памятник игоревой рати в белой калитве история
Караул-гора в Ростовской области (место, описанное Вещим Бояном)
«Не лепо ли ны бяшеть, братие, начати старыми словесы трудных повестий О плъку Игореве, Игоря Святъславлича? Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню. Боян, бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по дереву, серым вълком по земли,шизым орлом под облакы. Помняшеть бо рече първых времен усобице».
Семь чудес Дона
Всего голосов: 13 750
Название Караул пришло с тех давних времен, когда, поселившись здесь, казаки выставляли на горе своих наблюдателей. Те, заметив неприятеля, разводили на вершине костер, тем самым предупреждая остальных жителей о приближении врага.
Не исключено, что гора могла служить дозорным пунктов и раньше, до появления здесь казаков.
По мнению некоторых ученых-исследователей, именно в здешних местах проходила историческая битва дружины князя Новгород-Северского Игоря Святославовича с половецкой Ордой хана Кончака, воспетая Баяном в «Слове о полку Игореве..».
По мнению историков, путь Игорева войска, проходивший через нынешний Донбасс, завершается на левобережье Северского Донца, в районе слияния его с рекой Каяла (Калитва). Однако следует отметить, что однозначного вывода о том, что же есть Каяла, упомянутая в «Слове. » до сих пор не сделано.
Но, как бы там ни было, 16 мая 1970 года на Караул-горе в память о легендарном сражении был установлен единственный в мире памятник: «Воинам Игоревой рати – храбрым русичам 1185 год».
Под монолитом были замурованы капсулы с землей, доставленной из Киева и Путивля, Новгород-Северского и Трубачевска, из Рыльска и Курска, из всех городов, откуда дружинники шли в Игореву рать.
С июля 1975 года гора Караул взята под охрану как государственный памятник природы.
Ежегодно в этих местах проходят Каяльские чтения с обязательной реконструкцией знаменитого сражения силами военно-исторических клубов России и ближнего зарубежья.
Предложил пользователь под ником Иван Григорьевич. Использованы материалы «Живого журнала» andreyrostov
Другие публикации по теме:
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
Памятник игоревой рати в белой калитве история
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Караул-гора
Название Караул пришло с тех давних времен, когда, поселившись здесь, казаки выставляли на горе своих наблюдателей. Те, заметив неприятеля, разводили на вершине костер, тем самым предупреждая остальных жителей о приближении врага.
Не исключено, что гора могла служить дозорным пунктов и раньше, до появления здесь казаков. По мнению некоторых ученых-исследователей, именно в здешних местах проходила историческая битва дружины князя Новгород-Северского Игоря Святославовича с половецкой Ордой хана Кончака воспетая Баяном в «Слове о полку Игореве». По мнениям историков путь Игорева войска, проходивший через нынешний Донбасс, завершается на левобережье Северского Донца, в районе слияния его с рекой Каяла (Калитва). Однако следует отметить, что однозначного вывода о том, что же есть Каяла, упомянутая в «Слове. » до сих пор не сделано.
Но, как бы там ни было, 16 мая 1970 года на Караул-горе в память о легендарном сражении был установлен единственный в мире памятник: «Воинам Игоревой рати – храбрым русичам 1185 год». Под монолитом были замурованы капсулы с землей, доставленной из Киева и Путивля, Новгород-Северского и Трубаческа, из Рыльска и Курска, из всех городов, откуда дружинники шли в Игореву рать С июля 1975 года гора Караул взята под охрану как государственный памятник природы.
Взобраться на гору можно как пешком, так и на машине по грунтовой дороге, начало который находится на юго-восточной стороне горы.
На очередной развилке сворачиваю направо и иду через лесопосадку.
Еще немного и главная цель путешествия достигнута.
Памятник Игоревой рати.
Не кстати звонит мобильник. В Литвиновку, как снег на голову заявились родственники из соседнего района. Приходится возвращаться. Как же я не люблю, когда меня отвлекают от интересного занятия.
Еще на чуток задерживаюсь у памятника и быстрым темпом совершаю «круг почета» по склонам горы (по сугробам. ума же нету). До ближайшего автобуса полтора часа. Должен успеть.
Железнодорожный мост через Северский Донец.
Город Белая Калитва.
Вдоль правого берега реки Калитва тянутся Авиловы горы.
Белокалитвинское металлургическое производственное объединение (БКМПО).
Белая Калитва: достопримечательности
Белая Калитва — небольшой, но уютный и живописный город в Ростовской области, расположенный на берегу реки Северский Донец в 170 км от Ростова-на-Дону. Сам город был основан в 1703 году, но судя по археологическим раскопкам, люди здесь жили еще во втором тысячелетии до нашей эры.
Что посмотреть в Белой Калитве самостоятельно?
Интересные места и основные достопримечательности города и окрестностей: фото с описаниями, советы куда сходить, куда поехать на машине, что посмотреть за один день.
Памятник Игоревой рати
На Караул-горе, к слову, названной одним из Семи чудес Дона, установлена высокая, больше человеческого роста, изготовленная из карельского диабаза темно-серая глыба — мемориал воинам князя Игоря, сражавшимся в битве 1185-го года. На сегодняшний день это единственный памятник витязям знаменитого полка.
Стоя рядом с обелиском, можно увидеть междуречье Быстрой и Калитвы — именно там, по мнению многих историков, и развернулась битва русского воинства с половцами.
Интересная деталь — в фундаменте под памятником есть специальная ниша. Перед установкой монумента в 1970 году, в нее замуровали капсулы с землей, взятой в каждом из городов, оказавших поддержку военной силой князю Игорю: Курске, Киеве, Рыльске, Новгороде-Северском, Путивле и Трубчевске.
Памятник жертвам репрессий на Дону
В центре города, на площади Майдан, можно увидеть необычный памятник — стена из уложенных друг на друга тонких, неровных камней (так называемого камня-пластушки), а перед ней — статуя высокого и статного казака, сложившего руки за спиной.
Справа от статуи — резная картина на камне. На ней обычные казацкие мужчины, женщины и, конечно же, лошади. А рядом с картиной — табличка с текстом, напоминающим о тысячах репрессированных казаков, которые после революции не признали власть большевиков.
В те жестокие годы было объявлено расказачивание и тысячи семей были расстреляны. Теперь же, в дань памяти погибшим, каждый год возле памятника проходят митинги.
Белокалитвинский историко-краеведческий музей
Музей расположен в бывшем здании высшего начального училища, построенном в 1886 году и признанном памятником архитектуры девятнадцатого века.
Только зайдя на территорию, посетитель попадает в настоящий казачий дворик — тут есть и каменный колодец, и старинная посуда. В самом здании можно ознакомиться с историей края: есть залы, посвященные разным годам, в том числе и военным — времен Гражданской и Великой отечественной войны.
Есть галерея с картинами местных художников, зал детского творчества, а также залы археологии, донской природы, музыкальных инструментов. Окунуться в атмосферу прошедших лет помогут особые экспозиции, имитирующие обстановку в казачьей горнице или гостиной дворянина.
Авилова пещера
У вершины одной из скал Авиловых гор прячется маленькая пещера, вытесанная старцем по имени Авила в конце 17-го — начале 18-го века. Отшельник прожил в ней 20 лет и снискал уважение у местных жителей — согласно преданиям, он мог предсказывать будущее.
Попасть в пещеру можно лишь по узкой тропке, вьющейся вдоль края обрыва, но преодолевшего трудный путь ждет награда — бытует поверье, что заснувшего тут человека ждет вещий сон. Правда, некоторые считают, что дух старца не покинул названных в его честь гор и иногда появляется в своей пещере.
Интересно, что неподалеку есть заваленный при советской власти подземный ход, соединяющий скалу с Введенским храмом.
Свято-Введенский храм
Сегодня Введенский храм — красивое белое здание в стиле ретроспективизма, но так было не всегда. Его история началась в 1743 году — тогда это была небольшая однопрестольная церковь из дерева. Но спустя полтора века количество прихожан возросло, возникла потребность в новом здании. Так в 1886 году началось воздвижение каменной трехпрестольной церкви, а уже 8 лет спустя она была освящена.
Но начиная с 30-х годов 20-го века для верующих начались черные времена и храм был разорен. В годы войны власти разрешили проводить богослужения, но ненадолго, и настоящее возрождение Введенской церкви началось только с 1988 года.
Сейчас реставрация уже завершена — последней восстановлена роспись внутри здания.
Капличка
Недалеко от Введенского храма можно увидеть белую часовенку с островерхим куполом и узорчатыми дверьми и окнами. Капличка стоит на постаменте, а чтобы попасть в здание, нужно выбрать один из четырех входов. Внутри нее — необычный обелиск с четырьмя лопастями, повторяющий форму стабилизатора мины, как напоминание о жертвах войн.
На лопастях расположены мемориальные доски, каждая — в память о павших воинах: казаках, солдатах Великой Отечественной войны, бойцах, отправившихся в Афганистан и тех, кто погиб во время международных конфликтов. На обелиске — лавровый венок.
Казачий крест
Деревянный 9-метровый крест, украшенный затейливой резьбой — это первое, что видит гость города, въезжая в Белую Калитву. А рядом с крестом — статуя коня с седлом, но без седока. Скакун стоит, понурив голову — видимо, его хозяин пал в бою и больше не увидит родной край. Скульптурная композиция установлена в 2005 году.
В старину любой казак, прежде чем покинуть дом, поклонялся такому же кресту с просьбой о помощи и защите в путешествии и битвах. Но не всем везло вернуться из похода, многие казаки остались лежать на чужой земле, это и символизирует печальная лошадь, у которой больше нет всадника.
Парк имени Маяковского
Живописный парк расположен в месте соединения двух рек — Калитвы и Северского Донца, и если выйти на смотровую площадку, можно увидеть, как два водных потока превращаются в один. В парке много скульптур, в том числе и героев русской литературы.
Например, здесь можно увидеть мужчину на лошади и стоящую рядом задорную девушку с коромыслом — Григория и Аксинью («Тихий дон» М. Шолохова), а на одной из лавочек сидит дед Щукарь из «Поднятой целины» того же автора.
Есть здесь и расправивший крылья каменный орел, вцепившийся когтями в камень, из-под которого течет вода. И мемориал «Побег из ада», посвященный чудом вырвавшимся из фашистского концлагеря советским солдатам, сумевшим угнать бомбардировщик врага.
Подвесной мост на Пигарке
Чтобы добраться из города до Авиловых гор, нужно перейти по подвесному мосту через реку Калитва. Это место примечательно само по себе — вид отсюда открывается великолепный! Каменные скалы тут уходят прямо в воду, а между горами и рекой — живописное урочище Пигарка. На одном из берегов — остатки водяной мельницы, она принадлежала промышленнику Пигареву, в честь которого и названо урочище.
Этот подвесной мост — отличное место для фотосессии: тут есть и горы, и вода, и лес, а дощатый настил и тросы-поручни создают неповторимую атмосферу. А если повезет, можно увидеть выхухоль, обитающую в урочище.
Памятник «Хирург»
В центральной больнице города есть дворик, в котором стоит отлитая из меди скульптура, изображающая мужчину, одетого в старомодный халат врача с поднятыми перед собой руками в медицинских перчатках. Он серьезен и, похоже, готовится к операции.
Это памятник хирургу, установленный в 2004 году, как знак благодарности всем служителям медицины за их важный, нелегкий и подчас опасный труд. Статуя стоит на бетонном постаменте в тихом месте, в тени деревьев.
Автор скульптуры — Анатолий Скнарин, заслуженный художник России, создатель многих знаковых для Ростовской области памятников.
Памятник «Первой учительнице»
Перед входом в школу №2, на высоком постаменте из зеленоватых квадратных камней, находится статуя учительницы — одетая в платье и пиджак женщина чуть улыбается, наклонив голову, а совсем рядом, слева от нее, стоит мальчишка-первоклассник.
Новоиспеченный ученик одет аккуратно — в брюки и рубашку, правую руку он прижал к груди, а в левой держит цветы. Видно, что мальчик волнуется, а учительница поддерживает его — левая рука женщины почти касается его спины, похоже, она готова подтолкнуть первоклашку к дверям школы.
Скульптура выполнена из бетона с металлическим покрытием, создатель — хорошо известный Анатолий Скнарин.
Композиция «Три медведя»
На улице Энгельса можно увидеть множество статуй, среди которых — одна из первых установленных в городе скульптур, изображающих животных. Ее персонажи словно сошли с картины И. А. Шишкина «Утро в сосновом лесу» и композиция получилась очень живой.
На массивной бетонной плите стоит медведица, внимательно следящая за всеми проходящими мимо. Прямо за ней, на торчащей из земли толстой ветке, играют два медвежонка. Один забрался повыше, а другой только начал залезать на дерево.
Они скалят друг на друга пасти, и, кажется, собираются побороться за более высокое место, пока мама не видит. Дополнительное очарование этому месту придают напольные вазы для цветов, расставленные по улице рядом со скульптурой.
Скульптура «Кони»
Без чего нельзя представить казака? Конечно же, без лошади! По этой причине в Белой Калитве очень много скульптур, изображающих этих грациозных животных. Среди них хочется выделить расположенную в центре города композицию с лаконичным названием «Кони».
На просторной лужайке — три статуи, изображающие семью скакунов на выпасе. Животные изображены в движении — одна лошадь наклонилась к траве, другая собирается направиться к ней, а жеребенок, самый любопытный из них, игриво приподнял одну ногу и смотрит на проходящих мимо людей, готовый взвиться в воздух.
Развевающийся хвост, торчком стоящие уши — все это выдает его энергичность и напряжение. Из-за этого кажется, словно скульптуры вот-вот оживут и сойдут с места.
Достопримечательности Белокалитвинского района
Со времен основания станицы Усть-Белокалитвенской (1703) по челобитью казаков Михайлы Никитина, Сысоя Ермолаева, Емельяна Дорогального со товарищи войсковым атаманом Екимом Филипьевым была подписана войсковая грамота, дозволяющая заселить новый городок в устье Белой Калитвы. Спустя четыре десятилетия после заселения этих земель казаки построили в станице деревянную однопрестольную церковь. Освятили ее в честь Введения во храм Божией Матери. На этот момент в станице насчитывалось 92 двора, проживало 447 жителей. При церкви в 1866 году открылось церковно-приходское попечительство. История сохранила имя одного из его председателей – сотник Василий Константинов Рыковский. В 1890 году 8 октября при храме открылась церковно-приходская школа.
Со временем Свято-Введенский храм уже не мог вместить всех молящихся и тогда станичное правление принимает решение строить новую каменную трехпрестольную церковь. В 1904-1905 годах каменный храм в станице был построен, а старая деревянная Свято-Введенская церковь по решению станичного правления продана обществу хутора Богураев. Правый престол освятили в честь пророка Илии, левый – в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.
В 30-е годы Свято-Введенский храм был закрыт и подвергся разрушению. С храма сняли купола и кресты, был утеряны иконостас, полностью разрушена колокольня.
Во время Великой Отечественной войны в храме стали совершаться богослужения, но ненадолго, в 1961 году церковь вновь закрывают, и в ней размещается дом пионеров.
Возрождение Свято-Введенского храма совпало с празднованиями Тысячелетия Крещения Руси. В 1988 году здание возвратили православной общине и началась его реставрация.
На правом обрывистом берегу Северского Донца (правого притока Дона), километрах в восьми южнее (ниже по течению) города Белой Калитвы, недалеко от хутора Какичева, расположены две совершенно одинаковые стометровые горы – Две Сестры. Они находятся в восточной части Донецкого кряжа, крутыми уступами ниспадающего к Донцу.
Много сотен тысяч лет назад, во времена становления нынешнего ландшафта, в этих краях произошел сдвиг земной коры, и обнажились залегающие на большой глубине пласты вулканических пород. Два огромных известняковых пласта толщиной до 10 метров покоятся на склонах пологих холмов под углом почти в 45°. Даже одна такая гора способна вызывать неподдельное восхищение, а их две!
Два каменных гребня на берегу реки и по сей день будоражат воображение людей и привлекают к себе внимание. Каждая из Двух Сестер внешне напоминает знаменитую крымскую Аю-Даг (Медведь-гору), только в миниатюре («сестры» раз в пять ниже). Но особую красоту, неповторимое очарование им придает именно то, что их двое и они рядышком, – и каждый прохожий невольно старается уловить хоть какую-то меж ними разницу.
Часто Двух Сестер сравнивают с двумя стегозаврами, опустившими свои маленькие головы в реку, чтобы выпить воды. И что удивительно — отчётливо прослеживаются даже мощные бёдра этих воображаемых гигантов.
С южной стороны гор есть восхитительный пойменный лес и небольшой родник, пригодный для питья. Из обильной растительности впоследствии образовались богатейшие залежи одного из самых крупных месторождений планеты – Донецкого каменноугольного бассейна (Донбасса). А по ночам, говорят, над южным гребнем творится нечто. Две Сестры с давних времен считаются аномальной зоной. Здесь часто наблюдают НЛО, а под землей, по одной из легенд, зарыты несметные сокровища.
Легенда о Двух Сестрах
Тут расплескала весна по степи тюльпаны красные, и девичьи сердечки навстречу первой любви раскрылись. Приглянулись сестрицам парни не богатые, не знатные, а ласковые да ладные. Но не отдает отец дочерей за бедняков. Высмеял избранников и сказал: коль достанете сокровища несметные, что в Караул-горе спрятаны, так и быть, выдам за вас дочек. Но до той поры на глаза не показывайтесь. Оседлали юноши горячих коней и поскакали клад добывать.
Только слукавил казак Гребенников. Знал, что и триста лет не хватит юношам, чтобы древний курган срыть и до сокровищ добраться. Льют девушки слезы день за днем, любимых своих ожидаючи. Встревожился батюшка: со слезами вся красота с лица стечет: станут девки невзрачными, как полынь-трава, кому эта горечь нужна будет? И объявил, что отдаст дочерей за богатых вдовцов. Женихи старые, алчные да злобные как псы, по пяти жен до смерти заели. А тут рады взять цвет весенний, несмятый. Бросились батюшке в ноги красавицы: «Где ж твое слово отцовское?» Усмехнулся тот: «Не дождетесь вы своих возлюбленных, даже если горы сизыми станут!»
Ушлые люди давно охотятся в тех местах за сокровищами. Но никто ничего не находит, все давно быльем поросло. Стоят над Донцом прекрасные и загадочные горы. Кажется, хотят сказать Две Сестры: «Любовь дороже всех кладов!» Это разлито в воздухе.
Караул-гора является одной из самых высоких точек города Белая Калитва. Отсюда можно наблюдать живописную панораму Белой Калитвы и ближних окрестностей.
Возвышаясь над городом, она служила в давние времена местом, где находился сторожевой дозор казаков. Зорко всматривались они вдаль, не покажется ли где вражья орда. В случае появления противника подавался сигнал, в ночное время разводился костер, а в дневное подавались сигналы дымом. Станица собиралась на майдане, и решали либо отражать нападение, либо растворится в степи, оставив свои дома на разграбление врагов. Решение зависело от доклада караульных – много ли неприятеля поблизости. В 60-е годы ХХ века учитель истории школы №8 п. Шолоховский Петр Иосифович Ковешников организовал с учениками научно-историческое общество «Боян» для изучения древнейшего памятника русской письменности «Слово о полку Игореве». Ребята самым тщательным образом провели анализ текста и прошли предполагаемым маршрутом дружины князя Игоря от Новгород Северского до места финальной битвы с половцами возле устья речки Быстрой при слиянии с Северским Донцом. Вели переписку с академиком Д.С.Лихачевым, исследователем «Слова о полку Игореве». Результатом этой деятельности стал Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника русским ратникам. Весной 1970 года на южном склоне Караул-горы был установлен монумент. 17-ти тонная глыба диабаза, привезенная из Карелии, была установлена на железобетонном основании. Это единственный в России памятник, посвященный трагическому исходу битвы дружины князя Новгород-Северского Игоря Святославовича с половецкой Ордой хана Кончака. В него вмурованы диск с текстом «Слова о полку Игореве» и 15 капсул из нержавеющей стали с землей из древнерусских городов откуда отряды ратников ушли в последний поход против половцев. Бытует легенда, что на самой горе некогда был зарыт половецкий клад.
С июля 1975 года гора Караул взята под охрану как государственный памятник природы.
С 2001 года на базе хутора Погорелов Белокалитвинского района строится социально-этнический центр «ИГОРЕВО ПОЛЕ», состоящий из пяти комплексов:
1. Духовно-патриотический (церковь).
2. Образовательно-спортивный (детский сад, школа)
4. Детский городок, памятные знаки, набережная
5. Рекреационный (за рекой)
На сегодняшний день Чтения приобрели статус международных, так как основными участниками выступают представители России, Украины и Белоруссии, но с каждым годом состав стран-участниц расширяется
Парк культуры и отдыха им. Маяковского основан в XIX веке. Ранее на этом месте была дача, принадлежавшая семье купца Севрюгова. Жена старшего сына купца была итальянкой и звали ее Дина Францевна. Она проводила на даче музыкальные и благотворительные вечера, а еще запомнилась тем, что разводила маленьких комнатных собачек—левреток. В советское время дача Севрюговых была преобразована в парк культуры и отдыха имени Маяковского.
Парк расположен на слиянии рек Северский Донец и Калитва в станице – старой части города.
Это красивейшее место с великолепной современной набережной, множеством искусных скульптур, тематических уголков, отражающих историю города.
Возле входа в парк расположена Аллея Героев Великой Отечественной войны.
Здесь же расположен памятник «Побег из ада».
Мемориал открыт в честь героев, которые сумели вырваться из фашистского концлагеря на засекреченном объекте.
Памятник установлен на центральной аллее в парке им. Маяковского. Он представляет собой высокую гранитную плиту, где навечно высечены имена и фамилии десяти советских солдат, возглавленных летчиком М.П. Девятаевым. Кроме того, на плите имеется краткое описание их подвига и небольшая фигура летящего самолета.
Изюминкой парка являются скульптурные композиции.
К 300-летию Белой Калитвы, которое было в 2003 году, администрацией города было принято решение оформить парк новыми современными скульптурами. Эту работу взял на себя Сергей Павлович Кальченко, на тот момент его мастерская как раз находилась в этом парке. Теперь парк можно назвать выставкой его работ. Самой популярной работой 2003 года стала скульптура героев романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» Аксиньи и Григория. Расположена она стрелке рек Северский Донец и Калитва. Герои словно встретились невзначай. Масса всей скульптуры 8 тонн. Шолоховская тема получила большое развитие в работах Кальченко.
Конечно, в казачьем городе не обошлось без символа свободы, силы и независимости. Воплощением этой идеи стала скульптура орла, распахнувшего свои могучие крылья над родничком, который ручьем вытекает в озерцо, где плавают лебеди.
На территории парка находится Белокалитвинский зоопарк. В центральной части зоопарка размещена огромная скульптура динозавра, его высота составляет 3 метра. По периметру от него установлено множество скамеек, на которых можно отдохнуть в тени деревьев.
Несмотря на то, что зоопарк имеет небольшие размеры, на его территории проживает множество птиц и животных, в том числе кавказские медведи (которые неоднократно давали потомство), страусы Эму, енот полоскун, индонезийские дикобразы, макаки, нильские крокодилы, дикие кабаны, горные козлы, черепахи, ослы, павлины, лани, куры, цесарки, питоны, кенгуру, фазаны, игуана, лисы, утки, волки, верблюды и другие.
Белокалитвинский историко-краеведческий музей – это одно из тех учреждений, куда лучше всего прийти, чтобы ознакомиться с историей и природой здешних мест. Музей расположен на Майдане, рядом с красивейшим Введенским храмом.
Здание построено в 1886 году на средства, собранные казаками станицы Усть-Белокалитвенской. Первоначально в нем располагалось станичное высше-начальное училище. После октябрьской революции 1917 года здесь была первая городская школа. В годы войны в здании находился эвакуационный госпиталь. В 1996 году решением городской администрации здание передано под вновь создаваемый городской музей, который распахнул свои двери перед посетителями 18 сентября 1998 года. Здание является памятником архитектуры регионального значения. В этом здании в разное время учились Герои Советского Союза: Петров Роман Ильич, Копаев Григорий Иванович, Забронский Анатолий Арсентьевич, Романов Иван Петрович, и дважды Герой Фесин Иван Иванович; Герои Социалистического труда: Полтавцев Петр Ефимович, Носов Иван Елизарович, Колесников Петр Кондратьевич и множество белокалитвинцев, прославивших свой город в науке, культуре, образовании и на производстве.
Для посетителей открыто несколько залов различной тематики: интереснейший зал археологии, зал живописной донской природы, удивительная картинная галерея, экспонатами которой являются работы местных художников.
Если говорить об экспонатах, посвященных местной природе, то только здесь Вы увидите уникальные окаменелости древней флоры и фауны, датируемые периодом от 200 до 400 миллионов лет. Некоторые современные представители животного и растительного мира в музее представлены в виде чучел. Не менее интересен зал, посвященный коллекциям старинной глиняной посуды и другим предметам домашней утвари, которыми пользовались казачьи семьи прошлых столетий, а также зал донской природы, картинная галерея с работами местных художников и другие.
Свято-Троицкий храм, расположенный в хуторе Дядин Белокалитвинского района, является памятником архитектуры конца XIX века, редким на Дону образцом церковной постройки в нововизантийском стиле.
История строительства Свято-Троицкого храма берет начало в конце 1882 г., когда жители поселков Дядина и Поцелуева Усть-Белокалитвенской станицы Донецкого округа Области Войска Донского написали ходатайство о строительстве церкви Архиепископу Донскому и Новочеркасскому Митрофану. В связи «с отдаленностью церкви от станицы Усть-Калитвенской, в приходе которой состояли граждане этих хуторов, а также в связи с пролегающим через хутор Дядин трактом», казаки просили «благословения и разрешения постройки Храма Божия во имя Святой Троицы, в хуторе Дядином Усть-Белокалитвенской станицы на средства в три тысячи четыреста пятнадцать рублей серебром с семьюстами рублями сельскими суммами, пожертвованными гражданами поселка Дядина».
В городском музее хранятся копии всех документов ХIX века, относящихся к возведению храма Святой Троицы, а также списки казаков хутора Дядин, вносивших средства.
Освящение церкви состоялось 18 июля 1894 г.
Материалы по архитектурному описанию храма находятся в «Описи имуществу новостроенной церкви во имя Святые Троицы в хуторе Дядином Усть-Белокалитвенской станицы. «
Во время оккупации немецкое командование приказало открыть храм и возобновить службы. Зимой 1943 года во время боев за освобождение хутора от оккупантов церковь также пострадала, один из снарядов пробил купол и разорвался внутри. Долгое время церковь стояла закрытой, после войны она использовалась в качестве зернохранилища.
В сентябре 2007 года по благословению архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеймона был образован Свято-Троицкий приход х. Дядин, который поставил своей целью возрождение полноценной духовной жизни храма и проведение реставрации здания храма.
В станице Краснодонецкой находится деревянная церковь во имя Святой Екатерины. Она является памятником деревянного архитектурного зодчества. Действует церковь с 1879 года. Это единственный памятник деревянного архитектурного зодчества в бассейне Северского Донца.
Станица Екатерининская (в настоящее время Краснодонецкая) основана в 1775 году по указу Екатерины II. Отцом-основателем является светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин.
Она была заложена в 1775 году на низком берегу Северского Донца. Однако место было выбрано неудачное, по весне его заливало водой, поэтому станицу перенесли ниже по течению, здесь же заложили деревянную церковь во имя Святой Екатерины. В 1835 году станицу перенесли выше, на холмы, а в 1840 году сюда же перенесли и церковь, подняв ее на каменный фундамент. Однако в 1877 году она сгорела дотла, и в 1879 году построили новую, с двумя приделами: южным – во имя Вознесения Господня и северным – Великомученика Пантелеимона.
В 1886 году при храме построили церковно-приходскую школу. С 1906 года работало церковно-приходское попечительство.
В 1920 году в станице установилась советская власть. В этом же году станица Екатерининская была переименована в Краснодонецкую. На короткое время, с 30-х до 40-х годов храм закрывался. Церковь заняли под зернохранилище. В годы войны, когда немцы заняли Краснодонецкую, храм снова открыли для богослужений. После войны храм не закрыли и богослужения не прекращались до сего дня.