персонажи дочь ивана мать ивана
Главную героиню повести зовут Тамара Ивановна. Женщина живет вместе со своей семьей – шестнадцатилетней дочкой Светланой, пятнадцатилетним сыном Иваном и мужем Анатолием в небольшом сибирском городке. Сама главная героиня была из деревни, отец научил ее многим полезным вещам. Но главное – она любила автомобильное дело. Ремонт и вождение автомобиля были ее перспективой. В город она приехала совсем молоденькой и начала работать сначала телеграфисткой. Эта работа ей не нравилась, она считала такое дело скучным и однообразным. Тамара окончила курсы вождения и устроилась работать водителем грузового автомобиля. Там же и познакомилась со своим будущим мужем Анатолием.
Однажды в семье Тамары Ивановны произошла неприятная история. Как-то вечером она не могла дождаться домой дочь Светлану. Светка была безалаберной девчонкой, она окончила 9 классов и выучилась на продавца. Потом не могла устроиться на работу, так как несовершеннолетних не брали. Она с такими же подружками часто ходила на местный рынок в поисках хоть какой-то работы. Обычно она приходила домой в девять часов вечера, это было разрешенное для нее время. Иван мог гулять дольше, ведь он парень и с ним ничего страшного произойти не могло.
Вскоре при помощи подруг удалось выяснить, что Свету обманным путем заманил к себе торговец с рынка – азербайджанец. Родители свозили дочь на освидетельствование, было написано заявление в милицию, азербайджанец был задержан. Его обвиняли в незаконном удержании и изнасиловании несовершеннолетней. Было заведено уголовное дело. Но позже Тамара Ивановна и Анатолий поняли, что следователь был подкуплен, освидетельствование подделано, а парня, скорее всего, выпустят.
В семью пришло очередное горе и испытание. Тамару тут же задержали и поместили в следственный изолятор. После этого суд признал ее виновной и вынес приговор на лишение свободы сроком на шесть лет. Тамара Ивановна отбыла в колонии четыре с половиной года и ее досрочно освободили. Она приехала домой внезапно, никого не оповещая о своем освобождении.
Также читают:
Рассказ Дочь Ивана, мать Ивана (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
ентр событий – степные районы, где собираются активисты партии, намеренные разработать целинные земли.
Салтыков – Щедрин написал сатирическое произведение «Пропала совесть». Начинается рассказ с того, что в один из дней внезапно пропала совесть. Народ не сразу обратил на это внимание. Люди продолжали жить своей обычной жизнью.
Главный герой рассказа – Денис Кораблев побывал вместе со своими одноклассниками в цирке. Раньше он там тоже был, но это был давно и он не понимал сути происходящего на арене.
Жанровая направленность произведения определяется в качестве оперы, созданной на основе шекспировской трагедии, ключевая тематика которой заключается в невозможности достижения успеха посредством нечестных поступков
Анализ рассказа Дочь Ивана, мать Ивана Распутина
Те, кто прочитал большое количество разных произведений, которые написал Распутин, наверное, отметили, что при прочтении их иногда захватывает дух. А ведь это может сделать не каждый поэт. Кроме этого во многих произведениях можно встретить себя или своих близких родственников или друзей, с которыми вы давно уже общаетесь.
Наверное, нет такого человека, который бы не знал данного писателя, а также и его произведений. Его произведения изучаются в школе. Кроме этого в них раскрываются проблемы, которые волнуют человечество.
Главными героями стали жена Тамара и муж Анатолий. У них очень долго не было детей. И вот однажды у них родилась дочь по имени Света, а через год сын Иван. Родители делали все для того чтобы их дочь ни в чем не нуждалась и была счастлива. У Светы было очень много друзей, с которыми она встречалась после школы и они вместе гуляли и развлекались. Но перед тем как отпустить дочь гулять она должна была пообещать, что вернется не раньше девяти вечера и девушка была с ними согласна. Все было хорошо. Но однажды дочь не пришла вовремя домой и родители, поэтому поводу очень сильно переживали. К ним в голову шли разные мысли, которые они гнали все дальше и дальше.
Немного погодя отец и его лучший друг решили отправиться искать дочь к подругам, а также к знакомым.
Тамара родилась и выросла в деревне, ее отец умел собирать, а также разбирать разные машины и вместе с ним всегда была и Тома, которая научилась все это делать также быстро как и отец. Перебравшись в город, она устроилась на работу водителем грузовых автомобилей. Там же работал и Анатолий, которому сразу же понравилась девушка, вот только подступиться к ней он очень долго не мог, ведь она никому не доверяла и очень долго присматривалась. Но Анатолий добился своего, и она вышла за него замуж.
Больше всего Свете хотелось посмотреть мир, и отправиться жить в другой город. И для этого она доучилась до девятого класса, а потом пошла, учиться на продавца. Вот только потом у нее начались проблемы, ведь никуда продавец не требовался.
Уже на следующий день были найдены те самые парни, которые издевались над девушкой и родители надеялись, что их накажут. Но немного попозже и сказали, что парни ни в чем не виноваты, а виновата сама девушка. А тем временем родители парней заплатили полиции.
Анализ рассказа Дочь Ивана, мать Ивана Распутина
Те, кто прочитал большое количество разных произведений, которые написал Распутин, наверное, отметили, что при прочтении их иногда захватывает дух. А ведь это может сделать не каждый поэт. Кроме этого во многих произведениях можно встретить себя или своих близких родственников или друзей, с которыми вы давно уже общаетесь.
Наверное, нет такого человека, который бы не знал данного писателя, а также и его произведений. Его произведения изучаются в школе. Кроме этого в них раскрываются проблемы, которые волнуют человечество.
Главными героями стали жена Тамара и муж Анатолий. У них очень долго не было детей. И вот однажды у них родилась дочь по имени Света, а через год сын Иван. Родители делали все для того чтобы их дочь ни в чем не нуждалась и была счастлива. У Светы было очень много друзей, с которыми она встречалась после школы и они вместе гуляли и развлекались. Но перед тем как отпустить дочь гулять она должна была пообещать, что вернется не раньше девяти вечера и девушка была с ними согласна. Все было хорошо. Но однажды дочь не пришла вовремя домой и родители, поэтому поводу очень сильно переживали. К ним в голову шли разные мысли, которые они гнали все дальше и дальше.
Немного погодя отец и его лучший друг решили отправиться искать дочь к подругам, а также к знакомым.
Тамара родилась и выросла в деревне, ее отец умел собирать, а также разбирать разные машины и вместе с ним всегда была и Тома, которая научилась все это делать также быстро как и отец. Перебравшись в город, она устроилась на работу водителем грузовых автомобилей. Там же работал и Анатолий, которому сразу же понравилась девушка, вот только подступиться к ней он очень долго не мог, ведь она никому не доверяла и очень долго присматривалась. Но Анатолий добился своего, и она вышла за него замуж.
Больше всего Свете хотелось посмотреть мир, и отправиться жить в другой город. И для этого она доучилась до девятого класса, а потом пошла, учиться на продавца. Вот только потом у нее начались проблемы, ведь никуда продавец не требовался.
Уже на следующий день были найдены те самые парни, которые издевались над девушкой и родители надеялись, что их накажут. Но немного попозже и сказали, что парни ни в чем не виноваты, а виновата сама девушка. А тем временем родители парней заплатили полиции.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Дочь Ивана, мать Ивана Распутина
Популярные сегодня темы
В раннем возрасте любой человек ищет своего учителя, наставника. Наш юный герой Манолино нашёл своего наставника в лице Сантьяго, старого рыбака из того же бедного рыбацкого посёлка, что и сам мальчик.
В рассказе «Джамиля» Чингиз Айтматов в первую очередь хотел описать обычаи киргизского народа, где вдову родственников не отпускают в жестокую жизнь на произвол.
Зимой в 1946 году художником была написана великолепная картина «Первый снег». С одного взгляда на нее, сразу появляется эмоция радости. Ведь вспомните себя в детстве. Как вы ждали тот самый первый снег
Сказ Павла Петровича Бажова Малахитовая шкатулки пронзен одной идеей. Через всю историю проходит малахитовая шкатулка с драгоценностями достойными царицы, подаренная когда-то горняку самой Хозяйкой медной горы.
Произведение Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые Души» по-настоящему встрепенулось, наверное, каждого читателя. У Гоголя имеется большое количество произведений посещённые мистической тематике
Русский вопрос у Валентина Распутина
О повести «Мать Ивана, дочь Ивана».
Валентин Распутин в полной мере обладает даром, отличающим русского писателя от беллетриста западного образца. Каждым своим крупным произведением он овеществляет в слове, делает осязаемой самую жгучую боль своего времени. Закономерность даже для русской литературы редкостная.
Думаю, что в первую очередь это обусловлено другим дарованием писателя: его литературное творчество внутренне непротиворечиво и цельно, чего нельзя сказать даже о таких крупных художниках, как Толстой и Лесков. И у этого качества Распутина есть свое объяснение: ему не пришлось тратить значительную часть жизни на поиск и обретение «русского пути», как тем его предшественникам, которым мешало барство или социал-демократическое воспитание. Крестьянский сын, он самим местом и временем своего рождения был поставлен на этот путь. Ему оставалось только с него не сворачивать.
Чтобы в достаточной мере оценить повесть Распутина, нужно прежде всего уяснить очевидный факт: она становится она понятной во всей своей полноте только при взгляде на нее через все предшествующие знаковые повести писателя. Именно здесь он договаривает начатое в «Живи и помни» и в «Прощании с Матерой».
То, что происходит с героями повести Распутина – семьей Воротниковых – становится последней каплей русского исхода, после которой или должно что-то произойти, или уже не может произойти нечего. Этой последней капле дано, наконец, долететь до нашего сознания, оглушенного визгом и лязгом нового времени. Дано для того, чтобы понять: русского человека вне почвы нет.
Достаточно вспомнить факты: только в годы революции Россию покинули свыше пяти миллионов человек. И где они, что с ними сталось? Уже во втором поколении их потомки не знали русского языка и старались слиться с окружающими их народами. Вы что-нибудь слышали, например, о «русской диаспоре» в США? А ведь по численности эмигрантов русские уступают только ирландцам. Это говорит не о какой-то там слабости или «размытости» русского типа, но о том, что, лишившись почвы, русские теряют и свою национальную силу. Это не просто образ, это цивилизационный диагноз.
Послевоенная советская цивилизация, «коммунизм переварившая» и тайком под интернационалистский галдеж узаконившая многие основополагающие принципы цивилизации русской, сколько могла, скрывала цивилизационный переворот, происшедший после оттока русских из деревни. Во всяком случае, на уровне носившихся в воздухе фраз о «народе-труженике», «трудовой доблести», официальной пропаганде труда производительного.
Поэтому неотступное ощущение, преследующее отца и мать, Анатолия и Тамару Воротниковых – это ощущение нового, резко чуждого воздуха, принесенного «новой жизнью». Это дух торгашеской цивилизации, которая, почти не таясь, воцарилась в последние годы советской власти: дух спекуляции, наживы, блата, взятки. Оказалось, что в стране «победившего социализма» продаются и перепродаются не только заморские джинсы и подпольные видеокассеты, но и места и должности, научные степени и положение в турнирной таблице, и еще очень-очень многое. Возможность продавать все и в открытую, для героев повести, как и для большинства из нас, стала шоком.
Именно рынок как модель современного мира становится центральным местом в повествовании Распутина. До последней возможности противостоявшая стихии рынка семья Воротниковых тоже оказывается втянутой в его всепоглощающее жерло, и так же как в общенациональной жизни, в жизни семьи это столкновение цивилизаций – побеждающей рыночной и потерявшей себя земледельческой – заканчивается катастрофой. Мотыльком упорхнувшая на запах халвы и блеск всесветной толкучки, старшая дочь Света смята и изнасилована «человеком рынка», скорее всего и в Россию-то прибывшим нелегально, да только чувствующим себя в ней победителем.
И дело не в отчаянном порыве матери, застрелившей дикаря-насильника, а в том, о чем Тамара Ивановна постоянно себя спрашивает: что, разве не видела она, куда все это ведет? Разве не понимала, к какой жизни потянуло ее дочь? И отвечает сама себе: не видела. В каком-то нравственном обмороке жила все эти годы.
Но слишком просто «нравственным обмороком» объяснять все наши беды. В одной из своих статей Сергей Кара-Мурза спрашивает: разве мог бы ельцинский режим просуществовать почти десять лет, если бы на то не было согласия всего общества? И отвечает: нет. Значит, не только два процента олигархов, не только двадцать процентов чиновников всех уровней, но и большая часть населения сумела пристроиться в «новой жизни». И получила возможность «иметь». Страну продают не только Чубайсы и Абрамовичи, но и прапорщики Петровы, механизаторы Ивановы, лесники Сидоровы. Парадокс номер один: в целом жизнь стала хуже, а каждый в отдельности стал жить лучше. Такая вот плата за отказ от высокого статуса, земного могущества и исторической перспективы.
Стоит вспомнить о том, что лежит в основании любой цивилизации, что канонизирует те или иные ее принципы, накладывая печать неповторимости на целое. Я говорю, разумеется, о религии. Вспомним, что сынам Иафета, населявшим 1/6 мировой суши, было заповедано евангельскими притчами именно возделывание своей земли. И именно русские землепашцы (7/8 населения страны) в качестве сословного определения усвоили себе определение религиозное: крестьяне. Где всякий русский без труда расслышит первоначальное: «христиане».
Для сравнения заметим, что Коран не очень-то приветствует земледельческий труд, он благоволит торговле. Это не говоря уже о Талмуде, по которому едва ли не единственно важным делом являются ростовщические операции. Когда люди, воспитанные этими религиозными учениями, занимаются торговлей и финансовыми спекуляциями, они занимаются своим. И ни о каком уважении к неприспособленным и неискусным в умении наживаться представителям коренного населения России речи быть не может! Ведь русские даже и не торгуют, а всего лишь распродают, пока им есть, что распродавать – остатки державной плоти: большую и малую госсобственность, должности, звания и знания. И сами того не замечают, как более сплоченные и искусные перекупщики занимают уже не только рынки, но и посты в администрациях, кафедры, должности, подтягивая к себе своих бесчисленных родственников.
Отсюда парадокс номер два: оставаясь в численном большинстве, русские оказались в своей стране эмигрантами, которые вынуждены приспосабливаться к чуждым цивилизационным нормам. И мучительные внутренние монологи русских героев повести Распутина разбиваются об эту бесцеремонную действительность. А ведь Тамара Ивановна и ее сын Иван, задающиеся такими вопросами, это лучшие, это те, кто еще пытается понять происходящее.
Великий русский филолог Федор Буслаев приводит в одном своем сочинении древненовгородскую легенду о «благочестивом» купце-ростовщике, перед смертью покаявшемся и оставившем все деньги на строительство собора. Так вот, когда мастера, которые расписывали этот собор, спросили у епископа, где им изобразить благодетеля, епископ твердо ответил: «В аду!» Таким страшным грехом для наших предков было ростовщичество, нажива на несчастии, богатство, возникшее из пустоты…
Что же касается распоясавшихся «гостей», то поставить их на место смогут только Иваны и воспитанные ими дети, и сделать это будет не так трудно, как представляется многим.
P. S. Кстати, у Распутина в конце повести Иван едет строить храм в своем родном селе, то есть возвращается на землю. Он еще не определился, как будет жить дальше. Но, помня о том, что прокормить большую семью в городе практически невозможно, а также о той хрупкости и уязвимости, которая характеризует современную городскую цивилизацию, несложно предположить, что движение назад, на землю станет еще одним из признаков становления новой России. А земли, доставшейся от предков, у нас еще, слава Богу, много.
Связующая в род. Два Ивана. Часть вторая.
О повести Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» и теме зла в современной литературе
В центре его повествования – жизнь обыкновенной русской семьи, каких сотни тысяч. Но жизнь эту поперек переехало горе. О человеческом сопротивлении горю и писал Распутин. Самым предельным, самым отчаянным переживанием стало материнское, «разрешившееся» отмщением насильнику. Тамара Ивановна дана писателем крупно, словно в ней одной отразилась вся сила и осмысленного, и инстинктивного материнства, сохраняющего в сегодняшней русской женщине. И дело совсем не в том, что русская семья разложилась настолько, что «бабы мстят». Писатель, давшей нашей литературе глубочайшей силы женские типы, обладает (один из немногих) правильным взглядом на женщину. И сущность этого взгляда в том, что женщина – это моральный адвокат жизни. Давая жизнь, она всегда и будет защищать ее как высший дар в своих детях. Она передаст будущим поколениям те мысли, вложит те чувства, которые определят его нравственное, мировоззренческое лицо. Никакие мужские идеи без «помещения» внутрь человека (через воспитание), не имели бы реальной силы.
Сама Тамара Ивановна – деревенского корня: «все делала с заглубом, запасом» (стряпню разводила на две семьи, капусты солила столько, что сами не могли съесть), мужа выбирала не спеша, и нашла в своем Анатолии преданность и согласное понимание. Моде следовала, дав ей «притереться в народе», то есть увидев ее практичность и пользу. В город из деревни убежала рано, но и тут не «опьянилась новизной», а «продвигалась вперед неторопливыми и выверенными шагами, выстраивая свою судьбу как крепость, без единого серьезного ушиба, только дальше и дальше». Работала телеграфисткой, отдав дань детским романтическим представлением об этой профессии (по кино), но стало скушно, ушла водить грузовики (где и нашла себе мужа). Родив детей (дочь Светку и сына Ивана) запросто сменила работу (на детский сад), а вырастив детей, ушла закройщицей на фабрику. Самая простецкая судьба, самое нормальное понимание своего женского предназначения. Но вот эта нормальность и раздражает: «чистая», – пишет Быков, – «КамАЗ на ходу остановит, ребячую попу утрет…». Между тем, никакой особенной ангельской чистотой Распутин не награждает своей героини, но только характером устойчивым и крепким. И еще инстинктивным женским чутьем, вложенным в нее с детства. Героиня Распутина, работая на КамаЗЕ, приобрела совсем иной «главный урок», нежели увидел московский журналист – «было понимание, что нельзя тут, среди этого неженского дела, задерживаться надолго, иначе и сама не заметишь как превратишься в железку». При ее «уверенной и размашистой» «ступи», при ее «весомом шаге, чувствуемом землей», крепкой фигуре, немногословности и простоте отношения к жизни, перед нами все же именно «женственная женщина» (П.Е.Астафьев). Естественно, поклонники нынешней порнократической цивилизации, допускающие в нее только бизнес-леди да мисс-мира и смотрящие на женщину как орудие наслаждения, никогда не будут способны увидеть типичнейшую русскую степень женственности именно в распутинской героине. Они скорее согласятся, что «типична» ее дочь, Светка, по аттестации Быкова «девочка слабая, глупая и некрасивая. Ни к чему неспособная. И ее, такую, тем жальче. Она потом и замуж вышла (неудачно), и родила, и мать из нее получилась не ахти какая, то есть насчет нынешнего состояния местных умов и душ у Распутина никаких иллюзий нет». Потому и мстила насильнику Тамара Ивановна, что понимала тот слом в судьбе своей дочери, от которого Светка, как «росток, политый кипятком», не сможет вырасти в полную свою женскую меру. Распутин говорит нам не о ничтожном «состоянии местных умов и душ», а о трагедии таких полудетей-полувзрослых, как Светка (кстати сказать, у Распутина нет примет ее «некрасивости и глупости», и русскому сердцу ее жаль совсем не по причине «некрасивости» или «красивости»). С какой пронзительной силой написана сцена свидания арестованной матери и дочери, когда дочери было важно знать одно и только одно – от нее, оскверненной и оскорбленной, никогда не отвернется материнское сердце, никогда не погнушается мать своей несчастной дочерью.
Распутин не назвал свою повесть по имени главной героини – «Тамара Ивановна», но сказал нам, что она дочь Ивана и мать Ивана. Тут смысл любой женской судьбы, огражденной силой отца и защищенной силой сына – связать в род, растянуться душой от отца к мужу и сыну.
Два Ивана (дед и внук) – это те крепкие границы женской судьбы Тамары Ивановны, которые прочертили и смысл ее жизни. От Ивана-старшего к Ивану-младшему пролегла родовая дорога этой семьи: четыре с половиной года тюремного заключения, вернее, исключения матери из жизни семьи, не стали для нее убийственно-горьки, но, напротив, заставили «заработать» высшие душевные силы. Правильность Ивана-деда (добрый, покладистый, обладающий «непробиваемой безмятежностью», ловкий в любом деле – «умел и печь сложить и песню затянуть») возвратилась правильностью Ивана-внука. Книжки и мечтательность увели из деревенского дома Тамару Ивановну, но они же вернули ее сына в родовую деревню. Кто-то скажет, что Распутин (как прежде говорили об Астафьеве) ненавидит город и все свои надежды связывает с возрождением деревни: Астафьев описывал «развратные танцы», у Распутина (коррекция времени) уже не просто о танцах идет речь, а о притоне юных проституток и наркоманов в клубе «Пионер». Иван-сын становится свидетелем самочинной расправы скинхедов над «гнездом разврата» (однако, его «душа не пустила» ни к тем, ни к другим). Но вырастающий с чувством упрямого нежелания делать то, что делают все; умеющий говорить «нет» там, где сверстники говорят «да»; всматривающийся в ту жизнь, что сгубила его сестру, много читающий – здорово и свежо даны писателем наблюдения героя за русским словом, которое приведет его позже к делу (едет на родину деда строить православный храм) – этот Иван, кажется, более других героев дорог писателю. Герой дорог самовозрастанием личности в нем. И достоинство личности в герое утверждает не конституция, не политики, не философы и не умные книги. Достоинство ее утвердил сам Господь, воплотившись в конкретную личность…
Отстаивать свой культурно-национального тип современный писатель (именно потому, что он писатель) обязан прежде всего в слове. Сколько раз почвенную русскую литературу обвиняли в «эстетической неполноценности»! Нам совершенно не нужно оправдываться – нужно попросту взять и сравнить. Сравнить, например, «блестящего стилиста» Т.Толстую с ее «изысканной сложностью» лучшей поры (рассказами конца 1980-х годов) и народного писателя В.Г.Распутина любой его творческой поры. «Герой» рассказа «Петерс» – «…холодный куриный юноша, не познавший ни любви, ни воли, – ни зеленой муравы, ни веселого круглого глаза подруги». Ему, этому «куриному юноше», Петерс «должен был сам ножом и топором вспороть грудь и вырвать ускользающее бурое сердце, алые розы легких и голубой дыхательный стебель, чтобы стерлась в веках память о том, кто родился и надеялся, шевелил молодыми крыльями и мечтал о зеленом королевском хвосте, о жемчужном зерне, о разливе золотой зари над просыпающимся миром». Восхищает ли вас «подчинение страшного и непонятного эстетической доминанте»? Трогают ли «неожиданные сравнения и метафоры»? Живит ли «круглый глаз подруги» в качестве «фольклорной традиции»? Пожалуй, можно и согласиться с критиками, утверждающими, что у писательницы доминирует некий «культурный логос». Только для нормального слуха этот «логос» добывается как-то уж слишком натужно, с помощью «шантажа слова», пусть и помещенного в «зону сознания».
Не услышать подлинности слова Распутина, то есть слившимися в нем этики и эстетики, на мой взгляд, может только очень обделенный или очень одурманенный человек: «Но когда звучит в тебе русское слово, издалека-далёко доносящее родство всех, кто творил его и им говорил; когда великим драгоценным закромом, никогда не убывающим и не теряющим сыта, содержится оно в тебе в необходимой полноте, всему-всему на свете зная подлинную цену; когда плачет оно, это слово, горькими слезами уводимых в полон и обвязанных одной вереей многоверстовой колонны молодых русских женщин; когда торжественной медью гремит во дни побед и стольных праздников; когда безошибочно знает оно, в какие минуты говорить страстно и в какие нежно, приготовляя такие речи, лучше которых нигде не сыскать и, как напитать душу ребенка добром и как утешить старость в усталости и печали – когда есть в тебе это всемогущее родное слово рядом с сердцем, душой, напитанных родовой кровью, – вот тогда ошибиться нельзя. Оно, это слово, сильнее гимна и флага, клятвы и обета; с древнейших времен оно само по себе непорушимая клятва и присяга. Есть оно – и все остальное есть, а нет – и нечем будет закрепить самые искренние порывы».
И если в первом случае слово «хочется съесть…, урча и причмокивая» (Акунин о Толстой); то в нашем случае, у Распутина, слово хочется сохранить, любоваться его нежной и пламенной силой.
… Говорят, что в Вологодской области скоро начнут строить «образцовую деревню». И это не шутка. Очевидно, древний Великий Устюг, ставший коммерческой «родиной деда Мороза», пополнится еще одним туристическим местом: образцово-показательной русской деревней с прялками и домотканными половиками, с рогульками и кружевами. Быть может и мужичка какого приоденут, да на печку взгромоздят в качестве живого экспоната…(Само намерение повернуться лицом к земле, кдеревенскому человеку нельзя не поддерживать, вот только очень хочется, чтобы не этнография победила, не музейностью гордились, а дживым приращенением людей и дела на земле). Можно ли сомневаться, что к культурно-национальному типу такая деревня будет иметь только косвенное отношение? Нет, не о такой деревне» настойчиво твердит нам Валентин Григорьевич Распутин.