петергоф история создания кратко для детей
Путешествия по городам России и зарубежья
Пешие экскурсии
Коротко о Петергофе
Петергоф является одним из крупнейших дворцово–парковых ансамблей в России и государственным музеем – заповедником. Он находится на южном побережье Финского залива. Петергоф входит в топ – 10 самых красивых дворцово–парковых комплексов мира. Главные символы Петергофа – это, конечно же, фонтаны. Петергоф нередко называют русским Версалем.
Краткая историческая справка
Идея постройки Петергофа пришла в голову Петру I после того, как он вернулся из Парижа. Большое впечатление произвел на русского царя Версаль, и было принято решение создать России подобное место. В строительстве дворцово-паркового комплекса принимали участие известные архитекторы многих стран – России, Франции, Италии. Схему системы подачи воды ко всем фонтанам разработал и внедрил сам русский царь. Вода поступает с Ропшинских высот самотеком в фонтаны Петергофа, обеспечивая при этом необходимый напор. Система функционирует на части фонтанов до сих пор и является уникальной и не встречается больше нигде в мире.
Первый запуск фонтанов произошел в 1721 году. Поводом служила победа России в Северной войне. После открытия Петергофа Петром Алексеевичем было принято решение перенести сюда летнюю резиденцию царской семьи.
Во время правления Николая I была начато основание нескольких новых парков – Лугового и Александрии, а также возведение Бельведера и Готической капеллы. Однако, после того, как в 1918 году Петергоф был национализирован и передан на баланс страны, большая его часть пришла в упадок. В 1924 году ансамбль пострадал от наводнения. Реставрационные работы были начаты в 1926 году.
Петергоф был основательно разрушен во время Второй мировой войны. Работы по восстановлению были начаты сразу после окончания военных действий и летом 1946 года все фонтаны функционировали.
Коротко о современном виде Петергофа
Территория Петергофа состоит из двух парков – Верхнего и Нижнего. Площадь верхнего парка составляет 15 гектаров. На этой территории расположенного огромное количество небольших садов, беседок, цветников. Центр композиции – зеркальные бассейны с фонтанами, находящимися в центре:
• Межеумный – морской дракон в окружении четырех дельфинов;
• Нептун ;
• Дубовый – Амур, окруженный шестью дельфинами;
• Квадратные пруды.
Верхний и Нижний парки разделяет дворец.
На территории Нижнего парка расположено 150 фонтанов и 6 огромных каскадов. Самый крупный — Большой каскад. Он признан самым большим каскадом в мире – в его состав входит 60 фонтанов и 250 скульптур.
В центре Большого Каскада расположены Большой и Малый гроты. Вся вода, перетекающая по Большому каскаду, попадает в Чашу.
Морской канал соединяет Финский залив в Большим каскадом, вдоль которого установлены фонтаны. Канал является центральной осью Нижнего парка. До разработки Большого каскада канал был судоходным. Через него заходили суда, подвозившие гостей во дворец Летней резиденции.
На территории Нижнего парка расположено огромное количество фонтанов в форме скульпур, каждая из которых повествует свою историю: Нимфа и Данаида, Адам и Ева, Китовый, Тритон и т.д.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Петергоф в прошлом – история создания города: интересные факты
Пригород
Краткое описание
Петергоф – небольшой городок на южном берегу Финского залива в составе Петродворцового района Санкт-Петербурга. Бывшая резиденция царя, город с огромным количеством дворцов, усадеб, парков, памятников и других достопримечательностей. Однако для большинства туристов он известен одноименным дворцово-парковым ансамблем. Здесь есть железнодорожный вокзал и станция Новый Петергоф, а со стороны воды – причал на Финском заливе.
История
Дореволюционное время
Датой основания Петергофа называют 1710 год – всего через 7 лет после появления Северной столицы. При этом статус города образование получило лишь в 1762 году.
Изначально на этом месте располагались три финские деревни: две у воды и одна южнее – на горе. Первые упоминания о городе можно встретить в бортовом журнале Петра Великого в 1705 году – он обозначается как промежуточная станция по пути императора на остров Котлин.
Император, активно путешествующий по Европе, мечтал возвести на морском берегу дворец с парком и фонтанами, равного которому не будет во всем мире. И вот в 1710 году здесь началась основная деятельность по возведению загородной резиденции для царя и его семьи. Уже в 1714 году началась закладка Большого дворца. Тогда же возникли Монплезир, Большой грот и каскады, а так же другие сооружения, которые можно было увидеть в Нижнем парке.
Уже через 13 лет дворцово-парковый ансамбль Петергоф был практически сформирован:
В 1747 году по указу Елизаветы Петровны Большой дворец был несколько видоизменен, добавились новые помещения.
Руководил работами Растрелли. Именно тогда Петродворец получил современный облик.
Так как работникам и обслуживающему персоналу нужно было где-то жить, вокруг царской резиденции начал разрастаться будущий город: Малая слобода и Большая слобода – последняя сейчас носит название Старый Петергоф. Примерно через 7 лет поле закладки первого камня Большого дворца в Петергофе появилась пильная мельница с Гранитной фабрикой – именно на ее месте сегодня находится Часовой завод Ракета.
Изначально застройка местности вокруг дворца производилась хаотично, но благодаря стараниям архитектора М. Г. Земцова у города появилась четкая планировка. Некоторые здания были полностью перестроены, а для крестьян и военнослужащих созданы Мастеровой и Кавалерский дворы.
С 1762 года Петергоф официально стал городом при Дворцовом ведомстве
В конце XVIII столетия в городе появляются Английский дворец и Английский парк вокруг него, выполненные по проекту Д. Медерса и Д. Кварнеги. В этот период в Петергофе можно увидеть каменную церковь и деревянные дома. При этом, последние выполнены необычайно искусно. К концу столетия Петергоф насчитывал 57 обывательских домов, а к началу XIX века начали появляться первые каменные постройки, а помимо служащих при императоре, здесь стали появляться простые люди. В 1824 году царь Александр I велел за счет государства перестроить 58 наиболее некрасивых сооружений по типовым проектам, составленными известными архитекторами.
В период XIX-XX веков в Петергофе размещались военные полки, а так же обучали воспитанников военных училищ. В 1825 году император Николай I презентует своей жене Александре Федоровне земли рядом с Нижним парком. Вскоре там разбивают пейзажный парк, строят Коттедж и Фермерский дворец, возводят Готическую капеллу. Место это называют Собственная ее величества дача Александрия.
В 30-е годы XIX столетия город был в очередной раз преобразован. Основным архитектором Петергофа стал А. Шарлемань. Именно тогда появляются новые дома в стиле готика, а так же городской ансамбль с пожарным депо в районе Верхнего парка. В дальнейшем в городе появляются:
В первой половине XIX столетия император Николай I купил расположенную западнее Петергофа дачу Нарышкиных, где А. И. Штакеншнейдер построил дворец Лейхтенбергских, а так же Кухонный и Гофмейстерский корпуса, а затем Капеллу, отделанную мрамором. Позже вокруг возвели пейзажный парк – сегодня там находится дворцово-парковый ансамбль Сергиевка. В период с 32 по 57 годы XIX века рядом с Ольгиным прудом возникает выполненный по проекту А. И. Штакеншнейдера, П. Эрлера и М. Пилсудского Колонистский парк, а на островах Ольгина пруда – Ольгин и Царицын павильоны.
Одной из важных дат города можно назвать ноябрь 1848 года – именно тогда уездная управа была перенесена в Петергоф, и город стал центром Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии
В период 1853-1857 появляется железная дорога длиной 30 километров, соединяющая столицу с Петергофом. В начале XIX столетия в городе открывают 2 гимназии, а на берегу Ольгиного пруда по проекту архитектора В. Султанова возводят православный собор Петра и Павла, который стоит там и сейчас.
Советское время
Вплоть до революции 1917 года Петергоф был основной летней резиденцией императора и его семьи, а уже в 1918 году дворцы, где когда-то жили главные люди страны, превратились в музеи, дома отдыха и другие подобные заведения.
С сентября 1941 по январь 1944 годы Петергоф находился в оккупации германскими войсками. За это время он был практически полностью уничтожен, особенно сильно досталось Нижнему парку:
Эвакуировать из Петергофа удалось всего около 50 статуй и 8 тысяч предметов интерьера. Некоторые из статуй, которые не успели вывезти, просто закапывали, чтобы сохранить. Но такие условия в дальнейшем негативно сказались на их внешнем виде.
После освобождения восстановление Петергофа началось практически сразу, и по большей части общий облик города остался прежним. Поменялось только название – Петергоф превратился в Петродворец. Основная причина таких преобразований было немецкое происхождение слова Петергоф.
К сожалению, не все постройки удалось восстановить. Некоторые канули безвозвратно, к ним относится, например, Нижняя дача на территории Александрийского парка. Большой дворец открыл свои двери перед посетителями в мае 1964 года в день 250 летия города. В 60-70-е годы начали появляться новые дома и даже целые микрорайоны.
Вновь был открыт Завод точных технических камней – сейчас там производят часы Ракета
В 60-х годах на территории Старого Петергофа начали возводить научно-технический городок Ленинградского государственного университета, и позже сюда переехали разные факультеты. Так же появились общежития для студентов и дома для сотрудников.
Петергоф история создания кратко для детей
ГОТОВЫЕ ДОКЛАДЫ
для 2 класса
Петергоф относится к культурным достопримечательностям, расположенным недалеко от Санкт-Петербурга. Это огромный музейный комплекс, включающий в себя императорский дворец, хозяйственные постройки и живописный парк с большим количеством фонтанов на территории.
История создания
Петергоф был заложен Петром I в 1714 году. Императору потребовалась загородная резиденция на берегу Финского залива, так как рядом шло строительство морской крепости Кронштадт. Царь часто приезжал с инспекцией для контроля хода строительства.
Петергоф по-голландски обозначает «двор Петра». Сначала была построена пристань, потом со временем Императорский дворец, к которому прорыли канал с морской водой. Строительство шло 9 лет. К моменту торжественного открытия в 1723 году в парке работал большой каскад фонтанов.
Для создания загородной резиденции были приглашены лучшие архитекторы того времени.
Внешний вид
По красоте Петергоф сравнивают с парижским Версальским дворцом. Самой посещаемой частью достопримечательности является Нижний парк. Здесь расположено 150 самых красивых фонтанов со множеством скульптур. Часть фонтанов расположена в виде каскадов. Самый крупный носит название Большой каскад. Именно его чаще всего изображают на открытках с видами Петергофа. Вода Большого каскада через рукотворный канал попадает в Финский залив. В нижнем парке расположен дворец Монплезир и Марли.
Верхний парк примечателен красивым ландшафтным дизайном. Здесь много цветников, беседок и клумб необычной формы. В парке расположены зеркальные бассейны с фонтанами. Между парками построен огромный императорский дворец. В нем проводят экскурсии. Можно увидеть настоящие интерьеры, в которых проходили балы и торжественные приемы.
Фонтаны работают с мая по октябрь. Ежегодно сюда приезжают тысячи туристов, которые не устают восхищаться красотой этого места.
Петергоф факты интересные для детей. Интересные факты о фонтанах Петергофа
Краткое описание
Петергоф – небольшой городок на южном берегу Финского залива в составе Петродворцового района Санкт-Петербурга. Бывшая резиденция царя, город с огромным количеством дворцов, усадеб, парков, памятников и других достопримечательностей. Однако для большинства туристов он известен одноименным дворцово-парковым ансамблем. Здесь есть железнодорожный вокзал и станция Новый Петергоф, а со стороны воды – причал на Финском заливе.
С современным городом и его историей лучше знакомиться вживую, сегодня это легко осуществить, потому что ежедневно проводят экскурсии в Кронштадте, как по самому городу, так и тематические.
История Петергофа
На Васильевском острове в дельте Невы еще шумела дикая трава, а на соседнем Заячьем уже возвышалась новая крепость Санкт-Питер-Бурх. Однако Петр Великий задумал еще одно чудо – построить летнюю резиденцию, не имеющую аналогов в мире, превосходящую даже Версаль.
История Петергофа начинается, как это ни странно, с… Кронштадта. В начале 18 века на острове Котлин началось строительство этой балтийской твердыни. Государь часто наведывался на остров и на пути его следования был выстроен небольшой дом, предназначенный для царского отдыха. Называть его стали Питергоф, то есть Петров двор, в переводе с голландского языка.
В дальнейшем, на месте походного домика в 1711 году были заложены Верхние палаты, ставшие впоследствии Большим Петергофским дворцом. Но размещение нынешнего петергофского чуда здесь не планировалось.
Претендент
Для создания грандиозного дворцово-паркового комплекса с фонтанами была выбрана Стрельна. Однако по результатам инженерных расчетов инженера Б.Миниха получалось, что для создания масштабного фонтанного комплекса нужно провести невероятные гидротехнические работы и затопить водой ближайшие окрестности.
Изучив инженерные труды по гидравлике, государь понял, что можно организовать подачу воды для фонтанов, используя естественную разницу в высотах ландшафта. Он обсудил вместе с Минихом такую возможность, и они стали подыскивать для этих задач подходящую территорию.
Фаворит
Царь с инженером размышляли, где это может быть, и однажды, после долгих дебатов, они переглянулись и одновременно воскликнули – Петергоф!… Ну, разумеется… Это то, что нужно. Ропшинские высоты…
Их многочисленные родники могли стать прекрасным источником для подачи воды в петергофские фонтаны. Расчеты оказались верными. И, благодаря им, в Петергофе для подачи воды никогда не применялись насосы.
Государь сам предложил общую концепцию планировки ландшафтного ансамбля и в ходе строительства лично вникал в разработку самых ответственных архитектурных элементов.
Создание сказки
Строительство началось в 1714 г. под руководством архитектора Йозефа Браунштайна. В 1716 г. его сменил Жан-Батист Леблон. Создание чуда велось невиданными темпами. Один за другим закладывались фундаменты зданий, разбивались парки и сооружались фонтаны.
В августе 1723 г. состоялось торжественное открытие Петергофа в присутствии государя, именитых гостей и высокопоставленных вельмож. Приглашенные были необычайно изумлены увиденным великолепием. К этому времени были построены основные дворцы – Верхние палаты, Монплезир и Марли. Был полностью разбит Нижний парк и водный канал соединил Большой каскад и Финский залив. Из фонтанов – был создан Большой каскад и еще около 15 фонтанов.
Это были лишь основные задуманные сооружения, но и они уже были прекрасны. Из Финского залива по Морскому каналу гости могли на своих судах подплыть прямо к террасе Большого каскада, и вдоволь полюбоваться всем этим великолепием.
Слава о петергофской сказке быстро пересекла российские границы и вскоре вся Европа повторяла восторженные рассказы счастливых гостей. Силами следующих царей летняя императорская резиденция расширялась и улучшалась вплоть до начала 20 века.
Новый расцвет резиденции
В 1730 году в Нижнем парке центром композиции водного каскада стал великолепный «Самсон, раздирающий пасть льва», созданный Бартоломео Растрелли. Эта аллегория символизировала победу России над Швецией в знаменитом сражении под Полтавой. Вдоль Морского канала были поставлены водометы, и Верхний сад обогатился новыми фонтанами. К 1739 году были установлены Драконовский каскад и два «Римских фонтана».
Елизавета-Петергофу
По распоряжению Елизаветы Петровны довольно скромный Большой дворец был перестроен гениальным Франческо Растрелли.
Архитектор достроил третий этаж и расширил здание, взяв за образец дворец Версаля. В это же время были созданы внутренние интерьеры дворца – они стали богаче, роскошнее, а позолоченная резьба и ценный паркет делали их поистине шикарными. Были построены Екатерининский корпус, называвшийся в то время Елизаветинским, Оперный театр и Ассамблейный зал.
Вклад Екатерины
С восшествием в 1762 г. на российский престол Екатерины II в петергофской резиденции изменения происходили в духе новых модных тенденций в искусстве и архитектуре. В Большом дворце были переделаны Тронный и Чесменский залы. Архитекторы Ю.М. Фельтен и Ж.Б. Валлен-Деламот выполнили их в новом классическом стиле. В это же время созданы экзотические Китайские кабинеты.
Размах Николая
В 1825 году Николай I приобретает к востоку от Нижнего парка участок и дарит его своей жене Александре Федоровне. Здесь разбивается новый парк в пейзажном стиле, названный – Александрия. Архитектурным центром комплекса становится выстроенный двухэтажный Коттедж. К 1831 г. появляется Фермерский дом, а к 1838 г. — Капелла архитектора К. Шинкеля. Рядом в 1857 г. разбивается Колонистский парк.
Новые фонтаны завершили целостную архитектурную композицию Нижнего парка. Император первый вернул двор в Петергоф, и его дворцы и парки снова услышали голоса царской семьи.
В результате всех реконструкций и изменений получился совершенный архитектурно-ландшафтный комплекс, состоящий из нескольких дворцово-парковых ансамблей, где среди изумрудной зелени расставлены роскошные дворцы и павильоны, где хрустальные каскады фонтанов создают необыкновенную феерию водяной стихии.
Интересные факты
Фонтаны Нижнего парка
Это основная достопримечательность Нижнего парка. Всего здесь насчитывается около 150 фонтанов, каждый из которых представляет собой скульптурно-художественную композицию.
Самые интересные из фонтанов:
Самсон, раздирающий пасть льва
Это самый высокий фонтан Петергофа. Из пасти льва бьет струя воды на высоту порядка 21 метра. Скульптура установлена в 1835 г. в честь победы русской армии в битве со шведами под Полтавой. Самсон олицетворяет победоносную Россию, лев — поверженную Швецию.
Римские
Они похожи на фонтаны, расположенные на площади перед собором святого Петра в Риме, за что и получили свое название. Сооруженные в 1739 г., они представляют собой сочетание чаш, расположенных на высоте двух ярусов. Вода, взмывая вверх до высоты 10 метров и падая вниз последовательно на чаши каждого яруса, стекает в бассейн, создавая при этом блестящую водную завесу.
Менажерные
Название фонтаны получили от французского слова menager, то есть экономный, бережливый. Секрет их в том, что они демонстрируют объем воды, больший, чем расходуется фактически. Это достигается специальными насадками, которые позволяют создать водяной столб диаметром 30 сантиметров, с виду похожий на сплошной. На самом деле в середине вместо воды – пустота и вода подается только по внешнему диаметру трубы.
Мнение эксперта
Наш любимый историк
Исторический факт! Идея создания этой хитрости принадлежит лично Петру I. Он сам разработал конструкцию и сделал чертежи насадок.
После изготовления всех деталей и их установки появилась возможность создать эффект потока воды значительного диаметра, взмывающего на высоту 15 метров.
Оранжерейный
В аллегорической форме он демонстрирует борьбу России за выход к Балтийскому морю и олицетворяет победу русского флота над шведской эскадрой в сражении при Гангуте в 1714 г.
Скульптурная композиция представляет собой Тритона, вступившего в поединок с морским чудовищем в виде крокодила с рыбьим хвостом. Тритон не оставляет чудовищу никаких шансов и оно явно сдается, выпуская из пасти водяную струю высотой восемь метров. Практически, то же самое происходило в знаменитой морской битве. Российский флот в меньшем составе одержал победу над многочисленной шведской эскадрой, корабли которой бежали с места сражения, как на фонтане от Тритона бегут в разные стороны черепахи, вытянув в страхе свои шведские шеи.
Солнце
Технически очень сложная конструкция, не повторяющаяся ни в одном фонтане Петергофа. В центре бассейна располагается цилиндрическое основание, представляющее собой бассейн меньшего диаметра. Внутри него вращается цилиндрическая колонна высотой 3.5 метра с позолоченными дисками на вершине. Из дисков в разные стороны разлетаются потоки воды похожие на солнечные лучи.
Дельфины, размещенные на чаше бассейна, вторят им, выпуская из своих дельфиньих ртов радостные струи воды, приветствуя сверкающее солнце. В яркие солнечные дни создается невероятная хрустальная феерия сверкающих брызг и потоков воды. Интересно, что механизм фонтана находится в первозданном виде.
На одной оси с Самсоном Большого каскада, по обе его стороны располагаются два интересных фонтана с диаметром бассейна свыше 25 метров. Западный фонтан называют итальянским. И, действительно его авторы – итальянцы братья Дассовани и Джулиано Бараттини. Восточный фонтан называется французским, ведь его построил француз Поль Суалем.
Воронихинские колоннады
Стройные белоснежные здания с парными колоннами и сияющими золотыми вазами на крышах отделяют цветники Нижнего парка от его основного зеленого массива. Фонтаны бьют из ваз и позолоченных куполов, придавая зданиям необыкновенно нарядный и праздничный вид.
Интересно! Колоннады построены по проекту бывшего крепостного, талантливого русского мастера Андрея Воронихина. За эти проекты он получил звание архитектора и в его честь они и были названы.
В середине 19 века архитектор Андрей Штакеншнейдер заново отделал здания. Купола были покрыты позолоченной медью, а на полы колоннад выложена венецианская мозаика.
Один из самых древних фонтанов расположен в центральной части Монплезирского сада. Он создан архитектором Н. Микетти по эскизу Петра I и представляет собой мощный водомет — из центральной конструкции, напоминающей связку колосьев, вверх бьет струя воды высотой 4,5 метра. В бассейне диаметром 20 метров по периметру расположены 24 наклонные форсунки, из которых бьют водяные струи, напоминающие по траектории колосья, дополнительно придавая фонтану очертания снопа.
Большой Петергофский дворец
История строительства Большого дворца в Петергофе условно делится на два главных этапа. С 1715 по 1725 год Браунштейн, Леблон и Микетти трудились над созданием двухэтажного дворца, который Петр называл Нагорными палатами. Это был дворец исключительно для дипломатических приемов и праздников, поэтому над его отделкой трудились лучшие европейские и русские мастера. В 1745 году, когда Россией правила дочь Петра Елизавета, было принято решение начать перестройку дворца. Двор Елизаветы рос, для пышных церемоний все время не хватало места, поэтому придворный архитектор Растрелли достроил над зданием еще один этаж, расширил его и добавил два флигеля. В восточном разместилась придворная церковь, а в западном были обустроены покои для проживания знатных гостей и императорской фамилии. Следуя указаниям императрицы, архитектор бережно сохранил рабочий кабинет Петра во дворце как память о великом строителе Петергофа. При Екатерине Второй некоторые залы дворца были переоформлены в классическом стиле Фельтеном и Валленом-Деламотом. Дворец продолжал быть центром летней придворной жизни и в следующем столетии. Еще одна перестройка произошла в годы царствования Николая Первого. Архитектор Андрей Штакеншнейдер в 1846 году перестроил восточный флигель дворца, выходящий окнами на Верхний сад. Это было сделано перед свадьбой дочери Николая Первого Ольги с принцем Вюртембергским специально для размещения во флигеле жениха со свитой.
Верхний сад
Верхний сад считается парадным въездом в летнюю императорскую резиденцию и является прекрасным образцом регулярного парка.
Планировка сада придумана и выполнена по эскизу, сделанному государем лично. С тех пор произошли незначительные изменения, но общая концепция осталась та же. Немного изменилась и функциональность парка.
Если во времена Петра I Верхний парк использовался для выращивания овощей и разведения рыбы, то после реконструкции середины 18 века здесь появились аллеи подстриженных деревьев, фонтаны, беседки и перголы.
Наш любимый историк
Интересно! Регулярный парк предлагает посетителям ровную и четкую планировку прямых аллей и дорожек, газоны, водоемы и цветники геометрической формы, и коротко постриженные деревья и кустарники.
В соответствии с законами садово-парковой архитектуры были оставлены свободные пространства, установлены статуи и все пруды обогатились фонтанами. Среди них стоит выделить такие фонтаны, как:
Нептун
Фонтан создан в 1737 г. и располагается в центральной части Верхнего сада. Первоначально на месте нынешней скульптуры Нептуна стояла Нептунова телега – скульптурная группа из царя морей, колесницы, верховых на лошадях и дельфинов. Однако к концу 18 века скульптуры обветшали и были заменены бронзовыми, стоящими и сейчас. В центре композиции – Нептун с короной на голове и трезубцем в руке. Он окружен всадниками на морских конях, тритонами, нимфами и дельфинами.
Межеумный
Появился фонтан в 1738 г. и первоначально представлял собой скульптурную группу «Андромеда», но впоследствии его оформление менялось так часто, что за это он получил соответствующее название — Межеумный, то есть неопределенный.
Во время Великой Отечественной войны фонтан был разрушен и восстановлен в 1958 г. по рисункам 18 века, где изображен один из вариантов его внешнего вида.
Сейчас центральную часть пруда занимает скульптура крылатого дракона в окружении четырех дельфинов. Все они покрыты позолотой и выглядят очень эффектно.
Дубовый
Этот фонтан первым появился в Верхнем саду. Название произошло от его изначального внешнего вида. В 1734 г. он представлял собой позолоченный свинцовый дуб, отлитый скульптором Карло Бартоломео Растрелли по образцу дерева-фонтана, построенного в Версале. В 1746 г. дуб перекочевал в Нижний парк, а его место заняла другая композиция.
Храм Петра и Павла
История Собора Петра и Павла в Петергофе не такая насыщенная событиями, как у других архитектурных шедевров, потому что это здание возведено только в начале ХХ века по просьбе заведующего духовенством двора Иоанном Янышевым, который вовремя увидел необходимость постройки нового храма в Петергофе из-за нехватки места в существующих храмах. После рассмотрения просьбы на высочайшем уровне, проектирования (архитектор Николай Султанов), закладки фундамента, строительства (руководил – архитектор Василий Косяков), отделки и росписи собора лучшими художниками Санкт-Петербурга и Палеха прошло долгих 13 лет, и только в 1905 году храм был освящён тем же протопресвитером Иоанном Янышевым.
История храма в советское время – это череда позитивных и негативных событий, благодаря которым он всё же сохранил сой первоначальный облик. Сегодня собор представляет собой действующий православный храм с церковно-приходской школой и собственным благотворительным фондом. Его внутреннее убранство выполнено в нескольких художественных направлениях, но снаружи это типичный архитектурный ансамбль в неорусском стиле, пирамидальный и поднимающийся к небу на высоту 70 м. Всё здесь сделано рационально и функционально! Храм окружает крытая галерея с внутренними помещениями для освящения даров. Пристроены сени в качестве гардеробных, на хоры поднимаются отдельные лестницы. Довершают прекрасный внешний облик шатровая звонница, часовня с каменным арочным порталом, а также два крыльца главного входа в собор. Ещё одним часто посещаемым местом в храме является смотровая площадка, куда можно подняться, заплатив небольшую сумму в качестве пожертвования. Чаще всего на площадку допускаются туристические группы, следующие по определённому экскурсионному маршруту. Вид с площадки в хорошую погоду замечательный – это Кронштадт, часть Петергофа с Верхним парком и Ольгиным прудом, часть Санкт-Петербурга, Бабигон, Финский залив.