памятники истории и культуры украинской сср
Памятники истории и культуры украинской сср
ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ, ИХ ОХРАНА И РЕСТАВРАЦИЯ
Мысли В. И. Ленина нашли выражение в программе Коммунистической партии, принятой на VIII съезде РКП(б) в 1919 г., где говорится: «. надо открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда, находившиеся до сих пор в исключительном владении эксплуататоров».
В них должны быть размещены театры, сценические студии, декоративные мастерские, музеи, библиотеки и т. п. Наркомпрос создает комиссии специалистов, определяющие ценность того или иного здания.
Вероломное нападение немецко-фашистских захватчиков на Советский Союз прервало мирный труд советских людей. На временно захваченной территории гитлеровцы планомерно уничтожали памятники нашей истории и культуры, разрушали города, жгли села. На Украине немецко-фашистские захватчики разрушили 714 городов и 28 тысяч сел. Ими было уничтожено и разрушено 347 памятников архитектуры, повреждено и частично разрушено более 600. В Киеве фашисты взорвали Успенский собор и разрушили всемирно известный ансамбль сооружений Киево-Печерской лавры, сожгли здание университета, разрушили Крещатик, Мариинский дворец и много других зданий города. Фашисты превратили в руины Чернигов, Полтаву, Харьков, Севастополь и другие города. Погибли и до неузнаваемости были обезображены ценнейшие памятники архитектуры.
Выполнение работ по реставрации и восстановлению памятников было возложено на созданный 30 сентября 1943 г. Комитет по делам архитектуры при Совете Народных комиссаров СССР, переименованный позже в Госстрой СССР. Чрезвычайно важным было то обстоятельство, что во-первых, отныне функции охраны и реставрации передаются полностью в руки наиболее компетентной организации, располагавшей всеми строительными ресурсами и квалифицированными кадрами, во-вторых, вопросы охраны и реставрации теперь стали решаться в комплексе градостроительных мероприятий, особенно при разработке генеральных планов городов.
В системе Госстроя УССР работали Отдел охраны и реставрации памятников архитектуры и инспектуры при областных управлениях. Производятся обмеры архитектурных памятников, составляются на них паспорта, создаются производственные организации, в частности трест Строймонумент в Киеве, на который возлагается обязанность производства реставрационных работ. Трест Строймонумент со временем был переименован в Республиканские специальные научно-реставрационные мастерские, с 1970 г. в Украинское специальное научно-реставрационное производственное управление (УСНРПУ) при Госстрое УССР, а в 1980 г. был организован институт Укрпроектреставрация. Реставрационные мастерские были организованы в ряде областей.
Интересной и своеобразной была классицистическая архитектура Киева равно как и застройка XIX в., создавшая облик старых частей города. Много прекрасных зданий и ансамблей было создано в Киеве в советский период.
Архитектурное наследие Киева исключительно богато и многочисленно.
К всемирно известным памятникам относится Софийский собор. Выдающимися памятниками древнерусского зодчества XI-XII вв. являются руины Золотых ворот, Успенского собора Печерского монастыря, собор Выдубецкого монастыря, церковь Спаса на Берестове, Троицкая надвратная церковь Печерского монастыря, Кирилловская церковь. Ансамбли Киево-Печерской Лавры, Софийского заповедника, Выдубецкого и Флоровского монастырей содержат многочисленные памятники украинского зодчества XVII-XVI11 вв. Исключительно богат памятниками архитектуры разных эпох киевский Подол. К лучшим произведениям великого архитектора В. В. Растрелли относится недавно восстановленная в первоначальном виде Андреевская церковь. К шедеврам архитектуры XVIII-XIX вв. можно причислить постройки киевских архитекторов И. Г. Григоровича-Барского, С. Д. Ковнира, А. И. Меленского, В. И. Беретти.
За послевоенные годы почти все памятники архитектуры Киева были изучены и отреставрированы. Если в первые послевоенные годы основным методом работы была консервация памятников и их ремонт, то уже с 1950-х гг. началась интенсивная работа по их реставрации. Основным ее принципом было определение оптимального облика памятника с выявлением его первоначальных форм, определением и сохранением органических наслоений, удаление чуждых наслоений и решение вопросов, связанных с нейтральными наслоениями.
Очень сложным является вопрос об эксплуатации и использовании памятников. В этом отношении следует отметить исключительно удачное решение о превращении бывшего здания костела на ул. Красноармейской в зал органной и камерной музыки. Важнейшими работами по восстановлению памятников, разрушенных немецко-фашистскими захватчиками, были реставрация Киевского университета, Мариинского дворца, зданий Печерского заповедника. Восстановлены в первоначальном виде дом Петра I на Подоле, трапезные Софийского заповедника и Михайловского монастыря, знаменитый фонтан «Самсон» на Подоле, Золотые ворота. Богата историческими местами и Киевская область. Тут сохранились ансамбли курганов эпохи бронзы и железа, валы скифских и славянских городищ, укрепления крепостей X в.- Белгорода, Тумаща, Вышгорода, Переяслава, многочисленные памятники истории и культуры, далекого и близкого прошлого.
Проблема охраны и реставрации памятников архитектуры в настоящее время приобретает новый характер. В связи с социалистической реконструкцией старых городов и сел памятники архитектуры активно включаются в художественный облик новой застройки. Особенно важной стала проблема сохранения не только памятников архитектуры, но и их окружения, и не только в определенных законоположениями охранных зонах и зонах регулированной застройки, но и в облике городов и сел в целом. Кроме памятников архитектуры, в настоящее время государственной охране подлежат также и памятники градостроительства, в том числе сохранившаяся древняя планировка, исторически сложившаяся застройка улиц, кварталов и целых частей старинных городов.
Памятники истории и культуры украинской сср
Украинская Советская Социалистическая Республика
В первые годы Советской власти на Украине сложилось агитационно-массовое искусство (плакат, «окна» УкРОСТА и ЮгРОСТА, оформление агитационных поездов и пароходов). Ленинский план монументальной пропаганды стимулировал создание обобщённо-героических образов в монументальной скульптуре (М. И. Гельман, И. П. Кавалеридзе). Художники-монументалисты (М. Л. Бойчук, И. И. Падалка, В. Ф. Седляр) стремились переосмыслить опыт древнерусских и итальянских ренессансных мастеров фресковой живописи, но нередко впадали в схематическую отвлечённость образов. Живописцы 20-х гг. (Самокиш, Ф. Г. Кричевский, А. Г. Петрицкий, А. А. Шовкуненко) запечатлевали в своих произведениях драматические события революции и Гражданской войны 1918-20, характерные приметы советской действительности, черты нового человека. С 20-х гг. интенсивно развивались и театрально-декорационное искусство (М. И. Драк, В. Г. Меллер), книжная (Г. И. Нарбут) и станковая (В. X. Заузе, В. И. Касиян) графика, плакат (А. И. Страхов). В художественной жизни этих лет важную роль сыграли объединения АХЧУ [Ассоциация художников Красной (Червоной) Украины] и АРМУ [Ассоциация революционного искусства (мистецтва) Украины]. Эволюция украинского изобразительного искусства в 30-х гг. проходила под знаком острой борьбы с формалистическими тенденциями, за углубление гражданского содержания произведений, овладение методом социалистического реализма. Ведущее место заняла тематическая картина (К. Д. Трохименко, В. Н. Костецкий), жизнеутверждающие настроения усилились в портрете, пейзаже, графике и скульптуре. После воссоединения западных земель, Северной Буковины и Закарпатья с Советской Украиной передовые западно-украинские художники (И. И. Бокшай, Кульчицкая, Манастырский, А. М. Эрдели) влились в отряд деятелей украинского советского искусства. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 украинские художники активно работали на фронтах и в тылу, создавая боевые плакаты (Касиян, В. Г. Литвиненко и др.) агитокна, скульптурные (Г. Л. Петрашевич) и живописные (Шовкуненко) портреты героев войны, линогравюры (А. С. Пащенко), офорты (М. Г. Дерегус).
В живописи 50-70-х гг. ведущее место заняли темы героической борьбы советского народа в годы войны (В. Г. Пузырьков и др.), историко-революционные и исторические сюжеты (М. М. Божий, А. М. Лопухов, Г. С. Мелихов, В. А. Чеканюк, В. В. Шаталин). Портрет (Божий, А. А. Коцка, Шовкуненко), пейзажи (Н. П. Глущенко, А. М. Кашшай, С. Ф. Шишко) обнаруживают тенденцию к программности, тематичности, ассоциативности. В 70-80-х гг. ведущее место занимает сюжетно-тематическая картина, в которой развёрнутая повествовательность всё чаще уступает место подчёркнутой выразительности композиции и деталей, гармоничному колориту (произведения Г. М. Глюка, Т. Н. Яблонской). Широта проблематики отличает украинскую скульптуру этого периода (работы В. З. Бородая, А. А. Ковалёва, А. П. Олейника, М. К. Вронского, Д. П. Крвавича, В. И. Знобы и др.). Плодотворно развивается театрально-декорационное искусство, где успешно выступили П. А. Злочевский, Д. Д. Лидер, Е. Н. Лысик, Ф. Ф. Нирод и др. Широким тематическиим жанровым и эмоциональным диапазоном отличается современная украинская графика (работы А. Д. Базилевича, город В. Якутовича и др.). Успехи искусства плаката связаны с именами Т. А. Лящука, О. К Терентьева, Е. В. Саренко, Ф. Т. Глущук и др. Заметно возросла роль монументально-декоративной живописи, открывающей многообразные пути синтеза с архитектурой (С. А. Кириченко, В. В. Мельниченко, А. Ф. Рыбачук и др.).
В 20-х гг. получил дальнейшее развитие самобытный жанр народной станковой живописи и графики, генетически связанный с изготовлением орнаментальных композиций на бумаге, ткани, дереве и папье-маше; декоративно-экспрессивные композиции созданы мастерами Т. А. Пата, М. А. Примаченко. Г. Ф. Собачко-Шостак, Е. В. Белокур. В 20-50-х гг. среди многочисленных видов декоративно- прикладного искусства особое место занимали резьба по дереву (П. П. Верна, Я. Р. Халабудный), керамика (И. Т. Гончар, Е. С. Железняк), инкрустация из соломы (А. Ф. Саенко), ткачество и килимарство (П. И. Василенко, Н. Ю. Вовк, город И. Верес). Развивались также набойка, вышивка и другие народные промыслы (керамика в Косове, Опошне, художественное стекло во Львове). В 60-80-х гг. традиции народной художественной культуры, переосмысляемые в связи с новыми условиями городского и сельского быта, продолжают служить основным стилистическим источником украинского декоративно-прикладного искусства.
Украинское общество охраны памятников истории и культуры УССР Разные 10 штук
—>
Доставка: | |
по городу: | За дополнительную плату: 100.00 р. |
по стране и миру: | Стоимость доставки по стране 100.00 р Стоимость доставки по миру узнавайте у продавца. |
Покупая несколько лотов продавца, Вы экономите на доставке. Лоты доставляются одним отправлением. | |
При выборе нескольких лотов, они будут доставлены одним отправлением, и вы можете сэкономить на доставке. Стоимость доставки за границы РФ рассчитывается индивидуально. | |
Оплата: Наличные, Банковский перевод, Банковская карта, Смотри в описании, Биткоин. |
№227956253 |
Несколько лотов объединяю в одно почтовое отправление, в пределах разумного.
За границы РФ стоимость доставки определяется отдельно для каждого случая.
Покупатель первым выходит на связь
Оплата лота в течении 3-х дней. Перевод на карту СберБанка.
Купленные лоты ВОЗВРАТУ И ОБМЕНУ НЕ ПОДЛЕЖАТ, будьте внимательны, на сканах все видно.