онегин вымышленный персонаж или нет
Прототип Евгения Онегина для Пушкина
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» неслучайно называют «энциклопедией русской жизни», потому что «в нем отразился век и современный человек изображен довольно верно».
Но не следует забывать, что это художественное произведение с вымышленными автором героями, которые наделены типическими чертами.
Несмотря на эту очевидную истину, на протяжении многих лет не смолкают споры о том, кто же является прототипом главного героя романа и если он на самом деле.
В результате исследований и догадок возникло несколько версий.
Многие считают, что прообразом Евгения Онегина является друг Пушкина Петр Чаадаев, свободолюбивые взгляды которого совпадают с мировоззрением главного героя.
Онегин, поселившись в деревне, реформирует свое хозяйство: «Ярем он барщины старинной оброком легким заменил».
Существует сходство и в чертах характера. Чаадаев тщательно следил за своей внешностью и Евгений, по словам автора, «как денди лондонский одет».
Кроме того, имя Чаадаева встречается на страницах романа и история его жизни похожа на судьбу главного героя романа.
Также существует мнение, что прототипом Евгения Онегина мог быть Павел Александрович Катенин.
Литературный критик, Член Российской Академии наук славился своим острым умом и неуживчивым характером. Он, как и герой романа Пушкина, был вынужден покинуть столицу и жить в деревенской глуши в Костромской губернии.
Имена других, не менее известных людей также называются среди прототипов образа Евгения Онегина. Черты характера и жизненные обстоятельства известного русского писателя А. Грибоедова, блестящего офицера А. Полторацкого, графа В. И. Толстого могли послужить материалом при создании образа главного героя романа. Доказательства справедливости какого-либо суждения нет.
На мой взгляд, Евгений Онегин — образ собирательный. Возможно, автор, создавая роман, вспоминал друзей и знакомых, обобщал свой жизненный опыт.
Несомненно: Евгений Онегин появился на свет благодаря гениальному таланту и воображению А. С. Пушкина.
Молодой повеса
Знакомство с Пушкиным
Пушкин весь вечер ухаживает за красавицей, но она остается холодна, а ее кузен никак не помогает своему товарищу. Наконец Анна собирается уезжать и провожатым в ее карету садится Полторацкий. Пушкин в растерянности смотрит им вслед. В последний момент Керн все-таки искоса бросает взгляд на крыльцо, где стоит маленькая фигурка неудачливого влюбленного.
Так Полторацкий стал свидетелем и отчасти виновником очень болезненных для Пушкина уколов самолюбия. Молодого поэта, скорее всего, ранил снисходительно-высокомерный тон, которого придерживался этот вполне заурядный аристократ, кичившийся даже не столько знатностью предков, сколько положением и чинами своей многочисленной родни. Как бы то ни было, общение обоих Александров после 1820 года прерывается навсегда. Ни один из них не оставил каких-либо отзывов о бывшем приятеле. Исключая очень опосредованные. А в 1823 году будут написаны первые главы поэмы Александра Пушкина «Евгений Онегин». И в главном герое этого произведения можно будет узнать черты Александра Полторацкого. К такому мнению пришел Николай Кутьков.
«Родился на брегах Невы»
— Николай Петрович, но ведь известные пушкиноведы даже не упоминали имени Александра Полторацкого в числе возможных прототипов Евгения Онегина?
— Они очертили круг 1795 годом рождения. А Полторацкий был на три года старше. Вот он и не попал в этот список. Но я считаю, что именно он является наиболее реальным вариантом.
— Пушкин сообщает нам, что Онегин «родился на брегах Невы», а Полторацкий появился на свет в Петрозаводске.
После смерти Гаскойна Полторацкий становится директором Олонецких горных заводов. А в 1808 году получает новый пост в Санкт-Петербурге, и семья переезжает в столицу. Здесь Полторацкие имели хороший дом в районе Сенной площади.
Полторацкий, считает Николай Кутьков, наверняка рассказывал приятелю Пушкину о своем знатном происхождении. Поэтому неспроста Евгений Онегин увлекается шотландской историей, читает в оригинале авторов-шотландцев.
Кутьков обращает внимание и на первое знакомство читателя с Евгением Онегиным, когда тот приезжает засвидетельствовать почтение больному богатому дяде, чтобы он не забыл его в завещании. У Александра Полторацкого могла быть похожая история. Его дядя Константин Маркович Полторацкий, живший в Москве, строил дом и, давая указания работникам, упал с лесов. Сильно покалечился. К нему тогда действительно зачастили многочисленные родственники.
Правда, происхождение фамилии Онегин пушкиноведы чаще связывают с рекой Онегой. А она к Петрозаводску не имеет никакого отношения.
— А как быть с внешним сходством? Ведь Пушкин в поэме описывает Евгения Онегина, он даже оставил собственный рисунок героя.
— Правильно. И он очень напоминает Александра Полторацкого. Хорошо известна собственная иллюстрация Пушкина к «Евгению Онегину». Герой изображен в профиль, отличается явно офицерской выправкой и высоким, «гвардейским» ростом. Сохранились два портрета Полторацкого: 1814 года, кисти русского портретиста Соколова и акварель 1834 года авторства Екатерины Бакуниной. К сожалению, профильного среди них нет. Но все же можно сложить впечатление о Полторацком: прямой нос, выступающий крутой подбородок, узкие, плотно сжатые губы, красивая линия бровей вразлет, светлые глаза с тяжелыми веками, романтические байроновские кудри. Во всяком случае, этот портрет никак не противоречит пушкинскому Онегину.
Николай Кутьков, историк:
— Хочу сказать еще об одной детали в пользу Александра Полторацкого как прототипа Евгения Онегина. Поэма начинается словами: «Мой дядя самых честных правил. » Знаете, откуда это? С того самого первого бала у Олениных! В тот вечер там был и друг дома баснописец Иван Крылов. В гостиной играли в шарады. В качестве одного из фантов Крылову нужно было прочесть новое произведение. И он начал: «Осел был самых честных правил. «
Даже не общаясь с бывшим товарищем, Пушкин узнавал о его судьбе от сводного брата Александра Полторацкого Михаила и двоюродного брата Алексея. Они, выпускники Муравьевского училища колонновожатых, близко сошлись с опальным петербургским стихотворцем в Кишиневе. Пушкин там отбывал ссылку, а братья вели топографическую съемку Бессарабии. Каждый вечер собирались, пили жженку, веселились. Пушкин даже одно стихотворение посвятил этой компании.
Общую характеристику всего семейства дала в своих воспоминаниях Анна Петровна Керн, также урожденная Полторацкая: «Все дети были хорошо воспитаны, очень приветливы, обходительны, но довольно легкомысленны и для красного словца не жалели никого и ничего. Они были невысокого мнения друг о друге и верили всяким нелепостям о своих. «
Евгений Онегин
Фото Все
Видео Все
Евгений Онегин / опера
Александр Пушкин «Евгений Онегин» / «Игра в бисер» с Игорем Волгиным / Телеканал Культура
Евгений Онегин — литературная биография
Евгений Онегин – главный герой романа в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина. Вымышленный персонаж, хотя историки утверждают, что у него были прототипы – Александр Грибоедов, Александр Чаадаев и сам Пушкин.
В русской литературе нет более яркого и запоминающегося персонажа, чем Евгений Онегин. Его придумал Александр Пушкин, классик отечественной поэзии, и, несмотря на это, Евгения часто воспринимают как реального человека, немного циничного, ироничного, способного к драматическим переживаниям. Поэт сумел тонко и умело раскрыть внутренний мир своего героя через его отношение к девушке – Татьяне Лариной. Сквозь призму личных отношений всегда лучше видны как сильные, так и слабые стороны человека, будь он хоть простолюдином или дворянином, как Онегин.
Создание персонажа
Александр Пушкин начал работу над поэмой в 1823-м, во время ссылки в город Кишинев. На тот момент творчество поэта претерпело массу изменений, из него постепенно улетучились романтические традиции, письмо Пушкина стало приобретать реалистический облик. Роман «Евгений Онегин» охватывает события 1819-1825-го годов, когда российский престол занимал Александр I. По мнению русского критика Виссариона Белинского, произведение Пушкина можно смело считать энциклопедией русской действительности. Герои этого произведения относятся к разным социальным слоям того времени – помещики, дворяне, крестьяне. Пушкин сумел очень точно передать атмосферу того времени, характеры и привычки людей, живших в 19-м веке.
Создавая свой роман, поэт хотел представить главного героя светским дворянином, типичным представителем этого сословия. Однако его Онегин получился немного не таким, как было задумано. В его характере есть что-то общее с романтиками того времени, людьми, которые чувствовали себя «лишними». У них отсутствовал интерес к жизни, они откровенно скучали, страдали от приступов непонятной хандры. Вначале Пушкин хотел выставить Онегина приверженцем декабристов, но жесткая цензура все равно не дала бы ему возможности опубликовать свое произведение, и он расстался с этой задумкой.
Пушкин иллюстрация Евгения Онегина
Прежде чем приступить к работе, Пушкин тщательно продумал характеристику центрального персонажа поэмы. Многие пушкинисты утверждают, что характер Евгения Онегина есть не что иное, как собирательный образ того времени, в котором угадываются черты реально живших в ту эпоху людей – Грибоедова, Чаадаева и самого Пушкина. Мнения исследователей разделились, одни видят в Онегине «чужого» и «лишнего» человека. Другие – праздного мыслителя, беззаботно идущего по жизни.
Пушкин назвал свое произведение романом в стихах, и написал его своеобразной строфой, позже получившей название «онегинская». Сочинение классика пестрит лирическими отступлениями на различные темы. В отличии от других произведений, в этом нет главной мысли, их очень много, как и проблем, которых касается автор.
Литературный образ
Биография главного героя описана в романе достаточно подробно, начиная с детства и юношества Онегина. Он родился в Петербурге, выходец из дворянской семьи. С ранних лет его воспитывали так, как и всех дворянских отпрысков. Он находится под присмотром французских гувернеров, которые не очень озабочены тем, чтобы ребенок получил хорошее образование. Гувернеры не требуют, а сам Евгений не очень стремится получить нужные знания. Хотя, по большому счету, Онегин смог научиться у них всему, что необходимо для молодого повесы. Там, где нужно, он мог блеснуть остроумием, манерами, «начитанностью», умением вести светские беседы.
Онегин старательно заботится о внешнем виде, он разбирается в моде и одет не хуже английского денди. Поэт подчеркивает, что его герой постоянно пользуется гребенками, пилочками, ножницами и щетками, причем в огромном количестве. Пушкин с иронией относится к самолюбованию Онегина, и даже делает ему не очень лестный комплимент, говорит, что он – «ветреная Венера».
Евгений катится по жизни праздно и весело, посещает все петербургские балы, постоянно бывает на спектаклях и балетах. Прекрасные дамы окружают его своим вниманием, он погрязает в бесконечных романах, которые постепенно начинают ему надоедать. Его выводят из себя «записные кокетки», как впрочем, и все петербургское общество. Отец Евгения постоянно живет в долг, пока не лишился всего состояния. Он попросту его промотал. Как раз в это время захандривший Онегин получает письмо от своего деревенского дядюшки-богача. Он при смерти, и зовет племянника переехать к нему в деревню. Евгений решается, ведь это не только возможность поправить свое материальное положение, но и испытать новые чувства и эмоции, которых ему так не хватало в Петербурге.
Прошло немного времени, и Онегин наследует деревенское поместье дядюшки. Поначалу его все радовало и вдохновляло, но буквально на третий день красота окружающего мира уже померкла, и кроме скуки не вызывала никаких эмоций. Помещики, жившие по соседству, приезжали с визитами к новому владельцу имения, однако вскоре их посещения прекратились. Они нашли, что молодой человек странный и неприветливый. Одновременно с Онегиным, в деревне появляется еще один дворянин – Владимир Ленский, пылкий и вольнолюбивый. Он только что вернулся из-за границы, где получал образование, и быстро сошелся с Онегиным.
Эти два молодых дворянина оказались настолько разными, что даже удивительно, как они могли подружиться. Однако чувство заинтересованности к Ленскому быстро прошло, и вот уже Онегин откровенно скучает в его компании, посмеивается над его романтическими идеями и речами. Владимир поделился с Евгением подробностями своей личной жизни, признался, что влюблен в дочь соседа – Ольгу Ларину. Ленский уговаривает Онегина нанести визит Лариным, хочет познакомить друга со своей любимой. Евгений не уверен, что эта поездка сулит ему что-нибудь интересное, но от скуки соглашается.
Евгений Онегин с Ольгой на балу
Онегин познакомился не только с Ольгой, но и с ее старшей сестрой Татьяной. Его душа наполнилась противоречивыми чувствами, которыми он делится с Владимиром на обратном пути. Евгений поражен тем, что его друг отдал предпочтение Ольге, которая не представляет никакого интереса. Единственное достоинство девушки – красота. А вот Татьяна совсем другое дело. Онегин увидел, что она абсолютно не похожа на всех его знакомых дам – интересная и привлекательная. Сама Татьяна Ларина оказалась под сильным впечатлением от гостя. Она прочла много французских романов о любви, и сразу решила, что Онегин ее суженый.
Чувство девушки настолько сильно, что она решается написать ему письмо с признанием в любви. У Евгения большой опыт в делах амурных, он решил, что играть с Татьяной в любовь он не будет, хотя жизненный урок все же решил ей преподать. В очередной приезд к Лариным, Онегин прямо сказал Татьяне, что семейная жизнь не для него. После этого он посоветовал молодой помещице контролировать свои чувства, потому что такая открытость может довести ее до беды.
Время идет, Евгений больше не бывает в доме Лариных. Скоро именины у Татьяны. Буквально накануне праздника ей снится непонятный сон. Во сне она видит настигающего ее медведя, который набрасывается на нее, хватает своими лапами и несет на порог дома. А в это же время в доме пирует нечисть вместе с Онегиным, сидящим во главе стола. Пирующие гости видят девушку, и у каждого возникает желание завладеть ею. Как вдруг нечисть куда-то пропадает, остается только Евгений, который ведет Ларину к скамье.
Владимир все это прекрасно видит. Возмущенный происходящим, он вызывает Онегина на дуэль, в результате которой погибает. Евгений пробыл в деревне еще некоторое время, потом бросил все и уехал путешествовать. После трех лет странствий, он появляется в Москве, оказывается на балу, где и происходит их встреча с Татьяной. Она замужем за генералом, выглядит изысканно и прекрасно. Онегин влюбляется в нее без памяти, но теперь события развиваются с точностью до наоборот. Евгений пишет Татьяне письмо с признаниями, а она отвечает ему с большим достоинством — «…но я другому отдана, и буду век ему верна».
Культурное влияние
Опера «Евгений Онегин»
Поклонники театра получили удовольствие от моноспектакля, в котором ключевого героя – Онегина, исполняет актер Дмитрий Дюжев. Он декламирует отрывки из «Евгения Онегина», монологи ключевого героя под аккомпанемент симфонического оркестра. По сюжету романа в стихах даже написана музыкальная композиция, автором которой стал певец Шура Каретный. «Евгения Онегина» перевели и выпустили на девятнадцати языках.
Евгений Онегин
История персонажа
Евгений Онегин — герой одноименного романа в стихах, созданного Александром Пушкиным. Персонаж стал одним из наиболее ярких, колоритных типажей русской классической литературы. В характере героя сливаются драматические переживания, цинизм, ироническое восприятие мира. Линия взаимоотношений с Татьяной Лариной раскрыла внутренний мир героя, обнажив слабые и сильные стороны дворянина.
История создания персонажа
Русский классик приступил к работе над сочинением в 1823 году, находясь в ссылке в Кишиневе. К тому времени в творчестве Пушкина наметился отход от романтических традиций — автор обратился к реалистической манере письма. В романе описываются события с 1819 по 1825 годы, поздний период правления императора Александра I. Критик Виссарион Белинский назвал пушкинское произведение «энциклопедией русской жизни». Действующие лица стихотворного произведения достоверно изображают социальные слои — дворянство, помещичество, крестьянство, — характерные для начала XIX века, а атмосфера этого времени передана с невероятной точностью.
Работая над созданием романа, автор планировал представить публике образ героя, типичного для светского дворянского общества, современного ему самому. В то же время в истории Евгения можно найти черты, сближающие Онегина с романтическими персонажами, «лишними людьми», потерявшими интерес к жизни, скучающими, подверженными приступам хандры. Александр Пушкин хотел сделать в дальнейшем героя сторонником движения декабристов, но из-за жесткой цензуры оставил эту мысль.
Характеристика главного героя тщательно продумана писателем. Пушкинисты находят в описании характера Онегина черты Александра Чаадаева, Александра Грибоедова и самого автора. Герой стал совокупностью отличительных черт нескольких прототипов и собирательным образом эпохи. Исследователи до сих пор спорят над тем, был ли герой «чужим» и «лишним» человеком в эпохе или являлся праздным мыслителем, весело проживавшим свой век.
Для жанра романа в стихах русский классик выбрал особую строфу, получившую название «онегинской». Также Александр Сергеевич ввел в сочинение лирические отступления на разные темы. Нельзя сказать, что поэт определяет в тексте одну главную мысль — их множество, так как в романе затрагивает множество проблем.
Судьба и образ Евгения Онегина
Александр Сергеевич подробно рассказывает о детских и юношеских годах биографии героя. Онегин — дворянин, родившийся в Петербурге. С детских лет мальчик получает воспитание, характерное для дворянских детей. Ребенка воспитывают приглашенные французские гувернеры madamе, monsieur l’Abbé. Их уроки не отличаются особой строгостью — полученных знаний Евгению вполне хватает, чтобы спустя годы блистать в свете остроумием, демонстрируя «начитанность», манеры, умение поддержать светскую беседу.
Персонаж выступает настоящим франтом, знающим толк в моде. Онегин одевается как английский денди, а в его кабинете имеются «Гребенки, пилочки стальные, /Прямые ножницы, кривые /И щетки тридцати родов /И для ногтей, и для зубов. Иронизируя над самолюбованием героя, рассказчик сравнивает петербургского франта с ветреной Венерой.
Евгений ведет праздный образ жизни, является постоянным гостем на петербургских балах, посещает балеты и спектакли. Юноша окружен вниманием дам, но со временем бесконечные романы, любовь «записных кокеток» начинают тяготить героя, как и весь петербургский свет. Отец Онегина, живя долгами, проматывает состояние. Поэтому письмо от богатого дядюшки, находящегося при смерти и зовущего племянника в деревню, пришедшее к персонажу в разгар хандры, становится возможностью для Онегина попробовать что-то новое в жизни.
В скором времени герой становится наследником дядюшкиного деревенского поместья. Некоторое время все здесь казалось для юноши новым, вдохновляло красотой, но на третий день знакомые виды уже вызывали в Евгении скуку. Соседи-помещики поначалу съезжались к новому хозяину в гости, но после, найдя его холодным и странным, оставили визиты. В ту же пору в деревню прибывает молодой дворянин Владимир Ленский. Учившийся за границей, наполненный вольнолюбивыми речами и имеющий пылкую душу, юноша становится интересен для Онегина.
Разные, словно стихи и проза, молодые люди становятся «от делать нечего» друзьями. Вскоре питерский франт уже скучает в компании юного романтика, речи и идеи которого кажутся смешными. Среди прочего, Владимир делится с другом чувствами к дочери соседа, Ольге Лариной, и предлагает приятелю поехать в гости к Лариным, чтобы представить возлюбленную. Не питая надежд увидеть в доме деревенского помещика что-то интересное, Евгений, тем не менее, соглашается.
Ольга и ее старшая сестра Татьяна вызывают в персонаже противоречивые чувства. По пути домой он делится мыслями с Ленским, удивляясь, что из двух девушек тот выбрал ничем не интересную, кроме красоты, Ольгу. Татьяна Ларина показалась Евгению интересной натурой, не похожей на тех дам, что ранее юноша видел в свете. На саму же Татьяну явление столичного гостя в их доме произвело сильное впечатление. Воспитанная на французских романах неопытная девушка сразу увидела в Евгении своего суженого.
«Евгений Онегин» и тайные отсылки к реальной жизни Пушкина, которые непонятны современному читателю
Роману в стихах «Евгений Онегин» в 2020 году исполнилось 190 лет. Многие когда-то очевидные современникам Пушкина строфы уже непонятны людям нашего времени. Анализ таких фрагментов — не чисто филологическое развлечение, но возможность узнать больше о нравах прошлого и жизни поэта.
Когда Пушкин еще не «наше все»
«Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас»
В самом начале произведения есть странная строчка. Одни читатели не понимают ее смысла совсем, другие думают, что здесь автор обращается к героям поэмы «Руслан и Людмила».
Все намного проще: «Руслан и Людмила» была первой законченной поэмой Пушкина, и она расколола читателей на два лагеря. Первые считали, что из-под пера поэта вышла бессмысленная сказка без ярких персонажей, вторые уловили заложенные в произведении тонкие романтические мотивы. В «Евгении Онегине», написанном спустя 13 лет после «Руслана и Людмилы», Пушкин отдает дань тем друзьям, кто принял дебютную поэму, и тонко насмехается над недоброжелателями, которые не верили в его успех.
Герой в потрепанном костюме
«Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет —
И наконец увидел свет»
Что же значит «острижен по последней моде» и слово dandy?
В XIX веке дендизм являлся весьма популярным направлением в моде. Его появлением мы обязаны Англии. Денди отличались хорошим вкусом, чистоплотностью и особой манерой держать себя в обществе. Обязательными деталями костюма были галстук, перчатки, жилетка и фрак, причем последний не должен был выглядеть новым. А потому обычно костюм сначала давали поносить слуге, чтобы придать ткани налет благородной старины. При этом личной гигиене уделялось огромное внимание, перчатки меняли по несколько раз в день.
Стрижки русские щеголи предпочитали короткие, их можно было сделать в парикмахерской буквально за несколько минут, и стоили они недорого.
Приверженность героя моде определялась не только внешним видом, но и поведением. В обществе денди вели себя довольно дерзко. Кодекс предписывал им быть циничными, нарочито холодными в обращении и в то же время опасно эксцентричными.
Сам Пушкин являлся последователем этого направления, отличался экстравагантностью поведения и, по словам современников, был помешан на своей внешности.
Comedy club XIX века
« Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин , друг свободы,
И переимчивый Княжнин »
Эти строки не вызывают особого отклика у современного читателя. Фамилия Фонвизина известна большинству из нас только по пьесе «Недоросль», Княжнин и вовсе забыт. Для читателей того времени приведенные выше строфы ассоциировались с главной театральной дискуссией века. Общество бурлило и негодовало. из-за комедии. Одни считали, что это низкий жанр и ее нельзя ставить на сцене. Другие же выступали за ее внедрение в русскую театральную жизнь. (Читайте нашу статью «Правила поведения театрального зрителя».)
Ссоры театральных «группировок» происходили частенько, нередко прямо во время спектакля. Противник комедии во время поклона вполне мог освистать актеров, а враги трагедии кричали прямо во время выступления.
Таким образом, имена Фонвизина и Княжнина здесь абсолютно не случайны, первый был близким другом Пушкина на протяжении многих лет. Писатель ставит его на первое место, потому что он был признанным комедиографом своего времени. Трагик Княжнин намеренно поставлен ниже, чтобы показать важность комедии в театре. Более того, поэт называет его «переимчивым», обращая внимание читателей на вторичность произведений Княжнина и частые заимствования сюжетов французских трагедий. Сумароков же и вовсе не упомянут, хоть был одним из известнейших трагиков того времени. Пушкин четко дает понять, на чьей стороне он в споре театралов.
О женском способе ведения хозяйства
«Вела расходы, брила лбы ,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь —
Все это мужа не спросясь»
Так описывается быт Прасковьи Лариной — матери Татьяны и Ольги. Кажется, ничего примечательного, обычная деревенская жизнь. Смущает разве что словосочетание «брила головы» — помещица работала парикмахером?
На самом деле во времена Пушкина «брить лбы» означало сдавать крестьян в рекруты. При зачислении на военную службу любому солдату в обязательном порядке сбривали надо лбом волосы, чтобы в случае побега того было легко узнать. Рекруты чаще всего должны были служить пожизненно, так что желание избавиться от повинности было вполне объяснимо.
Дворяне могли в любое время года сдать любого из своих крепостных в возрасте от 20 до 35 лет в солдаты и получить за них зачетные квитанции, которые можно было предъявить в следующие наборы, обезопасив тем самым оставшихся крестьян.
Нередко эти квитанции продавали за огромные по тем временам деньги — 570 рублей. Для сравнения, за 200 рублей в год можно было снять хорошую квартиру с шестью комнатами. Рекрутские квитанции покупали дворяне, которые не хотели расставаться со своей рабочей силой. Подобная торговля была противозаконна, но при этом очень распространена.
Пушкин иронизирует по поводу «обычных» методов ведения хозяйства у дворян. Кстати, в первоначальном варианте крепостническая практика старшей Лариной была подчеркнута резче: «Служанок секла, брила лбы».
Кто на самом деле виноват в смерти Ленского
«Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след ,
И каждый взял свой пистолет»
Таким образом, Пушкин обращает внимание общества на строгие правила дуэли, не позволяющие главному герою противостоять жестокой традиции.