первые упоминания о ведьмах в истории

История ведьм

Наверняка, каждый человек хорошо знаком с таким понятием, как «ведьма». В наше время ведьмами, чаще всего называют коварных, злых или завистливых женщин. Помимо этого, бытует мнение, что все женщины – ведьмы, но услышать подобное весьма неприятно. И это только первое впечатление, ведь в действительности большинство людей даже не подозревает о настоящем, скрытом значении этого слова. Своими корнями термин «ведьма» уходит в глубокую древность, и в тот далекий период не имел никакого отрицательного смысла.

Данное слово является производным от древнеславянского «ведать», что означает знать. Ведуньи или ведьмы, – это, как правило, были те женщины, которые имели определенные знания, недоступные другим.

Хорошо известно, что женская интуиция развита намного сильнее, нежели у представителей сильной половины человечества. А ведь именно высокий уровень развития данного чувства является тем фактором, который дает возможность получить обширные знания о самом себе, окружающем мире и других людях.

Только женщины способны постичь настоящий смысл явлений и событий в мире. Женщины, благодаря своей интуиции, способны понять намного быстрее, как лучше вести себя в той или иной жизненной ситуации. И если мужчины вынуждены учиться умению находить компромиссы и договариваться, то у представительниц прекрасного пола подобное умение заложено природой. Женщины более тесно связаны с природой, нежели мужчины, соответственно, им намного легче войти в контакт с тайными природными силами и познать, каким образом их лучше применять в собственных целях.

Женщина хорошо знает обо всем, касающемся сотворения мира и природы. И в действительности в этом нет абсолютно ничего плохого. Ведьмы не поклонялись темным силам, поскольку просто не верили, что те существуют.

Основное правило ведьм гласило: Не причинять вреда. Ведуньи знали значительно больше остальных, поэтому могли помочь другим людям. Иногда, к сожалению, скрытые природные силы использовались, чтобы навредить другим. В таких случаях слово «ведьма» принимало негативное значение. Случилось это после зарождения и становления христианства, когда ведьм начали массово уничтожать.

Первые упоминания о ведуньях встречаются в Книге Исхода, в Пятикнижии и когда Моисей говорил евреям о своем Законе, то утверждал, что ворожей или ведьм живыми оставлять нельзя.

В то же время большой интерес вызывает тот факт, что даже Всевышний обращался к услугам злых колдуний для того, чтобы испытать Петра и Иова в их стойкости в вере.

Исторически родиной ведьм, принято считать Швейцарию. Профессор из Швейцарии Агостино Паравичини, вместе со своими коллегами, сумел немного прояснить таинственность, которая на протяжении многих столетий окружала шабаши ведьм. Ученые предположили, что первые задокументированные упоминания о шумных сборищах относятся к началу XV столетия, и происходили они на современных французской и швейцарской территориях. В качестве доказательств своих предположений исследователи приводят архивные документы, сохранившиеся в тех далеких времен.

Необходимо, вместе с тем, отметить, что существовали ведуньи в каждой стране, но именовали их по-разному. Так, в частности, на современных латвийских и латышских территориях обитали «роганы». От других ведьм они отличались, согласно преданиям, тем, что могли превращаться в любых животных, не тонули в воде и не горели в огне. В Марий Эле до настоящего времени живут ведуньи, которых называют «овдами». Принято считать, что «овды» занимаются наведением сглаза и порчи, а кроме того – делают любовные отвороты и привороты. Люди, обращаясь к «овдам» за помощью, продают свои души темным силам. Именно такова цена за помощь «овд». «Овды» не могут умереть спокойно до того момента, пока не передадут свой страшный дар, и будут мучиться, пока не дотронутся до той, кому сможет передать свою силу. Нечто подобное происходит по всему земному шару. В каждом месте ведуньи отличаются по своей специфике.

Если говорить о территории Руси, то нужно отметить, что эта земля богата ведуньями. В древности в деревнях большинство женщин были знакомы с искусством магии. Эта магия зачастую была доброй, и была направлена на достижение счастья в браке, сохранение дома от порчи и сглаза, здоровье детей и обильный урожай. Таким образом, можно говорить о том, что на Руси в древние времена магия была традиционной частью женского быта.

Ведуньи пользовались почетом и уважением. К ним приходили за помощью в самых разнообразных ситуациях. В древние времена ведуний не воспринимали как представителей абсолютного зла. Они исцеляли травами и наговорами, предупреждали об определенных событиях, давали ценные советы.

Впрочем, с приходом христианства все кардинально изменилось. Началась настоящая охота на ведьм, их выслеживали и жестоко убивали. Возможно, именно по этой причине женщины, обладающие тайными знаниями, стали более злыми, и начали передавать это зло по наследству …

Как бы там ни было, очевидно одно – с тех пор ведуний начали бояться, особенно страшным считалось их проклятия и «дурной глаз».

Самых больших масштабов истребление ведьм приобрело в период Средневековья. Распознать ведьму можно было множеством способов, причем, все они были очень изощренными и жестокими. Зачастую жертвами были женщины, которые страдали различными расстройствами психики. К разряду ведьм причисляли женщин с зелеными или разноцветными глазами, с явно заметными родимыми пятнами. Как только палачи обнаруживали на теле жертвы какой-нибудь видимый дефект, сразу же начинали прокалывать эти места ножами или иглами. Если при этом женщина не чувствовала боли или на том месте не появлялась кровь, женщину признавали ведьмой, после чего сразу же предавали казни.

Существовало немало испытаний для тех, кого подозревали в ведьмовстве. И это были не только иголки. Одним из особо изощренных считалось «испытание полетом». Женщин, признанных ведьмами, приводили к высокой скале и давали в руки метлу. Если женщина разбивалась о скалу (что, собственно говоря, и происходило), ее признавали невиновной. Было еще одно испытание, отличавшееся особой жестокостью, было связано с водой. Женщину заставляли раздеться, связывали ноги и руки накрест, между ними пропускали веревку и опускали в таком положении в воду. Если женщина тонула, ее, опять же, признавали невиновной.

В качестве защиты от ведьм применялись обереги. Чтобы ведьма не смогла зайти в дом или на территорию двора, на воротах устанавливали свечу, которая была освящена в церкви. Кроме того, в забор втыкали зубья бороны или стебли острых растений, а в дверные щели натыкали березовые, осиновые или кленовые ветки, или крапиву. А еще на пороге клали ножи и прочие режущие и колющие предметы. Кроме того, люди проводили определенные ритуалы для защиты: осыпали маком дом и хлев, очерчивали мелом стены, косой на земле рисовали круг, рисовали на дверях кресты. И, конечно же, молились.

В давние времена было принято считать, что свои тайные силы ведуньи активизируют в дни больших церковных праздников, также во время грозы полнолуния и новолуния. На Руси бытовало мнение, что в это время ведьмы собирались на свои шабаши, чтобы энергетически подпитываться. Добирались к «месту назначения» они на метлах, кочерге, вилах, лопате, ступе, косе, конях, кабанах или лошадиных черепах. Шабаши проводились на так называемых «лысых» горах и на перекрестках.

Важно отметить, что ведуньи внушали людям страх даже после собственной смерти. Люди были убеждены, что ведьмы до тех пор не могут умереть, пока потолок в их доме не разберут либо пока их тело не накроют телячьей шкурой. А поскольку люди верили, что ведьмы по ночам возвращаются в свой дом, то, чтобы этого избежать, в гробы ведьм забивали осиновый кол и в гроб клали вниз лицом.

Как ни парадоксально, с развитием цивилизации ведьмы никуда не исчезли. Они есть и в современном мире, правда, сейчас не носят ритуальных украшений и одежды. К сожалению, современные ведуньи в большинстве своем вовсе не занимаются добрыми делами.

Чаще всего с ведьмами и колдунами можно столкнуться в церквях, как это ни парадоксально. А все потому, что им необходима энергетика, а получить ее в церкви проще всего.

В действительности, ведьм очень легко распознать, если знать некоторые характерные особенности их поведения. Так, к примеру, если ведьма становится в храме на колени, то она обязательно скрещивает ноги. Они крестятся снизу-вверх левой рукой, начиная от живота. Покидают храм вперед спиной. Это связано с тем, что на спине есть очень много нервных окончаний, и свет от икон просто жжет спины ведьмам и колдунам. Помимо этого, в храме ведуньи могут обойти любого человека против часовой стрелки и зацепить рукой, а после стать за спиной и забирать его энергию. Если подобное произошло, говорят знающие люди, необходимо сделавшего это человека сразу же ударить левой рукой, чтобы порча ушла назад.

Кроме храма, ведуний и колдунов можно встретить и в других местах. Многие по собственному опыту знают о «дурном глазе», которым обладают цыганки. Чтобы от них уберечься, ни в коем случае нельзя смотреть в глаза. Нельзя на улице подбирать мелочь, поскольку таким образом сводятся болезни, порчу и бородавки. Если у человека появились подозрения, что он общается с недобрым человеком, нужно во время разговора держаться за какой-нибудь металлический предмет.

Если у человека появились подозрения, что на него наведена порча – бьется посуда и сами по себе падают предметы в доме, часто болеют дети или происходят необъяснимые неприятные явления и снятся плохие сны – необходимо провести тщательную уборку в доме, внимательно осмотреть все рамы о дверные косяки на предмет воткнутых иголок.

Если же человек решит обратиться за помощью к экстрасенсам и магам, нужно делать это с большой осторожностью. Конечно, существуют люди, обладающие определенными знаниями, которые могут помочь. Но такие люди не устанавливают тарифы на свои услуги, поскольку они служат Богу, и помогают людям независимо от их материального положения. Если же за магические ритуалы требуют огромные суммы, от подобных магов нужно бежать без оглядки. Самое главное – нужно помнить о том, что ведьмы делают зло другим людям не затем, чтобы кому-то было плохо, а попросту для своей выгоды. Они без этого жить не могут. И пусть убережет судьба всех от встречи с подобными людьми, которые своими поступками способствуют искажению настоящего смысла слов «ведунья» или «ведьма».

Источник

Как появились ведьмы?

Изображения соблазнительных молодых ведьмочек и отвратительных старых колдуний окружали людей на протяжении веков, но что скрывается за этими образами и каково их происхождение? Тему для BBC Culture исследовал художественный критик газеты Daily Telegraph Аластер Сук.

Предложите любому ребенку из стран Запада нарисовать ведьму, и скорее всего дитя изобразит нечто весьма знакомое: вероятно, это будет колдунья с крючковатым носом, в остроконечной шляпе, летящая верхом на метле или помешивающая зелье в котле. Но откуда появились подобные изображения? Ответ оказался интригующим и более сложным, чем вы могли бы подумать. Я обнаружил это, посетив на прошлой неделе экспозицию «Ведьмы и нечистая сила», новую выставку Британского музея в Лондоне, которая исследует иконографию колдовства.

Всемирная история ведьм – долгое повествование, изобилующее любопытными подробностями. Ведьмы имеют давнюю и тщательно разработанную историю. Их предвестница появляется в Библии, в сказании о царе Сауле, который обратился за советом и предсказанием к так называемой Аэндорской волшебнице. (Та устроила встречу Саулу с пророком Самуилом, который предрек Саулу гибель и воцарение Давида. – Ред.) Ведьмы неожиданно возникают в эпоху классической античности в виде крылатых гарпий, предвестниц несчастья, и похожих на сов «сикстов» или «стригов» – жутких летучих тварей, питающихся кровью и плотью задушенных младенцев.

Автор фото, Thinkstock

Из огня да в полымя

В двух своих гравюрах, имевших огромное влияние на развитие жанра, Дюрер определил те черты, которые в дальнейшем породили два стереотипных представления о внешности ведьм. С одной стороны она может быть молодой, цветущей и изящной, как на гравюре «Четыре ведьмы» (1497 г.), ее физическая привлекательность способна очаровывать мужчин. С другой стороны, она может быть старой отвратительной каргой, как на гравюре «Ведьме верхом на козле» (1500 г.).

Головна історія тижня, яку пояснюють наші журналісти

Однако перед историками искусства стоит другой интересный вопрос: что же послужило для живописцев Ренессанса моделью для столь отталкивающего образа? Согласно одной из теорий, Дюрера и его современников вдохновила гравюра Андреа Мантеньи (1431-1506) «Битва морских божеств», на которой итальянский мастер запечатлел свое представление о том, как выглядит воплощение Зависти.

Хороший пример изображения ведьмы, иконографически относящейся к типу «Зависть», можно увидеть на невероятно насыщенной итальянской гравюре, известной как Lo Stregozzo или «Шествие ведьм» (1520 г.). На ней изображена злобная ведьма с разинутым ртом, растрепанными волосами и сморщенными грудями, которая сжимает в руках дымящийся котелок (или котел) и едет верхом на фантастическом, монструозном скелете. Ее правая рука тянется к голове одного из младенцев, сваленных в кучу у ее ног.

Однако к XVIII веку ведьм уже не рассматривали в качестве угрозы человечеству. Теперь они воспринимались как образы, порожденные суеверными страхами крестьян. Тем не менее, это не мешало великим художникам, таким как Франсиско Гойя, и дальше изображать их.

Источник

Экономика ведовства: за что на самом деле судили ведьм в Новое время

Кем на самом деле были ведьмы, которых судили и казнили в Европе в XVI­—XVII веках? Почему в их ряды в основном записывали состоятельных людей (не только женщин, но и мужчин) — и при чем здесь драконы-домушники и зарождение капитализма? Об экономике ведовства на сайте журнала Aeon рассказывает специалист по истории раннего Нового времени, автор книги «Охота за волшебными сокровищами в Европе и Северной Америке» Йоханнес Диллингер.

Маргарета Хёнин, жившая в XVI веке в городе Кобург в Тюрингии, пользовалась дурной славой. Соседи ненавидели ее за то, что она была парвеню и скрягой. Также ходили слухи, что Хёнин — ведьма, которая состоит в связи с драконом. Но какое отношение скупость имеет к визитам дракона и обвинениям в ведовстве?

Говоря о ведовстве, необходимо проводить разницу между настоящей и воображаемой магией. А чтобы понять связь между воображаемой магией и любовью к деньгам, нужно рассмотреть связь между экономикой и настоящей магией, практикуемой обычными людьми.

Реальная магия

В доиндустриальной Европе магия наравне с религией была частью повседневной жизни. Люди не просто верили в магию, но и сами пытались ее практиковать. Широко распространены были простые формы гадания и целительства, а также сельскохозяйственная магия.

Крестьяне гадали, чтобы определить подходящее время для посева и сбора урожая, и делали обереги, чтобы защитить скот от болезней. Городские ремесленники и купцы практиковали экономическую магию для обогащения. А в теневой экономике (лотереи и азартные игры) вера в магию сохранилась вплоть до XX века.

Главная с точки зрения экономики форма магии связана с поиском волшебного сокровища. Охотники за сокровищами обладали огромным магическим арсеналом: у них были различные книги заклинаний, жезлы из разных пород древесины, амулеты для защиты от злых духов и свинцовые таблички с магическими символами. Считалось, что каждое сокровище охраняется неким духом — и охотники за сокровищами изо всех сил пытались установить с ним связь. К ужасу церковных властей, они призывали ангелов и святых, общались с призраками и даже пытались вызывать демонов.

В Швабии в XVII веке при поиске сокровищ использовалась другая магическая стратегия: нужно было записать тайные знаки на пергаменте и оставить его на земле, в том месте, где предположительно находилось сокровище; если пергамент вспыхивал — значит, сокровище было найдено. Затем волшебник мечом рисовал на земле круги с магическими символами, клал на край круга березовые ветки и зачитывал длинное заклинание на неизвестном языке. Только после этого можно было начинать копать — обязательно в полной тишине.

Охота за сокровищами стала неким магическим массовым увлечением. В Европе того времени были тысячи охотников за сокровищами, и почти все они использовали магию. Однако лишь немногих из них впоследствии обвинили в колдовстве. Как правило, охотникам за сокровищами грозил штраф или несколько дней принудительных работ.

Обычные люди не считали этот вид магии колдовством, и большинство судей придерживались такого же мнения. Неудивительно, что самый строгий закон против охоты за сокровищами, изданный Генрихом VIII в 1542 году, был вскоре отменен.

Воображаемая магия ведьм

Отдельным видом магии была воображаемая магия ведьм.

Никто и никогда не был (и не мог быть) обвинен в ведовстве в полном смысле этого слова, которое в конце эпохи Средневековья определялось как преступление, состоящее из пяти элементов:

В Европе и Британии раннего Нового времени наказанием за ведовство была смертная казнь.

На первый взгляд, между экономикой и воображаемой магией ведьм нет никакой связи. Ведьм часто обвиняли в уничтожении скота и урожая: заморозки, дожди, град — приписывали их проискам. Считалось, что их колдовство угрожает экономике целых регионов. Однако погодная магия — это скорее форма аутоагрессии, так как град, якобы вызываемый ведьмами, опустошал и их поля тоже.

Что касается сделки с дьяволом, то, согласно судебным протоколам того времени, она вовсе не учитывала желания подписанта (как в случае со сделкой Фауста и Мефистофеля), а подразумевала полное подчинение воле дьявола: ведьма делала то, что приказывал ей дьявол, и становилась орудием его безграничной ненависти ко всему живому.

Одним словом, ведовство было жаждой разрушения ради самого разрушения, а не ради личной выгоды, тем более финансовой.

первые упоминания о ведьмах в истории. Смотреть фото первые упоминания о ведьмах в истории. Смотреть картинку первые упоминания о ведьмах в истории. Картинка про первые упоминания о ведьмах в истории. Фото первые упоминания о ведьмах в истории

Денежный дракон развивающейся рыночной экономики

Но были и исключения. Свой обзор экономической магии Мартин Лютер начинает с упоминания о «невестах дракона». Можно подумать, что это аллюзия на Сатану, предстающего в образе змея в Библии. Но на самом деле Лютер имел в виду ведьм, состоящих в связи с драконом. Вера в эту форму ведовства была широко распространена в Германии, восточной части Центральной Европы и Балтике, но в других краях такого поверья не существовало.

Дракон, о котором шла речь, был не гигантским чудовищем из средневекового эпоса, а домашним духом (драконом он назывался из-за своей способности летать и связи с огнем). Люди, утверждавшие, что видели дракона, описывали его как летающий по ночному небу длинный пылающий луч с большой коровьей головой. Проникая в дом через окно или дымоход, дракон приносил деньги, а также другие полезные ресурсы: зерно, молоко и масло.

Примечательно, что дракон приносил не только продукты питания, но и деньги. То есть представление о драконе изменилось под влиянием зарождающейся рыночной экономики.

Домашнего дракона боялись и одновременно жаждали заполучить многие люди, жившие на территории от Баварии до Эстонии. Упоминания о нем встречаются не только в судебных протоколах процессов над ведьмами, но и в других источниках.

Некоторые скандинавские и немецкие ученые той эпохи пытались объяснить феномен домашнего дракона. Одни считали, что draco volans — лучеподобный дух, пылающий в ночном небе, — был метеоритом. Другие утверждали, что за дракона принимали облако горящего газа, притягиваемое черным дымом, выходящим из дымоходов жилищ, в которых жгли слишком много зелени. Другими словами, дракон был доиндустриальным аналогом смога.

Но ученых мужей никто не слушал. По меньшей мере до XVIII века научные объяснения веры в драконов игнорировались. Большинство людей считали дракона дьяволом, представшим в одном из многих своих обличий.

В 1536 году в Саксонии состоялся первый суд над ведьмой, на котором упоминалась сексуальная связь с демоном. Утверждалось, что в виде дракона к ней явился дьявол. В 1652-м женщина из Саксонии, которая называла себя ясновидящей, умеющей опознавать ведьм, сообщила суду, что видела, как несколько ее соседок совокуплялись с летающим драконом.

С учетом библейской истории о змее, неудивительно, что домашний дракон считался воплощением Сатаны, а люди, подозревавшиеся в обладании драконом, сжигались на костре. Немецкий фольклор косвенно подтверждает предположение о связи драконов и ведьм, предлагая одно и то же противоядие от тех и других.

В 1636 году балто-немецкий теолог Пауль Эйнхорн описал летающих огненных духов, «которыми многие владеют и сегодня». Эти духи, говорил он, крадут «зерно и другие продукты» для своих хозяев. Эйнхорн верил в «злых идолов богатства» и считал их частью культа поклонения демонам.

Источники умалчивают о том, использовали ли драконьи ведьмы магию для получения богатства, но все мужчины и женщины, которым приписывалось обладание драконом, были довольно состоятельными. Что примечательно, все они имели репутацию скряг, ростовщиков и даже мошенников. Односельчане считали их жадными и опасными людьми.

Обвиняемые отвечали, что стали жертвами не только клеветы, но и зависти. Таким образом, в основе россказней о драконах лежит осуждение жажды обогащения. Участников рыночной экономики порицали за жадность и безнравственность, и государство их не защищало.

первые упоминания о ведьмах в истории. Смотреть фото первые упоминания о ведьмах в истории. Смотреть картинку первые упоминания о ведьмах в истории. Картинка про первые упоминания о ведьмах в истории. Фото первые упоминания о ведьмах в истории

Богатая — значит, ведьма!

Самая известная драконья ведьма — Маргарета Рамхолд из Кобурга, которую протестантский богослов Иоганн Маттеус Мейфарт (1590–1642) упоминает в своем трактате о ведьмах, изданном в 1635 году, через семь лет после смерти Рамхолд.

Маргарета была родом из семьи скромных ремесленников. Но позже Рамхолды сколотили состояние на продаже пива и молока, несмотря на то, что имели только одну корову. Со временем они начали одалживать деньги под проценты. Соседи обвинили Рамхолдов в ведовстве и донесли властям, что в их доме живет дракон. Маргарету казнили в 1628 году.

Читайте также

Второй тип ведьм, который внушал страх и отвращение жителям Европы, — это богачи, считавшиеся ведьмами. Более того, по слухам, богатые ведьмы были самыми могущественными и опасными приспешниками дьявола. И действительно, среди обвиняемых в ведовстве в Германии было довольно много зажиточных людей.

Однако большинство богатых ведьм на самом деле были ведьмаками — богачами и парвеню, нажившимися на сельскохозяйственных кризисах XVI и XVII веков. К ним причисляли и продажных чиновников.

Самым известным из них был доктор Дидерих Фладе, казненный в 1589 году.

Фладе был коррумпированным чиновником, поддержавшим архиепископа Трира в его конфликте со светскими властями. Он также был известен тем, что ссуживал деньги крестьянам из бедных деревень, расположенных в окрестностях благополучного Трира. Фладе стал сказочно богат (и влиятелен) всего за пару лет. Затем последовал крах. По меньшей мере 28 так называемых ведьм упомянули Фладе в своих признаниях, назвав его демоном и организатором шабашей.

Объясняя, почему после долгих месяцев раздумий он наконец решил выдвинуть официальные обвинения против Фладе, курфюрст Трира сказал, что тот был «печально известен своей алчностью». Другими словами, курфюрст признал, что жажда наживы для него является признаком связи с дьяволом.

Еще одним богатым ведьмаком был Мартин Гребер, купец и бургомистр маленького городка Хорб в Швабии. Сколотив состояние на торговле, Гербер занялся пивоварением. Скупив огромное количество ячменя, он не только вытеснил с рынка мелких пивоваров, но и спровоцировал сильный рост цен на ячмень, что в итоге привело к подорожанию хлеба.

Из-за предпринимательской деятельности Гербера бедняки начали голодать. Жители Хорба были возмущены поступками Гербера, который вместо того, чтобы поддерживать своих менее обеспеченных сограждан, пытался еще больше на них нажиться.

Начиная с 1597 года обвинять в колдовстве стали не только самого Гербера, но и его жену, и дочь, которые яростно его защищали. Дочь Гербера была арестована и подверглась пыткам. Хотя она так и не признала свою вину и в итоге была освобождена, обвинения в ведовстве преследовали ее всю оставшуюся жизнь.

Богатство — от дьявола

Теперь мы знаем достаточно, чтобы провести параллели между драконьей магией, охотниками за сокровищами и богатыми ведьмами. Всё указывает на то, что богатые ведьмы и драконьи ведьмы на самом деле не использовали никакой магии, а обвинялись в первую очередь в заключении сделки с дьяволом. Драконьи ведьмы, как считалось, обязаны были своим богатством магическому воровству, совершаемому для них демоном в облике дракона. Дракон и магическое воровство объясняют связь между приобретением богатства и подозрениями в колдовстве.

Феномен богатых ведьм объяснить труднее. Никто не утверждал, что они разбогатели благодаря магии. Само их богатство служило поводом для обвинений в ведовстве.

Отчасти это гендерный вопрос.

Подавляющее большинство охотников за сокровищами были мужчинами. Среди богатых и драконьих ведьм встречались как женщины, так и мужчины. Среди зажиточных жертв охоты на ведьм было больше мужчин, чем женщин. Выходит, что жадность и колдовство приписывались не только женщинам. Однако для всех них была характерна социальная мобильность.

Драконьи ведьмы и богатые ведьмы были не просто богатыми — они были нуворишами. Охотники за сокровищами стремились примкнуть к их рядам, но ключевое отличие между ними и ведьмами состояло в том, что первые искали источник богатства вне общества.

Сокровище по определению не принадлежит никому. Сокровища относились к миру духов и контролировались духами. Вопрос происхождения сокровищ был настолько несущественным, что в ходе большинства процессов над охотниками за сокровищами он даже не поднимался. Деньги, на которые претендовали охотники за сокровищами, не были получены из ресурсов региона, в котором они жили.

Экономика ведьм

В доиндустриальных аграрных обществах считалось, что все блага существуют в ограниченных количествах. Другими словами, экономика — это игра с нулевой суммой. Выигрыш одного подразумевает проигрыш для всех остальных. Следовательно, новшества и стремление к приобретению богатства были не в почете.

Охотники за сокровищами были сторонниками идеи ограниченного блага. Они хотели разбогатеть не благодаря более усердному труду, а благодаря магии — а значит, имели дело с миром духов. Вот почему для них наказание за колдовство было таким мягким. Хоть они и практиковали магию, вызывали демонов и общались с призраками, они не нарушали нормы экономического поведения того времени.

Драконьи ведьмы и богатые ведьмы были их полной противоположностью. Из исторических источников мы знаем, что они делали всё то, чего охотники за сокровищами избегали: создавали жесткую конкуренцию и стремились обогатиться, невзирая на чувства сограждан.

Окружающие объясняли такое поведение тем, что драконьи ведьмы и богатые ведьмы были жадными по своей природе. А жадность автоматически делала их злыми. В конце концов, церковь учила, что алчность — это один из семи смертных грехов. Следовательно, драконьи ведьмы и богатые ведьмы были на стороне дьявола еще до того, как заключили с ним сделку. Как говорится в одном источнике: «Из-за своей алчности подозреваемая считалась ведьмой, а если еще и не была ей, то, несомненно, вскоре бы стала».

Драконьи ведьмы и богатые ведьмы — это две стороны одной медали. И те и другие осуждались за жадность и безразличие. Их богатство было главной причиной, по которой их считали ведьмами. В отличие от охотников за сокровищами ведьмы удовлетворяли свою жажду наживы за счет своих ближних. Подозрение на них навлекало именно агрессивное обогащение.

первые упоминания о ведьмах в истории. Смотреть фото первые упоминания о ведьмах в истории. Смотреть картинку первые упоминания о ведьмах в истории. Картинка про первые упоминания о ведьмах в истории. Фото первые упоминания о ведьмах в истории

Для жителей раннего Нового времени антисоциальное поведение служило доказательством заключения сделки с дьяволом. Многие подозреваемые в колдовстве были попросту агрессивными или несдержанными людьми, которых окружающие считали воплощением зла.

Учитывая огромные риски, напрашивается вопрос: почему некоторые люди всё же стремились разбогатеть? И почему вера в ограниченное благо не препятствовала такому поведению?

По словам американского антрополога Джорджа М. Фостера, вера в ограниченное благо — это скорее особенность менталитета, а не догма. Она определяла ожидаемые формы поведения. Но люди, которым хватало смелости (или безрассудства), игнорировали общепринятые нормы и действовали в своих интересах.

Процессы над ведьмами нужно рассматривать не в контексте магии (поскольку они имеют крайне мало общего с магией), а в контексте ценностей и норм поведения, свойственных конкретным сообществам.

В этой связи напрашивается еще один, более важный вопрос: способствовало ли развитие капитализма упадку веры в ведовство? Было ли установление рыночной экономики в Европе одним из факторов, положивших конец охоте на ведьм?

Обвиняемые в ведовстве наказывались за определенное социальное и экономическое поведение, а не за магическую практику. Все до единого охотники за сокровищами в Германии остались живы после судебных процессов над ними. Маргарета Хёнин же пользовалась дурной репутацией, так как не подчинялась господствующей идеологии, согласно которой каждый должен был оставаться на своем, Богом данном ему месте. Ее признали виновной в ведовстве и сожгли на костре в 1580 году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *