ответственность банка за непредоставление информации в бюро кредитных историй

РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК

РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК

Непредставление кредитной организацией достоверной информации о финансовой услуге влечет административное наказание

Непредставление кредитной организацией достоверной информации о финансовой услуге влечет административное наказание

Одним из основных нарушений в сфере потребительского кредитования является непредставление кредитными организациями необходимой достоверной информации при оказании гражданам-потреб ителям финансовых услуг.

Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю на основании обращений граждан были проведены внеплановые проверки, в ходе которых выявлены нарушения, допущенные Банком «N».

Банком «N» заключались с гражданами договоры потребительского кредита. В случае изъявления желания быть застрахованным лицом гражданам предлагалось подключиться к программам страхования. Программа страхования – это отдельная платная дополнительная услуга Банка «N», направленная на снижение рисков заемщика по обслуживанию кредита. В связи с чем, при подключении к Программе потребителем должна быть уплачена страховая премия. Тариф и порядок расчета суммы страховой премии предусмотрены в Заявлении о предоставлении потребительского кредита.

Такие действия Банка «N» нарушали права потребителя на получение необходимой достоверной информации о цене услуги в рублях (ч. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Обязанность указания стоимости предлагаемой за отдельную плату дополнительной услуги кредитора в заявлении о предоставлении потребительского кредита прямо предусмотрена ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Отсутствие в кредитном договоре размера суммы страховой премии в рублях повлекло юридические последствия для Банка «N». За допущенные нарушения юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, которая предусматривает санкцию в виде предупреждения или наложения штрафа от 5 000 до 10 000 рублей.

Кроме того, в гражданском судопроизводстве такие сделки признаются судами ничтожными в силу статьи 168 ГК РФ (в части отсутствия обязательной информации о стоимости услуги), а значит, уплаченная по договору сумма страховой премии подлежит возврату.

Итак, в случае, если в заявлении о предоставлении потребительского кредита, иных неотъемлемых частях кредитного договора, заявлении на подключение к программе страхования, отсутствует осуществленное условие договора – цена услуги в рублях, заемщик имеет право обратиться в банк с письменной претензией, в которой необходимо изложить требование о возврате уплаченной суммы страховой премии.

В случае отказа банка удовлетворить указанное требование, такие вопросы подлежат рассмотрению в суде (ст. 11 ГК РФ).

Граждане, оказавшиеся в подобной описанной выше ситуации, могут обратиться в суд с заявлением-ходат айством о привлечении Управления для дачи заключения по делу.

Источник

За что ЦБ штрафует банки

Банк России оштрафовал три банка за нарушение требований федерального закона «О кредитных историях», а также привлек к административной ответственности страховую компанию, пишут Банки.ru.

В отношении банка «Открытие» вынесено в общей сложности семь новых постановлений о привлечении к административной ответственности по статье 14.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях («Незаконное получение или предоставление кредитного отчета»), распространяющейся на незаконные, но не подпадающие под Уголовный кодекс действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет.

Во всех случаях назначен административный штраф. По указанной статье КоАП штраф для юрлиц может составлять от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

Тинькофф Банк также привлечен к административной ответственности по статье 14.29 КоАП. Во всех случаях также назначен штраф.

В отношении банка «Уралсиб» вынесено два постановления: одно — по статье 14.29, другое — по статье 15.26.3 КоАП («Неисполнение обязанности по подтверждению и представлению исправленных сведений, содержащихся в основной части кредитной истории, в бюро кредитных историй»), оба с назначением административного штрафа. По статье 15.26.3, то есть за «неисполнение установленной законом обязанности по представлению в установленный законом срок источником формирования кредитной истории информации, подтверждающей достоверность ранее переданных сведений или правомерность запроса кредитного отчета, оспариваемые субъектом кредитной истории, либо ненаправление указанным источником соответствующих достоверных сведений или просьбы об удалении неправомерного запроса в бюро кредитных историй в установленный законом срок», штраф для юрлиц может быть установлен также в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

Компания «Росгосстрах» привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ («Нарушение требований законодательства о хранении документов и информации, содержащейся в информационных системах»).

Компании назначен административный штраф. Для юрлиц штраф по части 3 статьи 13.25 КоАП (за «неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством, а также непринятие страховщиком мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в информационных системах, ведение и обеспечение сохранности которых предусмотрены страховым законодательством») предусмотрен в размере от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.

Банк России за последние месяцы уже неоднократно привлекал все вышеназванные организации к ответственности по соответствующим статьям КоАП, особенно часто — банк «Открытие», где ранее отмечали, что работают над исключением в дальнейшем подобных нарушений, и подчеркивали, что постановления регулятора подтверждают факт отсутствия у «Открытия» каких-либо преференций со стороны ЦБ как его акционера.

Хватит гуглить ответы на профессиональные вопросы! Доверьте их экспертам «Клерка». Завалите лучших экспертов своими вопросами, они это любят!

Ответ за 24 часа (обычно раньше).

Вся информация про безлимитные консультации здесь.

Источник

ЦБ будет штрафовать банки за отказ предоставлять кредитные истории

Порядка 400 банков проигнорировали вступившие в силу весной поправки к закону «О кредитных историях» и не сдают информацию в БКИ

Центробанк предупредил банки о начале применения жестких санкций за неисполнение законодательства «О кредитных историях». В письме зампреда ЦБ Михаила Сухова (есть у «Известий») говорится, что банки пострадают за ненаправление ими в бюро кредитных историй (БКИ) новой, информационной части кредитных историй — по каждому российскому заемщику. Новая обязанность появилась у банков с 1 марта 2015 года. По словам источника, близкого к ЦБ, в числе нарушителей — 400 из 810 российских банков.

— Банки были осведомлены о вступлении в силу нормы о направлении в БКИ информационной части КИ по заемщикам с 1 марта 2015 года, начиная с даты опубликования 189-ФЗ, то есть с 30 июня 2014 года, — пишет Сухов. — Неготовность банков к исполнению обязанности передавать в БКИ информационную часть КИ с 1 марта 2015 года является нарушением соответствующей нормы 189-ФЗ (принят 28 июня 2014 года. — «Известия»), влечет нарушение права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на ознакомление с информационной частью КИ потенциального заемщика без его согласия при принятии решения о выдаче ему кредита.

C 1 марта банки должны направлять в БКИ без согласия заемщика так называемую информационную часть кредитной истории, в которой содержатся данные об обращении гражданина за ссудой, одобрении или отказе в ее выдаче и — при наличии — фиксируется факт просрочки клиента по кредиту на срок от 120 дней. Если в информационной части КИ содержится отказ заемщику в выдаче ссуды, прописываются и причины такого отказа. Также в этой части КИ указывается тип кредитора: банк, микрофинансовая организация (МФО), кредитный потребительский кооператив. Сведения из информационной части может получить любая организация или предприниматель — если в запросе укажет, что интересуются с целью выдачи займа. Тогда БКИ обязаны предоставить данные в течение пяти рабочих дней, а согласия фигуранта (владельца) истории не требуется. Цель принятых изменений в том, чтобы, к примеру, стоматологическая клиника или иная организация при оказании услуг в рассрочку могла получить информацию о платежеспособности потенциального клиента.

Кроме информационной части, у КИ граждан есть еще три части: титульная (ФИО заемщика, паспортные данные, ИНН, СНИЛС), основная (детальная информация об обязательствах: сумма задолженности, наличие просрочки и др.), закрытая (полные данные о кредиторе, дата запроса им кредитной истории заемщика). У юридических лиц не выделяется информационной части КИ.

Кредитные отчеты, включая закрытую часть, могут бесплатно получать суды по открытым уголовным или гражданским делам, следственные органы, нотариусы и ЦБ. Для банков цена одной выписки из БКИ, как правило, составляет 30–50 рублей (до кризиса — 20–40 рублей), а 70% положительных решений о выдаче кредита принимаются на основе кредитного отчета. Несмотря на новый виток развития сегмента (обязательность пополнения всеми банками баз, то есть активов БКИ), в бюро свои тарифы не раскрывают, ссылаясь на коммерческую тайну.

Сухов отмечает в письме, что к регулятору обращался президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян с просьбой отсрочить требование по направлению банками информационной части КИ заемщиков в БКИ до 1 июля 2015 года.

Аргументация Тосуняна сводилась к следующему: существенно расширился объем информации для отправки в БКИ; техническая документация и форматы импорта данных для выгрузки новой информации в БКИ со стороны разработчика программного обеспечения ЗАО «МТЦ» и БКИ поступила в банки только после 24 февраля 2015 года, а уточнения в документацию продолжают поступать и после 1 марта 2015 года. Сухов на это подчеркнул, что банкиры, и в частности АРБ, не информировали ЦБ об указанных проблемах вплоть до середины марта, поэтому банки-нарушители должны нести ответственность.

Из письма Сухова следует, что Банк России намерен наказывать банки по ст. 74 закона «О Центральном банке» — штраф в размере до 0,1% от минимального размера уставного капитала банка (сейчас капитал должен быть не меньше 300 млн рублей, то есть речь о штрафе в 300 тыс. рублей) или ограничение проведения банком отдельных операций на срок до 6 месяцев. На 400 банков-нарушителей, по словам источника, близкого к ЦБ, приходится 90% заемщиков (по данным Fitch, в России 40 млн заемщиков). Требования закона распространяются на клиентов, оформивших кредит с 1 марта 2015 года. В крупнейших БКИ «Известиям» сообщили, что пока не проводили анализ, сколько банков нарушают 189-ФЗ, поскольку прошло мало времени для исследования данных, поступающих в информационную часть КИ и направляющихся в бюро.

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), с 1 марта оформлено 1,5 млн кредитов, по ним сформировано 3 млн информационных частей (они формируются не только по обслуживающемуся кредиту, то есть выданному, но и по заявкам, с последующим уведомлением о выдаче или о причинах отказа). В НБКИ не проводили анализ числа банков-нарушителей, планируют сделать это осенью, поскольку «времени для анализа поступающих данных в информационную часть прошло еще очень мало». В «Эквифаксе» также не проводили подобное исследование.

— Появление дополнительной, информационной части в кредитном отчете, безусловно, позитивная инициатива, но чтобы реализовать ее в сжатые сроки, пришлось потрудиться не только БКИ, но и банкам, — отмечает гендиректор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин. — Причем чем крупнее банк, тем сложнее ему вносить какие-либо изменения в работу. Сейчас доля данных по информационным частям составляет порядка нескольких процентов в общем количестве кредитных историй в базе «Эквифакса», которых уже накоплено более 170 млн. Наиболее активно включились в процесс передачи новых данных средние и небольшие банки, а также микрофинансовые организации. Объективную оценку исполнения банками 189-ФЗ можно будет дать в лучшем случае через полгода после вступления поправок в силу.

Как отмечает директор юридического департамента Объединенного кредитного бюро Виктория Белых, сейчас только незначительное число банков полностью готово к передаче новой информации в БКИ: для передачи, получения и обработки сведений о заемщиках по 189-ФЗ требуются серьезные доработки внутренних информационных систем банков и изменения бизнес-процессов, в том числе в логике принятия решений по выдаче кредитов с учетом новых данных. По словам Белых, себестоимость кредитного отчета с информационной частью вырастает в первую очередь из-за масштабных инфраструктурных доработок на стороне бюро.

Замдиректора рейтингового агентства Raex Михаил Доронкин считает, что новый сигнал рынку от Сухова вызван двумя причинами.

— ЦБ уже давно беспокоит качество портфелей в сфере розничного кредитования, прежде всего в связи с высокой закредитованностью населения, — говорит Доронкин. — Появление дополнительной информационной части позволит кредиторам более взвешенно оценивать свои риски при выдаче кредитов (займов), заранее пресекать факты мошенничества или сокрытия заемщиками значимой информации. Исполнение закона 189-ФЗ позволит улучшить базу по индивидуальным предпринимателям, то есть малому бизнесу. Что касается штрафов, для большинства крупных и средних банков штраф в 300 тыс. рублей будет незаметен. Сначала регулятор направит провинившимся банкам предписание об устранении нарушений и направлении информационной части в бюро, и произойти это может в течение месяца. Для усиления эффекта крупным участникам рынка могут быть выписаны первые штрафы. После этого уже все банки в короткие сроки начнут исполнять требования закона 189-ФЗ.

ЦБ хочет избежать часто встречающихся случаев, когда один и тот же человек берет кредиты, имея за плечами плохую кредитную историю, и поэтому превентивно обратился к рынку с новым сигналом, заметил зампред Локо-банка Андрей Люшин. Что касается практического использования информационной части истории, то для банковского бизнеса оно пока малоэффективно, считает начальник управления по работе с дочерними банками Бинбанка Александр Исаев.

— Основной информации, которая изначально содержится в кредитной истории, вполне достаточно, чтобы корректно и максимально полно оценить уровень риска по заемщику, — говорит он.

Источник

Статья 15.26.3 КоАП РФ. Неисполнение обязанности по подтверждению и представлению исправленных сведений, содержащихся в основной части кредитной истории, в бюро кредитных историй (действующая редакция)

Комментарий к ст. 15.26.3 КоАП РФ

Комментируемая ст. 15.26.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неисполнение обязанности по подтверждению и представлению исправленных сведений, содержащихся в основной части кредитной истории, в бюро кредитных историй.

Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный порядок формирования кредитных историй.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.26.3 КоАП РФ, заключается в бездействии, связанном с неисполнением источником формирования кредитной истории обязанности по подтверждению и представлению исправленных сведений, содержащихся в основной части кредитной истории, в бюро кредитных историй.

Основными участниками правоотношений по формированию кредитных историй являются: бюро кредитных историй, субъект кредитной истории и источник формирования кредитной истории (ст. 3).

К источникам формирования кредитных историй относятся лица, представляющие в соответствии с Законом N 218-ФЗ информацию в бюро кредитных историй:

— организация, являющаяся заимодавцем (кредитором) по договору займа (кредита);

— организация, в пользу которой вынесено вступившее в силу и не исполненное в течение 10 дней решение суда о взыскании с должника денежных сумм в связи с неисполнением им обязательств по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи;

— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов, при взыскании с должника денежных сумм по вступившему в силу и не исполненному в течение 10 дней решению суда по неисполненным алиментным обязательствам, обязательствам по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи;

— арбитражный управляющий, назначенный для проведения процедуры, применяемой в деле о несостоятельности (банкротстве) физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя;

— ликвидационная комиссия (ликвидатор) в случае ликвидации юридического лица.

К источникам формирования кредитных историй также относится лицо, приобретшее право требования по обязательствам, указанным в Законе N 218-ФЗ, в том числе специализированное финансовое общество или ипотечный агент.

К числу прав субъекта кредитных историй относится право на оспаривание информации, содержащейся в кредитной истории, в полном объеме или частично (п. 3 ст. 8 Закона N 218-ФЗ). Заявление об оспаривании подается в бюро кредитных историй, которое обязано проверить оспариваемые сведения и в случае подтверждения сведений, указанных субъектом кредитной истории, исправить информацию, содержащуюся в кредитной истории (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 19.03.2014 по делу N 33-1152/2014), либо удалить из нее оспариваемые сведения (Апелляционное определение Смоленского областного суда от 26.08.2014 по делу N 33-3048/2014). При этом не любые сведения могут быть оспорены и исключены из кредитной истории (Апелляционное определение Московского городского суда от 16 февраля 2015 г. по делу N 33-5008).

Законом N 218-ФЗ (п. 4.1 ст. 8 Закона N 218-ФЗ) установлена корреспондирующая с этим правом обязанность источника формирования кредитной истории ответить на запрос бюро кредитных историй:

— представить в письменной форме в бюро кредитных историй информацию, подтверждающую достоверность ранее переданных сведений или правомерность запроса кредитного отчета, оспариваемые субъектом кредитных историй;

— исправить кредитную историю субъекта кредитной истории в оспариваемой части, направив соответствующие достоверные сведения или просьбу об удалении неправомерного запроса в бюро кредитных историй.

Срок для предоставления ответа составляет 14 календарных дней со дня получения запроса, а в случае направления запроса бюро кредитной истории на основании заявления субъекта кредитной истории о наличии у него обоснованных причин для получения соответствующей информации в более короткий срок, указанный бюро кредитных историй.

В ответе на запрос бюро кредитных историй источник формирования кредитной истории может:

— подтвердить ранее представленную информацию в письменной форме, представив документы, подтверждающие достоверность такой информации;

— в письменной форме с приложением подтверждающих документов подтвердить правомерность запроса кредитной истории;

— уведомить о необходимости внесения исправлений в кредитную историю в оспариваемой части с приложением документов, подтверждающих достоверность таких исправлений;

— направить просьбу об удалении неправомерного запроса в бюро кредитных историй.

Важно обратить внимание, что ответственность наступает исключительно в случае, если речь идет об основной части кредитной истории, содержание которой определено в п. 3 ст. 4 Закона N 218-ФЗ.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.

Дела об административных правонарушениях по комментируемой ст. 15.26.3 КоАП РФ относятся к компетенции Центрального банка Российской Федерации (Банка России) (ст. 2.1, ст. 23.74 КоАП РФ), их рассматривают (ст. 23.74 КоАП РФ):

Председатель Центрального банка Российской Федерации, его заместители, руководитель территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации, его заместители;

руководители структурных подразделений Центрального банка Российской Федерации, их заместители, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков (за исключением банковской деятельности);

руководители территориальных подразделений Центрального банка Российской Федерации, их заместители, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков.

Протоколы об административных правонарушениях, квалифицируемых по ст. 15.26.3 КоАП РФ, составляют должностные лица Банка России (п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Источник

Статья 5. Представление информации в бюро кредитных историй

Статья 5. Представление информации в бюро кредитных историй

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

1. Источники формирования кредитной истории представляют всю имеющуюся информацию, определенную статьей 4 настоящего Федерального закона, в бюро кредитных историй на основании заключенного договора об оказании информационных услуг. Допускается заключение договора об оказании информационных услуг с несколькими бюро кредитных историй.

2. Договор об оказании информационных услуг, заключаемый между источником формирования кредитной истории и бюро кредитных историй, является договором присоединения, условия которого определяет бюро кредитных историй.

Информация об изменениях:

3. Утратила силу с 1 марта 2015 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.2, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.3, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.4, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

3.4. Источник формирования кредитной истории, в отношении которого открыто конкурсное производство, обязан представлять следующую информацию:

1) об организации, в отношении которой открыто конкурсное производство;

2) содержащуюся в титульной части кредитной истории субъекта кредитной истории;

3) о величине обязательства заемщика, поручителя на дату отзыва лицензии кредитной организации на осуществление банковских операций, исключения из государственного реестра микрофинансовой организации, кредитного кооператива и на дату завершения конкурсного производства организации;

4) об исполнении обязательства (об исполнении обязательства в соответствии с условиями договора займа (кредита) в принудительном порядке, о списании задолженности по договору займа (кредита) с баланса организации, об уступке права требования третьим лицам с указанием третьих лиц) на дату завершения конкурсного производства организации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.5, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

3.5. Источник формирования кредитной истории, находящийся в процессе ликвидации, обязан представлять следующую информацию:

1) об организации, которая находится в процессе ликвидации;

2) содержащуюся в титульной части кредитной истории субъекта кредитной истории;

3) о величине обязательства заемщика, поручителя на дату отзыва лицензии кредитной организации на осуществление банковских операций, исключения из государственного реестра микрофинансовой организации, кредитного кооператива и на дату завершения процесса ликвидации организации;

4) об исполнении обязательства (об исполнении обязательства в соответствии с условиями договора займа (кредита) в принудительном порядке, о списании задолженности по договору займа (кредита) с баланса организации, об уступке права требования третьим лицам с указанием третьих лиц) на дату завершения процесса ликвидации организации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 302-ФЗ часть 3.6 признана утратившей силу с 1 января 2022 г.

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.6, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

3.6. Источник формирования кредитной истории, в отношении которого открыты конкурсное производство или ликвидация, представляет информацию в те же бюро кредитных историй, в которые он представлял информацию ранее. После завершения конкурсного производства или ликвидации организации передается в бюро кредитных историй вся оставшаяся информация (в случае ее наличия).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.7, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

3.7. Информационная часть кредитной истории представляется источниками формирования кредитной истории в бюро кредитных историй без согласия субъекта кредитной истории в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня ее формирования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.8, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.9, вступающей в силу с 1 октября 2015 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ часть 4 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

4. Информация о передаче сведений, определенных статьей 4 настоящего Федерального закона, о заемщике, поручителе, принципале в бюро кредитных историй должна содержаться в договоре займа (кредита), договоре поручительства, заключаемых источником формирования кредитной истории с заемщиком, поручителем, а также в банковской гарантии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 110-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 4.1

4.1. Субъект кредитной истории представляет источнику формирования кредитной истории код субъекта кредитной истории при заключении договора займа (кредита), если у субъекта кредитной истории на момент заключения договора займа (кредита) отсутствует кредитная история в каком-либо бюро кредитных историй. Источник формирования кредитной истории принимает от субъекта кредитной истории код субъекта кредитной истории и одновременно с информацией, определенной статьей 4 настоящего Федерального закона, представляет в бюро кредитных историй код субъекта кредитной истории.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ часть 4.2 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

4.2. Субъект кредитной истории вправе заменить код субъекта кредитной истории, а также создать для каждого пользователя кредитной истории дополнительный код субъекта кредитной истории для его представления в целях получения информации из Центрального каталога кредитных историй. Дополнительный код субъекта кредитной истории действует в течение двух месяцев со дня его формирования и аннулируется Центральным каталогом кредитных историй по истечении этого срока.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ часть 4.3 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

4.3. Порядок формирования, замены и аннулирования кодов субъекта кредитной истории, в том числе дополнительных кодов, устанавливается Банком России.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ часть 5 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

5. Источники формирования кредитной истории представляют информацию в бюро кредитных историй в срок, предусмотренный договором о предоставлении информации, но не позднее пяти рабочих дней со дня совершения действия (наступления события), информация о котором входит в состав кредитной истории в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо со дня, когда источнику формирования кредитной истории стало известно о совершении такого действия (наступлении такого события). Источники формирования кредитной истории (за исключением источников, указанных в части 5.1 настоящей статьи) представляют информацию в бюро кредитных историй в форме электронного документа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 5.1, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 5.2, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

5.2. В случае, если представление информации источником формирования кредитных историй, указанным в части 5.1 настоящей статьи, осуществляется в отношении более чем четырех субъектов кредитной истории в течение одного года, источник формирования кредитных историй обязан представлять информацию в форме электронного документа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 5.3, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

5.3. В случае, если источник формирования кредитной истории прекращает представлять информацию в бюро кредитных историй по причине окончания срока действия договора об оказании информационных услуг с этим бюро кредитных историй, либо в случае уступки данным источником другому лицу права требования источник формирования кредитной истории передает соответствующую информацию в бюро кредитных историй в течение пяти рабочих дней.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 231-ФЗ в часть 5.4 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

5.4. В случае уступки источником формирования кредитной истории другому лицу права требования по договору займа (кредита) или по иной задолженности, информация по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом представляется в бюро кредитных историй, лицо, получившее право требования, за исключением физического лица или физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, становится источником формирования этой кредитной истории и в последующем обязано заключить договор об оказании информационных услуг и представлять информацию хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй, в порядке, предусмотренном настоящей статьей. В случае перехода права требования к субъекту кредитной истории к юридическому лицу, включенному в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, такое юридическое лицо обязано заключить договор об оказании информационных услуг и представлять информацию в те же бюро кредитных историй, в которые ранее представлялась информация о соответствующем субъекте кредитной истории.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 5.5, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

5.5. В случае уступки права требования по задолженности, не относящейся к задолженности по договору займа (кредита), источник формирования кредитной истории не позднее рабочего дня, следующего за днем указанной уступки, информирует нового кредитора о наличии в бюро кредитных историй информации в отношении передаваемого обязательства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 5.6, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

5.6. Лицо, получившее право требования по договору займа (кредита) или по иной задолженности, представляет информацию в бюро кредитных историй на тех же условиях, что и лицо, передавшее право требования по указанному договору.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 5.7, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

5.7. Источник формирования кредитной истории обязан представлять в бюро кредитных историй информацию, определенную частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, в течение всего срока хранения источником формирования кредитной истории информации, определенной статьей 4 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 5.8, вступающей в силу с 1 октября 2015 г.

Информация об изменениях:

6. Представление источниками формирования кредитной истории информации, определенной статьей 4 настоящего Федерального закона, в бюро кредитных историй в соответствии с настоящей статьей не является нарушением служебной, банковской, налоговой или коммерческой тайны.

Информация об изменениях:

7. Правительство Российской Федерации вправе установить ограничения на передачу источниками формирования кредитной истории информации в бюро кредитных историй.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *