первые христиане на руси до крещения

Русь Православная до принятия христианства и после

Через два года, в 1995 году Омская епархия будет праздновать своё столетие. Сто лет, это не тысяча. Придя на земли Беловодья, как непрошенные гости, христиане ведут себя, как хозяева, заявляя что они здесь — тысячу лет и только они имеют право на существование и обучение народа Духовности и Культуре. Власти решили не вмешиваться в деяния Феодосия, а надо бы, ведь архиепископ Феодосий нарушает не только Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» N 267-1 от 25.10.1990 г., но и конституцию РФ.

В Омске и области должны мирно жить и существовать люди любого вероисповедания, независимо от конфессиональной принадлежности. Каждый должен исповедовать ту Веру или религию, которая ему ближе по Духу, чтобы не краснеть перед Богами, Предками и потомками.
Дий Владимиръ, старейшина Долинной Общины Древнерусской
Инглиистической церкви Православных Староверов Инглингов.
Источник: http://arij.hotbox.ru/inglingi/rusprav.htm

Фрагмент из книги Льва Прозорова «Язычники крещёной Руси»
…Я уже приводил в нескольких своих работах одну цифру, читатель, но здесь я расскажу про неё подробнее — слишком уж серьёзное дело, да и отношение к теме книги эта цифра имеет самое непосредственное. Вот, что пишет историк В.В. Пузанов со ссылкой на сборник «Древняя Русь. Город, замок, село» (М., 1985, с. 50): «Из 83 стационарно исследованных археологами городищ IX- начала XI в. 24 (28,9%) прекратили своё существование к началу XI в.»
Разумеется, исследователь изо всех сил старается не видеть, что, собственно, он утверждает, рассуждая о «становлении единого государства Руси», «усмирении» каких-то невнятных «племён». Но факты, как говорится, упрямая вещь — ни один источник совершенно ничего не говорит об «усмирении» кого бы то ни было в последние десятилетия власти будущего «святого». К концу X, началу XI столетия источники относят не карательные экспедиции против «племён», а крещение Руси.

Такова была цена «просвещения благой
вестью» восточнославянских
земель — 28,9% русских
поселений. Почти
треть…

Русь Православная до принятия христианства и после

Прошлое своих предков нужно знать, чтобы сравнивать с тем что творится сейчас и не повторять их ошибок.

Открываем закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и читаем:
«. основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль ПРАВОСЛАВИЯ в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая ХРИСТИАНСТВО, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии»…
Т.е. эти понятия разделяются в самом законе, не говоря уже о различии по содержанию.

Если кто либо апеллирует, мол, в Библии написано «ко всем народам» Иисус послан, во-первых, единственный народ на Земле, согласно ТОРе, это евреи:
Ида 3. Стих 1.
«Господь сказал Израилю. Ты сделал меня единственным богом в мире, поэтому я сделаю твой народ единственным властелином Земли».
Орахаим 126 стих 1:
«Слава Вечному Богу, тому, кто уничтожает врагов своего народа и сокрушает и унижает их так, что Земля будет принадлежать тебе одному и твоему народу».
«Вечный жид». Документальный фильм. Германия. 1940.
Der ewige Jude. Der Dokumentarfilm. Deutschland. 1940

ДОК: Русь Православная до принятия христианства и после
Balamut-Chuma
https://disk.yandex.ru/i/4w4ZIp5yE693mA
bchumagugl@mail.ru
https://cloud.mail.ru/public/Lqh3/DohWZjyXk

Русь, Православная,Православие,христианство,баламутчума
#русь #православная #православие #христианство #баламутчума
#баламутчумарусь #баламутчумаправославная #баламутчумаправославие #баламутчумахристианство

Источник

Долгий путь к Богу. Крещёная русь до крещения Руси

первые христиане на руси до крещения. Смотреть фото первые христиане на руси до крещения. Смотреть картинку первые христиане на руси до крещения. Картинка про первые христиане на руси до крещения. Фото первые христиане на руси до крещения

Тем не менее, несмотря на ряд спорных моментов, из-за которых и по сей день ломают копья профессиональные историки, образы предков, определивших ход русской истории и духовный выбор нашего народа, предстают пред нами довольно чётко, словно оживают и проживают те события вновь.

Принято считать, что Русь была крещена в 988 году от Рождества Христова. Впрочем, именно «принято считать», поскольку некоторые историки предлагают иные даты (990-й, 991-й годы), все равно где-то близко. Однако было бы неверным полагать, что до того момента русские земли были совсем незнакомы с христианством.

Апостол Андрей

Так уж совпало в этом году, что день Военно-Морского флота России, отмечаемый под бело-голубым Андреевским флагом, совпал с Днем крещения Руси. Совпадение символичное.

В русской летописной традиции сохранилось несколько вариантов предания о том, как, прибыв в Херсонес Таврический, апостол поднялся по Днепру, предсказал появление на холмах, близ нынешнего Киева, «града великого», затем побывал на месте Новгорода, воздвигнул крест возле нынешнего села Грузино («погрузив посох»), на острове Валаам водрузил крест каменный, уничтожив языческие капища и обратив в истинную веру волхвов и, наконец, отбыл в Рим. День в истории. 27 июля был заложен главный храм Киева

первые христиане на руси до крещения. Смотреть фото первые христиане на руси до крещения. Смотреть картинку первые христиане на руси до крещения. Картинка про первые христиане на руси до крещения. Фото первые христиане на руси до крещения

Однако даже в древнейших летописных свидетельствах говорится о том, что апостолы на Русь «не ходили». Тем более современными учеными эти предания не воспринимаются всерьез.

Однако живший в XIX веке историк церкви, митрополит Макарий Булгаков, напротив, полагал, что в этой истории «нет ничего невероятного». И действительно — античная географическая традиция, сохранявшаяся до позднего Средневековья, полагала, что Балтийское и Черное моря разделяет не слишком широкий перешеек суши. А значит, мысль пересечь его вполне могла бы возникнуть. Тем более что современные археологи фиксируют устойчивые связи Балтики и Северного Причерноморья на рубеже эр.

Но в любом случае говорить о русах (русских) и даже славянах для I века нашей эры не приходится. Источники (как письменные, так и археологически) их не знают.

Варвары с севера

В одном из вариантов жития Стефана Сурожского рассказывается о произошедшем в самом конце VIII века налете на Сурож (ранее Сугдея, ныне Судак) некоего Бравлина, русского князя Новаграда.

Этот исторический эпизод произошел уже после смерти святого, русский князь ворвался в Софийский храм, начал грабить его, но внезапно его скрючило так, что «обратися лице его назадъ».

Почувствовав, что натворил лишнего, Бравлин приказал воинам покинуть город, оставив все ранее награбленное в Керчи и Корсуни. После чего ему во сне явился сам Стефан Сурожский, который пригрозил, что если князь не крестится, то он никогда не покинет пределов Сурожа. Воин решил не искушать судьбу, принял святое крещение, вместе с ним обратились в святую веру и его дружинники.

Где же располагался тот Новаград, откуда привел своих русов Бравлин?

Одни историки предполагают, что речь действительно идет о Новгороде, хотя, согласно общепринятой точке зрения, он был основан не ранее второй половины IX века. Другие — о расположенном неподалеку от современного Симферополя Неаполе Скифском, который, однако, прекратил существование еще в III веке н.э. Наконец третьи вспоминают о Новиодуне, что на Нижнем Дунае. День в истории. Екатерина II учредила свой главный идеологический орден

первые христиане на руси до крещения. Смотреть фото первые христиане на руси до крещения. Смотреть картинку первые христиане на руси до крещения. Картинка про первые христиане на руси до крещения. Фото первые христиане на руси до крещения

В житии святителя Георгия Амастридского описывается схожий чудесный случай, только произошедший на другом берегу Черного моря — в малоазиатском византийском городе Амастрида (ныне Амасра).

С Амастридой приключилось несчастье: «нашествие варваров, руси, народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия».

Далее говорилось о том, что «зверские нравами, бесчеловечные делами… не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они… посекая нещадно всякий пол и всякий возраст, не жалея старцев, не оставляя без внимания младенцев», низвергали святыни, ставя на их месте языческие алтари, где приносили жертвы.

Гробницу святого Георгия захватчики также планировали разграбить, но внезапно у них стали отказывать ноги и руки, после чего, узнав от одного из пленников, что их поразил гнев Божий, они вернули все награбленное, освободили взятых в плен, а многие изъявили желание креститься.

Датировка нападения русов на Амастриду дискуссионна, а сведения о нападении на Сурож и вовсе малодостоверны. Вполне возможно, что оба этих житийных эпизода в той или иной степени появилось под впечатлением от нашествия русов на Константинополь в 860 году либо отражают события, связанные с этим нашествием.

Воспользовавшись тем, что византийский император Лев Первый ушел в поход на мусульман, русы напали на его столицу — Константинополь.

Одна из византийских хроник сообщает о том, что спешно вернувшийся император всю ночь молился вместе с патриархом Фотием Первым в храме Пресвятой Богородицы во Влахерне, после чего риза Богоматери была вынесена из церкви и опущена в море. А затем внезапно поднялась буря, разметавшая русские корабли.

Правда сам патриарх Фотий, очевидец и участник этих событий, посвятивший им и их последствиям несколько произведений, таких подробностей не упоминает. Он говорит лишь о том, что город был спасен упованием на Богородицу, одеяние которой, тот самый «покров», хранившийся в знаменитом Влахернском храме, пронесли по крепостным стенам: «Истинно облачение Матери Божьей это пресвятое одеяние! Оно окружило стены — и по неизреченному слову враги показали спины». День в истории: 850 лет назад Киев захвачен и подвергнут разграблению

первые христиане на руси до крещения. Смотреть фото первые христиане на руси до крещения. Смотреть картинку первые христиане на руси до крещения. Картинка про первые христиане на руси до крещения. Фото первые христиане на руси до крещения

В позднейшем сообщении Фотий говорит о том, что вслед за разрушительным походом русы изъявили желание принять христианство и «приняли они у себя епископа и пастыря», направленных с миссией к патриарху.

«Повесть временных лет» (в отличие от Новгородской I летописи) пересказывает это событие, приписывая поход легендарным варяжским князьям Аскольду и Диру, которые, оставив Рюрика, первыми из северян прибыли в Киев.

Сменивший своего регента Олега — сын Рюрика Игорь — довольно скоро возобновил традицию соплеменников ходить на Царьград, в 941 году он с войском вторгается в пределы империи, где его воины, по свидетельству греческих источников, «одних распинали, в других же, расстанавливая как мишени, стреляли, хватали, связывали назад руки и вбивали железные гвозди в макушки голов; много же и святых церквей предали огню, монастыри и села пожгли».

Однако в целом этот поход получился для русов неудачным, поскольку ромеи пожгли корабли незваных пришельцев своим фирменным «греческим огнем». Тем не менее, через три года все-таки был заключен мирный договор, в котором говорилось, что нарушивший который «да будет клят от Бога и от Перуна», а «ратификация документа» проходила в Киеве, согласно летописи, следующим образом:

Уже по тому, что церковь называлась соборной, можно предположить, что в Киеве она была как минимум не одна.

Христиане в Киеве

Ни для кого не является секретом, что супруга Игоря, мать воителя Святослава — княгиня Ольга, также была крещена в православие. Правда не на Руси а, согласно общепринятой версии, в самом Константинополе, под именем Елена.

Но известно, что прибыла она туда, как это ныне принято говорить, «с официальным визитом» (согласно «Повести временных лет», в 955 году, в то же время по составленному для ромейского имератора Константина Багрядородного сборника «О церемониях», получается что событие произошло двумя годами позже) вместе с неким священником Григорием, что позволило, например, археологу, слависту, академику РАН Бонису Рыбакову утверждать, что княгиня прибыла в Царьград уже крещеной.

И, кстати, в описании самого приема в вышеупомянутом сборнике о крещении также ничего не говорится, а спустя век византийский хронист Иоанн Скилица, говоря о православии Ольги, также ничем не намекает на то, что таинство происходило в Константинополе: День в истории. 18 апреля: Украина впервые упоминается в исторических источниках

первые христиане на руси до крещения. Смотреть фото первые христиане на руси до крещения. Смотреть картинку первые христиане на руси до крещения. Картинка про первые христиане на руси до крещения. Фото первые христиане на руси до крещения

«И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещёная, и истиной вере оказавшая предпочтение, она, удостоившись великой чести по этому поводу, вернулась домой».

Тем не менее «Повесть временных лет» рассказывает совсем другую историю, больше напоминающую красивую легенду, полностью отмести которую, впрочем, мы тоже не можем.

Согласно ей византийский император Константин Багрянородный, узрев красоту русской княгини, потерял голову и предложил ей стать царицей, то есть его супругой. На что гостья отвечала: «Я язычница, если хочешь крестить меня, то крести сам, иначе не крещусь». Государю пришлось уступить требованию прекрасной гостьи, которую крестил сам патриарх в главном храме Константинополя — храме святой Софии, а восприемником стал его сын и соправитель — император Роман Второй. После чего Константин вновь предложил Ольге стать его женой, на что та ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь».

После чего Константину не оставалось ничего иного, как признать свое поражение и отпустить Ольгу домой с богатыми дарами. И не только: положение крестной дочери императора сильно продвигало Русь в существовавшей иерархии средневековых государств.

Впрочем, по всей видимости, подобное положение не давало русскому государству то, чего во всяком случае хотела амбициозная Ольга, поэтому буквально через пару лет после ее возвращения из Империи Ромеев она направляет послов к германскому королю, будущему императору Священной Римской империи с просьбой прислать епископа и священников.

Следует учесть, что на тот момент церковь еще не раскололась на восточную и западную, но Рим и Константинополь уже существовали достаточно удаленно друг от друга, в том числе и обрядово, находясь в глухом противостоянии. Папский престол направил на Русь епископа Адальберта, будущего архиепископа Магдебурского, которому удалось продержаться на русских землях всего два года, после чего он был выслан оттуда сыном Ольги — убеждённым язычником князем-воителем Святославом, а некоторые его соратники были и вовсе убиты.

По всей видимости, подобным тактическим ходом княгине удалось добиться уступок от Константинополя (правда, история умалчивает каких), в ответ Киев отправил в помощь ромеям своих воинов, воевавших с арабами на острове Крит. «Игра престолов» по-русски. Как Витовт, Эдигей и Тамерлан решили судьбу Восточной Европы

первые христиане на руси до крещения. Смотреть фото первые христиане на руси до крещения. Смотреть картинку первые христиане на руси до крещения. Картинка про первые христиане на руси до крещения. Фото первые христиане на руси до крещения

Предание говорит, что Ольга склоняла к принятию православия и своего сына Святослава, но тот до конца своих дней оставался ярым язычником. Впрочем, специально гонений на христиан (случай с западными христианами Адальберта — исключение) не делал, да и соратникам своим креститься не запрещал, правда, не упуская случая высмеять их выбор.

«Повесть временных лет» описывает эпизод, произошедший после удачного похода киевского князя на прусское племя ятвягов в 983 году. Чтобы поблагодарить идолов за дарованную победу, было решено совершить человеческое жертвоприношение, и жертву должен был определить жребий, который пал на Иоанна — молодого человека, сына варяга-дружинника Федора. Про обоих известно, что оба были христианами, при этом Федор ранее служил у ромеев, где и крестился.

«И сказал варяг: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, Ему служат греки и поклоняются; сотворил Он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам».

Если эта история достоверна, то вполне возможно, что произошедшее, особенно стойкость отца и сына христиан-варягов, оказали на Владимира сильное впечатление. Вероятно, именно с этого момента он начал искать Бога…

Источник

Святая Русь: тернистый путь христианства

988 год стал условным рубежом, разделившим историю Древней Руси на «до» и «после». В 11-м веке язычество пыталось вернуть утраченные позиции.

«Володимер посла по всему граду, глаголя: «Аще не обрящеться кто заутра на реце, богат ли, ли убог, или нищь, ли работник, противен мне да будет». Се слышавше людье, с радостью идяху, радующеся и глаголюще: «Аще бы се не добро было, не бы сего князь и бояре приняли»…», — так описывал автор «Повести временных лет» крещение киевлян. В едином порыве жители столицы, следуя примеру своего благодетеля-князя, ступили в воды Днепра и отказались от языческого прошлого. Однако действительность оказалась не такой радужной, как изложил в своём сочинении летописец. Прежде чем полностью завоевать умы жителей государства, христианству пришлось бороться с ещё остававшимся на плаву язычеством.

Христианство до крещения: первые попытки князей крестить Русь

Первые христиане оказались в славянских поселениях и торговых постах уже в 9-м веке, а возможно и раньше — во всяком случае, именно этим столетием датируются археологические находки характерных ритуальных артефактов в Старой Ладоге, куда прибудет полулегендарный Рюрик. Ископаемые данные хорошо коррелируют с сообщениями письменных источников, согласно которым некоторые «русы» приняли христианство в середине — второй половине 9-го века: эти события часто связывают с княжением в Киеве Аскольда и Дира.

первые христиане на руси до крещения. Смотреть фото первые христиане на руси до крещения. Смотреть картинку первые христиане на руси до крещения. Картинка про первые христиане на руси до крещения. Фото первые христиане на руси до крещения

Гравюра Ф. Бруни «Смерть Аскольда и Дира». Источник: Очерки событий из российской истории, сочинённые и гравированные профессором живописи Ф. Бруни

К 10-му веку в Киеве и Новгороде, крупнейших городах созданного Вещим Олегом объединённого государства, проживало большое количество христиан. Это также подтверждается итогами археологических раскопок. Важные изменения в конфессиональном составе населения Древней Руси совпадают и с ключевым политическим событием того периода — принятием христианства княгиней Ольгой, вдовой убитого древлянами Игоря Рюриковича.

первые христиане на руси до крещения. Смотреть фото первые христиане на руси до крещения. Смотреть картинку первые христиане на руси до крещения. Картинка про первые христиане на руси до крещения. Фото первые христиане на руси до крещения

Крещение княгини Ольги. Источник: wikipedia.org

Уже в это время намечаются серьёзные проблемы, связанные с христианством. В 959 году на Русь отправляется немецкий епископ Адальберт Магдебургский — этот визит стал результатом удовлетворения просьбы княгини Ольги, адресованной императору Германии Оттону I, касавшейся помощи в распространении христианства на русских землях. Однако миссия клириков не увенчалась успехом. Спустя некоторое время епископ вернулся на родину, а некоторые его сподвижники были убиты язычниками — считается, что не без участия сына Ольги, Святослава.

Новые попытки установить контакты с религиозными деятелями Запада зафиксированы во время кратковременного правления Ярополка Святославича, брата будущего крестителя Руси. В 979 году он обратился к папе римскому с просьбой прислать в Киев клириков для проповедей, чем умудрился обратить против себя не только языческие круги столицы, но и проживавших в городе христиан, тяготевших к восточным практикам исповедания веры. Этот недальновидный шаг во многом предопределил поражение Ярополка в борьбе с Владимиром.

первые христиане на руси до крещения. Смотреть фото первые христиане на руси до крещения. Смотреть картинку первые христиане на руси до крещения. Картинка про первые христиане на руси до крещения. Фото первые христиане на руси до крещения

Владимир Святославич и крещение Руси

Победивший в междоусобной войне Владимир Ярославич поначалу не планировал распространить на Руси христианство — крещению предшествовала попытка унифицировать языческие культы на подконтрольных Киеву землях. Верховным богом был объявлен Перун, возводились языческие капища. Но желаемого результата реформа не достигла: объединению земель мешало разнообразие культов, не все из которых признавали верховенство Перуна. Именно тогда Владимир задумался об обращении в одну из монотеистических религий. [Сборник: Владимир Святой]

В летописных хрониках эти раздумья (или, скорее, представления о них) отразились в легенде об «Испытании вер». Конечно, в действительности посольств клириков ко двору Владимира в короткий промежуток времени не происходило, однако сказание достаточно достоверно передаёт атмосферу, в которой Владимир был вынужден принимать решение о духовном будущем своих подданных. Выбор пал на христианство византийского образца — с Восточной Римской империей Русь уже давно имела довольно тесные контакты. [Сборник: Византия]

Относительно конкретного времени крещения Владимира и киевлян в исторической науке до сих пор ведутся споры. Общепринятая дата оспаривается учёными: многие исследователи датируют обращение князя в христианство 987 годом, а события в Киеве — 990-м. Тем не менее основные события не вызывают споров. Поддержка Владимиром Константинополя в борьбе с восстанием Варды Фоки, сватовство к принцессе Анне и осада Корсуни действительно были. Как и отправка в столицу Руси миссионеров.

первые христиане на руси до крещения. Смотреть фото первые христиане на руси до крещения. Смотреть картинку первые христиане на руси до крещения. Картинка про первые христиане на руси до крещения. Фото первые христиане на руси до крещения

Прибытие в Киев византийских миссионеров. Источник: wikipedia.org

Идиллическая картина крещения киевлян также вызывает сомнения. Так, исследователь истории церкви Олег Рапов указывает, что не все жители столицы согласились с изменениями в духовной жизни государства. Многие сторонники язычества в знак протеста против княжеской политики ушли из города в леса и активно сопротивлялись насаждению христианства. События в Киеве отчётливо показали, что христианизация Руси растянется на долгие годы и будет сопровождаться жестокими столкновениями в попытке защитить языческие капища и право на исповедание языческих культов.

Крещение Новгорода: на пороге гражданской войны

Проблемы возникли уже на первом этапе распространения христианства — очагом сопротивления стал Великий Новгород. Религиозный вопрос тесно переплетался с политическим: знатные люди бывшей столицы Руси с опаской относились к воле Киева, видя в крещении возможное ослабление своей самостоятельности. Проблемы осознавал и Владимир, поэтому в 990 году на северо-запад страны отправилась военная экспедиция под руководством воеводы Добрыни, дяди киевского князя. [Сборник: Крещение Руси]

Первоначально Добрыня и присланные из Киева клирики крестили несколько сотен согласившихся на это мероприятие новгородцев, чтобы убедить местное население в правильности этого решения. В следующем году, во время нового похода, новгородцы во главе с тысяцким Угоняем и волхвом Богомилом решили оказать киевлянам сопротивление. Началось восстание, в ходе которого язычники разгромили дом, где находился Добрыня. Тот принял решение действовать быстро — именно внезапность действий могла обеспечить ему победу над превосходящими силами восставших.

Его соратник Путята связал боем превосходящие силы новгородцев, а в это время сам Добрыня начал жечь дома язычников. Огонь быстро распространялся среди деревянных домов, что заставило восставших пойти на переговоры с киевлянами. На общегородском вече жители города позволили строить в Новгороде храмы и обещали не чинить препятствий христианским проповедникам, но креститься пожелало весьма малое количество горожан. Это не устраивало Добрыню — он начал проводить религиозные обряды насильно, используя свои войска, а также разгромил языческие святилища и капища. Киевляне праздновали победу. И хотя многие новгородцы приняли христианство лишь из страха перед властью — долгое время языческие боги тайно почитались в городе, — тем не менее Владимир Святославич праздновал победу: ему удалось подчинить своей воле второй по значимости город государства.

первые христиане на руси до крещения. Смотреть фото первые христиане на руси до крещения. Смотреть картинку первые христиане на руси до крещения. Картинка про первые христиане на руси до крещения. Фото первые христиане на руси до крещения

Современный вид реки Волхов, где новгородцы приняли крещение. Источник: wikipedia.org

Процесс крещения русских земель затянулся на десятилетия. Фактически в новую веру обратились лишь жители крупных городов, но и их верность зачастую подвергалась большим сомнениям. Пограничные же территории государства долгое время оставались языческими: так, например, племя вятичей отказывалось обращаться в христианство, по некоторым данным, вплоть до 14-го века.

После крещения бывшие языческие священнослужители и сочувствующие Перуну ушли в подполье. По всей стране возводились храмы, из Византии прибывали клирики, чтобы обучать священнослужителей из местного населения. Волхвы лишь ждали удобного случая, чтобы показать себя во всей красе, и такие возможности неоднократно предоставлялись им на протяжении всего 11-го века.

первые христиане на руси до крещения. Смотреть фото первые христиане на руси до крещения. Смотреть картинку первые христиане на руси до крещения. Картинка про первые христиане на руси до крещения. Фото первые христиане на руси до крещения

Первое крупное выступление случилось в Суздале в 1024 году, когда регион поразили страшный неурожай и засуха: продовольствия не хватало, и простые люди пытались найти виновников ненастий. Рядом с ними вовремя оказались волхвы: они обвинили во всех бедах племенную знать. По языческим традициям, виновные приносились в жертву, чтобы умилостивить богов. Так поступили и восставшие, попутно предавая смерти престарелых людей, дабы «обновить» землю. Ярослав Мудрый никак не отреагировал на выступление жителей Суздаля — восстание затухло само по себе.

Самые известные языческие выступления случились спустя 50 лет после событий в Суздале. В 1071 году восстал люд Ростова и Новгорода, причём бунт случился ровно по тем же причинам, что и в Суздале — засуха, неурожай и недоверие знатным людям, которые, как казалось, утаивают съестные припасы. В обоих случаях выступления возглавили волхвы, вышедшие из подполья. Это говорит о том, что языческая вера ещё глубоко сидела в народе, ведь после крещения Руси прошло чуть меньше ста лет.

В Новгороде, согласно «Повести временных лет», в 1071 году на улицах города появился безымянный волхв, который начал агитировать местное население против местного епископа. Летописец сообщает, что на стороне христианского клирика оставался лишь князь Глеб со своей дружиной — спустя 80 лет после крещения города Добрыней подавляющая часть горожан симпатизировала или хотя бы сочувственно относилась к языческим культам. В Новгороде чуть не начались уличные бои, но князь быстро пресёк возможное выступление, просто убив волхва. Интересно, что после смерти лидера недовольные просто разошлись по домам.

первые христиане на руси до крещения. Смотреть фото первые христиане на руси до крещения. Смотреть картинку первые христиане на руси до крещения. Картинка про первые христиане на руси до крещения. Фото первые христиане на руси до крещения

В Ростове, также на фоне неурожаев, в 1071 году появились два волхва из Ярославля и начали клеймить христианских священнослужителей и местную знать — мол, они виноваты во всех бедах, которые обрушились на простой люд. Собрав некоторое число сподвижников, язычники приступили к разорению окрестных погостов, особым образом указывая на знатных женщин, обвиняя их в сокрытии продовольствия. Вскоре бунтовщики дошли до Белоозера, где находился Ян Вышатич, воевода князя Святослава Ярославича. Восставшие и отряд Яна столкнулись недалеко от города, но сражение окончилось ничем. Тогда воевода обратился к жителям Белоозера и потребовал от них самостоятельно разбираться с волхвами, пока его отряд будет собирать дань. Горожане вскоре выполнили просьбу княжеского посланника, языческие священнослужители были пойманы, допрошены, а затем отданы родственникам убитых женщин.

первые христиане на руси до крещения. Смотреть фото первые христиане на руси до крещения. Смотреть картинку первые христиане на руси до крещения. Картинка про первые христиане на руси до крещения. Фото первые христиане на руси до крещения

Суздальские, Новгородские и Ростовские события оказались самыми крупными восстаниями 11-го века. Однако летописцы сообщали и о всплеске разбоя на дорогах: «лихие люди» стали головной болью князей на рубеже 10−11 веков. По всей видимости, религиозные изменения, вкупе с постоянными междоусобицами, стали одной из причин ухудшения ситуации в стране. Крещение Руси разделило общество на долгие десятилетия.

Христианство в 10−11 веках смогло закрепиться в крупных городах Древней Руси, что тем не менее не помешало местным жителям периодически восставать под руководством языческих жрецов. В сельской местности и отдалённых от торговых путей регионах ситуация была ещё сложнее. Её можно реконструировать по данным, полученным с помощью археологических раскопок. Артефакты, обнаруженные в захоронениях, позволяют утверждать, что среди большей части населения царило двоеверие: христианские обряды и реликвии соседствовали с языческими. Эхо этого явления можно наблюдать и по сей день: люди празднуют Масленицу, отмечают колядки, прыгают через костёр на день Ивана Купала. «Святая Русь» так и не смогла отделаться окончательно от языческого прошлого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *