного строительства помогает значительно усилить боевую мощь Вооруженных Сил, сделать их достойными ратной славы предков, не раз спасавших в сражениях Отечество. Анализ исторического опыта становления и развития традиций русского офицерства позволяет выявить и использовать в современном военном строительстве ряд уроков:
во-первых, невозможно строить современную армию без сохранения преемственности всех поколений отечественного офицерского корпуса, без опоры на старые, испытанные временем, традиции;
во-вторых, традиции — это живой организм, а не вещь, обладателем которой можно себя объявить. Они должны постоянно поддерживаться и воспроизводиться. Творцами, носителями и продолжателями традиций являются офицеры. Каждое поколение офицеров само решает, принимать или не принимать традиции своих предшественников, быть или не быть их носителями;
в-третьих, нововведения в войсках будут жизненны, если они не противоречат национальному характеру офицерского корпуса и учитывают лучшие традиции народов России;
в-четвертых, необходимо замечать и закреплять полезные зарождающиеся традиции в офицерском корпусе нормативно-правовыми документами с целью усиления их регулирующей и воспитательной роли в воинских коллективах.