персонаж с клювом весь в черном
Итория и особенности костюма чумного доктора
Народные приметы про птиц очень разнообразны, да простят нас орнитологи. Ласточка живет под крышей дома, кукушка стала куковать, но когда птичий клюв появлялся на пороге дома, в средневековой Европы было не до шуток. Инфекция попала в Европу по Великому шелковому пути из Китая в XIV веке.
Основной ошибкой врачей была уверенность в том, что инфекция передается от одного человека другому в результате физического контакта, отсюда способы лечения и костюм «черного доктора». Этот причудливый, максимально закрытый с головы до ног костюм шился из кожи. Чтобы посещать больных во время чумы, врачи обязаны были носить эту специальную одежду, оказавшуюся сочетанием предрассудков и здравых с точки зрении эпидемиологии соображений. Каждый элемент костюма был продуман и имел важную функцию.
Самой колоритной деталью чумного доктора была маска с клювом птицы и напоминала древнеегипетское божество. Возможно, это обстоятельство должно было наводить ужас на болезнь. Клюв маски заполняли целебными травами, мятой, гвоздикой, чтобы предотвратить заражение. Кроме того, доктор помещал ладан на специальной губке в ноздри и уши. Чтобы обеспечить циркуляцию воздуха, в клюве имелись два небольших отверстия.
Стеклянные вставки из красного стекла защищали глаза. Конструкция действовала как респиратор и защищала врача от смертельного вируса, передающегося воздушно-капельным путем, хотя об этом в те времена даже не догадывались (считалось, что болезнь вызывают “миазмы”). Доктора полагали, если не вдыхать смрадный запах, исходящий от больных и трупов, это убережет их от заражения. Красные стеклянные окуляры (по мнению врачей того ремени) делали их невосприимчивыми к смертельной болезни.
С помощью черного пальто пытались уменьшить контакт с зараженным телом пациента, так как всё тело врача было намазано воском или жиром, чтобы сделать, как бы прослойку между вирусом и врачом. Кожаные брюки средневековых врачей оберегали их от инфекции, тело смазывалось воском или жиром. Широкополая черная шляпа использовалась, чтобы частично оградить врачей от бактерий.
Сам же защитный костюм с маской появился благодаря усилиям французского врача Шарля де Лорма в 1619 году. Его разработка стала первым в истории человечества защитным костюмом для работы в опасных условиях. Он был лечащим врачом у трех французских королей (Генрих IV, Людовик XIII и Людовик XIV), а также находился на службе у династии Медичи в Италии.
Несмотря на все эти защитные меры доктора заражались также часто, как и все остальные. Их методы лечения кровопусканием и наложением жаб на гнойники были неэффективными, так как истинные источники заболевания были неизвестными на тот момент.
Как бы странно не звучало, но больший вклад чем в медицину чумные врачи внесли именно в культуру из-за специфического внешнего вида и мистического ореола. Они стали настолько обычным зрелищем, что в Венеции их костюмы и маски стали перенимать в качестве карнавальных нарядов.
Подлинная маска доктора 16-го века хранится в Немецком музее истории медицины в Ингольштадте.
Костюмчик – чума: почему одеяние Чумного доктора так странно выглядит. Разбор
Вслед мору шли фигуры в темных одеяниях, чьи лица блестели стеклянными глазами и заканчивались крючковатыми клювами. Европейцы так часто видели Чумных докторов, бредущих по заваленным мертвецами улицам, что созданный в начале XVII века костюм стал непременным атрибутов карнавалов и уличных представлений. Чума навсегда изменила историю. Повлияла на искусство, политику, философию, науку и даже моду. Породила религиозные течения: шокирующие флагелланты – секта экстремальных аскетов, которые секли себя плетьми и калечили, чтобы вымолить прощение у Господа. Перекраивала карту государств. И породила кровавый расовый геноцид – погромы и убийства евреев, взращенные безумными теориями заговоров.
«Царица грозная, Чума
Теперь идет на нас сама
И льстится жатвою богатой;
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой. »
Александр Сергеевич Пушкин, «Пир во время чумы»
Все это красочный, сложный и пестрый фон, на котором ярко выделяется наш герой – облаченный с головы до пят в тяжелое кожаное одеяние, сам Чумной доктор. Окончательный вид костюма создал французский медик Шарль де Лорм в 1619 году. За основу он взял кожаный доспех пехоты, но добавил к нему элементы, как согласные с медицинской наукой своего времени, так и вовсе магические!
Питер Брейгель Старший, «Триумф смерти», 1562
«Они по-прежнему делали дела, готовились к путешествиям и имели свои собственные мнения. Как же могли они поверить в чуму, которая разом отменяет будущее, все поездки и споры? Они считали себя свободными, но никто никогда не будет свободен, пока существуют бедствия». Альбер Камю, «Чума»
Трость – руки Чумного доктора спрятаны в толстые плохо гнущиеся перчатки. Но эта защита даже была излишней. Ведь медик старался не прикасаться к больному. На этот случай у него была длинная трость. Ею он приподнимал одежду, обследовал пациента, даже щупал пульс. А в некоторых случаях и отбивался от зараженных.
Шляпа – отличительный головной убор средневековых докторов и просто ученых людей. Обратите внимание на картину Иеронима Босха «Извлечение камня глупости». На голове у хирурга-шарлатана перевернутая воронка. Символ легко понятный и сегодня – его ум не наполнен знаниями, и пусть он и выглядит профессионалом, на деле, обманщик.
Поммандер – медальон, который носили на шее, и внутрь которого помещались ароматические травы. Кроме этого, Чумной доктор мог вешать на себя вязанки с чесноком или другими сильно пахнущими травами.
Иногда смесь из носа изымалась и поджигалась, чтобы окурить помещение, где находился больной. Ноздри самого доктора и его закладывали кусочками ткани, пропитанными ладаном. Но что не менее важно, сам вид маски напоминал египетского бога Тота, покровителя мудрости, науки и Луны. Такой облик должен был отпугнуть болезнь!
«В каждую из таких ям опустили по пятьдесят-шестьдесят трупов, потом стали делать углубления побольше и складывать в них всех, кого привозили телеги в течение недели; больше тел ямы не вмещали. Тогда-то распорядились вырыть этот чудовищный котлован – ведь это, скорее, был котлован, чем просто яма»
Даниэль Дефо, «Дневник чумного года»
Костюм чумного доктора: как его придумали и почему он так крипово выглядит
Классический костюм чумного доктора появился в обиходе медиков лишь в XVII веке, хотя чума начала свое шествие по западной Европе еще с 1340-х годов. Все дело в том, что долгое время ее лечением занимались различные околорелигиозные авантюристы и шарлатаны, в основном действовавшие наугад и не сильно заботившиеся вопросами самозащиты от опасной заразы.
Журнал The Public Domain Review рассказывает, как врачи стали носить легендарную спецодежду, максимально защищавшую от миазмов «плохого воздуха», который в то время считался главным переносчиком болезни.
Этот причудливый, максимально закрытый с головы до ног костюм шился из кожи, а также промасленной или вощеной холщовой ткани, в прорези для глаз вставлялись большие стеклянные линзы, а длинный «клюв» с парой небольших отверстий для дыхания выполнял роль противогаза — в него клали ароматические специи (камфору, мяту, гвоздику и мирру), сухие цветы или тряпку, промоченную уксусом.
Если запахи не перекрывали вонь, которую источали больные чумой, то врачи поджигали содержимое маски. Таким образом, дымок не только глушил вредные миазмы для врача, но и разносил «дезинфицирующие» ароматы по округе. Кроме того врач в обязательном порядке во время общения с больными обязан был жевать чеснок и носил в ушах и носу маленькие куски ткани, пропитанные ладаном.
В руках чумные врачеватели носили палочки, с помощью которых как дирижеры не только раздавали указания, но и производили с больными различные манипуляции. Например, палочками меряли пациентам пульс, снимали с них одежду, а также отталкивали подозрительного вида людей, подошедших слишком близко — эффективнейший инструмент для социального дистанцирования из когда-либо существовавших.
Изобретение классического костюма чумного доктора приписывают французскому врачу Шарлю де Лорму (1584-1678), однако к 1636-му году одеяние было настолько популярным, что разные его вариации носили уже по всей Европе, из-за чего с точностью об авторстве говорить не приходится.
Однако постепенно чумные врачи стали настолько обычным зрелищем, что в той же Венеции их костюмы стали перенимать в качестве карнавальных нарядов, а уж о масках с клювами и говорить нечего — венецианские праздники и сегодня без них попросту немыслимы. Также образ мрачного врачевателя повлиял на средневековую «Комедию дель арте», в которой появился теперь уже ставший классическим персонаж, милый и немного тревожный Medico della Pesta.
Разумеется, по нынешним меркам эффективность работы чумных докторов выглядит крайне сомнительной. В основном они занимались тем, что вырезали и прижигали больным бубоны, прощупывали их палками и прописывали пациентам настои из розовых лепестков. Некоторые практиковали кровопускание, однако более продвинутые рекомендовали изолировать зараженных, давать им чистую воду и регулярно проветривать палаты.
Легендарный Нострадамус, одно время пробовавший себя на ниве чумного доктора, в «Трактате о приготовлении варений» вообще писал, что единственный работающий метод избавления города или деревни от чумы — это быстро отправить больных и здоровых в разные концы населенного пункта, всех покойников незамедлительно сжечь, а после молиться.
Тем не менее, хотя старания чумных докторов и походили на неловкие шаги ребенка, без них не было бы современной медицины, как не было бы и этих замечательных образов:
Портрет швейцарского доктора Теодора Цвингера III (1658-1724) в костюме чумного доктора и без него
Чумной доктор или «Чума? Не, не слышали»
Так уж сложилось, что симпатия моя личная к фигуре истории, о которой речь поведётся ниже, переросла в желание поведать о ней (этой самой фигуре) больше. Заочно прошу прощения за некоторые видеоматериалы, позаимствованные у летсплееров. Без видео было бы совсем скучно.
Определение и история появления:
Чумными докторами называли врачей, занимавшихся лечением бубонной чумы. Всё это дело происходило в эпоху ренессанса, для которого характерны рамки от начала XIV века до последней четверти XVI века. Работа довольно замысловатая и «пыльная», да и чума почти не лечилась, поэтому пропагандировали кровопускание, выжигание бубонов или вообще помещение на них лягушек, дабы баланса «нормальной жидкости» добиться.
Впервые наймом специального человека для лечения чумы воспользовался Климент IV в 1348 году. Затем популярность и востребованность этих сотрудников возросла, тем более, некоторых успехов им всё же удалось добиться. Ценились и оплачивались они очень высоко, что неудивительно. С другой же стороны, взаимодействовать с широкими массами они не могли, поскольку часто помещались под карантин по той причине, что имели дело с чумой и контактировали с больными.
Милая мультипликация о том, почему не нужно контактировать с больными.
Таинственный образ и его суть:
Прежде всего, образ врачевателя чумы привлекает своим внешним видом, таинственным, мистическим, инфернальным. Но элементы обмундирования имели первостепенную роль защиты от болезни.
Функция маски заключалась в отпугивании болезненного смрада:
• клюв был заполнен лекарственными травами, испускающими сильный аромат
• помимо этого, в нос и уши себе доктор закладывал ладан, благовония которого также защищали его от мертвенной вони
• врачеватели чумы постоянно жевали чеснок, запах которого, благодаря, собственно, маске с клювом, не отпугивал окружающих
К тому же, носили на шее поммандер — специальный резной металлический шар в форме яблока или апельсина, в дольках которого содержались лекарственные травы, амбра или парфюмерные масла. Именно в период ренессанса начали появляться первые поммандеры. Аромату, испускающемуся из этого устройства, приписывались различные профилактические функции. Помимо улучшения пищеварения, полагали, что испарения его способны лечить мужскую потенцию и предохранять женские органы. От французского выражения pomme d’ambre — душистое яблоко.
Чтобы не задохнуться от такого ароматического перенасыщения, в маске проделывались два вентиляционных отверстия.
Отверстия порою были не заметны, это лишь один из вариантов.
Окончательный же вид костюма, включающего в себя длинный плащ, узкие брюки, перчатки, ботинки и шляпу, был предложен в 1619 году медиком, чьё имя Шарль де Лорм. Первоначально доктора носили разнообразную одежду, не включающую в себя плащ. Подтверждением этому – исторические хроники. Ну пусть будет Мальфатто. Он вроде и в плаще, да ладно.
Одним из известных врачевателей чумы является предсказатель Нострадамус. Его настоящее имя – Мишель де Нострадам. А вот уже непосредственно Нострадамусом он стал лишь после того, как получил докторскую степень в Университете Монпелье, и его фамилия стала писаться на латинский манер. Использование образа в…
Образ врачевателя чумы был задействован не только в анналах исторических, а ещё и в фильмах документальных, гайдах всевозможных о том, как сделать себе маску врачевателя чумы, и даже играх.
Фильмов, в которых самым непосредственным образом присутствует чумной доктор, немного. Однако найдутся посвященные тем летам, упадкам и страданиям, что переносили и люди, и государства.
Книг, посвящённых этим персонам, вряд ли найдётся больше десятка. Если и найдётся, то большая часть из них просто не переведены. Однако, несколько литературных «источников» всё же стоит упомянуть:
• Вторая книга комикса Майор Гром, включающая выпуски с седьмого по десятый
Полномасштабных игровых проектов, в которых присутствует наш сегодняшний «пациент», толком и не нашлось. Но на поприще инди всё довольно неплохо. Конечно, хорроры там в основном, но и это уже что-то. Ведь, как известно, на безрыбье…
• Инди-хоррор The Groundskeeper
• Не стоит забывать и уже упоминавшегося раннее Мальфатто, персонажа Assassin’s Creed: Brotherhood
• Ну и в Darkest Dangeon этот персонаж закрепился прочно
Ещё немного культуры:
Чумные доктора оставили свой светлый след в культуре. Персонаж, прототип доктора, появился со временем в итальянской комедии масок. О фильмах, книгах и играх уже было всё сказано. А вот о тату-культуре — ни слова.
Чумной доктор – кто это, интересные факты
Чумной доктор – это врач, занимающийся лечением больных бубонной чумой и «Черной смертью». Одна из самых узнаваемых фигур Средневековья, тесно связанная с понятиями «эпидемия» и «карантин». Ниже мы расскажем самые интересные факты про чумных докторов, и вы узнаете, зачем они носили маски с длинными клювами, и какими методами пользовались для лечения (или, зачастую, мучения) своих пациентов.
7. Чумные доктора и Черная смерть
Знаменитая противочумная униформа с птицеподобной маской была разработана французским доктором Шарлем де Лормом, который врачевал многих европейских королевских особ в 17 веке, в том числе короля Людовика XIII и Гастона Орлеанского. Он писал, что во время вспышки чумы в Париже в 1619 году разработал одежду, целиком изготовленную из кожи марокканского козла, включая сапоги, штаны, длинное пальто, шляпу и перчатки.
Широкое использование костюм получил во время чумы 1656 года в Италии. Ношение подобного наряда было прописано в договоре, который каждый чумной доктор заключал с городскими советами.
Однако врачеватели чумы, пусть и без характерных костюмов, действительно появились еще в 14-м веке. Начало этому положил Папа Римский Климент VI, который в 1348 году пригласил нескольких докторов специально для лечения пораженных бубонной чумой жителей Авиньона.
6. Особенности костюма
Один из самых интересных фактов о чумных докторах связан с их экстравагантным и пугающим внешним видом. Врачеватель чумы выглядит как нечто среднее между вороной в стиле стимпанк и Мрачным Жнецом. В Италии этот образ был настолько знаковым, что чумной доктор стал одним из основных участником итальянской комедии масок и карнавальных праздников — и остается популярным косплейным персонажем даже сегодня.
Костюм включал следующие элементы, изготовленные из вощеной кожи, или промасленной холщовой ткани:
Но наиболее заметным аспектом униформы была маска с хрустальными или стеклянными окулярами и длинным клювом, что имеет логическое объяснение. Врачи в то время не знали, как на самом деле распространяется болезнь. Было высказано предположение, что причиной чумы стал «отравленный воздух» (он же «миазм»). А маска, наполненная составом из более чем 55 трав и других компонентов, таких как порошок из гадюки, корица, мирра и мед, была предназначена для подавления миазмов, тем самым защищая доктора. Пока воздух проходил по длинному клюву, он «очищался» и якобы становился безопасным.
Хотя костюм чумного доктора стал театральным и жутким символом «дикого времени» в истории медицины, на самом деле он является зримым воплощением медицинских мифов о распространении и профилактике чумы. Каждая деталь костюма отражает меняющиеся представления о причинах и передаче заболевания, об отношениях между врачами и пациентами, а также о роли государства в защите общественного здоровья.
5. Горящая маска
Хотя пациентам, очевидно, было тяжело во время чумы, у их врачей дела обстояли немногим лучше. В дополнение к риску заболеть, они испытывали сильный дискомфорт из-за своего костюма
Любой, кто когда-либо носил медицинскую маску во время карантина знает, насколько в ней неприятно находиться уже спустя пару-тройку часов. А представьте каково это – носить маску, которая почти не позволяет вам разговаривать, с трудом позволяет дышать и даже видно через нее плохо.
К тому же, опираясь на теорию миазма, некоторые чумные врачи во Франции поджигали ароматический материал внутри своих масок в надежде, что дым поможет очистить плохой воздух. Развести огонь поблизости от собственного лица – что может быть «веселее»?
4. Чумные доктора лечили всех. Но не бесплатно
Учитывая, что чума была настолько заразной, что врачам требовалось специальный костюм, было бы легко предположить, что они лечили только тех, кто мог себе это позволить. Но это был не тот случай. Бедные, возможно, не могли позволить себе лечение, но чума была настолько заразной, что богатые не могли позволить беднякам разносить ее.
По этой причине городские советы нанимали и оплачивали труд врачевателей чумы без деления на богатых и бедных пациентов.
Хотя должность чумного доктора хорошо оплачивалась, ее обычно занимали три типа людей:
Во многих случаях города предоставляли докторам дополнительные льготы, такие как бесплатный дом, оплата расходов и пенсия. В результате чумные врачи, которые технически лечили пациентов бесплатно, фактически начинали прибыльную карьеру.
3. Изгои
Врач – престижная профессия почти во всех странах мира (тут российские врачи могут горько усмехнуться, а почему — это уже тема для отдельной статьи). Однако с чумными докторами получилась несколько иная история.
Они проводили так много времени с инфицированными людьми, что здоровые люди, в том числе и врачи общей практики, опасались общаться с ними.
Хотя де Лорму посчастливилось дожить до впечатляющих 96 лет, большинство чумных докторов заражались и умирали даже при использовании костюма, а те, кто не заболел, часто жили в постоянном карантине. В самом деле, это может быть одинокое и неблагодарное существование для того, кто спасает, или хотя бы пытается спасти жизни других людей.
2. Обязанности чумных докторов
Основные обязанности чумного доктора, как ни странно, заключались не только в том, чтобы лечить пациентов. Они были более административными и трудоемкими, так как врачам приходилось вывозить и хоронить трупы, вести учет жертв эпидемии и случаев излечения, делать вскрытие или быть свидетелями при составлении завещания и давать показания в суде, если это необходимо.
Неудивительно, что это означало, что некоторые врачеватели чумы забирали деньги и ценности из домов своих пациентов или убегали с их последней волей и завещанием.
1. Ужасные методы лечения
Поскольку врачи, лечившие бубонную чуму, сталкивались только с кошмарными симптомами, а не с глубоким пониманием болезни, они прибегали к некоторым сомнительным, опасным и болезненным методам лечения.
Некоторые практиковали покрытие бубонов – воспаленных лимфоузлов, заполненных гноем – человеческими экскрементами. Популярным методом лечения чумы было кровопускание, а если оно не помогало, чумной доктор мог порекомендовать заполнить дом благовониями, прижечь бубоны раскаленным железом или проколоть их, чтобы дренировать гной. Если же и это не шло на пользу умирающему бедолаге, его могли лечить мышьяком и ртутью или же дать лекарства, вызывающие «полезную» рвоту и мочеиспускание.
Однако были и профессионалы, которые не усугубляли мучения пациентов, а организовывали более или менее эффективные меры, препятствующие распространению заболевания. Так, Мишель Нострадамус, который был не только знаменитым предсказателем, но и одним из чумных докторов своего времени, в «Трактате о приготовлении варений» рекомендовал отделять больных людей от здоровых и держать их в разных концах города.
Хотя чумные доктора в массе своей не могли предотвратить или облегчить физические мучения больных, они давали людям призрачную надежду на спасение и часто были последними, кто напутствует умирающих.