папанов биография личная жизнь дети
Анатолий Папанов
фотографии >>
биография
Папанов Анатолий Дмитриевич
Родился 31 октября 1922 года в Вязьме (Смоленская область), в простой рабочей семье.
Заслуженный артист РСФСР (30.09.1958).
Народный артист РСФСР (17.11.1966).
Народный артист СССР (5.10.1973).
Отец — Дмитрий Филиппович Папанов, мать — полька Елена Болеславовна Росковская.
В конце 1920-х годов семья Папановых переехала в Москву, и Анатолий пошёл в первый класс.
После окончания школы в 1939 году Папанов устроился литейщиком в ремонтные мастерские 2-го Московского шарикоподшипникового завода.
Участвовал в художественной самодеятельности — в театральной студии клуба завода «Каучук».
Когда началась война ушёл на фронт, где был тяжело ранен в ногу на Юго-западном фронте. После чего был демобилизован и осенью 1942 года прибыл инвалидом третьей группы домой, в Москву к родителям.
Поступил в Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского, на актёрский факультет.
В 1946 году, после окончания института, вместе со своим курсом отправился создавать новый театр в Клайпеде, где им была сыграна первая театральная роль Сергея Тюленина в поставленном к тридцатилетию годовщины Октября, спектакле «Молодая гвардия».
С 1948 года — актёр Театра Сатиры в Москве.
В 1987 году — поставил спектакль по пьесе Максима Горького «Последние».
В 1967 году впервые озвучил Волка в знаменитом мультсериале «Ну, погоди!» и стал кумиром многих поколений ребятишек.
3 августа 1987 года — последний кадр в жизни актёра на съёмках фильма «Холодное лето 53-го» в Карелии. Вечером того же дня Папанов уехал в Москву.
Анатолий Дмитриевич скончался 5 августа 1987 года в своей московской квартире от остановки сердца, принимая холодный душ. Похороны актёра состоялись 11 августа на Новодевичьем кладбище в Москве (участок № 10).
Жена — заслуженная артистка РСФСР Надежда Каратаева (род. 1924).
Дочь — актриса Елена Папанова (род. 1954).
Премия I-го Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы актёрам» за образы, созданные в фильмах «Живые и мертвые, «Родная кровь», «Приходите завтра» (Ленинград, 1964 год).
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1966, за роль Серпилина в фильме «Живые и мёртвые»).
Государственная премия СССР (посмертно) (1989, за роль Копалыча в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего», последняя роль в кино).
Орден Отечественной войны I ст. (1985)
Орден Трудового Красного знамени (1981)
Орден Октябрьской революции (1986)
Орден Отечественной войны II степени (1975)
КИНОИГРА: Анатолий Дмитриевич Папанов
Анатолий Папанов. Мощное имя советского кинематографа. Мэтр! Анатолий Дмитриевич родился в простой рабочей семье. Его родители переехали из Беларуси в Москву в 30-х годах. Отец, Дмитрий Филиппович Папанов (1897-1982) был военным, a мать Елена Болеславовна Росковская (1901-1973), модисткой. Мама, полька, перешла в православие для того чтобы выйти за русского.
В семье было двое детей: Толик и Ниночка.
Папанов вспоминал, что в школе учился «плохо, читал мало», а кино и театр очень любил. Интерес к кино и театру у поколения 20х и 30х годов был огромный. После окончания школы, Папанов играл в самодеятельности в местном Доме Культуры и снимался в массовках. В 1937 году Папанов впервые появился на киноэкране — сыграл эпизодическую роль в картине ‘Ленин в Октябре’.
В 1940 году Анатолия Папанова призвали в армию. Служил сначала под Саратовом, затем проходил обучение в Оренбургском артиллерийском училище. Оттуда же и ушел на фронт после начала войны. Уже в июле их подразделение перебросили на 2-й Юго-Западный фронт — защищать Харьков. Вообще это удивительно что Анатолий Дмитриевич остался в живых. В первом же бою из 42 человек взвода осталось лишь 14.
Зимой 1941 года Анатолий попал вместе с фронтовыми товарищами под бомбежку. Живым остался лишь он один, но был контужен и тяжело ранен. Осколок снаряда повредил ногу и привел к ампутации двух пальцев на правой ноге.
Вернувшись в тыл он сумел устроиться на работу лишь сторожем, ходил с трудом, опираясь на палку. ‘Камень лежал на сердце от сознания своей неполноценности’, — вспоминал актер. Однажды он зашел в театральную студию при заводе, где так часто бывал до войны. Там оставалось несколько артистов: одна девушка и три старушки. Анатолий предложил сделать программу и выступать с ней в госпиталях и перед рабочими заводов. Именно после этих выступлений он решил что станет артистом.
В 1943 Папанов пошел поступать в ГИТИС. Михаил Тарханов предложил ему поступить сразу на второй курс, так как там была проблема с актёрами мужчинами и была серьезная проблема с постановками. Тут же в ГИТИСЕ актер познакомился со своей женой Надеждой Каратаевой, с которой они поженились спустя год и прожили в браке до последнего дня жизни актёра. В первый день их встречи на ней была военная форма, это и стало поводом для знакомства. Каратаева тоже вернулась с фронта, где служила в санчасти.
После окончания ГИТИСа Папанова пригласили на работу МХАТ и Малый, где актёр уже месяц репетировал роль в спектакле «Ревизор» у Алексея Дикого. Но вместо этого он решил вместе со своим курсом основать новый театр в Клайпеде.Tеатр просуществовал недолго, и судьба всё же направила Анатолия Папанова в Москву.
В 1948 году он с женой, актрисой Надеждой Каратаевой, приехал в Москву, в свой первый заслуженный отпуск. Там они встретили на прогулке Андрея Гончарова, своего преподавателя из ГИТИСа, который и пригласил актера в Театр Cатиры, где как раз работал режиссером и ставил спектакль «Вас вызывает Таймыр».
Артисты Театра Cатиры танцевали, пели и много импровизировали. Всего этого Папанов не умел, и вливаться в коллектив было непросто.
В 1955 году Эльдар Рязанов предложил Папанову попробоваться на роль Огурцова в фильме «Карнавальная ночь», однако пробы прошли неудачно, и на роль Огурцова был утвержден Игорь Ильинский.
Вернулся в кино Папанов почти в 40 лет. Вместе с Юрием Яковлевым и Сергеем Юрским он снялся в сатирической комедии начинающего режиссера Эльдара Рязанова Человек ниоткуда. Этот фильм никогда не вышел в прокат, цензура не увидела художественной ценности.
Всесоюзный успех пришел к Анатолию Дмитриевичу в 1964 году — после роли генерала Серпилина в фильме ‘Живые и мертвые’ Александра Столпера. За эту работу Папанов получил Государственную премию РСФСР и множество приглашений сниматься. В итоге киноработ оказалось больше, чем театральных: Папанов принял участие в съемках почти сотни фильмов и телеспектаклей, озвучил персонажей 96 советских мультфильмов. Самые запоминающиеся образы это конечно Лёлик из ‘Бриллиантовой руки’, атаман Ангел из ‘Адъютанта его превосходительства’, Киса Воробьянинов из ’12 стульев’, и Николай Дубинский из ‘Белорусского вокзала’
На экране и на театральных подмостках Папанов часто появлялся в дуэте с Андреем Мироновым. Этот дуэт наверное один из самых любимых в нашем кино. Их первая совместная работа случилась на сьемках ‘Берегись Автомобиля’. Именно Рязанов открыл этот удивительно гармоничный актерский дуэт, при всей разности обоих участников. Потом были съемки в ‘Брилльянтовой Руке’, сделавшие обоих актеров мега популярными в СССР. Но несмотря на многие годы совместных съемок и выступлений, друзьями Миронов и Папанов не были.
В ролях Геши и Лелика изначально должны были сниматься Г. Вицин и М. Пуговкин, однако судьба распорядилась иначе.
Спустя несколько лет оба актера будут пробоваться на роли в фильм ’12 стульев’ Гайдая, но их кандидатуры будут отклонены. А вот Марк Захаров, уже позже, возьмет и снимет их именно в этих же ролях Кисы и Бендера. Этот фильм стал последней совместной работой двух великих советских актеров.
Очень успешно для Анатолия Дмитриевича также сложилась карьера в озвучке мультфильмов. Наверно не сложно догадаться что именно он озвучивает Волка в ‘Ну Погоди!’. Впоследствии Папанов даже возненавидел этот мультфильм: ‘Волк перегрыз всю мою актерскую биографию!’.
В 1986 году актера пригласили на роль Копалыча в фильме Александра Прошкина ‘Холодное лето пятьдесят третьего’. Друзья отговаривали Папанова от съемок, считая, что тот и без того сверх меры загружен в театре и в ГИТИСе. Но он сказал: ‘Меня эта тема волнует’. Съемки проходили в Карелии, в глухой деревне, расположенной на полуострове.
Умер Анатолий Дмитриевич 5 августа 1987 года в своей квартире от сердечного приступа, принимая холодный душ. Жена Надежда Каратаева рассказывала: «Он умер в ванной, принимая душ. Меня в это время дома не было, я была на гастролях в Риге. Муж приехал в Москву из Петрозаводска, где закончил сниматься в фильме «Холодное лето 53-го». Сначала он хотел сразу поехать в Ригу, но потом передумал. Решил на денек заехать в Москву. Он хотел посмотреть, как устроили в общежитии его студентов. Толя же начал преподавать в ГИТИСе, первый раз набрал себе курс. Беспокоился, как разместились ребята. Когда он приехал в Москву, то, естественно, захотел принять душ. Но в доме была отключена горячая вода. Он полез под холодную. И сосуды не выдержали. Врачи поставили диагноз: сердечно-сосудистая недостаточность. Толя не приехал в условленный день в Ригу. Я забеспокоилась, позвонила дочери и зятю. Зять полез через соседскую лоджию в нашу квартиру. И обнаружил Толю сидящим в ванной, его голова была уронена на колени, из душа лилась вода. Зять позвонил в милицию. Приехали милиционеры, врач, санитары. Толю вынесли на простынях. Почему-то на носилках не стали выносить».
Фильм вышел на экраны спустя год после смерти актера. В финале повторяется сцена гибели Старобогатова, а голос за кадром говорит, что это последняя работа Анатолия Папанова. В 1989 году за роль Николая Старобогатова ему присудили Государственную премию СССР посмертно. Миронов скончался на 9-й день после смерти Анатолия Папанова.
Мой киномарафон
Сколько я себя помню то обязательно хотя бы раз в год у нас в семье был всесемейный просмотр ‘Брилльянтовой Руки’. Все это происходило в зале, где мы, уютно расположившись на диванах, креслах и даже на ковре вместе хохотали над сценами с Леликом и Гешей. Но, по условиям конкурса, смотреть в 150-й раз «Руку» было нельзя и я выбрала наугад три фильма о которых никогда ничего не слышала.
1. ‘Родная Кровь’ (1964)
Начала я марафон с просмотра фильма ‘Родная Кровь’. Честно, я не очень большой фанат фильмов периода 50х-60х годов из за встречающейся пропаганды, черно-белой картинки и ужасного звука. Поэтому я приготовилась к худшему.
Через полчаса я плакала, a через час я решила добавить этот фильм в свой список кино который включаешь когда плохо и депресняк. Это шикарный фильм о настоящих чувствах и настоящем мужчине и женщине. O любви танкиста Владимира (Евгений Матвеев) и паромщицы Сони (Вия Артмане). Володя случайно встретил Соню на пароме, когда ехал с фронта в отпуск. Между мужчиной и женщиной вспыхнула любовь, которую не остановило наличие у Сони трёх детей и живого мужа. Вот этого мужа и играет Анатолий Папанов.
Читая в интернете отзывы об этом фильме, я наткнулась на большое количество рецензий очень высоко оценивающих эту роль Анатолия Дмитриевича. В частности то как он смог передать всю расчетливость и безэмоциональность своего героя. Поэтому заранее прощу прощения за свое дилетантское мнение, но мне роль показалась пресной и какой-то блеклой. И голос Папанова, такой знакомый по другим фильмам, как-то не сочетается с картинкой.
Но фильм прекрасный и поэтому я pекомендую к просмотру всем сплетницам. Единственный минус для меня в том, что роль Папанова очень маленькая. Он появляется на экране максимум минут на 10 и то в конце картины. Персонаж, как уже понятно, довольно отрицательный. Вообщем, закончила я это кино с мыслями о том Матвеев очень талантливый актер.
2. Отцы и Деды (1984)
Это был второй фильм в моем списке. Я уговорила маму посмотреть его вместе, так как сюжет происходит «во времена ее молодости». Фильм очень советский, прям такой классически положительный с жизнерадостной картинкой, солнечной погодой, светлыми интерьерами и жирокими улыбками актеров.
Вывод, легкое советское кино про 80е годы. Пересматривать не стала бы.
3. Дела Сердечные (1973)
Главные герои это врач и две медсестры в бригаде, именно между ними скрытый любовный треугольник. Врач любит одну медсестру, а другая медсестра влюблена безответно в это же врача. Папанов играет второстепенную роль простого мужика шофера. Думаю главной мыслью этого фильма все таки является профессионализм и совестливость советских медработников и уже потом личные отношения между героями.
Когда я смотрела этот фильм (к сожалению онлайн качество довольно ужасное) меня не покидало чувство что что-то похожее я уже видела, но гораздо с более интересным сюжетом («Счастливая, Женька!» с Еленой Цыплаковой). Не знаю дело ли в качестве или в сюжете, но еще бы раз это кино я смотреть не стала.
Для меня Папанов это конечно же Лелик из ‘Брильянтовой Руки’ и Волк в «Ну Погоди!». Анатолий Дмитриевич за свою жизнь сыграл много ролей в театре и кино, озвучил много мультфильмов но, наверное самые запоминающиеся роли это его герои в фильмах «Брильянтовая Рука», «Холодное лето 53-го», «Дети Дон Кихота» и блестящий дуэт с Мироновым в «12 Стульев».
Анатолий Папанов
Имя: Анатолий Папанов (Anatoliy Papanov)
Отчество: Дмитриевич
День рождения: 31 октября 1922
Кто родился в этот день: узнать
Место рождения: г. Вязьма, Смоленская обл.
Дата смерти: 5 августа 1987 (64 года)
Причина смерти: узнать сердечный приступ
Где похоронен: узнать Москва, Новодевичье кладбище
Карьера: актер
Биография Анатолия Папанова
Детство и юность: Вязьма – Москва
В начале тридцатых годов Папановы переехали в Москву. Отец устроился на склад заведующим, мама – модисткой в ателье. Поселились они рядом с хлебозаводом, в районе Малых кочек (сейчас это улица Доватора).
Толя пошел в школу, но учиться ему не нравилось, не удавалось увлечь его и книгам. Он был влюблен в кинематограф и театр, и когда неподалеку от дома открыли драматическую студию в клубе «Каучук», стал большую часть времени проводить там. Так как денег в семье не хватало, Толя перевелся в вечернюю школу, а сам устроился литейщиком на шарикоподшипниковый завод.
Когда Анатолию было пятнадцать, он попал на съемки картины Михаила Ромма «Ленин в Октябре», где сыграл свою первую эпизодическую роль (матрос из массовки). В самодеятельной студии тем временем ставили спектакли «Укрощение строптивой» (Папанов – Гортензио), «Васса Железнова» (Папанов – Пятеркин), репетировали водевили.
Чтобы побороть стыд, он стал захаживать в библиотеку, увлекся чтением, да так втянулся, что больше не представлял жизни без классики. Помимо того, в клубе юноша записался в изостудию, учился играть на домре, посещал класс хорового пения. И трудился на заводе, с которого однажды попал в следственный изолятор Бутырки.
Причиной тому стала кража деталей кем-то из рабочих. Те девять дней, проведенных в заточении, Папанов вспоминал до своих последних дней. Так, на съемках «Холодного лета…» он рассказывал коллегам:
Война
В июле 1941 года их взвод из сорока двух человек перебросили на защиту Харькова. В первом же бою после двух с половиной часов в живых осталось несколько человек. Погиб его друг Алик Рафаевич, учившийся на оператора во ВГИКе. А оставшихся доукомплектовали и снова отправили в бой.
Зимой 1941 года Анатолий попал вместе с фронтовыми товарищами под бомбежку. Живым остался лишь он один, был контужен и тяжело ранен. Осколок снаряда повредил ногу, Анатолию ампутировали два пальца и, несмотря на протесты бойца, присвоили третью группу инвалидности, а это значило отправку в тыл. Кто-то другой, может быть, был бы рад спастись, убраться подальше от фронта. Но Папанов видел в этом проявление трусости.
Сознание собственной неполноценности терзало юношу. Он сумел устроиться на работу лишь сторожем, ходил с трудом, опираясь на палку. От отчаяния Папанов однажды зашел в «Каучук», где так часто бывал до войны. В студии оставалось несколько артистов: одна девушка и три старушки. Анатолий предложил сделать программу и выступать с ней в госпиталях и перед рабочими заводов.
Везде встречая теплый прием, он решил, что станет артистом и в 1943 году пришел поступать в ГИТИС. Перед приемной комиссией прочитал стихотворение Константина Симонова «Сын артиллериста». На втором курсе был недобор мужчин, поэтому его зачислили сразу туда.
Студенты вуза делали постановки, отрывки из пьес, с которыми выезжали на фронт, давать концерты. Папанов на всю жизнь запомнил, с какой жадностью и благодарностью воспринимали их появление бойцы. Искусство помогало всем хоть ненадолго обрести душевное успокоение.
Но в институте ему приходилось трудно: из-за собственной хромоты в студенческих постановках он всегда был на вторых ролях. К тому же, ему так и не удалось исправить «шипящий» акцент, появившийся из-за неправильного прикуса. Который, впрочем, через много лет станет его узнаваемой чертой. Но пока что он заставлял себя через боль заниматься танцами, делать гимнастику, и в итоге на четвертом курсе уже мог ходить без ненавистной ему трости.
Театр
На сцене в Клайпеде Анатолий сыграл свои первые театральные роли. Он был Сергеем Тюлениным в «Молодой гвардии», Тристаном в «Собаке на сене», Леонидом Борисовичем в «Машеньке». Постановки шли поочередно: один вечер спектакли давала литовская труппа, второй – русская.
В 1948 году он с женой, актрисой Надеждой Каратаевой, приехал в Москву, в свой первый заслуженный отпуск. Там они встретили на прогулке Андрея Гончарова, своего преподавателя из ГИТИСа, который в прошлом высоко оценивал профессионализм Папанова. Он и пригласил актера в Театр сатиры, где как раз работал режиссером и ставил спектакль «Вас вызывает Таймыр». Ему нужен был исполнитель роли матроса Ашота Мисьяна. Папанов согласился. Позже в этот же театр устроилась его жена, переехавшая из Клайпеды.
Кинематограф
Личная жизнь Анатолия Папанова
Смерть и наследие
Съемки проходили под Петрозаводском. В последний день режиссер Александр Прошкин уговаривал Анатолия Дмитриевича остаться в деревне Руга еще на пару дней, отдохнуть, а потом вылететь из Петрозаводска в Ригу, где его ждали жена и гастрольный спектакль. Но артист переживал о своих учениках в ГИТИСе, хотел проверить лично, как их разместили в общежитии, и улетел в Москву.
Это был не инфаркт, а сердечный спазм, и если бы артист находился дома не один, его можно было бы еще спасти. Дочь Анатолия уверена, что приступ случился из-за того, что в доме в тот день не было горячей воды, и он решил помыться холодной, а лето было удушливым. Сердце могло не выдержать перепада температур. Ему было всего 64 года – возраст солидный, но не преклонный, и до этого никаких проблем со здоровьем у Папанова не было. Он часто купался в прохладную погоду в озере.
В день похорон гроб с телом выставили не в зрительном зале, а в фойе. Коллеги остались на гастролях, но проводить любимого артиста в последний путь пришло огромное количество людей. Похоронили Папанова на Новодевичьем кладбище.
Спустя год вышел фильм, в котором он сыграл последнюю роль и за которую был посмертно награжден Государственной премией. В финале голос Валерия Приёмыхова напомнил зрителям, что это последняя работа артиста.