периодизация истории развития отечественной конфликтологии
Периодизация истории отечественной конфликтологии
История конфликтологии представляет собой раздел этой науки, решающий четыре основные задачи:
• изучение динамики развития знаний о конфликтах, опосредованное сменой стилей мышления конфликтологов;
• раскрытие взаимосвязей конфликтологии с другими науками;
• анализ взаимодействия конфликтологии и общества, а также самих конфликтологов;
• описание результатов деятельности и личностных особенностей конкретных ученых [95].
На современном этапе развития конфликтологии трудно дать целостное и подробное изложение ее истории в силу молодости науки. Однако общий взгляд на историю конфликтологии может быть представлен в следующем виде.
Одним из важных разделов истории конфликтологии является периодизация ее развития. В основу периодизации положен содержательный анализ конфликтологических идей и теорий, а также количественный анализ интенсивности проводимых исследований. Это позволило выявить в истории эволюции конфликтологических идей и теорий три периода, каждый из которых состоит из ряда этапов.
I период — до 1924 г. В течение этого периода конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах. Проблема насилия и
ненасилия, входящая в сферу интересов конфликтологии, достаточно глубоко прорабатывается в религиозных учениях. Проблема конфликта находит отражение в искусстве и культуре. Уже на первых наскальных рисунках запечатлены различные конфликты, где участвовал человек. В последующем конфликты отражаются в литературе, монументальном искусстве, музыке, устном эпосе, живописи, кино и т.д.
В этот период начинают накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.
II период— 1924-1992гг. Это период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук — отраслей конфликтологии. Конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух наук (правоведение, социология), а к концу периода — одиннадцати. Интенсивность исследования конфликта постоянно увеличивается, однако междисциплинарных работ практически нет.
Анализ публикаций в данный период позволил установить ее выраженный динамичный характер (рис. 2.3), который определяется действием следующих четырех основных факторов:
• степенью конфликтности жизнедеятельности нашего общества на всех его уровнях;
• степенью зависимости гуманитарных наук, заинтересованных в разработке проблемы конфликта, от политической обстановки в стране, идеологических установок, состояния демократизации общества;
• уровнем развития, возможностями самих наук, объектом изучения которых может быть конфликт, разработанностью методологических, теоретических и методических предпосылок исследования этого сложного социального явления;
• характером связи с мировой наукой, возможностью изучения, и использования результатов исследования конфликта учеными других стран.
Второй период в истории развития отечественной конфликтологии включает четыре основных этапа.
Первый этап — 1924—1935 гг. Охватывает первую «волну» публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике, социобиологии.
Второй этап — 1935—1949 гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой Отечественной войной и обстановкой в стране в целом.
Третий этап — 1949—1972 гг. Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии, педагогике, исторических и политических науках.
Четвертый этап — 1972—1992 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации, из них три — по искусствоведению и по одной — в математике, педагогике, правоведении, психологии, политологии и философии.
В 1988—1992 гг. А.Я. Анцуповым разрабатывается эволюционно-междисциплинарная теория конфликтов. Она стала одной их первых отечественных общих теорий конфликта. Существенная работа по развитию прикладных аспектов этой теории проделана А.И. Шипиловым.
III период —1992г. Появляются первые междисциплинарные — настоящее время исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций (60—350). Ежегодно защищается от 2 до 10 докторских диссертаций, общее количество защищаемых диссертаций колеблется от 19 до 53 в год, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов.
История отечественной конфликтологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и периодизация истории отечественной конфликтологии
История отечественной конфликтологии – это раздел науки конфликтологии, занимающийся изучением динамики развития исследований конфликта как социального явления в России, а также предложением особой периодизации смены стилей изложения соответствующего предмета путем ретроспективного анализа трудов отечественных ученых, творивших в разное время.
Иными словами, важность изучения истории отечественной конфликтологии обуславливается тем, что соответствующая деятельность позволяет:
В общем виде, современная наука о конфликтах предлагает рассматривать историю отечественной конфликтологии как совокупность трех периодов, последовательно сменявших друг друга.
Так, первый период, датируемый современными учеными вплоть до 1924 года, ввиду относительной молодости конфликтологии как в России, так и в остальном мире, характеризуется тем, что в это время начали зарождаться и развиваться конфликтологические идеи, отражавшие практические знания ученых о принципах, правилах и моделях поведения социальных субъектов в реальных конфликтов.
Кроме того, уже в этот период в предмет конфликтологии стали входить представления о проблеме соотношения насилия и ненасилия внутри социальных конфликтов, предпринимаются попытки поиска концептуальных положений, которые могут быть полезны для предотвращения и разрешения социальных конфликтов в содержании религиозных текстов, философских трактатов, культуре, искусстве, литературе, и т.д.
Иными словами, уже в названный период развития отечественной конфликтологии происходит постепенное накопление и обобщение научных знаний о конфликтах, прежде изучавшихся в рамках философии, юриспруденции, психологии, однако не выделяемых в самостоятельное научное направление.
Готовые работы на аналогичную тему
Рассматриваемый этап развития отечественной конфликтологии связан с именами таких исследователей, трудившихся на стыке социологии, юриспруденции и психологии, как П.С. Сорокин, А.С. Звоницкий, Я.Л. Юделевский, и др. Именно названные авторы впервые в истории отечественной науки убедительно обосновали собственно социальную природу взаимодействия индивидов и социальных групп в обществе, выработали основы социологии конфликта, предприняли первые попытки описания и осмысления сущностных признаков и характеристик разнообразных социальных конфликтов.
Развитие отечественной конфликтологии в советский период
Второй этап в истории развития отечественной конфликтологии принято датировать с 1924 по 1989 гг. – этот период признается временем, в которое происходило широкое становление и развитие отдельных отраслей конфликтологии в системе относительно самостоятельной социальной науки – конфликтологии, возникшей на стыке юриспруденции, социологии и психологии.
Иными словами, в обозначенный период внимание исследователей преимущественно было сосредоточено на попытках выявления и описания специфики социальных конфликтов в праве, математике, социологии, психологии и иных отраслей научного знания и человеческой жизнедеятельности, в содержании которых представлялось возможным и реальным разного рода столкновение интересов и потребностей социальных субъектов.
Кроме того, необходимо отметить, что в период с середины 1930-х до конца 1940-х гг. XX в. в нашей стране практически полностью прекратились исследования проблем конфликтологии, что обуславливалось трудностями Великой Отечественной войны и кризисной обстановкой в последующие годы, в процессе которых внимание научного сообщества было занято изучением иных проблем и социальных затруднений.
Тем не менее в 50-е – 70-е гг. XX в. возобновилось активное развитие отечественной конфликтологии, причем с учетом опыта и наблюдений, произведенных в военные годы, наметилась положительная тенденция к сращиванию теоретической и практической конфликтологии. Иными словами, наметилась необходимость не только выявлять и описывать, но и предлагать конкретные концепции предупреждения и разрешения социальных конфликтов, как необходимое условие обеспечения стабильности в обществе.
Развитие отечественной конфликтологии на современном этапе
Продолжая характеристику отечественной конфликтологии отметим, что третий этап ее развития принято исчислять с начала 90-х гг. XX века по настоящее время. Основной спецификой данного периода стало то, что произошедшее коренное переустройство российского государства и общества оказало колоссальное влияние на социологию и конфликтологию.
Так, конфликт начинает признаваться системным явлением, изучение которого невозможно без консолидации разнообразные организационных и институциональных ресурсов всего общества. При этом еще больше актуализировалась проблема необходимости накопления и осмысления объективных знаний о социальных конфликтах, с целью предложения моделей противодействия им в новой для российского общества социально-экономической формации.
В результате, на современном этапе можно говорить о том, что третий этап в истории развития отечественной конфликтологии обеспечил становление отраслевых конфликтологических наук, сосредоточенных на изучении собственно экономических, политических, педагогических, международных конфликтов, конфликтов в воинском и трудовой коллективе, и т.д.
При этом, каждая из названных подотраслей конфликтологии опирается на единую понятийно-категориальную базу, что обуславливает возможность осуществления междисциплинарных исследований.
Периодизация отечественной конфликтологии
Периодизация отечественной конфликтологии
В советское время термин «конфликт» использовался редко, в связи с тем, что была поставлена задача на построение бесконфликтного общества. Тем не менее, появлялись отдельные работы, анализирующие конфликтные взаимодействия в трудовых коллективах, в педагогических коллективах. Развитие отечественную конфликтологии делят на 3 периода.
Первый период определяется до 1924 года – зарождаются и развиваются практические знания, правила, принципы и приемы поведения людей в реальных конфликтах, находит отражение в искусстве. Источниками формирования конфликтологических идей в этот период выступают научные воззрения на конфликт, развиваемые в рамках философии, психологии, социологии, других гуманитарных наук; а также практические знания о конфликтах, отражение конфликтов в искусстве, религиях и в конце периода в средствах массовой информации.
Второй период с 1924 по 1990 гг. характеризуется зарождением, становлением и развитием отраслей конфликтологии. Конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух (правоведение, социология), а концу периода одиннадцати наук. Междисциплинарных работ практически нет. Данный период включает в себя 4 этапа:
1924-1934 гг. – «волна» публикаций по проблеме конфликта в правоведении, в социологии, психологии, математике, социобиологии. 1935-1948 гг. – полное отсутствие публикаций. 1949-1972 гг. – ежегодная публикация работ по проблемам конфликта, защищены 25 кандидатских диссертаций; начаты самостоятельные исследования в философии, истории, педагогике и политических науках. 1973-1989 гг. – ежегодные публикации (не менее 35 работ); защита докторских диссертаций и исследование конфликта в искусствоведении, математике, военной науке.
Третий период с 1990 г. – н. в. отмечен междисциплинарными исследованиями, выделением конфликтологии в самостоятельную науку, практикой преподавания, созданием центров и специальных групп по разрешению и регулированию конфликтов. Это позволяет выделить данную науку в самостоятельную и в качестве междисциплинарной области 11 отраслей знаний, на основе системного подхода и разрабатывается общая теория конфликта. В первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в 1993 году.
Отрасли конфликтологии: военные науки, искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политические науки, правоведение, психология, социобиология, социология, философия.
Кратко остановимся на развитии конфликтологии в нашей стране. Отечественные мыслители, испытывая влияние зарубежных течений, вместе с тем отразили своеобразие российского общества во второй половине XIX и начале XX вв.
П. Лавров и Н. Михайловский – представители так называемого субъективного идеализма. В центре их внимания находился общественный прогресс, но главным движителем и, следовательно, мерилом прогресса признавалась личность, ее всестороннее развитие в кооперации с равными себе. Отсюда выводилась необходимость предотвращать возникновение антагонистического конфликта между личностью и обществом. Утверждалось, что прогрессу служит не борьба за существование, а больше взаимопомощь и солидарность людей, приспособление социальной среды к потребностям личности.
Схожие положения лежали в основе социологических концепций идеологов народничества – М. Бакунина, П. Кропоткина, П. Ткачева.
М. Ковалевский, опираясь на ставший популярным в России сравнительно-исторический метод, также усматривал сущность социального прогресса в упрочении солидарности между людьми. При этом он ориентировался больше не на личность, а на социальные группы и классы, стремился выявить общее и особенное в общественных явлениях, видел критерий прогресса во все более полном воплощении в человеческом общежитии идеи равенства и справедливости.
Заметный вклад в относительно новую область научного знания внес П. Сорокин, ставший одним из самых выдающихся представителей «социокультурной школы» в социологии, выразителем идей интеграции социальных и культурных систем. Будучи руководителем кафедры Петроградского университета, он определял социологию как науку о формах, причинах и результатах поведения людей, живущих в среде себе подобных. П. Сорокин подчеркивал: «Без знания общества и культуры, в которых рождается и растет данный индивид, никакие его личные черты – верования, идеи, убеждения, вкусы, пристрастия и то, что вызывает неприязнь, – не могут быть поняты. Без такого знания непостижимы поведение человека, образ его мыслей, манеры и нравы. Иными словами, конфликт непременно связан с удовлетворением потребностей людей, его источник заключен как раз в подавлении определенных, преимущественно базовых потребностей человека».
– интенсивное развитие методологии, теории, методов науки, преодоление крайней разобщенности отраслей конфликтологии, завершение предпара-дигмального этапа становления науки;
– комплексные междисциплинарные исследования всех конфликтов, выступающих объектом науки, накопление и систематизация эмпирических данных о реальных конфликтах;
– создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе;
– организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов;
– расширение научно-практического взаимодействия с мировым сообществом конфликтологов.
В заключении параграфа отметим, что проблема конфликта становится объектом интенсивного изучения в социальной психологии на Западе (прежде всего в США) начиная с 60-х годов XX в. Возникновение интереса к проблеме конфликта, связанное с эволюцией теоретических и методических ориентации социально-психологического знания, в первую очередь обусловлено обострением классовых противоречий капиталистического общества, продиктовавшим рост социального заказа на исследования в данной области. Общее число таких исследований, нередко противоположных как по исходным установкам, так и по полученным результатам, достигает сегодня астрономических размеров. Десятками исчисляется и количество специальных обзоров, посвященных их теоретико-экспериментальному анализу.
Как относительно самостоятельное направление в социологии конфликтология выделилась в конце 50-х годов XX века и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связывается с работами Р. Дарендорфа (1957) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе», а также Л. Козера (1956) – «Функции социальных конфликтов».
В этот же период аналогичная ситуация наблюдается и в психологии. Благодаря исследованиям М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотт и др. психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление.
Исследования в области социологии конфликта и, особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики. В 70-е годы XX столетия происходит становление конфликтологической практики, особое место в которой заняли переговорные методики разрешения конфликта (Д. Скотт; Ш. и Г. Боуэр; Г. Келман и др.). Разработка технологий переговоров с участием посредника-медиатора (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин и др.) привела к созданию в США в 1970-1980-х годах учебных заведений по подготовке специалистов-медиаторов. Всемирную известность приобрел Гарвардский метод «принципиальных переговоров» Р. Фишера и У. Юри.
В 1980-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. В 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в 1993 году.
На данном этапе развития науки конфликтологи выделяют пять принципов: междисциплинарности; преемственности; эволюционизме; личностного подхода; единства открытых и скрытых элементов конфликта.
Системное изучение конфликтов предполагает системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический, системно-информационный и системно-ситуационный их анализ.
Исследование конфликтов включает 8 этапов: разработка программы; определение конкретного объекта; разработка методики; пробное исследование; сбор первичной информации; обработка данных; объяснение результатов; формулирование выводов и практических рекомендации (Ядов, 1987).
Диагностика и регулирование конкретных конфликтов включает 10 этапов и осуществляется на основе описательной, эволюционно-динамической, объяснительной, прогностической моделей конкретного конфликта; а также модели целей его регулирования, содержательного, технологического решений на вмешательство в конфликт, деятельности по регулированию конфликта, оценки ее результативности, обобщения полученного опыта.
Какова периодизация истории отечественной конфликтологии?
История конфликтологии — это особый раздел конфликтологии, который решает следующие важнейшие задачи:
1) изучение динамики развития знаний о конфликтах, опос
редованное сменой стилей мышления конфликтологов;
2) раскрытие взаимосвязей конфликтологии с другими на
уками;
3) анализ взаимодействия конфликтологии и общества, а так
же самих конфликтологов;
— конфликтологические идеи проявляются в виде знания
людьми практических принципов и правил поведения в реаль
ной ситуации конфликта;
— проблема насилия разрабатывается в недрах различных ре
лигиозных учений, отражается в искусстве;
— происходит постепенное накопление первых научных зна
ний о феномене конфликта, и основное изучение этого явления
происходит в философии, праве, военных науках, психологии,
при этом выделения конфликтологии в самостоятельное науч
ное направление пока не происходит.
Второй периоддатируется с 1924 по 1992 г. и характеризуется как этап зарождения различных отраслей конфликтологии. Вначале только правоведение и социология рассматривают и изучают конфликт как самостоятельное явление, но впоследствии конфликт становится предметом и других наук. Далее появляет-
Третий периодначинается с 1992 г., длится по сей день и характеризуется появлением первых междисциплинарных исследований и выделением конфликтологии в самостоятельное научное направление. Происходит существенное увеличение исследований и научных публикаций, диссертаций, появляются различные центры по исследованию и регулированию конфликтов.
1.2.3 Периодизация истории отечественной конфликтологии
Отечественные мыслители, испытывая влияние зарубежных течений, вместе с тем отразили своеобразие российского общества во второй половине XIX и начале XX вв.
На современном этапе развития конфликтологии трудно дать целостное и подробное изложение ее истории в силу молодости науки. Однако общий взгляд на историю конфликтологии может быть представлен в следующем виде.
1-й период — до 1924 г. В течение этого периода конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах. Проблема насилия и ненасилия, входящая в сферу интересов конфликтологии, достаточно глубоко прорабатывается в религиозных учениях. Проблема конфликта находит отражение в искусстве и культуре. Уже на первых наскальных рисунках запечатлены различные конфликты, где участвовал человек. В последующем конфликты отражаются в литературе, монументальном искусстве, музыке, устном эпосе, живописи, кино и т. д.
В этот период начинают накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление;
Например, Петр Лавров и Николай Михайловский — представители так называемого субъективного идеализма. В центре их внимания находился общественный прогресс, но главным движителем и, следовательно, мерилом прогресса признавалась личность, ее всестороннее развитие в кооперации с равными себе. Отсюда выводилась необходимость предотвращать возникновение антагонистического конфликта между личностью и обществом. Утверждалось, что прогрессу служит не борьба за существование, а больше взаимопомощь и солидарность людей, приспособление социальной среды к потребностям личности.
Схожие положения лежали в основе социологических концепций идеологов народничества — Михаила Бакунина, Петра Кропоткина, Петра Ткачева.
Максим Ковалевский, опираясь на ставший популярным в России сравнительно-исторический метод, также усматривал сущность социального прогресса в упрочении солидарности между людьми. При этом он ориентировался больше не на личность, а на социальные группы и классы, стремился выявить общее и особенное в общественных явлениях, видел критерий прогресса во все более полном воплощении в человеческом общежитии идеи равенства и справедливости.
Свое видение проблемы социального конфликта высказывали и российские сторонники марксизма. Представители ортодоксального направления — Г.В. Плеханов, В.И. Ленин; представители «легального» направления — П.Б. Струве, М.И. Ту-ган-Барановский.
Заметный вклад в относительно новую область научного знания внес Питирим Сорокин, ставший одним из самых выдающихся представителей «социокультурной школы» в социологии, выразителем идей интеграции социальных и культурных систем. Будучи руководителем кафедры Петроградского университета, он определял социологию как науку о формах, причинах и результатах поведения людей, живущих в среде себе подобных.
Прочитайте и прокомментируйте высказывания Питирима Сорокина и Ивана Александровича Ильина, представленных в упражнении 5. Поясните их точку зрения на понятие конфликта.
2-й период — 1924—1990 гг. Это период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук — отраслей конфликтологии. В это время конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух наук (правоведение, социология), а к концу периода — 11. Интенсивность исследования конфликта постоянно увеличивается, однако междисциплинарных работ практически нет. Анализ публикаций в данный период позволил установить ее выраженный динамичный характер, который определяется действием следующих четырех основных факторов:
— степенью конфликтности жизнедеятельности нашего общества на всех его уровнях;
— степенью зависимости гуманитарных наук, заинтересованных в разработке проблемы конфликта, от политической обстановки в стране, идеологических установок, состояния демократизации общества;
— уровнем развития, возможностями самих наук, объектом изучения которых может быть конфликт, разработанностью методологических, теоретических и методических предпосылок исследования этого сложного социального явления;
— характером связи с мировой наукой, возможностью изучения и использования результатов исследования конфликта учеными других стран.
Второй период в истории развития отечественной конфликтологии включает четыре основных этапа.
Первый этап — 1924-1934 гг. Охватывает первую «волну» публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике, социобиологии.
Второй этап — 1935-1948 гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой Отечественной войной и обстановкой в стране в целом.
Третий этап — 1949-1972 гг. Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии, педагогике, исторических и политических науках.
Четвертый этап —1973-1989 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации, из них три — по искусствоведению и по одной — в математике, педагогике, правоведении, психологии, политологии и философии.
3-й период — 1990 год — настоящее время. Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций (от 60 до 250), ежегодно защищается от 1 до 4 докторских диссертаций, общее количество защищаемых диссертаций колеблется от 13 до 25 в год, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов.
В 1990-х гг. в нашу страну вошла и практика медиаторства. Большую роль в этом сыграла Российско-Американская программа по конфликтологии, в рамках которой было организовано обучение конфликтологов-медиаторов. На этой основе в Санкт-Петербурге в 1993 г. был открыт первый в России Центр разрешения конфликтов, а в 1997 г. создан Клуб конфликтологов, объединивший профессиональных конфликтологов-медиаторов.
О причинах отставания конфликтологии в России см. в приложении 8.