озеро свято навашино история
Озеро свято навашино история
На нижегородской земле имеются несколько святых озер; каждое озеро, располагавшееся близ монастыря, рано или поздно получало звание святого — в нем крестили детей, исцеляли больных, вода из такого озера не цвела, ее можно было пить без кипячения. Однако среди паломников наибольшую известность получило озеро Свято в Навашинском районе, где с давних пор и по сей день случаются чудеса.
По легенде, когда-то на месте озера стоял монастырь, но во времена татаро-монгольского нашествия он, как и легендарный город Китеж, ушел под воду, а на его месте образовалось безымянное озеро.
Недалеко от него проходила дорога, связывавшая Муром с другими городами. Дорога пролегала через дремучие леса, опасные не только обитавшими в них дикими животными, но и промышлявшими там разбойниками, поэтому после нескольких разбойных нападений и потерь товаров купцы перестали приезжать на муромские ярмарки.
Как только те опьянели и уснули, мужчины закололи их вилами и сбросили трупы в озеро, но умерщвленные и не отпетые души не обрели покоя: каждую ночь из-под воды раздавались стоны, поэтому купцы по-прежнему опасались ездить по дороге, проходившей вдоль озера.
Тогда местным жителям ничего не осталось, как попросить священника прочитать отходную молитву над водой, чтобы души умерших не своей смертью разбойников обрели покой. Тот согласился, но во время чтения молитвы дважды, когда он пытался освятить воду опусканием в нее своего тяжелого креста, тот отскакивал от воды назад, и только на третий раз вода приняла крест. С той поры безымянный водоем стал называться озером Свято, так как вода в нем стала освященной.
До Октябрьской революции озеро Свято славилось чистой водой. В святой воде купались только по большим христианским праздникам после разрешения священника, при этом сама вода обладала целебными свойствами и исцеляла от множества заболеваний.
С того времени прошло много столетий, но и сегодня на озере случаются чудеса. По местным поверьям, в светлую летнюю ночь на озере Свято можно наблюдать странное явление: по глади водоема бесшумно скользит на старинной деревянной лодке черный монах. Лицо его закрыто капюшоном, поэтому разглядеть его невозможно. Монаха можно попросить переправить с одного берега на другой. В ответ на вашу просьбу он подгребет к берегу и кивком головы молча пригласит сесть в лодку, но тот, кто рискнет присесть к черному монаху, навсегда исчезнет в безбрежной глади вод. До сей поры можно слышать на озере и стоны из-под воды, от которых пробирает дрожь, а в последние годы здесь произошло новое чудо. Как только на его берегу местный предприниматель решил построить развлекательный комплекс, на озере зацвели кроваво-красные лилии, а через несколько дней на прибрежном песке появилось изображение женщины в покрывале и с ребенком на руках. Лик проявился на Рождество Пресвятой Богородицы и оставался на песке почти 2 недели, его хорошо было видно с пирса и берега. При этом вокруг головы песчаного абриса расцвели еще несколько лилий и образовали красивый нимб из живых цветов.
Первыми чудесный образ увидели архитектор и управляющий турбазы, которые по долгом размышлении приняли решение построить не развлекательный центр, а возвести на месте явления песчаного абриса Богородицы часовню в ее честь. Затем на берег озера пригласили священника, который отслужил молебен, потом к озеру потянулись многочисленные паломники, каждый из которых подтверждал произошедшее чудо: алые лилии и образ Богоматери на песке.
При этом ни волны озера, ни многочисленные любопытные, подходившие непосредственно к образу на песке, не могли нанести ему урона: песчаный островок в виде женского образа сохранял свои очертания гораздо дольше, чем если бы он был нанесен простой озерной волной.
Карстовое озеро самое крупное в Навашинском районе, глубина до 21 метра. На берегу есть благоустроенная база отдыха с домиками.
Координаты: 55°38’47.5″N 42°18’36.1″E
Автор фото wizard48
Шнуровозова Татьяна Владимировна
Озеро свято навашино история
Русаковский монастырь
Дедово и Озеро Большое Святое
Озера Свято находится в самой глуби муромских лесов (Нижегородская область). Озеро имеет форму человека, или скорее скорчившегося эмбриона. У него есть «голова”, и «ноги”, которые подчеркнуты тремя ручьями, впадающими в озеро.
Озеро Свято в районе «ног»
Само Озеро было запретной зоной, местом молитв и как бы моделью мира. «Ноги” – это низкий, подземный мир, там живет Сатана. «Голова” – место, напротив, святое, дошло до того, что в 1997 г., по настоянию общественности, прямо против «головы” поставили деревянную часовню, маркируя тем самым место стихийных молитв окрестных жителей. Про «голову” говорят, что когда-то в ней появилось изображение головы Иисуса, и ведь часовня тоже посвящена Его Нерукотворенному Образу. Три сросшиеся березы на берегу «головы”, или Крутомоя – символ св. Троицы, а 12 сосен на острое символизируют 12 апостолов, и остров ведь так и называется. Хотя «голова” как бы не соединяется с основным зеркалом озера, пускали окольцованных щук в Крутомое и вылавливали их в озере Свято. В этом Крутомое как-то поймали икону, всплывшую из того самого затопленного монастыря, и теперь она хранится в церкви в Дедово.
Часовня Нерукотворенного Спаса на озере Свято, в районе «головы», 1997 г.
Есть легенда, что некий мужик поплыл на озеро удить рыбу, зацепил своей леской за что-то твердое, и вытянул веревку, потянув за которую, узрел крест и купол церкви. Мужик в ужасе отпрянул, лодка опрокинулась, и он мгновенно утонул (только непонятно, кто же донес эту историю до нас?).
В 1972 г. «все” видели, как вода в озере расступилась, и открылась дорога к Острову 12-ти апостолов. Правда, те, кто видят на острове не 12, а 13 сосен, называют его Чертов остров. Есть еще остров, на котором росла одинокая осина, символ Иуды, но ее срубили.
Озеро Свято. Остров 12-ти Апостолов.
Озеро Свято. Плавающий (Красный) остров.
Про этот Русаковский монастырь и село Русаки рассказывают еще вот что. Само название якобы происходит от того, что монахи грешили с русалками.
Про монастырь говорят, что он провалился под землю между 1691 и 1764 гг. В церкви как раз шло венчание. Тройка лошадей с пустой каретой сорвалась с места и так спаслась, прилетела в Дедово, и тем оповестила жителей о несчастье. Утром можно слышать, как звонят под водой колокола (то же говорят про Китеж). В полночь при свете луны под водой виден крест. Русаки встанут из воды в день Страшного суда.
В 1969 г. якобы три женщины, идя на богомолье в Дедово, решили заночевать у озера, да приметили шатер, а в нем – двух по-старинному одетых мужиков. Мужики пустили их к себе, постелили спать на сундуках. В сундуках оказалось множество нательных крестов, причем один из мужиков, поразительно похожий на Николу Угодника, пояснил – «вот, теряют, а мы подбираем”. Поутру женщины обнаружили себя лежащими на голой земле, шатра, мужиков и сундуков след простыл.
Муромские археологи не уверены, что тут вообще было селение: мол, люди лепились к рекам, а не к озерам.
В 1960-е гг. водолазы ныряли в озеро, и нашли деревянный пол, на котором стоят вертикальные дубовые колонны, а к полу приделана цепь. Дно озера завалено лесом, повсюду ямы, глубина озера 21 метр, а вода редко бывает теплее, чем 7 градусов.
Анализ воды показывает повышенное содержание серебра. Рыба есть, но ее видно только в погожий день, когда резвится она на мелководье на солнце. А так – молчит вода, птиц нет, растительности мало. Остров есть на озере один, из всех выделяется тем, что движется. На нем растет несколько берез. Движут его вешние льды – что ни год, стоит остров на новом месте. Как могут мощные деревья расти на клочке суши, не связанном со дном, неведомо.
Спасская церковь в селе Дедове
В 2-х км. от озера находится село Дедово с старинной Спасской церковью.
«Село Дедово находится въ 140 верстахъ отъ губернскаго города Владимира и въ 24-хъ отъ уезднаго Мурома».
Писцовая книга говорит, что село и окрестности населяли «мордва и татары”.
Предание говорит, что некий Иван и его жена Степанида нашли в лесу подкинутую девочку-татарку и приняли ее к себе, окрестив Настасьей. Когда она выросла, в нее влюбился некий Князь, бывший тут же на богомолье. От этой любви у них родилась дочь Прасковья. Из церкви – Никольской – шел подземный ход к Русаковскому монастырю. Как-то князь пошел этим подземным ходом из церкви к монастырю, а Настя и ее дочь – лесом туда же. Когда Настя с дочерью пришли, то увидели, что Русаковский монастырь провалился под землю, и на его месте плещется озеро (Свято). Тут же пришли татары, и замуровали Настю с дочерью в подземном ходу. У озера с тех пор слышен ее плач. Про плач – это про эхо, подобного которому нет больше нигде. Эхо на озере Свято возвращает крикнутое четыре раза, причем совершенно без искажений, даже самые длинные фразы.
Отец этого князя, в память о своем сыне и о Насте соорудил на Никольском храме особый крест – с полумесяцем, причем полумесяц символизировал татарку-Настю.
Местное предание говорит, что некогда на этом месте возник Никольский мужской монастырь с Никольской же деревянной церковью, а монахи жили в землянках. Когда Иван Грозный с войском подошел к монастырю, его конь встал, и не хотел идти дальше. Тогда навстречу царю вышли из своих землянок монахи, или «деды”. Иван пообещал построить Никольский собор из камня, что и исполнил. Это отчасти подтверждается обнаруженной в советское время в церкви иконы Николы. На оборотной стороне иконы св. Николая Чудотворца была надпись: «лета 7070 (1562) Декабря… а вновь новлена сия икона Святителя и Чудотворца Николая въ 164 (1656) г. при державе великаго государя царя Алексия Михайловича… Обложена сея чудотворная икона въ 187 (1679) г. рабомъ Божиимъ Матфеемъ Осиповымъ Кровковымъ въ смертну избаву и на память родителей моихъ и моей грешной души». Риза в XIX в. была сделана новая. В 1981 г. ее похитили.
Монастырь скоро исчез, только храм остался. Возникшее на его месте село назвали Дедово – в память о тех «дедах”.
Первое упоминание о церкви в исторических актах находим в писцовых книгах 1629-1630 гг. По этим книгам село Дедово значится за братьями Кровковыми, в селе две церкви – Св. Николая Чудотворца и Св. муч. Флора и Лавра; последняя церковь в то время была еще не освящена; обе церкви – постройка вотчинников; при церкви были священник и пономарь; «пашни церковной «добрые земли» было по 20 четвер. въ поле».
По свидетельству окладных книг 1676 г. здесь уже была другая каменная церковь во имя Спаса-Нерукотворного образа. Построена она была местным вотчинником Матвеем Осиповичем, который впоследствие поставил в неё икону Спаса-Нерукотворного образа.
«Особо чтимую святыню храма составляетъ древняя икона «Нерукотворенный образъ» Господа I. Христа; эта икона почитается чудотворною не только прихожанами, но и окрестными жителями, которые въ значительномъ количестве приходятъ поклониться этой святыне. На иконе есть надпись: «… года ноября 30 дня написана сия Спасова Нерукотвореннаго образа икона во граде Казани иконописцемъ Иоанномъ по обещанию отъ морового поветрия и отъ избавления напасти рабомъ Божиимъ за многолетная здоровья Великаго государя царя Лексея Михайловича всея великия и белыя России самодержца и за всехъ православныхъ христианъ и рода моего Матфеемъ Осиповымъ сыномъ Кровковымъ, и сия чудотворная Спасова икона принесена въ царствующий градъ Москву 7188 г. января въ 20 день при державе Феодора Алексеевича всея России самодержца и по написании сия чудотворная икона подписана Иваномъ Дементьевымъ 7200 г. октября въ 4 день за здоровье великаго государя царя Феодора Алексеевича… для вечнаго поминовения Государя Алексея Михайловича и всехъ православныхъ христианъ». Когда поступила эта икона в храм села Дедова, с точностью неизвестно. Эта икона украшена была драгоценной серебро-позолоченной ризой (1,500 руб.)…»
«Въ приходе при Спасской церкви, по окладнымъ книгамъ 1676 года, значится: дворъ помещика Матвея Кровкова да 11 дв. крестьянскихъ (в 1896 г. здесь также 11 дворов); деревня Ильинская, въ ней 11 дворовъ крестьянскихъ; дер. Малышева, въ ней 15 дв. крестьянских (в 1896 г. здесь 51 двор); деревня Кровкова, въ ней 24 дв. крестьянскихъ (в 1896 г. здесь 48 дворов). Земли церковной изъ боярской дачи по 3 четверти въ поле, сенныхъ покосовъ на 100 копенъ».
Спасская церковь сохранилась до настоящего времени в своем первоначальном виде, «только кровля вместо деревянной устроена железная. Алтарь полукруглый, отделенъ отъ храма стеною съ проделанными въ ней арками. Къ западной стене, чрезъ арку, примыкаетъ трапеза, съ северной же стороны трапезы пристроенъ теплый приделъ. Время построения придела неизвестно, но вероятно онъ устроенъ одновременно съ каменною церковью. Въ настоящее время (1896 г.) этотъ приделъ арками соединенъ съ трапезой холоднаго храма, отчего получилась обширная теплая церковь. къ западной стене трапезы примыкаетъ небольшая старинная колокольня съ шатровымъ верхомъ».
Про колокольню говорят, что под ней есть подвал, в котором спрятаны сокровища, и из нее же идет подземный ход на остров Красный озера Свято, тот самый, что плавает.
Внутренние украшения за время существования церкви обновлялись не однажды. Иконостас холодного храма устроен в 1797 г., но иконы в нем старинные; в теплом приделе иконостас 1828 г. Престолов в церкви в XIX в. было два: главный в честь Спаса-Нерукотворного Образа, а в теплом приделе во имя Св. Николая Чудотворца.
Кроме двух древних икон «обращаетъ на себя внимание старинная икона т.н. «Недремлющее око», лицевое изображение словъ Псалма: «не воздремлетъ, ниже снпнетъ храняй Израиля». Сохранились также въ церкви: 1) старинное напрстольное Евангелие въ серебряномъ окладе – печати 1657 г.; 2) Крестъ напрестольный серебропозлащенный съ надпичью: «часть отъ животворящаго креста, отъ гроба Божия земля, отъ горы Голгофы песокъ, отъ дуба Мамврийскаго листъ, отъ горы Синайской древо, потъ съ главы муч. Екатерины и частицы св. мощей несколькихъ угодниковъ»; 3) небольшой серебряный вызолоченный крестъ съ 40 частицами св. мощей разныхъ угодниковъ.
На колокольне сохранился колоколъ, вылитый для церкви села Дедова въ 7199 (1691) г., другой же древний колоколъ, приложенный въ Дедовскую церковь Матвеемъ Осипов. Кровковымъ, неизвестно почему и когда переданъ въ Муромский Богородицкий соборъ.
Причта при церкви по штату положено – священникъ и псаломщикъ. На содержание ихъ получается: отъ службъ и требоисправлений до 500 руб., отъ земли пахатной и хлебнаго сбора до 70 руб. въ годъ. Причтъ живетъ въ церковныхъ домахъ на церковной земле.
Приходъ состоитъ изъ села Дедова и деревень: Коровкова (2 вер. отъ церкви) и Малышева (5 вер.), въ коихъ по клировымъ ведомостямъ числится 537 душъ муж. пола и 646 женскаго.
Въ с. Дедове съ 1875 г. существуетъ церковно-приходская школа; учащихся въ 1896 г. было 17. Въ д. Малышеве съ 1886 г. открыта школа грамоты; учащихся въ 1896 г. было 23».
/Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./
Дорога длиною в жизнь
Блог о путешествиях, жизни и творчестве
Мир — это зеркало
Большое Святое озеро — еще одно место, покрытое легендами
Посетив Островоезерский монастырь, едем дальше. Конечно же, по пути хочется охватить максимальное количество интересных мест. И одним из них в выбранном маршруте стало Большое Святое озеро(или озеро Свято) у села Дедово. Это примерно в 100 км от Нижнего Новгорода.
Считается, что это самое большое карстовое озеро в Нижегородской области. Его глубина достигает 20м. Так же существуют легенды, почему оно называется Святым. По одной из них на этом месте ранее находилось село с монастырем, и в результате природных обстоятельств оно ушло под воду.
Вот цитата легенды:
«Тогда эти места населяли мордва и татары. В это время – конец XVII века – при церкви был трудник Иван с женой Степанидой. Однажды они нашли подкинутую девочку-татарку и окрестили ее Настасьей. Когда Настасья стала взрослой, в нее влюбился молодой князь, приезжавший на богомолье. Они полюбили друг друга, и у Насти родилась дочь Прасковья. Из церкви шел подземный ход в Русаковский монастырь и на Красный остров. Однажды князь пошел этим ходом в деревню Русаки, а Настя с дочкой лесом. Пришли они к месту, где стоял монастырь, и видят, что вместо него образовалось провальное озеро. Вскоре пришли татары и замуровали Настю в подземном ходе. С тех пор слышен у озера ее плач».
По другим данным, святым озеро считалось еще с древних языческих времен, поскольку, если подключить большую фантазию, в его контурах можно усмотреть формы человека. Вот если честно, моей фантазии не хватило, чтобы представить оное.
Так же существуют «свидетельства» очевидцев, рассказывающие о видениях золотого креста в водах озера, разнообразных паранормальных явлениях и необычных случаях. Все это немного напоминает истории об озере Светлояр.
Как добраться?
Если ехать из Нижнего Новгорода, то вам нужна богородская трасса. По ней проехать примерно 100 км, далее с нее свернуть налево, в сторону деревни Колобково. Поворот довольно крутой.
Теперь дорога идет сквозь красивейший сосновый лес. Лучше не спешить и вдоволь насладиться окружающим пейзажем.
Доезжаем до развилки. Дорога налево будет вести в село Дедово, прямо – к разнообразным подъездам вокруг озера, направо – к туристическому комплексу.
Озеро Большое Святое, Навашинский район, Нижегородская область.
Что же мы обнаружили, подъехав к озеру.
«Свято место пусто не бывает» — задумчиво подумал Дикий городской житель, подъезжая к Свято озеру. Целое паломничество из машин ехало к нему и с него. И неспроста, ибо был солнечный воскресный день.
Хотелось скорее искупаться в священных водах, но в силу того, что куда ехать конкретно я не знала, выбрала первый поворот направо. Почти сразу увидела стоянку автомобилей. Там машину и оставили. Далее пешком в поисках подходов к воде.
Но чем дальше шли, тем больше железных коней там стояло. Оказалось, что это туристический комплекс «Озеро Свято», окруженный забором. Искать другие подъезды времени не было, потому мы отправились искать лазейки, и нашли… Центральный вход с охраной, через который без вопросов прошли на территорию.
Туркомплекс, запрятавшийся среди сосен, выглядел живописно и располагал к отдыху. Даже возникло желание пожить здесь как-нибудь пару дней. На территории есть столовая и магазин. И, конечно же, песчаный пляж, который мы и искали. Но в силу того, что желающих купаться было слишком много, а раздевалка в поле зрения не попала, купание было отклонено.
Турбаза «Свято озеро»
Уютные домики на территории базы
С пляжа можно увидеть очертание озера, и множество палаток и машин по его берегам. Однозначно, это очень популярное место для туристов выходного дня.
Стоит взять на заметку, как место, где можно встать с палаткой. Но ехать нужно не на первый съезд, что ведет к базе отдыха, а далее, вокруг озера.
Полюбовавшись янтарной гладью Большого святого озера, мы отправились дальше. Ведь впереди еще 120 км пути до волшебного замка Храповицкого.
Озеро Свято (Навашинский район, Нижегородская область)
(Навашинский район, Нижегородская область)
На нижегородской земле имеются несколько святых озер; каждое озеро, располагавшееся близ монастыря, рано или поздно получало звание святого — в нем крестили детей, исцеляли больных, вода из такого озера не цвела, ее можно было пить без кипячения. Однако среди паломников наибольшую известность получило озеро Свято в Навашинском районе, где с давних пор и по сей день случаются чудеса.
По легенде, когда-то на месте озера стоял монастырь, но во времена татаро-монгольского нашествия он, как и легендарный город Китеж, ушел под воду, а на его месте образовалось безымянное озеро.
Недалеко от него проходила дорога, связывавшая Муром с другими городами. Дорога пролегала через дремучие леса, опасные не только обитавшими в них дикими животными, но и промышлявшими там разбойниками, поэтому после нескольких разбойных нападений и потерь товаров купцы перестали приезжать на муромские ярмарки.
Как только те опьянели и уснули, мужчины закололи их вилами и сбросили трупы в озеро, но умерщвленные и не отпетые души не обрели покоя: каждую ночь из-под воды раздавались стоны, поэтому купцы по-прежнему опасались ездить по дороге, проходившей вдоль озера.
Тогда местным жителям ничего не осталось, как попросить священника прочитать отходную молитву над водой, чтобы души умерших не своей смертью разбойников обрели покой. Тот согласился, но во время чтения молитвы дважды, когда он пытался освятить воду опусканием в нее своего тяжелого креста, тот отскакивал от воды назад, и только на третий раз вода приняла крест. С той поры безымянный водоем стал называться озером Свято, так как вода в нем стала освященной.
До Октябрьской революции озеро Свято славилось чистой водой. В святой воде купались только по большим христианским праздникам после разрешения священника, при этом сама вода обладала целебными свойствами и исцеляла от множества заболеваний.
С того времени прошло много столетий, но и сегодня на озере случаются чудеса. По местным поверьям, в светлую летнюю ночь на озере Свято можно наблюдать странное явление: по глади водоема бесшумно скользит на старинной деревянной лодке черный монах. Лицо его закрыто капюшоном, поэтому разглядеть его невозможно. Монаха можно попросить переправить с одного берега на другой. В ответ на вашу просьбу он подгребет к берегу и кивком головы молча пригласит сесть в лодку, но тот, кто рискнет присесть к черному монаху, навсегда исчезнет в безбрежной глади вод. До сей поры можно слышать на озере и стоны из-под воды, от которых пробирает дрожь, а в последние годы здесь произошло новое чудо. Как только на его берегу местный предприниматель решил построить развлекательный комплекс, на озере зацвели кроваво-красные лилии, а через несколько дней на прибрежном песке появилось изображение женщины в покрывале и с ребенком на руках. Лик проявился на Рождество Пресвятой Богородицы и оставался на песке почти 2 недели, его хорошо было видно с пирса и берега. При этом вокруг головы песчаного абриса расцвели еще несколько лилий и образовали красивый нимб из живых цветов.
Первыми чудесный образ увидели архитектор и управляющий турбазы, которые по долгом размышлении приняли решение построить не развлекательный центр, а возвести на месте явления песчаного абриса Богородицы часовню в ее честь. Затем на берег озера пригласили священника, который отслужил молебен, потом к озеру потянулись многочисленные паломники, каждый из которых подтверждал произошедшее чудо: алые лилии и образ Богоматери на песке.
При этом ни волны озера, ни многочисленные любопытные, подходившие непосредственно к образу на песке, не могли нанести ему урона: песчаный островок в виде женского образа сохранял свои очертания гораздо дольше, чем если бы он был нанесен простой озерной волной.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Свято-Данилов монастырь
Свято-Данилов монастырь Свято-Данилов монастырь — это особое место силы, куда люди со всех концов мира приезжают, чтобы поклониться мощам Даниила Московского. Считается, что каждый, прикоснувшийся с чистыми мыслями и верой в сердце, исцеляется от неизлечимых болезней и
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь В каком году был точно основан монастырь, до сих пор не известно. Есть как минимум две версии: в 1275 году князем Василием Ярославичем, братом Александра Невского, и около 1330 году татарским вельможей Четом, который убежал из Золотой Орды,
Телецкое озеро
Телецкое озеро Алтай — одно из самых удивительных мест на Земле, куда хочется возвращаться снова и снова. Великолепные пейзажи, горный воздух, особая энергетика придают этому месту особое значение. Если человек ищет просветления и хочет разобраться в себе, то именно
Свято-Казанский женский монастырь
Свято-Казанский женский монастырь Находится в Тульской области, в которой есть 27 святых источников. Самый почитаемый из них – в Свято-Казанском женском монастыре. Он основан по пророчеству блаженной старицы Ефросиньи, в миру княжны Вяземской. Она была из знатного рода,
Выбирайте район с хорошим фэн-шуй
Выбирайте район с хорошим фэн-шуй С 1953 года в Китае пять раз проходила всеобщая перепись населения. Как оказалось, столетних жителей уже больше 3373 человек. В 2001 году это число увеличилось до 17 877 человек.В мире имеется пять районов, где люди доживают до очень почтенного
Пантелеимонов источник Свято-Михайловской-Афонской-Закубанской пустыни
Пантелеимонов источник Свято-Михайловской-Афонской-Закубанской пустыни Местоположение – республика Адыгея, Каменномостский район, поселок Победа. Этот целительный источник находится во владениях Свято-Михайловской-Афонской-Закубанской пустыни, расположенной высоко
Источники Свято-Казанского женского монастыря
Источники Свято-Казанского женского монастыря Свято-Казанский женский монастырь находится в Тульской области, в селе Колюпаново. Близ обители есть несколько источников, но самый известный из них – родник матушки Ефросиньи, блаженной старицы, бывшей в миру княгиней
Дивеевская обитель (Нижегородская область)
Дивеевская обитель (Нижегородская область) Слава о великой исцеляющей силе святых источников и чудотворных икон превратила небольшое село Дивеево на юге Нижегородской области в один из крупнейших центров православного паломничества. Село почитается христианами как
Плещеево озеро и Синь-камень (Ярославская область)
Плещеево озеро и Синь-камень (Ярославская область) На северо-западе Ярославской области расположено одно из крупнейших и красивейших озер средней России — Плещеево, или Плещейка, как любовно называют его жители города Переславль-Залесского. Однако в историю России это
Огненный гнев Перуна Улицы Пречистенка, Волхонка и район вокруг них
Огненный гнев Перуна Улицы Пречистенка, Волхонка и район вокруг них Белым плугом Черный луг. Черный луг под Белый плуг. Велимир Хлебников Черторыльский ручей начинался из Козьего болота (нынешняя Пречистенская площадь) и протекал там, где сейчас проходит часть
Веселый покойник Переулок Последний, ранее Мясной, № 22, район Сретенки, Сухаревки, Трубной площади и другие подходящие места
Веселый покойник Переулок Последний, ранее Мясной, № 22, район Сретенки, Сухаревки, Трубной площади и другие подходящие места Все, Александр Герцович, Заверчено давно, Брось, Александр Скерцович, Чего там! Все равно… Осип Мандельштам. Жил Александр Герцович…Один из
Доктор-призрак Столешников переулок, № 14, улица Рождественка, № 13/9, район Трубной площади, улица Малая Молчановка, № 8 и другие адреса
Доктор-призрак Столешников переулок, № 14, улица Рождественка, № 13/9, район Трубной площади, улица Малая Молчановка, № 8 и другие адреса Не обрывайте васильков! Не будьте алчны и ревнивы; Свое зерно дадут вам нивы, И хватит места для гробов. Мы не единым хлебом живы, Не
КРАСИВОЕ ОЗЕРО
КРАСИВОЕ ОЗЕРО Как-то вечером Лосось сидел в жилище вождя Шахаптианов и угощался вкусными кусками бизоньими мяса.– Я слышал, что здесь неподалёку есть Красивое Озеро, – сказал Лосось.– Да, – ответил вождь, – наше племя почитает это озеро, но вместе с тем и опасается
Озеро Сен-Сернен
Озеро Сен-Сернен В прежние времена я не раз пользовал монахов из монастыря Сен-Сернен и поэтому был знаком с аббатом капитула, толстым склочником, постоянно судившимся со всем миром. Он страдал от своей тучности, вызванной перееданием, и страдал горько, ибо его идеал —
Нижегородская область
Нижегородская область Первомайский треугольникДивеево, где жил преподобный Серафим Саровский, — одно из самых знаменитых святых мест русской земли. Село это, куда постоянно стекаются паломники, расположено на территории Нижегородской области, неподалеку от древнего