пасодобль история возникновения танца
История возникновения танца Paso Doble
Пасодобль принято считать народным испанским танцем. Их кстати немало. И каждый из них носит на себе отпечаток или какой-то аспект жизни испанского народа. Пасодобль местами напоминает движения на бое быков. Танцор при исполнении движений напоминает движения тореро, музыкальное сопровождение напоминает процессию перед корридой. Бои быков впервые начали проводится на острове Крит. В Испании мода на бои с использованием быков пришла лишь в 17 веке. Первое исполнение танца датируется 1920-м годом. Именно тогда во Франции он получил большую популярность. К 30-м годам прошлого столетия танец стал популярным в высших слоях французского общества. И сегодня многие движения этого танца имеют французские названия.
Среди преподавателей английской школы танцев пасодобль не слишком популярен. Однако во Франции он и сегодня пользуется успехом. Есть существенное отличие этого танца от других. Грудь танцующего должна быть высоко поднятой, голова должна иметь строго фиксированное положение. Преподаватели танцев при обучении всегда говорят, чтобы танцор представил себя в роли быка. Весь танец, большинство его движений, можно интерпретировать как бой быков. Центр тяжести корпуса расположен спереди, в то время как большинство движений начинается с каблуков. Мелодия танца очень живо напоминает мелодию испанского цыганского танца эспана кани.
Этот танец имеет три музыкальных акцента. Такие же акценты присутствуют в танце пасодобль. Характер танца захватывает зрителя, в каждом движении угадывается драма. На первом этапе танца как правило звучат фанфары, которые сигнализируют о начале корриды и параде участников. На втором этапе танца происходит битва тореадора с быком. Завершающий этап танца связан с торжествами в связи с победой над быком.
Те кто наблюдает за этим танцем сами как бы присутствуют на корриде. Танец полностью захватывает зрителей. Это типично мужской танец в отличии от румбы или ча-ча-ча. В этих танцах основная партия является женской. Партнер исполняет роль тореро, а партнерша следует за партнером тенью и напоминает его плащ.
Пасодобль в Испании
Что сразу приходит в голову, когда слышишь словосочетание «испанский танец»? Конечно же, в первую очередь мы думаем о фламенко. Однако в современной программе бальных танцев есть еще один «чистокровный испанец» – пасодобль, танец, вобравший в себя испанскую страсть, ставший одним из культурных феноменов этой страны. Наряду с фламенко ритмы пасодобля определяются слушателями во всем мире как традиционная испанская музыка.
Что такое пасодобль?
«Пасодобль» можно перевести с испанского как «два шага» или «двойной шаг». Название «пасодобль» относится к нескольким явлениям испанской культуры. Прежде всего это маршевое движение, используемое на военных парадах. Оно предполагает ускоренный шаг пехоты, движение со скоростью 120 шагов в минуту. «Военное» происхождение пасодобля породило также версию о том, что этимология слова восходит к французскому «pas rebouble», т. е. «скорый марш».
Пасодоблем называется и маршевая музыка с бинарным ритмом, под которую осуществлялось движение пехоты. На театральных представлениях и праздниках под подобную музыку стал исполняться парный танец, получивший также название пасодобль.
Символика танца. Пасодобль и коррида
Маршевая музыка в стиле пасодобль использовалась в качестве аккомпанемента к одному из самых кровавых и самых известных испанских развлечений – корриды. Многие исследователи считают, что именно коррида и ее интерпретации в культуре породили пасодобль как музыкальный жанр и испанский танец. Сам танец пасодобль воспринимается в виде своеобразной инсценировки корриды, где партнер исполняет роль тореадора, а партнерша олицетворяет быка.
История возникновения и развития пасодобля
Возникновение пасодобля как танца часто связывают с развитием тонтадильи, жанра испанской музыкальной комедии, получившего популярность в Испании в XVIII веке. Один из сторонников данной версии – испанский музыковед Хосе Субира. Он указывает на сохранившиеся рукописи сценариев представлений, в которых описываются бои быков, что еще раз подтверждает тесную связь пасодобля и корриды, специфических испанских культурных явлений.
По другой версии пасодобль имеет более древние корни и восходит к примитивным танцам, исполняемым на городских праздниках в XVI–XVIII веках. Также нельзя сбрасывать со счетов и влияние военной музыки.
Правильнее всего будет сказать, что пасодобль формировался на базе взаимного влияния разных пластов испанской культуры – народного, военного и театрального. Музыка пасодобля, возникнув как аккомпанемент для солдатского марша, зазвучала на арене корриды и стала неотъемлемой частью музыкального театра, узнаваемой в классических мелодиях опер и оперетт в Испании и за пределами Пиренейского полуострова.
Там, где необходимо было показать «испанский колорит», композиторы использовали пасодобль. Яркий пример тому – опера «Кармен» французского композитора Жоржа Бизе. Среди произведений испанской классической музыки, где звучит пасодобль, стоит в первую очередь назвать оперу Мануэля Пенеллы «Дикая кошка». Пасодоблем вдохновился и известный испанский композитор Хоакин Турина, написав свою «Молитву тореадора», которая не является пасодоблем, но мотивы этой страстной музыки и тема корриды явно прослеживаются в произведении.
Танец пасодобль в виде, близком к современному, сформировался на рубеже XIX-XX веков. Родившись в глубинах испанской традиционной культуры, он был впервые исполнен во Франции в 1920-х годах. Сегодня пасодобль входит в программу латиноамериканских бальных танцев, куда он был включен после Второй мировой войны.
Тот факт, что пасодобль входит в латиноамериканскую танцевальную программу, вовсе не удивителен, хотя его родина – Испания. Культура Латинской Америки испытала огромное влияние Испании, и многие современные латиноамериканские танцы имеют корни в континентальной, иберийской культуре.
Возникнув в Испании, пасодобль был принят «как родной» на южноамериканском континенте и получил большую популярность. Именно благодаря развитию пасодобля как спортивного бального танца в Латинской Америке, началась вторая волна его европейской популярности.
Особенности танца пасодобль
Пасодобль – очень простой танец. Он исполняется на два счета, что очевидно из «испанской» версии его названия. Однако рисунок движений не такой уж легкий, каким кажется на первый взгляд. Пасодобль – драматичный, сюжетный танец. Техника в пасодобле имеет второстепенное значение, главное – артистизм, чем пасодобль и отличается от своих латиноамериканских «собратьев».
Партнеры начинают танец, стоя друг напротив друга, корпус слегка наклонен влево. Очень важным для исполнения пасодобля является правильное положение корпуса танцора: грудь приподнята, плечи, наоборот, опущены, такая позиция придает ему мужественности, делает похожим на непобедимого тореадора. Голова при этом должна быть жестко зафиксирована.
Испанский пасодобль: известные мелодии
В музыкальном стиле пасодобль написано множество музыкальных произведений, некоторые из них уже стали визитной карточкой испанской музыки. Пожалуй, самой известной мелодией является композиция «короля пасодобля» Паскуаля Маркины Нарро «España Cañí», написанная в 1925 году и посвященная его другу – цыганскому барону. Отсюда и первоначальное название песни – «Покровитель цыган».
Пасодобль «España Cañí» впервые прозвучал в исполнении Мадридского оркестра инженерных войск. Мелодия быстро завоевала популярность по всей стране, звучала на многих представлениях корриды.
Еще один популярный испанский пасодобль – «Вздохи Испании». Его сочинил композитор Антонио Альварес Алонсо в 1902 году в Картахене. В 1938 году племянник композитора написал к этой музыке слова. Песня прозвучала в одноименном фильме в исполнении Эстрельиты Кастро.
Произведение «Благодарность богу», написанное в 1880 году и прославившее своего автора Рамона Ройг-и-Торне, также было написано в Картахене и считается одной из самых старых мелодий в стиле пасодобль.
Эти три мелодии можно назвать символами испанского пасодобля. Палитра этого жанра в Испании очень широка. Испанская музыка включает множество популярных и интересных мелодий пасодобля, которые на слуху у меломанов и танцоров всего мира.
Центр услуг в Испании
Что такое испанский пасодобль?
Может быть, вы не слышали этого слова, но то, что музыка пасодобля вам хорошо известна – совершенно точно.
Что такое пасодобль?
«Пасодобль» можно перевести с испанского как «два шага» или «двойной шаг». Название «пасодобль» относится к нескольким явлениям испанской культуры. Прежде всего это маршевое движение, используемое на военных парадах. Оно предполагает ускоренный шаг пехоты, движение со скоростью 120 шагов в минуту. «Военное» происхождение пасодобля породило также версию о том, что этимология слова восходит к французскому «pas rebouble», т. е. «скорый марш».
Пасодоблем называется и маршевая музыка с бинарным ритмом, под которую осуществлялось движение пехоты.
Символика танца. Пасодобль и коррида
Маршевая музыка в стиле пасодобль использовалась в качестве аккомпанемента к одному из самых кровавых и самых известных испанских развлечений – корриды. Многие исследователи считают, что именно коррида и ее интерпретации в культуре породили пасодобль как музыкальный жанр и испанский танец. Сам танец пасодобль воспринимается в виде своеобразной инсценировки корриды, где партнер исполняет роль тореадора, а партнерша олицетворяет быка.
История возникновения и развития пасодобля
Возникновение пасодобля как танца часто связывают с развитием тонтадильи, жанра испанской музыкальной комедии, получившего популярность в Испании в XVIII веке. Один из сторонников данной версии – испанский музыковед Хосе Субира. Он указывает на сохранившиеся рукописи сценариев представлений, в которых описываются бои быков, что еще раз подтверждает тесную связь пасодобля и корриды, специфических испанских культурных явлений.
По другой версии пасодобль имеет более древние корни и восходит к примитивным танцам, исполняемым на городских праздниках в XVI–XVIII веках. Также нельзя сбрасывать со счетов и влияние военной музыки.
Правильнее всего будет сказать, что пасодобль формировался на базе взаимного влияния разных пластов испанской культуры – народного, военного и театрального. Музыка пасодобля, возникнув как аккомпанемент для солдатского марша, зазвучала на арене корриды и стала неотъемлемой частью музыкального театра, узнаваемой в классических мелодиях опер и оперетт в Испании и за пределами Пиренейского полуострова.
Там, где необходимо было показать «испанский колорит», композиторы использовали пасодобль. Яркий пример тому – опера «Кармен» французского композитора Жоржа Бизе. Среди произведений испанской классической музыки, где звучит пасодобль, стоит в первую очередь назвать оперу Мануэля Пенеллы «Дикая кошка». Пасодоблем вдохновился и известный испанский композитор Хоакин Турина, написав свою «Молитву тореадора», которая не является пасодоблем, но мотивы этой страстной музыки и тема корриды явно прослеживаются в произведении.
Танец пасодобль в виде, близком к современному, сформировался на рубеже XIX-XX веков. Родившись в глубинах испанской традиционной культуры, он был впервые исполнен во Франции в 1920-х годах. Сегодня пасодобль входит в программу латиноамериканских бальных танцев, куда он был включен после Второй мировой войны.
Тот факт, что пасодобль входит в латиноамериканскую танцевальную программу, вовсе не удивителен, хотя его родина – Испания. Культура Латинской Америки испытала огромное влияние Испании, и многие современные латиноамериканские танцы имеют корни в континентальной, иберийской культуре.
Возникнув в Испании, пасодобль был принят «как родной» на южноамериканском континенте и получил большую популярность. Именно благодаря развитию пасодобля как спортивного бального танца в Латинской Америке, началась вторая волна его европейской популярности.
Особенности танца пасодобль
Пасодобль – очень простой танец. Он исполняется на два счета, что очевидно из «испанской» версии его названия. Однако рисунок движений не такой уж легкий, каким кажется на первый взгляд. Пасодобль – драматичный, сюжетный танец. Техника в пасодобле имеет второстепенное значение, главное – артистизм, чем пасодобль и отличается от своих латиноамериканских «собратьев».
Партнеры начинают танец, стоя друг напротив друга, корпус слегка наклонен влево. Очень важным для исполнения пасодобля является правильное положение корпуса танцора: грудь приподнята, плечи, наоборот, опущены, такая позиция придает ему мужественности, делает похожим на непобедимого тореадора. Голова при этом должна быть жестко зафиксирована.
Испанский пасодобль: известные мелодии
В музыкальном стиле пасодобль написано множество музыкальных произведений, некоторые из них уже стали визитной карточкой испанской музыки. Пожалуй, самой известной мелодией является композиция «короля пасодобля» Паскуаля Маркины Нарро «España Cañí», написанная в 1925 году и посвященная его другу – цыганскому барону. Отсюда и первоначальное название песни – «Покровитель цыган».
Пасодобль «España Cañí» впервые прозвучал в исполнении Мадридского оркестра инженерных войск. Мелодия быстро завоевала популярность по всей стране, звучала на многих представлениях корриды.
Еще один популярный испанский пасодобль – «Вздохи Испании». Его сочинил композитор Антонио Альварес Алонсо в 1902 году в Картахене. В 1938 году племянник композитора написал к этой музыке слова. Песня прозвучала в одноименном фильме в исполнении Эстрельиты Кастро.
Произведение «Благодарность богу», написанное в 1880 году и прославившее своего автора Рамона Ройг-и-Торне, также было написано в Картахене и считается одной из самых старых мелодий в стиле пасодобль.
Эти три мелодии можно назвать символами испанского пасодобля. Палитра этого жанра в Испании очень широка. Испанская музыка включает множество популярных и интересных мелодий пасодобля, которые на слуху у меломанов и танцоров всего мира.
Пасодобль не только поют, его и танцуют и исполняют оркестрами на всех испанских праздниках и в первую очередь на корриде.
“España Cañi “(цыганская Испания)
Это самый знаменитый пасодобль, который вы наверняка слышали. Его написал Паскуаль Маркина Нарро в двадцатые годы 20 века (это признанный классик жанра).
Красное платье у танцовщицы – атрибут этого танца.
“En er Mundo”
Автор этого прекрасного пасодобля Хуан Кинтеро Муньос. Его замечательно играет на трубе виртуоз-самоучка Пепе по прозвищу “El Trompeta” (труба).Этот пасодобль был написан в 1930 году.
“Рио Рита” – любимый советский пасодобль.
Кто не знает заводную “Рио Риту”? Это супер шлягер 40-х и 50-х годов, известный всем по фильму “Место встречи изменить нельзя”.
У нас под “Рио Риту” танцевали фокстрот, но эта музыка – вовсе не фокстрот, а самый настоящий пасодобль – быстрый, с характерным ритмом и типичными мелодическими оборотами. (Кстати, есть фокстрот под названием “Рио Рита”, но это совсем другая музыка).
Написал “Рио Риту” в начале 30-х годов 20 века Энрике Сантеухини. В 1937 году Апрелевский завод выпустил пластинку с оркестровой версией этой мелодии, и она моментально стала хитом всех танцплощадок и ресторанов.
По мнению испанских мужчин, победитель тореадор достоин жить, достоин любить, он родился на свет, чтобы быть успешным. Судьба любит смелых людей, потому трусливым натурам не везёт в любви. Сильному мужчине достанутся не только лавры победителя, но и лучшая испанская женщина.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Каждый танец отображает суть того времени и места, где он возник, поэтому и уникален по-своему. Однако пасадобль кардинально отличается от других известных вариантов хореографии не только своими темпераментными движениями, но и особой энергетикой.
Родина этого необычного во всех смыслах танца – солнечная Испания. Изначально он имел совсем другое название – «один испанский шаг». Получил он свое длинное название из-за шагов: они делаются на каждый счет, каждый музыкальный такт. Как и многие национальные танцы, пасодобль был отражением повседневности народа Испании. Важной составляющей культурной жизни страны была коррида. Неудивительно, что танец стал ее хореографическим воплощением.
Впервые данные вид танца был показан в Париже в двадцатых годах прошлого века. Свою популярность в наивысших парижских кругах он приобрел уже к тридцатым годам. Именно поэтому многие фигуры и обозначения шагов имеют не испанские, а французские названия.
Главная роль в пасодобле отводится партнеру, поэтому часто пасодобль называют «танцем мастера».
Тореро предстоит донести зрителю свою гордость, смелость, надменность, превосходство. Партнерша, имитируя красную ткань в руках тореро, держится на расстоянии, с гибкостью и изяществом подстраиваясь под движения мужчины. В танце должна ощущаться напряженность между партнерами, скрытая экспрессия. Движения пасодобля строги, и дают исполнителям лишь небольшую артистическую свободу.
Многие фигуры пасодобля требуют непрерывного физического контакта между партнерами. Пасадобль в исполнении является сложным танцем и от исполнителей требует каждодневных тренировок. Основные движения пасодобля требуют постоянной работы и практики.
Отличается и музыкальное сопровождение танца. Музыка пасодобля энергична, темпераментна, зажигательна. От партнеров требуется глубокое проникновение в музыкальное сопровождение.
Описывать все танцевальные па можно бесконечно, однако гораздо продуктивнее все же взглянуть воочию на танец. В сети интернет достаточно большое количество, как любительского видео, так и обучающих видео-уроков с подробным описанием всех особенностей исполнения.
Как и все, что зарождается на территории солнечной Испании, пасодобль наполнен эмоциями, красками и настроениями своей родной страны. Возможно, за это он и получил свою заслуженную и прочную славу – за ощущение теплых лучей солнца и неподдельной страсти на танцполе.
Пасодобль – это яркое, костюмированное зрелище, которое не может оставить к себе равнодушным никого. В том числе и меня. Однажды увидев этот танец, я запомнила свои впечатления навсегда и вот они вплыли совершенно неожиданно для меня самой.
Энциклопедия танца: Пасодобль (пасадобль)
Жизнь – это борьба. Танец пасадобль именно об этом. Гордые и темпераментные испанцы считали, что только победитель-тореро достоин жизни, достоин успеха, достоин любви
История возникновения танца
Бои быков впервые появились на острове Крит, а в Средних веках они стали популярными и в Испании. В начале 18 века испанская коррида приобрела вид, близкий к современному. Выход тореадора на арену сопровождался музыкой, а любимое зрелище испанцев отобразилось в танцевальном искусстве. Некоторые источники утверждают, что первыми отразили это действо в танце французы. Южная Франция находится недалеко от Испании, и уже в 1910 году на соревнованиях французскими танцорами был исполнен танец «Одного шага» – так называли прототип пасодобля. В 20-ых годах 20 столетия испанская коррида воплотилась в сценическом танце. С 1945 года пасодобль вошел в конкурсную программу бальных латиноамериканских танцев.
Что такое пасодобль?
Танец исполняется под сопровождение с музыкальным размером 2/6 или 2/4. Главная роль в пасодобле отводится партнеру, поэтому часто пасодобль называют «танцем мастера». Тореро предстоит донести зрителю свою гордость, смелость, надменность, превосходство. Партнерша, имитируя красную ткань в руках тореро, держится на расстоянии, с гибкостью и изяществом подстраиваясь под движения мужчины. В танце должна ощущаться напряженность между партнерами, скрытая экспрессия. Движения пасодобля строги, и дают исполнителям лишь небольшую артистическую свободу. Многие фигуры пасодобля требуют непрерывного физического контакта между партнерами, при котором задействованы все группы мышц. Мужчина и женщина соприкасаются всей поверхностью своих тел – от грудей до бедер. Пасадобль в исполнении является сложным танцем и от исполнителей требует каждодневных тренировок. Прежде чем основные движения пасодобля будут освоены танцором, пройдут многие месяцы упорного труда.
Музыка пасодобля энергична, темпераментна, зажигательна. От партнеров требуется глубокое проникновение в музыкальное сопровождение. Ритмически музыка пасадобля соответствует цыганскому танцу «Espana Cani», в котором присутствуют три музыкальных акцента. Эти же акценты присутствуют и в пасодобле. Первый акцент – начало корриды, второй – бой с быком, третий – торжество победы.
Особенности пасадобля
От других танцев пасодобль отличает постановка корпуса с поднятой грудью и опущенными плечами, с жестко фиксированной головой, иногда наклоненной вниз и вперед. Высоко поднятая грудь передает чувство гордости, а наклоненная вниз голова соответствует позе матадора. Большинство шагов в пасодобле выполняются с каблука, нога, при этом, остается прямой, а вес не переносится на пол в полной мере. Это самый быстрый танец латино-американской программы и единственный, в котором главная роль отводится не партнерше, а партнеру.
В пасодобле, по сравнению с другими танцами латиноамериканской программы, акцент ставится не на технике, а на драматизме танца. Это единственный танец, в котором присутствует сюжетная линия.
Зародившись в Испании, пасодобль считается своим и в странах Латинской Америки. Этот танец, как жизнь, включает в себя и страсть, и любовь, и борьбу, и поражения, и победу.