павел шелест водитель икаруса биография
Павел Шелест
История персонажа
Павел Шелест — главный герой киноленты режиссера Алексея Учителя «Цой». Водитель автобуса, столкновение с которым унесло жизнь кумира миллионов — лидера группы «Кино».
История создания персонажа
Трагедия, случившаяся 15 августа 1990 года, привела к смерти рок-легенды — Виктора Цоя. Не счесть количества документальных фильмов, которые так или иначе освещали ту роковую аварию, случившуюся на трассе Слока – Талси. И сейчас мнения насчет причины столкновения расходятся.
Фильм «Цой» (дата выхода 12 ноября 2020 года), по задумке режиссера, осветил последний этап жизни музыканта. Сюжет картины стартует как раз с того момента, когда певец не справился с управлением транспортного средства.
Таким образом, кинолента не освещает биографию Виктора Робертовича. Напротив, она про тех людей, жизнь которых поменялась после этого трагического события. Алексей Учитель решил продемонстрировать зрителям судьбу близких музыканта — его бывшей жены Марианны Цой (Марьяна Спивак) и последней любви Наталии Разлоговой (Паулина Андреева).
При этом главный персонаж — Павел Шелест. Водитель «Икаруса», человек, который до момента аварии даже не знал о том, кто такой Цой. Естественно, у этого героя есть и реальный прототип — Янис Фибикс.
Немного затронулась эта тема в комментах. Поэтому небольшой материал по ней. «Цой. Роковой «Икарус» и его водитель».
Алексей Учитель поделился в интервью, что вынашивал идею фильма уже не один год. Режиссер был лично знаком с лидером группы «Кино» — встреча произошла во время работы над документальной лентой «Рок». И когда он узнал о несчастье, унесшем жизнь артиста, то сам приехал на место ДТП.
Там Алексей Ефимович увидел и водителя автобуса. Вид растерянного человека, его состояние — все это запало в душу кинодеятеля. Интересно, что, несмотря на огромное количество документальных фильмов о том роковом дне, личность Яниса Фибикса все это время оставалась в тени.
Мужчина не шел на контакт с прессой, дав только одно короткое интервью. Проведенное расследование сняло с него все обвинения. Известно, что Фибикс продолжал работать на транспорте. А вот о том, как сложилась судьба человека, который невольно лишил миллионов поклонников кумира, — неизвестно.
Идея раскрыть личность водителя «Икаруса» стала лейтмотивом картины Алексея Учителя. По его словам, он отыскал Яниса и тот пообщался с режиссером. Однако перед выходом фильма на большие экраны прототип Павла Шелеста сообщил, что не консультировал съемочную группу. А также заметил — реконструкция трагического события далека от реальной истории. К примеру, «Москвич» Цоя не переворачивался.
Однако Учитель и не стремился полностью воссоздать детали столкновения. Режиссер неоднократно говорил: фильм «Цой» — вымышленная история, которая только отражает его собственный взгляд на то, что происходило после смерти музыканта.
Сценарий киноленты был готов еще в 2010 году. Но только после окончания съемок начали возникать те или иные препятствия, ставшие причиной неоднократного переноса премьеры. Главной фигурой, выразившей недовольство, стал сын Виктора Робертовича — Александр Цой.
В фильме приняли участие российские и латвийские актеры — Надежда Калеганова, Игорь Верник, Инга Тропа, Лилита Озолиня, Михаил Тройник и др.
Евгений Цыганов, сыгравший главную роль, по поводу своего персонажа дал комментарий. Прежде всего Евгений заметил — единственная параллель между героем на экране и Янисом заключается в том, что они оба сидели за рулем «Икаруса».
В остальном же история персонажа — художественный вымысел. А цель киноленты — поставить себя на место этого человека, «косвенного убийцы» кумира. Человека, жизнь которого уже не будет прежней.
Образ и биография Павла Шелеста
Водитель, обычный трудяга, далекий от мира советской музыки — таким предстает главный персонаж фильма. Павел старался жить правильно, не играл с судьбой. Но злой рок или нелепое стечение обстоятельств привели к серьезному повороту в биографии.
Этому человеку сложно представить, как сильно изменится жизнь после такой трагедии. Для многих он станет убийцей, другие будут тихо ненавидеть или даже проклинать его. Есть и еще люди — близкие погибшего музыканта, с которыми придется провести некоторое время в дороге.
Эта поездка — словно насмешка судьбы. Шелест опять садится за руль автобуса. Только теперь везет в Ленинград тело погибшей легенды рока. Рядом с ним — бывшая жена Марианна и последняя любовь музыканта Наталия. А еще — малолетний сын, оставшийся в столь трепетном возрасте без отца.
Дорога на похороны метафорична. Этот тот путь, который заставляет не только осознать каждого персонажа фильма страшную потерю. Но и научиться с этим жить, в какой-то мере смириться и понять — несмотря на заключения экспертов, Цой все-таки жив.
Фильм Алексея Учителя «Цой»: «Всё не так и всё не то»
На экраны страны вышел фильм Алексея Учителя «Цой», вызвавший много споров из разряда «не смотрел, но осуждаю» и противостояние с родственниками музыканта. После шумихи вокруг «Матильды» режиссёра продолжают преследовать скандалы, что в конечном счёте должно не плохо влиять на кассу. Скандал – отличный маркетинговый ход и двигатель торговли. Наверное, поэтому премьера состоялась в конце осени, пока свежи голоса недовольных, а не была перенесена на март или май следующего года из-за сложной коронавирусной обстановки (тут я утрирую, всё-таки создатели фильма хотели его выпустить в год тридцатилетия со дня смерти артиста). Кстати, я смотрел его на утреннем сеансе в выходной и было всего четыре человека, но это, может, и не показатель.
Фильм планировали изначально выпустить в августе 2020 года, но сын Виктора Цоя выступил с резкой критикой. По его словам, режиссёр исказил факты, очернил прототипов и вообще не имеет права использовать музыку группы «Кино». Даже президенту России было написано письмо с просьбой запретить картину. Между тем, Министерство Культуры выдало прокатное удостоверение, не обнаружив никаких нарушений.
Спустя десятилетия смерти память о последнем герое СССР и постсоветского пространства продолжают делить. С другой стороны, родственники имеют полное право выражать своё мнение, а художник предоставлять публике своё виденье чего-либо. Ну, а мы имеем полное право обсуждать художественный продукт сколько бы Учитель ни отмахивался – я художник, я так вижу.
История начинается с аварии, в которой погибает лидер группы «Кино». Во время управления автомобилем он пытается вставить кассету в автомагнитолу и отвлекается от дороги, в следствии чего не справляется с управлением и вылетает на полосу встречного движения, где сталкивается с рейсовым автобусом. Почему в сюжете использована версия с кассетой – не понятно, её предложили через много лет после трагедии. По официальному заключению Цой уснул за рулём. Наверное, так режиссёр хотел подчеркнуть вымышленность сюжета, поскольку практически все дальнейшие действия полностью придуманы авторами.
Все имена изменены, но прототипы легко угадываются. Водитель «Икаруса» Павел Шелест в исполнении Евгения Цыганова не пострадал, ему и предстоит доставить в стареньком автобусе гроб с телом из Риги в Ленинград. Вместе с ним отправятся несколько пассажиров: бывшая жена Цоя с сыном и его нынешняя, новый мужчина бывшей жены, девушка-фотограф группы, явно влюблённая в её лидера. Отдельно на «Мерседесе» их сопровождает продюсер, одержимый заполучить последние записи песен артиста. Весть о смерти главной рок-звезды позднего СССР ещё не разлетелась по стране. Пока персонажи едут – Цой только их. У каждого он свой. Они ругаются и спорят, выясняют отношения, пьют алкоголь и пытаются по-своему осознать произошедшую трагедию. Персонажи заняты полностью собой и своими проблемами. Единственный кто сохраняет позитивное настроение – сын Женя. Он слишком маленький и не понимает произошедшего.
Параллельно развивается линия расследования причин гибели и поиска кассеты с последними записями песен Виктора Цоя. Следствием занимается девушка Павла Шелеста Илзе и делает всё, чтобы «отмазать» своего возлюбленного. Хотя нам показывается произошедшее целиком, и мы видим, что эта была случайность, трагическое стечение обстоятельств. Но виновных надо найти, и к расследованию даже подключаются работники КГБ. Аудиозапись прежде всего интересует продюсера артиста Райзена, который нанимает себе в помощь двух качков. Они перерывают квартиру Шелеста, а потом избивают его самого и обыскивают, но поиски оказываются безуспешными. Сама же кассета действительно находится у водителя «Икаруса», он её спрятал. Илзе рекомендует отдать запись родственникам, когда они узнают, что он был участником аварии, в которой погиб Цой, чтобы защититься от их агрессии в случае чего. В последствии, они действительно это узнают и даже выходят из автобуса, не желая вместе с ним ехать. Но, потом как-то смиряются с этим и продолжают путь. Шелест же не особо понимает кого он сбил и не чувствует свою вину (что по факту так и есть).
Реалистичная основа у фильма Алексея Учителя всё-таки существует: в 1990 году тело артиста действительно везли в автобусе в Ленинград, чтобы похоронить. В Латвии он отдыхал вместе с гражданской женой и своим сыном, а на опознание тела прилетала его официальная жена. Дорогу автобусу фанаты пытались перекрывать, да и саму квартиру выжившего участника ДТП тоже громили. Ещё в конце показаны похороны и толпа фанатов, несущих портрет кумира. Остальное практически полностью было придумано создателями. Может какие-то отдельные моменты и существовали, но в целом, всё выдумано. Поэтому, не стоит воспринимать фильм «Цой» как биографический. Это скорее размышление, такой своеобразный взгляд и попытка осознания дальнейшего мифа автора гимна новейшей России и многих постсоветских республик «Перемен».
В фильме нет Виктора Цоя, кроме нескольких документальных съёмок, вмонтированных в сюжет и самого момента аварии. Он присутствует незримо, как стержень всего происходящего. Вообще сложно сегодня снимать кино о Цое, он стал мифом и любое вмешательство в его историю вызывает негативную реакцию. Думаю, что не только родственники остались недовольны сюжетом, но и многие фанаты к ним присоединятся после просмотра. Изначально создатели хотели назвать картину «47», так же было написано на демокассете с последним альбомом звезды, которую искал Райзен, показанный алчным и злым. Пожалуй, это название больше бы подошло замыслу и тому, что получилось в итоге. Понятно, что название «Цой» привлечёт больше интереса.
Ещё один спорный момент: сам водитель и участник аварии. Шелест вызывает положительные эмоции и даже становится другом сына Цоя. Только у него есть дело до мальчика из всех пассажиров автобуса, которые заняты прежде всего собой. Нет, Шелест не виноват в трагедии и проблема не в том, что его показывают, как положительного персонажа, но сам факт, что именно он везёт гроб с телом в Ленинград – отдаёт чем-то сюрреалистическим. По ходу движения автобуса он завоёвывает симпатию практически всех и даже в него влюбится личный фотограф Виктора Цоя, ранее его ненавидевшая. Без него вообще бы кино не получилось, весь замысел бы рухнул. Режиссёр противопоставляет героя миллионов и простого водителя, невольного виновника трагедии. И в данном случае, водитель смотрится более выигрышно, а трагически погибшего певца мало кто любит, кроме толпы фанатов, чьи предпочтения достаточно переменчивы.
У фильма «Цой» много интерпретаций, его можно рассматривать под разными ракурсами и спорить. Самого Виктора Цоя режиссёр практически не трогает, относясь к нему с особой деликатностью. Он размышляет о том, что было «после». Алексей Учитель называет фильм притчей. В финале есть важный момент, гражданская жена Полина говорит официальной жене Марине, что после возвращения в Ленинград, Цоя «сведут к общему знаменателю», у него сразу появится много «друзей», которые будут рассказывать о дружбе с Виктором, обманывать и приукрашивать. Только они – самые близкие люди знают каким он был в реальности, и они должны об этом сохранить память.
Одним фильм не понравится за отсутствие музыки группы «Кино» и реалистических фактов, другие будут оскорблены таким радикальным подходом к исторической личности. Алексею Учителю не привыкать быть в центре скандала. Его попытка осмыслить роль Виктора Цоя в сознании людей спорна, но, как и любое художественное произведение, имеет место быть.
Движение автобуса идёт на фоне трагедии, происходящей в стране. Так, есть одна показательная сцена, происходящая на границе между Латвией и Россией, где возводится пропускной пункт, а люди в защитных костюмах выжигают огнемётами борщевик, расчищая пространство для строительства границы. Вместе со смертью последнего героя СССР уходит эпоха. Автобус везёт гроб с запада на восток, унося Виктора Цоя в миф и делая из него культовую фигуру.
Фильм Цой глазами водителя Икаруса – что не понравилось ему?
Водитель автобуса «Икарус», с которым столкнулся «Москвич» лидера группы «Кино» дал свою оценку художественному фильму Алексея Учителя «Цой». Человек, который по воле режиссера стал прототипом главного героя картины, остался недоволен результатом.
Водителя злополучного «Икаруса» зовут Янис Фибикс. Журналисты латвийского издания Baltijas Balss показали ему фрагмент нового фильма и поинтересовались мнением. Соответствующее видео опубликовано на официальном Youtube-канале издания.
Янис Фибикс отметил, что никто из съёмочной группы фильма «Цой» к нему не обращался. Он огорчен тем, что, судя по уже опубликованным кадрам, его выставляют виновным в аварии, будто бы он плохо смотрел на дорогу. На самом же деле произошло трагическое стечение обстоятельств, в результате которых именно «Москвич» Виктора Цоя вылетел на встречную полосу.
Раскритиковал Фибикс и сцену аварии. Он отметил, что на самом деле «Москвич» не переворачивался, было обычное лобовое столкновение. И через окно, как показано в фильме, Янис «Икарус» не покидал – выходил в дверь. Водитель сожалеет, что его не пригласили принять участие в реконструкции аварии.
Отметим, что главным героем фильма Алексея Учителя «Цой» является водитель «Икаруса». Согласно сюжету, после аварии он везет гроб с телом Виктора Цоя и сопровождающих родственников и друзей из Юрмалы в Ленинград. В картине он представлен как Павел Шелест.
Премьера фильма должна была состояться 3 сентября 2020 года. Однако из-за претензий наследников Виктора Цоя её пришлось перенести на неопределенный срок. Сын лидера «Кино» Александр четко сформулировал претензии к создателям картины и изложил их в недавнем интервью.
Еще до выхода на экраны картина успела стать скандальной. Опубликованный трейлер фильма вызвал негодование у поклонников группы «Кино». Негативно о картине отозвались Алексей Рыбин (здесь) и Артемий Троицкий (здесь). На текущий момент неизвестно сможет ли фильм выйти на экраны в том виде, как было задумано режиссером.
Не Виктор Цой, а Павел Шелест
Корреспондент «МОЁ! Online» посмотрел скандальный фильм, на который даже жаловались Путину
Читать все комментарии
12 ноября на экраны российских кинотеатров вышел фильм «Цой» режиссёра Алексея Учителя. Сайт «Кинопоиск» описывает его так: «Павел Шелест был правильный мужик. Не любил крутых поворотов, всегда старался поступать как положено. Но ему не повезло. 15 августа 1990 года на раскалённой трассе Слока — Талси в его автобус врезался «Москвич» Виктора Цоя. Кумир миллионов погиб на месте. Павел ничего не знал о Цое, не слушал его песен. Не знал он и того, что после этого рокового столкновения его жизнь больше никогда не будет прежней».
Как Печорин в романе Лермонтова, Виктор Цой в фильме Учителя показан человеком «лишним», разочаровавшимся в жизни, видящим суть вещей. Этакий Довлатов советского рока. Совсем другим Цоя показал режиссёр Кирилл Серебренников в фильме «Лето». Там рассказывается о начале музыкальной карьеры Цоя, когда он только познакомился с лидером группы «Зоопарк» Майком Науменко. «Летом» Виктор юн, решителен, привлекателен, харизматичен. Его хотелось слушать открыв рот. Фильм Алексея Учителя на контрасте ассоциируется с ноябрём.
Туман. Дождь. Слякоть. Укутаться в пальто и побыть в одиночестве — такое настроение появляется после знакомства с «Цоем». Тоска и апатия наваливаются на зрителя как камень, который ещё некоторое время после просмотра тянет вниз. Тем не менее желания вернуть деньги за билет — нет. Но и пересматривать фильм пока тоже не хочется. Тяжело.
Архивная съемка концерта Цоя, где он желает фанатам спокойного сна, сменяется кадрами летней Латвии. Сначала всё так ярко и громко. А вот после аварии режиссёр всё больше добавляет в картинку чёрного цвета. Сначала мы видим печальное и потерянное, «чёрное» лицо Евгения Цыганова, сыгравшего водителя, который столкнулся с тем самым «Москвичом», затем — чёрную одежду близких Виктора, дождь.
Кстати, интересно, что роль лидера «Кино» в ленте играет. гроб, обитый тёмно-синей тканью. Трижды Учитель вставляет в картину архивные съёмки с концертов Виктора, в которых мы слышим песни «Группа Крови», «Камчатка», и всё. Фильм снят не о Цое, а скорее о значимости его личности для всего СССР, о судьбе близких Виктора, о Павле Шелесте. Но только почему тогда картину не назвали как-то иначе? «После Цоя»? Тогда слишком мало деталей этого «после»: сюжет обрывается на похоронах Цоя. По большому счёту я увидела роуд-муви, в котором в центре повествования водитель, из-за которого якобы погиб кумир миллионов. Может, тогда лучше: «Икарус»? Создатели ленты не скрывают имя главного героя в описании, но в названии оно, наверное, собрало бы меньше зрителей.
Отмечу, что родственники солиста «Кино», как сообщает издание «Медуза», назвали фильм Алексея Учителя пошлым зрелищем и попросили Владимира Путина запретить показ картины. Они пояснили, что не давали режиссёру разрешение на использование имени и образа музыканта. Учитель же ответил, что устно договорился об этом с сыном Цоя Александром, также он изменил имена почти всех персонажей в фильме. Вероятно, чтобы избежать претензий от прототипов своих героев, которые живы и могут не согласиться с трактовкой. Например, сына Виктора в картине зовут Женей. А играет его 8-летняя Мария Пересильд, дочь актрисы Юлии Пересильд и Алексея Учителя.
Дорогие читатели, если вы смотрели фильм, расскажите, а у вас какие эмоции он вызвал?
Песен ещё ненаписанных сколько: рецензия на фильм «Цой»
Неуклюжая мелодрама о водителе «Икаруса», в аварии с которым погиб Виктор Цой.
Проблемный водитель Павел Шелест (Евгений Цыганов) попадает в страшную аварию на своём «Икарусе» — он врезается в «Москвич» известного на весь СССР Виктора Цоя, из-за чего музыкант мгновенно погибает. Шелест не виноват в случившемся, но это мало кого волнует: народный гнев всё равно рано или поздно его настигнет. Чтобы как-то смягчить ситуацию, его ставят водителем автобуса, на котором гроб с Цоем перевезут из Латвийской ССР в Санкт- Петербург. С ним же там едет Марина, бывшая жена Виктора (Марьяна Спивак), со своим новым ухажёром (Илья Дель) и сыном (Мария Пересильд), последняя любовь Полина (Паулина Андреева), музыкальный продюсер (Игорь Верник) и взбалмошная фотограф Вика (Надежда Калеганова).
Режиссёра Алексея Учителя жизнь явно ничему не учит — вслед за «Матильдой» он умудрился снять ещё один абсолютно безобидный фильм, который тем не менее стал причиной большого скандала. Родственники солиста «Кино» писали письма в Министерство культуры с просьбами запретить прокат «Цоя» — мол, они не давали согласия на использование образа Виктора, да и картина всё переврала. Можно подумать, в фильме действительно представлен какой-то провокационный или, может, ревизионистский взгляд на фигуру культового рок-музыканта и его окружения — но нет, на деле всё очень скромно и, простите, конвенционально. Самое тяжкое преступление Учителя здесь — название фильма, обманом завлекающее в кино тех, кто не любит читать синопсисы и потому решит, что на экране его ждёт байопик о Викторе Цое.
Евгений Цыганов в роли Павла Шелеста на кадре из фильма «Цой»
Евгений Цыганов в роли Павла Шелеста на кадре из фильма «Цой»
О самом Цое режиссёр уже, впрочем, снимал кино — пускай и не игровое. Ещё в 1987-м был «Рок», одна из первых картин, осмыслявших культурный феномен «Кино», «Аквариума» и прочих молодых и дерзких. В 1992-м, после смерти Цоя, он сделал документалку «Последний герой», где образ музыканта собирался из рассказов его близких — тех самых, что через тридцать лет пойдут на Учителя войной. В 2009-м было своеобразное продолжение, «Последний герой: Двадцать лет спустя», где Учитель смотрел на путь музыканта с изменившейся временной дистанции. В общем-то, неудивительно, что после всего этого он не захотел снимать ещё одно кино «про Цоя», а подошёл к теме с неординарной стороны — с перспективы водителя злосчастного «Икаруса».
Паулина Андреева в роли Полины на кадре из фильма «Цой»
Паулина Андреева в роли Полины на кадре из фильма «Цой»
Оттого и удивительно, что при такой личной вовлечённости автора в тему и интересном концепте сам «Цой» вышел фильмом по меньшей мере неоригинальным. Конфликт личного и общественного, который кажется абсолютно логичным при местном сюжете (с одной стороны — обезумевшие фанаты, готовые разорвать невиновного водителя, с другой — люди, для которых музыкант был больше, чем просто культовой фигурой), на деле здесь проговаривается впроброс, в паре мимолётных сцен, где толпа идиотов пытается помешать довезти гроб до места захоронения. Большую же часть времени «Цой» выглядит конформной мелодрамой, сереньким роуд-муви, где вымышленные персонажи (они здесь все носят другие имена, нежели в реальности, а кто-то и вовсе придуман специально для фильма) выясняют отношения и истерят по любому поводу — чтобы в конце, разумеется, сблизиться перед лицом общей трагедии. Уверен, фраза «кино про водителя, убившего Цоя» родит почти у каждого человека тысячу разных идей о том, как этот фильм мог бы выглядеть — и все они будут интереснее того, что снял Алексей Учитель.
И ладно, чёрт с ним, с концептом — несправедливо ругать кино за то, чем оно могло бы быть, но не стало. Даже то, что есть, написано неуклюже: персонажи как были в начале фильма односложными макетами, так ими и остаются до финала, а полностью вымышленная драма водителя «Икаруса» едва связана с магистральным сюжетом о поездке на кладбище. Она существует где-то параллельно, как будто вместе смонтировали два совершенно разных фильма — инди-драму а-ля «Маленькая мисс Счастье» и суровую трагедию человека, перемолотого жерновами истории. Но что куда хуже его тематической несобранности, «Цой» выглядит ненамеренно архаичным, с кинематографической пластикой телевизионных лент из начала нулевых. Что катастрофически плохо для картины о фигуре вневременной, о которой даже спустя тридцать лет кричат: «Цой жив!» Фильм Учителя какой угодно, но не живой.