определите стихотворный размер которым написана баллада в жуковского лесной царь
Анализ стихотворения «Лесной царь» Василия Жуковского
Стихотворение В.А. Жуковского «Лесной царь» – это авторский перевод баллады И.В. Гёте, написанный в 1818 году. В основе сюжета любой баллады лежит древняя легенда или предание, поэтому эта стихотворная форма почти всегда наполнена мифическим, потусторонним флером. В произведении ярко выражен мрачный колорит сказаний немецкого народа.
Сюжетная линия
Жуковский отмечал, что переводчик стихотворения всегда конкурирует с его автором и волен отклоняться от изначально заложенной фабулы или каких-либо деталей повествования. На примере «Лесного царя» прослеживается эта свобода переводчика, как самостоятельного повествователя.
Баллада Жуковского на всем ее протяжении держит читателя в напряжении и поражает резкой, трагичной, неожиданной развязкой, что достигается, в том числе, за счет изобразительных средств, применяемых автором. В ней повествуется о старике-путнике и маленьком ребенке на его руках, которые по каким-то причинам вынуждены проезжать «под хладною мглой» через лес. Ребенок озяб и, прижимаясь к отцу, говорит ему о том, что его преследует Лесной царь и с каждым четверостишием тревога нарастает, а старику все сложнее успокаивать малыша. Он все сильнее погоняет лошадей, спеша вырваться из окутавшей их тьмы: «ездок оробелый не скачет, летит; младенец тоскует, младенец кричит».
Мистический ужас овладевает читателем: автор не уточняет, что именно происходит с ребенком и остается только догадываться: то ли малыш болен и страшные видения ему мерещатся в бреду, то ли злой дух леса – Лесной царь – действительно пришел за его душой, чтобы завладеть ей навсегда: «Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой».
Анализ содержания
М.И. Цветаева, известная своей любовью к немецкой поэзии и прекрасно в ней разбирающаяся, анализируя это произведение и сравнивая его с исходником, склоняется к тому, что у Гете за душой ребенка действительно пришли темные силы и забрали ее, так как в начале баллады не было речи о болезненном состоянии малыша. У Жуковского же малютка изначально предстает озябшим, а старик пытается его согреть, но чем дальше, тем видения малыша становятся мрачнее.
Баллада обрывается резко и неожиданно – так, как и положено этому жанру, оставляя читателя один на один с непостижимой и горькой концовкой: «Ездок подгоняет, ездок доскакал… В руках его мертвый младенец лежал».
Художественно-выразительные средства и стихотворный размер
Автор явственно сочувствует герою и его спутнику, понимая всю безвыходность и обреченность их положения. Беспомощность старика и ребенка на его руках усугубляется таинственностью происходящего и невозможностью бороться против мистически настигаемых их событий и при этом становится уже не столь важным, что же является их причиной: болезнь или злые силы, потому что и в том, и в другом случае обстоятельства оказываются сильнее беззащитных людей. Особый трагизм заключен и в том, что отец ребенка предстает уже стариком: это еще более усугубляет его беспомощность перед обстоятельствами.
«Лесной царь» — классический пример баллады. Стихотворение написано амфибрахием — трехдольной стопой с ударением на втором слоге. Повествование ведется через разговор взрослого и ребенка. Эмоциональная составляющая передается автором с помощью эпитетов «родимый», «дитя», «мой младенец», «душно», «тяжко», «ездок оробелый», «ветлы седые».
Баллада написана в эпоху романтизма и является ярким образцом этого направления. Темы смерти, борьбы и болезни пронизывают все произведение. Оба героя: и ребенок, и взрослый, каждый по-своему пропускают их через себя вместе с автором. Одной из популярных идей романтизма является злой рок, нависший над судьбами героев. Однако, не смотря ни на что, в конце произведения, старик выглядит не проигравшим, а победителем: ведь он боролся в этой битве с судьбой до конца. Произведение учит никогда не сдаваться и идти вперед, не оглядываясь на жизненные невзгоды.
Тест по литературе Лесной царь 7 класс
Тест по литературе Лесной царь для учащихся 7 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и три общих задания с развернутым ответом.
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
— Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?
— Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул;
Он в темной короне, с густой бородой.
— О нет, то белеет туман над водой.
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
— Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит.
— О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы.
«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
— Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей.
— О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне.
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
— Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал…
В руках его мертвый младенец лежал.
1 вариант
Задания с кратким ответом
1. Назовите поэта, автора баллады, переводом которой является «Лесной царь».
2. Укажите название изобразительного средства:
Цветы бирюзовые, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои…
3. Как называется средство иносказательной выразительности?
То ветер, проснувшись, колыхнул листы…
4. Укажите название приема:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять.
5. Определите стихотворный размер, которым написано произведение.
Задания с развернутым ответом
1. Каково состояние каждого из героев?
2. Наяву или в фантастическом мире происходят события?
3. Сопоставьте произведение В.А. Жуковского «Лесной царь» и фрагмент из рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Чем различаются главные идеи произведений?
2 вариант
Задания с кратким ответом
1. Назовите жанр произведения.
2. Укажите название изобразительного средства:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей.
— О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне…
3. Как называется средство иносказательной выразительности?
То ветлы седые стоят в стороне.
4. Укажите название приема:
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал …
5. Определите разновидность рифмы и способ рифмовки в стихотворении.
Задания с развернутым ответом
1. Каково состояние каждого из героев?
2. Наяву или в фантастическом мире происходят события?
3. Сопоставьте произведение В.А. Жуковского «Лесной царь» и фрагмент из рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Чем различаются главные идеи произведений?
Ответы на тест по литературе Лесной царь
1 вариант
1. Гете
2. эпитет
3. олицетворение // метафора
4. повтор
5. амфибрахий
2 вариант
1. баллада
2. эпитет
3. олицетворение
4. повтор
5. мужская, параллельная // парная
Тест с ответами на тему: “Лесной царь” В.А.Жуковский
1) Назовите жанр, в котором написан «Лесной царь» Жуковского:
а) поэма;
б) стихотворение;
в) рассказ;
г) баллада.+
2) Укажите год написания баллады «Лесной царь»:
а) 1817;
б) 1818;+
в) 1819;
г) 1820.
3) На какой сюжет написана баллада «Лесной царь» Жуковского?
а) сюжет из русского фольклора;
б) сюжет из античной трагедии;
в) индийский эпос;
г) «Лесной царь» – переложение баллады Гёте.+
4) В балладе «Лесной царь» рассказывается о:
а) муже и жене;
б) отце и сыне;+
в) отце и дочери;
г) брате и сестре.
5) Каким стихотворным размером написана баллада?
а) ямб;
б) хорей;
в) анапест;
г) амфибрахий.+
6) Какую корону мальчик увидел на лесном царе?
а) золотую;
б) большую;
в) красную;
г) темную.+
7) Что сделал мальчик, когда увидел лесного царя?
а) заплакал;
б) прильнул к отцу;+
в) убежал;
г) закрыл глаза.
8) Кто жил вместе с лесным царем?
а) жена;
б) привидения;
в) сыновья;
г) дочери.+
9) Кто вместе с лесным царем кивал мальчику из дубравы?
а) приведения;
б) демоны;
в) лесные звери;
г) дочери лесного царя.+
10) «Ездок не скачет, летит» – это гипербола, то есть:
а) намеренное преуменьшение;
б) намеренное преувеличение;+
в) скрытое сравнение;
г) обратный порядок слов.
11) Какие строки рифмуются в парном типе рифмовки?
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой». —
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».
а) первая и третья, вторая и четвертая;
б) первая и вторая, третья и четвертая;+
в) первая и четвертная, вторая и третья;
г) первая, вторая и третья.
12) Выберите из предложенных примеров метафору:
а) «Из золота слиты чертоги мои»;+
б) «Неволей иль волей, а будешь ты мой»;
в) «Ездок не скачет, летит»;
г) «Дитя, я пленился твоей красотой».
13) Что у Жуковского испытывает мальчик при приближении лесного царя?
а) ему душно и тяжко дышать;+
б) его тело не слушается его;
в) сердце сильно бьется;
г) мороз по коже.
14) Кто в балладе произносит слова: «То ветер, проснувшись, колыхнул листы»?
а) мальчик;
б) лесной царь;
в) автор;
г) отец мальчика.+
15) О чем слова «То ветер, проснувшись, колыхнул листы»?
а) так отец мальчика называет речь лесного царя;+
б) так мальчик говорит о лесном царе;
в) так мальчик говорит о шуме в лесу;
г) так автор говорит о видениях мальчика.
16) В каком примере используется повтор?
а) «То ветер, проснувшись, колыхнул листы»;
б) «Из золота слиты чертоги мои»;
в) «О нет, то белеет туман над водой»;
г) «При месяце будут играть и летать, / Играя, летая, тебя усыплять».+
17) Назовите стилистическую фигуру: «Младенец тоскует, младенец кричит; / Ездок погоняет, ездок доскакал»:
а) инверсия;
б) анафора;
в) риторический вопрос;
г) повтор.+
18) С чем сталкивается человек в балладе «Лесной царь»?
а) неизведанное;
б) природа;+
в) общество;
г) сам с собой.
19) Какая история образует сюжет баллады «Лесной царь»?
а) любовь героя к дочерям лесного царя;
б) странствие двух героев;+
в) взаимоотношения отца и сына;
г) неравный брак.
20) Какой основной пафос баллады В.А. Жуковского «Лесной царь»?
а) романтический;+
б) трагический;
в) оптимистический;
г) патетический.
21) Лесной царь в балладе Жуковского – это:
а) историческая личность;
б) олицетворение гармоничной природы;
в) страшный образ, возникающий в сознании ребенка;+
г) поэтическое олицетворение зла.
22) Баллада – это:
а) эпический жанр;
б) лирический жанр;
в) драматический жанр;
г) лиро-эпический жанр.+
23) Назовите общее число героев баллады:
а) один;
б) два;
в) три;+
г) четыре.
24) Каков финал баллады?
а) мальчик вырастает и женится на младшей дочери лесного царя;
б) отец погибает, сражаясь с лесным царем;
в) мальчик умирает;+
г) мальчик и отец благополучно возвращаются домой.
25) Лесной царь обращается к младенцу со словами:
а) один раз;
б) два раза;
в) три раза;+
г) ни разу.
26) Что делает отец в балладе?
а) паникует;
б) успокаивает больного сына;+
в) прогоняет лесного царя;
г) рассматривает дочерей лесного царя.
27) Чем уникальна страна лесного царя в балладе?
а) в ней много сладостей;
б) в ней много веселого;+
в) в ней много девушек;
г) в ней много скорби.
28) «Лесной царь» – это:
а) баллада о любви;
б) историческая баллада;
в) романтическая баллада;+
г) героическая баллада.
29) Назовите особенность художественного мира в балладе «Лесной царь»:
а) реалистичен;
б) фантастичен;
в) двойственен;+
г) мифологичен.
30) Дочери лесного царя в балладе, которых видит ребенок, – это на самом деле:
а) ивы;+
б) березы;
в) белки;
г) папоротник.
Василий Жуковский ✏ Лесной царь
Перевод стихотворения Гёте
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой».
«О нет, то белеет туман над водой».
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне;
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит».
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».
«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей».
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок подгоняет, ездок доскакал…
В руках его мертвый младенец лежал.
Анализ баллады «Лесной царь» Жуковского / Гёте
Стихотворение В.А. Жуковского «Лесной царь» – это авторский перевод баллады И.В. Гёте, написанный в 1818 году. В основе сюжета любой баллады лежит древняя легенда или предание, поэтому эта стихотворная форма почти всегда наполнена мифическим, потусторонним флером. В произведении ярко выражен мрачный колорит сказаний немецкого народа.
Сюжетная линия
Жуковский отмечал, что переводчик стихотворения всегда конкурирует с его автором и волен отклоняться от изначально заложенной фабулы или каких-либо деталей повествования. На примере «Лесного царя» прослеживается эта свобода переводчика, как самостоятельного повествователя.
Баллада Жуковского на всем ее протяжении держит читателя в напряжении и поражает резкой, трагичной, неожиданной развязкой, что достигается, в том числе, за счет изобразительных средств, применяемых автором. В ней повествуется о старике-путнике и маленьком ребенке на его руках, которые по каким-то причинам вынуждены проезжать «под хладною мглой» через лес. Ребенок озяб и, прижимаясь к отцу, говорит ему о том, что его преследует Лесной царь и с каждым четверостишием тревога нарастает, а старику все сложнее успокаивать малыша. Он все сильнее погоняет лошадей, спеша вырваться из окутавшей их тьмы: «ездок оробелый не скачет, летит; младенец тоскует, младенец кричит».
Мистический ужас овладевает читателем: автор не уточняет, что именно происходит с ребенком и остается только догадываться: то ли малыш болен и страшные видения ему мерещатся в бреду, то ли злой дух леса – Лесной царь – действительно пришел за его душой, чтобы завладеть ей навсегда: «Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой».
Анализ содержания
М.И. Цветаева, известная своей любовью к немецкой поэзии и прекрасно в ней разбирающаяся, анализируя это произведение и сравнивая его с исходником, склоняется к тому, что у Гете за душой ребенка действительно пришли темные силы и забрали ее, так как в начале баллады не было речи о болезненном состоянии малыша. У Жуковского же малютка изначально предстает озябшим, а старик пытается его согреть, но чем дальше, тем видения малыша становятся мрачнее.
Баллада обрывается резко и неожиданно – так, как и положено этому жанру, оставляя читателя один на один с непостижимой и горькой концовкой: «Ездок подгоняет, ездок доскакал… В руках его мертвый младенец лежал».
Художественно-выразительные средства и стихотворный размер
Автор явственно сочувствует герою и его спутнику, понимая всю безвыходность и обреченность их положения. Беспомощность старика и ребенка на его руках усугубляется таинственностью происходящего и невозможностью бороться против мистически настигаемых их событий и при этом становится уже не столь важным, что же является их причиной: болезнь или злые силы, потому что и в том, и в другом случае обстоятельства оказываются сильнее беззащитных людей. Особый трагизм заключен и в том, что отец ребенка предстает уже стариком: это еще более усугубляет его беспомощность перед обстоятельствами.
«Лесной царь» — классический пример баллады. Стихотворение написано амфибрахием — трехдольной стопой с ударением на втором слоге. Повествование ведется через разговор взрослого и ребенка. Эмоциональная составляющая передается автором с помощью эпитетов «родимый», «дитя», «мой младенец», «душно», «тяжко», «ездок оробелый», «ветлы седые».
Баллада написана в эпоху романтизма и является ярким образцом этого направления. Темы смерти, борьбы и болезни пронизывают все произведение. Оба героя: и ребенок, и взрослый, каждый по-своему пропускают их через себя вместе с автором. Одной из популярных идей романтизма является злой рок, нависший над судьбами героев. Однако, не смотря ни на что, в конце произведения, старик выглядит не проигравшим, а победителем: ведь он боролся в этой битве с судьбой до конца. Произведение учит никогда не сдаваться и идти вперед, не оглядываясь на жизненные невзгоды.
Оцените, пожалуйста, это стихотворение.
Помогите другим читателям найти лучшие произведения.
«Лесной царь» (В. Жуковский)
История создания
Василий Андреевич Жуковский заинтересовался романтическими балладами Гёте, в частности, балладой «Лесной царь». На тот момент в русской литературе не было стихотворений, в жанровом отношении подобных «Лесному царю» (романтическое сюжетное стихотворение с неожиданной развязкой). Жуковский решил перевести балладу Гёте на русский язык, и результатом его творческого перевода стало вполне самостоятельное произведение.
Впоследствии балладу «Лесной царь» переводил на русский язык и Афанасий Афанасьевич Фет.
Литературное направление: романтизм.
Литературный жанр: баллада.
Гёте при создании баллады опирался на древние датские легенды, в которых фигурирует злобный Лесной царь и его дочери. В «Лесном царе» Василия Андреевича Жуковского образ Лесного царя аллегоричен: мистический персонаж воплощает страх и болезнь мальчика. В результате Лесной царь становится причиной смерти ребёнка.
Можно сказать, что «Лесной царь» Жуковского стоит у истоков такого популярного в настоящее время беллетристического жанра, как ужасы.
Краткое содержание
Ямщик едет по ночному лесу, прижимая к себе малютку-сына. Ребёнка бьёт озноб от холода и ужаса: мальчику мерещится Лесной царь, который хочет отобрать его у отца. Он рассказывает об этом отцу. Ямщик пытается успокоить сына, уверяет, что тому мерещится: всему виной шум листьев на ветру. Но ребёнок не успокаивается и рассказывает, что Лесной царь позвал своих дочерей. Отец уверяет мальчика, что это ветки. Но сын явственно слышит голос Лесного царя: «Неволей иль волей, а будешь ты мой».
Ребёнок жалуется, что не может дышать. Отец спешит, погоняет лошадь, но, когда «ездок доскакал», ребёнок в санях лежал уже мёртвый.
Метрика
Тропы и фигуры речи
Эпитеты: хладною, запоздалый, оробелый, «в тёмной короне, с густой бородой».
Метафоры: «ветер, проснувшись, колыхнул листы», «ветлы седые», «не скачет, летит».
Параллелизм: действия Лесного царя имеют природные параллели (его голос — шум листвы, фигуры дочерей Лесного царя — вётлы).
Повторы: «будут играть и летать, / Играя, летая, тебя усыплять», «мне душно, мне тяжко», «Младенец тоскует, младенец кричит; / Ездок подгоняет, ездок доскакал».
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Какие синонимы к слову «ребёнок» используются в балладе?
Ответ. «Сын молодой», «дитя», «малютка», «младенец».
Какой из диалогов, представленных в балладе, носит фантастический характер?
Ответ. Фантастичен диалог ребёнка и Лесного царя. Мальчик ведёт также разговор с отцом, но этот диалог имеет реалистическую природу. Что касается разговора с Лесным царём, то он может быть воспринят и как мистика, и как болезненный бред мальчика.