перовский машиностроительный завод история
Новое в блогах
Большой Перовский пруд, украденного химзавода, или на развалинах бывшей империи
Я помню этот пруд со времен своего первоклашного детства, когда с друзьями-товарищами, прибегал на него неведомыми путями, аж за три-девять земель. Когда сюда не ходили автобусы, и никакой другой транспорт, когда эта территория была еще в черте города Перово. Это было недавно, это стало давно …
Тогда весь берег этого пруда в любое время суток был усеян людьми. Сюда ходили купаться и отдыхать на бережку. Здесь всегда сидели рыбаки. Ловили даже огромных раков, а ребятня искала под корягами, тех, что помельче. Здесь собирались компашки, чтобы выпить, но никто не хулиганил. Здесь, слава богу, никогда не было милиции, и народ чувствовал себя спокойно от надзора блюстителей.
А потом как-то подкрались новые – нынешние времена, которые сказались, как на химзаводе, принадлежностью которого и был этот пруд, так и на самом этом водоеме.
Разное сейчас рассказывается об этом, теперь полузабытом, а ранее очень известном пруде химзавода. Все пересказывать – места не хватит, да и нетерпеливые читать утомятся. Но, кое что хочется рассказать.
Рассказывают байки о том что здесь есть лодочная станция – так врут – нет, и никогда не было.
Болтают, что аборигены предпочитают называть водоем по-особому – “хим-болото” – сомнительно, никогда того не слышал.
В прошлом, когда действовал химзавод, его близость к пруду, всегда вызывала у людей естественную настороженность – химия, сбросы – а не опасно ли это? В пруд действительно с завода сбрасывали воду, и все местные об этом знали. Да и трудно это было скрыть, так как труба сброса, более метра в диаметре, открыто была видна в том конце пруда, который был ближе к заводу. Но вся петрушка заключалась как раз в том, что пруд служил естественной лакмусовой бумажкой для проверки чистоты сбрасываемых в него отходов воды. В пруду водились рыба, и раки. И при малейшем загрязнении воды, они сразу бы начали погибать, и это послужило бы сигналом контроля. Но я о таких случаях никогда не слышал.
Единственным, известным случаем отравления – был случай, когда отравились сразу 27 человек ворованным спиртом, и очень многие из них – с летальным исходом. Сам лично принимал участие в поиске несчастливых воришек. Вкратце дело было так. Спирт, по понятным причинам, воровали всегда. На заводе он использовался в производстве, и завозился цистернами. Директор решил положить конец воровству, и заменил питьевой этиловый, на ядовитый – метиловый. НО, по каким-то, уже забытым причинам, воришки этого не заметили, и отоварились по полной программе.
Этиловый и метиловый спирт совершенно одинаковые по вкусу, запаху и цвету, поэтому отличить простому человеку их будет достаточно трудно. Употребление во внутрь от 30 до 100 мл метанола приводит к летальному исходу.
Дело случилось в пятницу, хотя и не помню – 13-го ли это было … Обнаружив факт хищения, на ноги подняли всю районную милицию. Искали везде – и по домам, и по друзьям … Но многие уже разъехались по дачам, а время шло даже не дни, или часы, а на минуты … Мало кому удалось тогда выжить …
Завод был основан в 1880-м году. Работало на нем поначалу всего лишь 15 человек, а прибыль он приносил немалую. Славился на весь мир качеством своей продукции, на международных выставках завоевывал призовые места. Был национализирован при советской власти, и продолжал успешно работать.
Но пришли новые времена, точнее – безвременье. Он был искусственно разорен, обанкрочен. Здания стали сдавать в аренду. Производство свернули. Завод снесли, а землю отдали под застройку жилого комплекса.
Вашему вниманию снимочки …
Раньше в пруду водились даже аквариумные рыбки, и растения, которыми некоторые, предприимчивые люди, даже торговали на Птичьем рынке.
Этот вертолетик припаркован к 15-й больнице, где я томился в заключении полгода, но там я его заснять не мог. Летчики пояснили, что это строго секретный объект, и даже самому летчику строго запретили засняться с сыном рядом с вертолетом. Правда, обслуживает он пациентами не пятнашку, а склиф, и еще пару других больниц, а на территории пятнашки только паркуется.
Именно тот Шухов, который потом построил знаменитую Шаболовскую телебашню.
8 июня 1881 года можно считать датой начала производства на нефтяном заводе. По словам очевидца, посетившего завод, «он находится в Выхинской волости, в приходе Кусково, на собственной земле Товарищества, смежной с полотном Нижегородской железной дороги. Нефть доставляется по реке Волге из Баку в Нижний Новгород, а оттуда цистернами по железной дороге на Кусковскую платформу. Для хранения нефти на дворе завода есть несколько герметичных резервуаров, врытых в землю и вмещающих 5000 ведер нефти каждый. На заводе работает 15 человек». Почти примыкая к заводу, находился большой копаный пруд, принадлежавший генералу Куприянову.
любимое место для шашлыков и запуска радиоуправляемых судомоделей
альтернативное название «хим-болото»
Этот хвост и был Голедянкой, сосланной в обгонник пруда?
в 70 годах 20 века здесь даже рыбу ловили
Западный хвост пруда к 80-м сильно зарос, и когда у пруда делали набережную, его засыпали.
Верно, там проложили дренаж и ливневку.
Раньше не только рыбу ловили,а даже раков речных!
В конце 60-х лично ловил в нем раков и карасей. С восточной стороны в пруд из хим. завода вытекала теплая вода по трубе, видимо чистая, использовалась для охлаждения хим. реакторов.
там и сейчас рыбу ловят
В октябре 2010 года на площадке у завода, дочь обучалась вождению авто. Пока её ждал, любовался как мужички таскают карасиков с ладошку. практически каждые три минуты поклевка.
Скоро воду опять, видимо, будут наливать,т.к уже камнями берега уложили, скамейки поставили и деревья посадили
раньше там гуппи водились, а ловкачи с птички их ловили сачком и продавали. Было это году в1978 примерно. Раков и карпов тогда же лично ловил, на удочку на тесто. Рыба и раки были запущены для контроля работы очистных химзавода.
К 1914 году на предприятии была проведена очередная реконструкция, позволившая повысить не только его мощность, но и расширить ассортимент выпускаемой продукции за счёт производства бензина.
В 1918 году завод был национализирован. По распоряжению правительства известный химик Николай Зелинский разработал и наладил на заводе получение синтетического авиационного бензина из солярных масел. Зелинским на заводе в 1918 году был впервые применён каталитический крекинг с безводным хлористым алюминием. [10]
Через 4 года, в 1923 году, по представлению Владимира Ленина за организацию ихтиолового производства коллектив завода был представлен к награждению орденом Трудового Красного Знамени.
В 1931 году завод был определен базовым предприятием по синтезу и освоению новых видов полимеров и полупродуктов, для промышленности пластических масс, отработке и внедрению новых технологических процессов и оборудования. Началось создание новых производств: формалина, глифталевых смол, пластификаторов и др.
В 1938 году на Кусковском химзаводе впервые в промышленности жидкофазным способом из ацетилена и уксусной кислоты был получен винилацетат.
С момента образования Кусковский химический завод на долгое время стал своеобразной лабораторией и базой по освоению и моделированию крупномасштабных производств новых синтетических материалов и пластических масс.
В 1982 году на химзаводе в должности инженер-технолог работал старший сын мэра Москвы Юрия Лужкова, Михаил
Россия
8 мая 1992 года предприятие в Московской регистрационной палате было зарегистрировано АООТ «Кусковский ордена «Знак Почета» химический завод».
В апреле 1993 года завод был внесён в перечень предприятий, подлежащих приватизации. Оценочная величина уставного капитала составила 74 053 000 рублей. Количество работников было 1171 человек.
В 1994 году государственное предприятие вместе со всеми непрофильными учреждениями (два дошкольных учреждения и т.п.) было приватизировано, превратившись в открытое акционерное общество. План приватизации был утверждён распоряжением Москомимущества № 31-р от 10.01.1994 г. во исполнение Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 03.07.1991 г., Указа Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.1992 г. № 721. Учредителем Общества являлся Комитет по управлению имуществом г. Москвы. [14]
16 февраля 1994 года ОАО «Кусковский ордена «Знак Почета» химический завод»» было зарегистрировано Московской регистрационной Палатой за № 011.190. На тот момент завод ещё работал — производил различные виды химической продукции, товары народного потребления, продукцию производственно-технического назначения.
Сразу после приватизации по распоряжению гендиректора завода детский сад на Зеленом проспекте была отдан под размещение коммерческой службе. Занимавших это двухэтажное здание детей переселили в другой заводской детский сад — на Утренней улице. Через полгода детское учреждение на Зеленом проспекте было продано руководством Перовскому отделению «Мосбизнесбанка». Завод получил за него всего 50 миллионов неденоминированных рублей. Другой детский сад, на Утренней улице, был продан в 1998 году ОАО «Мосэнерго». На этот раз детей распределили по садам в других районах Москвы.
12 ноября 1997 года на собственника ОАО «Кусковский химический завод» Давида Зисмана и его водителя было совершено покушение на умышленное убийство. Незадолго до этого завод, который специализировался на выпуске полимеров, сменил форму собственности и акционировался.
Так был разрушен один из славных заводов. Для чего, и почему?
Вся политика нынешней власти направлена на разрушение всего наследия советского прошлого, включая и промышленность. многие ли заводы и фабрики, НИИ, и прочее, уцелели?
Напоследок парочку фото из славного прошлого
ОТ ГВОЗДИЛЬНОГО К ОПЫТНОМУ
Из истории завода в Перово
К станкам встали фронтовики
Фактически сразу же после того, как Карельский перешеек стал советским, в июне 1944 года, сюда начали съезжаться переселенцы из различных областей Советского Союза. В кратчайшие сроки надо было наладить мирную жизнь, но это было связано с большими материальными проблемами. На Перовском заводе в тот момент было всего 4 гвоздильных станка. К счастью, производственный корпус и плотина через реку от военных действий особо не пострадали, это позволило запустить завод уже в январе 1945 года. Директором опять был назначен Гарайс. В штатном расписании предприятия числилось 36 человек: среди них – Яковлева В.В, семья Богдановых, братья Кочан, Берестовская, Терентьев и другие.
С окончанием войны на предприятие пришли демобилизованные солдаты, некоторые из них были квалифицированными специалистами, в которых так нуждалось предприятие. Один из них – Василий Михайлович Козлов. До войны он жил в Ленинграде, техникой интересовался всегда. Воевал под Ленинградом, на Карельском перешейке; прошел путь от наводчика до командира орудия, закончил войну сержантом. Был награжден медалями и орденом Отечественной войны. Командир 177-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона РГК адресовал Козлову такие слова:
«В боях на Свири, благодаря Вашей точной наводке было уничтожено: 1 танк и до 30 солдат и офицеров противника. В районе Синявино орудие, где Вы были наводчиком, сбило прямой наводкой 2 самолета противника. На Карельском перешейке Вы вместе со своим расчетом, действуя совместно с батареей, подавили 6 минометных батарей противника, дав возможность нашим войскам продвинуться вперед».
В семье внучки Василия Михайловича, Миланы Панусенко, бережно хранится и Грамота, подписанная командующим войсками Ленинградского военного округа маршалом Советского Союза Говоровым:
«Дорогой товарищ Козлов Василий Михайлович!
Спасибо Вам за честную службу Отечеству, Ваших боевых заслуг в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Родина и Ленинград не забудут никогда. Военный Совет округа уверен, что, вернувшись к мирному труду, Вы будете свято блюсти и приумножать славные традиции ленинградских воинов и своей части».
Василий Михайлович будет верен заводу, многие годы работал он мастером участка. В Перово встретил и свою будущую жену.
Завод плохо… сеял
Люди на завод приезжали большими семьями, с детьми, и здесь тоже были свои трудности: из-за отсутствия учителя не работала школа. Подобная ситуация была и в других поселках района. Этот вопрос рассматривался на заседании исполкома райсовета народных депутатов трудящихся в декабре 1944-го; исполком обязал открыть начальные школы в Сяйние и Перо не позднее 25 декабря того же года. Январское постановление предписывало также открытие при заводе детских яслей. А первый детский сад будет открыт для детей рабочих и служащих в 1951-м: разновозрастная группа из 25 человек.
Область и район остро нуждались в выпускаемой заводом продукции, но и к лету ситуация не улучшилась: рабочие два месяца не получали зарплату… В июле 1945 года Гарайс был снят с руководящей должности, новым директором назначили Давыдова.
В послевоенные годы многие предприятия имели свои подсобные хозяйства. Было оно и у завода. Скорее всего, хозяйство больших доходов не приносило: в газете «Выборгский большевик» 12 марта 1946 года появилась разгромная статья за подписью председателя Кяхярского сельского Совета Струкова:
Завод всеми силами ищет рабочую силу, планировалось даже привлечение 40 военнопленных… Весной 1946-го новым директором назначен Соколов. Постепенно ситуация на заводе улучшается, об этом говорится и в газетной статье: «Бригада Терентьева (а он здесь работал еще и до войны) вырубает по 729 кг гвоздей при норме 500. Кроме гвоздей завод планирует выпускать лопаты, грабли, молотки, грабли. Накануне Первомая гвоздильщики энергично взялись за ремонт своего клуба».
В марте 1947 года директором завода становится Моисеев, а с 1- го октября 1948г – Галанов. Тогда же предприятие осваивает выпуск новой продукции – топоров. Предполагается изготавливать их до пяти тысяч штук ежемесячно.
Ударно трудятся не только гвоздильщики; Орденом Ленина в 1949 году награждена Елизавета Ивановна Букина, учительница начальной школы.
Наши руки – не для скуки
Наступает 1953 год. Статья в газете «Выборгский коммунист» под заголовком «Заводской сквер» позволяет представить, насколько тогда энергичной была молодежь завода и поселка:
«Молодежь во внеурочное время оборудовала и благоустроила заводской сквер. Молодые рабочие во главе с секретарем комсомольской организации т. Гороховым разбили клумбы, высадили цветы, проложили дорожки и поставили урны. Отремонтирована и покрашена ограда. В центре сквера установлен бюст Сталина. Вечерами и в обеденный перерыв трудящиеся предприятия отдыхают в заводском сквере. Молодежь проводит волейбольные игры на оборудованной собственными силами площадке. В воскресенье намечается выезд в лес на массовое гуляние».
В поселке была своя художественная самодеятельность. Газета от 17 января 1954 года так пишет о смотре:
«Особого успеха добился коллектив, руководимый машинисткой завода Фаиной Ивановной Адашевской. Из 17 просмотренных номеров этого коллектива 10 выделены на районный смотр. Среди них чтецы, солисты, акробаты, хор и драматический коллектив. Особенно тепло встречали зрители врача Пауск, электротехника Асаба, медицинскую сестру Канину. Отмечен был также хороший аккомпанемент на аккордеоне в исполнении домохозяйки К.Б.Шабановой».
В 1954 году заводом руководит уже Иван Дмитриевич Шутов
С каждым годом производственные процессы усложняются, появляются новаторы. Об одном из рационализаторов читаем в июньском номере газеты за 1959 год:
«Товарищ Птицын интересуется технической литературой. Это помогает ему в работе по совершенствованию техники и технологии производства. Не так давно производственник изготовил специальный станок по очистке войлочных шлифовальных кругов от наждачного порошка.
До 1971 года здесь делали электроды для контактной сварки. К 1973 г. возводится второй корпус, к 1984-му – третий. Продукция завода уже достаточно разнообразна: гальванические автоматизированные линии, окрасочные линии, транспортные и даже оборонные заказы… До 1989 г. завод был в ведомстве Всесоюзного проектно-технологического института «Электро», позже отошел к МГО ВНИИТМАШ.
А тут впереди замаячили 90-е …
В 1993 году завод вышел на проектную мощность, но тут рухнула вся российская экономика. Сергей Павлович МИРОШНИКОВ, выбранный коллективом завода на должность директора в 1989 году (и такое было в нашей жизни – директора выбирали!), и сейчас об этом не может спокойно вспоминать:
— Завод остался без плана… Надо было содержать поселок, поэтому искали востребованную продукцию: пытались запустить кирпичный завод, по выпуску шлакоблоков, тренажеров…
Потом директора менялись, а завод обанкротился. Впрочем, ситуация и сейчас лучше не становится: Сергей Павлович организовал работу в двух небольших цехах, а громадные корпуса зияют пустыми глазницами…
И только плотина, за которой все-таки еще есть пригляд, выглядит более или менее достойно. А ведь она еще оттуда, из прошлого века!
«Город на память». 482. Из села Карачарово в село Перово
25 июня 2019 года
Фотопроект «Город на память». 482. Из села Карачарово в село Перово
Село Карачарово впервые упоминается в летописи в 1571 году — тогда оно находилось во владении Спасо-Андроникова монастыря. Времена были неспокойные, да и места безлюдные: путники на старой Коломенской дороге запросто могли стать жертвами разбойников, прятавшихся в окрестных лесах. Из-за участившихся грабежей купцы стали сторониться старой дороги, предпочитая проложенную по открытой местности новую Коломенскую дорогу (в наши дни известную как Рязанский проспект).
В Смутное время Карачарово было разорено, но вскоре возродилось стараниями боярина Василия Стрешнева, который отстроил старое село и основал новую слободу на Рязанской дороге. Крестьяне выращивали на огородах картофель, а кустари вили верёвки и вязали сети, не забывая платить оброк Андроникову монастырю и отрабатывая барщину на монастырских землях. Соседство с оживлённой торговой дорогой, по которой купцы и крестьяне отовсюду везли в Москву сено, овёс, овощи, фрукты, рыбу, способствовало развитию Карачарово. Село стало напоминать большой постоялый двор с ямщицкими станциями, трактирами и ночлежками. К концу XIX века здесь проживало 260 человек.
К этому времени разбойников в округе уже не было, зато оставалась живописная природа, привлекающая в Карачарово московских дачников. Горожане имели возможность отдыхать с комфортом — к дачам были подведены водопровод и электричество, а поезда Рязанской и Нижегородской железных дорог быстро доставляли пассажиров из Москвы в Карачарово.
Октябрьская революция и Гражданская война изменили мирный уклад жизни в Карачарово, в годы разрухи жители разобрали дачи на дрова, а специальные «лесные дружины» вырубили окрестные леса для снабжения Москвы топливом. Вскоре карачаровцы узнали новые слова «коллективизация» и «индустриализация». В 1929 году в селе был основан колхоз «Красная Победа», но уже спустя два года колхозные угодья потребовались для строительства промышленных предприятий и складов. Местность прекрасно подходила для индустриального развития благодаря пересечению трёх железных дорог — Рязанской (Казанской), Нижегородской (Горьковской) и Московской Окружной.
Ещё в XIX веке в окрестностях Карачарово были построены сахарный завод и суконная фабрика, в 1901 году основаны «Перовские вагонные мастерские» («Московский локомотиворемонтный завод»), в годы первых пятилеток выросли корпуса заводов «Фрезер» и «Стальмост» («Станкоагрегат»), в 1938 году создана складская база «Карачарово» в системе «Главснаб», в 1948 году основаны механические мастерские («Карачаровский механический завод»). Эти крупные предприятия построили для рабочих жилые дома, клубы, школы и детские сады.
История старинного села завершилась в 1960 году, когда Карачарово вошло в состав Москвы, а вскоре главная сельская улица стала частью Рязанского проспекта. Исчезло с городских карт и название посёлка Кавказ — довольно большой территории, прилегающей к станциям Перово и Чухлинка, территория бывшего посёлка Кавказ относится к Деревообрабатывающему комбинату № 3.
Промышленная зона до девяностых годов продолжала давать нужную народному хозяйству СССР продукцию, но переход от плановой экономики к рыночной произошёл с потерями, закрылся крупнейший здешний завод «Фрезер», часть площадей «Карачаровского механического завода» передана под жилую и офисную застройку, большинство объектов промзоны в наши дни используется не для производства, а в качестве складских помещений. На память о советской индустриальной Москве остались несколько памятников — Владимиру Ленину, Михаилу Калинину, заводским рабочим, вставшим на защиту столицы в 1941 году.
89-й квартал Карачарова примечателен коттеджным посёлком, построенным в 1948-1950-х годах
Дом культуры «40 лет Октября» (1958) принадлежал машиностроительному заводу «Молния», в сквере установлен памятник «50-летию стахановского движения»
Рязанский проспект, 45к1 — жилой дом (1935)
Сейчас эти окрестности оживлённого Рязанского проспекта представляют собой обычный спальный район, сложившийся в 1950-1960-е годы, а вот к северу, за путями Горьковской железной дороги, расположена производственная зона № 24 «Карачарово» — место странное и малолюдное. Промзона специализировалась на машиностроении («Фрезер» и «Станкоагрегат») и деревообработке (ДОК № 3), значительную часть территории занимают склады различных организаций.
Железнодорожная ветка в промзону
Пространство ограничено со всех сторон железными дорогами, к заводам ведут подъездные пути, вероятно, в плане логистики это подходящее место для развития производства, но для проживания людей малоприспособленное. Промзона «Карачарово» похожа на «бермудский треугольник» — для автомобильного транспорта здесь только один въезд-выезд по 5-й Кабельной улице, которая ведёт к другой промзоне № 23 «Серп и Молот» и лишь оттуда по Авиамоторной можно выбраться к цивилизации.
Карачаровский ручей
Смотрите старые фотографии: Станция Перово. 1959-1960 гг.: https://pastvu.com/p/792662
Зато к услугам местных жителей сразу четыре железнодорожных платформы — Карачарово, Чухлинка, Перово, Фрезер плюс открывшаяся в 2016 году станция Андроновка Московского центрального кольца. По промзоне с небольшими интервалами курсируют рейсовые автобусы нескольких маршрутов.
Смотрите старые фотографии: Платформа Чухлинка. 1900-1910 гг.: https://pastvu.com/p/1534
Смотрите старые фотографии: Платформа Чухлинка. 1999 год: https://pastvu.com/p/76880
Платформа Чухлинка
Станция МЦК Андроновка
Автобус на 5-й Кабельной улице
Смотрите старые фотографии: 1-я Карачаровская улица. Клуб. 1955-1960 гг.: https://pastvu.com/p/69898
Сейчас из развлечений здесь доступен, пожалуй, только народный парк «Карачарово» на Перовском шоссе, в парке зимой заливают каток.
Фонарь в народном парке
Московский завод режущих инструментов «Фрезер» имени Калинина был основан в 1932 году и стал одним из крупнейших предприятий инструментальной промышленности СССР. Завод специализировался на крупносерийном производстве стандартного и специального режущего инструмента, в том числе для часовой и приборостроительной промышленности. С 2004 года «Фрезер» закрыт, территория сдаётся арендаторам.
Смотрите старые фотографии: Строительство завода «Фрезер». 1931 год: https://pastvu.com/p/7112
Смотрите старые фотографии: Московский завод режущих инструментов «Фрезер». 1975 год: https://pastvu.com/p/78909
1-я Фрезерная улица, 2к2 — заводоуправление «Фрезер» (1974)
Бюст Михаила Калинина
Мозаика на фасаде заводоуправления
Смотрите старые фотографии: Пуск завода «Фрезер». 1932 год: https://pastvu.com/p/630681
Смотрите старые фотографии: Пуск завода «Фрезер». 1932 год: https://pastvu.com/p/7176
Смотрите старые фотографии: Отдых рабочих завода «Фрезер» в обеденный перерыв. 1946 год: https://pastvu.com/p/922694
Смотрите старые фотографии: Карачарово. Возле ДОК № 3. 1949-1953 гг.: https://pastvu.com/p/18107
Деревообрабатывающий комбинат № 3 – крупнейшее столичное предприятие, специализирующееся на изготовлении деревянных оконных блоков со стеклопакетами и дверей. Возле проходной установлена скульптурная композиция «Владимир Ленин и рабочие».
Смотрите старые фотографии: Деревообрабатывающий комбинат № 3. 1950-1970 гг.: https://pastvu.com/p/90688
Мемориал работникам деревообрабатывающего комбината, погибшим в годы Великой Отечественной войны
Памятник Ленину на Перовском шоссе
Смотрите старые фотографии: Завод «Стальмост». 1930-1940 гг.: https://pastvu.com/p/34176
Смотрите старые фотографии: Завод «Стальмост». Сборка десятитонных портальных кранов для строек коммунизма. 1951 год: https://pastvu.com/p/919818
2-я Карачаровская улица, 3 — АО «Полимербыт», производящее разнообразные бытовые пластмассовые изделия, создано на базе Карачаровского завода пластмасс, основанного в 1939 году.
2-я Карачаровская улица, 1 — универсам в здании ремонтных мастерских автокомбината № 10
Карачаровское шоссе, 13 — производственное здание (1955)
Смотрите старые фотографии: Карачарово. Жилые дома и бараки. 1961 год: https://pastvu.com/p/320427
Для рабочих производственной зоны строились общежития и жилые дома, здесь есть несколько школ и детских садов.
Смотрите старые фотографии: Строительство жилого дома для завода «Фрезер». 1931 год: https://pastvu.com/p/579089
Шоссе Фрезер, 5 — жилой дом (1932)
Перовское шоссе, 10к2 — жилой дом (1938), перестроенный в 1982 году
2-я Карачаровская улица, 10 — жилой дом (1950)
2-я Фрезерная улица, 6к2 — общежитие (1975)
1-я Карачаровская улица, 23 — общежитие (1957)
Перовское шоссе, 16 — жилой дом
Шоссе Фрезер, 10 — Московский инструментальный техникум (1979), филиал «Станкин»
Перовское шоссе, 8 — средняя общеобразовательная школа № 453 (1951)
Смотрите старые фотографии: Перовское шоссе. Школа № 453. 1955-1956 гг.: https://pastvu.com/p/588773
Смотрите старые фотографии: 2-я Фрезерная улица. Возвращение из пионерского лагеря. 1950-1960 гг.: https://pastvu.com/p/147375
Граффити в Карачарово
Микроавтобус РАФ-977 на Карачаровском шоссе. Рижская автобусная фабрика выпускала эту серию с 1959 по 1976 год, её модификации использовались как маршрутное такси, автомобиль скорой помощи или грузовой фургон.
Железнодорожный переезд на Карачаровском шоссе. В советской индустриальной Москве таких переездов можно было насчитать десятки, если не сотни. В наши дни после закрытия заводов и фабрик подъездные пути к ним демонтированы.
Под железнодорожными путями есть переход, по которому можно перейти в район Перово. Производственную зону продолжают открывшиеся здесь в 1901 году Перовские вагонные мастерские поначалу специализировались на ремонте товарных вагонов, в 1907 году был построен пассажирский цех, а после Октябрьской революции мастерские перепрофилировали в Перовский вагоноремонтный завод Наркомата путей сообщения. К 1928 году на заводе трудились 1700 человек. В 1946-1948 годах завод прекратил ремонт грузовых и пассажирских вагонов и, освоив технологию ремонта электроподвижного состава, полностью перешёл на ремонт электропоездов и электровозов. В 1955 году завод переименован в Перовский локомотиворемонтный завод.
Грузовой магистральный электровоз ВЛ-11м («Владимир Ленин», 11 серия, модернизированный) на станции Перово. Такие модернизированные электровозы выпускались с 1986 по 2006 год, а самый первый ВЛ-11 был построен в 1975 году на Тбилисском электровозостроительном заводе.
Памятный знак революционерам-большевикам: «Членам В.К.П.(б) Плющеву П.К. (1890–1920), Гинц В.И. (1886–1921), Мочалкину А.И. (1889–1918) — первым бойцам за пролетарскую диктатуру и нашим организаторам от ячейки В.К.П.(б) перовского вагоноремонтного завода М.Каз.ж.д. 7.10.1927 г.»
Улица Плющева, 18А — дом культуры Московского локомотиворемонтного завода построен в 1927–1928 годах по проекту архитектора В.Владимирова. Мощный объём театрального корпуса на 1000 зрителей с двумя симметричными глухими кубами перпендикулярен одноэтажному клубному корпусу с помещениями для занятий в кружках. Массивность форм клуба подчёркивается по контрасту тонкими деталями — плоским геометрическим рельефом на стенах и полукруглыми пилястрами-простенками между окнами первого этажа, выкрашенными изначально в терракотовый цвет.
Смотрите старые фотографии: Дом культуры Московского локомотиворемонтного завода (МЛРЗ). 1939 год: https://pastvu.com/p/532371
В небогатом на культурные развлечения районе клуб привлекал немало народу: здесь показывали кино, шли спектакли московских театров, работали кружки и библиотека, проводились детские районные праздники и молодёжные дискотеки. После пожара 2007 года здание стоит заброшенным и выставлено на торги.
В советской Москве породистых голубей разводили и стар, и млад, энтузиасты в каждом дворе строили домики-голубятни для своих питомцев. В современном городе для птиц не осталось места и голубятни встречаются только в старых кварталах.
Сельцо Перово появилось во второй половине XVII века и, так же как соседнее село Тетеревники, обслуживало охотничьи забавы московской знати. В начале XVIII века Перово принадлежало князьям Голицыным, а до 1753 года служило загородной царской резиденцией. На плане 1838 года видно, что село разделено дорогой на две половины — в западной части находились дворы местных жителей, а на востоке был разбит Елизаветинский липовый пейзажный парк с прудом, фонтаном и беседками. Считается, что в создании планировки парка принимал участие архитектор Иван Жилярди.
Храм иконы Божией Матери «Знамение» — самая старая сохранившаяся до наших дней постройка, первое упоминание о которой относится к 1680 году, когда владелец села князь Пётр Голицын получил разрешение на строительство каменного храма. Но строительство затянулось и священник в храм был назначен только в 1708 году. Считается, что в этом году и завершились строительные работы.
Смотрите старые фотографии: Церковь Знаменской иконы и церковь Св. Саровского. 1907-1940 гг.: https://pastvu.com/p/20867
В 1904-1905 годах по заказу помещиков Тарновских к старинному зданию был пристроен большой трёхпридельный храм с колокольней (архитектор Николай Ченцов). Эти постройки пережили революционные события и антирелигиозную кампанию, но были снесены позже, в 1953-1963 годах. Знаменская церковь утратила старинный резной иконостас, но её фасад, как в старину, украшают сложные фронтоны, обрамлённые цветами и плодами. Кстати, имя архитектора церкви осталось неизвестным.
Церковный или Купавенский (Советский) пруд.
Ещё в петровские времена на подземных ключах в северной части парка был выкопан Церковный (Купавенский, Советский) пруд, а в 1748 году по указанию императрицы Елизаветы Петровны архитектор Бартоломео Растрелли выстроил на берегу деревянный летний дворец в стиле барокко. Императрица пожаловала усадьбу своему фавориту графу Алексею Разумовскому, считается, что их тайное венчание состоялось как раз в селе Перово. За минувшие столетия планировка аллей была утрачена, но сам парк существует до сих пор под названием Перовский.
В советское время по праздникам на берегу пруда устанавливалась салютная батарея, весь район приходил смотреть на фейерверк. Зимой на пруду устраивали каток, летом работал прокат лодок-катамаранов.
Улица Лазо, 3 — кинотеатр «Владивосток» (1967)
На месте давно разобранного дворца в 1967 году возведён кинотеатр «Владивосток» и местные жители стали называть соседний водоём «прудом у Владика». В девяностые годы кинопрокатная индустрия пришла в упадок, «Владивосток» закрылся, а сейчас готовится реконструкция здания, которое предполагается передать Московскому театру иллюзий.
Смотрите старые фотографии: Кинотеатр «Владивосток». 1980-1985 гг.: https://pastvu.com/p/22413
Смотрите старые фотографии: Ресторан «Туркмения». 1979 год: https://pastvu.com/p/22350 В девяностые годы ресторан сгорел и на его фундаменте отстроили военкомат. А изваяние колхозницы демонтировали гораздо раньше, при установке скульптуры были допущены просчёты и она за несколько лет пришла в аварийное состояние.
С 1938 года парк принадлежал Перовскому вагоноремонтному заводу, во время Великой Отечественной войны на его территории установили зенитную батарею, прикрывавшую от налётов промышленную зону и станцию Перово. После войны он был заново благоустроен и получил статус парка культуры и отдыха города Перово. В Перовском парке работают аттракционы, на летней эстраде выступают артисты, на стадионе занимаются футболисты школы «Локомотив-Перово», давшей российскому футболу таких игроков, как Дмитрий Хлестов и Денис Бояринцев.
«Локомотив-Перово» — футбольный стадион в Москве, домашний стадион московского футбольного клуба «Локомотив-2», вместимость 1300 зрителей.
Во второй половине XIX века перовские земли приглянулись текстильным фабрикантам, началась вырубка лесов и строительство первых фабрик — мануфактуры шерстяных гребнечесальных изделий Ниссена и шёлковых фабрик Рошфора. Непосредственно на производстве трудилось 300-400 человек, кроме того фабрики предоставляли надомную работу деревенским ткачам и вышивальщицам. Ещё в 1860-е годы в Перово открылись первые вагоноремонтные мастерские, в 1880-е — четыре крупных скотопрогонных двора, принимавших скот, прибывавший в Москву по железной дороге.
О пролетарском прошлом Перово напоминает памятник участникам Московского декабрьского вооруженного восстания 1905 года (скульптор В.Глебов). На постаменте надпись: «Участникам Московского Декабрьского Восстания революции 1905 г. от трудящихся города Перово. ноябрь 1956 г.»
Улица Лазо, 7 — музыкальная школа при Перовском парке (1945), ныне здание администрации парка
Ежегодно в День молодёжи в парке проводится интеграционный фестиваль «Поверь в себя!», в котором принимают участие люди с инвалидностью, спортсмены, кинологи, байкеры. Люди с ограниченными возможностями хотят ощущать себя активными москвичами, учиться, работать, отдыхать. Радоваться жизни сложно, когда испытываешь проблемы со здоровьем, а город к тебе недружелюбен. Основная цель праздника «Поверь в себя!» — формирование пространства, способствующего полноценному общению молодых людей.
Певица Юлия Самойлова