периодизация истории музейного дела

1.7. Периодизации истории музейного дела

Пе­риодизацией принято называть разграничение, разделение исторического времени согласно качественному развитию процессов, которые в нём совершались. Это сущностное распределение историко-музейного процесса данного этно­са, страны, региона, континента, человечества.

В основу периодизации музейного дела положены различные критерии деления исторического процесса на отдельные этапы.

Формационный подход разработан отечественными историографами XX века и коллегами бывшей Германской Демократической Республики (например, К. Шрайнер). Выделяются следующие периоды: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.

Коллекционный подход. Автор – Дж. Льюис (1984). Классическое кол­лекционирование, раннее коллекционирование в странах Азии и средневековой Европе, коллекционирование пе­риодов Возрождения и Просвещения, период ранних публичных музеев (с XVI в. в Европе и за её пределами), период развития музеев в XX в.. Несколько позже (1993 г.) Дж. Льюис, сохраняя тот же принцип периодизации истории, прибегает к несколько иной последовательности и формули­ровкам: период предшествующих музеям явлений, включа­ющих в себя классическое коллекционирование, коллекции Возрождения, королевские, специализированные личные коллекции и коллекции научных обществ, период возник­новения музеев, который включает в себя этапы публичных коллекций (с начала XVI в.), первых публичных музеев (с конца XVII в.), период музеев во время национальной иден­тификации (первая половина XIX в.), середина XIX в., пер­вый музейный бум второй половины XIX в., этап переоцен­ки роли музеев в жизни общества (первая половина XX в.) и этап нового развития музеев после Второй мировой войны.

Периодизация, соответствующая развитию музейного дела в совокупности стран и материков в целом:

предмузейное собирательство (архаическое или перво­бытное общество, древний мир, средневековье);

становление музея как социокультурного феномена (XV в. — 80-е гг. XVIII в.);

выделение музейного дела в самостоятельную отрасль культуры и массовое появление публичных музеев как ре­зультат реализации программных требований представи­телей либеральных и радикальных слоев общества развитых и развивающихся стран (90-е гг. XVIII в. — 10-е гг. XX в.);

дальнейшее развитие музейного дела и оформление музееведения (музеологии) как научной дисциплины (с 20-х гг. XX в. по наши дни).

Настоящее учебное пособие рассматривает все четыре периода истории музейного дела, внутри каждого из которых можно выделить отдельные этапы развития специализированных музеев: исторический, художественный, литературный, музей одного художника, детский музей, экомузей.

Источник

Периодизация истории музейного дела

Осмыслению процесса истории музейного дела, облегчению выявления внутренних закономерностей и возможности научного обобщения помогает его периодизация. Периодизацией принято называть разграничение, расчленение исторического времени согласно качественному развитию процессов, которые в нем совершались. Это сущностное распределение историко-музейного процесса данного этноса, страны, региона, континента, человечества.

Чтобы выработать периодизацию изучаемого в исследовании любого раздела исторической науки, в том числе и истории музейного дела, первоначально следует решить, что необходимо положить в ее основу, то есть надо установить приемлемый критерий деления исторического процесса на отдельные этапы.

В отечественной историографической традиции XX века преобладал формационный подход периодизации. Для него главными критериями и пружинами развития общества являются материальное производство, экономические отношения и классовая борьба. Отрицать влияние на исторический процесс со стороны материального производства и экономических отношений было бы неверным. Однако при этом нельзя недооценивать значение духовных факторов для развития человечества.

В современной исторической науке при построении схем периодизации часто обращаются к комплексному историко-культурному или цивилизационному подходу. При таком подходе полнее охватываются в совокупности оказывающие влияние на деятельность людей природные, экономические, политические, нравственные, духовные факторы.

Советские историки музейного дела и их коллеги из Германской Демократической Республики, например, К. Шрайнер (1983, 1986), придерживались в своих исследованиях формационной периодизации, выделяя периоды первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический.

А. Виттлин (1970) делила историю музейного дела на периоды: подготовки публичных музеев, ранних публичных музеев, попыток реформы музеев (с 1851 по 1914 гг.), развития музеев между первой и второй мировыми войнами и развития музеев после второй мировой войны.

Ю. де Варен-Боан (1980) разделил развитие музейного дела в соответствии с общеисторической периодизацией истории зарубежных стран. Эти периоды истории средневековых музеев, музеев от периода Возрождения по 1700 год, музеев XVIII века, музеев в 1790 – 1850 годах, музеев в 1850 – 1950 годах и музеев 1950 – 1970-х годов.

В работе «Музеи мира. Введение в музейное дело» (1982) З. Жигульский Младший определяет следующие периоды в истории музеев: древность Европы и Ближнего Востока, европейское средневековье, Ренессанс, маньеризм и барокко в Европе, протомузейные явления в некоторых странах Азии и доколумбовой Америки, затем XVIII век, XIX век и первая половина XX века.

Дж. Льюис (1984) предложил своеобразную периодизацию, в основе которой лежит процесс перехода от коллекционирования к собственно музеям: классическое коллекционирование, раннее коллекционирование в странах Азии, коллекционирование в средневековой Европе, коллекционирование периодов Возрождения и Просвещения, период ранних периодизация истории музейного дела. Смотреть фото периодизация истории музейного дела. Смотреть картинку периодизация истории музейного дела. Картинка про периодизация истории музейного дела. Фото периодизация истории музейного дела периодизация истории музейного дела. Смотреть фото периодизация истории музейного дела. Смотреть картинку периодизация истории музейного дела. Картинка про периодизация истории музейного дела. Фото периодизация истории музейного делапубличных музеев (с XVI века), в Европе и за ее пределами, период развития музеев в XX веке.

Несколько позже (1993) Дж.Льюис, сохраняя тот же принцип периодизации истории, прибегнул к несколько иной последовательности и формулировкам: период предшествующих музеям явлений, включающих в себя классическое коллекционирование, коллекции Возрождения, королевские коллекции, специализированные личные коллекции и коллекции научных обществ, период возникновения музеев, который включает в себя этапы публичных коллекций (с начала XVI века), первых публичных музеев (с конца XVII века), период музеев во время национальной идентификации (первая половина XIX века), середину XIX века, первый музейный бум второй половины XIX века, этап переоценки роли музеев в жизни общества (первая половина XX века) и этап нового развития и новой роли музеев после второй мировой воины.

Как мы видим, были предложены различные принципы периодизации истории музейного дела, имеющие самое различное обоснование. Общего подхода к периодизации истории музейного дела нет.

Нам представляется более правомерным при периодизации истории музейного дела исходить как из специфики самого его развития, так и с учетом изменений в социальной и культурной жизни общества. В данном случае определяются следующие периоды, которые соответствуют раз-витию музейного дела в совокупности стран и материков в целом:

Предмузейное собирательство (архаическое или первобытное общество, древний мир, средневековье),

Становление музея как социокультурного феномена (XV – 80-е годы XVIII века),

Выделение музейного дела в самостоятельную отрасль культуры и массовое появление публичных музеев как результат реализации программных требований представителей либеральных и радикальных слоев общества развитых и развивающихся стран (90-е годы XVIII века – 10-е годы XX века),

Дальнейшее развитие музейного дела и оформление музееведения как научной дисциплины (с 20-х годов XX века по наши дни).

Внутри каждого периода можно выделить отдельные этапы развития музейного дела.

В предлагаемой вниманию читателя монографии рассматриваются первый и второй периоды истории музейного дела.

Источник

Периодизация истории музейного дела (на примере петербургских музеев)

Девейкис Марина Викторовна

аспирантка, кафедра исторического регионоведения, Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Россия, г. Санкт-Петербург, линия Менделеевская, 5

Postgraduate student, the department of Historical Area Studies, Saint Petersburg State University

199034, Russia, g. Saint Petersburg, liniya Mendeleevskaya, 5

Просмотров статьи: 2442 c 5.5.2015

Дата направления статьи в редакцию:

Ключевые слова: периодизация, музеи Петербурга, история музейного дела, метод, концепция, периоды музейного дела, критерии периодизации, музейная сеть, этапы музейного развития, музейный бум

Abstract: This article examines the little-studied problem of periodization of the history of museology. The author describes the existing approaches of various scholars towards periodization, conducts their critical analysis, and offers original concept. The recommended model of the development of museology is based on the criterion of evolution of state power in the country. The subject of this research is to determine the peculiarities of museum construction in Saint Petersburg (the emergence of new profile groups, changes of social functions, impact of government policy upon museology) during the imperial, Soviet and presidential periods. The proposed methodology does not repeat any of the previously proposed periodization, which defines the novelty of this work. The recommended periodization, first and foremost, would allow conducting comparative analysis of the history of museum construction in different regions, both horizontally – each period, and vertically – between the periods; secondly, it is universal tool for all researchers in solution of research tasks and problems of museology; thirdly, it provides broader regional coverage – for identification of specific, common to certain areas, processes of the development of museology, as well as for introduction of regional material into the overall trend of museum development in Russia.

museum network, criteria of periodization, periods of museum work, concept, method, museum history, museums of Saint Petersburg, periodization, stages of museum development, museum boom

Проблема периодизации музейного дела вызывает интерес у историков, культурологов, музееведов. Выделение отдельных периодов в истории музейного дела, несмотря на неизбежные при таком подходе условности, является важной задачей, поскольку позволяет выявить динамику процессов, имевших место в определённый временной промежуток, отметить характерные для различных этапов становления музейной деятельности тенденции, а также вписать их в общий историко-культурный контекст. В тоже время, подход к установлению каких-либо критериев периодизации требует обоснования и острожного применения. Цель исследования – проанализировать существующие подходы к периодизации истории музейного дела, предложить свою концепции и на основе ее рассмотреть особенности каждого периода истории музейного дела Петербурга.

Итак, кратко проанализировав существующие в литературе подходы к музейной периодизации, предлагается следующая периодизационная концепция. Прежде всего, необходимо обозначить используемые нами критерии. На наш взгляд, наиболее приемлемым для достижения поставленной цели является деление сообразно изменениям политического устройства России, принцип эволюции государственных и политических институтов, системы власти и управления. В основу предложенной нами модели положен критерий деления исторического процесса – смена государственной власти в стране. Внутри каждого периода определены отдельные этапы развития музейного дела.

В качестве начального периода мы выделяем Императорский период истории музейного дела, хронологически охватывающий период с 1714 г., года основания Кунсткамеры – до Еврейского музея, 1917 г. В рамках данного периода выделяются следующие этапы: этап ранних музеев (1714-1796), становление специализированных музеев (1796-1855), появление новых профильных групп (1855–1894), «музейный бум» (1894-1917). Следующей вехой становится Советский период, в рамках которого отмечаются следующие стадии: этап радикальных преобразований в музейном деле (1917-1941 гг.); музеи во время войны и послевоенные годы (1941-1960 гг.); музейный подъём (1961-1980 гг.); поиск новых направлений деятельности музеев (1981-1990). Последний период, Президентский, может быть разделён на следующие этапы: перезагрузка музеев на этапе демократизации (1991-2000 гг.); новая эра в музейном деле (2001 – 2019 гг.); музеи во время кризиса пандемии.

Предложенные периоды рассматриваются как самостоятельные вехи, связанные с историей столицы и Российской империи в целом. Каждый из них характеризуется качественно новыми чертами в развитии музейного дела. Рассмотрим их на примере петербургских музеев.

Раскрывая первый императорский период, прежде всего, необходимо отметить, что политическая система Российской империи, будучи абсолютной монархией, не предполагала разделения властей. По этой причине, роль правящего монарха в организации и патронаже как музейного дела в частности, так и российского искусства в целом, была значительной. Петербург, как город, воплощавший реформационные интенции Петра I, внёс значительный вклад в становление и дальнейшее развитие музейного дела в России. Петербург становится основоположникомданного направления в стране. В имперской столице возникают первые публичные музеи – прежде всего, это Кунсткамера, Эрмитаж и Русский музей. Кроме того, именно здесь появляются первые в России литературные (Пушкинский музей, Лермонтовский музей), педагогические (Педагогический музей военно-учебных заведений) и технические музеи (Музей прикладных знаний, Телеграфный музей), а также первый в мире Музей почвоведения. Ранние музеи являлись всецело инициативой монархов. Далее в организацию музеев вовлекались формирующиеся научные общества, а также российская знать и более широкие слои населения. В связи с дифференциацией отраслей науки на базе Императорской Академии наук возникло 7 специализированных музеев (Зоологический, Ботанический, Этнографический и др. музеи). При этом, роль верховной власти оставалась значительной: для организации музеев давались Высочайшие соизволения, выделялись средства и даровались коллекции. Изначально прерывистый характер создания музеев, в дальнейшем принимает более четкий хронологический – новые музеи в Петербурге появляются, в среднем, каждые 4-5 лет. В этот период музей приобретает новые функции: образовательную, просветительную, коммуникативную, основное внимание было уделено практике музейной работы. На последнем этапе (музейный бум) создано более 40 % всех музеев (21). Среди них следует выделить: Музей барона А.Л. Штиглица, Музей А.В. Суворова, Музей Д.И. Менделеева, Еврейский музей. Музейный подъем может быть объяснен такими факторами, как развитие промышленности, образовательная реформа, последовавшая за событиями революции 1905 – 1907 года демократизация российского общества. В этот период образовалась музейная сеть, включавшая 51 музей, основой которой являлись Эрмитаж, Императорский сельскохозяйственный музей, Русский музей. В рамках данной сети существовали также и различные профильные группы, которых насчитывалось более 10: научно-технические, художественные, историко-бытовые, музыкальные и др. Подводя итог, отметим, что императорский период явился экспериментальной базой для теоретических исследований и фундаментом для развития последующих периодов.

Таким образом, применение предлагаемой концепции периодизации позволит глубже осмыслить процесс истории музейного дела, выявить внутренние тенденции и закономерности, а также создаст возможность для научного обобщения.

Источник

Периодизация истории музейного дела

Музе́й — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. До того, как музей стал социальным институтом новоевропейской культуры он прошел долгий процесс коллекционирования предметов культуры и природы, которые в разные исторические эпохи наделялись определенной ценностью. Этот процесс “музеефикации” предметов уходит истоками в первобытное общество.

Процесс становления музея начинается в эпоху Возрождения,в Италии она охватывает период с середины 14 веков и до начала 17 века. Понятие «Возрождение» появилось в Италии на основе ошибочной, но широко распространенной концепции, согласно которой после гибели блестящей античной цивилизации наступила эпоха беспросветного невежества и варварства, пренебрежительно названная «средними веками». Рассматривая Средневековье как простой перерыв в развитии культуры, историки XVI в. считали свою эпоху первым со времен античности периодом возрождения искусства и гуманитарных наук. С приходом Возрождения стали возникать первые учреждения, которые в дальнейшем послужили возникновению музея как социокультурного института. Этому способствовало возвращение к жизни классической древности в качестве культурной ценности; освобождение человеческой мысли от богословского догматизма; развитие светской гуманистической культуры, науки и искусства; познание мира природы и человека.

Одним из следствий стремления образованных людей к постижению окружающего мира стал расцвет коллекционирования. В отличие от бессистемного собирательства средневековья оно приобрело целенаправленность. Коллекционеры обращали внимание, прежде всего, на античное наследие как на первоисточник знаний. Они пытались восстановить утраченные в средние века связи с культурными традициями античности, поэтому собирали любые материальные предметы греко-римской цивилизации – рукописи, фрагменты архитектуры, геммы, монеты, надписи на камне и металле, скульптуру. Одним из первых обладателем античных монет и медалей был Петрарка, а гуманист Браччолини коллекционировал древние надписи и античные монеты. Свою коллекцию из бюстов и архитектурных форм имел художник Скварчоне.

Музей в эпоху Просвещения в 17-18 вв. Социокультурные изменения, происшедшие в европейском обществе, повлияли на развитие коллекционирования и способствовали появлению первых публичных музеев. В данный период получили заметное развитие образовательные и воспитательные функции коллекций и музеев. Создавались учебные музеи. Появились коллекционеры которые обращали внимание историков на изучение памятников Античности и Средневековья.

Политический и культурный полицентризм Германии способствовал поиску разнообразных форм коллекционирования, который велся при дворах отдельных монархов. Правители крупных государств самим фактом создания коллекций демонстрировали свои претензии на первенство в регионе (Бавария, Пруссия, Саксония). В Речи Посполитой общеевропейская модель коллекционерства получила развитие только в эпоху Просвещения. Солидные коллекции возникли в период правления королей из династии Ваза, но подлинное развитие они получили только после воцарения Станислава Августа IV Понятовского.

В XVIII в. формирование художественных галерей происходило в результате распада архаических музейных структур. Оформлялась новая структура коллекций: экспозиции собраний представляли собой совокупность определенных групп коллекций и коллекционных предметов, связи внутри которых были хорошо продуманы и рационально аргументированы. Развитию деятельности научных коллекций музеев указанного периода способствовало внедрение эксперимента в изучение природы, успехи в развитии математических и природоведческих наук, популяризация научных достижений. Анатомические и зоологические коллекции и музеи были популярны в Голландии. Так, широко известным стал анатомический зал Лейденского университета.

В к. XVIII в. начинает формироваться музейная архитектура в качестве раздела гражданской архитектуры. Более совершенное оформление получают экспозиции музеев и коллекций. Путеводители и каталоги, отражающие их состав, становятся более систематизированными и информативными. Работа по подготовке окончательного оформления публичных музеев проходила именно в этот период, рассмотрение которого важно для лучшего понимания дальнейших судеб музейного дела и коллекционирования. (Британский музей, Кунскамера, Эрмитаж)

В к. XVIII – пер. пол. XIX вв. в музейном деле произошли заметные изменения. Количество публичных музеев существенно увеличилось. Во Франции они перешли под государственное управление. Стали возникать особые профильные музеи, что особенно отчетливо проявилось в многочисленных фактах организации исторических и археологических музеев. Воспитательной функции музеев стало уделяться большее, чем раньше, внимание. Музейная архитектура выделилась как особый вид архитектуры. Развитие музеев художественного и историко-археологического профилей на данном историческом этапе сыграло определенную роль в достижении более полного и глубокого осознания наиболее значительных ценностей европейской цивилизации. Этот процесс совпал с ростом национального самосознания в Европе. С другой стороны, заметное возрастание интереса общественности к музею как явлению культурной и общественной жизни, совпавшее по времени с промышленным переворотом, способствовало сохранению культурного наследия Древнего мира и Средневековья, которое в противном случае могло бы быть утрачено. В это время складывалась непростая «околомузейная» ситуация. Это было связано в первую очередь с тем, что музейные экспозиции, ставшие общедоступными, зачастую оставались непонятными для неподготовленных посетителей новых публичных музеев, ко­торым было трудно ориентироваться в представленных здесь коллекциях: ведь то, что видели в музеях рядовые граждане, к реальной жизни имело весьма далекое отношение.

В Париже были открыты, в основном на базе королевских коллекций, национальные музеи: Музей искусств во дворце Лувр, Музей естественной истории, Консерватория искусств и ремесел (науки и техники), Музей артиллерии.

Между двумя мировыми войнами количество музеев во многих странах мира возросло. По-разному развивалось музейное дело в странах с различным политическим устройством. В Италии и Герма­нии с приходом к власти тоталитарных режимов оно оказа­лось поставленным на службу фашистской, нацистской идеологии. Развязанная германским нацизмом мировая война нанесла огромный ущерб музеям и собраниям европейских стран. Нацисты организовали крупномасштабный грабеж имущества музеев и частных коллекций в оккупированных Германией странах. Около 20 тыс. произведений искусства перешло в личную собственность Гитлера. Они предназначались для Музея фюрера, строительство которого предполагалось начать в австрийском городе Линце (Австрия). Немецкие войска и оккупационные власти уничтожили или повредили многие музеи и музейное имущество в оккупированных странах. В Польше гитлеровцами были закрыты все музеи. Многие из них перестали существовать ибо вследствие военных действий, либо потому, что экспонаты из них были вывезены или уничтожены, а здания попользовались оккупантами для собственных целей.

В странах Европы с либеральным политическим устройством музейное дело развивалось по традиционному пути. Тем не менее в музеях наметился поворот от воспевания достижений техники к гуманизации содержания подготавливаемых к демонстрации экспозиций. Вторая мировая война нанесла серьезный урон сохранности многонационального культурного наследия во многих странах и поставила перед мировым сообществом задачу создания организации по охране культурного достояния, которая бы действовала на межправительственном уровне.

Сегодня в мировом культурном пространстве сложилась сложная и разветвленная музейная система, которая призвана формировать и организовывать отношения между нашим современником и культурным наследием человечества. Ее становление, охватывая практически все предметное разнообразие мира, происходило на протяжении нескольких столетий. Как социокультурный институт музей стал необходимой составной частью современного общества. В условиях складывающегося сегодня плюрализма в сфере культуры важно, чтобы музей, используя присущие ему публичность и общедоступность, работал в режиме диалога, проявлял столь необходимую в этих условиях толерантность и по возможности четко определял тот круг лиц, для которых его существование необходимо и полезно.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 6118 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА

Методы истории музейного дела:

Историко-сравнительный метод раскрывает сходство черт в различных явлениях. Сравнение — важный и самый широко распространенный метод научного познания. Объек­тивной основой для сравнений служит то, что историческое развитие общества представляет собой повторяющийся и внутренне обусловленный характер.

Историко-ретроспективный метод отличается выражен­ной направленностью от настоящего к прошлому, от след­ствия к причине. В своём содержании он выступает как приём реконструкции, позволяющий системати­зировать, корректировать знание об общем характере раз­вития явлений.

Историко-культурный метод. С его помощью легче объяс­нить, как складывалась та или иная музейная концепция, поскольку коллекции и музеи нередко отражают индивидуаль­ные взгляды на собирательство отдельных людей, вовлечён­ных в исторический процесс. Историко-культурный метод ставит в центр внимания социально-психологическое исследо­вание личности отдельного человека с его стремлениями, верованиями, убеждениями, деятельностью. При этом из­учаются деятельность, стремления, убеждения не только выдающихся лиц, но и рядовых людей, преследующих опреде­лённые цели, и их общественное поведение, отношение к окру­жающему миру.

Пе­риодизацией принято называть разграничение, разделение исторического времени согласно качественному развитию процессов, которые в нём совершались. Это сущностное распределение историко-музейного процесса данного этно­са, страны, региона, континента, человечества.

В основу периодизации музейного дела положены различные критерии деления исторического процесса на отдельные этапы.

Формационный подход разработан отечественными историографами XX века и коллегами бывшей Германской Демократической Республики (например, К. Шрайнер). Выделяются следующие периоды: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.

Коллекционный подход. Автор – Дж. Льюис (1984). Классическое кол­лекционирование, раннее коллекционирование в странах Азии и средневековой Европе, коллекционирование пе­риодов Возрождения и Просвещения, период ранних публичных музеев (с XVI в. в Европе и за её пределами), период развития музеев в XX в.. Несколько позже (1993 г.) Дж. Льюис, сохраняя тот же принцип периодизации истории, прибегает к несколько иной последовательности и формули­ровкам: период предшествующих музеям явлений, включа­ющих в себя классическое коллекционирование, коллекции Возрождения, королевские, специализированные личные коллекции и коллекции научных обществ, период возник­новения музеев, который включает в себя этапы публичных коллекций (с начала XVI в.), первых публичных музеев (с конца XVII в.), период музеев во время национальной иден­тификации (первая половина XIX в.), середина XIX в., пер­вый музейный бум второй половины XIX в., этап переоцен­ки роли музеев в жизни общества (первая половина XX в.) и этап нового развития музеев после Второй мировой войны.

Периодизация, соответствующая развитию музейного дела в совокупности стран и материков в целом:

предмузейное собирательство (архаическое или перво­бытное общество, древний мир, средневековье);

становление музея как социокультурного феномена
(XV в. — 80-е гг. XVIII в.);

выделение музейного дела в самостоятельную отрасль
культуры и массовое появление публичных музеев как ре­зультат реализации программных требований представи­телей либеральных и радикальных слоев общества развитых
и развивающихся стран (90-е гг. XVIII в. — 10-е гг. XX в.);

дальнейшее развитие музейного дела и оформление
музееведения (музеологии) как научной дисциплины
(с 20-х гг. XX в. по наши дни).

Настоящее учебное пособие рассматривает все четыре периода истории музейного дела, внутри каждого из которых можно выделить отдельные этапы развития специализированных музеев: исторический, художественный, литературный, музей одного художника, детский музей, экомузей.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *