особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков

Особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков

106. Особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков, — называется:
профессией

107. Отдел повышения квалификации персонала подразделений (по двум признакам) относится к следующим видам подразделений
непроизводственный — обслуживающий

108. Отнесение работ к той или иной профессии определяется:
квалификационными справочниками

109. Отношение числа всех выбывших или вновь принятых за определенный период времени к среднесписочной численности работающих за этот период — это ____________________ кадров.
оборот

110. Отношение числа работников участвующих я каких-либо формах общественной активности к общей численности персонала показывает:
уровень общественной активности

111. Переводной зарубежной, вызвавшей наибольший интерес к проблемам управления и научной организации труда на производстве в СССР в 60-е годы, является книга
В.И. Терещенко «Курс для высшего управленческого персонала»

112. Период, в течение которого работник, находясь на производстве, не работает называется временем
перерывов

113. Персонал предприятия подразделяется на категории
рабочих и служащих

114. Пионером внедрения НОТ в СССР является:
А. Гастев

115. Пионером нормирования и научной организации труда в США является:
Ф. Тэйлор

117. Побуждение к действию, побудительная причина поведения называется ____________________ труда.
стимулом

118. Повышение квалификации специалистов происходит, как правило, один раз в:
5 лет

119. Повышение уровня (степени) овладения приемами и навыками применительно к конкретной профессии — это ____________________ кадров.
профессиональное развитие

120. Показатели первого и второго года бизнес-плана даются в следующей временной разбивке
помесячной и поквартальной

Источник

Система управления персоналом организации

Понятия, цели и принципы системы управления персоналом

Персонал организации — это сотрудники организации, работающие по найму и обладающие определенными профессиональными и качественными характеристиками.

Существенным признаком персонала организации является оформление трудового договора с работодателем.

С практической точки зрения персонал организации представляет собой важнейший ресурс организации.

В теории менеджмента персонал организации рассматривается в качестве ее социальной системы.

Ведущая роль в обеспечении выполнения стратегических целей организации принадлежит персоналу организации. Требования, предъявляемые по реализации целей для достижения тех или иных экономических результатов, способность решать и выполнять стратегические задачи по развитию организации и повышению ее конкурентоспособности, прямо связаны с уровнем самоорганизации системы.

Социальная система организации закономерно разделяется на две основные подсистемы: управляющую и управляемую.

Рассмотрим классификацию персонала по категориям. Дадим определение персонала, человеческих ресурсов, трудового потенциала работника.

Персонал — это личный состав организации, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.

Человеческие ресурсы — понятие, отражающее главное богатство любого общества, процветание которого возможно при создании условий для воспроизводства, развития, использования этого ресурса с учетом интересов каждого человека.

Трудовой потенциал работника — это совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда.

Численность персонала организации зависит от характера, масштаба, сложности, трудоемкости производственных и управленческих процессов, степени их механизации, автоматизации, компьютеризации.

Персонал организации подразделяют на управленческий и производственный (рис. 2).

особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Смотреть фото особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Смотреть картинку особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Картинка про особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Фото особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков

Управленческий персонал — часть персонала организации, выполняющая общие функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Производственный персонал занят непосредственно на производстве и участвует в осуществлении технологического процесса.

По характеру трудовых функций персонал подразделяется на рабочих, руководителей, специалистов и служащих.

В зависимости от уровня управления руководители бывают линейные и функциональные. Линейные возглавляют организацию в целом или ее подразделения. Функциональные руководители возглавляют отделы, службы, бюро и т. д.

Линейный руководитель осуществляет непосредственное руководство людьми и производственной деятельностью. Он является связывающим звеном между руководством организации, которое разрабатывает стратегические задачи управления, и непосредственными исполнителями, которые реализуют эти решения. Правильный подбор линейного руководителя имеет особое значение. Линейный руководитель обязательно должен иметь профессиональную подготовку и опыт деятельности.

Специалисты — лица, осуществляющие экономические, инженерно-технические, юридические и другие функции. Специалисты имеют высшее или среднее специальное образование.

