парад военно морского флота история
Из истории военно-морских парадов в России
Одна из главных воинских традиций в ряде стран – проведение флотских смотров.
В России эта традиция зародилась при Петре I. В 1698 году, находясь в Англии в составе Великого посольства, молодой царь наблюдал за манёврами британского флота на Спитхедском рейде. Это зрелище произвело настолько сильное впечатление на Петра I, что он решил перенять традицию проведения монарших смотров и морских парадов для создаваемого в то время Азовского флота.
Первый в России флотский смотр состоялся летом 1699 года на Таганрогском рейде Азовского моря. В августе Азовский флот в составе 28 судов провёл манёвры под командованием адмирала Ф.А. Головина, державшего флаг на 62-пушечном корабле «Скорпион».
В 1714 году, 27 июля, российский флот одержал первую крупную морскую победу у мыса Гангут над шведами. «Гангутский триумф» стал первым праздником новой столицы России – Санкт-Петербурга, когда на Невском рейде были выстроены захваченные шведские суда. Спустя ровно шесть лет, 27 июля 1720 года, была одержана морская победа при Гренгаме. Этот знаменательный день, 27 июля (день святого великомученика Пантелеимона), Пётр I распорядился отмечать как праздник с торжественным богослужением, морским парадом, шествиями войск и фейерверками.
После заключения Ништадтского мира со Швецией, завершившего Северную войну 1700–1721 годов, в Санкт-Петербурге 22 октября 1721 года состоялось официальное празднество. В этот день Пётр I принял от Сената и Священного синода титул «отца Отечества, императора Всероссийского Петра Великого».
В 1723 году, ко второй годовщине Ништадтского мира, по решению императора Петра I в Санкт-Петербург из Москвы доставили ботик – «дедушку русского флота». 11 августа 1723 года на рейде Кронштадта в кильватерной колонне выстроились 20 линейных кораблей и других военных судов, экипажи которых приветствовали проходящий мимо ботик. На нём Пётр I был рулевым, а его адмиралы служили гребцами. Так на Балтике зародилась традиция проведения флотских парадов.
После смерти Петра I в 1725 году традиция проведения гангутско-гренгамского флотского праздника в его прежней форме с орудийными залпами, расцвечиванием кораблей флагами постепенно угасла. Этот «викториальный день» отмечали лишь богослужением. При преемниках Петра I о флоте почти забыли, и он стал приходить в упадок. Традиция торжественного выведения на Неву ботика почти не соблюдалась. Лишь дважды при императрице Елизавете Петровне, в 1744 и 1745 годах, он был показан флоту и публике.
В царствования императоров Екатерины II, Павла I и Александра I проводились только смотры и манёвры флота, морские парады не организовывались. При Александре I 16 мая 1803 года отмечалось 100-летие основания Санкт-Петербурга. При этом «дедушка русского флота» находился на палубе стоявшего на Неве 110-пушечного корабля «Гавриил».
Главный военно-морской парад неразрывно связан с Днём ВМФ, когда свой профессиональный праздник отмечают военные моряки
В июне 1827 года император Николай I провёл смотр эскадры, отправляемой в Средиземное море. На Большом Кронштадтском рейде в линию выстроились шесть линейных кораблей, пять фрегатов и корвет. Император с многочисленной свитой поднялся на «Азов» – флагманский корабль эскадры адмирала Д.Н. Сенявина, затем посетил корабли «Гангут», «Иезекииль», «Александр Невский» и несколько фрегатов.
В последний раз в XIX веке ботик Петра I участвовал в морском параде в 1836 году. Пароход «Охта» отбуксировал ботик в Кронштадт, при приближении которого крепость салютовала 31 выстрелом. Ботик был ошвартован в Военной гавани, и к нему от гвардейского экипажа приставлена почётная вахта. Через несколько дней ботик перевели в Среднюю гавань, где установили на палубе парохода «Геркулес». Корабли Балтийского флота были выстроены на Кронштадтском рейде в три линии. По сигналу императора Николая I «Геркулес» с ботиком на палубе прошёл, принимая почести, между линиями кораблей.
В 1845 году Николай I провёл в Севастополе смотр кораблей Черноморского флота, находясь на 120-пушечном корабле «Двенадцать апостолов». Такие смотры проводились раз в семь лет.
В Морском уставе издания 1853 года содержалось предписание, чтобы в день победы при Гангуте наряду с церковными службами производился салют и корабли расцвечивались флагами. Такой порядок празднования в российском флоте сохранялся вплоть до 1917 года.
В честь 200-летия со дня рождения Петра Великого в Петербурге в июне 1872 года был устроен грандиозный парад военных и гражданских судов. Особые почести воздавались верейке Петра I – небольшой лодке, собственноручно им построенной (ныне хранится в музее «Домик Петра I» в Санкт-Петербурге). В период правления императоров Александра II, Александра III и Николая II количество высочайших смотров и морских парадов сократилось. В основном практиковались торжественные построения кораблей по случаю визитов в Россию монарших особ и глав иностранных государств. О постоянстве таких парадов говорить не приходится.
Большие торжества с участием кораблей Балтийского флота проводились в 1903 году в честь 200-летия Санкт-Петербурга. В сентябре 1904 года на Ревельском рейде прошёл высочайший смотр 2-й Тихоокеанской эскадры перед отправкой её на Дальний Восток, на театр боевых действий Русско-японской войны 1904–1905 годов. В мае 1907 года столичной публике на Невском рейде были показаны в парадном строю минные крейсера, построенные на добровольные пожертвования народов России. Пожалуй, на этом завершилась дореволюционная традиция проведения морских парадов в России.
Руководство Советского Союза сделало парады кораблей традиционным мероприятием при проведении праздников 1 Мая и 7 Ноября. Однако необходимость привлечения большего внимания населения к Военно-морскому флоту потребовала организации специального праздника военных моряков с демонстрацией морской мощи страны.
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 22 июля 1939 года был установлен ежегодный праздник – День Военно-морского флота. Любопытно, что в 1939 году День ВМФ отмечался 24 июля, в понедельник, в день рождения наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова, которому тем самым советский лидер И.В. Сталин сделал своеобразный подарок. Празднование же Дня Военно-морского флота в последнее воскресенье июля, как самое тёплое время года на всех морских театрах, было официально установлено уже в послевоенные годы.
9 Мая 1995 года в Санкт-Петербурге состоялся Военно-морской парад в ознаменование 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. Впервые в истории нашей страны он стал международным, и в нём участвовали корабли государств – представителей антигитлеровской коалиции периода Второй мировой войны.
Во время морского парада по случаю 300-летия российского флота, который прошёл 26 июля 1996 года, по Неве мимо строя боевых кораблей прошло небольшое судёнышко под императорским штандартом. Изготовленная специально к празднику реплика «дедушки русского флота» прекрасно справилась со своей ролью, став символом преемственности славных отечественных морских традиций. Подлинный же «дедушка русского флота» хранится в Центральном военно-морском музее и является главным его экспонатом.
В наши дни День Военно-морского флота установлен Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 31 мая 2016 года № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых Силах Российской Федерации». Этот праздник, как и прежде, отмечается ежегодно в последнее воскресенье июля.
Впервые в новейшей истории России в акватории Невы и на Кронштадтском рейде 30 июля 2017 года был проведён Главный военно-морской парад. Состоялись торжественный проход кораблей и пролёт группы морской авиации. В параде приняли участие моряки Балтийского, Черноморского, Северного, Тихоокеанского флотов и Каспийской флотилии. Не менее крупномасштабный, второй по счёту Главный военно-морской парад состоялся в Санкт-Петербурге и Кронштадте 29 июля 2018 года.
Главный военно-морской парад неразрывно связан с Днём Военно-морского флота, когда свой профессиональный праздник отмечают военные моряки. Этот праздник дорог тем, кто обеспечивает боеготовность частей и соединений ВМФ, членам семей моряков-военнослужащих, рабочим и служащим флотских предприятий и учреждений, работникам судостроительной промышленности, ветеранам Великой Отечественной войны и Вооружённых Сил. Главный военно-морской парад способствует консолидации российского общества, воспитанию молодого поколения на лучших флотских традициях в готовности выступить на защиту Отечества.
В этом году 28 июля в Санкт-Петербурге и Кронштадте пройдёт третий в новейшей истории России Главный военно-морской парад. Он станет смотром достижений военных моряков, судостроителей, оружейников, приборостроителей, всех тех, кто создаёт и приумножает морскую мощь Отечества.
_______________
Руслан НЕХАЙ, директор Центрального военно-морского музея.
История Военно-морских парадов
В России история торжеств в честь флота берет свое начало со времен Петра I. Именно первому российскому императору принадлежит идея проводить ежегодные военно-морские праздники с парадами кораблей и орудийными салютами.
Сама традиция военно-морских парадов пришла из Европы. В 1698 году в Англии Петр I, изучавший теоретические основы кораблестроения, впервые увидел торжественный ритуал, когда стоявшие на рейде боевые корабли, украшенные флагами, обходит первый лорд-адмирал флота, а затем его встречают на флагманском корабле под звуки горна и духового оркестра.
Уже в следующем, 1699 году, 18 марта, в присутствии турецкого султана Петр устраивает первое подобие военно-морского парада. Смотр сил только что созданного Азовского флота должен был способствовать установлению дипломатических отношений с Турцией и подписанию мирного договора.
Однако до первого настоящего морского парада должно было пройти еще 15 лет. За это время Россия успела вступить в войну со Швецией, укрепить свои позиции на северо-западе и одержать несколько крупных морских побед в водах Балтийского моря, самая знаковая из которых – победа у мыса Гангут – по сей день является Днем воинской славы России.
27 июля (7 августа по новому стилю) 1714 года в ходе Северной войны русский флот одержал победу при Гангуте, которая стала первой в российской истории морской победой русского флота. Это событие явилось поводом для первого настоящего военно-морского парада. Как проходило празднование этой победы, можно видеть на гравюрах работы А.Ф. Зубова и П. Пикарта.
Утром 9 сентября 1714 года перед многочисленными зрителями, собравшимися в тот день на берегах Невы, предстали русские и трофейные шведские корабли с высоко поднятыми Андреевскими флагами. Парадный строй венчали три русские галеры.
Затем в Неву вошли шведский прам «Элефант», галеры «Эрн», «Транан», «Грипен», «Лаксен», «Геден» и «Вальфиш», шхерботы «Флюндран», «Моотан» и «Симпан», а после них – русская флагманская галера корабельного контр-адмирала, на борту которой, как и во время боя, был сам Петр, и еще несколько кораблей с русскими моряками.
Корабли были пришвартованы у Троицкой площади в том порядке, в каком они следовали во время Гангутского сражения. На площади вдоль Невы, ограниченной параллельно стоявшим длинным зданием гостиного двора, состоялось построение русских войск и пленных шведов. Затем началось торжественное шествие через город, в котором участвовали 200 пленных шведских солдат, матросов и 14 офицеров, а также две роты преображенцев.
Следом четыре русских унтер-офицера несли низко опущенный развернутый флаг шведского контр-адмирала. Потом шел сам контр-адмирал Эреншельд, а за ним – Петр в качестве контр-адмирала корабельного флота и полковника Преображенского полка.
Народ с восторгом приветствовал победителей. Повсюду развивались флаги. На берегу стояла доска с картинами, на одной орел, символизировавший Россию, нападал на слона-«Элефанта». Картина сопровождалась надписью: «Орел не мух ловит». Торжественный салют был дан трижды – одновременно с Адмиралтейской, Петербургской крепостей и с командирской галеры. Празднование продолжалось несколько дней.
В своем указе Петр I повелел ежегодно 27 июля отмечать день Гангутской победы торжественными богослужениями, морскими парадами и фейерверками. Этот день стал своего рода праздником Военно-морского флота наряду с годовщинами Полтавского сражения 1709 года (главной победы русской армии в Северной войне), победы при Лесной в 1708 году и взятием крепости Орешек в 1702 году (первой победы в Северной войне). Впоследствии к ним добавилась и морская победа при Гренгаме, одержанная также в день Святого Пантелеймона 27 июля 1720 года. Завершивший Великую Северную войну (1700–1721) Ништадсткий мирный договор был заключен 30 августа (по старому стилю) 1721 года. По случаю этого события в Петербурге гуляли по улицам и катались по воде на баржах и верейках.
В Москве же, где празднество происходило в декабре, маскарадная процессия состояла из множества поставленных на полозья судов различной величины и формы. Под предводительством самого Петра, командовавшего флагманским кораблем, процессия с музыкой и пушечной пальбой двигалась по улицам столицы и, проходя по Кремлю, отдавала честь ботику Петра «Святой Николай», «дедушке русского флота», выставленному на подножии, украшенном соответствующими торжеству надписями и аллегорическими картинами. Торжественный показ ботика ясно указывал на то, что подобный почет воздается ему за важные заслуги, принесенные его доблестным потомством.
В 1723 году, во вторую годовщину заключения Ништадского мира, встреча ботика в день флота становится традицией. По решению царя «дедушка российского флота» был привезен в Санкт-Петербург из Москвы. Он был торжественно встречен 30 мая 1723 года на Неве у стен Александро-Невского монастыря Невским флотом — флотилией частных судов в Петербурге. В их сопровождении ботик перешел к Петропавловской крепости, салютовавшей ему 31 выстрелом. В знак приветствия с борта ботика также было сделано три залпа.
Первая встреча ботика боевыми кораблями Балтийского флота состоялась 11 августа 1723 года, а парад кораблей прошел на Кронштадтском рейде. Корабли, украшенные сигнальными флагами и выстроенные в линию, салютовали шедшему вдоль строя ботику, за рулем которого был сам Петр I в роли квартирмейстера и под именем адмирала Петра Михайлова. За веслами находились вице-адмиралы Петр Иванович Сиверс и Томас Гордон, контр-адмиралы Наум Акимович Сенявин и Томас Сандерс.Вице-адмирал Александр Данилович Меншиков исполнял обязанности лотового. Фейдцехмейстер флота (главный артиллерист) Отто Христиан был канониром. Командовал ботиком 62-летний генерал-адмирал Федор Матвеевич Апраксин, участник Азовского похода, взятия Выборга и Гангутского сражения. На буксире шлюпок с флагманского корабля флота ботик торжественно прошел вдоль строя 21 линейного корабля и других судов. Более 1,5 тыс. орудий салютовало ему. Ботик отвечал выстрелами из своих пушечек.
После этого грандиозного морского парада Петр I повелел: «Ботик 30 числа августа для торжествования выводить повсегодно на воду и иметь при Александро-Невском монастыре». Однако после смерти императора традиция перестала соблюдаться, а практика морских парадов стала нерегулярной.
Единичные случаи проведения морских парадов отмечаются историками на рубеже XVIII-XIX и в начале XIX века.
При Екатерине II в 1796 году парад состоялся по случаю отправки эскадры адмирала Г.А. Спиридова в Средиземное море на войну с Турцией, а в годы правления Александра I проводился высочайший смотр эскадры адмирала Д.Н. Сенявина.
По случаю празднования 100 лет со дня основания Петербурга 16 мая 1803 года прошла встреча «дедушки русского флота», который поместили на борту шкафута 110-пушечного корабля «Гавриил», стоявшего на Неве рядом с Сенатской площадью. Почетными стражами ботика были четыре столетних моряка Петровской эпохи.
В 1828 году подобный смотр эскадры того же адмирала Д.Н. Сенявина с участием ботика проводил Николай I. В последний раз ботик был показан флоту на морском параде в 1836 году. Тогда ботик установили на пароход «Геркулес». Все корабли Балтийского флота были выстроены под флагом 84-летнего адмирала Романа Кроуна на Кронштадтском рейде в три линии, и по сигналу императора «Геркулес» с ботиком на палубе прошел, принимая почести, между линиями кораблей. В параде тогда принимали участие и иностранные суда.
В середине XIX века традиция времен Петра I возродилась. Парады кораблей и орудийные салюты стали проводить 27 июля. В конце XIX века, в годы правления Александра III и Николая II, количество высочайших смотров и морских парадов вновь сократилось.
Последним крупным морским парадом в эпоху императорской России стало торжество по случаю 200-летия Петербурга в 1903 году. Практиковались корабельные смотры и во время визитов в Россию иностранных высокопоставленных особ, но о постоянстве или традиционности таких событий говорить не приходилось.
Традиция проводить морские парады возвращается после революции 1917 года. Руководство молодой Советской Республики сделало смотр кораблей регулярным мероприятием революционных праздников 1 Мая и 7 Ноября.
С 1920 года по предложению Штаба морских сил Балтийского моря в ближайший к 18 мая выходной день в Петрограде стали отмечать День Красного флота. В этот день (7 мая по старому стилю) в 1703 году русский регулярный флот одержал первую победу на Балтике, захватив шведские бот «Гедан» и шняву «Астрильд». Впоследствии этот день стал считаться днем возникновения Балтийского флота.
В 1920-е годы на Неве устраивались парады кораблей Балтийского флота и водноспортивные праздники. Фасады зданий украшали государственной и морской символикой, флагами расцвечивания. Моряки проходили торжественным маршем под звуки оркестра по площади Урицкого (Дворцовая площадь). Затем на площади устраивали спортивный праздник, и краснофлотцы демонстрировали свою силу и ловкость. Кульминацией спортивного праздника были состязания по перетягиванию каната. Руководство молодой Советской Республики сделало смотр кораблей регулярным мероприятием революционных праздников 1 Мая и 7 Ноября. Однако День Красного Флота отмечался лишь несколько лет подряд и постепенно угас.
В СССР праздник впервые отмечался как День военно-морского флота 24 июля 1939 года. Уже после Великой Отечественной войны в рамках главного флотского праздника вновь стали организовываться морские парады. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях» дата празднования Дня ВМФ перенесена на последнее воскресенье июля.
В этот день организуются торжественные построения личного состава, парады кораблей, театрализованные представления, водноспортивные праздники и другие мероприятия. Все это способствует военно-патриотическому воспитанию населения и военнослужащих, формирует у них любовь и уважение к флоту.
В 1992 году состоялся масштабный военно-морской парад в Санкт-Петербурге. Командир Ленинградской военно-морской базы адмирал Валентин Селиванов строй кораблей, над которыми вновь взвился Андреевский флаг.
Возрождает одну из лучших отечественных военных традиций вышедший в 1995 году закон «О днях воинской славы и памятных датах России», в список которых вошли наиболее выдающиеся события военной истории как дореволюционной, так и советской.
В дни празднования 300-летия ВМФ России морские парады прошли на всех флотах и флотилиях. Главный же юбилейный парад, как и морской парад в честь 50-летия Победы, состоялся в городе-герое на Неве. Его вновь открыл ботик Петра I – историческая копия судна, воссозданная на старейшей судоверфи «Петрозавод», созданной Петром I на Охте в 1721 году.
В день празднования 55-й годовщины Великой Победы также состоялся морской парад на Неве с участием ботика. Принял в этом параде участие и флагман торжеств — атомный ракетный крейсер «Петр Великий».
Согласно указу Президента РФ от 31 мая 2006 года, День Военно-Морского Флота установлен как памятный день в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В этот день свой профессиональный праздник отмечают все те, кто стоит на страже морских рубежей и государственных интересов России. Все те, кто связывает годы своей жизни и службы с обеспечением боеготовности частей и соединений ВМФ, члены семей военнослужащих, рабочие и служащие флотских учреждений и предприятий, работники судостроительной промышленности, ветераны Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил.
Военно-морские парады российского флота
Аннотация. В статье раскрывается история морских парадов российского Военно-морского флота как одна из его славных традиций, и участие кораблей российского и советского ВМФ в морских парадах зарубежных государств.
Summary. The article reveals the history of naval parade of Russian Navy, as one of its glorious traditions, and the participation of ships of the Russian and Soviet Navy in the naval parades in foreign countries.
ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА
(г. Владивосток. E-mail: yuriy51zaytsev@yandex.ru).
(г. Владивосток. E-mail: yuriy51zaytsev@yandex.ru).
ВОЕННО-МОРСКИЕ ПАРАДЫ РОССИЙСКОГО ФЛОТА
В Петербурге это известие получили в начале августа 1714 года и начали готовиться к торжественной церемонии. На Троицкой площади спешно воздвигались триумфальные ворота, которые венчал орёл, сидевший на спине слона с перефразированным крылатым латинским изречением «Aquila non capit muscas» — «Русский орёл мух не ловит» с намёком на пленённый флагманский корабль шведского флота «Элефант»2. Около Летнего сада, Меньшиковых и Кикиных палат, Зимнего дворца, на пристанях и около стен Петропавловской крепости возводились пирамиды для фейерверков и иллюминации.
Ранним утром 18 (9) сентября в устье Невы начала втягиваться эскадра кораблей-победителей. К полудню набережные столицы наводнило население, ожидающее торжественную встречу кораблей. Стройную кильватерную колонну возглавлял флагманский линейный корабль «Ингерманланд» с поднятым государственным штандартом. За ним следовали галеры и скампавеи русской эскадры, украшенные флагами, а замыкали строй пленённые фрегат «Элефант» с командующим шведским флотом Эреншёльдом и другие шведские корабли. Победителей приветствовал залп крепостных орудий. Корабли бросили якоря напротив Троицкой пристани, и корабельные пушки известили о своей победе. А артиллерия крепости и Адмиралтейства ответила троекратным залпом. Ликующие голоса встречавших тонули в звуках труб, литавр и барабанов. С кораблей отвалили шлюпки, и все команды сошли на берег для участия в наземном параде. Первым через триумфальные ворота прошла рота лейб-гвардии Преображенского полка под командованием генерал-майора И.М. Головина, командовавшего в Гангутском сражении отрядом из 9 скампавей. За преображенцами шли две роты Астраханского полка, которые несли трофейные знамёна и штандарты, а за ними пленные морские офицеры во главе с Эреншёльдом, морские унтер-офицеры, солдаты и матросы. Замыкали парад две роты преображенцев, возглавляемых Петром I, и пять унтер-офицеров, несших трофейный флаг шведского контр-адмирала.
С наступлением темноты город украсился аллегорическим фейерверком — «победный флот». Напротив Летнего сада был поставлен корабль с иллюминированными транспарантами, где яркими огнями вспыхивала надпись: «Хотя в меня со всех сторон бьют, однако я возвышаюсь». На бортах горели разные фигуры. Все дома по случаю праздника были освещены свечами, а перед дворцами и на главных улицах горели фонари. Обширная торговая площадь, где стояли иллюминированные транспаранты, и ближайшие улицы заполнились народом3.
С этого первого парада Санкт-Петербург стал столицей всех военно-морских парадов. В годы правления Петра I практика морских парадов уже становится традицией, приобретая новые детали и черты. Во вторую годовщину Ништадского мира в 1723 году по решению царя в Петербург был доставлен «дедушка российского флота», как называл Пётр I свой ботик, на котором осваивал азы управления судном. Для его встречи была устроена специальная церемония — у стен Александро-Невского монастыря был выставлен Невский флот (частные суда, находившиеся в Петербурге). 31 мая ботик в сопровождении Невского флота перешёл к Петропавловской крепости, которая салютовала ему 31 залпом. Первая же встреча ботика с боевыми кораблями состоялась накануне празднования второй годовщины Ништадского мира 11 августа 1723 года. В ознаменование этого исторического события 21 линейный корабль Балтийского флота был выстроен в кильватерную колонну на Кронштадском рейде. Все корабли были расцвеченны сигнальными флагами. На буксире шлюпок с флагманского корабля ботик прошёл вдоль линии кораблей, которые салютовали ему более чем из тысячи орудий. Интересен был экипаж ботика — за рулём находился сам Пётр I, а за вёслами — его сподвижники по организации и строительству флота вице-адмиралы П.И. Сивере, Т. Гордон, контр-адмиралы Н.А. Сенявин и Т. Сандерс, обязанности лотового исполнял А.Д. Меншиков, канонира — главный артиллерист О. Христиан. В должности командира был никто иной как участник всех походов Петра и Гангутского сражения Ф.М. Апраксин.
В 1849 году Николай I устроил смотр Черноморской эскадры, в котором участвовали практически все корабли флота. Сопровождавший императора художник И.К. Айвазовский спустя десятилетия в 1886 году напишет широко известную картину «Смотр Черноморского флота в 1849 г.», находящуюся сегодня в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга. Смотр проходил на Севастопольском рейде. Парад принимал Николай I, находившийся на борту пароходофрегата «Владимир». Во главе строя кораблей — линейный корабль «Двенадцать апостолов», а следом за ним «Ростислав», «Святослав» и «Ягудиил». Спустя четыре года корабли, участвовавшие в параде, впишут свои имена в историю побед русского флота в Синопском сражении.
Военный парад кораблей принимали царь, члены царской фамилии, командующие флотами и эскадрами. Принимающие парад на катерах, сначала на вёсельных, затем на паровых или моторных, обходили поочерёдно все корабли, горнисты играли «Захождение», оркестры исполняли адмирал-марши. После поздравления с праздником экипажи кораблей отвечали «Ура!». С приходом на флагманский корабль принимающих парад, исполнялся государственный гимн и производился праздничный артиллерийский салют. Эти дымы выстрелов и, странно сказать, звуки их, производили главную красоту зрелища. На парусных кораблях в особо торжественных случаях команда посылалась по марсам и реям»4.
Именно такими морскими парадами, которые воспринимались как театральные зрелища, были парады в честь 200-летия со дня рождения Петра Великого в июне 1872 года и 100-летия Бородинского сражения в 1912 году с участием Атлантической эскадры.
В дальнейшем военно-морские парады в День ВМФ стали традиционными, прервавшись только на время Великой Отечественной войны. Однако с её окончанием эта зрелищная демонстрация силы и мощи отечественного флота была возобновлена. До 1981 года праздник и, соответственно морские парады, проводились 24 июля, а 1 октября 1980 года Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х «О праздничных и памятных датах» День Военно-морского флота был перенесён на последнее воскресенье июля. Затем эта дата была подтверждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года № 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных датах». И, наконец, Указом Президента России от 31 мая 2006 года № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых силах Российской Федерации» День Военно-морского флота Российской Федерации установлен как памятный день. Как и ранее он отмечается ежегодно в последнее воскресенье июля.
В Корабельном уставе ВМФ СССР, а теперь и в Корабельном уставе Военно-морского флота России в отдельном разделе изложен порядок и ритуал проведения морских парадов5. Устав определяет перечень событий, по поводу которых могут проводиться морские парады: по особому указанию, в ознаменование государственных праздников и важных событий государственного и военного значения.
Морские парады демонстрируют мощь флота для политиков и зрителей, но есть в них ещё одна черта: здесь морякам представляется редкая возможность показать морскую подготовку экипажей кораблей, как говорится, «по гамбургскому счёту»6. И это особенно важно, когда российские корабли участвуют в морских парадах зарубежных государств, ведь Военно-морской флот, как никакой другой вид вооружённых сил, кроме прямых задач выполняет и важнейшую государственную миссию — демонстрацию флага в различных уголках Мирового океана. Эта дипломатическая миссия порой даёт больше, чем долгие переговоры — экипажи кораблей несут нашу культуру, знакомят принимающую сторону с нашими обычаями и нравами. Конечно же, это накладывает особую ответственность на всех членов экипажей.
В 1937 году отлично показал себя линкор «Марат», участвовавший в международном морском параде на Спитхедском рейде в связи с коронацией Георга VI. Корабль под командованием флагмана 2 ранга В.И. Иванова в течение 11 лет был лучшим кораблём Балтийского флота. На нём продолжали служить те, кто начал свою службу ещё в Первую мировую. Старшим помощником на корабле был будущий командующий Краснознамённым Балтийским флотом в годы войны В.Ф. Трибуц, переведённый на эту должность из штаба флота на время ответственного похода. Для усиления штурманской службы на корабль направили преподавателей училища им. М.В. Фрунзе и сверхштатных командиров БЧ-1. Для обслуживания кают-компании на борт были взяты два повара из ресторана «Астория».
Следует отметить, что сосед «Марата» с правого борта броненосец «Дойчланд» затратил на аналогичную постановку более двух часов (при том, что конструкция его клюзов была более удобной, а вес звеньев цепи меньше чем у «Марата»). Аргентинский линкор «Морено», промучившись с постановкой половину суток, так и остался стоять на одном якоре7. Утром все газеты Портсмута вышли с крупными заголовками об успешной работе советских моряков. К сожалению, отечественная морская пресса в то время освещение участия нашего корабля в параде ограничило размещением в журнале «Морской сборник» только рисунка отдельных кораблей, участвовавших в параде8. Случайно или нет, но именно после участия «Марата» в военно-морском параде 17 июля 1937 года в Лондоне было подписано двустороннее англо-советское морское соглашение.
Очередное участие советского корабля в военно-морском параде на Спитхедском рейде состоялось только в 1953 году. 2 июня 1953 года в Лондоне прошла церемония коронации Елизаветы II. Это событие стало одним из самых зрелищных в истории Британии XX века и настоящим праздником для всей страны, первым грандиозным событием после тяжёлых послевоенных лет.
Для участия в морском параде был выделен головной новейший крейсер проекта 68бис «Свердлов». Это был первый зарубежный поход наших кораблей после Второй мировой войны. О том, какое значение ему придавалось, говорит факт, что за сутки до отхода на крейсер прибыл военно-морской министр СССР адмирал Н.Г. Кузнецов. Обращаясь к экипажу крейсера, он сказал: «Вам поручено ответственное задание правительства и, выполняя его, вы или поможете правительству делать политику, или помешаете. Выражаю уверенность в успехе вашего похода!»
В постсоветское время корабли ВМФ России неоднократно принимали участие в различных международных мероприятиях, в том числе и морских парадах. Грандиозным по своему масштабу и количеству участников стал парад в военно-морской базе Пёрл-Харбор в дни празднования 50-летия окончания Второй мировой войны. Участие в этом параде принял отряд кораблей Тихоокеанского флота в составе большого противолодочного корабля «Адмирал Виноградов» и большого десантного корабля «Николай Вилков» под флагом начальника штаба флота вице-адмирала О.М. Фалеева. В праздновании участвовали корабли США, Австралии, Новой Зеландии, Сингапура, Индонезии и др. Программа празднования была до отказа насыщена различными мероприятиями, на которых российские моряки проявили себя с самой лучшей стороны. Парад кораблей состоялся 2 сентября в день подписания Японией акта о капитуляции. Особенно ярким элементом стало прохождение кораблей в совместном строю. Над строем кораблей пролетали самолёты из состава авиакрыла авианосца «Карл Винсон», а также самолёты морской авиации времён Второй мировой войны.
Новое тысячелетие было ознаменовано участием кораблей Тихоокеанского флота в военно-морских парадах, посвящённых юбилейным датам военно-морских флотов региона. Так в военно-морском параде в Мумбае (Индия), которому дали название «Мосты дружбы» (Bridges of Friendship), приняли участие большие противолодочные корабли «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Виноградов» и танкер «Владимир Колечицкий». Отряд кораблей возглавлял заместитель командующего ТОФ вице-адмирал А.В. Конев. В праздновании 50-летия со дня создания индийских ВМС приняли участие 66 боевых кораблей и судов 20 государств, в том числе не только региона, но и таких, которые не часто представляют свои флоты на этом театре: Марокко, Оман, Польша, Саудовская Аравия, Кения, Мавритания и др. Характерно, что в этом параде приняли участие и подводные лодки Индии и Франции. Принимающий парад обошёл все корабли, выстроенные в связи с особенностями бухты в семь линий. Особые отношения между нашими двумя странами — стратегическими партнёрами — определили и отношение, с которым принимающая сторона встречала посланцев российского ВМФ9.
В октябре 2002 г. состоялся военно-морской парад в ознаменование 50-летия создания Морских сил самообороны Японии. Под флагом командующего Приморской флотилии контр-адмирала М.Л. Абрамова участие в нём приняли гвардейский ракетный крейсер «Варяг», ракетный катер Р-18 и подводная лодка проекта 877 «Б-345». Кроме кораблей ВМФ России участие в этом параде приняли корабли ВМС США, Республики Корея, Франции, Индии, Австралии, Сингапура, Новой Зеландии, Малайзии, Таиланда, Чили и, конечно же, Японии. В линии кильватерных колонн было выстроено более 40 кораблей. Наша подводная лодка оказалась единственной среди этого типа кораблей. Все праздничные мероприятия завершились международными учениями по оказанию помощи и спасению10.
Военно-морские парады последних лет уже не требуют таких сложных манипуляций при постановке в линию кильватерных колонн как ранее, однако и хозяева, и все гости с интересом наблюдают за манёврами кораблей, и отмечают как явные успехи, так и огрехи участников парада. Мимо опытных глаз ничего не пройдет. Хорошо бы, если демонстрация силы и мощи кораблей ограничилась только в соревнованиях в вопросах морской практики и управления кораблём, участием в морских парадах и учениях гуманитарной направленности. Но до тех пор, пока некоторые наши соседи видят в России только врага, наш народ должен знать какими силами и средствами Военно-морской флот готов защищать наше Отечество с морских направлений. Однако хочется подчеркнуть: пока существуют флоты, будут существовать и морские парады. И не как средство устрашения, а как мосты между государствами и народами. Поэтому весьма символичен был девиз военно-морского парада в Мумбае — «Мосты дружбы».
Полный вариант статьи
1 Парад (от лат. paro – готовлю) – смотр войск, сил, проводимый в ознаменование праздников, по случаю различных торжеств государственного и военного значения, а иногда после завершения военных учений (манёвров). Порядок их проведения регламентируется уставами и приказами. См. Военно-морской энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 2003. С. 587.
2 «Aquila non capit muscas» – т.е. великий человек не занимается мелочными делами, он игнорирует всё мелочное и ничтожное.
3 Глушанков И.В. Навстречу неизведанному. Л.: Гидрометеоиздат, 1980; Крицкий Н.Н., Зайцев Ю.М., Шугалей И.Ф. Традиции русского флота. Владивосток, ТОВМИ, 2005. С. 175–177; Радолгин А.А., Фатеев М.А. На румбах морской славы. Л.: Судостроение, 1988. С. 70.
4 Крицкий Н.Н., Зайцев Ю.М., Шугалей И.Ф. Традиции русского флота. Владивосток, ТОВМИ, 2005. С. 177, 178.
5 Корабельный устав Военно-Морского Флота. М.: Воениздат, 2002. С. 311–314.
6 Данное выражение возникло в начале ХХ века, когда в городе Гамбурге, за закрытыми дверями, профессиональные цирковые борцы проводили соревнования для определения кто реально, а не для прессы и публики сильнее на ковре.
7 Правдюк В.В. Морские дороги: Либава – Кронштадт – Вашингтон. 1933–1960. Выборг: «Фантакт», 1994. С.27–29.
8 Морской сборник. 1937. № 10 (вклейка).
9 Bridges of Friendship. International Fleet Review 2001. Mumbai, Standard Press, IN, 2001.
[1]0 International Fleet Review 2002. Tokyo, JMSDF, 2002.