основа экономики киевской руси

Экономика Древнерусского государства

В Древнем мире коммерция охватывала в основном морские акватории у берегов Италии, Греции, Северной Африки и Малой Азии. Поэтому наиболее процветающими державами были Египет, Финикия и Карфаген. Торговля со странами Востока шла через Константинополь и греческие колонии на Чёрном море. Позднее коммерческие пути сместились ближе к Востоку. Византия практически сразу воспользовалась моментом истории и, по сути, монополизировала торговлю с Востоком. Окрепли итальянские города-республики – Генуя и Венеция. Крестовые походы в Палестину дали новый мощный толчок к оживлению международного обмена товарами. В то время Древняя Русь по праву считалась одним из крупнейших государств Европы в период средневековья.

Русь в этот период (VIII – XIII век) представляла собой некое «связующее» звено между Востоком и Западом. В столице Руси – Киеве – сходились торговые пути из северных и западных стран с торговыми караванными путями с Востока. Торговцы из Индии, Персии, Китая, Византии, Волжской Булгарии везли свои редкие товары в стольный град Киев. А в глазах западных купцов Киев являлся ярчайшей жемчужиной Востока. По свидетельству Василия Осиповича Ключевского сама природа территории занятой племенами восточных славян располагала к развитию оживленной торговли по многочисленным рекам.
Поэтому наша основная задача – дать общую характеристику состояния экономики Древнерусского государства и определить, какое значение для Древней Руси имели торговля и предпринимательство и в каких формах они в то время существовали.

Общая характеристика экономики Древнерусского государства

В IX – XIII веках экономику Древнерусского государства можно охарактеризовать как период раннего феодализма. В это время еще только закладываются основы прочной системы отношений между государством, феодалами и сельским населением по поводу производства продукции, сбора налогов, военной службы.

Земледелие Древней Руси

Первоначально предки славян заселяли степи между Днепром и Одером. Затем часть славян ушла на юг, на Балканы; другая часть мигрировала на северо-запад. Третья часть славянских племен двинулась на северо-восток и именно там образовалась группа восточных славян, в которую вошли русские, белорусы и украинцы.
В те далекие времена большую часть территории современной России занимали леса. Система земледелия была подсечно-огневой, пахотные земли приходилось отвоевывать у лесной чащи. Постепенно славяне все глубже внедрялись в лесистые и болотистые местности, уходя из южных степей. Только к VIII веку происходит постепенный переход к переложной и двухпольной системам земледелия.

Возникшая на юге в глубочайшей древности земледельческая культура постепенно распространилась вплоть до таежной зоны русского Севера. При этом следует отметить, что земледелие играло столь важную роль в жизни восточных славян, что это нашло яркое отражение даже в языке наших далеких предков. Засеянные нивы назывались «жизнью», а основной злак для каждой местности – «житом» (от глагола «жить»). Древние языческие обряды и весь годовой цикл языческих праздников бесспорно свидетельствуют о глубоко укоренившейся у славян традиции считать возделывание земли источником существования.

Кстати именно принятая у славян система обработки пахотных земель на многие века предопределила социальную политику возникающих обществ и цивилизаций. Подсечно-огневая форма земледелия требовала использования коллективного труда и таким образом родовая патриархальная община стала у славян главной движущей силой. Она представляла собой одну большую семью, отдельную хозяйственную единицу с коллективной собственностью на землю, орудия и предметы труда. Как производство так и потребление внутри общины были совместными, общими. Однако с течением времени факторы производства стали развиваться более успешно. От мотыжного земледелия славяне перешли к пашенному, повсеместно стал применяться плуг. И развитие факторов производства обусловило разложение кровно-родовой общины и постепенно община из родовой переросла в соседскую, но окончательно в русской деревне общинные отношения отмерли только к концу XIX столетия. На юге славянских земель соседская община называлась «вервь», на севере – «мир». Этот переход означал, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. Община составляла небольшой поселок из деревянных жилищ, обнесенный частоколом из заостренных и вкопанных вертикально в землю бревен. Такие поселки славяне обычно называли «городищами».

И хотя в соседской общине основные сельскохозяйственные земли еще долго оставались в совместной собственности, они уже делились на участки – наделы, которые передавались общинникам в пользование на определенное время. А лесные угодья, сенокосы, водоемы и пастбища оставались в совместной собственности. Еще долго сохранялись различные виды работ, выполнение которых требовало объединенного труда: прокладывание дорог, корчевание леса и т.д. Члены соседской общины были связаны между собой круговой порукой (взаимной ответственностью за уплату дани, за преступления). Жители соседних миров экономически были слабо связаны друг с другом, хотя культурные связи между ними существовали. Например, для заключения браков устраивались, по словам летописца, «игрища между селами». Следует также отметить, что в какой-то мере соседская община восточных славян напоминала марку королевства франков.

Земельные наделы обрабатывались членами одной семьи своими собственными орудиями, урожай также принадлежал данной семье. Таким образом, эта хозяйственная единица уже не должна была участвовать в принудительном равенстве при производстве и распределении продуктов. И это привело к имущественному неравенству, расслоению внутри соседской общины, появлению старейшин, племенной знати, патриархальных фамилий, будущих крупных земельных собственников – феодалов. И именно община стала тем орудием, которое долгое время тормозило полное закабаление свободного населения.

Если же сравнивать пути развития феодальных отношений в Европе и на Руси, то можно выявить некоторые интересные особенности. Численность народностей, оседавших на территории прежней Римской империи, была велика, а свободных пространств мало. Поэтому процесс феодализации шел посредством передела, отнятия, частично или полностью, земли у прежних крупных владельцев, а также и у мелких землевладельцев. В тех же условиях, в которых жили славяне Древнерусского государства, этот процесс несколько видоизменился.

В Древней Руси не было такого массового процесса насильственной экспроприации земли завоевателями. Даже и в более поздние периоды российской истории хозяйственное освоение земли князем и его дружинами часто шло за счет захвата громадных пространств свободной, незаселенной и хозяйственно не освоенной земли.

Однако с течением времени захват свободной и годной для обработки земли быстро прогрессировал, а «свободному», но нищему крестьянину, «смерду», не имевшему часто ни скота, ни орудий производства, было не под силу ни обработать новую незанятую землю, ни отправиться на поиски новых, не зависимых от феодала земель.

Ремесло Древней Руси

Как известно города в средневековой Европе возникли в результате отделения ремесла от земледелия. Не случайно многие исследователи истории мировых цивилизаций рассматривают выделение ремесла в отдельную отрасль народного хозяйства как явный признак перехода общества от первобытности к строительству какой-либо цивилизации.

Во времена организации Древнерусского государства в королевстве франков, колыбели европейского феодализма, городов как таковых еще не было. А в Киевской Руси города были. Если быть исторически точным, то города у восточных славян появились гораздо раньше, чем образовалось Древнерусское государство. Города на Руси возникали чаще всего на торговых перекрестках и водных транспортных путях. Так, на пути «из варяг в греки», т.е. из Северной Европы в Византию были расположены такие древние города как Новгород Великий, Псков, Смоленск, Чернигов, Полоцк, Витебск, Любеч, Киев. Позже великие киевские князья стали возводить на новых землях города – крепости, как в целях защиты этих земель от внешних врагов, так и для организации торгового обмена с покоренными народами. Так возникли Ярославль, Муром, Рязань, Суздаль, Владимир, Ростов Великий. С развитием на Руси христианства города стали возникать и около крупных монастырей, а с развитием феодальных отношений – и около крупных вотчинных усадеб. Однако ради исторической справедливости следует также отметить, что города на Руси возникали также на месте старых племенных градов и центров языческого поклонения – капищ славянских и прочих богов.

Города постепенно становились административными, ремесленными, торговыми центрами Древнерусского государства, в них предпочитали селиться князья и бояре. Поэтому города также постепенно подчиняли себе окрестные земли, что в итоге и привело к первому административному делению государственных земель на городовые области, волости. Так в Чернигово-Северскую волость входили северяне, радимичи, вятичи и некоторые другие племенные союзы. И таким образом племенное деление восточных славян отходило как бы на второй план, уступая место общегосударственному устройству страны.
Центром древнерусского города был «детинец», или «кремль» – резиденция князя или его представителя с дружиной («детские» – рядовые воины княжеской дружины, отсюда и детинец). Снаружи у стен детинца располагался «посад» – торгово-ремесленное поселение. На посаде находился «торг» – торговая площадь. Посад, как и кремль, обносился крепостной стеной, а снаружи обрастал неукрепленным поселением.

Центром общественной жизни любого древнерусского города был торг, торговая площадь. Здесь не только торговали, но и выслушивали княжеские распоряжения, решения суда; здесь объявлялось об украденном имуществе и бежавших холопах.

Правда, не каждый «граж», упоминаемый в летописи, являлся центром ремесла и торговли: источники того времени называли «градами» укрепленные поселения вообще. Важно совсем другое: на территории Древней Руси ремесло оказалось вполне самостоятельной отраслью производства и развивалось оно на Руси не только в городах, но и в пригородах – ремесленных посадах и слободах, жителям которых русские князья обычно давали некоторые льготы – свободы. А один из византийских писателей Х века даже утверждал, что по развитию ремесла в его время первые места среди известных ему стран следует отдать Греции и Киевской Руси.

Следует также отметить, что и в каждой сельской общине на Руси жили свои ремесленники: кузнецы, гончары, серебряных дел мастера. Но они работали главным образом на заказ, причем район сбыта их продукции был крайне узок (до 10 км. в радиусе).
На Руси в рассматриваемый период стали возникать и принципиально новые формы ремесленного производства – артели и подряды. Причем следует отметить, что ремесленное производство в таких формах оказалось характерно для отечественной экономики и сохранялось достаточно долго, даже после перехода к капиталистическим отношениям в народном хозяйстве страны. Для некоторых работ требовалось объединение большого количества людей. Так, большими коллективами работали городники, мостники, порочные мастера (специалисты по изготовлению стенобитных орудий). Эти работы выполнялись «артелями», во главе которых, естественно, оказались предприимчивые люди, старейшины. И таким образом старейшина перед миром, городом или князем выступал в качестве подрядчика, а для этого он должен был обладать достаточно значительным капиталом.

Одной из самых трудоемких и одновременно прибыльных отраслей ремесленного производства отечественные историки, основываясь на многочисленных источниках, по праву называют солеварение. Из-под земли по скважинам выкачивали соляной раствор, который затем выпаривали на огне в специальных «пренах». Такое производство требует значительных затрат. Поэтому в исторических источниках можно, к примеру, найти информацию о предприимчивых людях, которые уже тогда пытались вкладывать капитал в реальное производство. Так, новгородец Климята получал соляные куны – доход с соляных варниц, в которые он вложил часть своих денег.
О развитии ремесла на Руси свидетельствуют не только маститые византийские авторы, но и сама Русская Правда, выделявшая ремесленников в отдельную группу городского населения, и материалы археологических исследований.

Источник

Экономика Киевской Руси

Вы будете перенаправлены на Автор24

Экономическая система Древнерусского государства – Киевской Руси – относится к экономикам эпохи раннего феодализма. На данном историческом этапе произошло зарождение взаимоотношений между тремя субъектами экономической деятельности – производителем, феодалом и государством.

Причины зарождения экономики

Возникновение экономических взаимоотношений обусловлено переходом от патриархального и родового строя к феодальному. Переход сопровождался появлением новых и усложнением ранее существовавших экономических инструментов. Развивается институт земельной собственности, полным ходом идет процесс присвоения результатов деятельности, начинаются процессы закрепощения свободных членов общины, развивается внешняя и внутренняя торговля, происходит отделение ремесел от земледелия. Создаются финансовая и налоговая системы, позволяющие собирать и перераспределять денежные и имущественные средства.

На рубеже IX-X древнерусское общество полным ходом вступает в новую эпоху экономических взаимоотношений. Основной новой экономической системы является феодальная собственность на землю и средства производства.

Структура экономики Киевской Руси

Экономика нашей страны эпохи раннего средневековья представлена тремя основными секторами:

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство – основной сектор экономики страны. Роль сельского хозяйства обусловлена природными условиями. Огромные территории пахотных земель, леса, большое количество водных артерий определили первичное занятие восточных славян – занятие земледелием и собирательством. Обеспечивает население страны продуктами питания. Улучшение средств и способов труда дали возможность перераспределять излишки продукции и послужили развитием другого сектора экономики – торговли.

Сельское хозяйство состояло из трех отраслей: растениеводство, собирательство и животноводство.

Готовые работы на аналогичную тему

Основу растениеводства того времени составляло пашенное земледелие. В хозяйстве применялись двух и трёхпольные севообороты. Обработка почвы производилась сохой (северная часть) и плугом (юг страны). Основными сельскохозяйственными животными, применявшимися для обработки земли были лошадь и вол.

В качестве сельскохозяйственных растений население Киевской Руси использовало следующие виды: рожь, пшеницу, ячмень, имели распространение просо, горох, чечевица.

В качестве домашних животных в Киевской Руси разводили в первую очередь лошадей и волов, так как они были необходимы для обработки земли, а также свиней, домашних пернатых и коз.

Собирательство или промыслы были представлены: охотой на лесных зверей, бортничеством. С помощью охоты люди обеспечивали себя мясом и мехом, наличие множества рек и речушек давали основу для развития рыболовства, ну а наличие огромных лесных массивов в центральной и северной части страны давало возможность сбора дикого меда (бортничества). Пушнина и мед являлись основными экспортными товарами из России того времени.

Торговля

Торговые отношения в стране были представлены двумя формами: внешней и внутренней торговлей.

Внутренняя торговля обеспечивалась за счет перераспределения избытков товаров между регионами страны. Характерным примером таких взаимоотношения является обмен между югом и севером страны. Каждая из части страны поставляло то, что у нее было в избытке и получало то чего не хватало. Юг давал зерно, а Север мясо, железо, мед и мех.

Внешняя торговля была представлена двумя формами: транзитной (товары шли через Россию в другие страны) и конечной (импортные товары поступали на внутренний рынок). Транзитная торговля обеспечивала существенные денежные поступления в бюджет государства за счет взимаемых налогов и пошлин. В свою очередь товары, поставляемые из других стран и не производимые в России, создавали условия для внутреннего оборота товаров и услуг с целью получения денежных средств необходимых для приобретения, поступившего импорта.

Ремесла

Примерно на рубеже VIII – IX веков в стране происходит отделение ремесел от земледельческой отрасли.

История развития ремесла в Киевской Руси состоит из двух этапов:

Изначально эта отрасль экономики появилась из домашних способов ведения хозяйства – обработки дерева, льна, железа, создания домашней утвари и средств производства.

К концу XII века уровень ремесленного производства достиг наибольшего расцвета. Количество освоенных ремесленных специальностей достигло 100. На пороге нового XIII века происходит значительный скачок в развитии мелкотоварного ремесленного производства, сбыт продукции которого отныне рассчитан не только на город, но и на деревню.

Источник

Экономическое развитие Руси

Вы будете перенаправлены на Автор24

Экономическое развитие Киевской Руси

Одним из крупнейших государств периода Средневековья считалась Киевская Русь, население которой состояло из большого числа этносов, при учете, что государство располагалось на стыке кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, иудейского и языческого миров. Это говорит о том, что процесс возникновения и становления государственности на Руси нельзя рассматривать, основываясь только на геополитических и пространственных особенностях.

Предпосылками образования Древнерусского государства являются:

Для экономики Древнерусского государства периода 9-12 веков характерен ранний феодализм. Зарождалась сама основа взаимоотношений между государством, сельским хозяйством и феодалами. Ядром русской экономики в то время считалось именно сельское хозяйство, которое занимало главенствующее положение.

Данный период характеризуется развитостью товарного хозяйства, поскольку производилось почти все необходимое. Ремесленное дело развивалось быстрыми темпами, а центрами становились города, между тем и в селах развивались отдельные отрасли. Важнейшую роль играла черная металлургия, поскольку в Древней Руси имелись богатые болотные руды. Всевозможными способами обрабатывалось железо, из него изготавливались различные изделия для хозяйственных нужд, военного дела и т.д.

Таким образом, сельскохозяйственная и металлургическая отрасли стали прочной опорой и ключевой экономической статьей Руси.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика феодализма

Развитие феодализма произошло по причине возникновения разделения труда между земледелием и оборонной сферой, из-за чего выделились многочисленные социально-значимые непроизводительные профессиональные группы населения, а именно, князья, священнослужители, бояре, купцы, воины и т.д. Драгоценные вещи и произведения ремесла, которые привозились из Европы и Византии по трансконтинентальным путям оставались в сокровищницах монастырей и знати или же переходили в личную собственность, а затем превращались в атрибуты духовной и светской власти феодалов.

Землевладение феодального типа в Древней Руси происходило следующими способами:

Феодальное землевладение, которое сложилось в период Киевской Руси, было чрезвычайно консервативным, носило наследственный характер, однако не охватывало всего земледельческого класса, в последующие века оно выражалось в виде крепостного права.

Особенности экономического развития Руси

Вопрос о возникновении социального строя в Киевской Руси является в отечественной науке спорным и запутанным.

Некоторые историки полагают, что складывались рабовладельческие отношения, другие же характеризуют общество как доклассовое и переходное, где существовало несколько укладов и не преобладал общинный.

При этом многие сходятся во мнении, что в Древней Руси зарождалось раннефеодальное общество, которое имело значительные отличия от зрелого феодализма.

Основными чертами зрелого феодального уклада являются:

Внутренняя торговля и денежное обращение в Древней Руси

Для Древнерусского государства характерно использование в качестве платежного средства и его эквивалентов меха, о чем свидетельствуют названия денежных единиц того времени: куна, т.е. шкура куницы, веверица, т.е. беличья шкурка и т.д. Затем эти названия перешли и к монетам и весовым единицам серебра. В киевское время в качестве средства платежа выступали серебряные слитки и монеты.

С приходом феодальной раздробленности развивались территориальные денежно-весовые системы, действие которых было ограничено отдельными территориями. Уже в 18 веке в обиходе стало употребляться название рубль, который закрепился в дальнейшем в виде денежно-счетной единицы.

Влияние общественного разделения труда отразилось на развитии внутренней торговли в Киевской Руси. Выделялись ремесла, росли города, возникали и накапливались излишки продукции. В крупных городах постоянно действовали торги и торговища, которые стали предшественниками существующих рынков. На таких площадях продавались продукты питания, ремесленные изделия и прочие товары, собиралось вече, оглашались различные указы князя и т.д.

Другая ранняя форма торговли – это ярмарки. Они проводились с редкой периодичностью, однако, сходилось на них большое количество населения, продавались как привозные, так и местные товары, проводились увеселительные мероприятия.

Также существуют свидетельства о деятельности иностранных купцов в больших городах. Они назывались гостями, именно для них возводились гостиные дворы.

Источник

Экономическая история России

основа экономики киевской руси. Смотреть фото основа экономики киевской руси. Смотреть картинку основа экономики киевской руси. Картинка про основа экономики киевской руси. Фото основа экономики киевской руси

Настоящее учебное пособие подготовлено профессором кафедры экономической теории МГИМО(У) Т.М. Тимошиной, в течение многих лет читающей курс истории экономики. Автор исследует экономическую историю России, начиная с развития хозяйства древних славянских племен и до настоящего времени. Подробно рассматриваются этапы становления народного хозяйства и государственности, формирования социальных слоев населения на протяжении IX—XX веков. Основная идея учебного пособия – проанализировать череду экономических реформ, проводившихся в России в разное время. В книге приводятся список литературы, хронология основных событий и дат экономической истории и приложения. Учебное пособие рассчитано на студентов экономических специальностей высших и средних специальных учебных заведений, а также на тех, кто интересуется экономической историей России с древности до наших дней. 17-е издание, переработанное и дополненное

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономическая история России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Патриархальное хозяйство восточных славян. Экономика Киевской Руси (IX–XII века)

Хозяйственная деятельность людей в первобытную эпоху

Восточные славяне прошли долгий путь развития от самых ранних форм первобытных сообществ (стада) до государственной организации. По современным оценкам этот период занимал сотни тысяч лет, и через него прошли все народы.

Люди в первобытном обществе чрезвычайно зависели от окружающей среды: стихийных бедствий, климата, диких зверей. Они использовали примитивные орудия труда, которые находились в их совместной собственности. Вся их жизнь была подчинена борьбе с природой за выживание. В эту эпоху люди начали разводить культурные растения, приручать диких животных, использовать огонь в хозяйственных целях, т. е. происходил переход к осознанному труду и формированию общества.

В зависимости от материальных условий производства первобытную эпоху можно условно разделить на несколько основных исторических периодов: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век), неолит (новый каменный век), бронзовый век и раннюю железную культуру. Эти периоды различались не только орудиями труда, которые использовал человек, но и формами общественной организации, видами хозяйственной деятельности.

Первобытные люди эпохи палеолита (400—40 тысяч лет до новой эры) использовали самые примитивные каменные, деревянные, костяные инструменты, занимались собирательством и охотой, вели кочевой образ жизни. Они объединялись для охоты на крупных животных, для защиты от врагов, зверей и стихии. Эти объединения, называемые первобытным стадом, были непостоянными, непрочными, случайными.

Археологические данные эпохи мезолита (40—4 тысячи лет до новой эры) свидетельствуют об использовании людьми лука, стрел, множества каменных орудий труда. Наряду с собирательством и охотой развивались рыболовство, обработка шкур диких животных и другие виды деятельности. Происходили изменения и в общественных отношениях: первобытное стадо уступало место основанной на кровнородственных связях первобытной общине во главе с женщиной, получившей название матриархат.

В неолитическую эпоху (4–2 тысячи лет до новой эры) люди стали переходить к прочному оседлому образу жизни. Появились орудия для обработки земли: соха, мотыга и др. Приручение диких животных и их одомашнивание достигло больших результатов. В домашнем хозяйстве появились козы, свиньи, овцы, коровы, быки, домашняя птица и пр. Период неолита характеризовался также развитием различных видов ремесел: гончарного производства, обработки дерева, выделки шкур, шитья обуви, производства тканей и т. д. В этот же период происходил переход от матриархата к патриархату, когда главную роль в общине стали играть мужчины, а передача имущества и имени шла по линии отца.

Примерно во втором тысячелетии до новой эры новый каменный век уступил место периоду ранней металлической культуры (меди и бронзы). Позже стала развиваться железная культура. Из болотных и озерных руд в примитивных глиняных горнах (ямах) выплавлялось железо. Это был огромный шаг в развитии производства, повлиявший на все стороны жизни человеческого общества. В этот же период произошло первое крупное общественное разделение труда: скотоводство отделилось от земледелия.

В эпоху железной культуры появились принципиально иные орудия труда для сельского хозяйства и ремесла, которые коренным образом изменили сам процесс производства, неизмеримо подняли производительность труда. Это привело к тому, что отдельная семья в составе общины стала производить продукцию не только для собственного потребления, но и для обмена излишками продуктов с другими семьями, в результате чего стали формироваться постоянные отношения обмена. Все это создавало условия для возникновения частной собственности отдельной семьи, имущественного неравенства в общине, выделения племенной знати.

Хозяйство древних восточных славян. Разложение родовой общины

В начале первого тысячелетия новой эры на территории Восточно-Европейской равнины расселились восточные славяне. Начиная с VI века восточные славяне занимали огромные пространства от Онежского и Ладожского озер до низовий рек Прут, Днестр, Южный

Буг, от Карпат до Оки и Волги. Здесь проживали многочисленные племенные союзы (княжения) полян, древлян, радимичей, дреговичей, северян, уличей, волынян, белых хорватов, кривичей, вятичей и др. В тесном соседстве с ними находились иные племена: на северо-западе это были эсты (чудь), водь, ижора, лопари, корелы и другие угро-финские племена. На севере жили югра, остяки, вогулы, весь. В междуречье Волги и Оки жили мещера, мурома, меря, черемисы, мордва, а далее на восток — вотяки, зыряне, пермяки (коми). На западе со славянами соседствовали многочисленные прибалтийские племена: ливы, жмудь, пруссы, ятвяги, корсь и другие, а также поляки (ляхи), жившие по берегам Вислы.

Природно-климатические условия способствовали формированию успешной хозяйственной деятельности славян: полноводные реки, плодородные почвы, густые леса, полные различных зверей и птиц, умеренный ровный климат. Эти условия сыграли заметную роль в развитии экономики древних славян. На южных плодородных землях люди занимались земледелием, в юго-восточных степях — кочевым скотоводством, в северных и северо-западных районах — охотой, добычей меха ценных пород зверей, бортничеством (сбором меда диких пчел и воска).

Археологические раскопки поселений говорят о том, что основным занятием восточных славян во II–V веках было земледелие. Они сеяли просо, рожь (жито), пшеницу, лен и другие культуры. Широко применялись рало — примитивная деревянная соха с железным наконечником (наральником), мотыга, серп, грабли, коса. Позже появился плуг с железным лемехом.

Земледелие осуществлялось в переложной (залежной) или подсечно-огневой форме. Перелог предполагал использование одних и тех же участков в течение нескольких лет подряд, после чего он не обрабатывался примерно 20–30 лет до восстановления естественного плодородия. Эта система существовала в основном в степных и лесостепных районах. Подсечная система применялась чаще всего в северных лесных краях, где сначала подрубали (подсекали) деревья, а когда они высыхали, их сжигали, чтобы зола при этом служила удобрением почвы. Но эта система требовала больших затрат физического труда людей, объединенных в родовую общину.

Большая патриархальная семья располагалась обычно в виде поселения, которое называлось двор (дворище, городище, печище). Это была отдельная хозяйственная единица с коллективной собственностью на землю, орудия и продукты труда. Производство и потребление внутри родовой общины было совместным. Размеры земельных участков определялись только тем, сколько земли могли освоить члены общины.

Повсеместное распространение плуга и переход от мотыжного к пашенному земледелию заметно повысили культуру сельского хозяйства и его продуктивность. Так, сначала появилось двуполье, а потом и трехполье, т. е. ежегодное чередование различных посевных культур и пара. Лошадей разводили не только для военной конницы, но и для использования их в качестве рабочего скота наравне с волами. Развитие факторов производства обусловило разложение кровно-родственной общины и переход ее в VI–VIII веках к соседской, сельской общине.

Этот переход означал, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. При этом обработку земли уже можно было осуществлять небольшими коллективами, которые расселялись по принципу соседства, а не родства. Усадьба, скот, жилище переходили в частную собственность, что означало полное разложение родовой общины. Дворища (печища) уступали место поселениям под названием деревня, а сама община стала называться вервь (мир).

И хотя в соседской общине основные сельскохозяйственные земли еще долго оставались в совместной собственности, они уже делились на участки — наделы, которые передавались общинникам в пользование на определенное время. А лесные угодья, водоемы, сенокосы и пастбища оставались общинными. Еще долго сохранялись различные виды работ, выполнение которых требовало объединенного труда: прокладывание дорог, корчевание леса и др.

Земельные наделы обрабатывались теперь членами отдельной семьи своими собственными орудиями, урожай также принадлежал семье. Таким образом, эта хозяйственная единица уже не должна была участвовать в принудительном разделении производства и распределении продуктов в равной мере. Это приводило к имущественному расслоению внутри соседской общины, появлению старейшин, племенной знати, патриархальных фамилий, будущих крупных земельных собственников — феодалов.

На последнем этапе перехода к феодализму у восточных славян сформировался особый тип отношений, который называется военной демократией. В связи с тем что в VII–VIII веках славянские племена осуществляли многочисленные военные походы на Балканы, в Византию и восточные земли, вели оборонительные войны против кочевников с юга, в этот период усилилась роль высшего военачальника — князя, который был одновременно и верховным правителем племени или племенного союза. Если первоначально князь избирался народным собранием — вече, то со временем он стал передавать свою власть по наследству.

Князь создавал свое войско, или дружину, которая, как правило, была немногочисленной, но состояла из храбрых, сильных, профессионально обученных воинскому делу людей. Дружинники, лично свободные люди, заключали с князем договор о службе, а вся дружина представляла собой союз верных князю воинов. Дружина состояла из двух частей: младшей и старшей. Младшую часть («молодь») еще называли «отроками», «гридями» («гридьбою»). Старшую часть дружины называли «княжьими мужами», куда входили наиболее отличившиеся военачальники.

Первоначально дружинники содержались и кормились при княжеском дворе за счет добровольных взносов со всего племени, а также за счет военной добычи и захвата новых земель. Постепенно князь и его старшие дружинники становились независимыми от народного собрания. Княжьи мужи начали приобретать землю, создавать свое хозяйство с собственными отроками. Князь и дружина стали присваивать себе практически неограниченную власть над соплеменниками.

Объективные предпосылки образования Древнерусского государства

Прогрессивные изменения в земледелии, превращение родовой общины в соседскую, возникновение частной собственности и связанная с этим самостоятельная хозяйственная деятельность отдельных семей приводили к имущественному неравенству, появлению сильной в экономическом отношении племенной знати.

Судя по древним летописям, первоначально славянские племена не знали сословий, и свободные жители пользовались одинаковыми правами. Но постепенно отдельные группы населения стали различаться богатством и социальным положением. Представители знатных слоев назывались «лучшие», «лепшие», «большие», «старейшие», «передние», «нарочитые» мужи. Наиболее высокий статус среди них занимали земские бояре (боляре), т. е. представители местной племенной аристократии, потомки древних родовых старейшин, а также торговцы, жившие на пути «из варяг в греки». Наряду с ними в высшие социальные слои входили и верховные дружинники, княжьи мужи, среди которых, кстати, было немало представителей варягов-скандинавов, финнов, венгров и других народов. Они поступали на службу к князьям, постепенно ассимилируясь со славянами. В течение IX—

XII веков шел процесс сближения земской и военной аристократии. Они приобретали большие земельные угодья и становились крупными землевладельцами.

В это же время племенные вожди, старейшины вели активное наступление на общину. Они больше не хотели возвращать в совместную собственность свои угодья, которые получали наравне с другими общинниками. Таким образом возникала вотчина (отчина, дедина), или крупные хозяйства, переходившие по наследству от отца к сыновьям и являвшиеся полной собственностью данной семьи. С другой стороны, эти знатные люди стали постепенно присоединять к своим земельные наделы других общинников, особенно обедневших, которые не могли расплатиться за долги с богатыми вотчинниками. Они же часто присоединяли угодья рядовых общинников не только за долги, но и насильственным путем, заставляя их платить натуральные подати (дань) и выполнять определенные повинности. Процесс превращения вотчинников в крупных землевладельцев, а обедневших общинников — в феодальнозависимых, получил название обояривания.

Крупные феодалы, князья были заинтересованы в создании определенных правовых норм для юридического закрепления подобных отношений. Эти правовые нормы могла обеспечить только крепкая государственная власть. Таким образом, множество социально-экономических предпосылок объективно приводили сначала к созданию племенных союзов, а позже — к государственным образованиям.

Древние летописцы отмечали, что поляне, древляне, волыняне и другие славянские племена имели государственные объединения во главе с княжескими династиями уже в VI–VIII веках. Так, у полян в среднем течении Днепра княжил род Кия. Между князьями шла бесконечная борьба за присоединение ближних и дальних земель. В IX веке на некоторых территориях, находившихся на пути «из варяг в греки», образовалось несколько княжеств, где князьями были варяжские военачальники: Рюрик в Новгороде, Аскольд и Дир в Киеве, Рогволд в Полоцке и др.

В 882 году соратник Рюрика новгородский князь Олег [1] с дружиной приплыл по Днепру к Киеву и, уничтожив киевских князей, объединил новгородское, смоленское и киевское княжества в Древнерусское государство — Киевскую Русь, провозгласив себя великим киевским князем.

Киевские князья на протяжении IX–X веков проводили активную политику по насильственному присоединению восточных славян, что позволило превратить Киевскую Русь в одно из самых могущественных государств средневековой Европы. Объединив под свою власть огромную территорию со славянскими и угро-финскими племенами, киевские князья удерживали их в своем подчинении при помощи военной силы, стараясь при этом организовать и хозяйственное управление на этих землях.

Огромное значение для начальной русской истории имели отношения со Скандинавией и Византией, хотя с ними у Киевской Руси и не было общих границ. Скандинавия оказала существенное влияние на становление политического и военного строя, а Византия — на развитие хозяйства, торговли, культуры, религии.

По мере укрепления Древнерусского государства и преодоления племенной разобщенности все более необходимым становилось принятие идеологии, которая смогла бы поддержать процесс объединения восточных славян вокруг Киева. Тем более что язычество уже не способствовало интеграционной тенденции на Руси, поскольку не имело в себе ничего общего с развитием крепкого централизованного государства. Еще в 980 году великий князь Владимир попытался провести религиозную реформу по созданию единого пантеона языческих богов, расположив их в стройную систему во главе с Перуном, но эта реформа ему не удалась.

Согласно летописи, Владимир обращался к различным религиям, изучал их основные принципы, но в конце концов остановил свой выбор на христианстве, которое уже имело к тому времени большое распространение в Европе. Известно, что княжеская знать в Киеве уже давно была знакома с христианством: княгиня Ольга еще в 950-х годах приняла христианство, но не была в этом поддержана своими подданными. В 988 году произошло окончательное признание христианства официальной религией — Крещение Руси, а князь Владимир I Святославович получил прозвище Креститель. Христианство на Руси утвердилось достаточно быстро, примерно в течение ста лет, в то время как во многих западноевропейских странах этот процесс занял от полутора до двух с половиной столетий.

Принятие христианства имело большое значение для Руси не только в идеологическом аспекте. Это означало кардинальные изменения и многих других сторон жизни. Так, поскольку христианская религия категорически исключала многоженство, распространенное во времена язычества, то в хозяйственном плане на первое место выступала моногамная семья. Отныне вся наследуемая собственность переходила лишь к детям, рожденным в освященном церковью браке. Усиление христианства в качестве господствующей религии способствовало дальнейшему укреплению государственности, так как создавалась широкая основа для формирования единого древнерусского народа на базе общих духовных и нравственных устоев, устранялись межплеменные различия.

Крещение Руси повысило ее международный авторитет, поскольку поставило ее в ряд с другими европейскими державами. Киевская Русь стала считать себя полноправной составной частью христианского мира, стремилась играть в нем видную роль, всегда сравнивала себя с Западной Европой. Киевские князья могли теперь участвовать в династических европейских браках. Кроме того, христианство оказало большое влияние на развитие культуры. Византийские монахи Кирилл и Мефодий способствовали распространению письменности, на Руси стали возводить храмы, монастыри и т. д. Как правило, при монастырях создавались общедоступные школы, в которых обучались мальчики и девочки из самых разных слоев населения.

Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси

В IX–XII веках экономику Древнерусского государства можно охарактеризовать как период раннего феодализма. В это время еще только закладываются основы прочной системы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским населением по поводу производства продукции, сбора налогов, военной службы.

Первоначально великие киевские князья собирали дань — полюдье с подвластных им территорий, периодически объезжая их или посылая туда своих наместников — «посадников», старших «мужей» — дружинников. Кроме полюдья существовал повоз: население тех земель, куда князь и наместники ехать не могли или не хотели, должно было само везти дань в Киев. Во время полюдья князь или посадники чинили суд и расправу по тем жалобам, с которыми население обращалось к князю.

Такая форма сбора дани возникла еще в VI–VIII веках. Сохранялась она и в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и время сбора не определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов населения княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», т. е. фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. В этих же местах стали собираться и торговцы. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или «плуг» («рало»). Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты — оброка.

Известно, что основой феодального землевладения является полная собственность феодала на земельные угодья и неполная — на зависимого (закрепощенного) крестьянина. Но следует отметить, что феодальные отношения в Киевской Руси не были определяющими и еще долгое время сохранялась сильная патриархальная соседская община, что можно объяснить различными причинами, в том числе и наличием свободных территорий, куда могли уйти общинники.

Сельские общинники на Руси назывались смердами, которые долгое время были юридически свободными. Они состояли из смердов, зависимых только от государства, которому они платили налоги и отбывали различные повинности, и смердов, зависимых от феодалов. Постепенно доля последних увеличивалась, поскольку их мелкое хозяйство было весьма неустойчивым. Процесс разорения смердов происходил из-за непомерных государственных поборов, бесконечных военных походов, набегов кочевников, неурожаев в засушливые и дожд ливые годы и пр. Общинники были вынуждены обращаться за помощью к феодалу и заключать с ним особый договор — ряд, по которому они отрабатывали свой долг, выполняя различные виды работ. На этот период свободные смерды становились рядовичами, которых можно условно разделить на закупов и вдачей. Если рядович брал взаймы ссуду (купу), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем и становился закупом, или ролейным закупом (ролья — пашня). После выплаты купы с процентами закуп снова мог стать свободным смердом. Вдачи, или изорники, — это более обедневшие, почти полностью разорившиеся, полусвободные смерды. Свой долг они отрабатывали на земле феодала его же орудиями на условиях найма.

Следует отметить, что все рядовичи (закупы, вдачи, изорники) одновременно с экономической зависимостью попадали и в юридическую зависимость от заимодавца, который мог с ними расправиться по своему усмотрению. Если должник укрывался от выплаты купы, то после поимки его могли сделать рабом. Постепенно закупам и вдачам все труднее было отдавать ссуды, и они становились неоплатными должниками, а временная юридическая зависимость превращалась в постоянную. Смерды навсегда теряли положение свободных общинников и становились полностью зависимыми от феодалов.

Еще в сельской общине имелись так называемые изгои, сироты, которые представляли ее малоимущие слои. Изгоями, в частности, признавались выкупившиеся из неволи рабы, разорившиеся купцы, поповичи, которые не выучились грамоте, а потому не имели права служить в храме и т. д.

Среди самых низших, бесправных слоев населения были холопы, или челядь, близкие по положению к рабам. Они выполняли тяжелые работы по хозяйству в феодальной вотчине, в основном на полях (так называемые страдники). Были также обельные (полные) холопы, холопы «по ряду», которые добровольно отказывались от личной свободы и поступали к феодалу на основе договора — ряда.

На Руси также существовало и патриархальное рабство, но оно не стало преобладающей формой хозяйствования. Рабы, в основном из военнопленных, со временем получали земельные наделы, «усыновлялись» общиной, поскольку использование рабов было неэффективно. Многие благочестивые люди перед смертью отпускали часть своих рабов на свободу или завещали их церкви. Такие рабы, отпущенные на волю по духовным завещаниям или завещанные церкви «на помин души», назывались «задушными людьми».

Постепенное наступление на общину, закабаление смердов, захват общинных земель — все это приводило к росту сопротивления земледельцев. Они убегали от феодалов на «пустоши», т. е. на свободные земли, поднимали стихийные бунты, убивали представителей вотчинной администрации, устраивали массовые хищения имущества феодалов. Это заставляло киевских князей уделять внимание разработке правовых норм внутригосударственной жизни. От этой эпохи до нас дошло множество документов: уставы о церковных судах, кормчие книги, княжеские уставы и др. Среди них была «Русская Правда» («Правда Роська») — важнейший свод норм древнерусского законодательства. Первый вариант этого правового кодекса Киевской Руси («Древнейшая Правда») появился в 1016 году, но историки обычно связывают этот документ с именем Ярослава Мудрого, при котором в 1030-х годах был основательно переработан и дополнен его текст. Позже, в конце XI века, наследники Ярослава Мудрого выпустили вторую часть «Русской Правды» — «Правду Ярославичей». В этих документах ограничивалась, а позже отменялась кровная месть как страшный пережиток первобытного общества, определялась ответственность за кражу и порчу имущества, скота, за нападение на представителей вотчинной администрации. Например, за убийство огнищанина (старшего дружинника), тиуна (приказчика), сельских старост полагалось выплатить штрафы в размере 80 гривен, а за убийство смердов и холопов-страдников — 5 гривен.

В XI веке начали формироваться, наряду с княжескими, боярские вотчины. Это происходило несколькими путями: 1) князь жаловал своим дружинникам на определенный период территории для сбора дани — прокорма. Со временем эти земли становились наследными владениями бояр; 2) князь награждал дружинников за службу государственной землей; 3) князь мог отдать своим приближенным часть своих владений.

Смерды, жившие на этих землях, становились лично зависимыми от новых собственников. Бояре осуществляли наступление на сельскую общину такими же методами, как и князья, через постепенное их экономическое и юридическое закабаление.

Следует отметить, что после принятия христианства на Руси церковь и монастыри также становились крупными земельными собственниками. Процесс закабаления, характерный для вотчинников-феодалов, происходил и в церковных вотчинах. Церковь принимала княжеские пожалования, она захватывала земли свободных общинников и т. д.

Развитие ремесленного производства и образование городов

Восточнославянские города возникли на месте небольших ремесленно-торговых поселений еще до образования Древнерусского государства. Города чаще всего появлялись на торговых перекрестках и водных транспортных путях. На пути «из варяг в греки» [2] были расположены такие древние города, как Новгород Великий, Смоленск, Чернигов, Киев, Любеч, Псков, Полоцк, Витебск и др. Позже великие киевские князья стали возводить города-крепости на новых землях в целях защиты их от внешних врагов, для торгового обмена с завоеванными народами: Ярославль, Ростов Великий, Владимир, Суздаль, Муром, Рязань. С распространением христианства на Руси города начали возникать возле больших монастырей. Они образовывались также на месте племенных градов и центров языческих поклонений, около крупных вотчинных усадеб.

Города становились административными, торговыми, ремесленными центрами, в них предпочитали ставить свои дворы князья и бояре. Западноевропейские путешественники отмечали большое количество городов на Руси, они даже называли ее «страной городариков» (или гардариков). Эти города постепенно подчиняли себе окрестные земли и таким образом происходило первое административное и политическое деление Руси на городовые области, или волости, которые уже почти не имели племенного происхождения. Так, в Чернигово-Северскую волость входили северяне, радимичи, вятичи и т. д. В результате этого процесса племенное деление отходит на второй план, уступая место общегосударственному устройству страны.

Ремесло первоначально зарождалось в патриархальных семьях как домашние промыслы для обеспечения себя и родственников простейшими изделиями обихода: льняными тканями, кожей, посудой, обувью и др. Эти изделия не выходили за рамки семьи и не продавались. В процессе дальнейшего общественного разделения труда домашние промыслы выделялись в отдельную отрасль народного хозяйства — ремесленное производство. Ремесленники постепенно начинали работать не только для внутреннего потребления патриархальной семьи, но и для обмена. Они все меньше занимались земледелием и со временем теряли связь с сельским хозяйством, перебираясь в городские поселения.

Мастера семьями селились в городах отдельными посадами, слободами, улицами по определенному отраслевому принципу: слободы гончаров, кузнецов, оружейников, кожевников и т. п. Ремесленные посады зачастую примыкали вплотную к укрепленным кремлям-детинцам, как например, мастеровой посад около Московского Кремля, позже названный Китай-городом.

Большое развитие получило плотницкое мастерство, поскольку и церковные храмы, и дома простых людей, и боярские хоромы возводились преимущественно из дерева. Высокого качества достигло изготовление тканей, особенно из льна и шерсти. С распространением христианства особым почетом стали пользоваться зодчие по возведению каменных церквей и монастырей, а также художники по внутренней росписи храмов, иконописцы. Как известно из исторических источников, в XI–XII веках среди населения Киевской Руси широкое распространение получила грамотность. В страну поступали произведения зарубежных авторов (прежде всего книги духовного содержания), которые переводились на кириллицу, переписывались во многих экземплярах и распространялись среди духовной и светской знати. Есть сведения о том, что киевские князья владели иностранными языками, в том числе и латынью, и что возможно некоторые княжеские сыновья учились в зарубежных университетах.

Торговля и денежное обращение

Достаточно высокий уровень развития земледелия, скотоводства и ремесла на Руси, оживленное строительство городов привело к становлению торговых отношений. Но торговля еще не занимала заметного места в народном хозяйстве Киевской Руси, которое оставалось в основном натуральным. Даже городские ремесленники работали, как правило, на заказ, по которым заказчики часто расплачивались другой продукцией, т. е. осуществлялся натуральный обмен.

Тем не менее Киевская Русь уже имела определенные сложившиеся внутренние торговые связи между весьма отдаленными друг от друга древнерусскими городами, где формировались местные рынки.

Традиционно торговля называлась гостьба, сами торговцы или купцы — гости, а места торговли — погосты. Позже, после принятия христианства, при погостах стали строить храмы, около которых устраивались и кладбища. Кстати, в каменных подвалах церквей купцы в целях безопасности зачастую хранили свои товары, различные торговые договоры и документы, и за это церковь имела свой доход. Купцы-гости традиционно почитались, население и государство высоко ценило их труд. В XI–XII веках за убийство купца полагалось выплатить штраф в 12 гривен серебра.

В результате развития торговли на Руси появились деньги. Деньги как средство обмена у восточных славян существовали достаточно давно, задолго до образования Древнерусского государства. В древности южные славяне использовали при обмене в качестве денег скот, поэтому позже металлические деньги тоже назывались «скот», а княжеская казна — «скотница». В северных краях, где население занималось охотой, в качестве денег служил мех ценных зверей, в частности, куницы — куна. Со временем это название перешло и на металлические деньги.

В Киевской Руси чеканкой денег почти не занимались, а во внешней торговле использовали в основном арабские и византийские монеты из золота и серебра. Гораздо большее распространение внутри страны имели серебряные и медные слитки. Так, с XI века известна единица гривна — слиток серебра весом 1 фунт, или примерно 400 г. Гривну рубили пополам, и каждая половина гривны называлась рубль, или рублевая гривенка. На слитках ставилось княжеское клеймо с указанием веса. Далее рубль делили на две части — две полтины и еще пополам — два четвертака. В названиях мелких денежных единиц долго сохранялись отголоски так называемых меховых денег: резана, скора (шкура), бела (белка), ушки, мордки и т. д. На протяжении столетий считалось, что на Руси нет залежей драгоценных металлов, и поэтому для изготовления денег пользовались привозным сырьем.

Следует отметить, что в «Русской Правде» имелось много подтверждений того, что уже в XI веке в Киевской Руси были достаточно развиты кредитные отношения. В тексте встречались такие понятия, как «одолжение по дружбе», «отдача денег в рост», «лихва», «реза» (процент), «торговля в кредит», «долгосрочный и краткосрочный кредит», «барыш» (прибыль), определялся порядок взыскания долгов, различалась несостоятельность злостная и в результате несчастного случая и т. д.

Считалось не по-христиански брать высокие проценты за кредит. Когда в начале XII века ростовщики стали взимать до 50 % годовых, население Киева в 1113 году выступило против таких грабительских условий, и великий князь Владимир Мономах был вынужден вмешаться. Он ввел «Устав о резах» (процентах), в котором было указано снизить долговые проценты до 20 %. Было запрещено обращать в полное рабство полузависимых людей, отрабатывающих свой долг у заимодавца. Этим же Уставом запрещалось заниматься паразитическим ростовщичеством. Устав Владимира Мономаха законодательно завершил создание феодальной системы Древнерусского государства.

Итак, в начале XII века Киевская Русь достигла наивысшего развития. Именно законодательное оформление раннефеодальной империи стало началом ее раздробленности. По имеющимся законам местные князья и бояре получили большую самостоятельность во всех делах, что привело их к борьбе с великим киевским князем и между собой. Начиная с 1130-х годов Киевская Русь распалась на несколько самостоятельных государств.

Вопросы для повторения

1. Назовите основные материальные признаки различных периодов первобытной эпохи.

2. Расскажите об основных славянских и других племенах, проживавших на Восточно-Европейской равнине. Что представляла собой их хозяйственная деятельность в первом тысячелетии новой эры?

3. Каковы условия перехода от родовой к соседской общине? В чем заключается сущность соседской, сельской общины?

4. Что такое военная демократия славянских племен, каковы ее основные признаки?

5. Как формировалось социально-экономическое неравенство на Руси?

6. В чем заключался процесс обояривания?

7. Расскажите о процессе сбора дани киевскими князьями. Что служило единицей обложения?

8. Назовите основные группы сельских жителей в Древнерусском государстве.

9. Что такое «Русская Правда», когда она появилась? Назовите ее основные положения.

10. Расскажите о зарождении ремесленного производства. Перечислите основные специальности ремесленников.

11. Как развивалась внешняя и внутренняя торговля на Руси? Назовите различные виды денег.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *