педагогический проект по истории
Педагогический проект.Истории страны через историю своей семьи: «ожившая история».
ФИО автора(полностью), должность и место работы
Лобачёва Юлия Николаевна, учитель истории и обществознания, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Истории страны через историю своей семьи: «ожившая история».
Раздел программы, в которой предполагается размещение данной разработки
Аннотация к разработке (до 50 слов)
Проект направлен на формирование познавательной активности и интереса обучающихся к истории своей страны через изучение истории собственной семьи.
В осуществлении проекта принимают совместное участие родители, учителя и обучающиеся.
Истории страны через историю своей семьи: «ожившая история».
учитель истории и обществознания
г. Междуреченск, Кемеровской обл.
Модернизация российского образования, Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения в области исторического знания значительно повысили требования к уровню преподавания истории и обществознания в школе.
Это особенно актуально для коллектива, в котором много обучающихся с низкой мотивацией к учебе, отсутствием навыков учебной деятельности, заниженным интересом к гуманитарному знанию и низким культурным уровнем. В последнее время, не для кого не секрет, большое число ребят, не умеют работать с текстом, у них превалирует поверхностное экранное, визуальное восприятие.
Безусловно, в соответствии с образовательными стандартами школа должна предоставлять обучающимся возможность иметь право на субъективность и пристрастность обоснования своих решений, выявление нравственных проблем истории и т.д. Поэтому именно сегодня для нас актуальным является формирование интереса к истории не только как к формальному предмету школьной программы, но и как к способу восстановления семейной исторической памяти, поколенческих связей, к сожалению утраченных во многих семьях и не транслируюмых детям. Такой подход позволяет по иному рассматривать и вопросы воспитания патриотизма и гражданственности у ребят, которые начинают воспринимать историю, как процесс, наполненный личностным содержанием.
Кроме того проблема формирования интереса к истории обостряется в связи с большим объемом учебного материала, «сухим изложением исторических событий, оторванностью излагаемого материала от реальной жизни детей.
Проект «Ожившая история» это попытка ответить на те вызовы, которые формирует современное общество и на ситуацию, сложивщуюся в школьных коллективах.
Цель проекта : Формирование познавательной активности и интереса обучающихся к истории своей страны через изучение истории собственной семьи.
1. Повышать у обучающихся учебную мотивацию к изучению истории.
2. Развивать навыки самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности
3. Показать роль личности в истории страны.
4.Способствовать формированию уважительного отношения к людям, внесшим определенный вклад в историю города, страны.
5.Формировать коммуникативные качества обучающихся и навыки публичного выступления
6.Расширять кругозор в области краеведческих знаний.
7.Приобщить учащихся к истокам патриотизма через встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, участниками локальных войн.
Сроки реализации проекта:
Проект реализовывается в течении трех месяцев.
-участники Великой Отечественной войны,
— участники локальных войн в Афганистане, Чечне
Проект реализуется в три этапа.
На этом этапе создается оргкомитет из состава обучающихся, родителей педагогов школы. Оргкомитет разрабатывает положения о конкурсе, вырабатывает критерии оценки работ обучающихся. Устанавливаются сроки выполнения работ. Размещаются объявления о начале подготовки к историческому празднику «Живая история». Объявляются конкурсы на лучшее сочинение, рисунок, генеалогическое древо, исследовательскую работу, на лучшее стихотворение, на лучшую биографическую презентацию.
составление генеалогических древ
сочинения на тему «История моей семьи»
рисунки на тему « История семьи»
стихотворения о семье
В рамках спецкурса « Роль личности в истории» планируется более углубленное изучение материала в 9-м классе.
Организуются индивидуальные занятия для детей, осуществляющих исследовательскую работу по заданной теме. Например « Мои родственники в годы Великой Отечественной войны/
Для всех желающих организуются консультации по выполнению
В конце второго периода проводиться Научно Практическая конференция по темам исследовательских работ. Лучшие работы будут рекомендованы на городскую конференцию и на итоговое событие, которым заканчиваться данный проект
Конспект на тему «Педагогический проект учителя истории»
Скабёлкин Клим Юрьевич. Педагогический проект
Ханты – Мансийский АО – Югра, г. Мегион, пос. Высокий
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»
«Повышение мотивации учащихся к обучению истории через использование
Скабёлкин К. Ю. 1 кв. категория
учитель истории, обществознания
Причины обращения к проблеме:
а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;
б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений.
Как «замотивировать» школьников на изучение истории? Этот вопрос особенно актуален для меня как историка.
Цель проекта: формирование положительных мотивов к изучению истории в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования: мотивация учащихся к обучению.
Предмет исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся истории через использование ИКТ.
Гипотеза исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся истории будет эффективным, если:
определены теоретические основы развития позитивной мотивации к обучению учащихся;
выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся;
разработана методика развития позитивной мотивации к обучению истории через использование ИКТ;
обеспечено педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к обучению учащихся истории через использование ИКТ;
процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся истории через использование ИКТ является направлением и конечной целью специально организованной работы.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи :
Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по предложенной теме.
Используя специальные диагностические методики, выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.
Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению истории.
Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применён комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ литературы и исследований по проблеме; изучение и обобщение практического опыта по теме исследования; изучение документов, определяющих политику государства в области образования; педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, прогнозирование, моделирование, независимые экспертные оценки, наблюдения, беседы, контент-анализ, тренинг, развивающие игры; статистическая обработка результатов работы.
Научная новизна исследования состоит:
в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению учащихся истории: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели;
в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению (социальных, побудительных, образовательных, организационных, коммуникативных, психологических);
в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся истории через ИКТ, позволяющей дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению;
Исследование проводится в период с 2013 г. по август 2016 г. и состоит из нескольких этапов:
Ухудшение креативной способности учащихся вследствие чрезмерного использования информаций от компьютеров. Коррекция: стимулирование обучающихся не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала. Вред здоровью при невыполнении требований САнПиН. Коррекция:
1. Поддержание санитарно-гигиенических условий (температура, влажность, освещенность, уровень электромагнитного излучения).
2. Выполнение гигиенических рекомендаций по правильной посадке за компьютером и временных ограничений по возрасту.
3. Грамотное построение уроков с использованием компьютера.
4. Выполнение упражнений для профилактики зрительного утомления и снятия мышечного напряжения.
5. Создание психологически-комфортной среды в процессе обучения.
устойчивая внутренняя мотивация к изучению истории;
сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени; социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.
Для анализа использую различные методы:
1. Наблюдение. Цель наблюдения конкретизирую показателями мотивации учения. В качестве таких показателей выступают различные признаки активности учащихся на уроках: особенности учебной деятельности; характер вопросов к учителю, характер ответов учащихся (по собственному желанию или инициативе учителя, содержательные или только формальные и т.д.); общий уровень и избирательность познавательной активности на разных уроках.
3. Анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся.
4. Анализ результатов внешней экспертизы.
Существуют традиционные методы повышения мотивации: использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия), методических карточек, аудиозаписей; проведение минуток для релаксации, тематических игр. Сейчас на помощь пришли информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому я считаю, что использование ИКТ в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Общаясь с ребятами на уроках истории, я сделала для себя вывод: иллюстрационные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Использование ИКТ на уроках истории позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют зрительную память. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, развивают интерес, делают урок более интересным. Большим подспорьем для учителя при планировании урока является работа в программе Microsoft Power Point, применение интерактивной доски, документ-камеры. Я пришёл к выводу, что при помощи этих программ можно создать любой урок, и он будет ярким и насыщенным. Вначале появляется общая идея урока, а формы, полагаясь на фантазию учителя, можно легко разнообразить. Каждое задание будет помогать учащимся выполнить все задачи, каждый этап урока будет четко отслеживаться, и, кроме того, учащиеся сразу смогут оценить свою деятельность. Использование данной технологии позволило мне:
1. Значительно сэкономить время на уроке.
2. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
4. Значительно повысить мотивацию школьников к изучению истории.
Диагностика успешности образовательного процесса. Результативность. В исследовании принимали участие 15 учащихся 7 класса (на конец исследования эти дети обучались в 9 классе). Результаты анкетирования по методике Н.Г. Лускановой, направленной на определение мотивации изучения истории на начало и конец исследования. Результаты исследования деятельного подхода школьников к изучению истории и обществознания.
1. Современная социальная ситуация вызывает заинтересованность в усвоении обществоведческих дисциплин в целях более успешного образования. Это осознают родители, но в начале эксперимента дети разделяли их установки только из послушания. Благодаря использованию ИКТ на уроках истории уровень мотивации учащихся достаточно изменился.
3. Изучение мотивации при обучении истории и обществознания позволило повысить качество знаний и интереса к предмету.
Работая над проектом, я систематизировал, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении. Наиболее эффективно это:
2) при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) при самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа «Репетитор», энциклопедии, развивающие программы);
5) при проведении интегрированных уроков по методу проектов;
7) во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
Именно использование компьютерных технологий позволило мне:
1.Сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика.
2.Обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся.
3.Давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.
4.Обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.
5.Снабдить курс необходимыми справочными материалами.
Таким образом, использование ИКТ на уроках истории и обществознания, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося. На основании анализа данных результатов можно утверждать, что широкое применение ИКТ для повышения мотивации при обучении истории и обществознания обосновано.
10. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации». http://www.vestishki.ru/node/1205
12. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
Учительский проект
Учительский проект по историческому краеведению связанный с тамбовской областью.
Содержимое разработки
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
в селе Староклёнское
Педагогический проект на тему: «Роль школьного краеведения в познавательной деятельности обучающихся»
Учитель истории и обществознания
Попова Татьяна Петровна
Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Эта проблема имеет две черты: исследовательскую активность обучающихся и самостоятельное приобретение знаний.
Исследовательская работа по краеведению выводит обучающихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относиться к явлениям жизни.
Благодаря исследовательскому методу школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и работать творчески.
В проекте «Роль школьного краеведения в познавательной деятельности обучающихся» соблюдаются принципы:
ученье без принуждения;
бесконфликтность учебной ситуации;
гласность успехов каждого ученика, перспективы для исправления, роста, успеха.
Формирование интереса и положительной мотивации к прошлому своего родного края, путем ознакомления с историческими событиями;
воспитание чувства патриотизма и национальной гордости за прошлое своего края;
приобщение обучающихся к исследовательской деятельности и использование собранных материалов в учебно –воспитательном процессе;
Учитывая образовательный минимум предмета истории России в основной школе дополнить его материалами по истории родного края;
Учить школьников работать с дополнительным историческим материалом, самостоятельно обрабатывать фактические и статистические данные по истории края;
Развивать коммуникативные способности обучающихся.
Целенаправленная работа школьного краеведения способствует повышению мотивации учения, социальной адаптации и профессиональному самоопределению ребенка.
Воспитание творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным мышлением, владеющих навыками исследовательской работы.
Повышение мотивации и качества знаний по истории России и обществознанию;
развитие творческой активности обучающихся;
приобретение обучающимися умений:
выдвигать гипотезы, формировать собственное мнение, высказывать его, аргументировать;
выбирать рациональное решение;
обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций;
продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявляя свою индивидуальность;
Умение красиво, грамотно и правильно представить свою работу.
Дидактические задачи проекта:
формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности;
развитие мотивации к самостоятельному научному поиску.
Совершенствование процесса преподавания истории, обществознания и исторического краеведения;
Развитие личности ученика средствами предмета истории, обществознания и исторического краеведения;
Формирование предметных компетенций как системы знаний о многообразии и особенностях прошлого и современного общества;
Соблюдение определенной последовательности при изучении любого краеведческого объекта.
План работы и сроки проведения проекта:
Изучение специальной психолого-педагогической литературы.
Сотрудничество с психологом школы для составления анкетирования учащихся по выявлению у них мотивации учения, уровня интереса к предмету, направленности личности.
Разработка программы кружка «Краевед», тематики учебных проектов.
Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями.
Представление работ на различные конкурсы, проведение внеурочных мероприятий.
Реализация проекта
1 этап проекта
Изучила специальную литературу:
В. Кученкова. Святыни Тамбовской Епархии. Издательский отдел Московской Патриархата, 1993 год;
М.К.Снытко. Тамбов. Центрально-Черноземное книжное издательство Воронеж, 1967 год;
А.М. Сахаров. Образование и развитие Российского государства в XIV – XVII в.в.. Издательство «Высшая школа»Москва, 1969 год;
В. Солоухин. Родная красота. Советский художник. Москва, 1966 год;
И. Никулин, И. Степанищев, А. Бахарев, В. Кострикин. Мичуринск.
Центрально-Черноземное издательство Воронеж, 1966 год;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2002;
Национальная доктрина образования Российской Федерации.- М.,2000;
Сиротюк А.Л. «Обучение с учетом психофизиологии»
Реформы образования: Аналитический обзор/Под ред. В.М. Филиппова. — М.: Центр образовательной политики, 2003;
посетила различные сайты.
При изучении литературы по данной проблеме пришла к выводу:
данная проблема мало освещена в работах российских авторов;
однозначного отношения к проблеме нет, результаты исследований носят противоречивый характер.
Провела совместно с психологом школы педагогическую диагностику обучающихся по классам с целью определения:
Направленности мотивации учения;
уровня интереса к предмету;
внеклассные мероприятия составленные на основе местного краеведческого материала, определила тематику учебных проектов;
Составила план работы кружка «Краевед», план внеклассной работы с учетом работы с использованием местного материала и патриотического воспитания.
Для того чтобы перейти от модели предметно-ориентированного обучения к личностно – ориентированному и компетентностно-деятельному надо опираться не столько на эмпирические данные или интуитивный анализ, сколько на достижения науки, психолого – педагогические исследования. Проведя психолого – педагогический анализ выявила у обучающихся уровень развития компетенций, основные мотивы учения, сформированность краеведческо –поисковых компетенций.
Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями.
Проведение занятий кружка «Краевед»
Участие детей в конкурсах по историческому краеведению, истории. Проведение уроков истории и исторического краеведения, обществознания.
3 этап проекта: инновационность проекта:
Анализ полученных материалов:
Участие в работе районной научно-исследовательской конференции «Грани творчества» с работой на тему: « Храм Рождества Христова как памятник исторического наследия» (диплом участника) –Ожерельев Дмитрий
Конкурс «Духовные святыни России» город Москва (диплом) – Ожерельева Анастасия
Проведение открытого урока по обществознанию совместно с сельской библиотекой на тему «Связь поколений», по историческому краеведению на тему: «Первомайский район – прифронтовая полоса».
Проведение мероприятий совместно с сельской библиотекой
Использование краеведческого материала на уроках обществознания, истории и исторического краеведения
Размещение данного материала на сайтах в Интернете «Сеть творческих учителей» и « Про школу. ru»
В. Кученкова. Святыни Тамбовской Епархии. Издательский отдел Московской Патриархата, 1993 год;
М.К.Снытко. Тамбов. Центрально-Черноземное книжное издательство Воронеж, 1967 год;
А.М. Сахаров. Образование и развитие Российского государства в XIV – XVII в.в.. Издательство «Высшая школа»Москва, 1969 год;
В. Солоухин. Родная красота. Советский художник. Москва, 1966 год;
И. Никулин, И. Степанищев, А. Бахарев, В. Кострикин. Мичуринск.
Центрально-Черноземное издательство Воронеж, 1966 год;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2002;
Национальная доктрина образования Российской Федерации.- М.,2000;
Сиротюк А.Л. «Обучение с учетом психофизиологии»
Реформы образования: Аналитический обзор/Под ред. В.М. Филиппова. — М.: Центр образовательной политики, 2003;
Актуальность проекта
О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации “Об образовании в РФ”, один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
В “Национальной доктрине образования в Российской Федерации” подчеркивается, что система образования призвана обеспечить “историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России”.*
Проблема частичной утраты своего культурно-исторического самосознания школьниками ощущается нами, учителями истории, достаточно часто и поэтому тема проекта считается актуальной.
В связи с указанной проблемой разработан данный проект, определены цель, объект, предмет исследования.
Содержание проекта
Цель данного проекта — воспитание у учащихся патриотизма через изучение истории, традиций и культуры родного края.
Задачи:
Гипотеза – если с раннего возраста учащиеся будут изучать историю своей малой Родины, то это станет фундаментом патриотического воспитания и будет способствовать повышению уровня исторического образования и воспитания общей культуры школьников.
Объект исследования – становление патриотического воспитания в контексте краеведческого образования.
Участники проекта: педагоги истории МОУ ДСШ (Воробьёв А.М., Сарычева Т.А., Филиппова И.Д), учащиеся 5 – 6 классов, родители, педагоги школы, внешние партнеры в рамках микрорайона.
Стратегия и механизм данного проекта вытекают из цели и задач, которые были определены:
Формы работы:
Сроки реализации проекта: 2016-2017 – 2017-2018 уч.
2. Основные направления просветительской и мотивационной работы
Направление деятельности |