охарактеризуйте основных персонажей колыбельных песен

Персонажи русских колыбельных песен

По наблюдению В.В. Головинасюжет русской колыбельной песни можно рассматривать как коммуникативный акт между баяльщиком, ребенком и потусторонними силами – воплощающими сон, приносящими сон, отнимающими сон, угрожающими жизни ребенка и т.д. Персонажей колыбельных песен, таким образом, можно рассматривать с точки зрения их участия или неучастия в выраженной на сюжетном уровне коммуникативной ситуации между баяльщиком, ребенком и сакральными силами. При этом особое положение занимают такие персонажи, как баяльщик и ребенок (Головин В.В. 2000 стр. 102).

Коммуникация, в зависимости от целей исполнителя песни, может быть нескольких видов. В зависимости от вида коммуникации персонажи колыбельных песен могут варьироваться. Подробнее рассмотрим отмеченное.

а) Баяльщик хочет усыпить ребенка. Для этого он призывает сон, просит некоторых персонажей принести сон ребенку, прогоняет силы, мешающие ему спать, воздействует на самого ребенка, призывая его уснуть.

Воплощением сна в колыбельных песнях являются такие персонажи, как сон, дрема, угомон, упокой. Приносящими же сон представлены некоторые зооморфные персонажи и персонажи христианского мира.

Интересно, что сон и дрема в русских колыбельных – это действующие лица, персонажи. Они ходят-бродят под окнами избы, разговаривают, сcорятся, описывается даже их одежда («Сон в сапогах Дрема в катанках«), они ищут колыбель ребёнка, спорят друг с другом о том, кто из них лучше и быстрее его укачает и усыпит:

Сон ходит по очепу

А дрема-то по лучкам.

Сон с дремой поспорили:

Часто Сон и Дрема сами выражают желание спать. Тогда их образы достаточно автономны от образа ребенка. Они ищут колыбель, чтобы уснуть самим:

Сон ходит по сеня, дрема по теремам.

Ищет сон колыбели себе.

Такую параллель персонажа песни со спящим или засыпающим ребенком мы встретим и в связи с образами животных, которые часто представлены спящими одновременно с ним:

Одни голуби летели,

Персонифицированные образы сна, как уже было сказано, действуют «осознанно», по собственной инициативе. Но часто они призываются исполнителем к младенцу. Тогда песня содержит обращение-призыв. Такие тексты сближаются по смыслу и структуре с заговорами: “Сон да дрема накатись на глаза...”, о чем уже говорилось в предыдущей главе.

В отличие от образов Сна и Дремы, персонификация Угомона и Упокоя носит не столь определенный характер. Их призывают к ребенку как самостоятельно действующих персонажей – «Бай, бай, спи усни, / Да угомон тебя возьми, но не встречается примеров их олицетворения и наделения столь подробными, как у Сна и Дремы, человеческими чертами.

В народной традиции природные локусы, не относящиеся к пространству, освоенному человеком, воплощают образ иного мира, мира смерти. И сон, появляющийся оттуда, будучи персонифицированным или нет, несет с собой качества того мира. То есть, сон фактически отождествляется со смертью. Образ сна, приходящего с того света, О. Власова описывает в северокарельских колыбельных. Там «Сон появляется с улицы, с чужих земель», его «может принести мышь, которая, по карельским поверьям, представитель иного мира», «Дед Сон спускается с печи», которая «в трационной символике – символ прародителей» (Власова О., 1996, стр. 29). Более того, в текстах северокарельских колыбельных она находит описание некоторых элементов погребального обряда, «например, накладывание ленты на глаза, закрывание ушей», исполнение которых ожидается от персонифицированного сна:

сон с собою принеси,

сладкий сон в корзинке медной.

Дрему в чаше оловянной.

Лентой шелковою мягкой

повяжи ребенку глазки,

лентой мягкой золотою

ты прикрой ребенку веки.

Завяжи ты глазки крохе

лентой шелковою мягкой,

ты закрой малютке уши

золотой своей серьгою.

В русских колыбельных Сон тоже часто призывают закрыть ребенку глаза:

Глазки ангельски закрой

Закрывание глаз и ушей в погребальном обряде относятся к ряду действий, оформляющих переход человека в иной мир, отделение его от людей и лишение качеств, являющихся признаком этого мира – способности видеть, слышать, передвигаться (Байбурин А.К., 1993, стр. 72).

Итак, Сон как персонаж колыбельных песен оказывается связан с миром смерти или даже ее воплощением.

Персонажи животного мира, приносящие сон, приглашаются к ребенку с этой целью, или приходят сами. Чаще всего с просьбой принести сон обращаются к коту – одному из самых популярных персонажей колыбельных. Его зовут укачивать ребенка или он сам нанимается на работу, за которую ему обещают определенную плату (Головин В. В. 2000 стр. 148):

Приди котик ночевать,

Приди Ванюшку качать,

Я те котик заплачу:

На неделю дам харчу,

Соболи и куницы тоже могут быть персонажами, приносящими ребенку сон. В колыбельных песнях они встречаются, как правило, вместе, появляясь в связи с описанием убранства богатой колыбели. Помимо «золота», «шитобранных пологов» и т.п. говорится о «кунах» и «соболях», находящихся в ногах и в изголовье у ребенка. Но они оказываются не просто частью убранства, а персонажами, способными ребенка усыпить, подобно Сну и Дреме (там же):

В изголовьях – куны,

Голуби – персонажи, тоже несущие ребенку сон, усыпляющие его, своим воркованием:

Станут гульки ворковать,

Станет Саша засыпать.

Прилетели к нам гули.

Сели около люленьки.

Стали гули ворковать,

Лене спать не давать.

Уж вы кыш, гули, долой,

Полетайте вы домой,

Дайте Леночке покой.

Обращаются за помощью, укачивая ребёнка, и к христианским персонажамк ангелам, Богородице, Христу, некоторым святым. При этом ребёнок как бы препоручается им, они заботятся о нём, подобно нянькам:

Уклади сынка скорие,

Богородица Божья мать,

Уклади Денису спать,

Спи Дениса во качели,

Тебя ангелы качели,

б) Баяльщик желает ребенку роста, здоровья, богатства в будущем.

Здесь появляется образ самого ребенка, а также персонажи христианского мира: Пресвятая Троица, Богородица, ангелы, Бог ит.д.

Бог помилует, спасет,

Тебе здоровья принесет.

в) Баяльщик защищает ребенка от опасности.

Кроме тех персонажей колыбельных, дающих ребёнку сон рост здоровье и богатство, есть и такие которые ему опасны. Характерными персонажами здесь выступают волчок, коток, попугай, Мамай, Бука, Бадай, Басалай и др.

Придёт серенький волчок,

И потащит во лесок,

И положит под кусток,

Будет ямочку копать,

Туда Машу зарывать.

Баяльщик не только сам может выступать в роли защитника ребёнка от опасных ему персонажей, но и призывать на защиту божественных покровителей ребёнка – Богородицу, Христа, ангелов:

Тебя ангелы хранят,

Ой тебя они хранят,

Вне коммуникативной ситуации «баяльщик – ребенок – сакральные силы» стоит целый ряд персонажей, появляющихся лишь в словах баяльщика. Это, в основном, персонажи, причастные к рождению ребенка, сам баяльщик и ребенок. Обычно появляются образы родителей и родственников, персонажи христианского мира (Богородица и Христок).

Бог тебя дал, Богородица дала,

Она крылышком махнула

Да на окошечко пёхнула.

Из всего вышеизложенного можно отметить, что частыми персонажами в русских колыбельных песнях могут быть персонифицированные образы сна, представители животного и христианского миров, а также представители так называемой «детской демонологии». Отнюдь нередкое появление божественных персонажей объясняется тем, что на простяжении тысячелетия Россия была православным государством. Религиозное мировоззрение наложило отпечаток на все формы государства, общества и частной жизни людей. Религия оказала влияние на формирование русской культуры в целом, так и на создание фольклорного творчества в частности.

Источник

Образы животных в колыбельной песне

В русских колыбельных песнях встречается множество персонажей-животных и каждый из них имеет свою специфику сюжетного выражения.

В корпусе текстов жанра нам удалось обнаружить следующих животных: Кота, Волка (волчка), Зайца (зая-горностая), Собаку, Барана, Овцу, Козу, Быка, Коня (Сивку, Бурку, жеребят, кобылу), Медведя, Оленя, Лисицу, Горностая, Соболя, Куницу (Соболей-куниц), Белку, Мышь и некоторых других. Некоторые животные образы необходимо выделить как самые популярные. Во-первых, следует выделить кота – в колыбельных мы встречаем как разнообразные сюжеты с котом, так и разнообразные сюжетные роли данного персонажа. Во-вторых, это волчок, представленный в качестве «вредителя» в единственном, но весьма распространенном сюжете («Не ложися на краю»).

В колыбельных встречаются следующие образы птиц: Ворон, Воробей, Галка, Грач, Голубь, Гусь, Журавль, Козара, Кулик, Курица, Куропатка, Ласточка, Лебедушка, Перепелка, Петух, Попугай, Сова, Сокол, Сорока, Утка, Тетерка. Наиболее популярные – голуби, которые присутствуют в сюжетах колыбельных как успокоители и как «кормители» адресата.

Рыбы также встречаются в колыбельной песне (рыба, рыба-семга, пескарик, условно добавим рака) и имеют редкие сюжетные варианты.

Образный ряд насекомых (Комар, Мошки, Муха, Таракан) не обладает вариантами сюжетной роли, кроме образа мухи.

Классифицировать животные образы в колыбельной песне можно следующим образом:

1. Животные-успокоители, призываемые для прямого усыпления адресата. Одни осуществляют успокоение через «качание» («Приди, котик, ночевать, // Нашу доченьку качать»), другие через звук («Стали гули ворковать // Стал Серёжа засыпать»; «Прилетели к нам грачи // Сели на ворота // А ворота скрип-скрип // Наша Таня спит-спит) и, также, посредством кормления адресата («Стали гули ворковать: // Чем нам Машеньку питать. // Стали кашу варить, // Стали Машеньку кормить.»)

2. Животные-вредители представлены разнообразно: одни животные (волчок) «уносят» младенца в опасное пространство, другие готовы съесть, укусить, испугать младенца также в другом пространстве, например:

Не летай в озерышко,

Тебя рыбка заклюет. «

(Мартынова 1997, № 12)

Третьи изгоняются из «своего» пространства, поскольку, по формулам текста, принимают статус Буки, например:

«О бай-бай-бай, Ты, собачка, не лай, А ступай под сарай, Да там косточки грызи, Нашу Нюшу не буди.» (Мартынова 1997, № 163)«Бай да бай, Сон ходе по лавоцкам, Дрема по луцкам. Поди, муха, под сарай, Нашу Маню не пугай. Бай-бай-бай.» (Мартынова 1997, № 37)

Четвертых можно определить как «акустических вредителей». Они мешают младенцу спать («. Ты, собачка, не лай, // Белолапа, не скули, // Петушок не кричи // У мня Веру не буди. «).

3. Животные – посредники между своим и чужим пространством, откуда они доставляют необходимые сон и атрибуты охраны. Кот и олень приносят сон («Серые коты // Из заморья шли, // Много сна принесли. «). Кот также приносит «поясок» из леса («Пошел котик во лесок // Принес котик поясок»).

4. Закланиваемые животные, из шкуры которых готовят одежду адресату колыбельной. Обычно в роли убиваемых животных выступает заяц, олень, овца, горностай, куница, кот («. Под сараем горностай, // Горностайка убьем, // Ване шубоньку сошьем.»)

5. Спящие животные и, в системе мотива «все спят и ты спи», усыпляющие младенца. Наиболее подробный текст с данным мотивом зафиксирован в вологодском собрании Н. Попова, из которого мы приводим только отрывок:

«О люлю, мое дитятко!

Спи-тко, усни, дитя материно.

Спи-ко ты, дитятко, с Богом, со
Христом.

Все ластоцьки спят, и касатоцьки спят.

Куницы спят, и лисицы спят.

Соколы спят, и соболи спят.

Нашому (имя) спать жо велят.

Для цево, зацем (имя) не спать?

Ластоцьки спят все по гнездышкам,

Касатоцьки спят все по кустоцькям,

Лисици спят все по подкустицькям,

Куници спят все по нороцькям,

Соколы спят все по гнездышкам,

Соболи спят где им здумалось,

Маленькие детки в колыбелоцькях
спят.

Спи-тко, (имя) и милашенькя. «

К данной группе можно отнести и животных, спящих вместе с младенцем и усыпляющих его:

6. Животные-символы, такие как сокол и голубь. В колыбельных сокол, например, роняет сапог («Летели соколы, // Уронили сапоги // – А ты девка подыми..»). Возможно, колыбельные с такими образами следует отнести в восьмую группу – как жанровые заимствования. Вместе с тем, сокол и голубь – образы сравнения в колыбельных. Например: «Спи-ко, голубочек, // Милый соколочек.»; «Соплянушка, // Голубанушка, // Соколанушка, // Расти Иванушка. «; «Саша-сокол улетел высоко».

7. Животные, связанные с будущим занятием адресата. Их добывает («Ты на уточку стрелец, // Да на тетерочку ловец»; «Будешь рыбку ловить, // Будешь татку кормить») или пасет («Будешь коников пасти», «Жеребят водить») в будущем адресат колыбельной. Животные двора, которых использует семья адресата, например:

Дед пошёл за рыбою

Матушка коров доить,

А бабушка уху варить.

Бабушка уху варить,

Малых деточёк кормить.»

В других вариантах сюжета могут «поить телят», «кормить свиней», «палить раков» и производить другие действия с домашними животными.

8. Животные образы из других жанров. Как колыбельная, нередко исполняются другие жанры, в основном, детского фольклора – прибаутки, кумулятивные сказки. Иногда встречается даже свадебная лирика с образами сокола, серой утки, перепелки. Но обычно это прибауточные или игровые образы, например: «Ой дуду, дуду, дуду, // Сидит ворон на дубу», «Уж как зай-горностай // По базарику скакал, // Все он ножки примял, // Некуда заиньке выпругнути. «.

9. Периодически в традиции мы встречаем два исключительных образа орла и соловья, когда исполняют фольклоризированные варианты колыбельных А. Майкова и Л. Мея.

Персонажей-животных множество, в одном собрании А.Н. Мартыновой они встречаются более 300 раз (544 текста). Как и в отношении других персонажей, здесь мы вновь фиксируем четкое разделение на «своих» и «чужих» с преимущественным разделением на успокоителей и вредителей. Звуковая характеристика образов подчеркивает данную оппозицию.

Состав животных образов корпуса русских колыбельных, их сюжетная роль показывает нам, что они находятся в системе традиционной взаимовыводимости. Всякий такой образ колыбельной песни, частота его проявления, сюжетные функции четко коррелируют с его символикой в традиции, в локальной специфике. Выбор и действия животных обусловлены функциональным фильтром жанра. «Усыпительная» функция определяет основную роль, осуществляет выбор по качеству (например, «мягкость» или особый характер животного голоса, осуществляющий «усыпление»). Охранительная осуществляет выбор не допуская одних (гады, пресмыкающиеся) или определяя особую роль другим (галки, грачи, рыбы), «нечистым» животным. Прогностическая определяет систему сюжетных действий персонажей. Частота употребления таких образов в жанре объясняется и спецификой «зооантропоморфности», особо свойственной детскому мифологическому мышлению.

В анализе мы лишь отчасти будем придерживаться «зоологической» классификации. Анализ будет вестись в порядке популярности образов в жанре. К наиболее популярным образам колыбельной относятся: кот, волк, собака, заяц, баран и овца, куньи (соболь, куница, горностай, сюда же мы включили белку). Затем будут анализироваться более редкие образы: лисица, медведь, олень, коза, мышь. В заключение будет представлен обзор исключительных для жанра образов домашних животных: коня, коровы, быка, свиньи.

Источник

Русский детский фольклор: учебное пособие (12 стр.)

Во многих песнях говорится о вороватом коте:

Повадился коток
По сметану, по творог.
Как увидели кота
Два лакея из окна,
Они хлопнули окном,
Побежали за котом.
Ударили чоботом.

Иногда кот оказывается не виноват в случившемся, бывает и так, что

Повар пеночки слизал,
На меня, кота, сказал.

В колыбельных песнях также рассказывается о двух лакеях, которые гонят кота, забравшегося в погреб «по сметанку и творог».

Другие животные упоминаются реже, иногда на месте кота оказывается зайчик, а в колыбельных северных губерний можно найти соболей, куниц, лисиц.

Персонажами колыбельных песен могут становиться и птицы. Чаще всего в колыбельных появляются голуби, или, как их называют на детском языке, гуленьки. В песнях рассказывается, как голуби прилетают на колыбель ребенка и думают о том, чем бы его накормить, напоить, утешить и порадовать. Образ кроткого, нежно воркующего голубя олицетворяет нежность и заботу. Обилие уменьшительных префиксов, повторение буквы «л» в словах передают их воркование:

Люли, люли, люлиньки,
Сели гули на люлиньку,
Стали гули ворковать,
Чем Ванюшу нам питать?
Чайком, молочком, сахарком,
Залетели в уголок,
Зажигали огонек,
Стали кашку варить,
Стали Ваню кормить.

Реже в колыбельных упоминаются другие птицы – куры, вороны, грачи:

Ай качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи.
Они сели на ворота
Ворота-то – скрыл, скрып,
А Коленька спит-спит.

В колыбельных песнях также встречается персонаж, которым пугают ребенка. В русском крестьянском быту им может стать и медведь, и «серый волк», и «бука», и другие страшные для ребенка существа:

Придет серенький волчок,
Схватит Катю за бочок,
Утащит ее в лесок,
Закопает во песок.
Станут Катеньку искать
По болотам, по мохам…

А.Н. Мартынова полагает, что буку нельзя безоговорочно отнести к мифологическим персонажам. «Возможно, бука – собирательный образ всякого шума, мешающего ребенку спать, или образ, выдуманный взрослыми, чтобы пугать непослушное дитя». Действительно, в текстах бука часто замещает образы Других животных. «Буку» обещают прогнать, если ребенок будет слушаться старших.

О.И. Капица приводит описание укачивания ребенка, записанное в 1927 году в Весьегонском уезде Тверской губернии. Мать уговаривает ребенка спать: «Спи, сынок, спи, пёстышек. Спи, а то бука придет». Ребенок плачет. Тогда мать говорит: «Писаный ты мой, спи. И кошка спит, и Жучка спит, и мама спит, и сыночку спать хочется-хочется». Ребенок продолжает плакать: «Сыночек, бука идет. Вон, вон, слушай!» Мать поет грубым голосом:

Я на липовой ноге,
На березовой клюке.
«Слышь, бука идет – спи, спи!»

Опять грубым голосом

Я на липовой ноге,
На березовой клюке.
И земля-то спит,
И вода-то спит!

Ребенок что-то испуганно спрашивает. Мать: «Спи, спи. А то вон она, букарка-то, идет. Закрой глазки, спи!» Ребенок пытается разговаривать. Мать опять поет грубым голосом:

Все по селам спят,
По деревням спят,
Одна баба не спит
Да наш Ванюшка,
И та бабочка не спит,
Мою шерсть прядет,
Мое мясо варит.

«Спи, вон, вон бука-то за тобой идет. Не дадим тебе, бука, Вани». Ваня спит. «Иди, бука, прочь. Ванюшка спит». Бука замещает медведя, поскольку текст колыбельной повторяет часть сюжета сказки «Медведь на липовой ноге». Описание построено на диалоге между матерью и ребенком.

Обычно к ребенку обращаются к пожеланиями сна, здоровья, роста, иногда содержатся просьбы слушаться окружающих, не ложиться на край, не капризничать, не поднимать головы:

А баю-баю, баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток.
Там птички поют,
Тебе спать не дают.

К животным, птицам, мифологическим персонажам обращаются с просьбой не пугать ребенка и помочь ему заснуть. Поэтому часто встречаются императивные формы: «Поди, муха, под сарай, / Нашу Маню не пугай. / Бай-бай-бай».

Ритмика. Древние колыбельные песни не имели рифмы, ее заменяли повторы однотипных слов или побудительных междометий («Баю-бай, засыпай / Скоро глазки закрывай»). Позже появились припевы, основанные на междометиях («Баю-бай», «Люли-люленьки», «А-а-а»), придавшие тексту монотонность и размеренность. «Они могут становиться зачином, концовкой, связующим элементом песен, исполняемых последовательно, а также выступать в роли самостоятельных попевок».

С помощью припевов создавался своеобразный ритмический рисунок, усиливаемый переносами, анафорами и эпифорами. Закономерное чередование ударных и безударных слогов отсутствовало. Каждый стих имел по два опорных ударения, вокруг которых свободно группировались безударные слоги. Рифма и размер прежде всего появились в запевах, припевах, концовках песен. Чаще всего в колыбельных песнях используется четырехстопный хорей с мужской или женской рифмой.

В колыбельных песнях XIX века, как правило, употребляется хорей с пиррихием или хорей и ямб. Дактилическая рифма встречается значительно реже. Данная рифмовка сближает песни с разговорной речью, делает их доступными для детей.

К особенностям колыбельных песен можно отнести преимущественное употребление существительных и глаголов.

В колыбельных песнях встречаются различные повторы: аллитерации, ассонансы, синонимы, тавтологические слова и выражения, повторы слов в одном стихе, повторы начальных слов смежных стихов, цепевидных повторений слов смежных стихов, повторений целых стихов, местоимений с предлогами и без предлогов, служебных слов, звукоподражаний. Одни участвуют в создании системы обращений, другие придают повествованию динамику и в то же время обеспечивают однотонный ритм.

Большую группу колыбельных составляют песни книжного происхождения. Поэзия «фольклора материнства», как назвал этот жанр Г.С. Виноградов, вдохновляла многих поэтов и композиторов. Часто их тексты теряли имя автора и исполнялись наравне с народными. Так, в Вологодской губернии записана от неграмотной крестьянки колыбельная песня А.Н. Майкова: «В няньки я тебе взяла месяц, солнце и орла». Встречаются также песни позднейшего происхождения, сочиненные непрофессиональным автором:

Рядом с традиционными колыбельными исполняются и другие песни, которым придается характер колыбельных благодаря мелодии и припеву «баю-баюшки» или «люли, лю-ли-лю». Так, в Архангельской губернии записана известная загадка о колоколе, которая используется как колыбельная.

Утешу царя в Москве,
Короля в Литве.
Старца в келье,
Младенца в люльке,
Красну девку в терему.

Возможности развития колыбельных песен исследователи видят в использовании как колыбельных семейно-бытовых, социально-бытовых песен, баллад, усилении влияния литературы. «Более половины современного репертуара колыбельных заимствовано из разных жанров – прибауток, потешек, песен, частушек, игровых приговорок, считалок. Можно говорить о контаминации и использовании жанровой структуры народных колыбельных профессиональными поэтами и композиторами», – считает М.Н. Мельников (Мельник., с. 22).

Контрольные вопросы

1. Когда появились колыбельные песни?

2. Почему колыбельные песни часто сравнивают с заговорами?

3. Для какой аудитории предназначались колыбельные песни?

4. Почему их связывают с обрядовой религией?

5. Какие основные классификации существуют? Какой признак и почему доминирует?

6. О чем рассказывается в колыбельных песнях?

7. Можно ли найти в колыбельных песнях элементы крестьянского уклада?

8. Как проникали описания быта в колыбельную песню?

9. Известны ли вам произведения художественной литературы, в которых рассказывается о влиянии колыбельных песен на формирование сознания автора?

10. Охарактеризуйте основных персонажей колыбельных песен.

11. Почему антропоморфизм стал ведущим признаком выделения персонажей?

12. Каковы основные особенности колыбельных песен?

13. Какие повторы вы встретили в колыбельных песнях? Проведите классификацию.

14. Почему колыбельные песни отличают картинность изображения, предопределенность сюжетной схемы, заданный повествовательный ритм?

Источник

Колыбельные песни в музыкальном развитии детей

охарактеризуйте основных персонажей колыбельных песен. Смотреть фото охарактеризуйте основных персонажей колыбельных песен. Смотреть картинку охарактеризуйте основных персонажей колыбельных песен. Картинка про охарактеризуйте основных персонажей колыбельных песен. Фото охарактеризуйте основных персонажей колыбельных песен Марина Дементьева
Колыбельные песни в музыкальном развитии детей

Колыбельные песни в музыкальном развитии малышей

Колыбельные песни – основа фольклора разных народов, большой пласт народного искусства. Название «колыбельная» произошло от слов «колыбель», «колыхать» (качать). В ранних исторических источниках встречается слово «байки», которое созвучно древнерусскому «байкать» (баюкать, убаюкивать) или «баять» (сказывать небылицы, говорить неторопливо, нараспев). Древние колыбельные пелись без слов или на припев «баю-баю-баюшки». Колыбельные байки – это ещё и древние заговоры, «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон. Люди верили, что это живущие вокруг невидимого существа, которые приносят ребёнку сон.

Слушая колыбельные песни, ребенок чувствует комфорт, умиротворение, безопасность. Основное предназначение колыбельных – усыпить того, кому они поются. Но это лишь видимая функция колыбельной песни. В момент засыпания мозг ребёнка находится в пассивном состоянии, но его подсознание, наоборот, наиболее активно.

Медики называют колыбельные универсальным терапевтическим средством,определяющим здоровье ребенка на всю жизнь: детям, которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдают психическими расстройствами. Колыбельные песни помогают установить особое эмоциональное отношение между их исполнителем и малышом. Исполнение колыбельных песен благотворно влияет и на материнский организм. Педиатры отмечают усиление лактации у кормящих матерей, которые регулярно напевают что-то своим детям.

Информация, которая передается ребенку с песней во время засыпания, остается у него в памяти. Малыш воспринимает интонации, тембр голоса, который дает ему чувство тепла и защищенности.

Даже если взрослые (родители, воспитатели, педагоги) не уверены в своих музыкальных способностях, это не повод лишать малыша колыбельных песен. Здесь более важен эмоциональный посыл, который адресован ребёнку.

Исследователи выделяют несколько разновидностей колыбельных.

Первая группа. Это песни, которые обращаются к ребенку с пожеланием сна, благополучия, счастья, достатка, с обещанием гостинцев, вкусной еды.

Уж я Вовушку люблю

Спи-ка, Вовушка в добре,

На соломке, на ковре.

Сидит нянюшка толкова,

Спи-ка, Вова, засыпай!

Вторая группа. Сюда входят колыбельные, в которых фигурируют образы животных и птиц, обращение с просьбой помочь укачать ребёнка.

Гули, гули, гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать.

Стали гули ворковать,

Нашу деточку качать.

Третья группа. Составляют колыбельные с мифологическими образами Сна, Дрёмы, Угомона, которые должны успокоить ребенка, навеять на него сон.

Машу Бука не пугай!

Мы дадим тебе чайку,

Два кусочка сахарку,

Ещё пышки, да пирог,

Уйди, Бука, за порог.

Только Машу не буди!

В сереньком халате,

А сониха под окном –

В сарафане голубом.

А ты, доченька, усни.

Ходит к дрёме на поклон:

— Приходи к нам, дрёма, в дом,

Приноси нам угомон.

Четвёртая группа. Входят песни, которые содержат мотив устрашения, запугивания ребенка.

Колотушек двадцать пять,

Будет Ваня крепко спать.

Пятую группу – образуют песни со смешным содержанием.

В огороде хмельничок,

Зайка хмеля нащипал, в чисто поле убежал.

А мы заиньку поймали, ушки зайке потрепали,

Чтоб он хмеля не щипал, а на скрипочке играл.

Чтоб на скрипочке играл, нашу детку забавлял.

Исследователи, обратившие внимание на важность колыбельных песен для развития современного ребенка, доказали влияние индивидуальности пения взрослого (родителя). В момент исполнения колыбельной родитель целиком принадлежит ребёнку. Он дарит ему свою любовь, нежность, свою энергию. Такое близкое общение создаёт в ребенке уверенность не только в своих силах, но и в том, что его любят, что он важен для своей семьи.

Обычно в течение дня ребенок слышит колыбельные песни перед дневным и пред ночным сном. Их поют взрослые, которые хотят усыпить малыша, дать ему возможность отдохнуть и набраться сил.

При прослушивании разных колыбельных у ребенка появляются любимые песни. Он напевает их, играя, укачивая игрушку. Необходимо в этот момент взрослым показать, как правильно прижать игрушку к себе, как правильно её укачивать и одновременно петь колыбельную.

Использовать колыбельные можно на занятиях. Так, знакомя детей с творчеством поэта,можно включить эти стихи:

• При чтении художественной литературы;

• На занятиях по рисованию.

Из поколения в поколение передается народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое.

охарактеризуйте основных персонажей колыбельных песен. Смотреть фото охарактеризуйте основных персонажей колыбельных песен. Смотреть картинку охарактеризуйте основных персонажей колыбельных песен. Картинка про охарактеризуйте основных персонажей колыбельных песен. Фото охарактеризуйте основных персонажей колыбельных песенИз опыта работы «Фольклор — источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста» Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Понятие эстетического.

Эстетическое воспитание в музыкальном развитии Доклад: «Эстетическое воспитание в музыкальном развитии». Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ д/с №1 г. Лебедянь Федосова.

Интегрированное музыкальное занятие НОД с элементами осетинского регионального компонента в ДОУ «Колыбельные песни» Интегрированное музыкальное занятие, с элементами (осетинского)регионального компонента в ДОУ НОД «Колыбельные песни». Разработала музыкальный.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Колыбельные песни для куклы» ЦЕЛЬ: • формировать у детей представление о культуре разных народов используя элементы фольклора: колыбельные. • продолжать знакомить.

Консультация для мамочек «Что значат колыбельные песни для малышей?» Что значат колыбельные песни для малышей? У современных матерей жизнь расписана по часам, даже дети живут по строгому распорядку дня. Колыбельные.

Пение и его роль в музыкальном развитии ребенка Пение и его роль в музыкальном развитии ребенка. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать.

Роль фольклора в музыкальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста Актуальность Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Сегодня остро стоит проблема.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *