пастернак биография личная жизнь
Биография Бориса Пастернака
Борис Леонидович Пастернак (29 января 1890 – 30 мая 1960) – всемирно известный русский писатель, поэт, журналист и переводчик. Автор популярного романа «Доктор Живаго», а также лауреат Нобелевской премии по литературе, которая была вручена Борису в 1958 году.
Детство
Борис Леонидович родился 29 января в Москве, в многодетной еврейской семье. Оба его родителя были творческими людьми: отец являлся художником и постоянным членом Петербургской Академии художеств, а мать – известной пианисткой, начавшей свою карьеру еще в Одессе, откуда семье пришлось переехать за год до рождения Бориса. Помимо него, в семье было еще двое братьев и сестра, но поскольку Борис был самым старшим среди них, ответственность лежала целиком и полностью на нём.
По словам самого писателя, родители не уделяли ему должного внимания. Поскольку они оба были творчески одаренными людьми, их жизнь сводилась к многочисленным выставкам, концертам и постановкам, которые они старались не пропускать.
Дети же оставались дома, предоставленными самим себе, пока их родители развлекались на очередном вечере. Но были в этом и свои плюсы: в доме часто гостили музыканты, писатели, художники и поэты. Так, с раннего детства Борис Леонидович видел у себя в гостиной Рахманинова, Левитана, Иванова, Скрябина и даже самого Толстого.
К слову, именно постоянная тесная взаимосвязь жизни семьи Пастернаков с прочими представителями бомонда и стали толчком для освоения Борисом музыки, а затем и литературы. По словам библиографов, сдружившись с Рахманиновым, Пастернак так сильно проникся идеей сочинения собственных композиций, что уже через несколько дней демонстрировал прекрасную сонату для фортепиано, а спустя несколько месяцев – еще две прелюдии. Однако страсть к музыке быстро пропала, несмотря на положительные отклики родственников и друзей будущего писателя о его творчестве.
В 1990 году Бориса Леонидовича записывают в Пятую московскую гимназию, где особый уклон шёл на освоение музыкальных дисциплин. Несмотря на протесты мальчика, родители хотели видеть его в будущем известным композитором, поэтому в стремлении обучить Бориса не слушали никого, кроме себя. Так, Пастернак, для которого в будущем уготована совершенно иная судьба, начинает изучать теоретические основы музыкального дела и, кстати, достигает немалых успехов в этой сфере.
Юность
В 1908 году, окончив гимназию с золотой медалью (успешно сдать все финальные экзамены Пастернаку помогают учителя Глиер и Энгель), Борис решает поступить на историко-филологический факультет Московского университета. По его мнению, это как нельзя лучше помогло бы ему творить и сочинять по-настоящему сильные и глубокие стихотворения. О карьере музыканта, к сожалению, Пастернак даже и думать не хотел, вопреки родительским наставлениям.
Однако поступить на историко-филологический факультет молодой человек так и не смог из-за чрезмерно высоких требований сразу по нескольким дисциплинам. В итоге композитор и, по совместительству, близкий друг Скрябин, советует молодому таланту поступать на юридический факультет того же университета, а проучившись год, спокойно перевестись на желаемое направление. Пастернак прислушивается к совету друга и оказывается студентом юридического факультета, откуда через год переводится на историко-филологический.
Благодаря хорошим родительским связям, а также собственному обаянию и харизме летом 1912 года Борис Пастернак уезжает ненадолго в Германию, где планирует обучаться философии у профессора Германа Когена – главы марбургской кантианской школы. Видя прекрасные способности своего подопечного, тот практически сразу же советует ему продолжать философское обучение, поскольку именно так он сможет достичь небывалых высот. Но, к сожалению, на тот момент Пастернак вновь вспоминает о писательской и поэтической карьере, поэтому уезжает из Германии и больше никогда не возвращается к философии.
Карьера писателя
После возвращения из Марбурга Борис Леонидович начинает всерьез задумываться о карьере писателя. Он общается со многими бывшими литераторами и пытается найти себя в таких коллективах, как «Мусагет» и «Лирика». Но все они характеризуются будущим писателем и поэтом как «несерьезные», поэтому Пастернак задерживается там недолго. В это же время он встречает футуриста Владимира Маяковского и даже на некоторое время примыкает к его творческому объединению «ЛЕФ», но и оттуда уходит. Однако сам Маяковский и его стихотворения оказывают невероятно большое влияние на творчество начинающего поэта. Его произведения приобретают нотки борьбы и ненависти к существующей власти, а также нечто новое, футуристическое.
С 1913 года Пастернак начинает публиковать свои первые работы. Наиболее известной из них становится стихотворение «Близнец на тучах», которое выходит весной 1913 года. Позднее появляется еще несколько произведений, которые объединяются Борисом в цикл «Начальная пора». Несмотря на тот факт, что опубликованные стихотворения воспринимаются общественностью крайне положительно, сам автор считает их незрелыми и неудавшимися, поэтому через пару лет забирает из публикации весь цикл, полностью перерабатывает (а местами даже переписывает целиком) и выпускает снова.
1920 год, по мнению многих библиографов, относится к периоду максимально плодотворного момента в жизни Бориса Пастернака. С начала года выходит сборник «Темы и вариации», сразу за ним – цикл «Высокая болезнь» и роман в стихах «Спекторский. К концу года на свет появляются еще несколько удачных и хорошо воспринятых общественностью проз.
В период с 1920 по 1930 года творчество Пастернака официально признаётся Советской властью. Его начинают приглашать на всевозможные съезды, он зачисляется в Союз писателей СССР и чуть ли не удостаивается звания лучшего поэта Советского Союза. Тем не менее творчество Бориса Леонидовича вскоре начинает не устраивать правительство, так как она «не соответствует эпохе» и является «отрешенной от реальной жизни». Вслед за подобными комментариями следует официальная «просьба» сменить поэтический стиль на более соответствующий, что заставляет Пастернака пересмотреть свои положительные взгляды на власть и еще больше отстраниться от мира.
«Доктор Живаго»
Роман создавался Борисом Леонидовичем целых десять лет. Первоначально он носил название «Мальчики и девочки», затем формат менялся, и произведение называлось то «Свеча горела», то «Смерти нет».
Сам автор отзывался о романе как о вершине его писательской карьеры. Он утверждал, что собрал в произведении невероятно огромное количество мыслей и идей, попытался описать состояние и развитие эпохи, а также высказать свою точку зрения на такие вечные проблемы, как тайна жизни и смерти и их роль в истории человечества. Отдельной темой идёт трагическая судьба русской интеллигенции, подчеркиваемая Пастернаком через стихотворения главного героя – Юрия Андреевича Живаго.
Однако, в отличие от автора, восторженно отзывавшегося о своем творении, пресса и литературные критики восприняли роман в штыки. Аудитория разделилась на две группировки: тех, кто считал произведение действительным откровением о присутствующих в мире проблемах, и других – кто крайне негативно воспринимал каждое слово Бориса Леонидовича. В частности, Казакевич был недоволен формулировкой о том, что Октябрьская революция не только не оказала пользу существующему человечеству, но и наоборот – была самой бесполезной. А главный редактор газеты «Новый Мир» Симонов, прочтя роман, рекомендовал «ни в коем случае не давать трибуну Пастернаку!».
Роман был опубликован аж в 1957 году в Италии. Получив там признание и положительные отзывы, он стал распространяться по миру, издаваясь в Великобритании, Германии, Голландии. Несмотря на многочисленные попытки Советской власти изъять рукопись и запретить её публикацию, книга не только распространялась всё дальше, но и начинала переводиться на другие языки, добавляя своему автору еще большую популярность на родине и за границей.
Личная жизнь
Со своей первой женой Пастернак познакомился в 1921 году. Спустя год после встречи молодые люди втайне поженились, а через два года у них родился сын Евгений. Однако к 1965 году Евгения Владимировна умирает от сильнейшего воспаления легких, заставляя Бориса Леонидовича на несколько месяцев замкнуться в себе.
Со своей второй женой – Зинаидой Николаевной Нейгауз – писатель и поэт прожил недолго. Пара часто ссорилась и не могла найти компромиссов, поэтому в 1948 году, когда Борис встречает свою третью и последнюю любовь – Ольгу Ивинскую – он бросает семью и начинает новую жизнь. К слову, после его смерти жена была обвинена в измене родине и вынуждена была провести в заключении целых четыре года, после чего её отпустили и позднее оправдали.
Чужие жены, любовницы и смерти в жизни Бориса Пастернака
Он знал многих женщин. И многие из них сами лили горькие слезы. Статный, породистый, с лицом, черты которого таили восточную жестокость, не стеснялся в лирике сильных чувств. 10 февраля исполняется 130 лет со дня рождения поэта и писателя.
Воздух моментально покинул легкие, как будто ему дали под дых. Горло нещадно жгло. Высокий красавец, будто отлитый из бронзы, сейчас был жалок. Способный несколькими строчками пролить чужие слезы, он плакал сам. Пастернак не раз бравировал готовностью покончить жизнь самоубийством, даже предлагал любовницам сделать это вместе. Но зачем в этот раз было прибегать к едкому йоду? Он не мог жить без этой женщины, но боль, которую он причинял ее законному мужу, была невыносимой.
Борис Пастернак всегда нравился женщинам. А они ему. Он был влюбчив и, кажется, не мог творить без романтического флера. Легкого, возвышенного, окрыляющего и всегда чуточку нового.
Ахматова спасала Пастернака во время любовных бурь. Фото: © «ИТАР-ТАСС»
«На Пастернака находит желание встретиться, только когда он пребывает в угнетенном состоянии. Тогда он… приходит расстроенный и измученный, чаще всего после какого-нибудь любовного увлечения, но его жена появляется вскоре вслед за ним и забирает его домой».
Главными в жизни Бориса Леонидовича стали пять женщин. Жены Евгения и Зинаида, любовница Ольга Ивинская, поплатившаяся за их отношения адом советских лагерей, королевы русской поэзии Марина Цветаева и Анна Ахматова. С последней их связывала неразрывная платоническая любовь, в которой они спасали друг друга. Актриса театра и кино Нина Ольшевская вспоминала: «Когда Пастернаку было плохо, он уезжал в Ленинград и останавливался у Анны Андреевны. Стелил на полу пальто и так засыпал, и она его не беспокоила».
Пастернак, Сергей Эйзенштейн, актриса Ольга Третьякова, Лиля Брик, Владимир Маяковский. Фото: © РИА «Новости»
От красавицы к красавице
В начале 1920-х годов Борис встретил Евгению Лурье, которая станет его первой женой. Веселая, озорная, хорошенькая. И нрав отнюдь не кроткий. Окончила гимназию с золотой медалью, поступила на математическое отделение Высших женских курсов, но вскоре поменяла интересы на живопись, в чем в будущем преуспела. Вокруг всегда вились поклонники.
В 1931 году их брак окончательно распался. Последнее лето они провели на даче под Киевом в компании семьи известного пианиста Генриха Нейгауза. И его хорошенькой жены Зинаиды. Эти отношения доставили много боли всем участникам любовного многоугольника. Главными истязателями были Зинаида и Борис. Впоследствии Зинаида вспоминала: «Он остался в ту ночь у меня. Когда наутро он ушел, я тут же села и написала письмо Генриху Густавовичу о том, что я ему изменила, что никогда не смогу продолжать нашу семейную жизнь и что я не знаю, как сложится дальше, но считаю нечестным и морально грязным принадлежать двоим, а мое чувство к Борису Леонидовичу пересиливает… Я была уверена, что он все это переживет, и написала прямо, считая это более порядочным. Он получил мое письмо в день концерта. Как рассказывал мне потом его импресарио, во время исполнения Нейгауз закрыл крышку рояля и заплакал при публике… Нейгауз отменил все последующие концерты этой гастроли и приехал в Москву. Увидев его лицо, я поняла, что поступила неправильно не только в том, что написала, но и в том, что сделала».
Пастернак с первой женой Евгенией и их сыном Женей. Фото: Getty Images
Повальный разврат
Зинаида, кстати, после всей этой истории превратилась в закаленного бойца. На увлечения мужа и его популярность у молоденьких девушек смотрела с издевательской улыбкой. И оставила саркастические воспоминания: «После войны начался повальный разврат. В нашем писательском обществе стали бросать старых жен и менять на молоденьких, а молоденькие шли на это за неимением женихов. Молоденькие девушки из Скрябинского музея окружили Бориса поклонением, засыпали его любовными письмами и досаждали ему навязчивыми визитами. Почему-то всех их он шутя называл балеринами. Ему мешали работать, подчас он на них сердился и выставлял меня, как цербера, охранять его от их визитов».
Лара в синеньком халатике
Дольше, дольше, дольше… Настолько, что Пастернак живет то в Переделкино с женой, то в Москве с любовницей, которая встречает его в соблазнительном халатике синего шелка. Борис обещает женщинам попеременно порвать с соперницей. Не веря его словам, Зинаида решает действовать. Сначала у постели их болезненного сына Леонида она берет обещание, что муж никогда не уйдет из семьи. Затем навещает любовницу. Общается жестко и коротко. После ее ухода Ольга глотает таблетку за таблеткой люминала. Ее спасает скорая.
Две ходки за любовь
Отношения с попавшим под пристальное внимание органов писателем становятся проклятием для Ольги. Пара лет счастья оборачивается кошмаром судебного преследования и тюремного заключения. Издеваясь над Ивинской, управляют Пастернаком, который все больше общается с «западными друзьями». В 1949 году Ольгу арестуют по обвинению в «близости к лицам, подозреваемым в шпионаже». Ее избивают на допросах. В тюрьме у нее происходит выкидыш. Так оборвалась жизнь третьего ребенка писателя.
Она вернется в Москву только в 1953-м. После развернувшейся травли Пастернака за публикацию романа «Доктор Живаго» за железным занавесом именно Ольга станет ему главной поддержкой. Именно ей литератор завещает свои зарубежные гонорары. Тем самым, того не желая, отправит ее в тюрьму во второй раз.
…Борис Пастернак скончался 30 мая 1960 года от рака легких. Женщины, которых он так сильно любил и которые так сильно любили его, остались жить. Каждая сохранила непростую и болезненную память о нем. Но ни одна не смогла отрицать, что именно с ним была счастлива.
Борис Леонидович Пастернак
Фото Все
Видео Все
Приглашение на казнь. Пастернак и Живаго
Райнер Мария Рильке, Марина Цветаева и Борис Пастернак. Больше, чем любовь
Борис Пастернак. Лирика / «Игра в бисер» с Игорем Волгиным / Телеканал Культура
Борис Пастернак — биография
Борис Пастернак – поэт, писатель, переводчик. Один их самых крупных поэтов 20-го века.
В детские годы он серьезно увлекался музыкой, даже сам сочинял ее и импровизировал игрой на фортепиано. Но потом разуверился в своем таланте музыканта, и желание стать композитором отошло на второй план, уступив место философии. Его учителем был сам немецкий неокантист Герман Коген. Однако судьба приготовила Борису Пастернаку совсем другую дорогу. В его жизнь вошли новые знакомые – писатели, символисты и футуристы, и это привело его в литературу. Благодаря новому увлечению, он стал поэтом и именно на этом поприще был награжден Нобелевской премией в 1958 году.
Детство и юность
Родился Борис Пастернак 10 февраля 1890 года в Москве. Родители мальчика принадлежали к русской интеллигенции. Мама Розалия Кауфман была пианисткой, начала свою творческую карьеру в Одессе, где они жили еще до рождения детей. Отец Леонид Пастернак – известный художник, состоял в членах Академии художеств России. Некоторые из его полотен впоследствии украсили Третьяковскую галерею. Леонид Пастернак был дружен с писателем Львом Толстым, его иллюстрации украшали книги известного прозаика. Кроме Бориса в семье подрастало еще трое младших детей.
Борис Пастернак с братом в детстве
Борис рос в самой настоящей творческой атмосфере. В доме его родителей постоянно гостили знаменитости. Кроме Льва Толстого, композиторов Рахманинова и Скрябина, там можно было встретить художников Поленова, Иванова, Левитана, Ге, Нестерова. Мальчик с детства впитывал эту атмосферу творчества, и это не могло не оставить след в его душе.
Непререкаемым авторитетом у Бориса пользовался композитор Скрябин, и под его влиянием он серьезно увлекся музыкой.
Пастернак даже хотел стать таким же выдающимся, как и его учитель. Успеваемость в гимназии всегда была на высшем уровне, поэтому по окончанию обучения Пастернак получил золотую медаль. Одновременно со школьными предметами, Борис посещает занятия в консерватории.
Биография поэта содержит много случаев, когда он стоял перед выбором, и сделать его было очень непросто. Первый раз молодой человек столкнулся с такой ситуацией, когда принял решение расстаться с музыкой, занятиям которой он посвятил много лет. Много лет спустя он объяснил, почему принял такое решение. Оказалось, что он не обладал абсолютным слухом, без которого достичь выдающихся результатов в музыке очень сложно. Отличительными чертами характера Бориса была целеустремленность и невероятная работоспособность, а еще умение доводить все начатое до совершенства. Поэтому он понимал, что даже самая беззаветная любовь к музыке не поможет ему подняться на должную высоту, и бросил это занятие.
Борис Пастернак в молодости
В 1908 году Борис поступил на юридическое отделение Московского университета, и после первого курса добился перевода на факультет философии. И здесь он учился исключительно на отлично, поэтому в 1912-м становится студентом Марбургского университета. Все пророчили ему отличную карьеру в Германии, но он снова принял решение полностью изменить свою жизнь. Пастернак бросил философию и стал поэтом.
Первые шаги в поэзии
Первая проба пера будущего великого поэта пришлась на 1910 год. В его первой поэзии скользит впечатление от зарубежного путешествия в Венецию, куда они отправились всей семьей, а также сквозит грусть неразделенной любви. В том году он сделал предложение любимой, но она ему отказала. По мнению авторитетных коллег, стихи были достаточно детскими, но при этом содержательными. После того, как семья вернулась домой, Борис начал активно посещать литературные кружки «Мусагет» и «Лирика», где выступает со своими стихами. В эти годы он серьезно увлекся символизмом и футуризмом, но впоследствии отошел от этих течений и начал прокладывать свой путь.
В 1913-и 1914-м годах в жизни поэта произошло множество событий, связанных с его творческой деятельностью. Появились первые публикации его стихов, свет увидел первый сборник его произведений под названием «Близнец в тучах». Однако Пастернак всегда критически относился к себе, поэтому собственные стихи кажутся ему недостаточно хорошими. В 1914 году состоялось знакомство Пастернака и Владимира Маяковского, творчеством которого Борис всегда восторгался.
По приглашению управляющего химическими производствами Бориса Збарского, Пастернак в 1916 году переезжает в Пермскую губернию и поселяется в поселке Всеволодо-Вильва. Он устроился на работу в контору этого завода на должность помощника по деловой переписке, в его обязанности входит составление торгово-финансовой отчетности. Когда вышел в свет роман Пастернака «Доктор Живаго», то всем стало понятно, что прообразом города Юрятин служила Пермь. Побывал Борис на Березниковском содовом заводе, и пришел в полный восторг от увиденного. Он написал письмо С.П.Боброву и сказал, что этот поселок при заводе напоминает ему маленькую промышленную Бельгию.
Творчество
Творчество – процесс занимательный. Одни творят легко и непринужденно, получая от этого истинное удовольствие, другие затрачивают массу усилий, прежде чем достигнут желаемого результата. Пастернак был именно из второй категории творцов. Он работал постоянно, старался отточить каждое слово и фразу. В 1922-м вышел еще один сборник его поэзий – «Сестра моя – жизнь», который, по мнению самого поэта, был первой стоящей книгой.
Интересно складывались отношения Пастернака и Сергея Есенина, который критически высказывался о творчестве Бориса. Вскоре между ними возникла открытая конфронтация, и однажды они даже подрались. Об этом инциденте написал в своих воспоминаниях Валентин Катаев, где Есенин у него получил прозвище «королевич», а Пастернак «мулат».
Катаев писал, что королевич вцепился в грудки противника одной рукой и пытался заехать интеллигентному мулату в ухо. А мулат, который одновременно был похож на араба и на его лошадь, пытался дать королевичу в скулу, но это ему так и не удалось.
Борис Пастернак в процессе творчества
В 20-е годы в жизни Пастернака произошли большие перемены. Его родители эмигрировали в Германию, он сам женился на Евгении Лурье, потом стал отцом новорожденного сына. Кроме этого он продолжал выпускать новые поэмы и сборники своих произведений.
Советская власть
В 30-е годы творчество Пастернака, как впрочем и он сам, находит признание властей страны Советов. Сборники его поэзий ежегодно переиздают, в 1934-м его пригласили на съезд Союза писателей, где он выступил с трибуны со своей речью. В 1935-м Пастернак был командирован в Париж и стал участником Международного конгресса писателей. Во время этого путешествия поэт сваливается с нервным срывом, практически не спит и жалуется на нервы.
Борис Пастернак с Анной Ахматовой
В том же 1934-м Борис встал на защиту мужа поэтессы Анны Ахматовой и ее сына, которые были арестованы. Их освободили после того, как Пастернак письменно обратился к Сталину.
Благодарный поэт в 1935-м отправил Вождю народов сборник лирики поэтов Грузии, которую сам перевел. В письме, приложенном к этому сборнику, были слова благодарности за мгновенное освобождение родственников поэтессы.
В начале 1936 года было опубликовано два произведения Пастернака, где он выражает восхищение Сталину. Однако его старания имели обратный эффект. Ему так и не простили роль заступника за семью Ахматовой, припомнили ему и Гумилева с Мандельштамом. В том же 1936-м поэт был практически отстранен от литературной жизни страны, обвинен в оторванности от реальности и ошибочности принимаемых решений.
Переводы
Борис Пастернак прославился не только литературными произведениями, но и своими переводами с иностранных языков. После того, как в 36-м отношение властей к нему резко изменилось, его стихи почти не издавались, и он был вынужден искать средства, чтобы содержать себя и родных. Нужда заставила его заняться переводами. Как и ко всему, чем он занимается, Пастернак очень серьезно относится к переводам, он приравнивает свою работу к художественному произведению. Поэт очень тщательно и ответственно подошел к процессу, старался, чтобы результат был идеальным.
Сборник переводов Бориса Пастернака
Пастернак начал заниматься переводами в 1936-м, в это время он проживал в Переделкино, на даче. Его труды впоследствии приравняли к оригиналам тех произведений, которые он переводил. Благодаря этой работе он не только получал деньги для содержания семьи, но и реализовался, как поэт. А это в условиях сплошной травли было достаточно сложно. Переводы произведений Шекспира, которые сделал Пастернак, вошли в классику.
Война
В самом начале войны Борис отправился на призывной пункт, однако его в армию не взяли. В детстве он получил травму и по состоянию здоровья не мог быть призван на фронт. Но в такое тяжелое время он не мог просто отсиживаться в стороне. Пастернак идет на курсы, после которых выходит военным корреспондентом, и таким образом попадает на фронт. После возвращения поэт работает над циклом произведений, которые пропитаны духом патриотизма.
Борис Пастернак на фронте
После победы Пастернак снова много трудился, по-прежнему переводит классические произведения зарубежных авторов, потому что они так и остались его единственным доходом. В те годы он совсем мало сочинял своих стихов, в основном уделял внимание переводам, задумал новый роман, переводил «Фауста» Гете.
«Доктор Живаго» и травля
Роман «Доктор Живаго» стал самым значимым литературным произведением Пастернака. Его часто называют автобиографичным романом, потому что многие события в нем перекликаются с жизнью самого автора. Пастернак работал над ним десять лет. У главной героини его романа имелся прототип – супруга писателя Зинаида, в девичестве Нейгауз. После того, как в личной жизни Бориса появилась новая муза – Ольга Ивинская, работа начала продвигаться более быстрыми темпами.
Сюжет романа начинается в начале века и заканчивается годами Отечественной войны. Поэт несколько раз менял название произведения. Сразу он назвал его «Мальчики и девочки», потом изменил на «Свеча горела», затем хотел назвать его «Смерти нет».
Правда, описанная в этом произведении, равно как и собственное видение происходящего в стране, очень не понравилась руководству. Писателя начали жестко травить, а его книгу не хотели признавать. В СССР роман так и не был напечатан, зато вышел небольшим тиражом за границей.
Его оценили очень высоко, в 1957-м, когда «Доктор Живаго» вышел в Италии, его буквально засыпали восторженные отзывы читателей. Произведение вызвало настоящую сенсацию.
В 1958 году Борис Пастернак стал лауреатом Нобелевской премии. Произведение переведено на множество языков, расходится по миру большими тиражами. Его издает Великобритания, Германия, Голландия. Власти страны Советов всячески пытались запретить роман, изъять у автора рукопись, но слишком большой была его популярность во всем мире.
Борис Пастернак на вручении Нобелевской премии
Мировое сообщество признало талант Бориса Пастернака, и это не могло не радовать, но обернулось большим разочарованием.Теперь его травит не только власть, но и собственные коллеги. Они выступили с обличительными речами на митингах перед рабочими заводов, студентами, на собраниях творческих союзов. Нашлись даже инициаторы составления коллективных писем, которые требовали наказания для нерадивого писателя.
Некоторые выступали с инициативой выслать поэта из страны, но жизнь вне родины Пастернак не представлял. В 1959 году он пишет стих под названием «Нобелевская премия», в строках которого звучит горечь от переживаний за происходящее. Этот стих тоже вышел за рубежом. Давление на него было такой силы, что он отказывается от Нобелевской премии. После публикации стиха Пастернак чуть не был признан изменником Родины. Его исключили из Союза писателей, но из Литфонда не вытурили. Это дало возможность и дальше печататься и получать за это законное вознаграждение.
Стихотворения
Первые стихи поэта были написаны под влиянием символизма. Они отличались сложными рифмами, необычными, иногда даже не совсем понятными образами и метафорами. В годы войны стиль Пастернака меняется до неузнаваемости. Теперь его стихи легкие, понятные и простые, что особенно заметно по коротким произведениям – «Ветер», «Хмель», «Март», «Гамлет». Он был гениальным поэтом, которому удавалось даже в маленьком произведении раскрыть философский смысл.
Роман относится к более позднему его творчеству, когда он проживал в Переделкино. В первых поэзиях Бориса видна элегантность, постепенно они приобретают социальную направленность.
Среди любимых тем Пастернака – единение человека с природой. Яркий пример такого единения – стихотворение «Июль», передающее восторг автора от самого прекрасного месяца в году.
Последний сборник поэзий Пастернака вышел в 1959-м, в него вошел стих «Снег идет»(1957 год). В нем сочетаются две части – пейзаж и размышления о быстротечности человеческой жизни. Одна из строчек – «и дольше века длится день» из произведения «Единственные дни», с тех пор стала крылатой. Этот стих, написанный в 1959-м, тоже есть в его последнем сборнике.
Личная жизнь
В личной жизни Бориса Пастернака было два официальных брака и одна большая любовь. Женщины, которые в разные годы были рядом с великим поэтом, были его музами, он был счастлив с ними, да и они не жаловались на недостаток внимания с его стороны. Поэт обладал творческой натурой, способной увлечься очередной музой, поэтому был непостоянен в любви. Постоянных романов на стороне у него не было, однако сохранить верность одной жене у него не получилось.
Борис Пастернак с женой Евгенией Лурье и сыном
В 1921 году Борис встретил художницу Евгению Лурье. Он как раз окончил свою повесть «Детство Люверс», прообразом главной героини в которой была Евгения. Она была тезкой художницы, деликатной, нежной и целеустремленной. Однако при этом оставалась целеустремленной и самодостаточной. Вскоре Евгения стала официальной женой поэта и его музой.
В эти годы поэт испытал настоящее счастье, к тому же они скоро стали родителями сына Евгения. Супруги любили друг друга, сильно и взаимно, и это давало им силы справляться со всеми трудностями, возникающими на пути. Но вскоре их начала преследовать нищета, и это очень сказалось на отношениях. Евгения стремилась достичь высот в карьере художника, поэтому Борису пришлось заниматься вопросами семьи и быта.
Борис Пастернак и Марина Цветаева
Отношения супругов окончательно испортились, когда Евгения узнает о переписке мужа и Марины Цветаевой. Она ревновала его жутко, и это чувство заставило ее покинуть родину и отправиться в Германию, где в то время уже жили родители Бориса. Прошло немного времени, Евгения осознала опрометчивость своего поступка, она готова жертвовать своей карьерой ради семьи, но оказалось, что уже поздно. В личной жизни поэта появилась новая любовь Зинаида Нейгауз. В то время Борису исполнилось 40, его избраннице 32, к тому же она была замужем и растила двух детей.
Борис Пастернак с Зинаидой Нейгауз
Зинаида оказалась полным антиподом Евгении. Она отличалась хозяйственностью, не стремилась к построению карьеры, занималась исключительно семьей. Она не была такой утонченной, как Евгения, однако это не помешало Пастернаку влюбиться в нее с первой встречи. То, что она была замужем и имела детей, не стало для поэта препятствием, он понял, что встретил свою женщину. Но поэт не забывал о первой семье, оказывал поддержку и не рвал с ними отношений.
В этом браке поэт тоже был счастлив. Дома было спокойно и комфортно, у них родился ребенок – сын Леонид. Счастливая семейная идиллия длилась десять лет. Потом Борис все чаще стал оставаться в Переделкино, и это отдалило супругов. Отношения с женой постепенно охладевали, и в этот момент в его жизни появляется Ольга Ивинская. Она занимала должность редактора журнала «Новый мир», в редакции которого они и познакомились.
Борис Пастернак и Ольга Ивинская
Пастернак не хотел разводиться с супругой, поэтому много раз пытается окончить роман с Ивинской. В 1949-м Ольга была арестована, ей вменили в вину отношения с опальным писателем и дали пять лет лагерей. Все эти годы Пастернак заботился о ее матери и детях, давал деньги и опекал.
Испытания, выпавшие на долю поэта, не могли пройти бесследно для его здоровья. В 1952-м его госпитализировали с инфарктом. После освобождения из лагеря, Ивинская продолжала трудиться у Бориса в качестве неофициального секретаря. До последних дней поэта они были вместе.
Смерть
Травля, которую организовали против него власти и коллеги, окончательно ударила по здоровью поэта. Весной 1960-го Борис попадает в больницу, где ему диагностируют онкологию. Стадия была неоперабельной, метастазы пошли в желудок. Возле него неотлучно находилась Зинаида.
В первых числах мая поэт сознает, что его болезнь вылечить невозможно, и что скоро наступит конец его бренной жизни. Поэта не стало 30 мая 1960 года. Зинаида пережила супруга всего на шесть лет и умерла от такого же заболевания.
Могила и памятник Борису Пастернаку
Похороны Бориса Пастернака собрали большое количество людей. Среди присутствующих можно было видеть Булата Окуджаву, Андрея Вознесенского, Наума Коржавина, которые не побоялись гнева властей, и пришли проводить в последний путь коллегу. Поэта похоронили в Переделкино, на местном кладбище, там же похоронены все его родные. Памятник на могиле великого поэта изготовлен по эскизам скульптора Сарры Лебедевой.