печорский монастырь псковская история
Псково-Печерский монастырь: открытая крепость
Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался.
Псково-Печерский монастырь
Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.
Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов
Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.
Богом зданныя пещеры
После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.
Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.
В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя.
Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.
Старчество
В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.
Чудотворные иконы
Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».
«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.
Богослужения
Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».
Паломническая служба: 181500 г. Печоры, ул. Международная, д. 1
тел. факс +7 (81148) 2-24-28
Паломнический центр
181500 Псковская обл., г. Печоры, ул. Юрьевская, 82-а
Паломнический центр «Дом паломника» Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был открыт 1 июня 2012 года на территории бывшей воинской части. Келлии в корпусах рассчитаны на проживание 4 и более человек.
Трапеза – 2 раза в день:, обед — с 13.15 до 14.00, ужин — с 21.00 до 22.00.
Срок пребывания в Паломническом центре — не более 3-х дней (не включая день приезда и день отъезда).
Проживание, питание – на пожертвование.
В единственном экземпляре
На пути в Псково-Печерский монастырь расположен один из старейших русских городов – Псков. В одном из его монастырей – Спасо-Мирожском, в Спасо-Преображенском соборе сохранились уникальные фрески XII века. Правда, чтобы их увидеть, вам должно повезти: храм открыт только в хорошую погоду, когда нет дождя, тумана, снега и влажность не превышает определенный процент, что в Пскове – большая редкость. Но если вдруг все эти условия совпадут и вам повезет, как и мне, вы увидите единственные сохранившиеся на севере Руси домонгольские фрески!
Читайте также:
Псково-Печерский монастырь
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, окруженный каменными крепостными стенами и напоминающий своим обликом неприступную цитадель, – один из крупнейших и известнейших мужских монастырей России. Он расположен на северо-западе Псковской области, в городе Печоры, в 43 км от областного центра и всего в 2 км от государственной границы с Эстонией. Эта древняя обитель с самого начала своего существования служила оплотом православия на неспокойном порубежье Псковской земли и владений прибалтийской Ливонии. Хорошо сохранившийся монастырский комплекс ежегодно привлекает тысячи туристов и паломников.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Основные моменты
Архитектурный комплекс Псково-Печерского монастыря создавался на протяжении XV-XIX столетий, и многие древние постройки сохранились до наших дней. Монастырь открыт для индивидуальных посещений, но, чтобы познакомиться с его богатой историей и духовной жизнью, туристам лучше присоединиться к экскурсиям. Группы формируются в центре «Паломник». Здесь же можно недорого переночевать, пообедать.
Главный праздник Псково-Печерского монастыря – Успение Пресвятой Богородицы, отмечающийся в августе. Паломники говорят, что в этот день службы в монастырском храме совершенно особенные. Верующие ощущают, что на литургиях незримо присутствуют поколения великих молитвенников, иноков, которые в этих стенах веками общались с Богом.
Но не все так уж патриархально в древней обители. Монахи пользуются мобильной связью, активны в социальных сетях. Монастырь располагает собственным интернет-магазином, информационно-познавательным порталом. Тут действует издательство духовной литературы, оснащенное современным электронным оборудованием, а в церковных лавках продаются сувенирные флеш-накопители с тестами на знание Святого письма, CD-диски с видеоэкскурсиями.
История Псково-Печерского монастыря
Достоверные источники относят основание Успенской Свято-Печерской обители к 1473 году, но, по преданию, монахи-отшельники поселились в пещерах, расположенных на этой территории, еще в XIV веке. Говорят, они пришли в эти места из Киево-Печерской Лавры, в поисках убежища на псковских землях от татарских набегов. Легенды сохранили имя лишь одного из затворников – Марка, ставшего известным как «первоначальный инок». В том же столетии, по легенде, удивительные пещеры открылись изборским охотникам, проплывавшим вдоль лесистых берегов реки Каменец, которая в те времена была судоходной, а сегодня представляет собой небольшой ручеек. Летопись повествует, что из узких вертикальных расщелин в прибрежном песчаном холме до них донеслось дивное пение и «благоухание фимиама».
В 1470 году в одной из печорских пещер поселился Иоанн Шестник – священник из Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (сегодня – г. Тарту). Здесь он и его семья нашли убежище от преследований немцев-латинян, подвергавшим гонениям православный люд. В расширенной пещере Иоанн и его супруга Мария устроили церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Еще во время работ Мария тяжело заболела и решила принять монашеский постриг под именем Васса, оказавшись первой постриженницей обители. После кончины жены монашеский обет принял и Иоанн, став в постриге Ионой. Эта благочестивая пара причислена к лику Псково-Печерских преподобных.
В 1473 году церковь была освящена, и вскоре вблизи нее стали селиться иноки. Здесь появились кельи и еще один храм, но лифляндцы, напавшие на обитель, сожгли бревенчатые строения. Набеги и разорения на скромный монастырь, не имевший оборонительных сооружений, продолжались долгое время, потому что ливонцы стремились не допустить распространения православия на порубежных землях.
В 1519 году из Москвы в Псковские земли прибыл государев дьяк Мисюрь Мунехин, и вскоре под его началом в монастыре началось масштабное каменное строительство. Священные пещеры были сохранены, а новые постройки возводились ближе к воде, что придало ландшафту монастыря особую живописность. В подлинный расцвет обитель вступила стараниями игумена Корнилия, управлявшего ею с 1529 по 1570 год. Этот настоятель, зодчий и воин превратил монастырь в твердыню, окруженную могучей каменной стеной с 9 башнями. Обитель стала светочем утверждения православия среди разнородного местного населения. Сподвижником Корнилия в обустройстве Псково-Печерского монастыря, ставшего шедевром оборонного и церковного зодчества, был талантливый архитектор Павел Заболотный. Старания обоих были по-особому отмечены царем Иваном Грозным, который решил их казнить якобы за то, что они возводили оборонительные постройки «по собственному почину». Одно из преданий гласит, что игумену разгневанный самодержец отсек голову собственноручно прямо у стен монастыря. Оправившись от приступа ярости, царь будто бы сам отнес бездыханное тело Корнилия к святым пещерам, приказав захоронить его с почестями. С тех пор дорогу, ведущую от Никольской башни до Успенской церкви, стали называть Кровавым путем.
В военных баталиях укрепленная обитель впервые участвовала в середине 1581 года. Тогда Псков и Печоры преградили путь 100-тысячной армии польского короля Стефана Батория, продвигавшейся вглубь русских земель. В общей сложности монастырская твердыня подвергалась штурмам литовцев, шведов, поляков на протяжении полутора веков. При Петре I она получила статус государственного оборонного укрепления. Последняя баталия у ее стен произошла в 1703 году. После подписания Ништадтского мира со Швецией в 1721 г., Псково-Печерский монастырь завершил свою оборонительную миссию.
В XVIII-XIX веках тут протекала мирная монашеская жизнь, возводились новые храмы, братские корпуса и хозяйственные постройки. В 1920 году Печорский уезд, согласно Тартускому мирному договору, отошел к Эстонии, и обитель оказалась за рубежами РСФСР. В довоенные годы его насельниками являлись некоторые участники Белого движения, братия поддерживала тесные связи с Русской зарубежной церковью, с представителями дома Романовых.
Во время боевых действий в период Второй мировой войны часть монастырских построек пострадала от артиллерийских обстрелов, но не фатально. В послевоенные годы Псково-Печерская обитель гонениям не подвергалась, чтобы уверить местное население в «свободе вероисповедания в СССР», и монашеская жизнь здесь продолжилась. В 60-е годы прошлого века началась реконструкция крепостных стен и башен, а 80-е была проведена масштабная реставрация церковных архитектурных памятников. В те годы были обновлены стеновые росписи, купола храмов покрыли медным листом. Число насельников прирастало, и в обители возвели новый братский корпус, построили здания иконописной и швейной мастерских.
В 2012 году в распоряжение монастыря была передана расположенная поблизости территория передислоцированной воинской части. С 2018 года игуменом Псково-Печерской обители является весьма энергичный митрополит Псковский и Порховский Тихон, которого называют духовником президента Владимира Путина.
Монастырь сегодня
За порогом Псково-Печерской обители путешественники оказываются в своеобразной капсуле времени, отделенной от внешней суеты. Это самодостаточный патриархальный мир, где производится почти все, чего требуют ежедневные скромные запросы насельников. В столярной мастерской пахнет смолистыми опилками, олифой, студенистым горячим клеем. Тут вручную изготавливают мебель, киоты, аналои, резные кресты, оправы для образов. Монахи, наделенные художественным даром, трудятся в иконописных мастерских. Среди братии есть искусные резчики по дереву, гончары. Из трубы над кровлей приземистой монастырской кузницы вьется дымок от раскаленных в горне углей. Как и сотни лет назад, мастера обеспечивают хозяйство необходимыми коваными изделиями. Некоторым кузнецам далеко за семьдесят, но монахи крепки и телом, и духом.
Круглосуточно пылают поленья в печах монастырской пекарни. Здесь выпекают просфоры, хлеб. На кухне готовится простая и незатейливая пища для монахов. Угощения для сотен паломников послушники готовят при трапезных странноприимных домов за пределами монастырских стен. Рядом накрыт навесом дровяной склад, полный смолистых поленьев. Утомительная колка дров – обычное послушание в монастыре. Поочередно тут трудятся все – от послушника-неофита до архимандрита. Поодаль огорожен скотный двор. Работа по уходу за животными тоже знакома всем насельникам, как и обязанности сторожа. К слову, как-то раз патриарх Московский и всея Руси Пимен, в свое время живший тут, а затем достигший наивысшей ступени в церковной иерархии, признался, что хотел бы провести остаток жизни в служении сторожем на хозяйственных воротах Псково-Печерского монастыря.
В монастырской библиотеке хранится уникальное собрание древних фолиантов, рукописей, богослужебных книг, духовной литературы, исторических и философских трудов. Прогуливаясь по монастырю, вы наверняка увидите монахов, расположившихся с книгами под сенью деревьев или на внутренних помостах оборонительных монастырских стен.
Кроме монахов и священников в монастыре живет несколько старцев, внешне ничем не отличающихся от братии, но в их глазах читается особенное сосредоточение на вере. Для достижения этого духовного статуса необязателен преклонный возраст. Старец – особый вид служения, доступный немногим избранным подвижникам.
Достопримечательности на территории обители
Псково-Печерский монастырь окружен мощной каменной крепостной стеной с девятью сторожевыми башнями, все они имеют собственные названия. Парадный вход ведет в обитель через Святые врата в Петровской башне.
Древнейший храм монастыря – подземная Успенская церковь, освященная в 1473 году. Позднейший барочный фасад с голубыми куполами, усеянными золотыми звездами, пристроен прямо к срезу горы. Над порталом изображены Киево-Печерские святые отцы Антоний и Феодосий. Входная дверь ведет в пещерный храм. Своды пещеры облицованы кирпичом и поддерживаются каменными колоннами. Резной деревянный иконостас главного придела был изготовлен в XVIII столетии, узорчатые панели украшены позолотой. Здесь хранятся особо почитаемые иконы, среди них – образ Успения Богородицы, написанный в 1521 году. На стенах за иконостасом сохранились потемневшие древние фрески. В нише у южной стены погребены мощи преподобного мученика Корнилия.
Возле Успенского собора располагается вход в ближние и дальние Святые пещеры. При входе справа расположена гробница преподобной Вассы, в часовенке слева погребены преподобные Иона и Марк. Отсюда вглубь холма расходятся семь подземных галерей. Круглый год температура тут колеблется в пределах +5. +10 °С. На этом погосте погребено около тысячи монахов и мирян. В стеновых нишах, закрытых каменными плитами, нашли упокоение предки полководца Кутузова, историка Татищева, поэта Пушкина, композитора Мусоргского.
Напротив Успенского собора в начале XIX был построен корпус лечебницы с часовней Святого Праведного Лазаря. К востоку от фасада церкви Успения Богородицы находится звонница. Обычно колокола возносят на высокие башни, но здесь они развешаны в два яруса между рядами мощных опорных столпов, заключенных в кирпичные стены. Тут размещено 30 бронзовых колоколов разного размера, каждый обладает неповторимым звучанием. Самый большой колокол весит около 4 тонн, он был подарен обители царем Петром Великим. Есть тут и подарок Ивана Грозного весом в 3 тонны, этот колокол доставили сюда в 1562 году.
Над звонницей возвышается башенка. Там с первых десятилетий XVIII века действует часовой механизм. Каждую четверть часа отмечает перелив малых колоколов. Часы отбиваются гулким звоном 122-пудового колокола, некогда присланного в Псково-Печерский монастырь царем Борисом Годуновым.
Рядом с колокольней стоит Благовещенская церковь, возведенная по велению игумена Корнилия в 1541 году. К ней пристроена Трапезная палата. В XIX веке в трапезной была освящена церковь Сретения господня. В 2019 году под трапезной открылся сувенирный магазин.
Над монастырем возвышается Михайловский собор, выстроенный на холме над пещерами. Это место называют Святой горкой. Увенчанный золоченым куполом храм, возведенный в 1815-1827 годах в стиле классицизма – самое внушительное строение Псково-Печерской обители и доминанта монастырского архитектурного комплекса. В его стенах, на позолоченных досках запечатлены имена защитников Пскова, павших в сражениях с наполеоновскими войсками в 1812 году. В соборе хранятся чудотворные иконы, а главная его реликвия – десница святой мученицы Татианы.
В центре обители находятся два святых источника. Над колодцами выстроены часовни. Тут всегда можно набрать фляжку освященной воды, постояв в очереди.
Практическая информация
Монастырское экскурсионное бюро находится на улице Юрьевская, 82-А (примерно в 2 км от обители). Псково-Печерскому монастырю принадлежит гостиница на Октябрьской площади, 8, в пешей доступности от него. Комнаты рассчитаны на 2-9 спальных мест. В здании открыто кафе. Горячие завтраки подаются с 08:00 до 12:00. До 19:00 тут можно перекусить выпечкой, попить чай. Из паломнического центра ко входу в монастырь трижды в день курсирует микроавтобус.
На территории обители и в центре «Дом паломника» работают сувенирные лавки. Тут предлагаются церковная утварь, книжные издания монастырской типографии, четки, фотоальбомы с видами монастыря, художественные репродукции. Здесь также представлены прекрасные работы, созданные в иконописной мастерской. Образы написаны на досках, украшены золочением. Стоимость икон – от 350 до 16 000 рублей.
Мало кто покидает обитель без вкусных гостинцев. В киосках продаются пирожки, хлеб, монастырский квас (50 рублей/литр), мед. Особым спросом пользуются имбирные пряники с джемом и медом, ягодно-шоколадной начинкой. Резными формами на пряниках оттиснуты рельефные изображения храмов Псково-Печерского монастыря. Сладости расписываются цветной глазурью вручную. Сдобная выпечка готовится по старинной рецептуре, она имеет вкус семи пряностей (имбирь, кардамон и др.), сохраняет свежесть более двух месяцев, при этом фабричными консервантами и ароматизаторами пекари не пользуются. Стоимость пряников – от 100 до 600 рублей, в зависимости от размера. Хороший гостинец – пряничный пирог с панорамным оттиском монастырского комплекса в подарочной упаковке (1000 рублей).
Как добраться
Псково-Печерский монастырь расположен по адресу: ул. Международная, 5. От автостанции в центре Печор (ул. Юрьевская, 5) к монастырю ходят автобусы. Но Печоры – небольшой город, поэтому пешая прогулка от автостанции до обители займет не более получаса.
Благочестивые истории: Псково-Печерская обитель
Автор учился иконописи в Псково-Печерской Успенской обители, сценарному ремеслу во ВГИКе, а жизни – на приходах Тверской и Псковской епархий, где в 80-х служил сторожем, чтецом, просфорником, дворником и т.п.
С тех пор он снял около 80 документальных фильмов, создал иконописную мастерскую в Сретенском монастыре, воспитанники которой расписали более 18 храмов в России, Польше, Сербии, на Украине…
Совмещая росписи храмов с работой в кино, прозе и театре, начал делиться воспоминаниями, в цикле коротких историй.
Это случилось в Псково-Печерской обители, где я обучался иконописи.
Был у отца Зинона келейник Юра Ф. – парень очень добрый, исполнительный, но изрядно бестолковый.
Как-то задумали мы в мастерской варить янтарную олифу. Отец Зинон сказал, что в магазинах продают всякую дрянь (время-то было смутное, перестроечное), которой иконы покрывать категорически нельзя, так что будем варить олифу сами, как это делали древние мастера.
Сказано-сделано. Натолкли мелко янтаря плошку, «распустили» его на углях, залили кипящим льняным маслом, добавили сурика железного и поставили в чугунке в русскую печь, чтобы олифа «дошла». А выдерживать ее в горячей печи нужно не меньше недели.
Вонь от этой выдержки была такая, что весь монастырь в прямом смысле задыхался от неё. Но о. Зинон был человеком очень целеустремленным. «Пусть терпят», – сказал он сурово, и точка.
Сложность заключалась в том, что сосуд с олифой нужно было каждый день вынимать из печки, чтобы протопить ее, – была зима, – а вечером ставить обратно. Делал всё это Юра по долгу своего послушания. Пять дней он справлялся с этим отлично, а на шестой, когда до готовности олифы оставалось всего-то ничего, рука его с ухватом дрогнула.
Захожу я после обеда в мастерскую, а картина такая: стоит, уперши руки в бока, совершенно разъяренный о. Зинон, а Юра ползает перед ним на коленях, янтарную жидкость тряпкой собирает и в чугунок её выжимает.
Долго бранил келейника мастер, но делать нечего: слава Богу, что удалось собрать хоть маленький горшочек, хоть его до дела довести, чтобы как-то оправдать страдания братии.
«Только смотри у меня, горшок не опрокинь!» – строго-настрого заповедал о. Зинон, а Юра даже исполнил что-то вроде танца, показывая, что всё будет в порядке.
Прошло еще два дня. Маленький горшок готовой уже олифы нужно было просто вынуть и затопить печь.
Мы прогуливались с о. Зиноном по горке, когда из трубы нашей мастерской повалил подозрительно черный дым – это Юра растопил печь.
О. Зинон отчего-то вдруг забеспокоился, поспешил в дом. «»Надеюсь, олифу ты вынул. – начал было он, и вдруг глаза его округлились, и рука сама вытянулась в направлении пламени. – Это что. »
В белом огне отчетливо виднелись черные очертания пресловутого горшочка, а языки пламени заворачивались аж в трубу. Олифа горела отлично!
«Ой!» – сказал Юра и на всякий случай выскочил в сени.
Гнев аввы Зинона был велик, но прошел довольно скоро. Остались мы до лета без янтарной олифы, потом все-таки сварили ее, но за всем процессом очень внимательно наблюдал сам о. Зинон. Не дай Бог чего опять случится.
По древней традиции монастырский сторож на воротах называется «вратарь». Послушание тяжелое – нужно вставать раньше всех, открывать святые ворота к ранней службе, целый день иметь дело с народом, который проходит мимо, выслушивать всякие глупости, а иногда иметь дело с людьми душевнобольными или пьяными. Вратарями обычно назначали людей крепких, высоких, чтобы в случае чего силу применить и дать отпор.
Но встречались среди них люди абсолютно святые. Так в Псково-Печерской обители был вратарь – монах Филарет. Он 40 лет (!) ежедневно стоял на воротах. В храме был всего один раз в неделю и то несколько минут во время помазания освященным елеем. Причащался один раз в год – в Великий четверг, а потом опять спешил на место послушания.
Нужно помнить, что время-то было советское, и народ в Печоры приходил разный. Сколько насмешек довелось выдержать о. Филарету, сколько глумления и злобы. Но он всегда был в добром расположении духа, всегда встречал людей улыбкой: кого-то утешал, кого-то вразумлял.
Так прошел он свое монашеское поприще, и к концу жизни братия стала замечать в нем дар прозорливости. К нему обращались за духовным советом не только богомольцы, но и священники.
Поэтому не важно, к какому послушанию (в монастыре или в жизни) ты призван. Важно проходить его так, как будто доверил тебе его Сам Господь Бог.
В Псково-Печорской обители было много разных людей, но мне хорошо помнится послушник Василий 97 лет. Он был родной брат схииеродиакона Марка, человека смиренного, бывшего келейником у шести наместников и умершего в 106 лет. Василий пришел в монастырь уже глубоким старцем, потому что ухаживать за ним было некому. «У меня пять жен было, и всё померли!» – гордо заявлял он. Остались ли у него дети, история умалчивает. Зато он сам рассказывал, как живого царя видел на станции Дно. «Такой красивый, высокий!» –умиленно сощуривал глаза Василий. Надо сказать, что сам он был чрезвычайно низенького роста.
Жил Василий в лазарете вместе с другими немощными монахами. За ними ухаживал иеродиакон Никандр – человек очень добрый, но со странностями. Наш герой отчего-то возненавидел отца Никандра и так говорил о нем: «Должна была родиться скотина, а родился Никандр. Ты посмотри, как он воду пьет. » А чаевничал о. Никандр очень красиво, пил из блюдечка по-купечески, с присвистом, и сахаром хрустел вприкуску.
Иногда на Василия, как он сам говорил, находило. То кается, плачет как ребенок, то дерзко отвечает просившему прощения перед святым Причастием отцу Анании: «Ни за что не прощу!»
А однажды на Пасху такое устроил: вышел на Успенскую площадь, сел на ступеньки и стал кричать во весь голос: «Люди добрые! Помогите, спасите! У меня все отняли: спинжак не дають, пензию не дають, кусок хлеба на Пасху и то не дають!»
Вокруг него туристы собрались, тогда их было много, люди советские, справедливые, возмущаются монастырскими порядками, а Василий только дрова в печь подбрасывает.
Случилось, что в это время мимо проходил наместник о. Гавриил с помощниками. Остановился, выслушал внимательно пламенную речь старчика и говорит помощникам: «Принесите ему кусок хлеба!» Наказывать «бунтаря», конечно, не стали, но подрясник на всякий случай с него сняли. Чтоб не чернил, так сказать, честь одежды иноческой.
Вот еще случай, свидетелем которого был я. Однажды упал Василий, ушибся, и на службу его привезли в коляске. Он молчаливо всю литургию перед Царскими вратами полулежал, причастился благоговейно, а когда священник ему крест давал после службы, спросил тихо: «Батюшка, а когда меня отпевать-то будут?» Видимо решил, что помер.
Умер он тихо и спокойно, без малого в 100 лет, и похоронен в Богомзданных пещерах.