Служащие осуществляют подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание.

Квалификационные требования к служащим: среднее профессиональное образование или среднее полное образование, с подготовкой по специальной программе в течение одного или нескольких месяцев.

Работники подразделяются по профессиям, специальностям и квалификации.

Профессия представляет вид трудовой деятельности, требующий для выполнения задач специальных теоретических знаний и практических навыков.

Специальность — это одно из направлений профессии (токарь-настройщик, слесарь по ремонту оборудования и т. д.).

Квалификация работника определяется уровнем специальных знаний, практических навыков и характеризует степень сложности выполняемых работ. Уровень квалификации оценивается разрядами, которые устанавливаются по тарифноквалификационным справочникам.

Квалификацию работников по статусу в занятости определяют так:

Наемные работники подразделяются на гражданское население и военнослужащих.

По длительности найма их подразделяют на постоянных работников; временных и сезонных.

Работа имеет квалификацию: основную; дополнительную; и неполную видимую занятость.

Основная работа — та, на которой у администрации находится трудовая книжка работника.

Для более полной классификации персонала необходимо рассматривать:

Все это в совокупности можно понимать как трудовой потенциал организации, который зависит от принципов управления персоналом.

Принципы управления персоналом — это фундаментальные основы управления.

Важнейшими принципами управления персоналом являются:

Принцип системности в работе с персоналом предполагает, что управление персоналом в организации должно:

Принцип демократизации работы с персоналом означает:

Принцип индивидуализации работы с персоналом реализуется:

Принцип информатизации работы с персоналом предполагает применение современных средств вычислительной техники для процедур сбора, передачи, обработки, хранения, выдачи информации в целях оперативного принятия обоснованных кадровых решений. Этому способствует оснащение кадровых служб персональными компьютерами и создание на их базе автоматизированных рабочих мест работников кадровой службы.

Менеджерам в практической деятельности следует руководствоваться рассмотренными выше принципами управления персоналом. Это позволит в значительной степени повысить эффективность его использования.

Системы методов управления персоналом

Методами управления персоналом называют способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства.

Методы управления персоналом подразделяются на три группы:

Все виды методов органично связаны между собой и образуют систему (рис. 3).

особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Смотреть фото особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Смотреть картинку особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Картинка про особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Фото особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков

Каждый из указанных методов характеризуется:

Организационно-распорядительные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека работать в определенной организации и т. д. Их отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для организационно-распорядительных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия.

Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т. п.).

Хотя каждый из этих методов имеет свое содержание, направленность и способ воздействия, организационную форму исполнения, они должны использоваться в тесном взаимодействии. Невозможно рассчитывать на автоматическое действие этих методов, достаточно трудно определить силу их воздействия и конечный эффект.

С помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Данные методы основаны на использовании экономического механизма.

Структура управления производством и классификация персонала

Управление организацией представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнять формально или по шаблону.

Организации создаются для достижения самых разных целей, удовлетворения различных потребностей людей, поэтому они так разнообразны. Организация имеет свою структуру.

Структура организации — это логическая взаимосвязь и взаимозависимость уровней управления и подразделений.

Структура организации закрепляет горизонтальное и вертикальное разделение труда, расстановку и взаимосвязь персонала, возможности его успешной деятельности.

Структуре придается большое значение при анализе организационной системы производства в целом.

Наилучшая структура — это та, которая позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

В теории управления различают несколько видов организационных структур управления:

Сущность линейной структуры управления (рис. 4) состоит в том, что во главе каждого коллектива стоит один руководитель, который подотчетен вышестоящему руководителю. Подчиненные выполняют распоряжения только своего непосредственного руководителя.

Достоинства линейной структуры:

особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Смотреть фото особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Смотреть картинку особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Картинка про особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Фото особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков

Линейная структура управления — самая простая, хорошо работает на нижних уровнях управления малых предприятий, эффективна, когда круг решаемых проблем невелик.

Недостаток линейной структуры — руководитель должен быть компетентен во всех областях управления, что приводит к перегрузке руководителя.

Функциональная структура (рис. 5) основана на разделении функций между структурными подразделениями с одновременным подчинением всех нижестоящих подразделений.

особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Смотреть фото особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Смотреть картинку особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Картинка про особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Фото особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков

Достоинства функциональной структуры управления:

Функциональная форма связи нарушает единство распорядительства и принцип единоначалия, снижается ответственность за работу. Она часто встречается в научно-исследовательских и проектных организациях.

Линейно-функциональная структура (рис. 6) основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределении функций управления между ними. Эта структура применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда.

особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Смотреть фото особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Смотреть картинку особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Картинка про особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Фото особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков

Линейно-функциональная структура в настоящее время является основным базовым типом структур.

Она обеспечивает максимальную стабильность организации, создает наиболее благоприятную основу для формальной регламентации полномочий и ответственности.

Однако эта структура не всегда обладает необходимой гибкостью и приспособляемостью при возникновении новых задач, не обеспечивает координацию деятельности по внедрению новых программ.

Линейно-штабная структура (рис. 7) представляет собой линейную структуру, где при каждом звене создан штаб, состоящий из производственного, технологического, планового отделов; служб главных специалистов; отдельных бюро, важных для производства специалистов.

особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Смотреть фото особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Смотреть картинку особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Картинка про особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Фото особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков

Линейный руководитель утверждает подготовленные штабом решения и передает их подчиненным для исполнения.

Преимущества линейно-штабной структуры в том, что при необходимости руководитель организации может единоначально принять решение.

Линейно-штабная структура предусматривает создание социальных, профессиональных и консультационных подразделений руководителя. В основном эта структура применяется на предприятиях средней величины.

На крупных предприятиях используется дивизионная организационная структура управления (рис. 8), в которой сложная линейно-функциональная система делится на относительно самостоятельные блоки.

особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Смотреть фото особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Смотреть картинку особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Картинка про особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Фото особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков

При такой структуре полномочия по руководству производством и сбытом продукции передаются одному руководителю, ответственному за данный вид продукции.

Если деятельность организации охватывает разные географические (или международные) зоны, то целесообразно дивизионную структуру организовать по территориальному принципу.

Дивизионная структура, повышая гибкость управления, имеет серьезные недостатки. Они сдерживают рост производительности труда, ограничивают возможности использования крупного высокопроизводительного оборудования.

Широкое распространение в крупных и международных компаниях получила матричная структура (рис. 9), которая предусматривает реализацию целевых программ (проектов).

Матричная структура допускает двойное подчинение подразделений и отдельных работников.

Полномочия руководителю целевой программы (проекта) делегирует высший руководитель. Он отвечает в целом за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов, относящихся к данному проекту (программе), за планирование, соблюдение графика реализации.

особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Смотреть фото особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Смотреть картинку особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Картинка про особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Фото особый вид трудовой деятельности требующий определенных теоретических знаний и практических навыков

Достоинства матричной структуры в том, что она позволяет достичь гибкости, перераспределить трудовые ресурсы в зависимости от потребностей каждой целевой программы (проекта), координировать различные типы деятельности и использование ресурсов.

Выбор типа структуры зависит от самой организации и быстроты изменения внешней среды.

Возможна смешанная структура управления (рис. 10).

Источник

Профессия – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово профессия? Пытаешься разобраться, что такое профессия? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «профессия» в словарях русского языка

Профессия это:

Профе́ссия (; от — «объявляю своим ») — род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования.

Профессия требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретаемыми в ходе специальной подготовки или получения специального образования.

Профессия

ж.Род трудовой деятельности, занятий, требующих специальной подготовки.

Профессия

( лат. professio) род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом спец. теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате спец. подготовки, опыта работы.

Профессия

ж. Род трудовой деятельности, занятий, требующих специальной подготовки.

Профессия

[лат. professio]род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом спец. теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате спец. подготовки, опыта работы.

Профессия

Профессия

основной род занятий, трудовой деятельности По профессии инженер. Производственные профессии. Выбор профессии. Лица свободных профессий (люди умственного труда, не связанные служебными обязанностями или занимающиеся частной практикой).

Профессия

(лат. professio, от profiteor — объявляю своим делом), род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Профессия

профессия ж. Род трудовой деятельности, занятий, требующих специальной подготовки.

Профессия

профессии, ж. (латин. professio). Род, характер трудовой деятельности, служащий источником существования. Плотник по профессии. Лица свободных профессий.

Профессия

— предмет трудовой деятельности человек его постоянных занятий, а тж. свидетельство наличия у него знаний умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ.

Профессия

Профессия

Профессия

род трудовой деятельности, занятий, требующий специальной подготовки и являющийся обычно источником существования

Источник

vanyok.okis.ru

8.1 Классификация персонала предприятия по категориям работников

Все процессы, связанные с хозяйственной деятельностью, выполняет трудовой коллектив, который составляет персонал предприятия.

К персоналу предприятия относятся все работники, которые имеют соответствующие профессии и квалификацию для выполнения процессов хозяйственной деятельности, и входят в списочный состав (штатный состав) предприятия. В зависимости от выполняемых функций, работники предприятия подразделяется на категории. Категории персонала устанавливает действующий Государственный классификатор профессий ДК-003-95 (рис. 8.1), согласно которому персонал подразделяется на:

Категория рабочих состоит из:

— квалифицированных рабочих с инструментом;

— операторов и сборщиков оборудования и машин;

— рабочих простейших профессий;

— рабочих сферы торговли и бытовых услуг;

— квалифицированных рабочих сельского и лесного хозяйства, рыборазведения и рыболовства.

Категория руководителей охватывает широкий круг профессий, которые предусматривают разнообразные функции, связанные с руководством и управлением предприятием и его подразделениями. Условно, в рамках промышленного предприятия можно выделить несколько уровней работников этой категории.

Первый уровень – генеральный директор и его заместители, главный бухгалтер, главный инженер.

Рабочие
простейших
профессий

Персонал

предприятия

Операторы и сборщики
оборудования и машин

Квалифицированные работники
с инструментом

Квалифицированные рабочие
сельского и лесного хозяйств,
рыборазведения и рыболовства

Работники сферы торговли

Рисунок 8.1 – Структура персонала предприятия

Второй уровень – директора или руководители производств, филиалов, заместители главного инженера, главного бухгалтера, руководители управлений (коммерческого, планово-экономического, кадрового и др.), главные специалисты.

Третий уровень – руководители цехов, отделов, бюро, лабораторий, заместители главных специалистов.

Квалификационный уровень руководителей – высшее образование (специалист, магистр), научная степень (кандидат, доктор наук).

К категории профессионалов относятся работники, профессиональные задачи которых состоят в увеличении существующего объема знаний: разработке новых научно-прикладных концепций теорий, методов, разработки новых проектов, методик, технологий, программных продуктов и т. п. К таким работникам относятся ведущие специалисты главных инженерных, финансовых, экономических, коммерческих и других подразделений предприятий, которые выполняют самостоятельные проекты и при этом могут руководить определенной группой специалистов. Они также должны иметь квалификацию, соответствующую уровню высшего образования (специалист, магистр) и предпочтительно научные степени: кандидат, доктор наук.

К категории специалистов относятся работники, которые выполняют работы, связанные с использованием известных теорий, методов, методик, нормативов, пакетов программ для компьютеров. Классификация этой категории персонала соответствует уровню неполного, базового или полного высшего образования (младший специалист, бакалавр, специалист).

Категория технических служащих включает в свой состав работников, которые выполняют работы, обеспечивающие деятельность руководителей, профессионалов, специалистов и предусматривают простые исполнительские технические функции. Это – операторы компьютеров и другой офисной техники, работники, регистрирующие информацию и т. п. Профессии этой категории персонала предусматривают полное общее среднее и профессиональное образование.

Категория рабочих требует не только определенных знаний, но и навыков выполнения работ, связанных с профессией. Квалификация таких рабочих может оцениваться присвоением им квалификационного разряда (от первого до шестого). Эта категория работников охватывает большое количество разнообразных профессий от простейших до очень сложных. Поэтому профессиональный уровень рабочих может опираться на образовательный уровень широкого диапазона от неполного среднего к полному высшему образованию.

На промышленных предприятиях персонал подразделяется на две группы: персонал промышленно-производственного подразделения (основная деятельность) и персонал непроизводственного подразделения, находящийся на балансе промышленного предприятия (неосновная деятельность).

К промышленно-производственному персоналу относятся рабочие, руководители, профессионалы, специалисты, технические служащие, которые выполняют функции, связанные с производственной деятельностью предприятия.

Персонал неосновной деятельности промышленных предприятий составляют работники, занятые обслуживанием жилого и коммунального хозяйства, медицинских учреждений, учреждений дошкольного воспитания, культуры и т. п.

Рабочие, занятые производственной деятельностью делятся на основных производственных и вспомогательных.

Основными считают тех, которые непосредственно принимают участие в производстве основной продукции, а вспомогательными – тех, которые обслуживают основное производство.

В зависимости от характера трудовой деятельности кадры на предприятии разделяют по профессиям, специальностям и уровню квалификации.

Под профессией понимают особый вид трудовой деятельности, который требует определенных теоретических знаний и практических навыков.

Под специальностью понимают вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует дополнительных специальных знаний и навыков.

Рабочие каждой профессии и специальности отличаются уровнем квалификации. Квалификация характеризует степень овладения рабочим той или иной профессией или специальностью и отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях.

Квалификационные (тарифные) разряды и категории – это одновременно и показатели, которые характеризуют степень сложности работ. Уровень квалификации определяется разрядами, которые присваиваются в зависимости от теоретической и практической подготовки.

Источник

Профессия

Полезное

Смотреть что такое «Профессия» в других словарях:

ПРОФЕССИЯ — (лат.). 1) исключительное занятие чем либо; преподавание чего нибудь, звание, ремесло, должность, призвание к чему либо, напр. профессия ученого, профессия адвоката. 2) публичное объявление, т. е. исповедание; также в католич. церкви… … Словарь иностранных слов русского языка

профессия — и, ж. profession f., пол. profesya <лат. professio < profiteri открыто объявлять. Род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся основным источником существования. БАС 1. А по оному кантракту обязался я… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Профессия — следователь … Википедия

профессия — См. занятие. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. профессия дело, занятие; деятельность, род занятий, специальность; ремесло; профиль, работа, квалификация, звание, призвание … Словарь синонимов

ПРОФЕССИЯ — Все профессии это заговор специалистов против профанов. Джордж Бернард Шоу Доказательство истинности любого призвания любовь к тяжелой работе, которой оно требует. Логан Пирсолл Смит Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с… … Сводная энциклопедия афоризмов

профессия №1 — секретарша, офис менеджер, секретутка Словарь русских синонимов. профессия №1 сущ., кол во синонимов: 3 • офис менеджер (3) • … Словарь синонимов

профессия — ПРОФЕССИЯ, квалификация, профиль, специальность, разг. ремесло … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Профессия — – это постоянная деятельность, требующая специальной подготовки. Профессия определяется видом и характером выполняемых строительных процессов: бетонщики выполняют бетонные работы, арматурщики – арматурные и т. д. [Бадьин Г. М. и др. Строительное… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

ПРОФЕССИЯ — род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, являющихся результатом специальной подготовки и приобретённого опыта работы. Понятие «профессия» может подразумевать ряд… … Большая политехническая энциклопедия

Профессия — специальность, вид трудовой деятельности личности, требующий определенного образования, подготовки и навыков, опыта. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ПРОФЕССИЯ — (от латинского professio), род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Профессии порождены разделением труда и служат выражением его дифференциации. К концу 20 века число… … Современная энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *