оформление кабинета истории и обществознания в школе
Оформление кабинета истории и обществознания в школе
Как именно оформить тот или иной школьный класс, главным образом зависит от предмета, который будут в нем преподавать. В этой статье речь пойдет про кабинет истории : как оформить, какое оборудование необходимо, что и где разместить.
В большинстве школ принято закреплять за учителями определенные классные комнаты. Такая документально закрепленная ответственность педагога за вверенную ему территорию предполагает, что он не только будет следить за чистотой и порядком в этой комнате, но и поспособствует ее облагораживанию, по мере сил и возможностей, конечно.
Несомненно, каждый преподаватель-историк, начиная работу в школе, мечтает о своем «царстве», где он сможет воплотить все свои мечты в реальность. Но оказывается, наша бурная фантазия должна иметь определенные рамки, которые предусмотрены министерствами и ведомствами.
Начальное оформление школьного класса любого учебного предмета
Стоит ли говорить, что ежегодно в летний период неплохо было бы проводить косметический ремонт. Естественно, подобного отношения к себе требуют все классы любой школы.
Далее в кабинете следует продумать расположение функциональных зон:
Совет. Проводя косметический ремонт, наибольшее внимание уделите выбору цвета стен. Учтите, что пастельные тона утомляют глаза в наименьшей степени, а яркие краски могут способствовать не только быстрому утомлению, но и отвлечению от учебного материала.
Оборудование кабинета истории и обществознания
Существует два наиболее часто применяемых на практике варианта оформления кабинета истории и обществознания (скорее всего, оба эти предмета будут преподаваться в одном классе).
Первый вариант предусматривает строгий деловой стиль:
Такой стиль вполне приемлем для классной комнаты, где будут обучаться старшеклассники или учащиеся специализированных классов. И если возможности вашей школы позволяют иметь два кабинета истории, то один из них можно оформить именно так.
Презентация кабинета истории
Второй вариант оформления:
Качественное оформление поспособствует заинтересованности учащихся и улучшит восприятие излагаемого вами на уроке материала. Кроме того портреты и иллюстрации стимулируют творческую активность учащихся и помогают заинтересовать их в работе с дополнительным материалом.
Ещё одна презентация
Примерный план оформления кабинета истории (истории и обществознания)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Примерный план оформления кабинета истории (истории и обществознания).
Важенин Сергей Валерьевич, учитель истории и обществознания Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Закаринье Слободского района Кировской области (МКОУ ООШ с.Закаринье Слободского района Кировской области)
Новые федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют требования не только к качеству образования, но и к условиям, которые необходимо создать в школе, техническому оснащению кабинетов. Но кроме технического оснащения важным по моему мнению является и внешний вид кабинета, его оформление именно об этом автор и будет говорить в своей статье.
Нет необходимости подробно расписывать достоинства кабинетной системы обучения. Достаточно просто перечислить основные из них: сама атмосфера кабинета, его внешний вид, оформление уже подготавливают учащихся к восприятию материала; наличие в кабинете необходимого демонстрационного и лабораторного оборудования, наглядных пособий позволяют учителю более качественно и эффектино подготавливать и проводить урок.
В свою очередь, по моему мнению, именно оформление кабинета в наибольшей степени является визитной карточкой кабинета и учителя проводящего в нем занятия. Однако с сожалением следует отметить, что в некоторых школах (особенно крупных) оформлению кабинета не придается достаточного занчения: оно либо крайне ограничено, либо находящиеся на стендах материалы «покрыты», если так можно выразиться, «пылью веков». Именно поэтому я решил остановиться на данном вопросе и предложить свои рекомендации по примерному оформлению кабинета истории (истории и обществознания).
Общие рекомендации для оформления общеизвестны:
Оно должно быть функциональным;
Сменяемым с необходимой частотой;
В меру ярким, дабы с одной стороны привлекать внимание, а с другой не отвлекать ученика от восприятия знаний;
Удобным для восприятия (размер и читаемость шрифта, размер и яркость рисунков и т.д.);
Исходя из них рассмотрим, каким образом можно оформить кабинет из чего должно состоять оформление.
1. Расположение оформления в кабинете. Оно зависит от размера и особенностей кабинета, расстановки мебели и т.д.. На прилагаемом ниже плане шкафы с наглядными побиями, литературой, учебниками расположены вдоль дальней стены кабинета, что дает возможность использовать переднюю (1) и длинную боковую (2) стены.
В свою очередь подобное расположение оформления дает возможность в полной мере обращаться к нему учащимся и учителю во время урока (в ряде известных мне кабинетов портреты историков помещались на заднюю стену, а лента времени на боковую).
3. Обязательное оформление. К таковому относятся: портреты историков, лента времени, государственная символика. Целесообразнее всего, по моему мнению, разместить ленту времени по верху доски (1), по бокам от нее – портреты основных российских историков в количестве 6-8. По боковой стене (2), раполагается государственная сивволика: герб, флаг, гимн, портрет президента, преамбула конституции. Данные элементы оформления можно поместить на одноцветные потолочные панели размером 50 х 50 см.: ленту времени на «гладкие», а портреты и символику – на «фигурные» (с «рамкой»), приклеенные или иным образом прикрепленные к стене.
4. Цитаты. Возможно поместить над дверью на вырезанных в виде раскрытой книги потолочных панелях (1 панель на «страницу»).
Проект «Оформление кабинета истории»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Оформление кабинета истории».
Авторский коллектив : 9 Б класс.
Руководитель проекта: учитель истории Градовская Е.Е.
Целью данного отчётного проекта является практическое применение навыков и знаний, полученных в результате прохождения курса Открытого Молодёжного Университета «Компьютерная графика. CorelDraw ». Любая работа должна созидаться не для того, чтобы хранится на полке, а для того, чтобы она использовалась и приносила пользу. Поэтому нами был выбран кабинет истории, в котором необходимо было создать «Ленту времени», так как при изучении курсов истории она необходима.
Эта тема является актуальной, так как с одной стороны, в настоящее время трудно найти хорошие плакаты, отвечающие всем требованиям педагога и учебной программы, а закупать стенды дорого. В этой ситуации наиболее подходящим решением будет самостоятельное создание ленты.
Тема этого проекта очень интересна, так как, разбираясь в теоретической части, необходимо знать ещё и практическую, поэтому такая практика благотворно скажется на закреплении знаний и навыков, полученных в результате прохождения курса.
В проекте четыре главы. В первой главе рассказано об оформлении кабинетов истории в школах. Во второй главе приведена план-схема кабинета и части коридора. В третьей главе приводится обоснование выбранного материала. Четвёртая глава содержит фотографии для возможности получения полного представления о работе.
ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕта истории В ШКОЛЕ
По определению, учебный кабинет – это сложная система, включающая в себя мебель, устройства для хранения учебного оборудования, установки для хранения и использования технических средств обучения, экспозиционные материалы, учебно-методические комплекты. Комплексное использование средств обучения предполагает определенную систематизацию их в кабинете, такую, чтобы любой вид пособия можно было бы легко использовать.
И действительно, современный кабинет истории должен способствовать повышению эффективности учебного процесса, организации самостоятельной и творческой деятельности учащихся, развитию интереса к предмету. Это напрямую зависит от наличия соответствующей материально-технической базы. Наличие в кабинете макетов поможет зрительно представить процессы, исторического развития, так как наблюдать их в реальном времени мы не имеем возможности. Макеты, рисунки, фотографии, фильмы, презентации вещественных исторических источников, письменные исторические источники, исторические документы (копии) помогут составить у учеников комплексное восприятие исторической эволюции земного шара. Стенды, как наглядные материалы, способны помочь в усвоении теоретических знаний, поэтому они должны быть максимально оптимизированы и систематизированы.
В нашем случае, мы имеем возможность помочь кабинету лишь в создании «Ленты времени». Для этого была проведена большая подготовительная работа. В первую очередь был проведён мониторинг рынка: что предлагают другие организации, в каком виде это будет выглядеть. К сожалению, мы нашли очень мало таких предложений, и все предложения были очень затратные, поэтому мы решили нарисовать «ленту» на стене кабинета своими силами.
История, как и любая другая обществоведческая наука, содержит большое количество материала, который удобнее всего представить в лицах и событиях, так как история отвечает на вопросы: Что? ГДЕ? Когда? Не все необходимые для урока данные можно найти в учебнике, поэтому в классе должно содержаться большее количество разнообразного материала. Для хорошей работы на уроке можно раздавать таблицы с дополнительной информацией на каждую парту, но это не рационально, так как подобные материалы быстро приходят в негодность и их необходимо постоянно обновлять, что неудобно и дорого для преподавателя. Поэтому часть материала имеет смысл разместить на стендах. Это будет постоянно перед глазами учеников и материал, таким образом, может быть запомнен лучше.
Например, покупка одного комплекта «Административно-территориальное устройство Российской Федерации», состоящего из 3 листов, обойдётся в 2000 рублей, при учёте 1 комплект на парту необходимо 16 комплектов плюс один для учителя. Таким образом, общая стоимость составит порядка 34000 рублей. При этом его необходимо будет раз в два-три года обновлять, так как что-то теряется, что-то приходит в негодность.
Или другой пример: покупка комплекта «История средних веков в таблицах», состоящего из 10 листов, обойдётся в 1402 рубля, 17 комплектов будут общей стоимостью 23834 рубля. Это материально менее выгодно, нежели создать два стенда, которые на постоянной основе будут размещены в кабинете. Кроме этого необходимо учитывать, что это только два комплекта материалов, но ведь ещё есть и множество других данных, необходимых для работы в классе. Да и нет таких денег у школы.
Нами также был проведён мониторинг стоимости печати плаката. Стоимость печати стенда, плаката в городе Сургуте очень дорога.
Таким образом, можно сделать вывод, что выгоднее школе создавать свои плакаты, стенды, вообще все оформление, самостоятельно без привлечения посторонних организаций.
ПЛАН-СХЕМА КАБИНЕТА И КОРИДОРА
На схеме 2 изображена стена кабинета с ученической доской. Согласно нашему проекту планируется над двумя лампами разместить «Ленту времени». Кроме этого планируется создать специальную планку, которая позволит держать необходимые для урока карты.
На схеме 3 изображена стена. На данной стене имеется возможность расположить стенд. Так, мы предлагаем разместить стенд «Административно – территориальное устройство Российской федерации». Под стендом на полу поставить три цветочных горшка.
На схеме 4 изображена задняя стена кабинета, где стоят шкафы, заполненные неоходимой литературой(учебной, справочной,дополнительной), дидактическими материалами.. По проекту предполагается на стене размещение размещение египетских папирусов, под которыми будут располагаться цветы.
ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КАБИНЕТА
В любом деле самое важное – это содержание, поэтому очень важна та информация, которая находится на стендах и плакатах. Поэтому мы сейчас постораемся обосновать то содержимое, которое мы включили в данную работу.
Перед тем, как зайти в класс, любой ученик немного постоит в коридоре. Что делать, например, в ожидании урока? Нечего. Поэтому необходимо в коридор разместить простую, лёгкую и интересную информацию, которая увлечёт человека, добавит ему знаний, заинтересует на поиски другого материала. Поэтому в коридоре на стенде расположена информация о жизни школы (работа кружков,секций, новости и т.д.). Стенды содержат интересные факты новостей мира. Это позволяет ученикам узнать больше и об истории, и об искусстве.
С внутренней стороны стены кабинета будет располагаться стенд «Всемирная история». Он будет полезен для учеников 10-11 классов, так как в это время изучается история стран СНГ и дальнего зарубежья. Подобные табличные данные нужны для анализа характеристик той или иной страны, обоснования политического и экономического положения. Раздаточный материал с подобной тематикой не будет так восприниматься, ибо в течение года ученики будут постоянно обращаться к этой информации, сравнивать страны, их характеристики. Здесь содержатся схемы по населению, государственному устройству, регионально-политической интеграции,деления России на субъекты, часовые пояса страны, выдержки из Конституции Российской Федерации, политическая карта мира..
Стенд «Учись учиться» необходим для размещения на нём различных памяток, оформлению практических и лабораторных работ. Стенд состоит из шести карманов для листов размером А4, с возможность постоянно менять находящийся на нём материал по мере необходимости.
Между окнами, на боковых стенах, на задней стене кабинета будут повещены полки, изготовленные нами в мастерской для настенных вьющихся цветов.
В углу кабинета, у доски, будет располагаться шкаф с видеотекой, телевизором, видеоплейером, магнитофоном. Рядом с которым стоит стол учителя с компьютером.
Таким образом, стенды, «лента», которые мы предлагаем разместить, будут полезны для учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов. Это поможет учителю лучше проводить урок, использовать видеоматериалы, презентации, использовать матералы настенных стендов всегда и без особых затрат.
СТЕНДЫ В УМЕНЬШЕННОМ МАСШТАБЕ
Стенд «Лента времени».
Стенд «Административно-территориальное устройство Российской Федерации».
Реализация проекта «Оформление кабинета истории» даёт возможность прийти к следующим результатам:
Улучшить внешний вид кабинета, путём размещения в нём красочных стендов с полезной информацией;
Улучшить внешний вид коридора, путём размещения в нём стенда, который может заинтересовать и учащихся, и учеников;
Улучшить успеваемость учащихся за счёт того, что большинство данных будет находиться в кабинете на различных стендах;
Уменьшить материальное давление за счёт того, что отпадёт необходимость в раздаточном материале.
На основе этих результатов можно сделать следующий вывод:
Создание и установка этих стендов поможет использовать эти данные учебного процесса в 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классах. Благодаря этим стендам не нужно будет использовать раздаточный материал. Они заполнят пустое пространство и упростят проведение уроков истории.
Эти результаты являются важным звеном в обучении компетентных учеников с достаточным количеством знаний. С учётом внедрения в последнее время компетентного подхода, как в обучении, так и на рабочих местах, качество знаний учащихся улучшится.
Белая В.Л., Красновская В.А., «Памятка по оформлению кабинета истории», Волгоград, 2004 г.;
Министерство Образования и Науки РК, «ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Пояснительная записка. История»;
3.Автономов П.П. Художественно-тематическое оформление школы: учебно–метод. пособие. – Киев: Рад. шк., 1986.
4. Демчев П.Г. Художественное оформление в школе: учеб. пособие для вузов. – М.: Владос, 2004.
5. Интерьер школы / под ред. В.М. Шихеева, Т.Е. Островой. – М.: Просвещение, 1972.
Как оформить кабинет истории и обществознания
Раздел IV государственного образовательного стандарта содержит требования к условиям выполнения образовательной программы, в том числе материально-техническому обеспечению школы. Решая, как оформить кабинет истории и обществознания по ФГОС стоит ориентироваться на необходимость:
· Обеспечения результативности обучения в рамках программы.
· Наличия в образовательном процессе обязательного воспитательного компонента, включающего в себя привитие этических норм, формирование гражданской идентичности, приверженность ценностям, провозглашаемым Конституцией РФ.
· Обеспечения функционирования учебного помещения в качестве составляющей в информационной сети образовательного учреждения.
· Создания возможностей для развития личности и творческих способностей учащихся.
Сориентировать преподавателя и администрацию школы в том, как оформить кабинет истории и обществознания по ФГОС могут следующие официальные документы:
· Государственный образовательный стандарт, принятый в 2012 г.
· Письмо Минобрнауки РФ от 24 ноября 2011 г., содержащее рекомендации об оснащении образовательных учреждений и учебных кабинетов.
· ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» от 2012 г.
Как правильно оформить кабинет истории и обществознания по ФГОС
Для оформления учебного помещения в соответствии со стандартом необходимо:
· Укомплектовать его учебно-методическими материалами в полиграфическом и электронном виде.
· Разработать общие планы образовательного процесса и оснастить помещение необходимым высокотехнологичным оборудованием. Действующий госстандарт регламентирует формирование информационной среды и автоматизацию рабочих мест, в том числе, для каждого учащегося.
· Учитывать необходимость использования современного оборудования в повседневной образовательной деятельности. Созданная информационно-образовательная среда – это единый постоянно действующий комплекс аппаратно-программного обеспечения для коммуникации между родителями, школой, учащимися, сторонними партнерскими организациями, а также образовательной деятельности учащихся.
Оборудование и материалы
Оформить кабинет истории и обществознания по ФГОС необходимо, учитывая:
· Сложность и объёмность учебного материала по преподаваемым дисциплинам. Для наилучшего усвоения школьниками необходимой информации нужно использовать все возможности – кроме полиграфических пособий: электронные учебники, интерактивные стенды, видеофильмы, презентации, 3D-модели и прочие.
· Существующий уровень развития коммуникаций – активное использование цифровых технологий и ресурсов Интернета, в том числе – сотрудничество с музеями, экскурсии онлайн, доступные для скачивания учебные фильмы, презентации, дополнительная информация, онлайн тестирование при подготовке к экзаменам – повышают успеваемость и интерес школьников к учёбе.
· Использование современных методик преподавания и технологических возможностей существенно облегчает работу преподавателю, экономит время на уроках, обуславливает повышение результатов образовательного процесса, облегчает работу с большими объёмами информации.
· Важность оформления настенных экспозиций в учебном помещении. Постоянные несменяемые экспозиции, портреты исторических деятелей, карты, иллюстрации, особенно активно используемые во время урока – запоминаются очень хорошо. Поэтому к оформлению постоянных экспозиций кабинета истории и обществознания по ФГОС нужно подходить очень ответственно, используя для них наиболее важные материалы и темы.
Если продуманно оформить кабинет истории и обществознания по ФГОС, создав единый комплекс активно используемых для образовательной, творческой, исследовательской деятельности учащихся современных учебно-методических ресурсов – показатели результатов образовательного процесса вырастают не менее, чем на 50%.
ПАСПОРТ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
ПАСПОРТ КАБИНЕТА ИСТОРИИ
на 20___/20___ учебный год
Основное назначение кабинета :
— обеспечение высокого уровня преподавания предмета, который достигается современными формами проведения уроков и эффективным использованием материально-технической базы кабинета.
— создание современных условий для организации процесса обучения предметам общественно-научного цикла в соответствии с требованиями образовательного стандарта, программы Министерства образования и науки Российской Федерации.
— оснащение кабинета в соответствии с современными требованиями (требования перечней минимального оснащения кабинетов Министерства образования и науки РФ.
— совершенствование научно-методической, дидактической и материально-технической базы кабинета;
— обеспечение условий реализации базового уровня обучения учащихся 5-11-х классов;
— развитие творческих способностей обучающихся;
Основное содержание деятельности кабинета истории:
— совершенствование форм и методов преподавания предметов общественно-научного цикла;
— освоение и введение в программу преподавания общественных дисциплин новых педагогических технологий;
— систематизация материалов по применению активных форм и методов преподавания истории в основной и средней школе;
— организация работы по накоплению и систематизации дидактического материала;
— применение информационных технологий на уроках истории,
— организация работы по созданию мультимедийных проектов.