основные понятия дисциплины история развития микробиологии
Предмет и задачи микробиологии. История микробиологии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Предмет и задачи микробиологии.
История микробиологии. Современная микробиология в РФ.
Описание слайда:
План лекции:
1. Предмет и задачи микробиологии
1.1. Мир микробов и его роль в жизни человека
1.2.Микробиология — наука о микробах
2. История развития микробиологии
2.1.Эвристический период
2.2.Морфологический период
2.3. Физиологический период
2.4. Иммунологический период
2.5. Молекулярно-генетический период
3. Современная микробиология в РФ
4. Значение микробиологии в медицинской практике
Описание слайда:
Наша планета состоит из неживой и живой природы. Живая природа, по Вернадскому, составляет биосферу, включающую всех представителей растительного, животного мира и человека, а также результаты и продукты их жизнедеятельности.
Описание слайда:
Описание слайда:
Микроорганизмы – это представители живого мира, размеры которых находятся в пределах
0,01-10 мкм.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Микробиология
– наука о строении, жизнедеятельности и экологии микробов — мельчайших форм жизни растительного и животного происхождения, не видимых невооруженным глазом
Описание слайда:
Медицинская микробиология изучает свойства возбудителей инфекционных болезней, т. е. строение, их физиологию, генетику, этиологию и патогенез вызываемых микробами инфекционных болезней; экологические взаимоотношения, складывающиеся между миром микробов и человеком. В практическом плане микробиология изучает и разрабатывает методы специфической диагностики, профилактики и лечения инфекционных болезней. С помощью микробиологических методов проводятся эпидемиологические и санитарно-гигиенические наблюдения и исследования.
Описание слайда:
Микробиология связана со многими другими биологическими и медицинскими науками, прежде всего клиническими дисциплинами (инфекционные болезни, хирургия, внутренние болезни, акушерство и гинекология, заболевания мочеполовой системы и др.), медико-профилактическими дисциплинами (эпидемиология, гигиена, экология), и фундаментальным науками (молекулярная биология, генетика, иммунология, биохимия).
Особенно тесно микробиология связана с иммунологией, которая зародилась в недрах микробиологии.
Описание слайда:
Микробы появились на нашей планете раньше, чем животные и человек. Доказано, что патогенные микробы, вызывавшие инфекционные болезни человека, существовали и в древние времена. Об этом свидетельствует обнаружение антигенов болезнетворных бактерий, например возбудителя чумы, а также следы специфических поражений (туберкулез костей) в останках древних захоронений (мумиях). Уже до открытия микробов люди догадывались о существовании каких-то внешних специфических факторов, вызывающих болезни. Микробиология возникла еще до нашей эры и прошла длительный путь развития.
Описание слайда:
Этапы развития микробиологии:
эвристический;
морфологический;
физиологический;
иммунологический;
молекулярно-генетический
Описание слайда:
Эвристический период
В древности, еще до открытия микробов, не зная об их существовании, люди пользовались плодами деятельности микробов — виноделием, пивоварением, сыроделием, выпечкой хлеба и т. д.
Этот период начинается с момента, когда Гиппократ (III—IV в. до н. э.) высказал предположение (эвристика—догадка, домысел) о том, что болезни, передающиеся от человека к человеку, вызываются какими-то невидимыми, веществами, образующимися в болотистых местах. Эти вещества он назвал «миазмами».
Описание слайда:
Только в XV—XVI вв. итальянский врач и поэт Джералимо Фракасторо (1476—1553) высказал мнение о том, что болезни вызывают «живые контагии», которые передают болезни через воздух или через предметы. Эти невидимые существа живут в окружающей среде и для борьбы с болезнями, вызываемыми «живыми контагиями», необходима изоляция больного, уничтожение контагий, окуривание можжевельником и т. д. Фракасторо за эти работы считают основоположником эпидемиологии.
Таким образом, примерно за два тысячелетия ученые прошли путь от догадок и предположений к убеждению, что болезни человека вызываются какими-то невидимыми живыми существами.
Описание слайда:
Морфологический период
Этот период начинается с конца XVII — начала XVIII в., когда голландский естествоиспытатель Антоний ван Левенгук (1632—1723) открыл бактерии.
А. Левенгук родился и умер в маленьком голландском городке Делфте. Он продавал сукно и в свободное от работы время увлекался модной тогда в Голландии шлифовкой стекол и конструированием линз для микроскопов.
Описание слайда:
Левенгук создал микроскоп, который увеличивал предметы в 150—300 раз. Рассматривая все подряд (воду, налет с зубов, испражнения, кровь, сперму и др.), ученый обнаружил живых «зверюшек», которых он назвал «анималькулюсы». Делая зарисовки и описания «анималькулюсов», он направлял письма с результатами своих наблюдений в Лондонское королевское научное общество. Эти письма сначала печатались в научных журналах, а потом, в 1695 г., были изданы на латинском языке отдельной большой книгой под названием «Тайны природы, открытые Антони ван Левенгуком при помощи микроскопов».
Описание слайда:
Антони ван Левенгук
(1632— 1723)
Описание слайда:
Таким образом, Левенгук открыл и увидел мир микробов; и это положило начало морфологическому периоду в развитии микробиологии, который продолжается и до наших дней. Первым из россиян, кто увидел микробов, был Петр Великий, посетивший Левенгука в Голландии; он же впервые привез микроскоп в Россию, а первым исследователем микробов был врач М. М. Тереховский (1740—1796)
Описание слайда:
Описание слайда:
Исторически известен ряд таких же героических опытов по самозаражению материалами или культурами соответствующих возбудителей, взятыми от больного холерой (Петенкофер, И.И. Мечников, Д.К. Заболотный, И.В. Савченко, Н.Ф. Гамалея), сыпным тифом (Г.Н. Минх, О.О. Мочугковский), чумой (В.П. Смирнов), вирусом полиомиелита (М.Н. Чумаков), вирусом гепатита А (М.С. Балоян) и др.
Таким образом, уже в XVIII в. в микробиологии зародилась деонтология (наука о долге врача).
Описание слайда:
Открытие все новых возбудителей инфекционных болезней продолжалось в течение XVIII—XX столетий. В конце XIX в. произошло открытие вирусов. В 1892 г. русский ботаник Д.И. Ивановский (1864—1920) открыл царство вирусов (от лат. virus — яд) при изучении мозаичной болезни табака. Д.И. Ивановский обнаружил мельчайшие частицы, проходящие через бактериальные фильтры. Затем были открыты многие вирусы, поражающие человека, животных, растения и бактерий и в первой половине XX в. оформилась самостоятельная дисциплина — вирусология, изучающая вирусы.
Описание слайда:
Открытие и появление новых видов бактерий, вирусов, грибов, простейших и изменение патогенных свойств уже известных микробов вполне закономерно, так как, совершенствуются методы микробиологии по их выявлению и микроорганизмы эволюционируют в соответствии с общими законами биологии и генетики. Только за последние 20—30 лет открыто порядка трех десятков новых микробов. Все они объединены в группу эмерджентных, т. е. опасных непредсказуемых инфекций. Так, открыты вирусы иммунодефицита человека (ВИЧ), вирусы геморрагических лихорадок (Марбург, Ласса, Эбола и др.), патогенные бактерии, вызывающие болезнь легионеров, лихорадку Лайма, Корона-вирусы, вызывающие атипичную пневмонию и др.
Описание слайда:
Некоторые представители микробов вообще исчезли с нашей планеты. Так, благодаря массовой вакцинации полностью исчезла натуральная оспа, ставится задача ликвидации полиомиелита и других инфекций.
В будущем человека также ожидает появление новых или измененных возбудителей инфекционных болезней. Примером может служить все возрастающая роль в патологии человека вирусов Т-клеточного лейкоза (HTLV-I, HTLV-II), вирусов гепатита, хламидий, прионов и др.
Описание слайда:
Физиологический период
С момента обнаружения микробов возник вопрос об их строении биологических свойствах, процессах жизнедеятельности, экологии и т. д.
Поэтому с середины XIX в. началось интенсивное изучение физиологии бактерий. Этот период, который начинался с XIX в. и продолжается до наших дней, условно был назван физиологическим периодом в развитии микробиологии.
Описание слайда:
Большую роль в этот период сыграли работы французского ученого Луи Пастера (1822—1895). Он был химиком по образованию, обладал широкой эрудицией, талантом экспериментатора, целеустремленностью Л. Пастер сделал ряд открытий во многих областях науки, что позволило ему стать основоположником нескольких наук: микробиологии, биотехнологии, дезинфектологии, стереохимии.
Описание слайда:
Л. Пастер открыл:
1) природу брожения;
2) анаэробиоз;
3) опроверг бытовавшую в его времена теорию самозарождения;
4) обосновал принцип стерилизации;
5) разработал принцип вакцинации и способы получения вакцин.
Луи Пастер (1822-1895)
Описание слайда:
До Пастера господствовала химическая теория брожения Либиха. Пастер сделал открытие, доказав, что брожение — это биологическое явление, которое вызывается микробами, их ферментами, т. е. Пастер стал основоположником биотехнологии.
До Пастера господствовала теория самозарождения всего живого. Пастер изящными опытами опроверг это положение.
Пастер доказал также, что некоторые бактерии живут и размножаются только в бескислородной среде. Таким образом, были открыты анаэробы.
Описание слайда:
Доказательство роли микробов в ферментативных процессах брожения, гниения, разложения белков и сахаров привело Пастера к решению ряда практических задач, в частности к разработке способа борьбы с болезнями вина путем прогревания его при 50—60 °С с целью уничтожения бактерий, вызывавших брожение. Этот способ назвали пастеризацией
Наконец, Пастер разработал принцип вакцинации и способ получения вакцин.
Описание слайда:
Значительный вклад в развитие микробиологии в этот период внес немецкий бактериолог Роберт Кох (1843—1910), который предложил окраску бактерий, микрофотосъемку, способ получения чистых культур, а также знаменитую триаду, получившую название триада Генле—Коха, по установлению этиологической роли микробов в инфекционном заболевании.
Описание слайда:
Предложил окраску бактерий, микрофотосъемку, способ получения чистых культур, а также триаду Генле—Коха
Роберт Кох
(1843— 1910)
Описание слайда:
Согласно этой триаде, для доказательства роли микроба в возникновении специфической болезни необходимо три условия:
1) чтобы микроб обнаруживался только у больного и не обнаруживался у здоровых людей и больных другими болезнями;
2) должна быть получена чистая культура микроба;
3) микроб должен вызвать аналогичное заболевание при заражении животных.
Описание слайда:
Этот принцип до Коха выдвигал Генле; Кох его сформулировал и развил. В наше время триада Генле—Коха имеет относительное значение, так как установление этиологической роли микробов в инфекции не всегда укладывается в рамки триады: иногда трудно воспроизвести болезнь у животных, так как нет модели (например, ВИЧ-инфекция); нередко возбудитель обнаруживается у здоровых лиц (носительство).
Описание слайда:
Критерии этиологической значимости выделенной чистой культуры на современном этапе развития микробиологии.
Для установления этиологической роли патогенных микробов необходимо:
1. выделение микроба из материала от больного (независимо от количества),
2. обнаружение в сыворотке крови специфических антител в диагностическом титре или сероконверсии в ходе болезни в 4 раза и более
3. наличие корреляции между выделенным микробом и клинической картиной болезни.
4. результаты биопробы
5. результаты аллергологического метода диагностики.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
7. Выявление прямой корреляции между чувствительностью культуры к антимикробным химиотерапевтическим препаратам и эффективностью терапии.
8. Выделение идентичных культур от группы больных в случае вспышки заболевания.
9. Наличие прямой корреляции между клиническим улучшением и уменьшением массивности или полной элиминацией микробной популяции.
Основное значение в установлении этиологии заболевания имеют первые два критерия, остальные — только дополнительное.
Описание слайда:
Иммунологический период
Этот период в развитии микробиологии связан прежде всего с именами французского ученого Л. Пастера, российского биолога И. И. Мечникова (1843—1916) и немецкого химика Пауля Эрлиха (1854—1915). Этих ученых можно назвать основоположниками иммунологии, так как Л. Пастер открыл и разработал принцип вакцинации, И.И. Мечников — фагоцитарную теорию, которая явилась основой клеточной иммунологии, и П. Эрлих высказал гипотезу об антителах и развил гуморальную теорию иммунитета.
Описание слайда:
Иммунологический период в развитии микробиологии начался со второй половины XIX в., когда перед исследователями встал вопрос о том, как можно защищаться от патогенных микробов, вызывающих инфекционные болезни. Следует отметить, что более 200 лет назад английский врач Эдуард Дженнер (1749-1823) нашел способ создания невосприимчивости к возбудителю натуральной оспы человека, путем прививки человеку вируса коровьей оспы. Это было величайшее открытие, но оно носило эмпирический характер.
Описание слайда:
И только в конце XIX в. Л. Пастер научно обосновал принцип вакцинации и способ получения вакцин. Л. Пастер показал, что ослабленный возбудитель холеры кур, бешенства, сибирской язвы, потерявший вирулентные патогенные свойства, сохраняет способность при введении в организм создавать специфическую невосприимчивость к возбудителю.
Описание слайда:
Пастер впервые получил из мозга больных бешенством собак, кроликов, подвергавшегося температурным воздействиям, живую аттенуированную вакцину против бешенства, использовав для этого фиксированный вирус бешенства; проверил профилактические и лечебные свойства вакцины на пациентах, укушенных бешеными животными; создал прививочные пункты и распространил способ вакцинации на многие страны. Летом 1886 г. в Одессе и Перми начали работать созданные И. И. Мечниковым и его учеником Н. Ф. Гамалеей первые пастеровские станции.
Описание слайда:
За сделанные великим французом открытия на средства, собранные по международной подписке, в 1888 г. построен в Париже Пастеровский институт,. В Пастеровском институте в 1983 г. Люкс Монтанье открыл вирус иммунодефицита человека одновременно с американским ученым Робертом Галло. Среди пожертвователей на организацию института были и простые рабочие, и банкиры, и цари, и императоры различных стран.
Описание слайда:
В Пастеровском институте работали такие выдающиеся ученые, как И.И. Мечников (26 лет был заместителем Л. Пастера), Э. Ру, А. Кальмет (создал вакцину БЦЖ), А. Лаверан (открыл плазмодия малярии), наш соотечественник А.М. Безредка (предложил метод десенсибилизации), Ж. Борде (иммунохимик), Г. Рамон (разработал метод получения анатоксинов), наши соотечественники Н.Ф. Гамалея (вакцинация против бешенства, принцип получения химических вакцин), С.Н. Виноградский (почвенная микробиология) и многие другие.
Описание слайда:
Огромный вклад в развитие иммунологии внес И. И. Мечников, который обосновал учение о фагоцитозе и фагоцитах, доказал, что фагоцитоз – явление универсальное. За разработку теорий фагоцитоза И. И. Мечникову в присуждена Нобелевская премия (1908 г.).
Описание слайда:
Разработал фагоцитарную теорию иммунитета – Нобелевская премия 1908 год
И. И. Мечников (1845-1916)
Описание слайда:
Оппонентом И. И. Мечникова в те времена был П. Эрлих, предложивший гуморальную теорию иммунитета. Он считал, что в процессах иммунитета играют роль только антитела. Однако дальнейшее развитие иммунологии подтвердило правоту как И. И. Мечникова, так и П. Эрлиха о единстве клеточных и гуморальных факторов иммунитета. П. Эрлих, так же как И. И. Мечников, в 1908 г. был удостоен Нобелевской премии.
Описание слайда:
В XХ в. были открыты основные формы реагирования иммунной системы и основные факторы иммунитета.
В 1900 г. Р. Кох открыл гиперчувствительность замедленного типа (ГЗТ); в 1902— 1905 гг. Ш. Рише, Ж. Портье, Г. П. Сахаров описали гиперчувствительность немедленного типа (ГНТ); обе эти формы реагирования легли в основу учения об аллергии (К. Пирке, 1906). В 1950-х годах открыта толерантность (терпимость, устойчивость) к антигенам (П. Медовар, М. Гашек), а также иммунологическая память Ф. Вернет и др.). Явления, связанные с иммунологической памятью (быстрый эффект образования антител при повторном введении антигена), впервые обнаружил российский врач М. Райский в 1915 г.
Описание слайда:
В это же время была изучена структура иммуноглобулинов (Р. Портер и Д. Эдельман), открыты интерферон (А. Айзеке и Ж. Линдеман), интерлейкины (ИЛ) и другие иммуномодуляторы.
Иммунология в середине XX в. оформилась как самостоятельная наука, имеющая свои цели и задачи в области медицины, свою структуру и классификацию.
Описание слайда:
Молекулярно-генетический период
Развитие во второй половине XX в. молекулярной биологии, генетики, биотехнологии, генной и белковой инженерии, цитологии и других наук дало новый толчок к развитию микробиологии и иммунологии. В этот период была расшифрована молекулярная структура многих бактерий и вирусов, строение и состав их генома, структура антигенов и антител, факторов патогенности бактерий и вирусов, а также факторов иммунной защиты (комплемент, интерферон, иммуномодуляторы и др.). Большие успехи достигнуты в изучении иммунокомпетентных клеток, механизмов функционирования иммунной защиты, учения о стволовых дендритных клетках и т. д.
Описание слайда:
Расшифровка генов бактерий и вирусов, их синтез позволили искусственно синтезировать рекомбинантные ДНК и получать на их основе с помощью генетической инженерии рекомбинантные штаммы бактерий и вирусов, которые нашли широкое применение в биотехнологии для получения биологически активных веществ. Генная инженерия в области иммунологии позволила получать вакцинные и диагностические препараты (вакцина против гепатита В, ВИЧ-инфекции и др., диагностические препараты на основе моноклональных антител и др.).
Описание слайда:
Успешно решается проблема создания синтетических вакцин на основе антигенов или их детерминант, конъюгированных с полимерными носителями и адъювантами, а также живых векторных вакцин, полученных генно-инженерным способом. Открыты различные иммуномодуляторы для коррекции иммунного статуса. Разрабатывается иммуногенетика, целью которой является генопрофилактика и генотерапия иммунодефицитов. Широкое применение в микробиологии нашла генодиагностика (полимеразная цепная реакция).
Описание слайда:
Большие успехи достигнуты в изучении системы гистосовместимости (HLA-системы), что позволило сделать значительный шаг в трансплантологии при решении проблемы преодоления иммунологической несовместимости при пересадках органов и тканей, а также в проблеме несовместимости матери и плода в акушерстве и гинекологии.
Описание слайда:
Современная микробиология в РФ.
Отечественные ученые внесли существенный вклад в развитие микробиологии и иммунологии. Уже в XIX и начале XX в. они много сделали для выяснения этиологической роли микробов в возникновении инфекционных болезней, для изучения проблем невосприимчивости к инфекциям, создания иммунобиологических препаратов, снижения и ликвидации эпидемий и эпидемических болезней. Опыты по самозаражению для выяснения этиологической роли микробов провели на себе Д. Самойлович, Г.Н. Минх, О.О. Мочутковский, И.И. Мечников, Д.К. Заболотный, М.С. Балоян и др.
Описание слайда:
Начиная с 1920-х годов в России (в СССР) создан ряд крупных институтов микробиологического и иммунологического профиля — Институт эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи, Институт вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова, Институт вирусологии им. Д.И. Ивановского, Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П. Чумакова, Институт вирусных препаратов им. О.Г. Анджапаридзе, Институт гриппа — входящих в настоящее время в систему РАМН и т.д.
Описание слайда:
Многие институты, занимающиеся проблемами микробиологии и иммунологии, созданы также в системе Министерства здравоохранения РФ. Среди них— Институт иммунологии (ныне Центр иммунологии) в Москве, Институт клинической иммунологии в г Новосибирске, институты широкого профиля в системе Российского акционерного общества «Биопрепарат» (Центр прикладной микробиологии в пос. Оболенск Московской области, Центр вирусологии и молекулярной биологии в пос. Кольцово Новосибирской области и др.).
Описание слайда:
Институты Российской АН: Институт биоорганической химии им. М.М. Шемякина — Ю. А. Овчинникова, Институт микробиологии в Пущино и др.
В вышеназванных институтах исследования ведутся на современном методическом и техническом уровне. Проводится подготовка специалистов, для этого в России создана система первичного обучения, повышения квалификации и специализации бактериологов, вирусологов, протозоологов, иммунологов через кафедры медицинских вузов, ординатуру, интернатуру и аспирантуру на факультетах постдипломной подготовки и в научно-исследовательских институтах.
Описание слайда:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПРИКЛАДНОЙ МИКРОБИОЛОГИИ И БИОТЕХНОЛОГИИ
ИНСТИТУТ БИОХИМИИ И ФИЗИОЛОГИИ МИКРООРГАНИЗМОВ
ИМ. Г.К. СКРЯБИНА РАН
ПУЩИНО, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Описание слайда:
Крупные ученые второй половине XX в. в нашей страны и мира:
Л. А. Зильбер — основоположник иммуноонкологии;
П. Ф. Здродовский — иммунолог и микробиолог, известный своими фундаментальными работами по физиологии иммунитета, а также в области риккетсиологии и по бруцеллезу;
В. М. Жданов — крупнейший вирусолог, один из организаторов глобальной ликвидации натуральной оспы на планете, стоявший у истоков молекулярной вирусологии и генной инженерии;
Описание слайда:
В. Д. Тимаков — известный своими трудами по L-формам бактерий, возглавлявший Президиум Академии медицинских наук СССР;
М.П. Чумаков — иммунобиотехнолог и вирусолог, организатор Института полиомиелита и вирусных энцефалитов (ныне институт носит имя М.П. Чумакова), автор многих противовирусных вакцин (пероральной вакцины против полиомиелита и др.);
Описание слайда:
А.А. Смородинцев — автор гриппозной, паротитной, коревой и полиомиелитной вакцин;
Г.В. Выгодчиков — крупный ученый в области стафилококковых инфекций; З.В. Ермольева — основоположник отечественной антибиотикотерапии и др.
В настоящее время продуктивно работают над решением проблем микробиологии и иммунологии крупные ученые нашей страны: академик РАН и РАМН Р.В. Петров, академики РАМН В.И. Покровский, Д.К. Львов, Р.М. Хаитов, Б.Ф. Семенов, С.Г. Дроздов, С.М. Клименко, В.А. Лашкевич и др.
Описание слайда:
Значение микробиологии в медицинской практике
Микробиология и иммунология занимают в медицине промежуточное положение между фундаментальными, теоретическими и клиническими, а также медико-профилактическими дисциплинами. Они проникают во все медицинские дисциплины: хирургию, терапию, онкологию, нервные болезни, урологию, офтальмологию, эндокринологию, эпидемиологию, педиатрию, стоматологию, инфекционные болезни, медико-профилактические науки, фармацевтические дисциплины и др.
Описание слайда:
Трудно назвать какую-либо специальность, в которой не использовались бы методы микробиологии и иммунологии для диагностики, лечения и профилактики инфекционных и неинфекционных болезней. Поэтому врач любой специальности должен знать основы микробиологии и иммунологии, умело ими пользоваться в своей практической деятельности.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Возможности и риски педагогической диагностики
Презентация на тему : «Этологическая теория»
Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники лепки»
Презентация на тему: Электрический ток. Анализ опасности поражения током
«Вред и польза жевательной резинки»
Статья «Нетрадиционные формы обучения столяров»
КОС ОП.09 Охрана труда
Презентация по предмету :Светская этика.»Ночные ведьмы»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5298512 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.