олегова могила старая ладога история
Курган Вещего Олега в Старой Ладоге
На северной окраине Старой Ладоги, на высоком берегу Волхова в урочище Сопки возвышается группа курганов, самый большой из которых именуется Олеговой могилой, или курганом Вещего Олега. Отсюда открываются красивейшие виды на окрестности. С этим местом связано множество легенд и преданий.
Вид с кургана Вещего Олега на Волхов и Старую Ладогу
Песнь о Вещем Олеге
Все, наверное, читали Песнь о Вещем Олеге Пушкина, возможно, что-то вспоминается о нем и из школьного (а возможно и вузовского) курса истории. Как правил он Русью, захватил Киев, ходил походами в Царьград и в Хазарию. И, конечно, страшное предсказание, что погибнет он от своего коня. Так и произошло, несмотря на все попытки Олега избежать пророчества: змея выползла из конского черепа и ужалила князя.
В.Васнецов. Прощание Олега с конем
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня!
Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите:
Купайте, кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.
Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана…
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они…
«А где мой товарищ? — промолвил Олег,—
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? всё так же ль легок его бег?
Всё тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.
Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят: на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Ковши круговые, заленясь, шипят
На тризне плачевной Олега:
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге»
Пушкин помещает события смерти Олега на Днепре. Согласно киевской версии «Повести временных лет» он погребен на горе Щекавица в Киеве. Однако в Новгородской летописи говорится о его погребении в Ладоге.
Курган Вещего Олега в Старой Ладоге
О кургане Вещего Олега ходит множество легенд: и то, что он соединен со староладожскими пещерами, и что тайный ход от него ведет в Ладожскую крепость и монастыри. Некоторые ощущают здесь «место силы». В 1820 году курган Вещего Олега был вскрыт методом «колодца». В нем обнаружили только дротик, древесные угли и похожий на задвижку замка кусок железа. Самих заупокойных вещей ни в этом, ни во многих других курганах обнаружено не было.
Курган Вещего Олега
Место это действительно необычное. С высокого кургана открывается величественный вид на окрестности: Старую Ладогу, поля вокруг и кромку леса на горизонте. Почти на 30 метров вниз уходит крутой склон — до самого Волхова. Странное чувство охватывает тебя здесь, и уже не важно, действительно ли здесь покоится Вещий Олег, или это только красивая легенда…
Курганы в урочище Сопки
Урочище Сопки и река Волхов
Курганы рядом с «Олеговой могилой»
Над Волховом
Урочище Сопки — не единственная группа курганных могильников в окрестностях Старой Ладоги. На другом берегу Волхова, почти напротив Староладожской крепости, близ деревни Чернавино, находится урочище Плакун. Его название, вероятно, происходит от существовавшего здесь когда-то водопада. Это большой курганный могильник, расположенный на заболоченной первой надпойменной террасе Волхова. Здесь было обнаружено 13 плоских курганов высотой 0,3-0,6 метра и диаметром насыпей 10-20 метров. Внешне они невыразительны, поэтому, возможно, их было больше, но их следы могли быть уничтожены в прошлом.
Обнаруженные в курганах сожжения в ладьях, различные украшения (бусы, обломок железной пряжки, медная цепочка, железная пластина и др.), обломки керамики (местные ладожские и близкие к фризским фрагменты кувшинов) позволяют отнести курганы к скандинавским и датировать их приблизительно VIII — концом IX века.
Хорошо заметные с Волхова курганные могильники, вероятно, были в дохристианскую эпоху объектом поклонения умершим предкам.
Урочища Сопки (по левому берегу) и Плакун (справа)
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Всегда интересно побывать в местах, которые воспеты, описаны или связаны с какими-то событиями. А вообще мне Песнь о Вещем Олеге детство напоминает. Бабушка любила ее рассказывать. А в детстве картинки, которые представляются не так как у взрослых, особенно запоминаются. И коня мне больше было жалко, чем князя. Хотя смысл описанного не совсем понимала…
Это точно! Такое место воспринимается как-то иначе, с каким-то волнением. А тут — такая седая старина!
Спасибо! Место там безумно красивое, фотографии передают лишь малую часть той атмосферы…
Мне очень нравятся российские пейзажи, природа. Никогда в России не жил, но что-то так притягивает та природа (только лето и весна). Я когда еду туда в поезде всегда смотрю на меняющиеся пейзажи.
Места эти красивые. Просто фантастика
Да, места красивые, дух захватывает. И еще небо — я нигде не видела такого неба, как на Русском Севере — глубокого синего цвета, высокое.
Спасибо, за эмоциональное и искреннее восприятие истории!
Гораздо мудрее искать общие корни, чем то, что нас разъединяет!
Спасибо за комментарий! В подобных местах очень отчетливо чувствуется история — время как будто меняет свой ход.
Хорошо фотографируете, красивые цвета!
Когда знаешь историю места, то оно воспринимается совершенно иначе. Как бы переносишься во времени, чувствуешь дух на эмоциональном уровне.
Спасибо, учусь 🙂
Это верно: зная историю места полнее ощущаешь его, больше видишь.
Старину с возрастом начинаешь воспринимать по-другому, чем в юности. Красивые места. Спасибо!
Алла, пожалуйста!
Да, с возрастом приходит какое-то более пронзительное ощущение истории. По себе тоже чувствую это.
Красивые места, глаз не оторвать, тем более интересно, когда такие места связаны с историческим прошлым
Да, места там необыкновенной красоты. На первый взгляд вроде ничего особенного: равнина, река, леса, поля. Но они складываются в сказочную картину.
Ух, красота какая! Самая настоящая «матушка — Русь»!
А гадать нечего… не стоит опережать судьбу — убедилась на собственном опыте =(
Седая Русь, там это отчетливо ощущается.
Да, согласна — иногда лучше не знать будущего. Хотя я, например, временами прибегаю к гаданию по И-цзин — Канону Перемен. Впрочем, это не классическое гадание, скорее, разбор ситуации с рекомендациями, как в ней действовать.
Круто ) виды практически как у нас на Дону возле Дивногорья )
Я была на Дону только в Ростовской области — да, есть что-то общее. Но небо другое, северное!
А археологи раскапывали эти курганы? Они действительно рукотворные?
Да, их исследовали. В принципе, с опытом легко отличаешь рукотворные возвышения от естественных — другая почва, растительность, форма… Дело в том, что большинство курганов были разграблены еще в древности — и этот не исключение. Существовал даже особый промысел: бугрование, разграбление курганов и захоронений.
Спасибо. Надо будет в Старую Ладогу съездить. Она недалеко от Петрозаводска.
Да, до Петрозаводстка оттуда не так далеко. Место действительно любопытное. Да и ухоженное.
шоссе все портит, а вид просто нерельный, аж дух захватывает — какая же у нас красота есть
Шоссе только с одной стороны — да и то, машины там нечасто ездят.
это славно — хочется, чтобы такие памятники были бы как нетронутые цивилизацией
Какая красота! Все же краше родной природы ничего нет. Никакая заморская экзотика не сравнится.
Да, точно: природа у нас необыкновенная. Наверное, потому что мы здесь живем, взгляд немного «замылен», не видим красот.
Какая красотища, а дух наверное как захватывает стоя над обрывом, вам можно только позавидовать.
Спасибо 🙂 Да, там ощущение, что паришь над миром!
Как красиво. Прямо дух захватывает..вроде бы и просто все, но так необъяснимо сжимается сердце. И очень интересно увидеть то, о чем просто в детстве читал. Спасибо за это.
Татьян, пожалуйста! Да, когда воочию видишь подобное, даже не верится 🙂
Хорошая статья. С удовольствием просмотрела фото. Замечательные пейзажи! Так захотелось ощутить запах травы и цветов. Спасибо, Мария, за полученное удовольствие.
Пожалуйста! Тоже когда писала статью, вспоминала то место, было полное ощущение, что я вернулась туда.
Олегова могила
Курган Олегова могила
Курган Олегова могила
«Олегова могила» — сопка 5-III в урочище «Сопки» рядом с селом Старая Ладога, имеющая около 10 м высоты. В научной литературе именуется также «Полая сопка», «сопка Ходаковского».
В 1820 году она была частично раскопана Зорианом Доленга-Ходаковским (А.Чарноцким). Во время исследований (затронувших около трети всей насыпи) было обнаружено «несколько сожженных костей», двушипный черешковый наконечник копья («стрела»), датирующийся VIII — началом IX вв., «кусок железа, похожий на задвижку в замке, и угли…». В дальнейшем археологические раскопки здесь не проводились.
Фольклорные исследования фиксируют по отношению к сопке 5-III рассказы о земляной могиле, насыпанной «по горсти» и о похороненном Рюрике (последнее, возможно, имеет литературное происхождение). «Вот только за Иванском Островом начинается вот, мы называем там „сопки“, начинаются вот эти горбы, вот там, говорят, тогда повернули этих шведов. Не дошли они сюда» (М. П. Ефимова, 1913 года рождения, уроженка д. Ивановский остров, проживает в д. Ивановский остров; записано в 1994 г.) «Рюрик, говорят, похороненный. Кто говорит — вот здеся, кто говорит — в Новгороде. А вот это у солдатов, какие, все бугры наношены этим, каким, карманом, говорят» (К. А. Николаева, 1917 года рождения, уроженка д. Киндерево, проживает в пос. Старая Ладога; записано в 1994 г.)
Напротив, вторая редакция Повести временных лет, составленная игуменом Сильвестром в 1116 г., передает этот рассказ иначе: в летописной статье 6420 (912) г. содержится известная легенда о смерти князя от черепа коня, обладающая мифологической окраской, и сообщение о могиле Олега в Киеве: «И плакашася людие вси плачем великим, и несоша и погребоша на горе, еже глаголеться Щековица; есть же могила его и до сего дни, словето могыла Ольгова» — Цит. по Радзивиловской летописи. См.: Радзивиловская летопись // ПСРЛ. Т. 38. Л., 1989. С. 23.
Более поздние летописные своды варьируют обе версии рассказа о месте погребения князя Олега; однако ни в одном из них это предание не конкретизируется.
Предположения: Впервые об «Олеговой могиле» в связи с волховскими сопками упомянул в ноябре 1885 г. Н. Е. Бранденбург, докладывая членам Отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археологического общества об осмотре сопки у с. Михаила Архангела (21-I по В. П. Петренко), он, в частности, говорил: «Курган может быть очень важен: напр., в боковом обвале его видна часть как бы кладки из плит, вероятно обходящей всю подошву насыпи, а при виде этой громадной насыпи невольно вспоминаются северные сказания, указывающие на могилу Олега Вещего где-то под Ладогой… Было бы в высшей степени любопытно подвергнуть этот курган точному обследованию, пока его не раззорили еще кладоискатели». В 1886 г. на сопке проводились раскопки, но княжеского погребения в ней найдено не было, никаких местных преданий, связанных с этой сопкой, зафиксировать также не удалось. Десять лет спустя, в своей книге «Старая Ладога», Н. Е. Бранденбург говорил уже о возможности погребения Олега в «сопке Ходаковского» (5-III).
Предположения о сопке 5-III. В 1950 г. о возможном захоронении князя Олега в сопке 5-III пишет С. Н. Орлов в статье «Сопки волховского типа около Старой Ладоги» говоря: «с этой грандиозной насыпью… связано народное предание о погребении в ней князя Олега», «среди местного населения она известна как „Олегова могила“». Но при этом С. Н. Орлов не приводит никаких записей подобных преданий. В современных фольклорных исследованиях, также нет подобных сведений.
В. П. Петренко своё мнение об этом выразил так: «На мой взгляд, название „Олегова могила“ было присвоено насыпи 5-III в 20 — 40-е гг. XX в. и является классическим примером контаминации. Следует сказать, что, судя по инвентарю, сопка 5-III появилась уже в VIII в.».
Г. С. Лебедев в своей книге «Эпоха викингов в Северной Европе» писал: «Рюрика сменил Вещий Олег. С именем его в Ладоге связана „Олегова Могила“, центральная, самая монументальная из сопок ладожской „сакральной зоны“. Археологи исследовали в ней захоронение по обряду кремации (оно относится к IX в. и, следовательно, не может быть погребением киевского князя Олега, умершего в 912 (или 922) г.). Есть основания видеть в этой величественной насыпи не „могилу“, „место погребения“, а „Олегов Холм“, ритуальное седалище, на котором отправлялись некие общественные и культовые функции».
pharmateacher
pharmateacher
На вершине этой сопки под Старой Ладогой дуют буйные ветры, даже когда везде тишь и благодать. По преданию, здесь похоронен Вещий Олег.
Из мертвой главы гробовая змея,
Шипя, между тем выползала.
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Летописи по-своему повествуют о жизни и смерти князя Олега. Но и этому, пусть и основному источнику, верить до конца нельзя. Летописи составляли подручные в данное время здравствующих князей, и многое преподносилось так, как им было нужно.
Опять же по-своему трактуется сей вопрос у Карамзина в «Истории Государства Российского». Даже сам Карамзин не раз признавал, что он в первую очередь заботился о литературной красоте своего произведения, тем самым зачастую искажая исторические факты. Говорят, что Карамзин подменил место, куда пришел княжить Рюрик, указав вместо Ладоги Великий Новгород, что позволило долгие века именно Новгород считать первой древнейшей столицей Руси.
Для официальной Украины иного места захоронения Вещего Олега, кроме Киева, не существует. О Ладоге там и слышать не хотят. Оно и понятно: Самостийные историки безоговорочно верят такому авторитету русской летописи, как монах Нестор. В своей «Повести временных лет» он пишет: «И вступил он ногой на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его и похоронили на горе, называемой Щековица, есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать три:»
Рюрик умирает в 879 году. Заметим, что история не сохранила для нас сообщение о месте захоронения князя. Раскопки в Новгороде не подтвердили, что Рюрик похоронен именно там. Зато в той же старой Ладоге остатки крепости до сих пор называют «замком Рюрика», а раскопки в городе идут полным ходом.
Большинство древних захоронений еще не тронуто. По крайней мере, специалистами. Не исключено, что Рюрик был похоронен в Ладоге. Запомните это предположение. Оно нам еще пригодится в дальнейшем рассказе о смерти Вещего Олега.
И держали Игоря подальше от Киева. Отправившись в новую столицу, Олег счел более полезным оставить его в Ладоге. Об этом говорят и некоторые скандинавские саги, в которых упоминается, что городом Альдейгобург (так варяги называли Ладогу) правит конунг (князь) Ингвар (Игорь). Русские летописи зафиксировали за тридцать с лишним лет правления Олега лишь один факт из жизни Игоря. Это его женитьба на Ольге.
Намного правдободобнее версия, говорящая о том, что Игорь замыслил путч против своего дяди, решив заполучить положенный по праву княжий престол. Вот и поехал Олег усмирять мятежную Ладогу.
Отсюда появляется домысел о насильственной смерти Олега. Игорь, конечно же, подготовился к встрече с «любимым» родственником. Свита Олега была перебита. Естественно, не пожалели и самого князя. За такую версию развития событий говорит и то, что именно теми годами датируется появление в Ладоге целого пантеона курганов. В самом большом, по преданию, похоронен Олег, а рядом сразу несколько курганов поменьше.
Ту же сказочку впоследствии зарегистрировал в летописи и монах Нестор. Игорь мог принести на берега Днепра и часть пепла, возможно, сожженного по языческому обычаю Олега. Пепел могли похоронить где-то в районе Щековицы, что также нашло отражение в летописи Нестора. К тому же, у викингов существовал подобный обычай, когда прах князя разносился по разным местам его владений.
Вторая версия не вмещает в себя вероломной коварности Игоря. Источники говорят о том, что накануне своей смерти Олег вернулся из Константинополя тяжело больным. Практически сразу он отправился в Ладогу. Если не усмирять Игоря, то зачем в таком состоянии отправляться в столь долгий путь больным? Может быть, всего лишь для того, чтобы умереть именно там? Почему в Ладоге? А вспомните высказанное выше предположение, которое еще может подтвердиться, о том, что в Ладоге похоронен Рюрик.
Об этом говорит и то влияние, которая оказывала Ладога на политику и военную мощь государства. Приняв власть, Игорь задумал сразу же прославить свое имя в битвах, затмив память о Вещем Олеге. Едва утвердившись в Киеве, он собирает рать и отправляется в поход через Каспий к побережью Кавказа на 500 судах. Поход удался. Добыча была богатой, но на обратном пути войска Игоря были ограблены и наголову разбиты хазарами, не смевшими и думать о нападении на Олега. В Киев вернулось буквально несколько десятков воинов.
Город был беззащитен перед возможным нападением хазар, а те уже решили воспользоваться ситуацией и стягивали к русской столице войска. Но именно из Ладоги на помощь Киеву приходит большое, выученное и хорошо вооруженное войско. Впоследствии киевские князья не раз прибегали к помощи ладожской дружины, которую еще долго подпитывали живой силой варяги.
Сегодня сопка, которую называют могилой Олега, по-прежнему поражает воображение. Вроде бы и небольшая, но есть в ней нечто величественное, загадочное. Рядом раскиданы по берегу Волхова курганы поменьше. С вершины легендарной могилы открывается потрясающий вид на излучину Волхова и Старую Ладогу.
Автор: Кирилл Соколов-Карташов
По легенде, именно тут, недалеко от Петербурга, захоронен Вещий Олег, хоть он и не Олег вовсе
Даже те, кто прогулял все уроки истории в школе, все равно помнят с уроков литературы «Песнь о Вещем Олеге», которую написал Александр Сергеевич Пушкин.
Как ныне сбирается вещий ОлегОтмстить неразумным хозарам:Их села и нивы за буйный набегОбрек он мечам и пожарам; А.С.Пушкин
Совсем рядом со Старой Ладогой, поселком в Ленобласти, находится урочище Сопки. В этом месте расположены несколько сопок-курганов, один из них принято считать могилой Вещего Олега.
Но что с ней не так?
Курган Вещего Олега в старой Ладоге, фото с мотопараплана из семейного архива автора.
Раскопки сопок производились в 19 веке польским ученым-археологом, в честь которого теперь и названа самая большая сопка — сопка Ходаковского. Именно этот курган принято считать могилой князя Олега. Однако, археологических подтверждений не существует.
При раскопках Ходаковский (настоящее имя — Адам Черноцкий) нашел некоторые предметы, относящиеся к 8-9 векам и некоторое количество костей, но это никак не подтверждает легенду о том, что за 1000 лет до раскопок именно тут был похоронен Вещий Олег.
Легенда об Олеговой могиле опирается на древние летописи, часть из которых гласит, что «шел Олег из Новгорода к Шведам и в Ладоге погиб от укуса змеи, там же и был похоронен в большом кургане».
А курганов на берегах Волхова более нигде нет. Вот и считается самый крупный холм на высоком берегу реки — курганом Вещего Олега.
Курган Вещего Олега в старой Ладоге, фото с мотопараплана из семейного архива автора.
Сейчас урочище Сопки — популярное место для туристов-краеведов и просто любителей красивых пейзажей или пикников. Хорошие виды, которые открываются с высокого берега великой реки и близость дороги — все это не идет на благо памятнику истории.
Вокруг мусор, ароматы средств для розжига, брошенные мангалы и шампуры. В хорошую погоду бывает непросто припарковать машину на обочине узкого шоссе.
Река Волхов, урочище Сопки. Курган Вещего Олега в старой Ладоге, фото с мотопараплана из семейного архива автора.
Однако, побывать здесь все же стоит, заодно посетить крепость в Старой Ладоге и посмотреть, как выглядит сейчас древнейшая столица Северной Руси. Путешествие по Ленобласти сложно представить себе завершенным, не посетив эти края.
Доехать сюда несложно: всего пара часов на машине из Петербурга в мурманском направлении. Или на Ласточке в город Волхов и оттуда на автобусе около получаса.
Ах да, так почему же Вещий Олег, скорее всего, вовсе и не Олег?
Да потому, что пришёл на эти земли он вместе с приглашенным управляющим менеджером — князем Рюриком, был его соплеменником, варягом, а значит и звали его как-нибудь по скандинавски, например, Хельг.
Вот такое странное место, где руками варягов зарождалась славянская Русь и где, возможно, похоронен один из первых великих ее правителей, Вещий Олег, который не Олег.
Как вам такая путаница в истории? Или не путаница? Бывали здесь?