палехские шкатулки история кратко и интересно

Старинные шкатулки Палех: история, формы, сюжеты, отличительные особенности

Если говорить о Палехе, то первое, что приходит на ум — это черные шкатулки, расписанные сюжетами из сказок, обрамленные золотым орнаментом. И кажется нет человека, который был бы незнаком с этими изящными вещицами. Но не все знают с чего началась история этого промысла. А ведь в основе палехской росписи лежат традиции многих древнерусских школ иконописи. Палехскую роспись отличала особая тонкость письма, мягкие линии и сдержанная цветовая гамма. И украшенная твореным золотом одежда и изысканный орнамент.

Возникновение палехской иконописи

Палехская иконопись зародилась около середины 18 века и достигла своего расцвета к началу 19 века. Многие художники палешане участвовали в росписи и реставрации церквей и соборов. Так их мастерство можно увидеть в Грановитой палате Московского кремля, Троице-Сергиевой лавре и в Новодевичьем монастыре.

Пелех и СССР

После революции 1917 года художникам пришлось искать новые образы и темы. Революция негативно относилась к церквям и иконопись тоже не жаловала. И палехское ремесло могло погибнуть. Однако, благодаря А. М. Горькому удалось ее сохранить. Мастерам пришлось отложить библейские сюжеты и обратиться в советской и революционной тематике. Это и стало началом той самой, так хорошо нам знакомой, палехской миниатюры.

Знаменитости из Палеха

Одним из известнейших палехских художников являлся Иван Голиков. Именно он в 1918 году совместно с Александром Глазуновым организовали Палехскую художественную декоративную артель, которая изначально занималась росписью по дереву.

1920-е годы

5 декабря 1924 года семь палехских художников И. Голиков, И. Маркевич, И. Баканов, И. Зубков, А. Зубков, А. Котухин и В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились И. Вакуров, Д. Буторин и Н. Зиновьев. Основой под роспись стали заготовки из папье-маше. В 1926 году в Артеле работал П. Д. Баженов.

Артель в 1940-е годы

В 1940 году к Артели присоединились Т. И. Зубкова, А. А. Кутохина, И. А. Челышев, П. Ф.Чалунин, А. В Борунов. А с 1955 по 1959 года внесли свой вклад в развитие палехской живописи такие художники, как: Д.Н. Буторин, А. И. Ватагин, А. А. Дыдыкин, И. В. Маркичев, Н. М. Парилов.

Артель в 1960-е годы

В 60-е годы в палехскую миниатюрную живопись пришла сильная группа мастеров: Б. М. Ермолаев, Н. И. Голиков, А. Д. Кочупалов, А. С. Песков, В. М. и Т. М. Ходовы, А. Н. Клипов, С. А. Буторин, В. В. Мухин, Г. Н. Кочетов, И. В. Ливанова, Н. П. Богачёва.

Артель в 1970-е годы

К поколению 70-х годов относятся такие художники, как В. В. и Н. Б. Булдаковы, Н. Б. Грибов, Ю. А. и Е. Ф. Гросберги (Щаницыны), В. Г. Зотов, А. И. Каманина, Н. П. Лопатин, Л. К. Некрасова (Мельникова), О. С. Субботина (Смирнова).

Особенности палехской миниатюры

Формы

Все палехские миниатюры объединяет одна особенность — это плавные вытянутые фигуры людей с четко прорисованными лицами и руками. И финишная обработка золотом для тонкости и изящества.

Сюжет

Основными сюжетами являются мотивы крестьянского труда, отдыха, сенокоса, охоты, рыбалки, хороводов и плясок, несущихся троек. Чаще изображались мотивы из сказок А.С. Пушкина или персонажи русских былин.

Как отличить палехскую шкатулку

Подделки, фальшивки, копии, реплики под Палех

Последнее время появилось много подделок под Палех. Это приводит мастеров к попыткам создать что-то новое, что отходит от традиционной манеры письма. А жаль, потому что очень важно сохранить эти традиции, ведь произведениями палехских мастеров восхищался сам Гёте.

Источник

Палехская роспись

Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть фото палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть картинку палехские шкатулки история кратко и интересно. Картинка про палехские шкатулки история кратко и интересно. Фото палехские шкатулки история кратко и интересно

Палех с древности славился своими иконописными мастерами.Наибольшего расцвета иконопись Палеха достигает к 18 началу 19 веков. Местные живописцы занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой Лавры, Новодевичьего монастыря.

палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть фото палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть картинку палехские шкатулки история кратко и интересно. Картинка про палехские шкатулки история кратко и интересно. Фото палехские шкатулки история кратко и интересно

Тонкое искусство лаковой миниатюры соединило в себе традиции иконописания и русского народного творчества.

Несмотря на то, что церковь требовала строгого соблюдения всех канонов и правил изображения каждого элемента иконы, они изменялись в зависимости от места и времени изготовления иконы.

Уже в 17 веке палешане вышли за рамки религиозной тематики, насыщая изображения деталями из жизни отображающей быт. Одним из ранних образцов палехского стиля является икона «Всех скорбящих радости» начала 17 века.

палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть фото палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть картинку палехские шкатулки история кратко и интересно. Картинка про палехские шкатулки история кратко и интересно. Фото палехские шкатулки история кратко и интересно

палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть фото палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть картинку палехские шкатулки история кратко и интересно. Картинка про палехские шкатулки история кратко и интересно. Фото палехские шкатулки история кратко и интересно

И лишь после мировой войны искусство Палехской росписи получило свое развитие в новом для себя направлении. Поскольку иконописью заниматься было запрещено, то мастера нашли применение для себя в росписи шкатулок, брошек, пудрениц.

палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть фото палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть картинку палехские шкатулки история кратко и интересно. Картинка про палехские шкатулки история кратко и интересно. Фото палехские шкатулки история кратко и интересно

Поставец с росписью в духе «революционных агиток»

Узоры настолько филигранны, что мастерами в процессе создания приходится применять увеличительное стекло.

палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть фото палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть картинку палехские шкатулки история кратко и интересно. Картинка про палехские шкатулки история кратко и интересно. Фото палехские шкатулки история кратко и интереснопалехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть фото палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть картинку палехские шкатулки история кратко и интересно. Картинка про палехские шкатулки история кратко и интересно. Фото палехские шкатулки история кратко и интересно

Разделочная доска с палехской росписью. Часы.

В 1918 г. художники создают Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальниками палехского стиля являются выдающиеся деятели искусств Голиков Иван Иванович и Глазунов Александр Александрович, в московской мастерской которого и была написана Голиковым Иваном первая работа в так называемом палехском стиле. В 1923 работы были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома 2 степени. Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной выставке в 1924.

палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть фото палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть картинку палехские шкатулки история кратко и интересно. Картинка про палехские шкатулки история кратко и интересно. Фото палехские шкатулки история кратко и интересно

В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище им.А.М.Горького), где обучение длилось 5 лет. В 2000-х годах срок обучения сокращён до 4 лет.

палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть фото палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть картинку палехские шкатулки история кратко и интересно. Картинка про палехские шкатулки история кратко и интересно. Фото палехские шкатулки история кратко и интересно

Все сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, классических литературных произведений, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на черном фоне и расписываютсязолотом.

палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть фото палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть картинку палехские шкатулки история кратко и интересно. Картинка про палехские шкатулки история кратко и интересно. Фото палехские шкатулки история кратко и интересно

палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть фото палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть картинку палехские шкатулки история кратко и интересно. Картинка про палехские шкатулки история кратко и интересно. Фото палехские шкатулки история кратко и интересно

Шкатулка с сюжетом из сказки «Дюймовочка».

Отличительные черты палехской школы :

миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо;

Источник

Достопримечательности Палеха и лаковые шкатулки. Продолжаем изучать народные промыслы.

Широко за пределами России известны черные шкатулки со сказочными сюжетами – изделия из села Палех, расположенного в Ивановской области. Именно палехские шкатулки (ларцы, броши), наряду с жостовскими подносами и хохломой, уезжают за рубеж в качестве сувенира в багаже иностранного туриста. Однако, в селе Палех есть на что посмотреть и кроме производства шкатулок: здесь есть 19 объектов, которые можно посетить, среди которых: музей иконы, Дом-музей И.И. Голикова, музей палехского искусства, Крестовоздвиженский храм, полностью расписанный палехскими мастерами.

Палех – один из центров русского народного промысла, находится в 350 км от Москвы и в 60 км от Иваново. Население Палеха всего 4800 человек (по данным на 2017 год). Посещение Палеха можно совместить с осмотром достопримечательностей Ивановской области, городом Иваново, Плесом, Кинешмой.

В начале экскурсии нас высадили из автобуса рядом с плакатом, показывающим, что в Палехе как минимум 19 объектов, достойных внимания туриста: Но в нашей программе, к сожалению, времени было только на беглый осмотр четырёх из них.

Что посмотреть в Палехе

Музей икон в Палехе

Наше знакомство с Палехом началось с Музея Иконы. Для меня стало настоящим открытием, что Палех до революции был одним из центров иконописи и к изготовлению шкатулок отношения не имел. У местных иконописцев сложился свой оригинальный и узнаваемый стиль со своими профессиональными секретами.

Музейная коллекция богата и включает в себя не только палехские иконы, но и привозимые в течение долгих лет из других древних городов России. Здесь даже есть деревянные скульптуры из старообрядческих храмов.

Дом-музей И.И.Голикова в Палехе

Далее мы проследовали в дом-музей И.И. Голикова. Это тот человек, который в изменившихся после 1917 года социально-экономических условиях смог «переориентировать» художников на новый вид деятельности. Сменившийся внутриполитический строй грозил уничтожением палехского искусства. И.И.Голиков с группой единомышленников основал декоративно-художественную артель. С иконописью, конечно, пришлось расстаться, но знаменитый стиль смог «прижиться» на декоративных изделиях. В частности, в доме-музее есть экземпляр книги «Слово о полку Игореве», который проиллюстрировал И.И.Голиков.

Дом, ставший музеем, был построен художником самостоятельно в 1928 году для своей семьи. Здесь воссозданы условия его жизни и работы; выставлены принадлежавшие ему вещи. А также здесь представлены документы и фотографии, иллюстрирующие процесс создания нового направления палехского искусства и оформлен стенд, наглядно показывающий процесс создания палехской шкатулки.

Внутри дома я сделала только одну фотографию. Удивительно, но даже придя с группой ты должен оплатить фотосъёмку в размере 150 рублей. В музее Иконы нам про это не говорили. А вот в Музее палехского искусства, в который мы прошли после дома И.И.Голикова, мне даже сделали замечание, когда увидели, что я делаю много снимков. Оплачивать я, правда, ничего не стала, но фотографировать прекратила.

Музей палехского искусства

В Музее палехского искусства выставлены уже те предметы, которые делались советскими мастерами, а также современные работы. И это не одни только шкатулки. Здесь есть мебель, настенные панно, канцелярские предметы и ювелирные украшения. Есть витрина с изделиями из фарфора. Одно время пытались применить палехскую роспись для украшения тарелок и других фарфоровых предметов, но не получилось.

Тематикой росписи изделий были былины, русские народные сказки и сказки Пушкина, а также быт советских людей, хотя сюжеты я бы назвала скорее агитационными, чем бытовыми. Не смогла сфотографировать одну замечательную работу под названием «Суд пионеров над Бабой-Ягой».

Мне понравилась шкатулка, посвящённая победе в Великой Отечественной войне.

К сожалению, большинство экспонатов находятся в не очень хорошем состоянии: лак, покрывающий миниатюры, сильно потрескан. Дело в том, что в Палехе не было своего лака. Здесь он был не нужен. За рецептом обратились в Федоскино, но там отказали в его предоставлении. Прошло несколько лет, прежде чем в Палехе создали свой фирменный лак для изделий.

Как отличить настоящие изделия из Палеха от подделок на бытовом уровне

Палехские изделия – это дорого. Шкатулка не может стоить 100 рублей, так как это ручная практически ювелирная работа.

Крестовоздвиженский храм

Последним объектом нашей экскурсии должен был стать Крестовоздвиженский храм, полностью расписанный палехскими мастерами. В своё время он был объявлен музеем и это спасло его от уничтожения. Но в шесть часов вечера храм оказался закрыт и мы в него не попали.

Палехские шкатулки до сих пор считаются хорошим подарком. Производство не «умирает» несмотря на то, что изделия довольно дорогие, а вокруг много дешёвых китайских подделок. Работает и училище, выпускающее новых мастеров лаковой миниатюры. Кстати, школу иконописи тоже возрождают.

Как добраться до села Палех из Москвы

На машине. Самый удобный и быстрый способ добраться до Палеха – на автомобиле, ведь расстояние от Москвы до Палеха всего 400 км (трасса М7 через Владимир и Иваново, далее – Р152 через Шую). Дорого займет примерно 6 часов.

На автобусе. С Щелковского вокзала Москвы идет автобус до станции Южа. В пути около 7 часов. Есть также автобусы с пересадкой в городе Иваново – эти автобусы уходят от станции «Новогиреево».

На поезде. Ближайшая ж/д станция от Палеха находится в 75 км (г.Шуя) – это способ будет удобен тем, кто будет ехать из Санкт-Петербурга и Нижнего Новогорода, поэтому добираться до Палеха на поезде не получится.

Из Москвы придется на поезде доехать до Иваново (7 часов пути) – поезд – Москва — Кинешма, а потом от Иваново на автобусе добираться до Палеха.

От Иваново до Палеха автобусы ходят довольно часто – раз в полчаса, время в пути займет 1 ч 30 минут.

Источник

Произведение искусства из папье-маше или удивительные факты о Палехской миниатюре

Одно из самых красивых искусств в России – это палехская миниатюра. Художники небольшого поселения на протяжении нескольких веков расписывали иконы, реставрировали старинные храмы. Творчество, пришедшее на смену иконописи, сумело сохранить древние традиции и воплотить их в новой форме.

История села Палех

палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть фото палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть картинку палехские шкатулки история кратко и интересно. Картинка про палехские шкатулки история кратко и интересно. Фото палехские шкатулки история кратко и интересно

Деревушка располагается в шестидесяти пяти километрах от города Иванова. Посёлок раскинулся на берегу речушки Палешки, которая протекает среди холмов, покрытых лиственными деревьями. История Палеха уходит корнями в глубокую древность. В пятнадцатом веке было частью Владимиро-Суздальских земель.

В 1572 году Иван Грозный распорядился передать деревушку во владения сына Иоанна. Затем поселение перешло к И. Бутурлину, это было своеобразное вознаграждение за участие в битвах против польско-литовского вмешательства в Русь.

В 1963 году в поселение возвели и освятили первую церковь из дерева, нарекли его во имя Воздвижения Креста. В 1774 был построен Крестовоздвиженский храм из камня. Церковь собирали на средства горожан под руководством Егора Дубового.

В конце девятнадцатого века Палех считался небольшим посёлком. Местное население специализировалось на иконописи, резьбе по древесине, вышивке и т.д. В православные праздники в деревушке устраивали ярмарки.

Существует легенда, что иконопись зародилась в Палехе, когда на Русь напали татарские полчища. Люди сбежали в глухие чащи и болотные топи, унося с собой самое драгоценное – лики святых. В это время в обиходе были не огромные образа, а маленькие иконки, которое легко спрятать в карманах.

Горожане, спасавшиеся от татар, перебрались в Суздаль и Владимир, развив здесь в дальнейшем ремесло иконописи.

Рождение палехской миниатюры

После Октябрьской революции 1917 года народный промысел в Палехе прекратил свое существование. Бывшие иконописцы организовали собственную артель, которая специализировалась на реставрации храмов. Но вскоре «творческое объединение» распалось.

В 1920 году живописцы деревушки вновь объединились для проведения росписи домашней утвари, созданной их древесины. Они декорировали ковши, матрёшек, солонки и т.п. Спроса на продукцию не было, поскольку изделия не соответствовали уровню старых умельцев. Невысокая стоимость товара и большие объемы производства привели к небрежному исполнению.

палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть фото палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть картинку палехские шкатулки история кратко и интересно. Картинка про палехские шкатулки история кратко и интересно. Фото палехские шкатулки история кратко и интересно

В 1922 году Иван Голиков, проживающий в Москве, увидел в Кустарном музее шкатулку черного цвета из папье-маше с яркой федоскинской росписью. Изделие настолько воодушевила мастера, что он решил попробовать самостоятельно создавать уникальные вещи с неповторимым дизайном.

Первым его шедевром стала фотографическая ванночка, декорированная росписью в золотистых и серебристых оттенках. Миниатюра получила название «Адам в раю». Живописец отнес ее в музей. Руководство учреждения по достоинству оценило талант мастера и выдало полуфабрикат для изготовления новых зарисовок.

Огромный опыт в живописи помог палешанам справиться со сложной задачей – гармонично объединить миниатюру и объемную форму шкатулок, пудрениц и прочих вещей. Бывшие иконописцы не стали отказываться от традиционной техники письма с использованием яичной краски и твореного золота.

Также мастера сохранили в новых произведениях средневековые приемы стилизации и условность форм. Удачный эксперимент с черным фоном, который усиливал цвета и придавал картинке глубину, стал визитной карточкой палешан.

Как началось иконописание в Палехе

В шестнадцатом столетии обитатели поселения под влиянием зародившихся ранее центров иконописи в Холуе и Шуе, также решили попробовать собственные силы в данном направлением. Не сказать, что попыток было слишком много. Да и назвать их удачными язык не поворачивается.

В середине семнадцатого века слава палешан дошла до российской столицы и живописцев стали приглашать в Москву для выполнения работ при царском дворе. В эти времена во Владимирской губернии иконы писали практически в каждом крупном поселении. Но к восемнадцатому столетию сохранилось всего три центра иконописи: Холуй. Мстёра, Палех.

Палешане в отличие от более развитых в промышленном плане соседей, вплоть до девятнадцатого века совмещали сельскохозяйственные работы с росписью. Для них подобное ремесло было чем-то вроде хобби, которым они занимались в свободное время. Иконы вырисовывались с соблюдением старинных традиций, каждая деталь старательно обрабатывалась. По этой причине изделия создавали долго и стоили они немало.

палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть фото палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть картинку палехские шкатулки история кратко и интересно. Картинка про палехские шкатулки история кратко и интересно. Фото палехские шкатулки история кратко и интересно

Расцвет палехской росписи пришелся на начало девятнадцатого столетия. Иконы, созданные в небольшом поселении, пользовались небывалым спросом не только в России, но и за рубежом.

Отличительные черты палехской миниатюры

Народный промысел, как и любое другое искусство, сформировавшееся в определенной местности, славится своими характерными чертами и традициями.

На протяжении нескольких веков Палех прославляла иконопись. Лаковая миниатюра переняла от нее большое количество своеобразных черт, например, построение композиции и детальная проработка элементов.

Можно смело утверждать, что палехская роспись выросла на многовековых традициях иконописи. Отличить продукцию палешан от других разновидностей подобного искусства не составит труда, поскольку их стиль имеет ряд отличительных черт:

Стиль палехской миниатюры

палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть фото палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть картинку палехские шкатулки история кратко и интересно. Картинка про палехские шкатулки история кратко и интересно. Фото палехские шкатулки история кратко и интересно

Искусство лаковой росписи на дереве зародилось несколько веков назад на Востоке. В Россию промысел попал лишь в восемнадцатом столетии. Азиаты использовали для создания шедевров лаковое дерево, нашим мастерам пришлось искать другое сырьё, поскольку в стране подобного материала не было.

Славянские умельцы выбрали папье-маше и черный лак. Второй стал главным оттенком при оформлении фона, словным пространством миниатюры и характерно чертой всего промысла. Он притягивает взор и заставляет серьезно задуматься о волшебной силе искусства.

Темный фон символизирует тьму земного начала, из которого появляется свет. К тому же черный оттенок обладает внутренним объемом и глубиной.

Стиль живописи Палеха характеризуется тонким и плавным рисунком, большим количеством золотистых штрихов, четкостью силуэтов. Для обрамления композиции обычно используют уникальный орнамент из творёного золота.

Драгоценный металл – это не просто основной элемент росписи, а часть живописного мировоззрения. Оно неразрывно связано со светом, которые в христианстве имеет особое значение, являясь прообразом Божественной благодати.

Русская литература в палехской миниатюре

После успехов на международных выставках в 1924 и 1925 годах, иностранные меценаты предложили палешанам великолепные условия для творчества в Италии и Америке. Алексей Максимович Горький, который являлся страстным поклонником данного искусства предлагал мастерам поселить в Звенигороде. Но они не согласились променять родные края.

9 мая 1932 года делегация живописцев из Палеха нанесла визит А. М. Горькому. Писатель также увлекался росписью и был лично знаком с некоторыми старыми иконописцами. Он ценил палехский промысел и называл его «чудо, созданное революцией». Горький много сделал для популяризации искусства в России и за границей, по возможности помогал художникам материально.

Писатель стал одним из самых любимых прозаиков у мастеров Палеха, не раз они облекали его творчество в краски. Также живописцы часто использовали сказки и баллады Александра Сергеевича Пушкина. Работа над его произведениями имела колоссальное значение для развития образного строя миниатюр. Фольклорные приемы получили новую жизнь.

Изготовление палехской миниатюры

палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть фото палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть картинку палехские шкатулки история кратко и интересно. Картинка про палехские шкатулки история кратко и интересно. Фото палехские шкатулки история кратко и интересно

Роспись создают на шкатулках, брошках, табакерках и т.д. Папье-маше, на которое наносят миниатюру, делают из картона. Мастер нарезает полоски, обмазывает их мучным клейстером и наклеивает внахлест на болванку из древесины. Затем заготовку зажимают с помощью пресса.

Спустя некоторое время формируются трубки, их внешний в напрямую зависит от типа болванки. «Полуфабрикат» тщательно просушивают, пропитывают льняным маслом и вновь отправляют на просушку при температуре сто двадцать градусов. Далее проводится грунтовка и шлифовка.

Следующим этапом становится нанесение на заготовку трех слоёв чёрного лака. Внутреннюю сторону покрывают масляным лаком с киноварью (красный минерал, в составе которого в основном ртуть и сера).

Перед началом росписи поверхность тщательно обрабатывают пемзой. Затем живописец наносит на заготовку изображение с помощью тонкого и острого карандаша. Художники Палеха сначала пишут белилами, прорисовывая детали композиции, используя «беличью» кисточку. Они отличаются по толщине, причем мастера изготавливают их самостоятельно.

Белила требуются для того, что при дальнейшем покрытии лаком, сквозь не проступали черные «кляксы». На данном этапе разрабатывается цветовая гамма композиции. На светлые участки накладывают больше белил, в несколько слоев. Затем приступают к раскрашиванию.

Следующая стадия – роспись. По роскраши темным фоном прорисовывают контуры и элементы сюжета. Затем выявляют теневые и световые участки композиции (приплавка). Завершающий этап – окончательная отделка красками объемов нарисованных предметов. Проводится это с помощью линий (пробелы), которые накладывают по определённой схеме, в трехцветной тональности.

Живописцы для создания миниатюр используют яичную темперу. Для этого желток яйца осторожно выливают из скорлупы, предварительно сделав в ней прокол иголкой, и разбавляют уксусом с водой. Полученную эмульсию добавляют в сухой пигмент и тщательно растирают указательным пальцем.

Завершают работу над миниатюрой прописью сусальным золотом и серебром (вместо драгметалла берут растертый алюминий). Золото умельцы также создают самостоятельно. Они тщательно дробят листовое сусальное злато и растирают. Роспись выполняют тонкой кисточкой. Ее сначала обмакивают в воду, а затем в золото. Для придания изделию блеска, поверхность полируют с помощью зуба волка.

Затем аналогичную процедуру проводят на механическом круге, обтянутом плюшем. Окончательная полировка выполняется руками. На поверхность изделия наносят сало и в течение часа растирают его ладошками, смоченными в воде.

Как отличить от подделок

палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть фото палехские шкатулки история кратко и интересно. Смотреть картинку палехские шкатулки история кратко и интересно. Картинка про палехские шкатулки история кратко и интересно. Фото палехские шкатулки история кратко и интересно

Каждая палехская миниатюра – это произведение искусства, созданное вручную. Орнамент на изделиях никогда не повторяется и отражает индивидуальность художника. Своеобразное мастерство гармонично объединило в себе принципы древнерусской живописи и народного творчества.

Все миниатюры подписывают по одному образцу. На крышке изделия проставляют порядковый номер полуфабриката, указывают место изготовления (Палех), фамилию и инициалы автора. С 1934 на дне шкатулки набивали надпись «Mad in USSR», позже она сменилась на «Made in Russia». Все подписи выполняют с использованием творёного золота.

В конце восьмидесятых годов на произведениях палехских мастеров появился фирменный знак Жар-птица. К каждому продукту прилагается сертификат качества, который подтверждает подлинность изделия.
Больше десяти лет основным производителем лаковых миниатюр были ООО «Художники Палеха». Наличие логотипа данного предприятия также является признаком того, что в ваших руках оригинал, а не подделка.

Заключение

Палехская миниатюра – это своеобразное и тонкое направление, которое гармонично объединило в себе традиции древнерусской живописи и народного творчества. В наши дни роспись является неотъемлемым элементом российского декоративно-прикладного искусства.

Посмотрите интересный видеосюжет о миниатюре, зародившейся в городке Палех.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *