персонаж характер лирический герой повествователь образ автора
Авторская позиция. Образ автора. Персонаж
Определения
Объяснение и примеры
При написании литературного произведения автор создаёт систему образов. В эту систему может войти и автор — как сам по себе, так и под масками повествователя или рассказчика.
Автор. Повествователь. Рассказчик
Автор — это реальный человек, который пишет книги. Он может присутствовать в литературном произведении в качестве лирического героя. Лирический герой — образ, который транслирует мысли автора, но всё же является частью его произведения: через индивидуальное автор хочет выразить типическое, важное для всех людей. Конечно, лирический герой очень близок автору. Но в то же время они не тождественны.
Пример
Когда Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин» пишет: «Там некогда гулял и я: / но вреден север для меня», то имеет в виду совершенно конкретные обстоятельства своей жизни. дело в том, что царское правительство отправило вольномыслящего Пушкина из Петербурга (север) в южную ссылку. Ирония касательно решения правительства (так берегли поэта, что даже в ссылку отправили, «заботясь») вполне отражает речевой стиль Пушкина. И в то же время говорит здесь не сам поэт, а его лирический герой — в данном случае ироничный и едкий.
Повествователь — персонаж литературного произведения, «рассказывающий» о происходящих в произведении событиях.
Пример
Всем известно, что «Повести Белкина» написал Пушкин. Однако Иван Петрович Белкин не только заявлен в качестве автора, но и выступает в повестях как повествователь — лицо, рассказывающее истории.
Рассказчик — персонаж литературного произведения, «рассказывающий» его часть (какую-либо историю).
Пример
Рассказчиком в «Сказке о золотой рыбке» выступает старик, когда рассказывает рыбке историю своей жизни со старухой.
Персонаж
Литературное произведение включает целую систему действующих лиц (систему образов). Каждый элемент этой системы является персонажем.
Однако характером является далеко не каждый персонаж: чтобы представить лицо как совокупность индивидуальных черт, нужно уделить ему значительное внимание. А значит, характерами могут быть только ведущие персонажи литературного произведения. Впрочем, случаются и исключения.
Пример
Эпизодический персонаж романа «Преступление и наказание» Семён Мармеладов представлен как полноценный характер, носитель собственного мировоззрения и соответствующих проблем.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Что такое система образов?
Ответ. Все персонажи литературного произведения и их взаимодействие.
Перечислите основных персонажей повести Н. В. Гоголя «Шинель».
Ответ. Главный герой — титулярный советник Акакий Башмачкин. Также следует назвать Петровича — портного, который шил Башмачкину шинель, и безымянное «значительное лицо», косвенно виновное в смерти Акакия Акакиевича.
Какой персонаж рассказывает историю Евгения Онегина в одноимённом романе А. С. Пушкина?
Ответ. Об Онегине рассказывает повествователь, образ которого соотносится с образом автора — А. С. Пушкина.
Авторская позиция. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Художественные средства. Речевая характеристика героя
Содержание:
Тема – события, по задумке автора, составляющие базу его произведения. Говоря иначе, тема – то, о чем повествует нам автор.
Идея – это главная мысль и эмоциональный элемент, идея включает в себя смысл. Её не всегда просто понять, иногда нужно прочесть текст не один раз, тщательно анализируя информацию.
Проблематика – сумма проблем. Небольшие проблемы часто конкретизируют центральную проблему или быть полностью самостоятельными.
Проблема – это ничто иное, как главный авторский вопрос, он может быть:
Сюжет – вот то, на что опираются в повседневной жизни, рекомендуя рассказ или роман. Это событийное его наполнение. Сюжет выявляет характеры, иногда проливает свет на позицию автора по отношению к пространству, времени, явлениям.
Композиция – способ построения литературного произведения. Композиционное построение – скелет текста, оно необходимо для развернутого воплощения идеи и решения проблем.
Сюжетная и несюжетная композиция делится на:
Эпиграф – важное для понимания идеи краткое изречение перед началом текста. Автор часто выбирает несколько фраз, четверостишие из известных произведений.
Антитеза – прием противопоставления, намеренное использование антонимов: небо и земля, как черное и белое.
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ
Экспозиция
Служит входом в текст. В начале читатель узнает отправную точку повествования, предпосылки будущих конфликтов.
Автор очерчивает круг лиц, первоначально двигающих сюжет, возможно, дает отсылки в прошлое. Экспозиция не всегда бывает прямой, то есть не всегда с нее начинается история может быть и задержанная экспозиция в середине или почти в конце.
Завязка
Ключевое событие или цепочка явлений, знаменующих начало действия. Появляется конфликт или прямые к нему предпосылки.
Кульминация
Пик в развитии действия. Сменяется спадом напряжения.
Развязка
Исход, финальная стадия повествования. Происходит решение конфликтов тем или иным способом.
Эпилог
Финал. Сюжет практически закончился. Герои становятся статичными изображениями. Писатель рассказывает о будущем героев.
Конфликт – острые противоречия, формирующие ход сюжета. Вся мировая и русская литература объединяется общими типами конфликта:
Этот человек незримо присутствует в книге, но не принадлежит числу героев. Например, Максим Максимович отлично знает Печорина.
Когда автор-повествователь становится Рассказчиком, то он наделяет себя характером, манерами и привычками.
Иногда есть соблазн слить автора и рассказчика в одну персону. Как видно из таблиц, этого делать не стоит.
Автор
Образ автора, рассказчик
Авторский опыт и представления о мире
Практически совпадает с автором или намеренно
отдаляется от него
Обладает чертами героя-рассказчика
Тип – это собирательный образ согласно историческому моменту или проблематике.
Герой лирический – образ поэта, его внутренний мир виден при переживании конкретной ситуации. Лирический герой иногда имеет собственное жизнеописание, но практически всегда за ним стоит автор.
Интерьер изображает обстановку комнаты, дома, места действия. Иногда включает выразительные художественные детали для характеристики внутреннего мира или состояния.
Это совокупность художественных образов не только действующих лиц, но и детали, подтекст, символы и т.д.
Портрет помогает воображению представить действующее лицо, тем самым очеловечить его, заставить воспринимать как живого индивида. Автор дает описание физического облика (лицо, фигура, типичные жесты, одежда) и приводит психологический портрет для параллелей внешности и внутреннего мира.
Пейзаж в истории не всегда простой природный фон, но прием описания состояния персонажа, напряженности конфликта. (Эпопея Л. Толстого «Война и мир»).
«Говорящая фамилия» помогает дать развернутую характеристику персонажа одним словом. Фамилия отражает яркую черту характера или поведения. (Простаков, Вральман и т.д. в комедии Фонвизина «Недоросль»).
Ремарка, как правило, появляется в произведениях драматического плана. Ими автор поясняет действие и помогает актерам при постановке пьесы.
«ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ» И «ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ»
Вечное – нечто важное для всех наций с древности и до наших дней.
Вечные образы – герои, ставшие нарицательными (Плюшкин, Обломов).
Автор, повествователь, лирический герой: соотношение понятий
Автор – создатель литературно-художественного произведения. В теории литературы иногда его называют творческой индивидуальностью. Его присутствие в литературном тексте заметно в разной степени. Он или прямо выражает ту или иную идею произведения, говорит с читателем от собственного имени, или прячет свое «я» в сложной повествовательной конструкции и как бы самоустраняется из произведения. Такая двойная структура авторского образа всегда объясняется общим замыслом писателя и стилем его произведения. Иногда в художественном произведении автор выступает в качестве вполне самостоятельного образа.
Повествователь – тот, кто ведет рассказ о событиях в эпическом литературном произведении, фактически посредник миром героев и читателем. Повествователь не всегда выражает оценки автора, повествователем может быть и вымышленный рассказчик, чей взгляд на мир резко отличен от авторского, и сам герой.
Лирический герой — это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания. Образ лирического героя обобщает явления жизни через индивидуальное, личное переживание, выражает чувства и мысли, характерные для многих современников.
Понятие стихотворной строфы.
От греческого «поворот». Стихотворная группа строк, мотив которой переходит в аналогичную группу строк. В современной поэзии это упорядоченное чередование строк с различными окончаниями и рифмами. Размер (длина) строфы обычно невелик, редко достигает 14 строк (Онегинская строфа). Строфа представляет собой синтаксическую и интонационную законченность. Строфы имеют довольно богатую классификацию в зависимости от национального языка, содержания произведения и размера (Александрийский стих в классицизме, трехстишие (терцина) в «Божественной комедии» Данте и т.д.). Бывают строфы непостоянной длины с неопределенным количеством строк (например, в поэме Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
Бродский говорил, что русская лирика ленива на придумывание новых строф.
В русской лирике чаще всего используют либо двухстишия, либо четверостишия (чаще второе). Если перечислять все, то есть двустишие, трехстишие, четверостишие, пятистишие, шестистишие, семистишие, октава (восьмистишие), триолет (восьмистишие, четвертый и седьмой стихи являются повторениями первого). Строфа от строфы отделяется небольшими паузами.
Стандартные для четверостишия рифмы:
— бывает сбитая (АВ-А) – одной рифмы нет
Делятся на женские и мужские.
Некоторые писатели сумели строфу наполнить неким своеобразием. Например, «Онегинская строфа». АБАБВВГГДААДЕЕ – 14 строк. Или «Октава», придумал Бокаччо, 8 строк – АБАБАБЕЕ.
38. Понятие литературного процесса.
Лит процесс – это лит жизнь опред страны в опред времени, развитие лит-ры в глобальном смысле. Предмет изучения сранильно-исторического ЛитВеда. Напрямую связан с историей, например, лит процесс 20х годов 20го века в опред стране, его специфика, представители.
Описание, повествование, диалог, рассуждение, внутренний монолог в литературно-художественном произведении.
ПОВЕСТВОВАНИЕ — один из трех элементов сочинения, устанавливаемый традиционной стилистикой и определяемый как изображение действий или событий во времени. От описания П. отличается так. обр. тем, что изображаемые явления даются не в одновременности, но в их хронологической последовательности, от рассуждения — тем, что связь изображаемых явлений дается в плане временной, а не логической последовательности. Ложноклассическая теория словесности склонна была рассматривать П. как частный вид описания, напротив, Лессинг выделяет П. как основной элемент всякого эпического произведения.
ДИАЛОГ — словесный обмен между двумя, тремя и больше собеседниками. Возможность, к-рую открывает такое сопоставление в разговоре нескольких лиц, уже издавна заставляла писателей обращаться к Д. как к особой форме развития философических или вообще отвлеченных по своей широкой значимости (моралистической и т. п.) тем. Так философское учение Платона известно нам из его диалогов (у Платона насчитывается 28 Д. — «Пир», «Федон», «Федр» и т. д.), а «Разговор гетер» Лукиана представляет уже в древности образец типологических, сатирически обобщенных диалогов на специфическом бытовом материале. В новой Европе жанр этот особенно расцветал в периоды обостренной идеологической борьбы различных общественных группировок, способствующей развитию красноречия. Последней в значительной степени и обязан диалогический жанр своим происхождением.
Эпический диалог – характерологическая или сюжетная роль.
РАССУЖДЕНИЕ — один из трех элементов сочинения, устанавливаемый традиционной стилистикой и определяемый как раскрытие частей целого в их логической последовательности, как доказательное развертывание мысли по определенной схеме. По существу Р. есть форма изложения научной прозы или ораторской речи, однако элементы этих видов речи могут входить в структуру художественного произведения (в авторских отступлениях, во включении тех или иных сведений, необходимых для развертывания повествования, в раскрытии моральной значимости изображаемых событий, иногда в речах действующих лиц и т. п.) и даже создавать особые жанры дидактической литературы.
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1689 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Рабочая тетрадь. Литературные термины
Автор-составитель Валеева Д.Р.
Особенности художественного образа:
неотделим от изначального авторского прообраза;
отражает авторскую позицию на прообраз;
бывает авторским (основанным на мироощущении автора) и традиционным (заимствованным из мифов, легенд).
Прообраз — тот, кто послужил основой для создания литературного героя; прототип.
Типы художественного образа
По предметному содержанию :
система образов персонажей (образ Евгения Онегина)
софа в комнате Раскольникова и его пальто
пейзаж в «Слове о полку Игореве»
Время и пространство
образы ночи, дня; пути.
По характеру обобщенности :
Неповторимые образы, созданные автором на основе индивидуальных
предпочтений ( образ Демона Лермонтова, Воланд в «Мастере и
Обобщающий образ каких-либо лиц в определенную эпоху/время
(персонажи драм А. Н. Островского)
Образцовые образы для определенного времени ( Гамлет, Обломов)
Темы, которые часто встречаются в творчестве того или иного автора
(«Прекрасная Дама» А. Блока, ночь А. Фета)
Самостоятельный художественный образ, который имеет эмоционально-
иносказательный смысл. Их понимание раскрывает подтекст
(Ветка сирени в романе «Обломов»)
Общие образы, типы героев, создаваемые в литературе целой эпохи
( «лишний человек», «маленький человек»)
Общечеловеческие образы, передающиеся из поколения в поколение
Художественные средства создания образов
Речевая характеристика героя :
— диалог – разговор двух, иногда более лиц;
— монолог – речь одного человека;
— внутренний монолог – высказывания одного человека, принимающие форму внутренней речи.
Авторская характеристика – оценочное отношение автора к рассказываемому.
Подтекст – невысказанное напрямую, но угадываемое отношение автора к изображаемому, неявный, потаенный смысл.
Портрет – изображение внешности героя как средство его характеристики.
Деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.
Интерьер – внутренняя обстановка помещения, среда обитания людей.
Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, как правило, такой фрагмент, который словно обладает самостоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы, как «парус» или «тучки» у М. Ю. Лермонтова):
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Система образов. Средства создания художественного образа
Персонаж, характер, тип
Персонаж — это любое действующее лицо в художественном произведении (также в видеоиграх, фильмах, спектаклях). Персонаж может быть человеком, животным, предметом, божеством.
Основное действующее лицо в произведении, вокруг него строится сюжет.
Чацкий, Фамусов, Молчалин, Софья в «Горе от ума
» А. С. Грибоедова;
Раскольников в «Преступлении и наказании»
Не основное действующее лицо в произведении, способствует развитию действия, ближайшее окружение главных персонажей, раскрывают характер
Лиза, Скалозуб, Репетилов, Хлестова в «Горе от ума»
А.С. Грибоедова; Сафья Мармеладова, Семен
Авдотья Раскольникова в «Преступлении и наказании»
Персонажи, создающие фон произведения, подталкивают развитие сюжета в определенном эпизоде, не имеют характера и появляются на страницах крайне редко.
Тугоуховские, Горичи в «Горе от ума»
А. С. Грибоедова;
Лизавета, Настасья, Марфа Петровна в
«Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского.
Только упоминаются в произведении, не участвуют в действии.
Двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини
Тугоуховской, Фома Фомич, Максим Петрович князь
Григорий в «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
Автор-повествователь, образ автора, лирический герой
Автор в художественном произведении может проявляться по-разному.
Автор в реальном мире; имеет свою биографию.
Не идентичный с автором и авторской позицией герой, действующее лицо произведения. Может как сближаться с биографией автора, так и отдаляться от нее.
Образ автора в лирических отступлениях
«Евгения Онегина» А. С. Пушкина
Автор как создатель художественного произведения
Выступает в роли создателя произведения.
А. С. Пушкин, автор романа в стихах
Это персонаж, который представлен писателем в произведении ( имеет свои особенности речи и характера). Не
тождественен
личности реального автора. Он не является участником описываемых событий и объектом изображения, существует в ином пространстве и времени.
Это персонаж, от имени которого ведется повествование. Автор-рассказчик является участником изображаемых событий и существует в пространстве и времени произведения. Иногда отражает авторскую позицию.
Образ поэта в лирическом
произведении, не идентичен
Автор-повествователь в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»,
Рассказчик в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Лирический герой в «Лиличке!»
Авторская позиция проявляется в:
отборе событий, на которые автор опирается в своем повествовании
выборе композиции произведения
отношении автора к героям. Оно выражается через использование психологизмов: портрета (внешнего и внутреннего), речевой характеристики, детали
изображении природы, символике (т.е внимание к пейзажу вокруг персонажа и как этот пейзаж влияет на его мироощущение, пример — роман И. А. Гончарова «Обломов», где пейзаж выполняет функцию смысловую и сюжетную и по разному сказывается на героях (автор показывает читателю,что природа является отражением чувств главных героев: яркая любовь между Ольгой и Обломовым — цветущая веточка сирени, расставание возлюбленных — гибель веточки сирени под снегом)).
использовании интерьера ( автор специально делает акцент на некоторых предметах, пример — роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание», где изображены «шкаф» Раскольникова, запыленные книги на крашеном столе, грязные желтые обои (автор показывает читателю, что квартира не укрывает героя от невзгод и наоборот старается его выгнать на улицу)).
названии произведении ( Н. В. Гоголь «Мертвые души»)
использовании эпиграфа (Пословица в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина «Береги честь смолоду»)
герое — резонере или герое — идеологе ( герой — резонер — персонаж, не принимающий активного участия в действии, являющийся только свидетелем, дающим моральные оценки всему происходящему ( Слуга Осип в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»), герой — идеолог, персонаж, напрямую выражающий авторскую позицию или мнение зрителей ( Чацкий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).
Пейзаж — это изображение картин природы в художественном произведении. Способствует раскрытию состояния героя, его настроения, характера.
Пейзаж эпохи классицизма. В высоком жанре оды гармонирует с лирическим (главным) героем, передает его ощущения или мировосприятие.
«Ода о непостоянстве мира»
Вызывает особый интерес у лирического(главного) героя. Встречается в романтизме.
«Гроза» М. Л. Лермонтов
Встречается в романтических элегиях и в произведениях критического реализма. Чувства лирического героя и пейзаж соотносятся.
«Вечер» В. А. Жуковский
Как в литературе называется композиционный прием, основанный на изображении природы (например, утро после погони)?
Примеры использования автором пейзажа:
Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»);
Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднимались бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей. (И.С. Тургенев «Отцы и дети»);
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали селы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)
Интерьер — это изображение обстановки героев (внутренней части помещения) в художественном произведении. Автор через интерьер передает атмосферу в доме героя (отставшая штукатурка, спущенные шторы, везде пыль, целый угол корок хлебы в углу в доме у Ильи Ильича в «Обломове» И. А. Гончарова) и общее настроение произведения (желтые обои и квартира, как шкаф у Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоеского.
Задание ЕГЭ с использованием интерьера
Обычно встречаются в заданиях на соответствие (№4)
Примеры использования автором интерьера:
С середины потолка висела люстра в холстяном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах (H. B. Гоголь «Мертвые души»);
В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею… (H. B. Гоголь «Мертвые души»).
Портрет — это изображение внешности героя в художественном произведении. Портрет часто используется автором с целью характеристики персонажа.
Изображение мимики, жестов, выражения лица, глаз.
Поведение Семена Захаровича из романа
Ф. М, Достоевского «Преступление и наказание»:
“подпирает руками голову”, “склоняет на стол голову”,
“ восклоняется опять”.
Поведение Раскольникова из романа
Ф. М, Достоевского «Преступление и наказание»:
“защёлкал зубами”, “дрожа как загнанная лошадь”.
Изображение элементов одежды: шляпы, костюма, обуви и т.п; лица, фигуры.
Внешний портрет Раскольникова из романа
Ф. М, Достоевского «Преступление и наказание»:
«. он был замечательно хорош собою, с прекрасными
темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего,
тонок и строен. «;
«. слишком уж на нем был скверен костюм, и,
несмотря на всё принижение, всё еще не по костюму
Внутренний портрет
(Психологический портрет)
Изображение чувств героя, его внутреннего мира и переживаний.
Поведение Семена Захаровича из романа
Ф. М, Достоевского «Преступление и наказание»:
“…он понять не мог, откуда он взял столько
хитрости, тем более, что ум его как бы померкал
а тела своего он почти и не чувствовал на себе”,
“Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало
им всё более и более почти с каждой минутой:
это было какое-то бесконечное, почти физическое
отвращение ко всему встречавшемуся и
окружающему, упорное, злобное, ненавистное.
Ему гадки были все встречные — гадки были их лица,
Задание ЕГЭ с использованием портрета
Как называется средство характеристики персонажа, основанное на описании внешности героя: «Вот вам сцена: идет Коваленко по улице, высокий, здоровый верзила, в вышитой сорочке, чуб из-под фуражки падает на лоб; в одной руке пачка книг, в другой толстая суковатая палка»?
Цитаты (подсказки) в задании может и не быть:
В бланк ответа впишите название композиционного элемента, который позволяет Толстому создать описание внешности Пьера Безухова.
Примеры использования автором портрета:
Подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом… (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
Её огромное тело стояло прямо, с опущенными вниз мощными руками… только одно строгое, но красивое лицо сё танцевало (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
… взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упиралась в выбритый подбородок. (И. С. Тургенев «Отцы и дети»)
Речевая характеристика героя
Речевая характеристика — это отображение особенностей речи персонажа (использование книжной лексики, разговорной, просторечной, фразеологизмов, канцеляризмов) в художественном произведении. Речевая характеристика передается через монолог и диалог и способна дать читателю определенное впечатление о герое.
Задание ЕГЭ с использованием речевой характеристики:
Преимущественно встречается в заданиях на соответствие.
Примеры использования автором речевой характеристики:
(М. А. Шолохов «Тихий Дон»)
По́д вечер, остановив её в дверях, я завёл с нею следующий разговор: «Скажи-ка мне, красавица, — спросил я, — что ты делала сегодня на кровле?» — «А смотрела, откуда ветер дует». — «Зачем тебе?» — «Откуда ветер, оттуда и счастье». — «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» — «Где поётся, там и счастливится». — «А как неравно напоёшь себе горе?» — «Ну что ж? где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко». — Кто ж тебя выучил эту песню?» — «Никто не выучил; вздумается — запою: кому услыхать, тот услышит, а кому не должно слушать, тот не поймёт». — «А как тебя зовут, моя певунья?» — «Кто крестил, тот знает». — «А кто крестил?» — «Почему я знаю». — «Экая скрытная! а вот я кое-что про тебя узнал». (Она не изменилась в лице, не пошевельнула губами, как будто не об ней дело). «Я узнал, что ты вчера ночью ходила на берег». И тут я очень важно пересказал ей всё, что видел, думая смутить её, — нимало! Она захохотала во всё горло: «Много видели, да мало знаете, а что знаете, так держите под замочком».
(М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
Говорящая фамилия — это авторская (т.е отражает отношение автора) характеристика персонажа с помощью его имени или фамилии. Дает явный акцент на определенные стороны характера персонажа.
Задание ЕГЭ с использованием говорящей фамилии:
С термином «говорящая фамилия» мы сталкиваемся только в одиночных вопросах. При ответе не нужно писать полное выражение «говорящая фамилия» — достаточно лишь «говорящая/ие».
Примеры использования автором говорящей фамилии: