парта эрисмана история создания
«Было удобно списывать»: как Фёдор Эрисман придумал школьную парту, которая простояла сто лет
Профессиональные болезни школьников — близорукость и нарушения осанки — беспокоили врачей ещё 150 лет назад. Швейцарец Фридрих Гульдрейх, который перебрался в Россию и принял православие под именем Фёдор Эрисман, придумал парту, которая не позволяла детям двигаться. И хотя по описанию это больше похоже на орудие пыток, сидевшие за партой Эрисмана вспоминают о ней с удовольствием.
Если в начале XIX века в России сомневались, нужно ли учить народ грамоте, то после крестьянской реформы 1861 года в стране начался педагогический бум. Повсюду открывались народные школы, учителя и мыслители спорили о программах и методиках. При этом никакой специальной мебели в классах не было: дети занимались за столами, сидели на стульях или скамьях.
На то, что такая мебель вредит здоровью, обратил внимание петербургский офтальмолог Фёдор Эрисман, урождённый Фридрих Гульдрейх. Он родился в Швейцарии, где получил медицинское образование и познакомился с будущей женой Надеждой Сусловой. Она тоже училась медицине (в то время в России женщин в университеты не допускали) и стала первой русской женщиной-врачом.
Вместе супруги приехали в Россию. Гульдрейх принял православие, стал Фёдором Фёдоровичем и начал частную офтальмологическую практику. Тогда он обратил внимание, что зрение у учеников к выпускным классам часто снижается. Обследовав учеников 15 гимназий, в 1870 году он опубликовал работу «О влиянии школы на происхождение близорукости». А после придумал первую конструкцию парты, которая была названа его именем.
За основу он взял расчёты швейцарского доктора Фарнера, который представил свою парту пятью годами ранее. Парта Эрисмана — это скреплённые между собой скамья и стол. Столешница наклонена: ученик, сидя ровно, видит книги и тетради под прямым углом. Скамейка заходит за край стола, спинка поддерживает поясницу, подставка даёт упор ногам.
Это была жёсткая конструкция: ученик не мог ни отклониться от стола, ни ссутулиться за ним. Сидеть можно было только в одном положении, но благодаря эргономическим расчётам это было удобно. Парты изготавливали из дуба и выпускали в четырёх (по некоторым данным — в семи) размерах. По указу Александра II их стали устанавливать во всех школах.
Была одна проблема: одноместные парты стоили дорого и занимали слишком много пространства. Требовались большие классы, чтобы усадить всех учеников. 15 лет спустя проблему решил Пётр Коротков — сельский учитель, бывший студент, сосланный на Урал за революционную деятельность.
Он придумал сделать парту двухместной, а также добавил несколько важных мелочей: крючки для сумок сбоку, выемки для чернильницы и перьев, полку для книг под крышкой. Саму крышку Коротков сделал складной. Теперь ученик, вставая для ответа, не вылезал из-за парты, а одним движением откидывал вверх свою половину столешницы. В 1887 году Коротков получил патент на изобретение и медаль на Урало-Сибирской кустарно-промышленной выставке.
«У нас такие парты были в первом классе, а потом нас пересадили за обычные столы. Мы радовались, что теперь занимаемся „как взрослые“. Но на самом деле за партой было куда удобнее — сидеть, писать, а ещё — списывать! В парту мы складывали книжки и ранцы — они на полке отлично умещались. А когда перешли за столы, их стало некуда девать».
Ольга, 1986 год выпуска
Фёдор Эрисман прославился не только как окулист и создатель парты. Он был одним из первых ученых-гигиенистов в России. Он исследовал состояние школ, фабрик и ночлежек, разрабатывал санитарные требования к условиям труда, руководил дезинфекцией в русской армии во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Преподавал на медицинском факультете Московского университета.
В 1896-м он вступился за студентов, арестованных во время волнений: они вышли на демонстрацию памяти жертв Ходынской трагедии. Десятки человек были арестованы, а после начались массовые аресты тех, кто требовал их освободить. Профессора Эрисмана уволили. После 30 лет жизни в России он вернулся в Швейцарию. Он заведовал городской санитарной частью в Цюрихе и умер в 1915 году.
Школьная парта Эрисмана пережила революцию и перекочевала в СССР. Правда, в 20-е годы посидеть за ней могли немногие: школ едва хватало для половины желающих. Нарком просвещения Анатолий Луначарский в 1920 году жаловался, что на один карандаш приходится 60 учащихся, а на одну чернильницу — 100 учащихся. Зато эти годы были временем экспериментов: совместное обучение, отмена домашних заданий и уроки политграмоты вместо истории. К концу десятилетия основные материальные проблемы решили, тогда же появились единые учебные программы.
Парты Эрисмана поставили не только в начальной, но и в старшей и вечерней школах. Ученики вставали, с грохотом откидывали дубовые крышки, педагоги из года в год тренировали детей тихо открывать парты. Именно их можно увидеть в советских фильмах примерно до середины 1960-х: «Друг мой, Колька!», «Весна на Заречной улице», «Дикая собака Динго», «Аттестат зрелости».
«Многие сейчас удивляются — как можно было за такими партами учиться, с них же всё скатывается! Но ничего с них не скатывалось, потому что советские парты были слегка шершавыми, ещё и во много слоев покрашенными. И сидеть было удобно. А потом, когда поставили стулья, острые углы стали рвать колготки».
Ирина, 1985 год выпуска
К 1970-м годам парты стали удешевлять: делали не из дорогого дерева, а из ДСП, сократили размерный ряд, скамью заменили стульями. В последнем был только один плюс: классы стало легче убирать. Уборщиц в школах не было, порядок наводили сами ученики, а вымыть или просто подмести пол под монолитными дубовыми партами было практически невозможно.
В остальном же случилось то, против чего выступал Эрисман: ученики получили возможность отодвигаться от стола и менять позу, стали сутулиться: мебель зачастую не подходила по росту. Старинные парты сначала оставались в начальной школе, потом только в первых классах, а потом и оттуда исчезли. Был ещё промежуточный вариант, когда наклон столешницы регулировался железной ручкой. Но он не прижился. В фильме «Вам и не снилось» 1980 года стулья и парты уже современные, на металлическом каркасе и без наклона.
«Я пошёл в школу в 1969 году Латвии, и у нас были такие парты. Стояли они класса до 6-7. Были рассчитаны на рост примерно 150 сантиметров, поэтому к старшим классам за ними становилось тесно. А так было удобно. На внутренней стороне стола оставляли друг другу послания, договаривались одновременно грохнуть крышкой, чтобы испугать учительницу. А ещё мы сами их чинили — на уроках труда».
Виктор, 1979 год выпуска
Сегодня по СанПиН парты с наклонной столешницей должны стоять как минимум в начальной школе: «Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности должен составлять 7–15°». А вот использовать скамейки вместо стульев правила не разрешают. Так что хотя и находятся мастера, готовые воспроизвести классическую парту по чертежам, пока она живёт в основном в музеях и старых фильмах.
Зато в школах стал появляться другой старинный предмет — конторка, стол для работы стоя. В XVIII–XIX веках такой использовали чиновники и служащие, а теперь и ребёнок, устав сидеть за партой, может сменить положение прямо во время урока.
Парта эрисмана история создания
Наверное каждый помнит свою первую школьную парту. Одни думают о ней с нежностью, другие испытывают более грубые эмоции. Парта была с нами все школьные годы. А когда она появилась, и как менялась со временем? Рассказываем!
Школьные парты в современном понимании появились только в конце XIX века. До этого, в них просто не было надобности, ведь в школах детей училось не много, да и законов, обязывающих посещать учебное заведение не было. Многие с самого раннего возраста начинали помогать родителям, работать в поле, в мастерских, а позже и на фабриках. Только немногих счастливчиков сами родители или специально нанятые учителя обучали дома. Если же дети и ходили в школу, то учились за общими длинными столами в классах, а бедняки просто сидели на скамьях и писали на коленях. В древности ученики и писцы использовали глиняные, вощёные или деревянные дощечки, так было в древнем Риме, Греции и Египте. Намного позже в Европе появились первые специальные предметы мебели для учёбы и письма, это были конторки, поставцы, секретеры. Часто они снабжались множеством выдвижных ящичков и откидными крышками, что позволяло хранить внутри стола письменные принадлежности.
Необходимость в специальной школьной мебели появилась в конце XIX века. И вот почему. Образование в России стало массовым только после 1861 года, когда была проведена крестьянская реформа, упразднившая крепостное право. Во множестве стали открываться народные и крестьянские школы, росло число гимназий и реальных училищ, учеников в классах становилось всё больше. Тогда же стали заметны и негативные последствия учебы, их позже назовут школьными заболеваниями. Молодой петербургский офтальмолог, Фёдор Фёдорович Эрисман одним из первых предположил, что снижение остроты зрения и нарушения осанки у гимназистов выпускных классов связаны именно с образовательным процессом. Он же предложил изящный и простой способ предотвращения этих неприятных последствий. Фёдор Фёдорович разработал конструкцию школьной парты позволяющей ученикам сохранять оптимальное положение тела во время уроков
Подробнее о выдающемся медике, основоположнике школьной гигиены Фёдоре Фёдоровиче Эрисмане читайте здесь.
Казалось, в парте идеально всё, но, через некоторое время обнаружились проблемы. Одноместные парты было сложно размещать в небольших помещениях, в основном это касалось сельских школ, где учеников было много, а классы не отличались просторностью.
Сельский учитель Петр Феоктистович Коротков предложил изменить конструкцию, увеличить длину, чтобы за партой могли сидеть два ученика. Ещё, он дополнил её откидной крышкой, крючками для ранцев, углублениями для чернильницы и ручек, предложил разместить под столешницей полку для книг.
Именно такой, усовершенствованный Коротковым вариант парты Эрисмана и стал с 1887 года «золотым стандартом» школьной мебели на целых 150 лет. И только в семидесятых годах прошлого века в школах стали появляться не парты а столы, с горизонтальными столешницами.
В наше время требования к учебной мебели строго регламентированы. Так, учитываются размеры, которые должны соответствовать росту ученика (например, ребенку ростом 130-145 см нужен стол высотой 58 см и стул с высотой сиденья 34 см, при росте 145-160 см, стол должен быть высотой 64 см, а стул – 38 см, при росте 160-175 см – 70 см и 42 см, а при 175-185 см – 76 см и 46 см соответственно). Регламентируется и порядок расстановки мебели в классе. Так, расстояние между столами и стенами, а также между рядами столов должно быть не меньше 50 см, от учебной доски до первого ряда столов – 240 см, а до последнего ряда столов – не более 860 см. Меньшие по размеру парты должны стоять ближе к доске, а большие – дальше от нее. В учебных помещениях нельзя использовать табуретки и скамейки вместо стульев, вся приобретаемая мебель должна иметь документы, подтверждающие соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции».
История школьной парты
Школьная парта – одно из прекрасных школьных воспоминаний. Каждая парта – абсолютно живой и индивидуальный участник всех школьных событий, она словно хороший школьный друг. С партой связано очень много интересных воспоминаний в школьной жизни. Каждый из нас помнит свою школьную парту до мелочей, до каждой надписи и пятнышка на ее столешнице. А между тем, это не только предмет воспоминаний детства и юности, но и серьезное изобретение.
Школьная парта – главное оборудование в классе, без школьной парты и школьной доски невозможно правильно организовать школьный процесс.
Правильная школьная парта Эрисмана была изобретена в 1870 году, и сегодня она вновь возвращается к нам. Знаменитый русский гигиенист Эрисман Ф.Ф. сначала придумал одноместную школьную парту, а в конце 19 века ссыльный петербургский студент Коротков П.Ф. усовершенствовал парту Эрисмана, сделав ее двухместной, за что получил серебреную медаль на промышленной выставке и диплом об изобретении. А первый аналог такой мебели в виде постовца появился еще в эпоху Возрождения, потом он преобразовался в конторку или секретер, а уже позже – в школьную парту.
Правильное устройство школьной парты Эрисмана создает хорошие условия ученику для письма, чтения, рисования.
1. Конструкция парты позволяет школьнику сидеть за ней в наиболее удобной позе, не препятствующей нормальному развитию ребенка.
2. Парта не имеет острых углов, выступающих частей крепежных элементов, поэтому не причинит повреждений ребенку.
3. Парта имеет простую и в то же время прочную конструкцию, поэтому ребенку не сложно ею пользоваться, а взрослому – обслуживать.
Ученик за школьной партой не мешает своему соседу, он может вставать, отвечая урок, не выходя из-за парты.
Конструкция школьной парты такова, что позволяет формировать правильную осанку, так как парта создана под пропорции ребенка, за школьной партой поза с прямой осанкой наименее утомительна и способствует большей работоспособности школьника, удобна для письма и чтения.
Наклон крышки парты позволяет видеть текст в книге или тетради под прямым углом, что положительно влияет на зрение школьника. Кроме того, конструкция парты предусматривает максимально правильное расстояние от глаз ученика до текста в тетради или книге в 30-40 см.
В царской России также была изобретена уникальная парта-трансформер, у которой меняется высота стола и угол наклона столешницы. Такая школьная парта помогла сохранить правильную осанку и хорошее зрение многим поколениям школьников. Раньше эти парты использовали только в элитных школах из-за их дороговизны, но сегодня их производство удешевлено, и они массово применяются в школах России.
В последнее время появилось много новых конструкций школьной парты
Памятник школьной парте в Варшаве
За такой партой как на первой фотке сидел со 2 по 4 класс. Удобно вроде было только тетрадки и учебники скользили вниз.
То ли бьющиеся о берег волны, то ли складки струящейся ткани
Эту фигуру танцующей девушки сделали из глины почти две с половиной тысячи лет назад. В начале 19 века ее обнаружили в Керчи на месте древнего города Пантикапея (Крым).
Археологи нашли в Армении самый восточный римский акведук
Ученые считают, что прекращение крупного строительства в Арташате связано со сменой правителя Римской империи
Весной 2021 года археологи из Мюнстерского университета и Национальной академии наук Республики Армении обнаружили остатки римского арочного акведука. Находка сделана во время раскопок эллинистического Арташата — столицы Великой Армении.
Это самый восточный арочный акведук Римской империи из найденных на сегодня. Археологические изыскания начали проводить еще в 2019 году, их результаты представлены в работе, опубликованной в журнале Archäologischer Anzeiger.
Ранее стало известно о находках на месте древнего Арташата — столицы Армении, построенной Арташесом I по совету Ганнибала. Тогда армянские и немецкие археологи обнаружили следы колонного дворца. В новой же работе основное внимание авторы уделили другому объекту — акведуку.
Для начала ученые исследовали территорию предполагаемых раскопок на месте Арташата геомагнитным методом. На этом этапе работы они провели съемку и составили карту, на которой обозначили все замеченные приборами аномалии. Ряд таких аномалий дал пунктирную линию, которая стала видна на геомагнитном снимке. Археологи дополнительно изучили эти места и задокументировали результаты в трехмерном виде. Такая трехмерная модель дала возможность правильно определить места для бурения, в результате которого обнаружили еще недостроенные или разрушенные опоры акведука.
«Мы использовали спутниковые снимки и инфракрасные изображения с беспилотника для визуализации расположения колонн акведука, — говорит один из авторов исследования Мкртич Зардарян (Mkrtich Zardaryan) из Института археологии и этнографии Национальной академии наук Республики Армении, руководитель Арташатской археологической экспедиции. — Мы реконструировали запланированный ход акведука с помощью компьютерного анализа возможных маршрутов между возможными источниками воды и местом ее назначения».
Анализ использованного при сооружении акведука известкового раствора показал, что строители взяли типичный римский рецепт. А анализ образцов почвы датировал строительство акведука периодом между 60 и 460 годами нашей эры. Ученые полагают, что более точная датировка — правление императора Траяна (98-117 годы нашей эры). «Монументальные фундаменты — части незавершенного моста-акведука, построенного римской армией между 114 и 117 годами», — считает другой автор статьи Ахим Лихтенбергер (Achim Lichtenberger) из Мюнстерского университета.
Надо отметить, что именно при Траяне Римская империя достигла максимальных размеров. И Армения того периода — одна из ее провинций. Логично, что столицей этой провинции римляне видели Арташат — расположенный в месте не только живописном, но и удачном в смысле пересечения торговых путей. И не менее логичным выглядит готовность римлян вкладывать силы и средства в благоустройство города: они так поступали везде, куда приходили.
«Запланированное и частично завершенное строительство акведука в Арташате показывает, как много усилий было приложено за очень короткий промежуток времени, чтобы интегрировать инфраструктуру столицы провинции в империю», — добавляет третий автор работы Торбен Шрайбер (Torben Schreiber), также из Мюнстерского университета.
Фундамент строения сейчас находится на глубине 200 метров (возможно, такая глубина — следствие перемещения грунта в этом районе). По расчетам, конструкция представляет собой пилоны длиной 3-3,5 метра, расположенные на расстоянии 2-2,5 метра друг от друга. Компьютерное моделирование показывает, что акведук, если бы его достроили, доставлял воду из реки Веди (левый приток Аракса, примерно 30 километров от Арташата) в Арташатскую долину.
Почему акведук не достроили? Надо учесть, что у Армении и Рима вообще длинная и сложная история взаимоотношений. Тигран II попортил римским полководцам немало крови, они же, в свою очередь, в долгу не оставались, чему свидетельство — битва при Тигранакерте в 69 году до нашей эры. Несмотря на то что римляне тогда победили и Тигранакерт пал, Армения оставалась независимой еще очень долго.
Хотя какие-то части то «отваливались» от страны в результате войн, то, наоборот, их присоединяли, лишь в 114 году император Траян завоевал Армению и объявил ее римской провинцией. Но Траян умер спустя три года. А его преемник Адриан оставил Армению, полагая, что эта провинция требует слишком много средств, а доходов с нее (при необходимости больших первоначальных вложений) ждать в скором времени не стоит. Власть Рима над Арменией закончилась.
Правдива ли история про английских лучников, средний палец и происхождение выражения f#ck you?
В соцсетях можно встретить забавную историю о том, что происхождение известного жеста и не менее распространённого ругательства берёт начало от битвы при Азенкуре, состоявшейся в 1415 году. Мы проверили, так ли это на самом деле.
(Спойлер для ЛЛ: неправда)
Современные учёные придерживаются мнения, что демонстрация среднего пальца приобрела своё символическое значение задолго до Столетней войны. По словам антрополога Десмонда Морриса, «это один из самых древних из известных нам жестов». Специалист уверен, что он происходит из первобытных времён, а его символика довольно проста: средний палец — пенис, сжатые пальцы — тестикулы.
Использование подобного жеста можно встретить уже в античные времена. Так, в сочинениях Диогена Лаэртского упоминается история, связанная с Диогеном Синопским — якобы тот указал на Демосфена именно средним пальцем со словами:
«Вот вам правитель афинского народа». Там же описан другой эпизод: «Большинство людей, говорил он (Диоген Синопский. — Прим. ред.), отстоит от сумасшествия на один только палец: если человек будет вытягивать средний палец, его сочтут сумасшедшим, а если указательный, то не сочтут».
Жест сохранился и в Древнем Риме. Например, в эпиграмме Марциала говорится:
«Смейся, Секстилий, над теми, кто называет тебя педерастом, и показывай им средний палец».
В другой его эпиграмме рассказывается о старике, который хвастается отменным здоровьем и демонстрирует врачам «неприличный» палец. Использование этого жеста в Древнем Риме описывает и американский исследователь Энтони Корбелл.
Но вернемся к Столетней войне. Современные историки, занимающиеся этим историческим периодом, не согласны с популярной в интернете байкой. Энн Карри, профессор Университета Саутгемптона и бывший вице-президент Королевского исторического общества, посвятила целую книгу битве при Азенкуре. В ней исследовательница пишет:
«Ни в одной хронике или историческом сочинении XVI века нет сообщений о том, что английские лучники показывали какие-либо жесты французам после битвы, чтобы продемонстрировать тем, что у них всё ещё есть пальцы. Нет никаких доказательств тому, что при захвате лучника тем или иным способом противник отрезал ему пальцы».
Схожую оценку даёт и американский историк Джон Киган.
Возможный первоисточник популярной легенды — хроника XV века, написанная французом Жаном де Вавреном. В ней говорится, что в своей речи перед битвой английский король Генрих V якобы заявил:
«Французы хвастались, что они отрежут по три пальца с правой руки всех попавших в плен лучников, чтобы впоследствии ни один воин или конь не был убит с помощью их луков».
Подлинность этого утверждения весьма сомнительна — присутствие французского хрониста при выступлении английского короля в условиях войны представляется маловероятным.
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Аудиоверсии проверок в виде подкастов c «Коммерсантъ FM» доступны в Simplecast, «Яндекс.Подкасты», Apple Podcasts, «ЛитРес», Soundstream.
Под Орлом найдены 2000 артефактов времен Ивана Грозного
Находки сделаны на месте сражения русского войска и крымской орды
Специалисты Института археологии РАН смогли обнаружить место Судбищенской битвы (1555 год) — одного из самых известных сражений эпохи Ивана Грозного между русским войском и крымской ордой у урочища Судбищи.
Первые находки в апреле 2021 года подняли со дна реки Гоголь на территории Новодеревеньковского района дайверы из орловского клуба. Экспедиции Института археологии РАН установила, что предметы вооружения и снаряжения встречаются на значительной площади. На некоторых участках уже побывали черные копатели.
Датировка предметов основана на характерных предметах вооружения, нательных крестах XVI — начала XVII веков и монетах-чешуйках Иоанна Васильевича (отчеканенных до 1547 года), а также татарской денги.
Использованы материалы Института археологии РАН
Тигро-корее-ведческое
Ещё какие-то 100 лет назад имидж Кореи в Европе не сильно отличался от образа России. Только если у нас по улицам ходили медведи, то в Корее детей из домов воровали тигры!
А виноваты в случившемся, как всегда, японцы.
Во внутренних районах Кореи волков и тигров можно увидеть ежедневно в полях, и теперь опасно предпринимать какие-либо путешествия.
Власти все больше и больше озабочены этими инцидентами и думают, как остановить этот набег хищных животных. Вскоре правительство будет вынуждено систематически бороться с тиграми и волками, которые сегодня терроризируют всю страну.»
Пы.Сы.: а тигры то были сибирские.
Гибель авианосца
В ноябре 1941 года немецкая подлодка уничтожила один из флагманов британского флота
13 ноября 1941 года, окрестности Гибралтара.
Британский авианосец «Арк Ройял» медленно идет ко дну после успешной торпедной атаки немецкой подлодки U-81. Прослуживший менее трех лет авианосец затонул на следующий день. Другие британские корабли смогли эвакуировать с него практически весь экипаж — жертвой кораблекрушения стал всего один человек из почти 1,5 тыс. членов команды.
Самые старые ветряные мельницы в мире, которые работают до сих пор
В деревне Наштифан (Иран) до сих пор вращаются одни из самых старых ветряных мельниц в мире, которые, возможно, являются самой ранней конструкцией ветряной мельницы в мире.
Сделанные из натуральной глины, соломы и дерева, они перемалывают зерно в муку уже более 1 000 лет.
Правда ли, что после революции большевики попытались обобществить женщин?
Согласно распространённому мнению, после революции 1917 года новая власть предприняла попытку разрушить институт брака и сделать социалистических женщин общими. Мы проверили, происходило ли такое.
(Спойлер для ЛЛ: неправда)
Контекст. В интернете нередко можно встретить утверждения следующего вида:
«В СССР задолго до обобществления земли и крестьян произошло обобществление женщин. Отрицая тем самым не только десять заповедей, но и устои любой семьи начиная с Египта и Вавилона. Даже полигамия была оставлена коммунистами далеко позади. Чем после Октябрьского переворота привлекли сердца и тела масс не меньше, чем украденным у эсеров лозунгом «Землю крестьянам!».
Пример указа этого времени: «С 1 января 1918 года в СССР отменено право постоянного владения женщинами, которые достигли семнадцать лет». (Под постоянным владением женщинами большевики новорождённой Советской Республики подразумевали «буржуазно-церковный брак»). «Каждая комсомолка обязана отдаться по первому требованию любому комсомольцу, если он оплачивает членские взносы и занимается общественной работой». «Каждый член партии может получить талон в бабраспреде на владение от трёх до пятью женщинами соответственного его вкладу в построение коммунизма».
Это не выдумки и не наветы врагов России. Это цитаты из декретов, принятых в 1918 году революционным руководством коммунистической молодёжи советской страны. Антихристианская мораль передовой женщины, подаренная большевиками народу: отказать комсомольцу в его желании переспать отстало и неприлично. Таким образом, обобществлённое (колхозное) использование женщин в Советском Союзе было осуществлено задолго до обобществления земли (коллективизации в сельском труде). Сменившись лишь через шесть лет, в 1924 году (сразу же после смерти Ленина и не раньше. ), моралью товарища Сталина, высшим выражением которой являлись двенадцать половых заповедей пролетариата, из которых женщин особо поражает пятая заповедь: «Половой акт не должен часто повторяться»».
Подобные утверждения попали и в современные вполне серьёзные психологические словари. Дополнительный интерес к теме вызвало недавнее выступление президента РФ Владимира Путина в дискуссионном клубе «Валдай», в котором он заявил: «В совершенную фантасмагорию превратилась в ряде западных стран дискуссия о правах мужчин и женщин. Смотрите, дойдёте там до того, как большевики предлагали, не только кур обобществлять, но и женщин обобществлять. Ещё один шаг — и вы там будете».
Как известно, события 1917 года в России способствовали укреплению роли женщины в общественной жизни страны. В январе 1918 года III Всероссийский съезд Советов утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая предоставила женщинам равные политические права с мужчинами. А в июле 1918 года первая Конституция РСФСР закрепила эти права и юридическое равенство мужчины и женщины. На фоне таких подвижек разговоры об «использовании женщин большевиками» выглядят несколько странно. Если мы обратимся к трудам главных идеологов коммунизма — Карла Маркса и Фридриха Энгельса, — то у них не только нет слов в поддержку обобществления женщин, но и всячески критикуется подобный подход:
«Буржуа смотрит на свою жену как на простое орудие производства. Он слышит, что орудия производства предполагается предоставить в общее пользование, и, конечно, не может отрешиться от мысли, что и женщин постигнет та же участь. Он даже и не подозревает, что речь идёт как раз об устранении такого положения женщины, когда она является простым орудием производства».
А что же с «отменой постоянного владения женщинами с 1 января 1918 года»? В Декрете ВЦИК и СНК о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния, принятом 18 (31) декабря 1917 года, ничего об упразднении брака как такового нет — более того, допускается даже его церковная разновидность. Да, на первый план выходит гражданский брак, но гражданский не в смысле фактический, незарегистрированный, а в смысле узаконенный в загсе. В те же дни появился Декрет о расторжении брака, но развод не есть отмена института брака.
Тем не менее если обратиться к прессе 1918 года, то окажется, что на тему угнетения российских женщин писали немало, особенно на Западе. В частности, там встречались заголовки вроде «Большевики обобществляют женщин, накладывая табу на создание семьи», «Полигамия по-советски», «Социализм узаконил проституцию» и «Большевики отбросили Россию на задворки цивилизации».
Чуть позднее в Сенате США во время слушания о положении дел в России произошёл следующий диалог между членом комиссии сенатором Кингом и прибывшим из Советской России американцем Саймонсом, позднее напечатанный в журнале «Красная новь»:
Позднее анархисты заявили, что убийство Уварова — это «акт мести и справедливого протеста» за разгром анархистского клуба и за издание от имени анархистов Декрета об отмене частного владения женщинами.
Декрет Уварова был датирован 28 февраля 1918 года и включал в себя преамбулу и 15 параграфов. В преамбуле излагались мотивы издания документа: вследствие социального неравенства и законных браков «все лучшие экземпляры прекрасного пола» находятся в собственности буржуазии, чем нарушается «правильное продолжение человеческого рода».
Согласно декрету, с 1 января 1918 года все женщины в возрасте от 17 до 32 лет (кроме имеющих более пяти детей) изымались из частного владения и объявлялись «достоянием (собственностью) народа». Документ определял правила регистрации женщин и порядок пользования «экземплярами народного достояния». Распределение «заведомо отчуждённых женщин» должно было осуществляться саратовским клубом анархистов. Мужчины имели право пользоваться одной женщиной «не чаще четырёх раз в неделю в течение трёх часов».
А в конце июня 1918 года в Москве, в здании биржи на Мясницкой улице, прошёл судебный процесс уже над неким Мартыном Хватовым, владельцем мануфактурной лавки. Хватову инкриминировали изготовление и расклеивание на заборах и домах Москвы аналогичного Декрета об обобществлении российских девиц и женщин, изданного якобы Московской свободной ассоциацией анархистов и вступавшего в силу на этот раз 1 мая 1918 года. Пункты декрета были аналогичны уваровским.
На суде выяснилось, что Хватов уже успел на практике отчасти реализовать некоторые параграфы фальшивого документа. Он приобрёл в Сокольниках избу из трёх комнат, которой дал имя «Дворец любви коммунаров». Посещавших «дворец» (и плативших за это) он именовал семейной коммуной, а сам пользовался «благами цивилизации» бесплатно. Тем не менее суд поступил мягко и постановил лишь конфисковать дом любви и заработанные деньги, а вот самого Хватова освободить. Впрочем, на следующий день затейник, как и Михаил Уваров, был убит в собственной лавке группой анархистов, что говорит о некотором смешении этих двух историй.
Тем не менее по стране начали появляться различные варианты декрета. Так, в Вятке правый эсер Виноградов, переписав текст хватовского «сочинения» из газеты «Уфимская жизнь», напечатал его под названием «Бессмертный документ» в газете «Вятский край». Распространение также получил декрет Владимирского совета об объявлении женщин с 18 до 32 лет государственной собственностью. Газета «Владимирские вести» писала:
«Всякая девица, достигшая 18 лет и не вышедшая замуж, обязана под страхом наказания зарегистрироваться в бюро свободной любви. Зарегистрированной предоставляется право выбора мужчин в возрасте от 19 до 50 лет себе в сожители-супруги. »
А в Екатеринодаре летом 1918 года имела хождение бумага следующего содержания:
«Предъявителю сего мандата предоставляется право по собственному уразумению социализировать в городе Екатеринодаре 10 душ девиц в возрасте от 16 до 20 лет, на кого укажет товарищ».
В годы Гражданской войны в России слухи о декрете взяли на вооружение белогвардейцы, начав широко использовать его в агитации населения против советской власти. Сообщают даже, что при аресте в январе 1920 года адмирала Колчака в кармане его френча был обнаружен текст хватовского декрета.
Тем не менее нам важно понять, что думали об этих инициативах большевики, то есть власть. А их реакция была резко отрицательной. В феврале 1919 года В. И. Ленин получил жалобу Кумысникова, Байманова, Рахимовой на комитет бедноты деревни Медяны Чимбелевской волости Курмышевского уезда. Они писали, что комбед распоряжается судьбой молодых женщин, «отдавая их своим приятелям, не считаясь ни с согласием родителей, ни с требованием здравого смысла». Ленин сразу же направил телеграмму Симбирскому губисполкому и губернской ЧК: «Немедленно проверьте строжайше, если подтвердится, арестуйте виновных, надо наказать мерзавцев сурово и быстро и оповестить всё население. Телеграфируйте исполнение».
Выполняя распоряжение председателя Совнаркома, Симбирская губчека провела расследование по жалобе. Было установлено, что национализация женщин в Медянах не вводилась, о чём председатель ЧК телеграфировал 10 марта 1919 года Ленину. Через две недели председатель Симбирского губисполкома Гимов в телеграмме на имя Ленина подтвердил сообщение губчека и дополнительно доложил, что «Кумысников и Байманов проживают в Петрограде, личность Рахимовой в Медянах никому не известна».
Тем не менее даже эти действия не спасли от распространения информации о фальшивке за рубеж. 31 октября 1918 года декрет был упомянут в британском журнале The New Europe. В итоге, как уже отмечалось, слухи дошли даже до Сената США.
Таким образом, история об обобществлении женщин в СССР основана на нескольких фейковых декретах, никак не связанных с властью и реализовывавшихся их же авторами, частными лицами.
Напоследок отметим, что обобществление куриц, вопреки приведённому в начале заявлению президениа, в Советской России тоже не производилось. Вот что говорилось в уставе, по которому крестьяне вступали в колхоз:
«Обобществление мелкого скота, то есть свиней и овец, производится в районах развитого промышленного животноводства по мелкому скоту с оставлением у членов артели некоторого количества мелкого скота в размерах, устанавливаемых артелью. В районах непромышленного мелкого скотоводства свиньи и овцы не обобществляются. Домашняя птица не обобществляется».
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Первое русское впечатление о корейцах.
«Рослый, здоровый народ, атлеты с грубыми, смугло-красными лицами и руками: без всякой изнеженности в манерах, без изысканности и вкрадчивости, как японцы, и без смышлености, как китайцы. Славные солдаты вышли бы из них, а они заражены китайской ученостью и пишут стихи. «
Кем хотели стать девочки в 1927 году?
Книга Большакова А. М. Деревня : 1917-1927
Нежданчик в школьном киоске
Давным давно, в далёкой галактике далёком 2001 году, уже 40 минут я ждал автобуса в свой райцентр. На улице была осень, моросило, а напротив остановки стоял киоск по продаже школьных принадлежностей. От нечего делать я принялся изучать содержимое витрины, и тут среди тетрадей, пеналов и карандашей с ручками, мой взгляд зацепился за не вписывающуюся в тематику 😉 обложку:
Вот что нужно изучать в России с малых лет! Естественно, я купил эту брошюру на 43 страницы, и по дороге домой успел изучить 😉
Было принято решение опробовать на практике самый быстрый первый рецепт из текста:
Сутки мы ждали окончания процесса, при этом употребив уже заводского варианта напитка ).
Когда же резиновая перчатка сдулась, пол-общаги пришло посмотреть на результат. И результат не дожил до конечного продукта 😉 Следующий день из дегустаторов мало кто помнил, благо был выходной :). Но впоследствии мы уже соблюдали технологию и конечный продукт получался весьма неплохим.
P.S. Буквально вчера я обнаружил сие творение И.С. Степанова в обители ситхов своем подвале).
Ответ Hempua в «Порфирий Иванов и его секта»
Правда, не совсем понятно было, как быть с физиологическими потребностями дефекации и мочеиспускания, нам так и не объяснили.
Видимо, слишком малы были для таких знаний. Во втором или третьем классе то.
На территории новочеркасской школы нашли довоенное подземелье
1 октября во дворе проводили урок физкультуры. Учительница заприметила провал в асфальте, под которым находилось глубокое пустое пространство. Детей оттуда увели, а о находке сообщили в городское управление образования. Выходить во двор несовершеннолетним после этого запретили из соображений безопасности.
Через месяц дорожники пришли, чтобы залатать провал. Когда они начали снимать асфальт, то поняли, что это вовсе не яма, а вход в подземное помещение. Там обнаружились комнаты, выложенные красным кирпичом. На стенах можно разглядеть надпись “Дружба”, также там нашли фамилии, имена и даты – 1942 и 1927. Самой загадочной находкой стал заваренный вход в одну из комнат. Что находится внутри нее, до сих пор неизвестно.
Навязанный образ
И Таня, вскинув голову, раздувая ноздри, поспешно выскочила из класса.
С минуту мы ошарашенно переваривали смену, пока не услышали нервный смешок отличника Усманова :
— Вот чем в темноте занимаешься, Бессонов?! Ай-яй-яй!