павильон шапель в александровском парке история
Павильон «Шапель»
Павильон «Шапель»
Буклет
Автор текста Н.Н. Лансере
Издательство «Медный всадник», СПб
Год издания: 2019
Тираж 3000 экз.
На окраине Александровского парка возвышается павильон «Шапель» (Chapelle; фр. – капелла, или часовня). Задуманный как полуразрушенное, окруженное густым лесом строение, он является одним из неоготических творений архитектора Адама Менеласа (1749/1754–1831).
Шапель, строение из красного кирпича, в плане представляет собой две башни. Одна из них полностью сохранилась, вторая – «руинирована». Между собой башни связывает просторная терраса. С западной стороны Шапели видны остатки «развалин» колоннады и руины со стрельчатыми арками.
Здание достигает 40 м в высоту и завершается высокой шатровой кровлей с декоративными башенками-пинаклями, украшенными по углам шпилями. Фасады первого этажа часовни прорезаны стрельчатыми входами с выкрашенными под дуб дверями. Все фасады верхнего этажа украшали фальш-окна, расположенные в три ряда. Лишь одно из них пропускало свет, проникавший в капеллу, падавший на стоявшую слева у стены статую Христа скульптора И.-Г. Даннекера, выполненную из каррарского мрамора. Помимо статуи, в капелле находился египетский саркофаг, подаренный Александру I одним из графов Толстых.
На крыше здания с четырех сторон размещены часы с механизмом, находившимся под самой кровлей. Часовой механизм приводил в движение все четыре циферблата и верхний флюгер-петух (знак отвержения апостола Петра), который медленно вращался вокруг своей оси, «наблюдая» за происходящим.
Придания гласят, что Шапель привлекала к себе масонов и прочих мистиков, которые проводили здесь в молитвах долгие часы.
В годы фашистской оккупации Шапель служила наблюдательным пунктом; на первом этаже находилась конюшня. Здание сильно пострадало в годы войны. Статуя Христа чудом уцелела, но лишилась кистей рук и больших пальцев ног (в 1960-х гг. была передана в Государственный Эрмитаж).
В 2018 г. после завершения длительных реставрационных работ жемчужина Александровского парка – Шапель – была открыта для посетителей. Место статуи Христа заняла статуя великой княгини Александры Николаевны работы И. П. Витали (1794–1855).
Предлагаемый читателю буклет расскажет об истории создания и бытования Шапели – самого живописного, романтичного и загадочного памятника в Александровском парке.
Шапель
15 сентября 2018 года для посетителей открылась после реставрации Шапель – самый романтический павильон Александровского парка. Более семидесяти лет здание находилось в аварийном состоянии.
Построенный в XIX веке в виде разрушенной временем готической капеллы, павильон «Шапель» получил многочисленные повреждения в годы Великой Отечественной войны. Особенно пострадала кровля башни. В первые послевоенные годы из-за полного отсутствия материалов и возможности провести ремонт повреждения усугубились. К концу 1940-х годов, как зафиксировано в исторической справке, «основная часть железа была сорвана, остатки его свисали и их продолжал срывать ветер. Из-за длительных протечек стропильная система частично прогнила, снарядами частично повреждена кирпичная кладка руинной части и каменная лестница. Оконные и дверные переплёты целиком выломаны… скульптура с частичными повреждениями; лепные фигуры ангелов – тоже». Пострадал и интерьер капеллы, и флюгер-петушок.
В 2011 году было выполнено комплексное обследование здания и разработана проектно-сметная документация по реставрации и приспособлению павильона под музейное использование. В 2014 году проведена историко-культурная экспертиза проекта.
В 2015-2016 годах в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» были выполнены первоочередные ремонтно-реставрационные работы. В апреле 2017 года для последующей реставрации здания проведена конкурсная процедура и определен подрядчик – компания «Лапин Энтерпрайз».
Специалисты выполнили большой объем работ: ремонт и усиление конструктивных элементов здания; ремонтно-реставрационные работы по шатру башни; ремонт кровли; реставрация столярных заполнений; оснащение здания системами инженерно-технического обеспечения; восстановление интерьера капеллы. В интерьере произведена реставрация лепного готического свода и консервация подлинного живописного декора.
Крышу павильона изначально украшал флюгер в форме петушка, выполненный из меди, – символ отречения апостола Петра. На флюгере были следы от пуль времен Великой Отечественной войны, а хвост полностью утрачен. На кровле установили копию петушка, в основание которого, перед установкой на крышу, в июле 2018 года сотрудники музея заложили капсулу с посланием потомкам.
Интерьер часовни украшает роспись, имитирующая «готические» окна и ткань со светло-голубым бордюром. Реставраторы провели консервацию сохранившихся фрагментов живописи, места полных утрат затонировали.
Потолок основного помещения капеллы имеет веерный свод, характерный для английских позднеготических построек. При его расчистке реставраторы обнаружили исторический колер. После чего было принято решение места значительных утрат затонировать в исторический цвет.
Взамен статуи Спасителя, находящейся теперь в собрании Эрмитажа, в Шапели установлена скульптура великой княгини Александры Николаевны (Адини), дочери императора Николая I, работы Ивана Витали. Скульптура происходит из утраченной Малой Шапели, которая находилась на берегу Ламского пруда; последние десятилетия она хранилась в фондах музея.
Павильон «Шапель» (от франц. chapelle – капелла) сооружен на окраине Александровского парка в 1825–1828 годах в виде готической капеллы (часовни), разрушенной временем.
Как и другие «готические» сооружения Александровского парка, Шапель была построена по проекту Адама Менеласа. Она представляет собой две квадратные в плане башни, одна из которых полностью «обвалилась», и соединяющую их широкую арку. Для усиления «готического» образа в окно установили цветные стекла, и проникавший сквозь них свет озарял призрачным мерцанием интерьер с фигурами ангелов у основания сводов. Эти фигуры выполнены Василием Демут-Малиновским. Статую Христа, находившуюся в Шапели (ныне — в собрании Государственного Эрмитажа), приобрела у известного немецого скульптора Иоганна Генриха фон Даннекера вдовствующая императрица Мария Федоровна и подарила своему сыну императору Александру I.
После революции Шапель открыли для посещения как музейный объект, но в начале 1930-х закрыли в связи с низкой посещаемостью.
С 1931 года до Великой Отечественной войны в Шапели располагались жилые квартиры. Осмотр 1933 года зафиксировал довольно плачевное состояние павильона, при котором «отваливаются кирпичи со стен, выбиты почти все стекла (малого размера), у статуи работы Даникера отбиты пальцы».
В начале Великой Отечественной войны павильон использовали для установки в нем зенитных орудий, которые расположили в бывшей «комнате часов» в чердачном помещении. Над зенитками была раскрыта часть кровли. В период фашистской оккупации это был наблюдательный пункт.
В 1950-1951 годы произведены консервационные работы, в том числе капитальный ремонт кровли. В 1953-м создан проект реставрации, который не был реализован.
В 1963 году принято очередное решение о реставрации павильона с последующим использованием под кафе-мороженое. Сведений о проведении этих работ нет. По некоторым данным, к 1966-му нижний этаж всё еще использовался под жильё.
В 1987 году вновь был поставлен вопрос о реставрации и капитальном ремонте павильона, но и тогда проект не удалось реализовать.
Сиреневую аллею высадили одновременно со строительством павильона «Шапель». Она протянулась от Крестового канала до Розовой караулки. Над ее созданием трудились садовые мастера Илья Кононов и Фёдор Лямин. Идея воссоздания утратившей свой первоначальный облик аллеи возникла в связи с реставрацией павильона «Шапель» и проведением работ по мелиорации, восстановлению дорожно-тропиночной сети в этом районе Александровского парка.
swann74
Про путешествия, ориентирование и про всё
В сентябре у нас в Пушкине после долгой реставрации открылся павильон Шапель. В 1950-е годы его “законсервировали” после больших повреждений, что он получил во время войны, и с тех пор он так и стоял. Поскольку Шапель изначально была построена как павильон-руина, то в принципе в советские годы её концепция дошла до совершенства. Это была уже совершенно “руиническая” руина, с выбитыми стеклами, заколоченными и разбитыми дверями и ржавой крышей. Единственное, что задумывался павильон как руина романтическая, а стоял во времена моего детства, как руина загаженная.
Теперь ей вернули былой романтический вид.
В отличии от Арсенала в Шапели не открыли музей. Нижний этаж закрыт.
Зато можно подняться по лесенке наверх,
там смотровая площадка, с которой открываются хорошие виды на аллеи Александровского парка.
С этой площадки вход во второй этаж,
где на русском и английском языке можно почитать об истории Шапели. Если поднять глаза наверх, то на потолке расписанный под дерево исторический плафон.
Здесь стоит также скульптура Мадонны с младенцем, посвященная дочери Николая I Александре, которая умерла при родах в 19 лет.
Народу в солнечный воскресный день пришло посмотреть на вновь открытую Шапель очень много. Все фотографируют и, я думаю, немедленно выкладывают фотографии в инстаграмм. Я тоже выложу, но чуть позже 🙂
Обычно этот довольно пустынный угол Александровского парка был в это воскресенье необычно многолюден.
Если соберетесь приехать погулять в Пушкин в период “золотой осени”, не забудьте зайти сюда и посмотреть, как теперь выглядит Шапель. На самом деле она хороша, реставрация не испортила ее, это по-прежнему красивая руина.
На вершине шпиля петух-флюгель. Старый оригинальный петух тоже уцелел, он снят и экспонируется тут же. На нем видны следы пуль. Скорее всего немецких:
Одну из полузаросших парковых аллей, лучами расходящихся от павильона Арсенал, тоже облагородили, расширили, засыпали гравием, углубили вокруг канавы и засеяли окрестности травой. Вот тут обычно точно никого не бывает, даже по выходным дням. А в эти выходные народ фланировал от Шапели к Арсеналу и обратно как по Невскому проспекту.
Еще пара фотографий:
Самый крутой вид на Шапель раньше был со стороны Александровского шоссе поздней осенью. Ее мрачный вид хорошо дополнял безрадостную погоду:
Шапель
Павильон Шапель находится на окраине Александровского парка. Это красивая постройка-часовня, или капелла, в готическом стиле. Название этого павильона так и переводится с французского языка – капелла.
История строительства
Строительство Шапели началось во время правления Императора Александра – с 1825 по 1928 годы. Проект для строительства этого павильона создал архитектор Менелас. По проекту Шапель – это две башни квадратной формы. Изюминкой идеи павильона является то, что одна из башен как будто бы со временем разрушилась до первого своего яруса. Эти две башни, и «разрушенная» и «сохранившаяся» соединены между собой переходом, который находится над аркой широкого проезда. Башни построили на территории бывшего Зверинца.
Особенности архитектуры
Входы у основания стен башен выполнены в виде стрельчатых порталов. Верхние ярусы башни украшены такими же по форме стрельчатыми оконными проемами. Но в действительности это просто искусный декор фасада, а не окна. Дневной свет проникает вовнутрь башни благодаря наличию единственного окна, которое декорировано в стиле готики – цветными витражами с изображением библейских сюжетов. Замысел архитектора, благодаря такому приему, удался – дневной свет, проникающий в Шапель, представляет собой призрачное мерцание, которое озаряет интерьер павильона и придает таинственности фигурам ангелов, которые расположены у основания сводов башни. Эти ангелы – это работы скульптора Демут-Малиновского. Это не единственные работы скульптора, которые находятся в Царском селе. Работы Демут-Малиновского украшают также и Белую башню.
Углы «уцелевшей» башни декорированы контрфорсами, которые выполнены в классическом готическом стиле. Кровля этой башни шатровая и высокая. По четырем сторонам кровли расположены небольшие островерхие башенки с высокими шпилями. Центральная кровля в виде основной башни с часами – это символ уходящего времени. Верхушка этой башни декорирована флюгером в виде петуха. На самом деле это также символ, который использовали в протестантских храмах как символ отречения апостола Петра от своего Учителя.
Легенды Шапель
Одна из легенд, которые можно услышать от местных жителей, гласит, что башня Шапель пользовалась особой популярностью у мистиков, которые ночами проводили в ней свои таинственные ритуалы, или же стояли, замершие в молитве или в духовных размышлениях. То, что Шапель использовалась как часовня масонами подтверждено документально. А вот на счет мистических ритуалов, это, скорее всего, просто красивая легенда.
Местные жители также любят рассказывать о том, что были и такие времена, когда павильон использовался придворными императорского двора для романтических встреч. Члены царской семьи любили играть в окрестностях этого павильона в средневековые игры. Зубчатые башни и островерхие шпили Шапель, которые удивительным образом возвышались над зелеными массивами Александровского парка, действительно создавали впечатление средневекового государства.
Шапель в наше время
В период Великой Отечественной войны здание павильона сильно пострадало. В это время были утрачены оригинальные витражи на единственном окне башни, а также уникальные часы-куранты на верхушке башни.
Башня пребывала в аварийном состоянии достаточно продолжительное время. Даже в последние десятилетие экстремалы любители, рискуя своей собственной жизнью, посещали этот объект, изучая развалины. Под сводами Шапель можно было послушать удивительное эхо, которое разносилось по развалинам от крика. В результате в 2009 году башню обнесли металлической оградой, чтобы не допустить на аварийный объект посторонних и избежать случайных жертв.
В 2012 году начались активные исследования кладки этого готического павильона на предмет ее сохранения. В ходе этого изучения специалисты должны также установить масштабность работ по реставрации этого уникального здания. На сегодняшний день исследования еще не завершены, но есть возможность того, что в скором времени они закончатся и начнутся восстановительные реставрационные работы этого уникального памятника архитектуры.
Полное копирование материалов сайта запрещено. Частичное копирование (не более 30%) разрешено с указанием активной ссылки на страницу материала.
Музей одного экспоната. Павильон «Шапель» в Александровском парке
Шапель — один из самых романтичных и «фотогеничных» павильонов Александровского парка.
Шапель в Александровском парке. Сентябряь 2019 года
Его история началась в конце царствования Александра I, когда император распорядился построить отдельное здание для размещения мраморной статуи Спасителя, подаренной ему матерью, вдовствующей императрицей Марией Федоровной.
Христос, скульптор И.-Г. Даннекер
Прекрасное изваяние Мария Федоровна приобрела за 100 000 рублей у известного скульптора Иоганна-Генриха фон Даннекера. Если верить легенде, образ Спасителя пришел мастеру во сне.
Строительство павильона для размещения одного скульптурного шедевра доверили архитектору Адаму Адамовичу Менеласу, автору множества построек на территории Александровского парка.
Шапель, чертеж фасада, 1825 год
В 1825 году Александром I был высочайше утвержден проект «Шапели» — готической часовни (капеллы), окруженной романтическими развалинами. Название павильона происходит от французского слова «chapelle»— капелла.
Новая постройка представляла собой две квадратных башни, одна из которых руинирована до первого яруса, а вторая — заканчивается высокой шатровой кровлей со шпилем и сказочными башенками по углам. Часы на центральной башне — символ утекающего времени, петушок на шпиле — символ отречения апостола Петра.
Шапель, верхняя часть капеллы. Сентябрь 2019 года
Окружившие «Шапель» деревья, остатки пилонов и глыбы камней, декорированные мхом, должны были усилить ощущение таинственности и древности.
Павильон «Шапель». Детали. Сентябрь 2019 года
У стен «разрушенной» башни находится консольная лестница, которая словно парит в воздухе.
Павильон «Шапель». Детали. Сентябряь 2019 года
По ней можно подняться на террасу, где расположен вход в капеллу.
Терраса Шапели. Вход в капеллу. Сентябрь 2019 года
Стрельчатые окна капеллы — ложные, единственное окно, через которое поступает свет, раньше украшали витражи с сюжетами на библейскую тему. Но, благодаря таланту художника В. Дадонова, выполнившего роспись свода, и мастерству реставраторов, есть ощущение, что свет льется из всех четырех окон.
Свод капеллы. Сентябрь 2019 года
Заканчивали постройку павильона уже при Николае I в 1828 году. Кроме скульптуры Спасителя, в башне расположили египетский саркофаг, преподнесенный Александру I графом Толстым. Павильон «Шапель» стал для императорской семьи местом отдыха во время длительных прогулок по Александровскому парку, приютом для романтического уединения и декорацией для средневековых увеселений.
Павильон Шапель. 1890-1897 год, источник pastvu.com
После революции здесь какое-то время работал музей, но он был не особо популярен среди населения. В документах встречается информация, что в 1921 году два хода в башню замуровали, так как в них укрывались грабители, нападавшие на прогуливающихся по парку.
В 1930 году павильон перестал функционировать как учреждение культуры, а в 1931 году помещения были отданы под квартиры. Удивительно, но статуя Спасителя, пусть и с небольшими повреждениями, продолжала занимать свое место.
Шапель. Царское Село, 1917 год.
Устоял Христос и в годы войны, когда на чердаке башни расположился немецкий наблюдательный пункт. Для установки на нем зенитных орудий была уничтожена часть кровли. В нижней части «Шапели» немцы разместили своих лошадей.
В послевоенные годы возникла идея отреставрировать павильон и разместить в нем кафе-мороженое, но до ее реализации дело не дошло.
Шапель в 1980 году. Источник «Памятники искусства Советского Союза. Ленинград и окрестности», Москва, 1980 г.
Реставрация началась только в 2015 году, и через 3 года в «Шапель» пришли первые посетители.
При проведении восстановительных работ флюгер-петушок, венчающий башню, было решено заметить копией, в основание которой поместили капсулу с посланием потомкам. Оригинал со следами пуль времен Великой Отечественной войны и утерянным хвостом разместили под аркой-проездом.
Флюгер-петушок, оригинал. Павильон «Шапель». Сентябрь 2019 года
Статуя Спасителя сейчас хранится в фондах Эрмитажа. Вместо нее в капелле можно полюбоваться на скульптуру Адини — так называли в семье великую княгиню Александру Николаевну, дочь Николая I. Красавица и любимица семьи, она умерла от туберкулеза через несколько месяцев после свадьбы и рождения сына. На ее похоронах «жандарм всей Европы» безутешно рыдал, не стесняясь слез.
Скульптура Адини. Павильон «Шапель»
Ранее скульптура размещалась в утраченной Малой Шапели на берегу Ламского пруда, где великая княгиня любила проводить время.
Терраса павильона «Шапель». Сентябрь 2019 года
Павильон открыт для свободного посещения. Охранник с удовольствием и, как мне показалось, с гордостью рассказывает о вверенном ему объекте.