падение черного ястреба реальная история
«Падение черного ястреба» как пролог присутствия США в Афганистане
Кроме того, для меня 3 октября – памятный день потому, что именно в этот день в 1994 году я первый раз в звании лейтенанта встал в строй 278-й (с 1998 года – 79-я гвардейская) реактивной артиллерийской бригады (в/ч 53956, г. Тверь).
Естественно, мне, как историку, захотелось узнать не по фильму, а по свидетельствам очевидцев и документам, что же там на самом деле произошло. И такая возможность представилась, поскольку мне удалось раздобыть второе издание книги американского военного писателя Марка Боудена «Падение черного ястреба», уже ставшей бестселлером и финалистом Национальной книжной премии США 1999 года в номинации «документальная литература». Книга была переиздана в 2010 году, то есть спустя 11 лет после выхода в свет первого издания, издательством Grove Press.
Книга представляет собой документальную реконструкцию.
Вечером 3 октября 1993 года более сотни американских военнослужащих были высажены вертолетами на многолюдный рынок в центре Могадишо. Их задача заключалась в том, чтобы схватить двух ближайших соратников сомалийского лидера Мохаммеда Айдида и вернуться с ними на свою базу. Предполагалось, что это займет около часа.
На самом деле американцы на всю ночь оказались в западне, сражаясь против нескольких тысяч вооруженных сомалийцев. К утру следующего дня 18 американцев погибли, 73 были ранены и 1 попал в плен (позднее был освобожден). Кроме этого, погиб 1 и были ранены 7 малазийцев, погиб 1 и были ранены 2 пакистанца. Если действительно общая численность принимавших в операции участие американцев и их союзников составила ровно 160 человек, то их потери составили 64,4 %, в том числе безвозвратные – 12,5 %. Это были неоправданные потери.
Построенное на основе интервью с обеих сторон, армейских докладов, аудиозаписей и видеозаписей (некоторые материалы были рассекречены), поминутное повествование Боудена является одним из самых захватывающих из когда-либо написанных рассказов о боях современного типа. Во второе издание было включено новое послесловие автора.
Книга основана на серии из 29 статей, написанных Боуденом для корпорации «The Philadelphia Inquirer», корреспондентом которой он в то время являлся. Автор провел обширное исследование архивов армии США, опросил участников с обеих сторон конфликта, просмотрел видеозаписи, которые были сделаны с самолетов наблюдения, и проанализировал аудиозаписи радиопереговоров. Еще до того, как книга была опубликована, серия статей Боудена уже начала привлекать внимание средств массовой информации.
Таким образом, в книге документируются действия Объединенной оперативной группы (UNITAF) под эгидой ООН в начале октября 1993 года и последовавший за этим бой в Могадишо между военнослужащими США и группировкой «Сомалийский национальный альянс» Айдида.
Иногда можно встретить ошибочное утверждение, что с американской стороны участие принимали морпехи. В действительности же главными участниками боя стали спецназовцы сухопутных войск частей «Дельта» (оперативное реагирование) и «Рейнджеры» (десантники-парашютисты).
Одно из ключевых событий боя – крушение двух американских вертолетов UH-60 Black Hawk, от чего книга и получила свое название, и попытка спасти их экипажи.
В ходе рейда произошел самый интенсивный бой в военной истории США со времен войны во Вьетнаме.
Так же, как из Вьетнама, американцам пришлось убраться и из Сомали, а в нынешнем году – из Афганистана.
Изложение событий Боуденом получило высокую оценку критиков, особенно за его акцент на том, как миротворческая миссия превратилась в вооруженный конфликт.
Боуден меняет свою точку зрения после того, как подразделения американцев входят в город, пытаясь захватить двух соратников Айдида, а затем, когда что-то пошло не так, чтобы спасти американских военнослужащих. Боудену удается выяснить мнение местного населения о том, что американцы сами виноваты в большинстве своих боевых потерь.
И несколько слов о самом авторе.
Марк Роберт Боуден – публицист, в настоящее время – сотрудник американского журнала The Atlantic. Родился 17 июля 1951 года в городе Сент-Луис, штат Миссури.
Свое реноме беспристрастного военного писателя Боуден поддержал в 2002, 2012 и 2016 годах изданием своих книг Our Finest Day: D-Day, June 6, 1944; The Finish: The Killing of Osama bin Laden и The Three Battles of Wanat and Other True Stories соответственно.
Пожелаем автору успехов в описании американского провала в Афганистане.
Падение черного ястреба реальная история
Падение черного ястреба aka операция «Возрождение надежды»
В общем, я загнался темой и давно уже ей загоняюсь, нравятся события про войну, более менее современную, начиная с 90-ых и по сей день. Сегодня я расскажу про знаменитые события по которым снят ахуительный фильм «Падение черного ястреба».
Ну, чуваки в шатбе запаниковали и направили туда отряд, на спасение летчиков. Затем через несколько минут был сбит Super 6-4, два бойца из Дельты Гэри Гордон и Рэнди Шугарт, долго просили штаб разрешить высадиться на месте падения второго ястреба, т.к. основные силы были далеко, в конце концов штаб разрешил это сделать. Гордон и Шугарт оба погибли в ходе той операции и в мае 1994 года Гэри Гордон и Рэнди Шугарт были посмертно удостоены Медалей Почёта.
В конце приехали силы ООН и все разрулили. В момент операции погибло 19 американских солдат и до 500 сомалийцев.
В операции принимали участия:
— 75th Rangers RGT (3 батальон).
— 160th SOAR (На вертолетах AH-6J, MH-6, MH-60 «Black Hawk»)
— 1st Special Forces Operational Detachment-Delta (Она же нынешняя Delta Force).
Парочку интересных фактов:
— Сомалийцы жгли покрышки которые дымились очень густым, черным и едким дымом на огромную высоту, это был их сигнал о приближении противника
— Кодовое слово начала операции было «Айрин»
Хронология 3 Октября 1993 год, операция «Возрождение надежды»
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ (Данные из архивов)
13:00 ч. Агент ISA сообщает, что несколько ключевых SNA (Сомалийский национальный альянс)
лейтенанты планируют миссию в 15:00
15:30 ч. TFR на борту вертолётов
15:40 ч. TFR инициирует рейд
15:45 ч. Рейнджеры устанавливают безопасный периметр
16:00 ч. Дельта выводит заключенных
16:10 ч. Супер 6-1 сбил РПГ
16:15 ч. Подполковник МакНайт приказал привезти
заключенных на аэродром
16:20 ч. Супер 6-4 сбиты с помощью РПГ
17:24 ч. Подполковник Дэвид прибывает на аэродром
17:47 ч. Подполковник Дэвид возглавляет первую спасательную миссию
17:54 ч. Спасательная сила попадает под сильный огонь
18:30 ч. Супер 6-2 попытки спасения экипажа Супер 6-4
19:10 ч. Подполковник Дэвид возвращается на аэродром
22:45 ч. Пакистанские и малазийские бронетанковые войска
прибыли на аэродром для брифинга миссии
23:24 ч. Начата вторая спасательная миссия
00:24 ч. (4 октября) Разделение колонны
01:55 ч. Первая колонна прибывает к периметру TFR
02:00 ч. Вторая колонка прибывает к Супер 6-4
05:30 ч. Спасательный конвой достиг пакистанской базы
Реальные фотографии Delta Force
Реальные фотографии 75th Rangers RGT
Рынок Бакара и как это вообще все выглядит (Данные из архивов)
Спасибо за то, что вы с нами.
С любовью, Рителлинг favorite
Падение черного ястреба. Краткий пересказ
Дважды войти в одну реку Квай
Пересматривал я недавно «Мост через реку Квай». Фильм сняли аж в 57-м и подняли на этом дельце целых семь Оскаров.
Я вообще люблю американские фильмы, снятые до изобретения компьютерной графики.
Нравятся мне советские, не сильно задавленные цензурой.
Нравятся российские, где цензура хоть как-то сохранилась.
Французское люблю такое, где Париж похож на Париж, а не на Гарлем.
Японское нравится, если снял Куросава, а сыграл Мифунэ.
Индийские фильмы бывает смотрю, но не потому что они такие высокохудожественные, а потому, что они напоминаю мне о моём детстве, очередях в кинотеатр и билетах по 35 копеек.
Словом, обычные предпочтения пожилого человека, ещё не впавшего в маразм, но уже начинающего брюзжать по поводу «этих ваших новомодных штучек«.
Так вот. В фильме из-за чего весь сыр-бор?
Джеймс Бонд, между прочим, тоже был коммандером.
И тут разобрало меня любопытство. А я, бывает, даю ему волю, если чувствую, что это не опасно для моей шкуры.
Я нажал на клавиатуру, скачал первоисточник, и прочитал, в промежутках между работой и всякими другими делами.
И пока я читал книгу, то всё больше убеждался, что фильм снят довольно точно по тексту. За исключением мелких нюансов и того, что никакого «американского коммандера» в книге и близко не было.
И я тихо-мирно скользил по строчкам, не предвещавшим ничего неожиданного и двигался к развязке, уже зная, чем всё это действо обернётся.
Нет, эшелон подорвался на другой мине, а сам мост, из-за которого вся эта канитель заводилась, остался целёхоньким.
А в остальном всё закончилось как и в фильме. Британский диверсант открывает огонь из миномёта, раздавая всем сёстрам по серьгам, и убивая и японских солдат, и английского полковника, и своих коллег-диверсантов.
Потому что от британского коммандос требуется не попасть во вражеский плен, а сдохнуть, получив в брюхо осколок старой, доброй английской мины.
Такая вот неожиданность открылась мне на, казалось бы, хорошо известном материале.
То-то в фильме эпизод с подрывом смотрится слабым и притянутым за уши.
А так, на мой непритязательный взгляд, и фильм стоит смотреть, и книга стоит того, чтобы её прочесть.
«В ту же секунду я скомандовал: «Огонь!» Таи отлично справились. Мы хорошо подготовили их. Вышел отменный фейерверк. С наблюдательного пункта мне было видно это зрелище! Серия мин одна за другой! Я сам схватил миномет. Я ведь прекрасный наводчик.
— Успешно, сэр. Первые снаряды удачно разорвались в самом центре группы. Обоих разорвало в куски. Я специально проверил это в бинокль. Поверьте, сэр, я хотел довести работу до конца… Следовало сказать — разорвало троих. Полковника тоже. Никто не уцелел. Три удачных попадания. Затем? После этого я выпустил весь запас, сэр. А он был не маленький… «
Warspot про кино: «Чёрный ястреб» и тонкий расчёт Ридли Скотта
Военный кинематограф начала XXI века выглядел, как грудь ветерана, — некуда вешать орден. К этому времени самые масштабные конфликты прошлого столетия так или иначе уже нашли отражение в кино — и фильмы эти в своём большинстве стали непререкаемой классикой. У новичка в жанре оставалось два пути: либо ещё глубже загонять аудиторию в антивоенную депрессию, либо пробовать себя в экшене. Правда, во втором случае пришлось бы конкурировать со Спилбергом. Но если тебя зовут Ридли Скотт, тебе плевать.
Время удивительных историй
К концу 1992 года в Сомали открылся филиал ада. Гражданская война, которая продолжалась уже несколько лет, привела к распаду государства. Отсутствие централизованной власти, разрушенная инфраструктура и разразившаяся межклановая борьба стали причинами тяжелейшей гуманитарной катастрофе. Люди сотнями тысяч гибли от голода. В дело вступили миротворцы ООН — они должны были обеспечивать беспрепятственную доставку продовольствия нуждающимся. Но у местных полевых командиров на этот счёт были свои планы: провизия разграблялась, а сопровождающие попросту ничего не могли с этим поделать.
В итоге Совет Безопасности ООН разрешил принимать все необходимые меры, чтобы гуманитарная помощь начала доходить по адресу. Это означало, что теперь миротворческие войска могли применять силу. Первое время всё шло более-менее по плану, но в июне 93-го Мухаммед Фарах Айдид, один из сомалийских лидеров, недовольный вмешательством во внутренние дела страны, организовал ряд нападений на миротворцев. Погибли люди, и конфликт вспыхнул с новой силой. Тогда американцы, возглавлявшие контингент войск ООН, отправили в Сомали спецназ.
В принципе, вы могли всё это и не читать, история и так достаточно известная. Но примерно с этого момента начинается действие фильма «Чёрный ястреб», в начале которого Ридли Скотт также берёт на себя труд разъяснить, что к чему. В голове скептика начинает обустраиваться мысль: для мистера Скотта очень важно показать, что дальнейшие действия американских военных — вовсе не агрессия, а лишь адекватный ответ. Мысль эта очень цепкая, и её подхватывают разного толка кинообозреватели; они развивают мысль дальше и спешат заявить о преодолении американцами вьетнамского синдрома. Что ж, давайте разбираться, правы они или нет.
(Внимание, спойлер: всё это чушь собачья).
Игра на чужом поле
На момент съёмок «Чёрного ястреба» Ридли Скотту было уже за 60 — не самый ранний возраст для режиссёра, который задумал картину в новом для себя жанре. В таких делах нужны железная выдержка и крепкое здоровье — потому что твой военный эпик непременно будут сравнивать с фильмами Спилберга. Спилберга, который моложе, но тем не менее успел препарировать войну, расфасовать её по банкам и продать разной аудитории согласно её предпочтениям.
Впрочем, вероятно, как раз зрелый возраст и позволил Скотту плюнуть на презрительные ухмылки поклонников «Спасти рядового Райана» — самого видного военного блокбастера своего времени. В конце концов, совершенно точно ничего не получается только у того, кто ничего не делает. Так что Ридли Скотт принялся за работу.
Сперва нужно было найти подходящую войну. И это, конечно, проблема. Например, Вторая мировая предлагала неисчислимое множество эпизодов, годящихся для военного экшена, но тогда бы у зрителя ещё до просмотра сформировалось вполне конкретное отношение к участникам конфликта: «ось» плохая, союзники хорошие. Скотту так не интересно, большинство его работ хороши как раз неопределённостью персонажей. Да и сравнение со Спилбергом стало бы слишком навязчивым.
Вьетнам? Возможно, если бы не Чимино, Коппола, Стоун и Кубрик, чьи фильмы уже давно и обстоятельно описали вьетнамский ужас. К тому же трагический пафос — не метод Ридли Скотта. Он, по собственному признанию, хотел дать два с половиной часа войны тем, кто никогда на ней не был и, в общем, не собирался быть в дальнейшем. И сделать это так, чтобы зритель захотел досмотреть до конца. Та ещё задача, если речь о военном кино, — но он с ней справился.
Идеальный выбор
В качестве исторической основы Скотт выбрал сражение в Могадишо в октябре 1993 года в ходе войны в Сомали (точнее, книгу Марка Боудена о нём). Стратегически идеальный выбор: это локальный конфликт, который не успел затянуться. После того, как американцы потеряли почти двадцать человек убитыми, власти США решили вывести войска их этой африканской страны. Получается, что второго Вьетнама не случилось — и если бы даже фильм сыграл только на этой теме, он уже вышел бы достаточно свежим после антивоенного депресняка 70-х — 80-х годов. С другой стороны, два десятка погибших — это два десятка трагедий, каждую из которых можно вывести в центр повествования. А на фоне — геноцид. Такое сочетание всегда работает, если постановщик достаточно толковый (и Ридли Скотт именно такой).
А ещё в Могадишо американцы лишились двух вертолётов UH-60 — тех самых «чёрных ястребов», которые дали название фильму. Красиво падающий вертолёт — прямо-таки хрестоматийный эпизод для боевика, что скажете? Короче, возможностей для идеального военного фильма масса — нужно только выбрать.
Скотт взял всё. Рассказал о геноциде, задел солдатский быт, а основную часть времени уделил неудачной военной операции, описав её во всех подробностях. Личные трагедии вплелись в сюжет маленькими чёрными бисеринками — заметными, но не отвлекающими внимание зрителя настолько, чтобы он счёл их основной темой.
«Чёрный ястреб» — фильм-репортаж. Режиссёр невозмутимо фиксирует события, не пытаясь дать им оценку. Это не тот кровавый фарш, которым открывается «Спасти рядового Райана», — Скотт намеренно лишает своё полотно кошмарной поэтики. Вот солдат, он выполняет свою задачу; вот его убили — на его место становится следующий. Крови ровно столько, сколько нужно, чтобы понять, что она есть. На весь фильм — лишь одна сцена, которая может шокировать своей натуралистичностью — и этот приём оправдан контекстом.
Мастер-класс по кастингу
Почти бесстрастное изложение, уравновешенная камера и сдержанные цвета — всё вместе сообщает картине Ридли Скотта своеобразный и очень узнаваемый стиль. Но кого бы это могло удивить? Со стилем и техническим исполнением у этого режиссёра всегда был полный порядок. А что люди?
Сегодня актёрский состав «Чёрного ястреба» выглядит настоящей командой мечты — хотя в 2001-м многие из этих парней были не так знамениты. Например, для Тома Харди роль специалиста Твомбли стала дебютом в большом кино. Относительно неизвестным для широкого зрителя был и Эрик Бана (сержант первого класса Хут) — до «Халка» и «Трои» оставалось ещё несколько лет. Зато звезда Орландо Блума к тому времени уже взошла — буквально за несколько дней до премьеры «Ястреба» мир уже познакомился с эльфом Леголасом.
Возглавили этот молодняк очень популярные в те времена Джош Хартнетт, Том Сайзмор, Уильям Фихтнер, Юэн Бремнер и Джейсон Айзекс. К 2001 году все они уже успели поработать в военных блокбастерах, так что вряд ли у режиссёра возникли с ними проблемы. А вот статус суперзвезды был на тот момент только у одного человека — Юэна МакГрегора. Ему в итоге и достался единственный не слишком приятный персонаж — специалист Джон Граймс.
Но зачем Скотт набрал себе такой мощный ансамбль? Кажется, в «Чёрном ястребе» нет ни одного эпизода, который требовал бы какой-то запредельной актёрской игры — хотя, разумеется, при необходимости её мог продемонстрировать каждый из списка выше.
Всё дело в манере повествования, а также в перфекционизме Ридли Скотта. Бесстрастному репортажу, «Чёрному ястребу» нет дела до сиюминутной зрительской рефлексии. В таких обстоятельствах от актёров требуется сдержанность, и дать её со стопроцентной гарантией могут только лучшие. Идеальная иллюстрация — поведение героя Тома Сайзмора во время обстрела: он напряжённо, но не повышая голоса, докладывает по рации, что почти весь личный состав конвоя ранен или уничтожен.
Вот она, настоящая причина, по которой Скотт набрал себе в ленту тех, кто уже имел дело с военными боевиками. А для верности сопроводил свой звёздный ансамбль реальными участниками того самого боя в Могадишо — и это, конечно, вишенка на торте.
Война навсегда
«Чёрный ястреб» не берётся судить, нужна американцам эта война или нет. «Чёрному ястребу» плевать. В его мироустройстве всё просто: если ты солдат, ты воюешь, вот и всё. Некоторые персонажи (те, кто помоложе) рано или поздно задаются вопросом: что мы здесь делаем? В тысячах миль от дома, где всегда мир и процветание, — зачем нам это всё?
Ладно, соглашается Ридли Скотт. Даю, говорит, вам время выговориться. Ровно 20 секунд — как раз до следующей атаки. Время пошло. Скотт знает, что все эти размышления в пользу бедных. Сержант первого класса Хут абсолютно прав: как только вылетает первая пуля, политика и всё это дерьмо тут же летит к черту. Воюешь, потому что можешь. Не можешь воевать — умираешь. А раз уж в нормальном мире эта формула не работает, то и места в нём тебе нет. Война — это навсегда.
Преодоление вьетнамского синдрома? Как бы не так.
wwold
По фотке не скажешь, что этот интеллигентный негр чуть не прищучил элиту американского спецназа.
К тому же ряд предыдущих событий показали, что вооружённые формирования Айдида находятся в хорошей форме, нанося болезненные уколы и американцам, и миротворческим войскам. При этом действия, собственно, гегемонов носили шаблонный характер, что позволило боевикам быстро реагировать на действия своих оппонентов.
Такие вот картинки, включая видео с таскание по Могадишо убитого «дельтовца», никак не украсили результат операции.
В итоге Айдид снова уцелел (он погибнет пару лет спустя, получив ранение в очередном боестолкновении с конкурентами), 18 погибших, под 80 раненных. Пострадала элита американской армии: пилоты и спецназовцы, на чьё обучение было потрачены изрядные суммы налогоплатильщиков. Сбито 3 вертолёта «Чёрный ястреб», а если учитывать предыдущие потери, то их счёт вырастает до 4-х. В общем, серьёзные потери. Особенно для внедрения демократии в стране, где нет нефти. В результате всего этого бла-бла-бла про демократию и гуманитарную миссию в борьбе с голодом были свёрнуты, как и воинские подразделения, которые их, собственно, и осуществляли.
Для Сомали американский страйкбол имел существенные последствия. Силовой ресурс генерала Айдида, имеющий на тот момент все перспективы к объединению страны под своей диктатурой, был существенно прорежен, что снова окунуло страну в бесконечное меренье «письками» конкурирующих группировок. И ещё один факт. После гибели Айдида – власть перешла к его сыну Хусейну, который в свою бытность служил в морской пехоте США (что не помешало папе иметь с гегемоном тёрки). И он таки активно сотрудничал с американцами с целью усекновения деятельности Аль-каиды на сомалийской территории. Который превратил в выгодный бизнес, сам решая: кто достиг какой степени исламизации. Да так что простой народ сам побежал в итоге к исламистам.
В общем, в Сомали американцы лажали всегда. Ну, или это у них такая политика. А фильм, да, снят на эту тему хороший и героический. В общем, этот момент я и хотел осветить.