памятник шиллеру в калининграде история
Искоренение “неметчины”
В Кёнигсберге улиц, названных в честь людей, которые оставили тот или иной след в истории города, насчитывалось более сотни.
При тотальном переименовании (главной целью которого было искоренение “неметчины”) уцелели только Брамс, Вагнер и Шиллер. Основоположник марксизма с товарищем Фридрихом, а также Эрнст Тельман добавились позже. Астронома Бесселя увековечили в “новейшее” время.
Надо сказать, что в общую картину парадоксальности нашего края и Брамс, и Вагнер, и Шиллер вписываются великолепно!
Потом её дополнила табличка: “Не трогать! Памятник культуры!”
Всё из горла выливается!
Известна почти детективная история: будто бы однажды памятник попытались вывезти на металлолом, уже и трос набросили на шею, но горожане сообщили в КГБ и пресекли это чёрное дело. По другой версии, Шиллера всё-таки уволокли, но после вмешательства чекистов “вернули где-то из-под Магнитогорска”.
Дворянин из семьи пекаря
За “красного” Карла Моора Шиллеру в Стране Советов прощалось всё остальное: и явная склонность к мистицизму, и приятельские отношения с различными титулованными особами (вроде веймарского герцога Карла Августа или наследного принца Фридриха Кристиана Шлезвиг-Гольштейнского), и дворянство, которое Шиллеру, чей отец был полковым лекарем, а мать происходила из семьи провинциального пекаря-трактирщика, даровал лично император Священной Римской империи Франц II.
Кстати, “красного” Карла сам Шиллер любил больше всех других своих персонажей. А “безуминка”, без которой НАШИ люди существовать не могут, приключилась с драматургом. после смерти.
Шиллер умер в ночь с 11 на 12 мая 1805 года в Веймаре и был похоронен на тамошнем кладбище в склепе Кассенгевёльбе, специально отведённом для почитаемых жителей Веймара, фамильных склепов не имевших. В 1826 году останки Шиллера решили перезахоронить. Усыпальницу вскрыли, но. не смогли “рассортировать” содержимое. Наиболее “подходящие” останки были выбраны произвольно и перевезены в библиотеку герцогини Анны Амалии.
Череп в гробу
Печально взирая на череп Шиллера, великий Гёте написал одноимённое стихотворение. 16 декабря 1827 останки драматурга были торжественно захоронены в княжеской усыпальнице.
А в 1911 году был обнаружен. ещё один череп! Который по всем признакам принадлежал именно Шиллеру.
Согласитесь, это по-нашему.
Обвенчался и. сбежал
Забавно вот что: именно в Кёнигсберге Вагнер начал писать либретто самой знаменитой своей оперы “Кольцо нибелунга” (допишет он его много позже, поучаствовав в революции 1848 года и тесно сойдясь с русским анархистом Михаилом Бакуниным).
Влюблён в чужую жену
Брамс был личностью своеобразной. Он был весьма одарён и в десять лет уже выступал в престижных концертах, где исполнял партию фортепиано. В юности он был пылко влюблён в жену композитора Шумана. Красивая, утончённая Клара Шуман, мать шестерых детей, была старше Брамса на 13 лет, что не мешало ему много лет писать ей нежные письма. Но, видимо, помешало сделать ей предложение, когда Клара овдовела.
“Весело я ухожу в могилу”
Брамс так и остался холостяком. Он много работал, был широко известен, но отличался на редкость пессимистическим складом характера и мрачным юмором. Известны многочисленные “анекдоты из жизни Брамса”. Например: однажды издатель спросил Брамса: “Почему вы пишете только грустную музыку? Напишите что-нибудь весёлое”.
Через несколько дней он пришёл в издательство с произведением, которое называлось “Весело я ухожу в могилу”.
Или: одна малоодарённая певица попросила у Брамса совет по поводу предстоящего ей концерта.
— Конечно. Но почему вас интересуют эти мелочи?
— Если бы вы не сделали этого, я посоветовал бы вам отменить концерт.
“Все болезни увожу обратно”
А вот три анекдота, касающиеся пребывания Брамса на курорте в Кранце (Зеленоградске).
Один восторженный молодой человек, встретив в Кранце Брамса, воскликнул:
— Представляю, что будет написано на стене этого домика после вашей смерти!
Брамс меланхолично ответил:
— Сдаются комнаты отдыхающим.
Или: организаторы светского приёма в Кранце очень хотели заполучить к себе Брамса. Они доставили ему список приглашённых и предложили вычеркнуть всех, кто ему неугоден. Брамс вычеркнул только одну фамилию. Свою.
И, наконец: Брамс лечился в Кранце несколько месяцев. Когда курс лечения был закончен, врач спросил:
— Всем ли вы довольны, господин Брамс? Может быть, вам чего-нибудь не хватает?
Композитор ответил с предельной учтивостью:
— Благодарю, я в полном порядке: все болезни, которые я привёз с собой, я увожу обратно.
Бездарная сволочь
Ну и “изюминка” в духе нашего города: улица Брамса находится неподалёку от улицы Чайковского. Который отзывался о своём немецком коллеге так:
“Играли подлеца Брамса. Экая бездарная сволочь! Меня злит, что эта самонадеянная посредственность признаётся гением!”
Дата публикации: 12.08.2013
Если вам понравилась эта публикация, пожалуйста, помогите редакции выжить.
Номер карты «Сбербанка»: 4817 7603 4127 4714.
Привязана к номеру: +7-900-567-5-888.
Памятник шиллеру в калининграде история
Это Кёниг, детка! запись закреплена
Советская судьба памятника Шиллеру.
Калининград утратил не мало памятников и монументов довоенного периода. Подобная судьба обошла стороной бронзовый памятник поэту, драматургу и философу Фридриху Шиллеру работы кёнигсбергского скульптора Станислауса Кауэра. И трёхметровый бронзовый памятник Шиллеру сегодня украшает сквер на Театральной площади, являясь объектом культурного наследия, охраняемым государством.
Вместе с тем, данная работа известного немецкого скульптора достаточно серьёзно пострадала в ходе боевых действий 1945 года от осколков снарядов. В архиве сохранилось фото бронзового Шиллера с пробитым «левым плечом». С данным повреждением, а также ещё несколькими более мелкими повреждениями памятник простоял не один год.
Мыслей об уничтожении памятника у властей не появлялось. Как никак, перед ними был «поэт свободы», постановки пьес которого запрещались нацистами.
Тем не менее, в первые послевоенные годы имелись идеи переноса памятника на другое место. Так, согласно решению Калининградского горисполкома от 25 марта 1948 года № 156, с учётом присутствия в непосредственной близости к бронзовому Шиллеру братской могилы советских воинов, памятник собирались перенести в сквер по левую сторону от театра. Архивные документы, к сожалению, не проливают свет на то, почему бронзовый Шиллер сохранил своё прежнее расположение. По неподтвержденным документально сведениям, останки воинов были перенесены из окрестностей театра в братскую могилу на улице Энгельса. При этом в 2007 году во время реставрации сквера были найдены ещё останки сначала 10, затем ещё 3 советских воинов.
В 1957 году памятник был включён в первый региональный список исторических памятников, взятых под государственную охрану, который был утверждён решением облисполкома от 2 октября 1957 года №423.
Памятник Фридриху Шиллеру в Калининграде
История создания
Памятник немецкому поэту, философу и драматургу установили в Кенигсберге в 1910 году, несмотря на то что Фридрих Шиллер в городе никогда не был. Просто он был в то время в умах и сердцах людей. Скульптуры появлялись во многих городах Германии, самые известные — в Берлине и Веймаре. Памятник изваял Станислав Кауэр, талантливый художник, возглавлявший кафедру скульптуры в Академии художеств Кенигсберга. К тому же, в 1910 году столетний юбилей отмечал городской оперный театр, чья история началась именно с Шиллера — с постановки его драмы «Вильгельм Телль». Скульптура стала подарком театру ко дню рождения.
Станиславу Кауэру позировал грузчик кенигсбергского порта. Видимо, отсюда такая монументальность, ноги в дворцовых туфлях совсем не маленького, «рабочего», размера — 45-го как минимум. Экскурсоводы любят рассказывать, что именно «пролетарское» происхождение спасло памятник во время штурма города в 1945 году. Тогда на постаменте якобы было написано по-русски: «Не стреляй! Это свой!» И лишь несколько ран от осколков осталось на теле поэта. Статую не взорвали, не сравняли с землей, а после окончания войны даже отреставрировали.
«Общественная жизнь» памятника
И зажил поэт в другой стране, в новом времени «разнообразной общественной жизнью», как пишет калининградский писатель Александр Попадин. То выпускники местного мореходного училища нарядят в тельняшку и начистят гуталином «ботинки», то по распоряжению какого-то начальника весь памятник покроют черным лаком. «Начальника этого впоследствии разжаловали по совокупности дел и по общественному недоумению, — уточняет Попадин, — а Шиллер еще три года блестел на солнышке, как новый автомобиль». А в июне, ночью, накануне экзаменов, к памятнику приходили школьники-выпускники. И когда в девять утра во Владивостоке вскрывали конверты с темами сочинений, по телефону их сообщали в Калининград и объявляли возле Шиллера «страждущим».
Бронзовый поэт стоит в полный рост, того и гляди шагнет с постамента и пойдет обличать современные нравы. Шиллер и при жизни не стеснялся называть вещи своими именами и клеймить метким словом, невзирая на сословия. И после смерти с гордо поднятой головой, устремленным вдаль взглядом и прижатой к сердцу правой рукой — всем своим обликом олицетворяет свободу, честь и несгибаемую волю.
«Пропади он пропадом, этот хилый век, способный только пережевывать подвиги былых времен, поносить в комментариях героев древности… Они калечат свою здоровую природу пошлыми условностями, боятся осушить стакан вина: а вдруг не за того выпьешь, подхалимничают перед последним лакеем, чтобы тот замолвил за них словечко его светлости, и травят бедняка, потому что он им не страшен…» — кто знает, может именно эти слова, написанные Фридрихом Шиллером в позапрошлом столетии в драме «Разбойники», начертаны на свитке, зажатом в левой руке скульптуры?
Памятник Фридриху Шиллеру
Описание
Если пройти через сквер Калининградского областного театра драмы, можно увидеть бронзовую статую поэта, драматурга и философа Фридриха Шиллера. При этом, великий писатель никогда не бывал в Кёнигсберге-Калининграде.
Памятник открыли к столетию Кёнигсбергского городского театра в 1910 году. Почему Шиллер. По одной из версий, в память о первой постановке этого театра, созданной как раз по пьесе Фридриха Шиллера «Вильгельм Телль».
Напомним, что творчество Шиллера относят к течениям «Буря и натиск» и романтизм. В историю мировой литературы он вошёл благодаря своим ярким гуманистическим откровениям. Можно заметить, что в начале XX века читать и ставить Шиллера в театрах было модно. Его произведения звучали «в ногу» со временем, хотя сам гений творил ещё в прошлом веке. Памятники Шиллеру появлялись и в других немецких городах.
Замысел и художественное исполнение скульптуры принадлежат Станиславу Кауэру. Немецкий зодчий был одним из лучших мастеров в стране и преподавал в Кёнигсбергской академии художеств. Рассказывают, что моделью Кауэра во время ваяния был портовый грузчик. Поэтому памятник Шиллеру и получился таким монументальным.
В 30-е годы монумент перенесли в другое место, рядом с Новым театром Кёнигсберга. Там он находится и сейчас. В годы Второй мировой войны памятник повредили осколки снарядов, но в послевоенные годы скульптуру Шиллера успешно отреставрировали. Сегодня значение памятника признали на уровне государства.
Подземелья Кёнигсберга
История Восточной Пруссии и Калининградской области
Профессор скульптуры Станислаус Кауэр
Профессор скульптуры Станислаус Кауэр
Сообщение Steindammer » 07-09-2012 22:56:55
Жителям Калининграда хорошо известен памятник Фридриху Шиллеру, который находится напротив здания Драматического театра. Это одно из немногих произведений искусства уцелевшее в нашем городе с довоенного времени. На этом месте памятник Шиллеру стоит с 1936 года. Автор памятника скульптор Станислаус Кауэр.
Станислаус Кауэр родился 18 октября 1867 года в Кройцнахе в семье скульптора. В 1882 году он начал учиться в городе Риме скульптурному ремеслу у своего отца Роберта Кауэра. Станислаус был добросовестным учеником и выучился ремеслу так, что это обучение у отца заменило ему академию. Прекрасны его ранние работы из мрамора, материала на котором превосходно учился Станислаус. Еще в 17 лет он получил заказ на изготовление скульптуры «Психеи», которая позже была установлена в Берлине. Сейчас эта работа экспонируется в музее «Дом Кенигсберга» в городе Дуйсбурге. Затем последовала длительная творческая командировка за границу и в возрасте в 38 лет он возвращается в Германию, где в 1905-1907 годы работает в Берлине.
В 1907 году директором Кенигсбергской академии искусств Людвигом Детманном Станислаус Кауэр был приглашен на достойное его место в качестве профессора и руководителя класса скульпторов. Здесь с 10 марта 1907 года начал он свою преподавательскую деятельность. Кауэр стал для Кенигсберга основателем выдающейся эры в своей сфере искусства и подготовил многочисленную школу скульпторов. Его учениками были: Отто Дренгвитц, Герман Дюбуа, Вильгельм Думп, Христиана Герстель-Науберайт, Вальтер Хемпель, Миндерт Хендрикс, Оскар Ягер, Геделия Кахан, Пауль Кимритц, Пауль Коралус, Кете Кронер-Краков, Хильде Лист, Ганс Пагель, Макс Зонненберг. Кёнигсбержцам Кауэр был хорошо известен. Его легко узнавали по высокому росту и черной шляпе на полной с бородой голове. Со своей семьей Станислаус Кауэр жил в собственном доме № 9 на Граф-Шпее-штрассе (ныне улица Донская). Этот дом был разрушен после пожара в послевоенное время. В 1933 году он ушел на пенсию, а в 1942 году в 75-летний юбилей Кауэр получил от города Кенигсберга золотую медаль.
Только малая часть произведений Станислауса Кауэра сохранились до наших дней в Калининграде. Это:
1. Скульптура «Нимфа, после купания». Изготовлена из мрамора в
1907 году. Сейчас находится в фойе Калининградской художественной галереи на Московском проспекте;
2. Фонтан «Путти». Изготовлен из ракушечника 1908 году. Сейчас находится на территории Музея Мирового океана;
3. Памятник Фридриху Шиллеру. Изготовлен из бронзы в 1910 году. С 1936 года находится возле Драматического театра;
4. Горельеф «Гениус».Изготовлен из мрамора в 1912 году. Сейчас находится в экспозиции Калининградской художественной галереи;
5. Барельеф «Геркулес». Изготовлен из ракушечника в 1913 году. Сейчас находится на шлюзе у пруда на проспекте Мира;
6. Барельефы двух крылатых женских фигур: «Гении с венком и с рогом изобилия». Изготовлены из ракушечника и размещены над порталом бывшего здания Академии искусств 1916 году. Сейчас в этом здании расположена общеобразовательная школа № 21 на улице Бассейной;
7. Головы двух девушек над входом в здание Хуфенского лицея. Изготовлены из глазурованной керамики в 1922 году. Сейчас в этом здании находится Учебно-производственный комбинат Центрального района на улице Космонавта Леонова;
8. Скульптурная группа «Мать и дитя». Изготовлена из ракушечника 1938 году. Сейчас находится во внутреннем дворике здания учебного корпуса ФГУ имени Канта на улице Университетской.
Умер Станислаус Кауэр 3 марта 1943 года в Кенигсберге. Он был похоронен на кладбище у лютеранской церкви Юдиттен. Теперь в этом храме расположен Свято Никольский православный собор на улице Тенистая аллея. Над его могилой был установлен надгробный памятник, сделанный им в 1938 году из гранита в виде скульптурной группы «Умереть и воскреснуть»: перед своей матерью стоящей на коленях юноша. Памятник и прилегающее к бывшей церкви Юдиттен кладбище разрушено в послевоенное время.