п а кропоткин лекции по истории русской литературы

Читать онлайн «Лекции по истории русской литературы»

Автор Петр Кропоткин

За исключением немногих лет перед и вслед за

освобождением крестьян, у нас не было политической

жизни, и русский народ был лишен возможности

принимать какое-либо активное участие в деле

созидания институций родной страны. Вследствие

этого лучшие умы страны прибегали к поэме, повести, сатире или литературной критике как к средствам

для выражения своих воззрений на национальную

жизнь, своих нужд и своих идеалов. А потому

всякому желающему ознакомиться с политическими, экономическими и социальным идеалами России, с надеждами той части русского общества, которая

созидает историю, — приходится обращаться не

к официальным изданиям и не к передовым статьям

газет, а к произведениям русского искусства.

УДК 329. 14(100)+316. 723

Кропоткин П. А. Лекции по истории русской литера-

Курс лекций по истории русской литературы, опублико-

ванный в этой книге, был прочитан П. А. Кропоткиным в Ин-

ституте Лоуэла (Бостон) и издан отдельной книгой в США

в 1901 году, русский перевод книги подготовил в 1905 году

Кропоткин, опираясь на традицию народнической лите-

ратурной критики, разработал своеобразную этико-эстети-

ческую систему, на основе которой был построен этот лек-

ционный курс. Прочитанный для иностранцев, он содержит

в себе популярный обзор всей русской литературы, который

интересен нетривиальными характеристиками знакомых нам

со школы писателей и произведений, а особую ценность при-

дает ему личность автора, великого русского анархиста.

Публикуется под лицензией Creative Commons Разрешается любое некоммерческое

воспроизведение со ссылкой на источник

Оглавление

Константин Мильчин. Предисловие

Предисловие к первому английскому изданию

Глава I. Введение

Русский язык. — Древняя народная литература: народные предания; песни; былины; «Слово о полку Игореве». Летописи; монгольское на-

шествие; его последствия; переписка Иоанна Грозного с Курбским; церковный раскол; протопоп Аввакум. — XVIII столетие: Петр I и его

современники. Тредьяковский, Ломоносов, Сумароков. — Времена

Екатерины II: Державин, Фонвизин. — Масоны: Новиков, Радищев. —

Начало XIX столетия: Карамзин и Жуковский. — Декабристы: Рылеев.

Источник

А.М. Никулин. Литературно-эстетические взгляды П.А. Кропоткина. С.75–83.

Труды Комиссии по научному наследию П.А. Кропоткина.
М., 1992. Вып. 1. С. 75–83.

ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ П.А.КРОПОТКИНА

Основой для исследования литературно-эстетических воззрений Кропоткина является его книга «Идеалы и действительность в русской литературе», напечатанная в 1907 г. в Петербурге; книга представляет собой переработанный курс лекций по истории русской литературы, читанный Кропоткиным для английской публики в 1905 г.

При первом ознакомлении с данным произведением, обращаешь внимание на два момента. Во-первых, на умение автора сочетать сжатость, чёткость изложения с пространственностью самой темы: история литературы. Т.е. уместить в приблизительно 20 печатных листов исследование от «Слова о полку Игореве» до «Дяди Вани» Чехова, не пропустив ничего существенного из истории отечественной литературы, и отметив самое существенное в любом из упомянутых произведений, — это естественное достоинство ясного и аккуратного кропоткинского мышления.

Во-вторых, бросается в глаза твёрдая приверженность нашего автора реалистической традиции в искусстве. Он действительно очень много для такой небольшой книги уделяет внимания творчеству почти позабытых реалистов-разночинцев, таких как Решетников, Левитов, Златовратский и многие, многие другие. Он противник эстетства — чистого искусства. Вот это второе обстоятельство (как я покажу далее, весьма обманчивое) могло бы явиться поводом для упрёка Кропоткину в вульгарно-социологическом подходе к литературе, отнесения его к предшественникам соцреализма.

Да, действительно, Кропоткин, к чему бы ни обращался в литературе, везде обнаруживает ясность и простоту реализма. В подтверждение остановлюсь на разборе Кропоткиным творчества протопопа Аввакума. Глава, посвящённая неистовому протопопу, называется не «житие», что было бы вполне традиционно и естественно, но «автобиография», т.е. более цивильно и ясно. Сама «автобиография» Аввакума характеризуется следующим образом. «Автобиография сосланного в Сибирь и совершившего это путешествие пешком, сопровождая партию казаков вплоть до берегов Амура, заслуживает упоминания. По своей простоте, искренности и отсутствию сенсационности, житие Аввакума до сих пор остаётся одним из перлов русской литературы этого рода и прототипом русских биографий» [1]. Удивительная характеристика! Если убрать из неё конкретное имя и не обращать внимание на то, что путешествие было совершено пешком, то читатель мог бы подумать, что речь тут идёт о самом П.А.Кропоткине: ведь именно его собственное житие — знаменитая автобиография «Записки революционера» «…остаётся одним из перлов русской литературы этого рода… по своей простоте, искренности и отсутствию сенсационности…» Но Авакумова книга (?!), признанная «предшественницей» латиноамериканской прозы двадцатого века, где главного героя навещает в темнице божья матерь, где он сам наяву дерётся с дьяволом… где есть всё, кроме реализма… Но Кропоткин в своём дальнейшем изложении даёт именно реалистическую характеристику Авакумова жития. Эта характеристика является интересной, убедительной, аргументированной. И это действительно искусство: увидеть реализм в истории религиозного фанатика, — такое же искусство, как искусство Хармса подметить абсурд в обыкновенной очереди, стоящей за огурцами. Во всём видеть ясное, простое, рациональное — это искусство, такое же искусство, как везде видеть абсурд. Уникально это умение Кропоткина во всём видеть реалистическую сторону в искусстве, уникально и не вульгарно, потому что оно индивидуально. Оно убедительно, потому что оно личностно. Реализм Кропоткина не массовиден, не служит каким-либо партийным интересам, он всегда личностенчестен. И Кропоткин не случайно при разборе того или иного произведения часто неприметно, но твёрдо отмечает, что высказывает свою личную точку зрения. И в этой точке зрения заложен безошибочный эстетический вкус, имеющий право на существование независимо от социальных пристрастий самого Кропоткина. Так, упрекая самого Пушкина в недостатке мировоззренческой глубины, Кропоткин утверждает его же как непревзойдённого гения эстетической формы. Кропоткину глубоко симпатичны социологические воззрения Михайловского, но он же сам и отмечает недостаток этого автора — отсутствие поэтического, эстетического элемента.

Столь часто повторяемое при характеристике взглядов Кропоткина слово «реализм» требует само ясной и простой характеристики. Такую характеристику дал Кропоткин в своей книге. (Интересно, что кропоткинская формулировка полемически заострена, но не против эстетизма, а против натурализма-реализма широко популярной в конце XIX в. школы Золя.) «Согласно нашему пониманию, реализм не может ограничиваться одной анатомией общества; он должен покоиться на более высоком основании; реалистические описания должны быть подчинены идеалистической цели… наряду с самыми низменными инстинктами уживаются самые высокие проявления человеческой природы…» [2] В этой формулировке мы обнаруживаем суть Кропоткинского реализма. Под его именем таится сочетание высокого и низкого, обыденного и идеалистического, действительного и фантастического. Но что означает такое сочетание? Не есть ли оно проявление гармонии того её определения, которое было уже дано древнегреческими философами («Гармония есть единство несоединимого, согласие несогласованного» — Филолай). И ведь в самом названии книги «Идеалы и действительность в русской литературе», — заложено стремление Кропоткина к постижению гармонии. И размышляя над проблемой соотношения искусства и науки, чем руководствуется Кропоткин? «Истинную науку и истинное искусство нельзя противопоставлять друг другу: они всегда находятся в согласии» [3] (т.е. в гармонии. — А.Н.). Да, это гармония. В стремлении к ней — сила, красота и истинность кропоткинского мировоззрения. А то, что это «сочетание несочетаемого» в кропоткинском творчестве имеет ясно выраженный реалистический центр, то кто сказал, что гармония имеет центром своего существования постоянную, а не переменную точку? Ведь точка её — душа человеческой личности. А личность и душа её — индивидуальны и неповторимы.

Стилю жизни и творчества Кропоткина присуща одна глубокая черта, которая в отечественной литературе встречается, к сожалению, крайне редко. Поэтому, когда вы читаете книгу Кропоткина, от неожиданности, нехватки чего-то вы в растерянности припоминаете, чего же недостаёт здесь, будто дышите вы озоном, а привыкли-то к кислороду. Потом всё же осознаёшь, чего не хватает кропоткинской критике — здесь нет хамства. Да, русская литературная критика очень груба, агрессивна и стремление оскорбить, унизить своего оппонента есть её существенная черта. Черта, присущая не только её левому, революционному крылу (Писарев, Ленин), но всем направлениям характерная — например, Розанов и Набоков (этюд о Чернышевском). А Кропоткин, пожалуй, наряду с Карамзиным и Владимиром Соловьёвым, составляет удивительное исключение в нашей сердитой критике. Ни одного унизительного, насмешливого, ругательного слова не отпущено тут никому: ни литераторам, с чьей творческой позицией не согласен Кропоткин, ни даже царю и царскому правительству. И от этого книга не становится пресной или бесцветной. Наоборот, одной вежливостью и достоинством, оказывается, можно прекрасно отстаивать свою точку зрения и колебать иную. Как пример, упомянем отношение Кропоткина к творчеству Достоевского. Дисгармония стиля и мировоззрения Достоевского чужды Кропоткину [4]. Дисгармонию слога и сюжетов произведений Достоевского фиксирует Кропоткин, но при этом подчёркивает, что непревзойдён Достоевский в описании психопатологического состояния человека.

«Психопатология» — не ругательный термин, психопатология — отклонение от нормы человеческой — это и «недостаток», но и «преимущество», уникальность. Поэтому гармоничная натура Кропоткина и не могла увидеть в будущем то, что предчувствовала «отклонившаяся от нормы» душа Достоевского — гибель 0 млн. соотечественников в революционных преобразованиях нового века.

Интересной и важной чертой кропоткинской критики следует также признать стремление постичь национальные особенности русской литературы и культуры, сопоставить их с жизнью мира.

С искренней гордостью отмечая светлую роль русского национального характера и значение его литературы в мировой культуре, Пётр Алексеевич честно стремился постичь и несовершенства родной нации. Так, восхищаясь мастерством автора «Обломова», Кропоткин в связи с судьбой и характером гравного героя предаётся следующим размышлениям. «Вся русская жизнь, вся русская история носят на себе следы этой болезни («Обломовщины». — А.Н.), — той лености ума и сердца, лености, почти возведённой в добродетель, того консерватизма и инерции, того презрения к энергичной деятельности, которые характеризуют Обломова и которые культивируются даже среди лучших людей России…

Другие говорят по поводу Обломова: «расовые черты, характерные для русской расы», — и в этом они в значительной степени правы. Отсутствие любви к борьбе в отношении к общественным вопросам, отсутствие «агрессивных» добродетелей, непротивление и пассивное подчинение — все эти черты характера в значительной степени присущи русской расе» [5]. Правда, словно испугавшись столь резкой характеристики, Кропоткин тут же добавляет: «несомненно, что «обломовщину» нельзя рассматривать, как расовую болезнь. Она существует везде» [6].

Таким образом, косвенным путём, мы обязаны этим двум женщинам созданием того лёгкого, гибкого литературного языка, который был введён Пушкиным в нашу литературу» [8].

Образ Евгения Онегина Кропоткин оценивает весьма прохладно, по его мнению, истинным героем поэмы является Татьяна. «Татьяна — тип идеальной женщины… тип русской женщины в её дальнейшем развитии в романах Тургенева и в русской жизни» [9]. От Пушкина до Чехова, — везде последовательно поверяется образом женщины искусство и не всегда творчество даже великого мастера выдерживает эту проверку: «вообще, изображение женщины, за исключением очень молоденьких девушек, — слабая сторона таланта Льва Толстого: он мало знает женщин…» [10] И, наконец, об образе женщины в разночинской прозе. Главному герою повести Решетникова «…удаётся жениться на превосходной женщине, он постоянно подпадает под власть «демона» и делается привычным пьяницей. Не пьют лишь женщины, и одно это спасает нас от вымирания; в сущности, почти каждая из женщин в произведениях Решетникова — героиня неустанного труда, борьбы за необходимое в жизни, подобно самкам во всем животном мире; такова действительно жизнь женщины в русских народных массах» [11].

В заключение, хотелось бы остановиться на «логической непоследовательности» финала книги Кропоткина. Историю русской литературы Пётр Алексеевич завершает рассмотрением творчества Чехова. После высокой оценки творчества разночинских писателей, признания того, что наивысшим достижением русской прозы начала XX века являются произведения наследников разночинцев — молодого Горького и Короленко, отчего же курс русской литературы завершается умершим в 1904 г. Чеховым? Выскажу две гипотезы и обе — в поддержку литературной проницательности Кропоткина.

Во всяком случае, эта старая, уходящая от нас, жизнь требовала прощального слова и оно было произнесено Чеховым» [12].

Книга П.А.Кропоткина «Идеалы и действительность в русской литературе», как я стремился показать, является действительно глубоким, удачным и самобытным произведением русской реалистической школы. Переиздание данного произведения в наши дни явилось бы важным вкладом в воссоздание и развитие богатства нашей литературы.

Примечания

1. Кропоткин П. Идеалы и действительность в русской литературе. СПб., 1907. С.24.

4. Симпатии Кропоткина относятся к линии: Пушкин, Тургенев, Толстой, Чехов в противоположность направлению Достоевский, Салтыков-Щедрин. И в Гоголе Кропоткин видит лишь замечательного реалиста, не более.

5. Кропоткин П. Идеалы и действительность в русской литературе. С.173–175.

Источник

Кропоткин П.А.. Книги онлайн

п а кропоткин лекции по истории русской литературы. Смотреть фото п а кропоткин лекции по истории русской литературы. Смотреть картинку п а кропоткин лекции по истории русской литературы. Картинка про п а кропоткин лекции по истории русской литературы. Фото п а кропоткин лекции по истории русской литературы

Князь Пётр Алексеевич Кропоткин (27 ноября 1842, Москва — 8 февраля 1921, Дмитров, Дмитровский уезд, Московская губерния, Советская Россия) — русский революционер, теоретик анархизма, географ, геоморфолог, историк, литератор.

Родился в родовитой княжеской семье. В 1862 окончил кадетский (пажеский) корпус, служил в Сибири, затем учился на физико-математическом факультете Петербургского университетата, специализировался в географии и геологии. В 1872 в Швейцарии вошел в контакте Юрской федерацией I Интернационала, находившейся под влиянием М.А. Бакунина, стал убежденным анархо-коммунистом; с 1876 по лето 1917 — в эмиграции.

С ранней молодости для него базовыми стали ценностные, этические установки. Он разделял принцип антропоцентризма, включавший, однако, помимо идеи «великого целого Я», также идею определения Я через некоторое Ты.

В отличие от анархистов-индивидуалистов был идеологом коллективистской концепции анархо-коммунизма. Сам анархизм, по Кропоткину представляет собой одно из многочисленных проявлений эволюции мироздания. Само мироздание и наука о нем, считал он, построены как бы по анархическим принципам децентрализации и федерации индивидуальных элементов.

В сфере социологии Кропоткин был сторонником плюрализма факторов социального развития, из которых главным он считал географический. В противовес социал-дарвинизму с его законом «взаимной борьбы» Кропоткин выдвигал «закон взаимопомощи» как главный двигатель прогресса. Исходным пунктом этического учения Кропоткина была идея естественного происхождения нравственности из природы, но главным в «реалистической этике» он считал все-таки определение моральных целей. Основу нравственности, по Кропоткину, составляют три элемента: инстинкт общительности, или солидарности, понятие справедливости и нравственное чувство, сходное с принципом альтруизма.

Книги (12)

Анархическая работа во время революции
Анархия
В русских и французских тюрьмах
Великая Французская Революция 1789–1793
Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса
Взаимопомощь как фактор эволюции
Записки революционера
Идеалы и действительность в русской литературе
Налог — средство обогащать богатых
Нравственные начала анархизма
Петропавловская крепость. Побег
Политические права
Речи бунтовщика
Хлеб и воля
Этика

Сборник включает основные теоретические труды князя П.А.Кропоткина, посвященные обоснованию идеи «анархии», которую автор применяет не только в отношении политики, но и как определенный методологический и этический ключ к пониманию сути общественного бытия.

Основные работы П.А.Кропоткина были написаны в конце XIX века, и современный читатель имеет возможность с позиций трагической истории XX века оценить значимость историософских и философских построений именитого автора.

Вниманию читателя мы предлагаем книгу без преувеличения уникальную, ничего подобного ни при жизни великого анархиста, ни после его смерти не появлялось.

Перестроечный книгоиздательский бум почему-то не сильно затронул наследие Петра Алексеевича Кропоткина. Увидели свет всего два тома, составленных из его произведений. Основная же масса его статей и брошюр, особенно из числа опубликованных в России в 1917–1922 годах, оставалась недоступной широкому читателю.

Настоящее же издание включает в себя труды, охватывающие практически все стороны философского, политического и литературного наследия, что дает читателю прекрасную возможность познакомиться с замечательной личностью Петра Алексеевича Кропоткина, задуматься над многими проблемами человеческих отношений, смыслом жизни и сутью своего существования.

Книга Петра Кропоткина «Великая французская революция 1789–1793», напечатанная в 1909 году в Англии, Франции и Испании, принесла её автору мировую известность.

На примере французской революции второй половины XVIII столетия русский революционер сделал попытку внимательнее присмотреться к экономическим, политическим, социальным и иным аспектам революции во Франции, проследить логичность революционного процесса и его характерные черты, подчеркнуть значимость простого люда как главного творца истории, проследить логику развития и круг интересов разных слоёв общества, выявить подлинную суть и скрытую причину политических декламаций и событий.

Предлагаемая читателям книга, написанная выдающимся отечественным философом и общественным деятелем, теоретиком анархизма П. А. Кропоткиным, является одним из наиболее известных его произведений, наряду с такими книгами, как «Речи бунтовщика» и «Хлеб и воля».

Эта книга была (и до сих пор является) одной из важнейших работ, с научных позиций доказывающих состоятельность предлагаемой анархо-коммунистами программы социально-экономических преобразований. Свои идеи П. А. Кропоткин черпал как из биологии (жизнь мира животных), так и из своих исторических исследований, а также современной ему общественной жизни. При этом он писал о взаимопомощи как о явлении, отнюдь не отрицающем конкурентные отношения.

В наше время нередко можно услышать выводы ученых, близкие теории П. А. Кропоткина, что подчеркивает актуальность данного произведения и сейчас, в начале XXI столетия.

Труд известного теоретика и организатора анархизма Петра Алексеевича Кропоткина. После 1917 года печатался лишь фрагментарно в нескольких сборниках, в частности, в книге «Анархия».

В области биологии идеи Кропоткина о взаимопомощи как факторе эволюции, об отсутствии внутривидовой борьбы представляли собой развитие одного из важных направлений дарвинизма. Свое учение о взаимной помощи и поддержке, об отсутствии внутривидовой борьбы Кропоткин перенес и на общественную жизнь.

Наряду с этим он признавал, что как биологическая, так и социальная жизнь проникнута началом борьбы. Но социальная борьба плодотворна и прогрессивна только тогда, когда она помогает возникновению новых форм, основанных на принципах справедливости и солидарности. Сформулированный ученым закон взаимной помощи лег в основу его этического учения, которое он развил в своем незавершенном труде «Этика».

В издание включены труды Петра Алексеевича Кропоткина (1842–1921) — видного ученого-географа, философа, социолога, историка, теоретика анархизма, деятеля российского и западноевропейского революционного движения XIX — начала ХХ века.

Они отражают сложный и противоречивый процесс формирования и эволюции его мировоззренческих представлений, содержание разработанной им теории анархизма, а также конкретных программ и предложений, направленных на революционное переустройство всей системы морально-нравственных, политических, экономических и социальных отношений.

Предложенные П.А. Кропоткиным теория и идеология анархизма призваны были в условиях глобальных модернизационных изменений дать адекватный ответ вызовам времени.

Курс лекций по истории русской литературы, опубликованный в этой книге, был прочитан П.А. Кропоткиным в Институте Лоуэла (Бостон) и издан отдельной книгой в США в 1901 году, русский перевод книги подготовил в 1905 году В. Батуринский.

Кропоткин, опираясь на традицию народнической литературной критики, разработал своеобразную этико-эстетическую систему, на основе которой был построен этот лекционный курс. Прочитанный для иностранцев, он содержит в себе популярный обзор всей русской литературы, который интересен нетривиальными характеристиками знакомых нам со школы писателей и произведений, а особую ценность придает ему личность автора, великого русского анархиста.

Вниманию читателя предлагается одна из первых основных работ выдающегося отечественного философа, историка и общественного деятеля, теоретика анархизма П. А. Кропоткина.

Написанная в 1885 году за границей, она была впервые опубликована на русском языке в 1906 году. Автор не только вскрывает язвы буржуазного общества и обосновывает неизбежность грядущей революции, но и исследует пути, ведущие к подлинному равенству людей, намечает свой идеал будущего общества.

Более двадцати пяти лет прошло с тех пор, как я писал эту книгу, главным образом имея в виду социальный переворот во Франции. Поколение, принявшее участие в основании Первого, Рабочего Интернационала, и деятели Парижской Коммуны, уцелевшие после разгрома, доживали тогда свой век; и видя кругом себя полное торжество реакции, они теряли веру в возможность социалистического революционного движения.

Последняя книга П. А. Кропоткина, работу над которой он так и не успел завершить. «Этика» (Т.1) была выпущена в издательстве «Голос Труда» (Пб.; М.) в 1922 году к годовщине его смерти, однако отдельные фрагменты этой работы в виде статей выходили уже в начале 900-х годов.

Источник

П а кропоткин лекции по истории русской литературы

Предисловие к первому английскому изданию

В марте 1901 года я прочел в институте Лоуэлля, в Бостоне, восемь лекций по истории русской литературы в XIX столетии, и этот краткий курс был поводом к составлению настоящей книги.

Принимая приглашение прочесть вышеупомянутый курс, я вполне сознавал лежавшие предо мной трудности. Трудно читать лекции или писать о литературе какой-нибудь страны, когда эта литература почти неизвестна слушающей или читающей публике. Между тем есть всего три или четыре русских писателя, сочинения которых имеются в хороших, и более или менее полных, английских переводах; вследствие чего мне часто приходилось говорить о какой-нибудь поэме или повести, тогда как их можно было бы охарактеризовать гораздо более легким и простым путем — прочтя из них несколько отрывков.

Но, несмотря на указанное серьезное затруднение, дело заслуживало того, чтобы попытаться его выполнить. Русская литература представляет такие богатейшие сокровища оригинального поэтического вдохновения; в ней чувствуются свежесть и юность, которые отсутствуют в более старых литературах; ей присущи искренность и простота выражения, делающие ее еще особенно привлекательной для тех, кому приелась уже литературная искусственность. Наконец, она имеет еще одну отличительную черту: русская изящная литература — в поэме, повести и драме — касается почти всех тех социальных и политических вопросов, которые в Западной Европе и Америке — по крайней мере в наше время — трактуются, главным образом, в политико-социальной журналистике и редко находят себе выражение в области искусства.

Ни в какой иной стране литература не занимает такого влиятельного положения, как в России. Нигде она не оказывает такого глубокого непосредственного влияния на интеллектуальное развитие молодого поколения. Некоторые романы Тургенева, и даже гораздо менее известных писателей, несомненно, послужили ступенями в развитии русского юношества за последние пятьдесят лет.

Причина такого влияния литературы в России вполне понятна. За исключением немногих лет перед и вслед за освобождением крестьян, у нас не было политической жизни, и русский народ был лишен возможности принимать какое-либо активное участие в деле созидания институций родной страны. Вследствие этого лучшие умы страны прибегали к поэме, повести, сатире или литературной критике как к средствам для выражения своих воззрений на национальную жизнь, своих нужд и своих идеалов. А потому всякому, желающему ознакомиться с политическими, экономическими и социальными идеалами России, с надеждами той части русского общества, которая созидает историю, — приходится обращаться не к официальным изданиям и не к передовым статьям газет, а к произведениям русского искусства.

Ввиду совершенной невозможности исчерпать такой обширный сюжет, как русская литература, — в тесных границах моего курса, а следовательно и в настоящей книге, я предпочел остановиться, главным образом, на современной литературе. Писателей разных периодов, до Пушкина и Гоголя, этих двух основателей современной русской литературы, я касаюсь только в кратком вступительном очерке. Затем я беру главных, наиболее выдающихся писателей в области поэзии, повести, драмы, политической литературы и литературной критики — и вокруг этих гигантов русской литературы я сгруппировал менее крупных писателей, упоминая об них очень коротко. Я сознаю, что почти каждый из последних носит индивидуальную окраску и заслуживает ознакомления с ним; некоторым из менее известных авторов иногда даже удавалось представить известное течение мысли более ярко, чем их более знаменитым собратьям по перу; но вышеуказанный план является необходимостью в книге, задачей которой было — дать только широкую общую идею о русской литературе.

Литературная критика всегда имела крупных представителей в России, и взгляды на известные литературные явления, выраженные в настоящей книге, опираются на труд наших великих критиков: Белинского, Чернышевского, Добролюбова и Писарева, а равным образом их современных последователей: Михайловского, Арсеньева, Скабичевского, Венгерова и др. Биографические данные о современной русской литературе заимствованы мною из превосходного труда о современной русской литературе, принадлежащего перу последнего из вышеупомянутых писателей, а также из биографий, помещенных в 82-х томах «Русского энциклопедического словаря».

Пользуюсь этим случаем, чтобы принести сердечную благодарность моему старому другу м-ру Richard Heath, который взял на себя труд просмотреть настоящую книгу, как в рукописи, так и в корректуре.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *