патриотизм история и сущность
ПАТРИОТИЗМ
Предпосылки возникновения патриотизма складываются в первобытном обществе и связаны с привязанностью к семье, роду, племени, своей земле, с почитанием родовых божеств и предков.
В Древнем мире эти привязанности становятся осмысленными и обретают идеологическую нагрузку. В Древней Греции изначальный, так называемый полисный патриотизм, тесно связанный с понятием гражданства, постепенно, преимущественно под влиянием греко-персидских войн и столкновения с варварским миром, уступает своё место панэллинскому патриотизму, скреплённому единым языком и единой культурой. В Древнем Риме с расширением государства полисный патриотизм вырос в имперский. Одну из основ конфуцианской этики в Древнем Китае вместе с верностью императору составляла любовь к своей стране. В средние века патриотизм предполагал не столько любовь к своей стране и народу, сколько в первую очередь преданность вере и служение сюзерену. На этой основе и на Западе, и на Востоке сложилась идея универсальной христианской или исламской империи (Византийская империя, Халифат, Священная Римская империя), противостоящая местному патриотизму. В сознании русского народа патриотизм существовал вопреки политической раздробленности и был прочно связан с православием, что особенно проявилось в Смутное время. С установлением в Европе в раннее Новое время абсолютистских режимов патриотическая идея «служения государству» стала тождественной идее «служения монарху».
Сам термин «Патриотизм» прочно входит в словарь европейских стран в XVIII веке. Хотя доминантой понятия «Патриотизм» по-прежнему оставалась идея защиты родной страны, на Западе с конца XVIII века оно обогащается новым смыслом, рождённым революционными событиями эпохи: патриотами называют участников Войны за независимость в английских колониях в Северной Америке, патриотов движения в республике Соединённых провинций, Великой французской революции, сподвижников С. Боливара в Латинской Америке. В эпоху наполеоновских войн к понятию «Патриотизм» в Испании, Португалии, Германии обращаются и консерваторы.
В России с возникновением империи понятие «Патриотизм» становится стержнем государственной идеологии. Оно трактуется как высшая нравственная добродетель (Екатерина II, Н.М. Карамзин и другие). После Отечественной войны 1812 года патриотизм стал характерной чертой как идеологии «западников» (Т.Н. Грановского, В.Г. Белинского и других) и «славянофилов» (А.С. Хомякова, И.В. Киреевского и П.В. Киреевского и других), так и «официальной народности» теории.
В случае острых гражданских конфликтов на первый план выдвигается некий идеальный образ родины, за который сражаются люди противоположных политических взглядов: патриотами считали себя «северяне» и «южане» в Гражданской войне в США 1861-1865 годов, республиканцы и франкисты в Испании середины 1930-х годов и так далее. Однако основой патриотизма всегда оставалась защита отечества от внешней угрозы. Поэтому понятие «Патриотизм» стало особенно востребованным во время 2-й мировой войны.
Патриотизм повсюду в мире стал мощным политическим орудием: вводится почитание национальных символов (флаг, гимн, герб), создаётся система патриотического воспитания. Свойство патриотизма консолидировать нацию активно используется властью для реализации различных политических проектов. В свою очередь оппозиция часто подвергает правительства критике за их мнимый или действительный отход от патриотического курса.
Что такое патриотизм?
для проведения занятия по ОГП
Тема : «Патриотизм — источник морального духа российского воина»
Цель:
Время: 2*45 мин.
Место: уч. класс.
Метод: рассказ, беседа.
Уч. лит-ра: опорный конспект.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Российский патриотизм: его сущность, особенности и влияние на укрепление обороноспособности страны
«Патриотизм — под этим понятием подразумевается привязанность человека к местам, где он родился и вырос, любовь к своей родине. На уровне обыденного сознания это чувство передается из поколения в поколение и является весьма стойким.
Поэт Анатолий Лунин в стихотворении «Отчим дом» выразил это так:
Со страною много общего?
Где родился, — та страна, —
Словно отчий дом, одна.
Ни Отечества, ни отчества
Мне другого не захочется.
Все на свете — до конца! —
Патриотизм является ярким проявлением народного, национального самосознания. Известный русский философ И.А.Ильин называл любовь к Отечеству « творческим актом духовного самоопределения». В самом деле, каждый человек в силу своих индивидуальных особенностей связывает это чувство с чем-то наиболее близким и дорогим. Речь может идти, скажем, о природе, искусстве, славной истории и т.д. Но в любом случае для истинного патриотизма факторы нравственные, духовные имеют приоритетное значение. В них как бы выражается любовь к Отечеству в целом. Понятия « народ» и « Родина» мы воспринимаем в неразрывном единстве.
«Что такое Родина?» — писал Л.Н.Толстой. — Это — весь народ, совершающий на данной площади свое историческое движение. Это прошлое народа, настоящее и будущее. Это — его своеобразная культура, его язык, его характер..» Во-первых, ему присущ глубоко сознательный и народный характер, высокая ответственность россиян за судьбу Родины, ее надежную защиту. Многочисленные факты истории свидетельствуют о том, что буквально все сословия самоотверженно отстаивали независимость Руси, ее национальное единство. Идея бескорыстной защиты Отечества всегда была близка и крестьянству, и дворянству, и духовенству, и горожанам. В сознании, чувствах и поступках русских людей она неизменно была на первом плане.
Вспомним в связи с этим обращение Петра Первого к российскому войску перед Полтавской битвой (1709 г.). В нем чрезвычайно просто и емко сформулирована эта патриотическая идея. « Воины, — говорилось в обращении, — вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за родное Отечество… А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего». Россияне во все времена с глубоким сознанием шли на лишения и даже самопожертвования во имя свободы Отечества, показывали стойкость и массовый героизм при его защите. Воин-патриот всегда пользовался уважением, а ратный труд считался наиболее престижным. Высочайшим патриотическим смыслом насыщено понятие воинского долга. Его суть изложена в Законе Российской Федерации « О статусе военнослужащих».
В статье 24 Закона она сформулирована так: « Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации». Следовательно, в понятие «российский патриотизм» заложена также обязанность человека защищать свое Отечество. Исполнение этого святого дела всегда почиталось в народе. Во- вторых, характерная особенность российского патриотизма державность. Она отражает тот исторический факт, что в течение большей части своей истории Россия являлась великим государством, оплотом которого была армия. Державный характер российского патриотизма предопределил у россиян чувство большой национальной гордости за великую Родину, высокую ответственность за судьбы мира на планете, за осуществление миротворчества как в ближнем ( Приднестровье, Южная Осетия, Таджикистан, Абхазия, Чечне), так и в дальнем зарубежье (Югославия). Знаменитый югославский режиссер Стево Жигон, влюбленный в Россию, ее культуру и народ, выразился так: « Русский народ очень силен. Очень умен. Очень мужественный. Поэтому и в этом бренном мире что-то произойти без участия русских не может..».
В- третьих, российский патриотизм носит интернациональный характер. Ведь наша страна — многонациональное государство. Но люди различных вероисповедований, культур по праву называют себя россиянами, ибо у них единая Родина — Россия. Армия и флот России по своему составу также многонациональны. Как показывает статистика, в частях и кораблях служат воины 20-30 национальностей. Сплоченные в единую боевую семью, они призваны защищать единое Отечество. История убедительно подтверждает, что народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою единую Родину. Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году состояло из представителей разных народностей и народов. В Отечественной войне 1812 года принимали участие татары, башкиры, калмыцкая конница, военные формирования народов Кавказа. За честь почитали себя называть русскими офицерами известные военачальники Н.Б.Барклай де Толли, И.В.Гурко, И.И. Дибич, Р.Д.Радко-Дмитриев, П.И. Багратион, Н.О. Эссен и многие другие. Наиболее ярко интернациональный характер нашего патриотизма проявился в годы Великой Отечественной войны.
Так было на Куликовском поле (1380г.), на льду Чудского озера (1242 г.) и у Бородина (1812 г.). Упорство, героизм, нравственное превосходство русского солдата над противником приобрели мировую известность. Германский полководец Фридрих II, не раз терпевший поражения от русского воинства в Семилетней войне (1756-1763 гг.), сказал так: «Этих людей легче перебить, чем победить».
Чувство патриотизма, изначально присущее россиянам, передается из поколения в поколение, формируя у людей, особенно у защитников Отечества, непреодолимую духовную силу, стойкость.
Задача патриотического воспитания по сути состоит в том, чтобы наращивать духовные, морально- нравственные силы наших воинов, формировать у них качества, необходимые для успешного решения учебно-боевых задач.
Центральной, стержневой идеей системы воспитательной работы является идея служения России, Отечеству. Патриотизм — это одно из самых могущественных, неистребимых и священных чувств человеческих. Любовь к Родине в человеке является естественным чувством, главнейшим всеобщим нервом народного общежития., она глубоко коренится в душе россиянина, ибо формировалась долгим историческим опытом, в борьбе с многочисленными врагами, и как высшая духовная ценность передается из поколения в поколение. Другими словами, воспитывая воинов, важно добиться главного — сформировать, точнее, разбудить чувство патриотизма и на его основе сознательное отношение к воинскому долгу, способность и готовность к напряжению всех духовных и физических сил в трудное для Родины время. Именно любовь к Отчизне и своему народу, гордость за их великое прошлое позволили русскому воину обрести славу лучшего солдата в мире.
Основные направления патриотического воспитания российских воинов
Работа на этом важном направлении включает в себя глубокое изучение истории нашего государства, его доблестных вооруженных сил. Эта летопись, как правило, сложна и противоречива. В ней присутствуют как героические, так и трагические страницы. Но это наша история, к изучению которой необходимо подходить бережно, не допуская перекосов, очернения. Так, после Октябрьской революции 1917 года многие периоды тысячелетней истории Отечества излагались однобоко, искаженно. А, сейчас, наоборот, некоторыми учеными предпринимаются попытки переписать после октябрьскую историю страны только в черных тонах. Но ведь и в эти годы, если подходить к их оценке объективно и ответственно, были достигнуты успехи в развитии экономики и культуры, в укреплении обороны страны, упрочении ее международных позиций. Обращаясь к истории, необходимо не отвергать целые ее пласты. Правдивая и объективная оценка деятельности прошлых поколений будет только способствовать формированию у воинов национальной гордости, патриотических чувств.
Существует богатый арсенал форм и методов формирования исторического сознания. Это военно-исторические конференции, экскурсии в музеи, встречи с ветеранами войны и труда.
Важное значение придается общественно — государственной подготовке, в ходе которой изучается летопись страны с древнейших времен и до настоящего времени. Особый упор при этом сделан на изучение истории Вооруженных Сил. В учебные планы включен большой раздел, посвященный 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. В ходе занятий воины изучают биографии великих полководцев, ход важнейших сражений. Изучая историю войны, важно привлекать внимание слушателей не только к конкретным событиям и подвигам героев, но и обращаться к урокам событий тех огненных лет.
Большое значение для формирования у военнослужащих патриотических чувств, ответственности за судьбу Родины имеет хорошее значение сущности и основных путей осуществления внутренней, внешней, военной политики Российского государства. Эти проблемы достаточно полно отражены в учебных планах общественно — государственной подготовки.
Следует отметить, что воинская служба уже сама по себе является эффективным средством патриотического воспитания воинов армии и флота. Недаром Вооруженные Силы называют школой возмужания, моральной и физической закалки людей.
Были в ней и недостатки, но были и крупные достоинства. Наш недавний опыт военно-патриотического воспитания молодежи, например, кое в чем используется в Америке, Франции, Германии. Большой потенциал нравственного, патриотического воспитания российских воинов содержит реализация соглашения между министерством обороны и патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. В нем речь идет о взаимодействии в деле повышения духовности воинов армии и флота, о формировании у них верности патриотическому, воинскому долгу. В настоящее время прорабатывается аналогичное соглашение между ФПС и церковью. Надо сказать, что церковь испокон веков вдохновляла «христолюбивое русское воинство православное» на подвиги во имя Отечества.
Перед началом Куликовской битвы, благославляя Дмитрия Донского и его дружину иконой Спасителя, Сергей Радонежский сказал:» Иди на безбожников смело, без колебаний и победишь». Так православная церковь поступала всегда, утверждая в русской армии любовь к Отечеству, верность патриотическому и воинскому долгу, дух бесстрашия при защите Родины. Религия учит стойко и мужественно переносить тяготы и лишения. Это крайне важно для души молодого человека, пришедшего в армию. Интересы укрепления могущества России требуют дальнейшего совершенствования военно-патриотического воспитания и формирования морально-психологической готовности воинов и молодежи к защите Отечества. Долг, Честь, Родина — эти святые понятия должны всегда жить в душе российских воинов.
Что такое «патриотизм» в современном понимании, примеры
Приветствую Вас, друзья!
Патриотизм – это очень сложное и многогранное понятие. Все понимают, что это такое, и в то же время существует немало разных трактовок, многие из которых противоречат друг другу. Так что же такое патриотизм? Любовь к своей родине и к своему народу? Гордость за прошлое своей страны? Или за настоящее? Или стремление сделать что-то полезное для будущих поколений? Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой патриотизм и какие смыслы чаще всего вкладываются в это понятие.
Что такое патриотизм?
Патриотизм — любовь и привязанность к своей родине, а также преданность и готовность жертвовать ради неё собственными интересами. Кроме того, патриотизм подразумевает гордость за достижения своей страны и своего народа. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу.
Противоположностью патриотизма является космополитизм – идеологическая концепция, согласно которой всё человечество представляет собой единую нацию, а каждый человек является гражданином мира.
В большинстве стран мира патриотизм считается основой жизнеспособности государства. Он выступает в качестве мобилизующего фактора, заставляя людей занимать активную гражданскую позицию и самоотверженно служить родине. Человек может испытывать патриотические чувства и по отношению к малой родине – своему краю и даже городу. К примеру, он может одинаково радоваться и когда сборная его страны побеждает на международных соревнованиях, и когда сборная его города побеждает на соревнованиях внутри страны.
Виды патриотизма
Как было отмечено выше, патриотизм – понятие сложное и многогранное. Он может проявляться в чувствах, взглядах, жизненных принципах или поступках человека. Он может иметь разную природу, затрагивать разные сферы жизни и быть направленным на разные объекты. Чтобы внести ясность, социологи выделили пять основных видов патриотизма:
Часто можно услышать также про «квасной» патриотизм (или «ура-патриотизм»). Это ироничное определение для гипертрофированного патриотизма, при котором человек слепо верит в превосходство своей родины над другими странами. Обычно «квасной» патриотизм противопоставляют подлинному патриотизму, поскольку человек отрицает наличие у его родины каких-либо недостатков и не озадачивается тем, чтобы приносить ей какую-то реальную пользу, кроме неоправданного восхваления.
Примеры патриотизма в современном мире
Патриотизм обычно ассоциируется с героическими поступками, направленными на защиту родины. Поэтому в России большинство людей в ответ на просьбу объяснить, что такое патриотизм, вспоминает Великую отечественную войну. В других странах также обычно вспоминают войны, сыгравшие значительную роль в их истории. В современном мире военная служба также является одной из форм проявления патриотизма. Если человек решает стать профессиональным военным, им обычно движет государственный патриотизм.
Тем не менее, и многие другие профессии тоже подразумевают наличие патриотизма. К примеру, есть люди, которые заняты восстановлением экологии родного края. Они занимаются очисткой водоемов, восстанавливают леса, пропагандируют бережное отношение к природным ресурсам. Они тратят на эту деятельность значительную часть своего времени, несмотря на то, что это не их основная работа. Так проявляется региональный патриотизм.
Если человек занимается изучением и распространением культуры своего края, это проявление национально-этнического патриотизма. Он может изучать традиции и обычаи, пропагандировать историю и культуру родного края, заниматься воспитанием и культурным образованием молодёжи, поддерживать и развивать краеведческие музеи.
Гражданский патриотизм – это чувство, свойственное врачам, учителям, работникам правоохранительных органов, пожарным и спасателям. Конечно, у всех разные цели. И всё же, выбирая одну из этих профессий, люди мечтают помогать обществу, частью которого являются. И очень часто они действительно жертвуют ради этого своими интересами. К примеру, квалифицированный хирург может отказаться от приглашения в престижную европейскую клинику, чтобы не потерять возможность спасать жизни своих земляков.
Воспитание патриотизма в современном мире
Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.
Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.
Практически во всех странах присутствует также военно-патриотическое воспитание, которое призвано сформировать у подрастающего гражданина готовность защищать свою родину от всевозможных угроз. Данный процесс включает не только формирование патриотических чувств, но и базовую воинскую подготовку, которая может пригодиться в дальнейшем, если человек решит посвятить свою жизнь службе в армии.
Особенности патриотического воспитания в России
Россия – самая большая и многонациональная страна в мире. Поэтому одним из приоритетных направлений патриотического развития является формирование положительного восприятия представителей других наций и вероисповеданий. Кроме того, приоритетными считаются такие задачи как:
Важной особенностью воспитания патриотизма в России является также то, что необходимо учитывать специфику каждого субъекта федерации. Поэтому задачи патриотического воспитания разбиваются на различные сферы, и в этих сферах вырабатываются собственные программы для каждого региона.
Негативная сторона патриотизма
Основу патриотизма составляет самоотверженная любовь к родине. В частности, это подразумевает, что человек при необходимости готов поступиться собственными интересами ради блага своей страны. Из-за этого патриотизм часто подвергается критике, поскольку государство существует для того, чтобы защищать и обеспечивать права граждан, а не требовать от них отказываться от своих прав, совершая патриотические поступки.
Другая серьезная проблема патриотизма заключается в том, что он «подпитывает» ксенофобию у граждан. Конечно, нет ничего плохого в любви к родине. Но человек так устроен, что патриотизм часто приводит к противопоставлению «своих» и «чужих». История знает много случаев, когда патриотизмом оправдывались войны, геноциды и другие страшные преступления против человечности. Таким образом, патриотизм является положительным явлением, но только в разумных пределах.
Заключение
Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами. В целом, это положительное явление, но при условии, что патриотические чувства не вырождаются в ксенофобию и прочие формы ненависти к другим народам. Поэтому каждому человеку, считающему себя патриотом, полезно иногда задумываться об истиной природе этих чувств.
Гордость и предубеждение, или Краткая история патриотизма
В последнее время патриотизм приобретает в нашей стране всё большее значение. Оно всплывает практически в любом споре о политике, и оппоненты неизбежно обвиняют друг друга в отсутствии этого чувства. Но что такое, в сущности, патриотизм и всегда ли люди любили Родину?
Древняя Греция: Страна отцов
Василий Поленов [Public domain], via Wikimedia Commons Слово «патриотизм» происходит от греческого «πατρίς» («патрис») — отчество, или «страна отцов». Однако греческий патриотизм строился на несколько иных основаниях, нежели современный. Древние греки воспринимали как Родину, которую нужно любить и защищать, только свою маленькую коммуну-полис, где люди по большей части приходились родственниками друг другу. Подобное «патриотическое» чувство, основанное на родстве, часто встречается даже среди животных.
Но у греков было ещё одно основание для любви к Родине. Дело в том, что правами полноценного гражданина могли обладать только коренные жители греческого полиса, и то только те, кто владел землёй на принадлежащей ему территории. Эти права подразумевали то, что граждане могут (а чаще обязаны) участвовать в общественной жизни: заседать в суде, принимать законы и политические решения, заниматься отправлением религиозного культа и т.д. Взамен они должны были участвовать в войнах, которые вёл полис, и самим обеспечивать себя амуницией. Эта функция в принципе тоже относились к сфере общественной жизни города-государства.
Источником же патриотизма служил тот факт, что граждане владеют землёй (по большому счету, самим полисом) и защищают её от иностранных захватчиков. Так что их патриотическое самопожертвование было напрямую связано с их собственными интересами и с интересами их семей. Древние греки, хотя и имели представление о себе как об эллинах и противопоставляли эллинов варварам, всё же не воспринимали как свою родину всю Элладу и к грекам из других полисов относились в основном примерно также, как и к представителям других народов.
Древний Рим: Гражданство войны и мира
Примерно такая же система работала и в древнем Риме. Римский сенат, главный политический орган Римской Республики, был собранием домовладельцев, каждый из которых представлял интересы себя и своей семьи, над которой он обладал практически абсолютной властью.
[myline]Надо заметить, такой способ управления и, соответственно, модель патриотизма сыграли огромную роль в закате Рима. Дело в том, что по мере расширения границ и включения всё большего и большего количества людей в область влияния Рима, республикой становилось всё сложнее управлять, поскольку покорённые народы обладали двусмысленным статусом в этой системе. С одной стороны, они были обязаны предоставлять войска и ресурсы для обеспечения войн, а с другой, они не имели права принимать государственные решения. В связи с этим в Риме постоянно шла борьба между патрициями (знатью, ведущей свою родословную от основателей города), плебеями (жителями Рима, не принадлежащими к родам основателей) и союзниками (покорёнными народами), ведь все они обязаны были участвовать в войнах, но только патриции обладали правами полноценных граждан.[/myline]
Поэтому со временем, по мере увеличения территории Республики, включения в область её влияния новых народов и, как следствие, усложнения системы управления, всё большее значение стала приобретать армия – люди, исполнявшие основную гражданскую обязанность в Республике. Армия же была непосредственно связана со своим военачальником, которого она могла поддержать или не поддержать в борьбе за власть. Как следствие, началась борьба между сенатом и гражданскими институциями — с одной стороны и военачальниками – с другой. Удачная же военная кампания была одним из лучших способов приобрести популярность у народа и склонить его на свою сторону, поскольку обеспечивала город потоком богатств и рабов. А значит — способствовала улучшению положения его граждан.
Не случайно усиления популярных военачальников опасались. Тем более, что сам сенат, по мере увеличения населения Республики, оказывался отделён от всё большего количества граждан, а потому уже не представлял их интересы. Собственно, поэтому сенаторы в своё время и убили Цезаря, ставшего невероятно популярным после завоевания Галлии и Египта. Однако это не помешало, а, напротив, даже ускорило процесс перехода власти от народа и сената к блистательному военачальнику (в первую очередь наследнику Цезаря Октавиану). Постепенно Республика, в которой правил сенат и народ, превратилась в Империю с императором во главе. Рим фактически стал императорской собственностью, передаваемой по наследству, а гражданство потеряло свое значение. И если до этого гражданство можно было получить едва ли не в исключительных случаях и только за особые заслуги, то после этого его стали выдавать целым провинциям.
Как следствие, развитая городская гражданская культура Рима стала приходить в упадок из-за того, что участие в общественной жизни больше не помогало лоббировать свои интересы, продвигаться по службе или приобретать статус и уважение, так что богачи стали перемещаться в деревню и свободно обустраивать свою жизнь там, на своих владениях. Так и стал зарождаться феодализм, разделивший впоследствии Европу на тысячи маленьких лоскутков.
Средние века: Патриархат вместо патриотизма
Konstantin Makovsky [Public domain], via Wikimedia Commons Феодальный строй, установившийся в Европе, как и предшествовавший ему полисный строй, был основан на личных взаимоотношениях. Только в полисе эти отношения были горизонтальными отношениями соседства и родства — там все граждане принимали участие в управлении общественной жизнью. Феодальные же отношения являются вертикальными, т.е. вассал подчиняется своему сеньору, который принимает решения за них обоих в обмен на обещание защиты и поддержки.
Однако сеньор не мог принимать решения за вассала своего вассала — это одно из основных политических правил феодальной Европы. Связано это было с тем, что между ними нет личных взаимоотношений, они опосредованы третьим человеком. А вот с этим третьим человеком и у его вассала, и у его сеньора взаимные обязательства есть, но при этом по отношению к друг к другу — нет.
Таким образом, с помощью иерархии личных взаимоотношений между вассалами и сеньорами выстраивается вся феодальная система, завершающаяся и объединяющаяся Богом, как высшим сеньором, непосредственными вассалами которого являются короли. Все остальные же являются подданными королей, исполняющими их волю, а также волю Бога. И это подданство совершенно не зависело от национальности или языка. В связи с этим разделённая Европа осознавала себя как единое культурное пространство. Основной линией разделения на своих и чужих была не нация и не подданство, а религия, ведь иноверцы не подчиняются тому Богу, который является высшим сувереном для всех европейцев, так что им нельзя доверять.
Новое время: Рождение нации
Jacques-Louis David [Public domain], via Wikimedia Commons Как можно заметить, в вышеописанных эпохах любовь к месту своего рождения или к своей стране (хотя корректнее это назвать общиной) имела сугубо прагматические основания и вырастала на личных связях и доверии к своим соотечественникам, являвшимся также соседями, друзьями или родственниками. Эта ситуация начала меняться по причинам, схожим с теми, что привели к закату и распаду Римской империи. Речь идет об излишнем увеличении числа подданных в государствах и невозможности их контролировать через минимальное количество посредников.
Рано или поздно более крупные, богатые и успешные протогосударственные образования поглощали более мелкие, превращаясь в большие и неповоротливые бюрократические системы, в которых между нижними и верхними её слоями было слишком большое расстояние. Знать, будучи приближенной к королю, имела на него гораздо большее влияние, что позволяло ей лоббировать собственные интересы за счёт интересов народа, постепенно отказываясь от основных своих гражданских задач — военной службы и административной работы. Как следствие – король и знать утрачивали связь с народом.
Народ же всё больше ощущал своё национальное единство, основанное в первую очередь на использовании общего языка, который в свой черед строился на том языке, которым пользовалась бюрократическая система. Участие людей незнатного происхождения в этой бюрократической системе также позволяло осознавать себя как часть государства.
С одной стороны, люди из низших слоёв теперь могли изменять своё положение на социальной лестнице благодаря участию в этой системе. А с другой стороны, это изменение положения было ограничено как раз-таки границами государства или, как в случае колоний, границами колонии. При этом накладывалось ограничение в виде знания языка, которым пользуются все остальные бюрократы, так что представителям доминирующей национальности было проще строить карьеру, чем представителям подчинённых языковых групп. Кроме того, вклад в становление национальной самоидентификации внесли унифицированное образование и картография, транслировавшие всем гражданам определённый образ государства, о котором до этого они имели весьма смутное представление, поскольку их мир ограничивался ближайшими деревнями.
[mydoubleline]Получилось так, что власть оказалась изолирована от народа, но народ, не имевший никакого влияния на власть и политику, при этом выполнял практически все основные государственные функции, которые раньше принадлежали представителям власти: в первую очередь, административное управление и военная служба.[/mydoubleline]
При этом народ, находящийся в вассальных отношениях с аристократией, осознавая себя единым, ощущал себя также и источником власти. В противовес господствовавшему раньше представлению о том, что источником власти является монарх. Соответственно, если народ является источником власти, он может свергнуть своих властителей, коль скоро они его не удовлетворяют. Однако для этого он сначала должен осознать себя как единый народ.
Долгий XIX век: Общество против государства
Питер Брейгель Младший [Public domain], через Викисклад Именно это и произошло во время Великой французской революции, когда народ пошёл против короля, страна восстала против государства. Если раньше французы сражались за Бога и короля, то теперь они сражались за Францию. И надо заметить, что этот зародившийся патриотизм имел исключительно критическое отношение к существующему строю.
Осознав себя как нацию, французы, вторгаясь во всё новые государства во время Наполеоновских войн, разнесли националистические идеи по всей Европе как заразу. Немцы в ответ осознали себя как немцев, испанцы осознали себя испанцами, а итальянцы — итальянцами. И все эти народы начали считать себя источниками власти в своих государствах. Национализм первоначально был исключительно революционной и либеральной идеей, и европейские монархи, к тому времени уже связанные прочными семейными узами друг с другом и до сих пор, вслед за римскими императорами, воспринимавшие свои страны как свою собственность, опасались его.
[mydoubleline]Неслучайно, например, в раздробленной на сотни мелких княжеств Германии князья, бароны и короли подавляли националистические восстания, направленные на объединение страны. Или мы можем вспомнить, как Россия подавила венгерское восстание за национальную независимость в Австро-Венгрии.[/mydoubleline]
Однако процесс возникновения национального самосознания был уже запущен, и европейские монархи его отчасти использовали в своих целях ещё во времена Наполеоновских войн. Парадоксальным образом монаршие дома всей Европы, в основном ведущие свои рода от немецких или французских князей и королей и правившие гигантскими многонациональными империями, оказались вынуждены как-то себя вписать в возникающие национальные мифы.
В конечном итоге монархи многонациональных империй ради удержания власти сами стали воспроизводить национальные мифы, закрепляющие доминирование титульной нации над всеми остальными. Так, например, появилась формула «Православие, самодержавие, народность», которая была призвана соединить российский национальный миф с идеей самодержавия, которое, в свою очередь, охраняет государственную религию. Это породило внутренние, до сих пор несуществовавшие, межнациональные противоречия внутри государств. Что в конечном итоге привело к регулярным национальным восстаниям и распаду всех европейских империй.
Новейшее время: От любви до ненависти
Национальная идея, изначально критическая и прогрессивная, быстро (где-то за век) обернулась своей полной противоположностью. Патриотизм превратился в шовинизм. Любовь к своей родине и к своему народу стала ненавистью к другим. В конечном итоге эта трансформация вылилась в главную трагедию ХХ века — Вторую мировую войну, нацизм и холокост — потому что оскорблённое результатами Первой мировой войны патриотическое чувство немцев и их союзников вышло из-под контроля и превратилось в идею национального превосходства.
Поэтому, когда мы говорим о патриотизме, стоит помнить об истоках этого понятия: о добрососедских, почти семейных отношениях совместно проживавших людей, которые заботились о своей Родине и друг о друге. Патриотизм — это понятие, которое в корне своём содержит критическое отношение к окружающей действительности и стремление преобразовать её в лучшую сторону, сделать своё сообщество лучше. Причём совершенно не важно, кто является членами этого сообщества, как и их нация,язык, культура, религия и т.д. Главное — это попытка совместно создать лучшее общество, а не слепая вера в собственное превосходство на том лишь основании, что мы принадлежим к той или иной группе и обладаем тем или иным набором признаков. Патриотизм — это то, что соединяет людей, но всегда есть опасность его превращения в свою полную противоположность, которая, напротив, раскалывает общество. Это не слепая вера в то, что твоя страна или нация самая лучшая, но желание сделать её самой лучшей, такой, чтобы ею можно было гордиться.