павел савельев актер биография
О людях
Савельев Павел Павлович
Участвует в спектаклях:
Павел Савельев в проекте Зазеркалье
Павел Савельев: герой с «сумасшедшинкой»
Надвинутый на глаза «брыль», торчащая, как солома из стрихи крестьянской хаты челка, прищуренный взгляд и мятежная, не поддающаяся регламенту душа рокера – таков портрет Павла Савельева, поюшего в собственной группе «Бандур Бэнд» нетленный хит «Реве та стогне Дніпр широкий…». Есть в этом исполнителе какая-то самозабвенность, отчаянность в творчестве, все на своем пути сметающие кураж и энергетика эдакого поселково-рабочего паренька, а ля бесшабашный Гарик Сукачев. Та же самоотдача в характере Паши на сцене, в академическом театре кукол им. В. Афанасьева, где Павел не всегда в главных ролях, но неизменно узнаваем и запоминается. Савельев не склонен разделять свои ипостаси – певца, музыканта и актера. Он и поет-то по-актерски: на концертной площадке умение прожить песню каждый раз по-новому, всяческие сценические трюки и приспособления он считает настолько же обязательными, как и в театральних ролях.
Независимо от того, предстает ли Савельев, как лидер группы «Бандур Бэнд» в имидже «горилчано-гопачного» заводилы на «вечерницах» или играет он скомороха и эльфа, актер Савельев всегда идет от себя. Потому все его сценические персонажи наделены жизненной энергией, юмором, хитрецой, в народе называемой смекалкой, снабжены творцом собственным обаянием и улыбкой с ямочками актера-мальчишки. Вместе с тем, нельзя сказать, что, каждый раз Павел повторяется, тиражирует клише. Напротив, эта его способность – проявление целостности и оригинальности личности.
А ведь этой самобытности не раз маячила угроза: родившегося и выросшего в поселке мальчишку не ждали с распростертыми обьятиями в театральной жизни Харькова. После школы он сначала поступил в училище на специализацию режиссуры кульмасса, и через год понял – это «не его». На экзаменах в университет искусств Павел опять почувствовал себя не в своей тарелке – стыдно стало, что не опознал на колоквиуме портрет английского Петрушки – Панча. Не произведя эффекта на комиссию своей стандартной программой абитуриента, Павел неожиданно выиграл, спев под гитару песню собственного сочинения. Некогда абсолютно идентичное уже случилось с пришедшим прослушиваться в Театр на Таганке В. Высоцким. Не сравнивая масштабы, отметим пока что общность интересов в профессии: поющий актер, играющий на гитаре актер, актер-сочинитель.
В вузе Павел – вчерашний любимец поселковой краснолиманской публики, заводила театральной самодеятельности в школе и ди-джей на танцах, очень бысто понял, что весь этот нарост невыносимой легкости бытия актера-аматора необходимо счищать нещадно, как наждаком. Самоуверенность разбитного парня уступила место неоднозначности взгляда на трактовку каждой своей роли, сомнениям, всяческому самокопанию. Под руководством мастера курса С. Довлетовой, педагогов по кукольному плану Р. Ковалевой, С. Фесенко и А. Рубинского талантливый самородок Паша Савельев постепенно стал преображаться в актера Павла Савельева. Пускай, процесс «огранки» был трудным, но ведь это про его талант хорошо знакомый Павлу народ говорит: шило в мешке не утаишь. Когда слушаешь сегодня, как Савельев поет, смотришь, как он движется, наблюдаешь за его игрой, не покидает ощущение органичности всех этих актерских проявлений в его жизни. Он играет, как дышит. Савельева не отнесешь к типу актера, вычитывающего будущий сценический образ из книг или подсматривающего, копирующего повадки других людей. Он не актер-конструктор, а скорее, актер-импровизатор.
Первым не студенческим театром, в котором Павлу посчастливилось сыграть центральные роли, стал драматический театр «Арабески». Вместе с тем, режиссуре С. Олешко свойственен принцип выстраивания образов собирательных, безымянных, абстрактных. Играть тему, настроение, импровизировать в заданном направлении сюжета Савельев научился именно в спектаклях «Арабесок»: «Улюблені вірші», «Веселого Різдва, Ісусе», «Критичні дні», «Радіошансон». За совместно проведенные с этим творческм организмом годы Савельев вырос в необычайно интересного, вызывающего восхищение профессионализмом артиста драмы. В совместном проекте «Арабесок» с Варшавским театром «Коло» по одноактовкам Виткаци Савельев играет героя пьесы «Ласощі й макаки, або зелена пігулка», заставляя следить за каждым изгибом своего «играющего» тела, не отводить глаз от напряжения взгляда и мускулов. Рисунок образа Павла – партитура танца, в котором актер высокого пилотажа всегда найдет возможность импровизационно выразить вираж своей души. Не случайно сам актер полагает, что театр – это «порой красивое, порой комедийное, а иной раз и драматическое баловство».
Все эти навыки пластически-пантомимической игры, подхватывания ансамблевой интонации подготовили Павла к спектаклям О. Дмитриевой в театре кукол. Придя в этот театр, совсем молодой актер сразу же испытал на себе влияние таких противоположных эстетических систем, режиссерских моделей театра, как классика В. Афанасьева, социальный бурлеск, синтетический театр, «брехтиана» Е. Гимельфарба, метафорически-образный театр художника – режиссера О. Дмитриевой.
Так было у актера и со спектаклем-легендой В. Афанасьева «Чертова мельница», в котором Павлу сначала досталась эпизодическая роль старичка с учетной книгой, черта-регистратора человеческих душ – образ с минимальным количеством слов. Затем талантливому молодому актеру доверили роль охотника и полноценный образ черта Карборунда. В сцене адского марьяжа мелких бесов на чертовой мельнице Савельев виртуозно и залихватски играет в дуэте с народным артистом Украины Алексеем Рубинским. Невзирая на разницу в опыте, в этом спектакле ученик с мастером играют на паритетном уровне. Вместе с тем, настройка Павла на игру в своеобразном ключе спектакля, уже давно представляющего историческую ценность – исключительно интуитивная. Нагружать себя сознанием пятидесятилетней истории этой постановки Савельев считал непродуктивным. Просто дал себе задание вслушаться, подстроиться под ритм, «дыхание» этого спектакля, по собственным словам, воспринял «астральную школу» харьковской «Чертовой мельницы». А вот уж где Павлу была дана полная свобода стихии комедийной игры, так это в спектакле «Декамерон» Е. Гимельфарба. Сквозной ход дель артовского карнавала предоставил актеру возможность играть «маски»: самонадеянного рыцаря, по-детски цокающего «на лошадке» и размахивающего выгнутым мечом, и сребролюбивого монаха, поднимающегомся с колен так же медленно, как восходило солнце в танце М. Эсамбаева.
Именно музыкальность актера Павла Савельева, его живость, остроумная непосредственность и обаяние доброго, оптимистичного таланта обеспечили ему востребованность не только в драме и классике жанра театра кукол, но и в спектаклях четко представленного сегодня в репертуаре театра им. В. Афанасьева нового направления – синтетического театра анимации.
Коваленко Юлия, театровед / 2010
Павел Савельев
23 июня (5 июля) 1814 ( 18140705 )
Содержание
Биография
Родился в Петербурге в 1814 году в богатой купеческой семье. Получал образование сперва домашнее, затем во французском пансионе и наконец в Санкт-Петербургском университете, где преимущественно занимался арабским и турецким языками под руководством О. И. Сенковского. Савельев не был прилежным студентом — он пропускал лекции и не посещал некоторые обязательные предметы. По окончании университета в 1834 году он получил лишь только XII класс Табели о рангах.
Решив посвятить себя изучению Востока поступил в Институте восточных языков при Министерстве иностранных дел, который окончил в 1837 году.
Ещё в университетские годы начал выступать как журналист, печатая статьи в ряде столичных журналов, и продолжал это занятие всю жизнь. С 1837 по 1841 год работал помощником редактора журнала Министерства народного просвещения и сам печатался в нём. Затем более 10 лет служил в Комитете иностранной цензуры.
В 1846 г. появилась его увенчанная Демидовской премией и сообщавшая немало новых сведений по древней русской истории «Мухаммеданская нумизматика в отношении к русской истории. I. Топография кладов с восточными монетами и изделиями VII—XI вв. в России и прибалтийских странах».
Стал членом Парижского Азиатского общества (1837); членом-основателем Русского Археологического общества (1846): секретарём и редактором его «Записок», «Трудов» и «Известий» и одним из самых деятельных членов этого общества. Всего в изданиях общества Савельев напечатал до 70 статей, из которых большая часть относится к нумизматике и археологии Средней и Передней Азии. В 1847 году становится членом Санкт-Петербургского Географического общества, позже входит в его Совет. Также был членом ряда других исторических обществ.
По рекомендации Н. И. Надеждина, с которым их объединяли славянофильские взгляды, Савельев был представлен Министру внутренних дел графу Л. А. Перовскому и в январе 1853 года министр перевёл Савельева в Министерство уделов, где он был причислен к Кабинету Его Величества для археологических работ. Весной 1853 года Савельев продолжил раскопки во Владимирской губернии, начатые в 1851 году А. С. Уваровым. В течение 5 месяцев им было исследовано более 3 000 курганов, открыто более тысячи вещей. На следующий год вёл раскопки от Малой Нерли к Ростову, чтобы таким образом связать Переславские курганы с Ростовскими. Изучил Спасо-Преображенский собор, соборную площадь и прилегающие к ней валы, Переславля-Залесского, культурный слой городища Александрова гора под Переславлем, Сарское городище под Ростовом, а также несколько курганных групп в Переславском, Ростовском и Угличском уездах.
В последующие годы предпринимал археологические изыскания на античных и скифских памятниках Северного Причерноморья, открыл там Геродотов Геррос. [1] В 1857—1858 гг. им был закончен второй капитальный труд «О джучидских, джагатайских и джелаиридских монетах эпохи Тохтамыша», также, как и первая книга, награжденный Демидовской премией.
Выступал за сохранение древних памятников. Последними трудами Савельева было приготовление к печати сочинений Надеждина и Сенковского и составление их биографий. Павел Степанович Савельев был похоронен на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге.