отношение к женщинам на руси

Публикации

РАПСИ продолжает вторую главу серии правовых расследований, посвященную равноправию полов. Христианизация Руси заметно изменила правовое положение женщин, причем невозможно однозначно сказать, в лучшую или худшую сторону. О причинах дискриминационного правоприменения при нормативном равенстве в Древней Руси и о возможности женщины выйти из-под власти мужчин и семьи для получения всех предоставленных государством прав рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

На правовом положении женщины на Руси рубежа X–XI вв. серьезным образом сказывались три новых фактора: укрепление и развитие государственности; зарождение и углубление феодальных отношений; распространение христианства.

Государство на первых порах ограничивалось записью норм обычного права и не слишком много новизны вводило в статус женщины. Традиции, обычаи оказались настолько устойчивы и консервативны, что поколебать их было сложно. Да и не нуждалось в этом государство, стремящееся к сохранению стабильности в обществе. Этот регулятор успешно работал, выполнял свои функции и менялся государством только в том случае, когда начинал противоречить интересам правящих классов. Надо сразу отметить, что нормы обычного права в русских крестьянских общинах во многом дожили до нового времени и действовали даже в XIX веке.

Роль христианской церкви в изменении статуса женщины трудно оценивать однозначно. С одной стороны, христианство весьма определенно и безоговорочно поставило женщину на второе место, в подчиненное положение по отношению к мужчине. С другой, церковь довольно уважительно относилась к женщине, особенно к женщине — матери и учила этому свою паству.

Священники резко осуждали тех мужчин, которые не проявляли должной заботы о семье, вели разгульный образ жизни, изменяли своим супругам. Согласно православным постулатам мужчина именно как глава семьи должен был содержать женщину и оказывать ей внимание и уважение. Крайне отрицательно относилась церковь к проявлениям насилия по отношению к женщинам как в семье, так и за ее пределами. Явно под влиянием церкви в светском законодательстве появились статьи с серьезными наказаниями за изнасилование.

Длительную борьбу вела церковь с многоженством и практикой обращения женщин в наложницы. Так, у самого князя Владимира — «крестителя Руси» — одних официальных жен было пять, а гарем насчитывал 800 наложниц. В летописи говорится: «А наложниц у него было 300 в Белгороде, еще 300 в Вышгороде и 200 на Берестове… И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Только от жен у него было признанных им 12 сыновей, а детей от наложниц никто не считал.

Таким образом, христианство по-своему «упорядочило» положение женщины в русских племенах: отвело ей подчиненное место, но и устранило и смягчило многие дикие пережитки языческих традиций. В некоторых племенах в их число входило не только «умыкание невесты», многоженство, но и человеческие жертвоприношения, где в роли жертв обычно выступали молодые девушки.

Тесные контакты Руси с Византией привели к тому, что в законодательстве молодого славянского государства отчетливо прослеживаются следы и заимствования из римского права. Да, самая цивилизованная в мире на то время Восточная Римская империя оказывала заметное влияние на правотворчество в Древнерусском государстве. Однако чего-либо прогрессивного в правовое положение женщин на Руси она, на наш взгляд, не привнесла.

Даже напротив, можно считать, что русские женщины имели несколько больше прав, чем женщины Византии. Римское право в этой части было довольно устаревшим и патриархальным. В русских же землях все-таки еще прослеживались какие-то пережитки матриархата. А в Византии уже несколько веков господствовало православие. Следовательно, Русь в деле закабаления женщин еще «отставала» от греческо–армянского государства.

Если говорить о процессуальном законодательстве, то здесь мы не обнаруживаем каких-либо ограничений для женщин. Однако, если иметь в виду практику, то по имеющимся источникам видно, что женщины в роли свидетеля и судьи выступали намного реже, чем мужчины.

Когда рассматривалось дело, в котором женщина выступала как объект преступного деяния, то здесь древнерусское законодательство в основном не предусматривало различий по половой принадлежности. Статья 12 «Русской правды» гласила: «А за ремественика и за ремественицю, то 12 гривен», т.е. за убийство ремесленников обоего пола следовало одна мера наказания.

Дифференциация ответственности зависела от социального статуса женщины. В некоторых случаях «Русская правда» защищала права женщины на жизнь особо. Так, за убитого смерда или холопа полагалось заплатить 5 гривен, а за убитую работницу — 6 гривен, а если была убита раба–кормилица, то — 12 гривен. Если учесть, что в те времена лошадь стоила 2 гривны — разница в размере штрафа представляется существенной.

При рассмотрении отношений между женщиной и ее детьми в древнерусской семье можно утверждать, что мать пользовалась большим уважением в древнерусском обществе. Ее личные и имущественные права по отношению к детям не были ограничены юридически ни в момент ее состояния в браке, ни после смерти супруга, кроме случая заключения повторного брака.

Имущественная правоспособность женщин была весьма значительной по сравнению с правоспособностью их современниц в западноевропейских государствах, но она все-таки не равнялась правоспособности мужчины.

Здесь надо различать объем формальных прав женщины и практику их реализации. Обстановка, складывавшаяся в семьях патриархального типа, приводила к тому, что женщина часто не решалась или не могла воспользоваться своими правами в полном объеме согласно сложившимся традициям в обществе.

Это отличие заметно в тех случаях, когда речь шла о вдове. Она была свободна от влияния мужа и тех ограничений, которые накладывала на нее патриархальная семья. Оставшись одна, женщина выступала как полноценный субъект права, имея все возможности отстаивать свои интересы во всех инстанциях. Это и позволяет нам говорит об известном равноправии женщины с мужчиной.

Появление феодализма на Руси и социально–классовое расслоение общества внесло свои характерные особенности в правовое положение женщин. Речь идет о том, что в это время все более происходит дифференциация объема прав женщин, принадлежавших к разным классам и сословиям.

В «Русской правде» говорится: «Аже смердъ умреть, то задницу князю; аже будуть дщери у него дома, то даяти часть на не; аже будуть за мужем, то не даяти части им». Это означает, что в случае смерти крестьянина, у которого не было сыновей, его земельный надел переходит князю. Дочерям достается только часть наследства, а если они уже замужем, то — ничего.

И в тоже время следующая статья закона гласит «Аже в боярехъ любо в дружине, то за князя задниця не вдеть, но оже не будеть сыновъ, а дчери возмуть». Здесь вся земля и все наследство полностью переходят дочерям.

Чем такое различие объясняется? Пожалуй, тем, что земельный надел в крестьянской общине был не просто недвижимым имуществом, он принадлежал общине и обязывал его владельца нести все повинности и выполнять свой общественный долг. И эти обязательства были рассчитаны исключительно на мужчину. Поэтому надел умершего крестьянина мог перейти только к его сыну, который и принимал на себя все обязательства члена общины. А в боярских семьях, естественно, такой связи надела и обязательств не существовало. Здесь земля была собственностью и могла полностью переходить наследникам любого пола.

Таким образом, исходя из анализа древнерусских нормативно–правовых актов можно оценить правовое положение женщины как равное с мужчиной. Но с учетом правоприменительной практики, следует признать, что женщина занимала все же чуть более низкое положение.

Это было связано с влиянием религиозных норм (правовое положение женщины в семье главным образом регулировалось нормами канонического права) и тем, что древнерусское государство, предоставляя женщине права в личной, имущественной и процессуальной сферах, не разрабатывало механизмов защиты этих прав и отдавало это на откуп мужчинам.

Только в том случае, когда женщина выходила из-под власти мужчин, своей семьи, женщина могла занять в обществе равное положение, и это давало ей возможность в полном объеме пользоваться предоставленными государством правами.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 27 марта.

Источник

Русские молчуньи: Почему, когда и с кем женщинам на Руси запрещалось разговаривать

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Дома молчи, да хозяйством занимайся

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

На Руси считалось, что удел женщины — дом и хозяйство, забота о муже и детях. Русские женщины достаточно редко покидали свои жилища. Это правило особенно четко соблюдалось в боярской и купеческой среде. С посторонними людьми общаться не рекомендовалось, но, собственно, и разговоры с мужем предполагались не слишком романтичные — о делах да заботах. В «Домострое» написано, что что жена должна ежедневно советоваться с мужем о ведении хозяйства и рассказывать о возникающих в проблемах. А вот ходить в гости или позвать к себе в дом кого-то можно было только после разрешения мужа. На мужчин такие правила не распространялись. К ним могли приходить друзья и гости, жена же при этом подавала на стол или следила за слугами. Однако ей запрещалось принимать участие в разговорах. Например, боярыня, должна была подносить гостям вино, но после этого ей надлежало уйти в другую комнату и не мешать. Пока не потребуется подать еще горячительного. Сложно представить такое сегодня.

Где женщины могли всласть наговориться и почему мужчины этого не одобряли

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Где женщины могли поговорить? Невозможно же всё время молчать. Сделать это можно было в компании других представительниц женского пола. Собираясь вместе, дамы от души болтали, сплетничали, делились разными сокровенными секретами и так далее. Главное, чтобы все это не пошло дальше. Ведь на самом деле женщине не полагалось высказывать своего мнения — ее удел подчиняться мужу и работать. Конечно, всегда существовали исключения, когда муж не просто командовал женой, а разговаривал с ней и советовался по разным вопросам. Но тем не менее в обществе к слишком болтливым женщинам отношение было определённое, а их мужей упрекали в том, что у них слишком разговорчивые жёны, которые не молчат, как полагается порядочной даме.

Как болтовня могла помешать свадьбе

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Иногда чрезмерная общительность и говорливость могла стать причиной того, что девушка не могла выйти замуж. Это случалось, если она слишком громко смеялась, шумела, разговаривала с посторонними людьми, не опускала глаза в пол, когда кто-то смотрел на неё — в этом случае её называли бесстыжей. Брать замуж такую даму не хотел никто, потому что она «не знала стыда». Девушки должны были быть послушными, кроткими, не проявлять излишнего любопытства, а молча заниматься хозяйством. Строптивый нрав, агрессивность, привычка спорить — это были противопоказания для женитьбы.

Очень часто девушек выдавали замуж, не интересуясь её желанием. Порой она и жених даже не встречались до свадьбы. Зато сваты видели невесту всегда. Если приходили к соглашению, то приезжал и жених. В любом случае девушка к во время всех этих действия должна была вести себя очень скромно. Ей запрещалось говорить, если ее не спрашивают. Болтушки не пользовались спросом, их поведение считали неприличным, и свадьба с такой невестой могла сорваться. Невеста должна была хранить молчание даже на собственной свадьбе. Возможно, такое требование может быть связано со страхом так называемого «свадебного сглаза». Тем не менее, ни с женихом, ни с гостями женщина на свадьбе не должна была разговаривать без особой необходимости.

На улице разговаривать нельзя, иначе муж накажет

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Разговаривать на улице женщинам строго запрещалось, особенно с посторонними мужчинами. Это было возможно только если позволил муж, в противном случае могли сурово наказать. Не поощрялись разговоры в церкви или любом другом общественном месте с незнакомыми людьми. Более того, даже невинные шутки или заигрывания с представителем мужского пола приравнялись к физической измене. Наказание было очень жестоким. По сути, любые проявления социальной активности воспринимались как вольность, неприличное поведение. В крестьянской среде правила были менее строгими. Крестьянки не только к работали по дому, но и участвовали в полевых работах вместе с мужчинами. Там можно было и поговорить немного, перекинуться шуткой, спросить совета.

И не только разговоры: немного о иных запретах

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Таким образом, для женщины, состоящей в браке, существовали свои правила и нормы поведения. Касались они не только разговоров. Замужняя женщина обязана была носить одежду, подобающую своему статусу. Неприлично было ходить с непокрытой головой, следовало укладывать волосы вокруг головы вы, предварительно заплетя их в косы. Обязательным было ношение кокошника, кички или платка. Женщина, нарушившая это правило, воспринималась практически девкой непристойного поведения. Этим она могла опозорить не только себя, но и мужа, родителей. Считалось что это недостаток воспитания. Противоречить мужу на людях также было категорически запрещено, так как как это демонстрировало неуважение к мужчине.

От представительницы женского пола требовалось полное подчинение своему супругу. Она выходила из дома, когда ей разрешали, разговаривала с людьми и принимала презенты, когда муж позволял. Она даже ела тогда, когда это видел её муж. При нарушении правил на женщине ставили клеймо и называли плохо воспитанной и бесстыжей. Это же относилось и к отношениям со свекром и свекровью — если она с ними спорила, то дело могло закончиться поркой. Невестка не имела практически никаких прав в семье мужа.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Остаться в «девках»: что на Руси ждало незамужних женщин

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

В старину в России жизнь была не просто тяжелой, но и очень суровой, особенно для женщин. Об этом можно судить по многим художественным произведениям и историческим фактам. Естественно, представительниц аристократии это касалось меньше, чем простолюдинок. Девушкам-крестьянкам жилось намного хуже.

Чтобы скомпрометировать себя, стать изгоем, как оказывается, многого было не надо.

1. Остаться в «девках»

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Жизнь девушки, которая по той или иной причине замуж не вышла, становилась настоящим адом / Фото: history.syktnet.ru

Перспектива остаться старой девой не радовала никого. Жизнь девушки, а затем и женщины, которая по той или иной причине замуж не вышла, становилась настоящим адом. Женщины оставались в родительском доме, и родители этому были в основном не рады. Когда же родители умирали, то женщина переходила в качестве «приживалки» в дом к старшему брату.

Там ее ждала вся тяжелая работа, за которую никто и никогда даже «спасибо» не говорил.

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Замужние женщины старых дев в свой круг не принимали / Фото: in.pinterest.com

Что касается их сверстниц, которые вышли замуж, то они старых дев в свой круг не принимали, да и с более молодыми незамужними девушками тоже общий язык найти не могли. В итоге они оставались практически изолированными от общества: всеобщие праздники, гуляния, застолья для них были под запретом.

Да и отношение общества в целом было к ним жестоким и беспощадным. Старых дев награждали обидными и злыми прозвищами, причем, в каждой из губерний оно было свое: седые головы, непетое волосье, вековухи, и это далеко не все.

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Старых дев награждали обидными и злыми прозвищами: седые головы, непетое волосье, вековухи / Фото: male.mediasalt.ru

Иногда запреты были просто абсурдными. Например, женщины не могли работать со скотом. Считали, что они могут стать причиной появления мертворожденных телят или падежа поголовья. Запрещали им и разговаривать с женщинами, которые носили под сердцем ребенка.

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

В отличие от замужних женщин старые девы не могли надевать повойники, платки, поневу, кокошники и косынки / Фото: holera-ham.livejournal.com

Внешне старые девы тоже отличались от замужних. Они не имели права надевать на себя ту одежду, которую в основном носили замужние: повойники, платки, поневу, кокошники, косынки. Но и в яркие одежды они тоже не могли нарядиться. В итоге женщина имела непонятный вид.

Одним словом девочка-старуха. Еще и слухи распространялись. Говорили, что вековухи сознательно портят урожай и приближены к Сатане. Но и замужним женщинам тоже доводилось всегда быть настороже. Их положение хоть и было лучше, но достаточно шатким.

2. «Опростоволоситься» – это как

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Каждой девушке в день свадьбы обязательно покрывали платком голову, что показывало ее новый статус / Фото: 10by10.ru

Каждой девушке в день свадьбы обязательно покрывали платком голову, что показывало ее новый статус. С этого момента она не могла ходить с непокрытой головой, без головного убора – кокошника, косынки, платка. Если вдруг на людях женщина появлялась без платка, она сразу же подвергалась не одобрению со стороны общественности.

В глазах деревенских жителей она была почти преступницей. Отсюда и пошло слово «опростоволоситься». Кстати, правило работало не в сторону самой женщины, а того человека, кто с ее головы сорвал головной убор.

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Молодым девушкам, поведение которых до свадьбы было слишком вольным, могли попросту приказать косу расплести / Фото: news.noteru.com

На Севере России существовал и другой обряд, который тоже был связан с покрытием головы. Молодым девушкам, поведение которых до свадьбы было слишком вольным, могли попросту приказать косу расплести, а на голову надеть повойник. Естественно, торжественного покрытия головы, как это происходило на свадьбе, в таком случае не было. Ну а так как расплеталась коса и надевался повойник девушкой самостоятельно, ей давали презрительное и очень обидное прозвище – «самокрутка».

Если смотреть на это с точки зрения нашего времени, то проступки и вольности девушки были абсолютно безобидными.

3. Снохачество

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Выбирая невесту для сына, отец, в первую очередь ее искал для себя / Фото: rasskazchic93.livejournal.com

Нередко жертвой общества становились те, кому довелось испытать достаточно много бед. Снохачество – еще один презираемый обычай, существовавший в царской России. Суть проста. Выбирая невесту для сына, отец, в первую очередь ее искал для себя. То есть муж практически сразу после свадебного застолья уезжал в город работать, а молодая жена (сноха) оставалась со свекром.

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Отказаться от сожительства со свекром девушка, исходя из своего положения в обществе, не могла в принципе / Фото: perunica.ru

Отказаться от сожительства со свекром девушка, исходя из своего положения в обществе, не могла в принципе. У нее просто не было такого шанса. Распространенным такой обычай был практически до революции. Ну а если об этой связи узнавали посторонние, и свекор, и невестка покрывались позором, который смыть было уже невозможно.

4. Супружеские измены и мелкое воровство

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Наказание для жены, которая изменила мужу, было обязательным и жестоким / Фото: 10by10.ru

Что касается реальных проступков, то наиболее распространенными, за которые назначалось наказание, были неверность и кражи.

Неверность в браке существовала всегда. В старые времена это явление тоже наблюдалось. Наказание для жены, которая изменила мужу, было обязательным и разнообразным. Чтобы Бог и люди их простили, иногда они могли весь день на четвереньках ползать вокруг церкви.

Жестокость граничила с садизмом. Есть описанные случаи, как женщине, уличенной в измене, натягивали подол платья на голову и привязывали к медленно вращающейся лопасти мельницы. Могли поступить и еще жестче. С натянутым на голову подолом платья женщину на ночь привязывали к кресту на могиле.

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Девушек, которые замуж выходили не девственницами, тоже ждала кара / Фото: pantv.livejournal.com

Девушек, которые замуж выходили не девственницами, тоже ждала кара. Стоит отметить, что на Руси, да и среди других народов, простынь в крови после брачной ночи демонстрировали обществу. Если же показывать было нечего, девушку покрывали позором. Наказания были разные. Одно из них заключалось в том, что и на девушку, и на ее мать после свадебного торжества утром надевали хомуты и так они ходили по двору.

Иногда отцу такой невесты давали на празднике чарку, в дне которой была дыра. Такой поступок символизировал, что его дочь оказалась бесчестной, а он опозорен. Воровство тоже было серьезным преступлением. Женщин за мелкую кражу могли избить и сбрить полностью ей волосы.

Материалы по теме

А вот ещё:

Удивительные мозаики из Помпей

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Самый известный и самый сохранившийся из мертвых городов Древнего мира хранит множество великолепных образов мозаичного искусства, причем как в виде реалистичных картин, являвшихся именно произведением искусства, так и в виде больших напольных мозаик, служивших утилитарным напольным покрытием.

С точки зрения художественной стилистики и сюжетов помпейские мозаики представляют собой не только историю древнего искусства, но и предвосхищают развитие искусства в течение следующих тысячелетий. Символизм и реализм, примитивизм и даже сюрреализм — на различных этапах истории города мастера мозаики в Помпеях создали картины на любой вкус и цвет. (Что, в общем, подтверждает расхожее правило: все новое — хорошо забытое старое).

Многие из наиболее интересных мозаик хранятся сейчас в Национальном Археологическом музее Неаполя. Но и в самих Помпеях можно увидеть необыкновенные картины, выложенные из цветного камня. Во многих композициях поражает тщательность подбора цвета и размер мозаичных элементов — всего несколько миллиметров.

Александр Македонский и Дарий в «Битве при Иссе»

Наиболее известная мозаика Помпеев — «Битва при Иссе» из Дома Фавна. Знаменитой сделало мозаику не только изображение Александра Македонского, но и художественная глубина образов, динамика всей картины, пронесенные через тысячелетия эмоциональность и драматизм.

Предполагается, что мозаика выполнена в 1 веке нашей эры по живописному оригиналу греческого художника Филоксена из Эритреи. Филоксен был современником Александра, поэтому весьма вероятно, что резкие, напряженные, немного угловатые черты лица Александра куда более близки к оригиналу, чем идеализированные портреты позднего времени. Лицо Дария, хотя и отражает сложную гамму чувств, скорее всего также имеет портретное сходство с царем персов.

Картина в целом поражает многоплановостью и цельностью. Сложность композиции образуют многочисленные фигуры воинов, всадников, находящихся в движении. При этом лица и детали выписаны с точностью и реалистичностью. В мозаике «Битвы при Иссе» ограничена цветовая гамма — используются черный, белый и желто-красные цвета. Ограничение это отнюдь не связано с недостатком материалов другого цвета, а является художественным замыслом, вероятно, подчиненным каким-то общим интерьерным интересам. Сложно судить, возможно, и живописный оригинал изначально был выполнен в такой цветовой гамме.

В настоящее время оригинальная мозаика находится в Археологическом музее Неаполя, но изначально она украшала пол в Доме Фавна в Помпеях (сейчас там размещена точная копия мозаики, выполненная мастерами из Равенны). Размер композиции — 5,84 на 3,17 метра (площадь — свыше 15 квадратных метров), количество мозаичных элементов — более полутора миллионов.

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Битва при Иссе. Мозаика из Дома Фавна в Помпеях. 1 в. н.э.

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Битва при Иссе. Фрагмент. Александр Македонский.

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Битва при Иссе. Фрагмент. Дарий.

Помпейский кот

Вторая растиражированная мозаика из Помпеев — изображение леопарда (некоторые, впрочем, считают, что это — кот). Характерная пятнистая раскраска передана довольно точно, не оставляют сомнений в хищности зверя и выраженные когтистые лапы. Но оскал на морде сложно считать агрессивным — кот скорее играет, приготовившись к прыжку за игрушкой, чем всерьез собирается нападать.

На этой мозаике хорошо заметен один из типовых приемов римских мозаик — силуэт рисунка подчеркнут не только цветными кубиками, но и выложенными по линии фоновыми белыми элементами. В мозаике хорошо передан объем самого тела животного, а тени от лап призваны подчеркнуть реалистичность изображения.

Хорошая киска, хорошая.

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Кот. Помпеи. Мозаика

Cave Canem — Бойся собаки

Еще один «хит» мозаик Помпеев — сторожевая собака. В Помпеях изображение собаки у входа в дом служило чем-то вроде охранного талисмана и предупрежения гостям. Надпись Cave Canem (Бойся собаки) на одном из них стала нарицательным обозначением таких изображений. Большинство сторожевых псов выполнено в черно-белой гамме — охраняющий дом пес обычно выложен мелкими черными кубиками на светлом фоне. Размеры и сюжеты мозаик с собаками индивидуальны — встречаются крупные и весьма реалистичные псы, а также более мелкие и скорее обозначенными, нежели детально прорисованные. Свирепые и настороженные собаки более характерны, но на некоторых стражи мирно свернулись клубочком и спят.

В древней мифологии есть один очень выраженный образ сторожевой собаки — это цербер, охраняющий вход в иной мир. Кто знает, может, изображая собаку на входе, жители Помпеи надеялись, что она защитит их от бед и невзгод внешнего мира и сохранит мир и спокойствие в доме? Жаль, что прекрасные мозаики в конечном счете не выполнили этого предназначения.

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Cave Canem — Бойся собаки. Мозаика. Помпеи. V, 1, 26. Casa di Cecilio Giocondo

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Спящая собака. Мозаика. Помпеи. VI, 8, 3-5. Casa del Poeta Tragico

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Сторожевая собака. Мозаика. Помпеи. I, 7, 1. Casa di Paquio Proculo

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Еще одна собака. Мозаика. Помпеи.

Академия Платона

Академия Платона — знаменитая философская школа, в которой были заложены многие основы современной цивилизации. Мозаика в одной из вилл Помпеев, как предполагается, изображает группу философов классического периода. Второй слева — Лисий, третий слева — Платон. Сама картина лаконична и почти схематична в изображении деталей. Античный храм, дерево, капитель колонны обозначены, но не прорисованы, хотя складки на одеждах точны и реалистичны.

Композиция и манера исполнения позволяют предположить, что мозаика выполнена по картине греческой школы. Но к моменту изготовления мозаики в Помпеях царил иной стиль — к сюжетному изображению мастера мозаики добавили шикарную рамку с пышным декоративным переплетением фруктов, лент, листьев и восемью комическими масками. Каждая маска — оригинальна, они не повторяются, и их смешные гротескные гримасы словно смеются над пафосом центрального сюжета.

Некоторые историки считают, что на мозаике изображен вовсе не Платон и совсем не его Академия, а заседание ученых Александрийского Музея (который был совсем не музей в нашем понимании, а нечто вроде академии наук и университета в одном флаконе). По большому счету — так ли это важно? Сидят люди, беседуют о важном, а вокруг смеются маски — сколько раз еще повторит такую коллизию мировое искусство.

Материалом для мозаики послужили мраморные кубики с добавлением смальт. Сейчас мозаика находится в Неаполе, в Национальном археологическом музее.

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Академия Платона. Мозаика. Помпеи (Вилла Т. Симиния Стефана). Начало I в. до н. э.

Люди и судьбы

В Помпейской живописи и мозаике часто встречаются мифологические и жанровые сюжеты. Подчас отделить, где изображена легенда,а где — реальная жизнь, попросту невозможно. Для нас весь мир Древнего Рима — большая легенда, со своими устоявшимися образами, клише, заблуждениями.

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Битва с Минотавром (Лабиринт). Мозаика. Помпеи

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Комедианты. Мозаика. Помпеи

Мозаика с изображением скелетика — может показаться мрачным пророчеством, но в действительности жители Помпеев вовсе не склонны были впадать в тоску и уныние. Скорее всего, такое изображение — напоминание лекарю о том, как устроен человек, или вывеска ритуального бюро. Если помпейские лупанарии прославились своими иллюстрациями, которые понятны без всяких объяснений, то почему сходного подхода не предположить в других сферах оказания услуг?

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Скелет. Мозаика. Помпеи

Наш поголовно образованный мир подчас слишком зациклен на предопределенности. А вот помпейцы, судя по этой картине, большое значение придавали Фортуне, Случаю, Удаче. (Что-то вроде «от сумы не зарекайся»). Колесо, череп, весы, мера — символика понятна и спустя пару тысячелетий. Два платья, два мира — и подчас так легко оказаться с другой стороны.

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Фортуна. Мозаика. Помпеи

Звери, птицы, рыбы

Искусство мозаики было настолько широко распространено, что среди сюжетов мозаичных картин и панно встречаются самые разнообразные звери, птицы, рыбы — в родной среде обитания, во взаимодействии или просто в виде натюрморта (а до знаменитых охотничьих «развалов» Снейдерса еще века и века. ).

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Бегемот. Мозаика. Помпеи

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Крокодил. Мозаика. Помпеи

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Рыбы и утки. Мозаика. Помпеи.

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Кошка с перепелом, птицы и рыбы. Мозаика. Помпеи.

Подводное царство

Мозаика с изображением обитателей морских глубин известна также под названиями «Рыбы», «Морское дно» и даже «Морские гады». На черном фоне представлена энциклопедия рыб и животных, обитавших в морской пучине и хорошо известных авторам мозаики, так как большинство существ (больше двадцати различных жителей моря) не только узнаваемы, но и переданы с поразительной точностью. С помощью нюансов цвета художник воспроизвел характерную окраску рыб, включая даже мелкие детали — плавнички, линии жабр, присоски осьминога и т.п.

Композиционный центр картины — осьминог, обвивший щупальцами лангуста. Близко посаженные и подчеркнутые глаза осьминога кажутся направленными прямо на зрителя картины. Осьминог словно ведет диалог со зрителем сквозь стекло современного аквариума, в то время как остальные рыбы заняты своими делами. Впрочем, не подлежит сомнению, что все представленные виды рыб, моллюсков, ракообразных составляли значительную часть рациона помпейцев, так что мозаика — своего рода иллюстрация к кулинарным пристрастиям двухтысячелетней давности.

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Морское дно. Помпеи. Мозаика

Мозаика в интерьерах Помпеев

Было бы несправедливо не уделить внимания сохранившимся образцам внутреннего убранства дворов и вилл Помпеев. Жители древнего города знали толк не только в изобразительных искусствах, но и умели обустраивать свои дома с изяществом и роскошью. Вероятно, большинство полов в домах аристократии и богатых семейств украшали геометрические и растительные орнаменты, выложенные из черных и белых элементов. Но не редкость и огромные цветные напольные композиции (вроде уже упоминавшейся «Битвы при Иссе»).

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Некоторые сохранившиеся образцы декоративного и интерьерного искусства поражают обилием идей и гармоничностью цветовых сочетаний. Облицованную мозаикой колонну иные «специалисты» готовы отнести то к византийской эпохе (до нее несколько веков), то к излишествам барокко (-надцать веков).

А между тем в колонне соединяется небанальный геометрический узор, цветочно-растительный ковер, а также три бордюра-пояса с оригинальными рисунками. Использование смальты позволяет предположить, что колонна изготовлена в поздний период, что не мешает ей на века обгонять достижения искусства дизайна. Размер мозаичных элементов в облицовке колонны составляет порой всего несколько миллиметров.

отношение к женщинам на руси. Смотреть фото отношение к женщинам на руси. Смотреть картинку отношение к женщинам на руси. Картинка про отношение к женщинам на руси. Фото отношение к женщинам на руси

Мозаичная колонна из Помпеи. (Сейчас в Национальном Археологическом музее Неаполя)

История римской мозаики далеко не исчерпывается художественными картинами, найденными в Помпеях. Однако именно засыпанный пеплом город дал представление о том, насколько масштабно применялась мозаика в искусстве внешней и внутренней отделки общественных зданий и жилых домов в древне-римском мире. Погибнув, Помпеи стали памятником себе и древней цивилизации, уделявшей столь значительное внимание красоте и эстетике своей повседневной жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *