петровский овраг в кронштадте история
Петровский овраг в кронштадте история
Парк Монрепо-моё отдохновение
Парк Монрепо-моё отдохновение
Теперь, пожалуй, хорошо можно это увидеть, только когда нет листьев на деревьях.
Отсюда в овраг спускается лестница. Пройдем по ней в овраг.
Вид с лестницы на Доковый бассейн (до и после расчистки зарослей в Летнем саду):
Вид на лестницу снизу, из оврага (до расчистки зарослей):
Вот некоторые старые фотографии Овражного парка.
Вид Никольского Морского собора, между 1907 и 1913 [ 1,с.95,96 ] (см. также другую страницу):
На переднем плане Доковый овраг. По дну проходит канал, по обоим берегам которого устроены прямые аллеи, соединенные мостиками (на этой фотографии мостики не видны, см. следующие фотографии). По обе стороны от канала, на склонах парк имеет пейзажную планировку с криволинейными аллеями.
Овражный парк расположен между Летним садом и садом вокруг собора (тоже устроенным Э.Г.Гильбихом). Все три сада образовывали единый большой парковый комплекс.
Вид в сторону Докового бассейна. Впереди Макаровский мост. Вдали слева остроконечный силуэт Эстонско-финско-шведской лютеранской церкви (не сохранилась); немного правее каланча пожарной части (не сохранилась); значительно правее, примерно посередине снимка башня городского водопровода (ныне Музей истории Кронштадта).
Еще одна фотография [33] (происхождение фотографии мне неизвестно; к сожалению, она испорчена неуместной обработкой, которую я постарался нейтрализовать):
Вид от Якорной площади. Слева Доковый бассейн.
Виды на канал на дне оврага, снятые с перерывом меньше недели:
Обращает на себя внимание совершенно разный уровень воды в канале.
Парка фактически нет, склоны заросли молодыми деревьями.
На первых двух фотографиях справа (на южном берегу) в глубине смутно видно здание бывшей паровой водоподъемной машины, предназначенной для откачивания воды из бассейна. Вот это здание крупным планом:
Поднимемся из оврага к Якорной площади. Виды сверху на Доковый бассейн:
Наверху, рядом с лестницей 29 июля 2018 г., ко дню военно-морского флота установлен памятный знак «Триумф Российского флота»:
Петровский док в Кронштадте – уникальное гидротехническое сооружение петровской эпохи. Прочитав множество интересных статей о Петровском доке, мы захотели увидеть всё своими глазами. Мы ещё не знали, что осмотр Петровского дока растянется по времени на 1 год и для этого потребуются 3 поездки в Кронштадт. Мы также не знали насколько интересным и захватывающим будет изучение этого объекта.
Как попасть в Петровский док в Кронштадте
Итак, 2016 год. В один из последних августовских деньков мы прибыли в Кронштадт. Зная, что территория дока находится под охраной, мной было принято решение оставить юного исследователя и слабую половину нашей команды на городском пляже Кронштадта, а самому пробраться в Петровский док на разведку. Разведка началась с канала имени Петра Великого. Именно по нему корабли заходили в Петровский док на ремонт. С правой стороны от канала виден Задний створный маяк Кронштадского рейда.
Главные ворота Петровского дока, которые показывают тысячам туристов приезжающим в Кронштадт. А то, что скрывается за ними смотреть нельзя! Перед нашим рассказом проведём небольшой исторический экскурс. 8 мая 1719 года императором Петром I, был издан указ о строительстве дока с сопутствующей гидротехнической системой. Согласно официальной истории, в грандиозном строительстве дока принимали участие около 3000 человек – солдаты, крестьяне и каторжники, вооружённые лопатами, кирками и ломами. Однако, к своему сожалению, Пётр I так и не увидел результата своей технической мысли. А после смерти императора в 1725 г. работы по строительству были практически свёрнуты.
В 1732 году при императрице Елизавете Петровне была сформирована комиссия во главе с генералом Иоганном Люберасом фон Потт, для ревизии строительства дока. Последним был предложен ряд конструктивных решений (углубление и расширение докового бассейна) для скорейшего удаления воды из дока. С приходом к власти императрицы Елизаветы Петровны работы по строительству Петровского дока получили мощный импульс. Себя императрица считала продолжателем дела Петра I, и для неё было делом чести закончить начатое отцом строительство. В 1752 году, под грянувший из 1331 орудия салют, Елизавета Петровна самолично открыла для пуска воды шлюзовые механизмы, ознаменовав завершение строительства Петровского дока.
На информационном щите у ворот Петровского дока в виде креста нарисована часть гидротехнической системы дока. Правда, с первого взгляда это сложно понять.
Готовясь к поездке в Кронштадт, мы потратили не один час времени, чтобы найти ответ на вопрос как попасть в Петровский док. Открытые настежь кованые ворота в сад Попова – наш проходной билет к залазу в Петровский док. Жёлтое здание слева – дом Б.К. Миниха, фаворита императрицы Анны Иоановны. Позднее в этом здании жили такие великие флотоводцы как Ф.Ф. Беллинсгаузен, С.О. Макаров, Ф.П. Литке, а также знаменитый подводник А.И. Маринеско.
Кованая решётка украшена якорем и мечом. Это и понятно, ведь эта территория относилась к дому, где жили великие русские флотоводцы.
Не раз мы сталкивались с тем, что изучая какой-то вопрос невольно открываешь для себя ещё что-то новое. Вот и тут, пробираясь через полузаброшенный сад к залазу в Петровский док, я обнаружил памятник изобретателю радио Александру Степановичу Попову. Резонный вопрос: что тут делает памятник Попову?
Как оказалось, именно в этом крошечном домике, в абсолютной близости от Петровского дока, инженер А.С. Попов проводил в апреле – мае 1895 года испытания первого в мире радиоприёмника. Вот так открытие! Осмотрев домик, двигаюсь дальше. На фотографии, с правой стороны, за листвой деревьев проглядывают контуры небольшого строения. За этим строением поворачиваю налево и продираюсь через паутину теплотрасс и колючей проволоки. И вот…
Я в Петровском доке! Потрясающий постапокалиптический пейзаж! Грандиозное инженерное сооружение 384 метра длиной, 34 метра шириной и 10 метров глубиной полностью заросшее деревьями и кустами. Док выглядел как декорация к фильму о конце света.
Да, такой пейзаж нельзя показывать туристам. Не поймут! На заднем плане здание действующей военной части.
Продвигаюсь к главным воротам Петровского дока, которые фотографировал полчаса назад. Однако любование творением Петра I прервал резкий окрик мужика в камуфляже, вынырнувшего из кустов на противоположной стороне дока.
– Эй, быстро покинуть территорию!
– Здравствуйте, можно, мне сделать несколько фотографий?
– Сейчас, сделаю только пару фотографий.
Крикнул мужик в рацию и побежал к лестнице.
Разворот на 180 градусов и неспешное отступление. Жаль, что в лёгкой сумятице я не догадался сфотографировать своего загонщика.
Вскоре, неспешное отступление превратилось в спешное. В этих зарослях непросто было найти место залаза. Напоследок фотография швартовного кнехта из чугунной пушки.
Небольшое замешательство – по гранитной лестнице бежать или деревянной? Через несколько мгновений, протиснувшись через теплотрассы и ободрав руки о колючую проволоку удалось уйти от погони.
Доковый канал Петра Великого
Прошло 10 месяцев… Май 2017 года. Не изученный Петровский док мешал спокойно спать по ночам. Очередная поездка в Кронштадт началась по старому маршруту – доковый канал Петра Великого…
Видно, что Задний створный маяк Кронштадского рейда находится на реставрации, а рядом с ним расположилась экспозиция мин, торпед, палубных орудий… К сожалению, подойти ближе не представляется возможным – всё это находится на закрытой территории.
Палубное орудие на берегу Петровского канала.
Вспоминая прошлогодние заросли, обратили внимание на какую-то пустоту за воротами Петровского дока.
В этот раз штурмовать теплотрассы мы не стали, а направились к дому № 5А по улице Коммунистическая. В настоящее время, здание находится на реконструкции.
Припарковав автомобиль, мы проходим через арку во двор здания.
Юный исследователь попутно изучает принцип работы бетономешалки.
Крест-канал Петровского дока
Дорожка от здания прямиком вывела нас к Крест- каналу Петровского дока. Потрясающее зрелище… Масштабность строения просто завораживает. В центре находится сливная горловина. Более подробно мы расскажем об этом во 2 части прогулки по Петровскому доку.
Отсюда видно, что на доковых воротах даже сохранились доски.
Охраняемая часть Петровского дока (та самая, где меня год назад недружелюбно встретили ребята из ЧОПа). С нашего места к ней не подойти – проход преграждает бетонный забор с колючей проволокой.
Юный исследователь также восхищён масштабностью строительства 3-х вековой давности.
Массивные доковые ворота…
Крайне удивительно, что ворота избежали участи быть попилеными на металл!
От деревянной облицовки ворот остались только крепёжные болты.
Рядом с воротами находятся остатки ржавого разводного моста через канал.
Часть моста можно было откатить влево или вправо по металлическому рельсу.
Во 2 части прогулки по Петровскому доку мы расскажем, какое применение нашла для разводного моста современная молодёжь.
Невозможно оторвать взгляд от многотонных гранитных конструкций…
На заднем плане, за деревьями, видны золотые купола Морского Никольского собора.
Площадка открытия вентилей запорных клапанов для слива воды в Доковый бассейн.
Масштабно, грандиозно…и от этого ещё сильней возникает желание спуститься вниз. Решение приходит сразу ‒ покупка верёвочной лестницы и спуск в док с площадки открытия запорных клапанов. Значит, сюда нам ещё предстоит вернуться!
Схема и принцип работы Петровского дока в Кронштадте
А теперь небольшой рассказ о принципе действия Петровского дока. По тем временам это было инновационное гидротехническое сооружение. В начале 18 века в Европе существовали доки для ремонта кораблей, однако, непосредственно к ремонту судна можно было приступать не раньше чем через 3-4 недели. Именно столько времени требовалось, чтобы осушить док. Петра I такая ситуация не устраивала! Согласно официальной истории Пётр Iсамолично спроектировал Петровский док, который осушался за несколько часов! Основная идея императора была разместить ниже уровня дна дока сливной резервуар (доковый бассейн), в который вода сливалась бы самотёком благодаря наклонной поверхности. А из докового бассейна воду можно было неспешно откачать насосом с ветряным двигателем. Всё гениальное – просто! Когда только успевал всё это делать наш неутомимый император?
Для иллюстрации работы доковой системы мы нарисовали карту.
Обозначения на карте:
1 Петровский канал или канал Петра I, по каналу в док заходили корабли
2 Ворота Петровского дока
3 Основная доковая камера, где ремонтировались корабли (находится под охраной)
4 Поворотная площадка – место для разворота кораблей
5 Малая доковая камера
6 Малая доковая камера
7 Доковая камера, с которой осуществлялся спуск воды
8 Резервуар неизвестного назначения
9 Петровский овраг
10 Доковый бассейн
11 Насосная станция
12 Место слива воды в Обводной канал
Макаровский мост в Кронштадте
Дальнейший осмотр системы сброса воды из дока привёл нас к Макаровскому мосту.
С Макаровского моста открывается отличный вид на Петровский овраг, по которому вода из дока самотёком текла в доковый бассейн.
Идём по дорожке вдоль Петровского оврага… Поймали себя на мысли, что в Кронштадте много всего «петровского»: Петровский канал, Петровский док, Петровский овраг…
А с левой стороны золотом переливается на солнце Морской Никольский Собор.
Русло оврага чистят от грязи.
Плотина перед Доковым бассейном с оградкой в соответствующей стилистике.
Доковый бассейн
А вот и огромный Доковый бассейн…
Стены бассейна, сложенные из камней, напоминают пчелиные соты.
Вдруг, наше внимание привлекла немногочисленная туристическая группа. В хорошем темпе, перейдя плотину, туристы уверенно свернули на тропинку вдоль правого берега бассейна. В надежде увидеть что-то интересное мы пристроились в хвост колонны.
Гранитные чудеса Петровского дока
Нашему удивлению не было предела, когда мы внезапно вышли к интереснейшему историческому артефакту – полигональной гранитной кладке. Безусловно, мы видели в интернете фотографии этой гранитной стены, но честно говоря, увидеть её было полной неожиданностью для нас!
Удивительная гранитная кладка с высочайшим уровнем обработки гранитных блоков. О этой стене, более подробно, мы расскажем в фотоочерке «Гранитные чудеса Кронштадта».
Вид на Морской собор, который великолепен абсолютно со всех ракурсов.
Насосная станция Петровского дока
Здание насосной станции. Вода насосами поднималась из Докового бассейна и по отводному каналу сбрасывалась уже в Обводной канал, опоясывающий центр Кронштадта.
Остатки балконов насосной станции.
Поднимаемся по лестнице наверх…
Не перестаём восхищаться, что даже сугубо утилитарные постройки того времени были красивы и не лишены изыска.
Юный исследователь в процессе изучения насосной станции.
Непростая дорога домой…
По пути мы обнаружили одноглазое дерево пожирающее камень.
Обводной канал. Именно сюда откачивалась вода из Докового бассейна.
Система Петровского дока на карте Кронштадта
И напоследок, хочется сказать несколько слов о масштабности творения Петра I. На карте Кронштадта мы обозначили линией границы строений относящихся к Петровскому доку.. Вот что у нас получилось.
А теперь посмотрим на занимаемую доком площадь.
Получается, что около 50% площади Кронштадта занимает Петровский док с гидротехнической системой! Масштабы дока потрясают! Возможно, Пётр I так и планировал сделать город – док!
Ну чтож, теперь вы знаете о Петровском доке всё. Или почти всё. Продолжение во 2 части.
Канал имени Петра Великого с гидротехническими сооружениями в Кронштадте
Кронштадт многим обязан гению Петра Великого. Отвоевав остров Котлин у шведов, Петр занялся его обустройством. Шла Северная война, и этот клочок земли должен был превратиться в могучую крепость и, одновременно, стать лицом новой России, её «парадной дверью». Именно Котлин должен был первым встречать как иностранных гостей, так и неприятеля. Вскоре Кронштадт стал базой российского Балтийского флота и портом, принимающим торговые суда. Городу необходимо было обеспечить проведение судоремонтных работ, и Петр I заложил систему доковых сооружений, которая с 1752 года носит название канал имени Петра Великого.
Петровский док, вид с Докового моста
История строительства канала Петра Великого в Кронштадте
По замыслу Петра, в Новом Амстердаме, как называлось тогда поселение на острове Котлин, должно было быть прорыто четыре канала с доками, построены мастерские и флотские склады. В центре острова планировали соорудить бассейн с шестью доками и огромную башню-маяк.
Работы были начаты 24 марта 1719 года. Непосредственное руководство осуществлял англичанин по происхождению, капитан-командор Эдвард Лейн (англ. Edward Lane, ок. 1670-1729) — кораблестроитель и организатор судоремонта в России, гидротехник и капитан над Кронштадтским портом. Надзор за работами осуществлял сенатор Михаил Михайлович Самарин (1659-1730). На строительстве канала работало более 3000 землекопов.
К 1720 году был вырыт канал, имевший 180 саженей (384 метра) в длину, 15 саженей (32 метра) в ширину и 2 сажени (4,27 метра) в глубину, а также заложены дамбы. В 1723 году началась облицовка стен канала камнем. В 1724 году канал, шесть доков и эллинги начали свою работу. В доках могли встать на ремонт одновременно 10 кораблей.
План крепости Кронштадт в 1723 году
После смерти Петра темп строительных работ в Кронштадте постепенно замедлялся. Казалось, все начинания царя-реформатора вскоре будут сведены на нет. Однако после возвращения двора императрицы Анны Иоанновны в Санкт-Петербург в 1732 году, работы по обустройству Кронштадта были возобновлены.
Комиссия в составе военного инженера шведского происхождения, генерал-аншефа Иоганна-Людвига Любераса (Johann Ludwig Luberas von Pott, 1687-1752), полковника Джузеппе Трезини и офицеров инженерного корпуса осмотрела повреждения в доковом канале. И предложила новый проект: построить доки в конце канала, а не в основном бассейне, а также отказаться от сооружения дополнительного бассейна. Кроме того, была отвергнута петровская идея строительства башни-маяка.
С 1734 года и до самой своей смерти в 1752 году работы возглавлял Иоганн-Людвиг Люберас. Строительство Докового канала стало делом всей его жизни. Создание крестовины из трех доков, знаменитого крест-канала — его идея. Однако дело продвигалось медленно.
В 1747 году в Кронштадт прибыл русский ученый и механик Андрей Константинович Нартов (1693-1756), прославившийся как изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колёс. Нартову принадлежит создание главного механизма док-канала — трех пар двойных шлюзовых ворот, в конструкции которых впервые в России использовалась латунь.
Также в строительстве доковых сооружений принимал участие генерал-поручик Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов (1717-1784), отец фельдмаршала М.И.Кутузова.
В октябре 1751 года док был готов. Его торжественное открытие состоялось 30 июля 1752 года. В Кронштадт прибыла императрица Елизавета Петровна в сопровождении всего двора и иностранных дипломатов. После литургии и крестного хода императрица собственноручно, при помощи изготовленного Нартовым уникального механизма, открыла ворота дока.
Новый канал получил имя Петра Великого. 1 августа 1752 года в док вошел крупнейший на то время в русском флоте 120-пушечный корабль «Императрица Анна».
Через неделю после открытия канала Иоганн-Людвиг Люберас скончался. В 1755 году дальнейшие строительные работы были поручены Абраму Петровичу Ганнибалу (1697-1781), прадеду Александра Сергеевича Пушкина.
В 1774-1777 годах для откачки воды из сухих доков была установлена паровая машина, привезенная из Шотландии, одна из самых больших в Европе. В 1791-1792 году появилась вторая паровая машина. Работы по дальнейшему усовершенствованию канала имени Петра Великого продолжались на протяжении XIX-XX веков.
Петровский док в 1991 году
В наши дни ремонт и сервисное обслуживание военных кораблей и гражданских судов осуществляет АО «Кронштадтский морской завод», основанный в 1858 году. Он расположен в юго-восточной части Кронштадта. В 2014-2016 годах здесь проходил ремонт крейсер «Аврора».
Кронштадтский морской завод
Система канала имени Петра Великого в Кронштадте
Канал имени Петра Великого начинается в Усть-Рогатке в Средней гавани. Это два пирса, которые предваряют вход в Петровский канал. Его общая протяженность от Усть-Рогатки до конца Докового бассейна — 2240 метров. Канал Петра Великого включает следующие сооружения:
Вокруг доковых сооружений канала Петра Великого расположено Кронштадтское Адмиралтейство Императора Петра Великого, занимающее около 20% территории Кронштадта.
Здания 4-й и 3-й парусной мастерской Кронштадтского Адмиралтейства Императора Петра Великого
История его появления такова. 13 мая 1783 года здание Санкт-Петербургского Адмиралтейства охватил пожар, который угрожал Зимнему дворцу. По указу императрицы Екатерины II, Адмиралтейство из Санкт-Петербурга было переведено в Кронштадт. Проект кронштадтского Адмиралтейства был разработан адмиралом Самуилом Карловичем Грейгом (1735-1788) в 1785 году.
После возобновления работы Адмиралтейства в Петербурге при императоре Павле, в Кронштадте продолжило работу Доковое Адмиралтейство, большинство построек которого сохранились до наших дней.
Депутаты Четвертой Государственной думы в Кронштадте, около Петровского дока. 1913 год
Усть-Рогатка
Усть-Рогатка — это система из двух пирсов в морской части Петровского канала. Здесь швартуются корабли Военно-морского флота России. Доступ сюда закрыт. Однако один раз в год, в день ВМФ, она открывается для посетителей.
Усть-Рогатка и канал Петра Великого
Памятник погибшим при взрыве на форте «Император Павел I» («Рисбанк») в 1923 году
Восточная стенка Усть-Рогатки, вид со стороны Средней гавани
Стоянка кораблей ВМФ в Средней гавани у восточного пирса морской части Петровского канала (Усть-Рогатка)
Петровский канал
От Усть-Рогатки до ворот Петровского дока проходит часть канала Петра Великого. У пирсов Усть-Рогатки в наше время пришвартованы корабли Военно-Морского флота России, это закрытая территория. Территория вдоль Петровского канала до доковых ворот открыта для посещения. Здесь есть несколько интересных объектов.
Петровский канал, вид в сторону Усть-Рогатки
Стенка канала Петра Великого
Памятный знак «В честь 150-летия установления дружественных отношений между Россией и Японией» был установлен в 2005 году. Инициатором создания памятника выступил депутат Палаты Представителей Парламента от Либеральной демократической партии Японии Тосицугу Сайто (斉藤 斗志二 Saitō Toshitsugu).
В 1852-1855 годах из Кронштадта в Нагасаки совершили поход фрегаты «Паллада» и «Диана» под командованием Евфимия Васильевича Путятина (1803-1883). 26 января (7 февраля) 1855 года между вице-адмиралом Е.В.Путятиным и Тосиакирой Кавадзи было подписано первое дипломатическое соглашение двумя странами: Симодский договор между Россией и Японией или Симодский трактат (яп. 日露和親条約 Нити-ро васин дзё:яку, «Японско-российский договор о дружбе»).
Памятный знак «В честь 150-летия установления дружественных отношений между Россией и Японией»
Неподалеку стоит 85-мм универсальная палубная установка 90-К. Это корабельная артиллерийская установка, которая была разработана и производилась в СССР на заводе №8 (Орудийный завод в Подлипках, ныне в черте города Королев, Московская область). Состояла на вооружении надводных кораблей СССР во время Второй мировой войны, а также в послевоенный период.
Универсальная морская 85-мм установка 90К на берегу канала Петра Великого
Казенная часть универсальной морской 85-мм установки 90К
Ближе к Усть-Рогатке находится закладной камень памятника морякам-тральщикам, погибшим в 1941-1962 годах.
Закладной камень памятника морякам-тральщикам, погибшим в 1941-1962 годах
С другой стороны Петровского канала расположен Петровский парк. Он был разбит в 60-80-годах XIX века на месте мелководья Средней гавани, засыпанного землей при строительстве гидротехнических сооружений канала Петра Великого.
Старая мощеная дорога между Петровским парком и Петровским каналом
Доковый мост
Во второй половине XIX века через канал Петра Великого был переброшен Доковый мост. Он построен из корабельной стали и собран на клёпаных соединениях. В прошлом, когда судно заходило в Петровский док или выходило из него, Доковый мост отводился в сторону. Есть версия, что в проектировании Докового моста принимал участие вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1848-1904).
Доковый мост через канал Петра Великого
Через Доковый мост можно проехать на машине. Сохранился деревянный настил.
Доковый мост
Петровский док
С другой стороны Петровский канал упирается в Петровский, или южный, док. Длина Петровского дока составляет 384 метра, ширина — 34 метра, глубина — 10 метров.
Петровский док
До недавнего времени в Петровском доке ремонтировались суда, в том числе и такие, как прославленный «Крузенштерн». Сейчас же док заброшен и разрушается. Однако попасть сюда по-прежнему нельзя, территория строго охраняется.
Заброшенный Петровский док
Заброшенный Петровский док
Крест-канал и Петровский овраг
Петровский док завершается крест-каналом с тремя доками (западным, северным и восточным). Здесь одновременно могли встать на ремонт до 10 судов. Уникальность сооружения заключается в том, что он осушался за несколько часов: ниже уровня дока расположен Доковый бассейн, куда вода стекала самотеком по наклонной протоке в Петровском овраге.
Петровский овраг с протокой, по которой вода самотеком стекала из Петровского дока и Крест-канала в Доковый бассейн
Через овраг перекинут живописный Макаровский мост 1913 года постройки.
Макаровский мост через Петровский овраг
Доковый бассейн
Доковый бассейн расположен недалеко от Морского собора, рядом с Летним садом. Он был сооружен в 1734-1752 годах, по проекту военного инженера Иоганна-Людвига Любераса, в XIX-XX веках реконструировался. Среднегодовой уровень воды в нем находится на отметке 11,4 метров ниже нуля Кронштадтского футштока.
Доковый бассейн
В углу бассейна можно увидеть руины Насосной станции.Первоначально воду в док подавали с помощью специальных помп, работающих от ветряных мельниц и машин на конной тяге. В 1777 году была установлена привезённая из Шотландии первая в России промышленная паровая машина.
Насосная станция
Из Докового бассейна излишки воды насосами поднимались в водоотводной канал и оттуда через Обводный канал сбрасывались в море.
Обводный канал
Канал имени Петра Великого в Кронштадте на карте
*При написании статьи использованы материалы книги В.Я.Крестьянинова «Кронштадт. Крепость, город, порт», СПб, 2014.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»